ВЕСТНИК ПГГПУ
Серия № 1. Психологические и педагогические науки
УДК 371.388.3
Гаврилова Татьяна Петровна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики
Волкова Дарина Константиновна
магистрант кафедры педагогики
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, +7(342)238-63-72 e-mail: [email protected]
О НЕОБХОДИМОСТИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Tatyana P. Gavrilova
PhD, Assistant Professor of the Chair of Pedagogy
Darina K. Volkova
Magister of the Chair of Pedagogy
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia e-mail: [email protected]
ABOUT THE NECESSITY OF TUTOR SUPPORT OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE PROCESS OF PEDAGOGICAL PRACTICE
Аннотация. В статье отражены результаты диагностического исследования по проблеме готовности студентов к прохождению педагогической практики в школе. Обоснована необходимость тьюторского сопровождения студентов-практикантов.
Ключевые слова: студенты педагогического университета, педагогическая практика, профессиональная компетентность, тьюторское сопровождение.
Abstract. The article reflects the results of diagnostic research on the problem of preparing of students of High school to the pedagogical practice. The necessity of student's tutor support is proved.
Kew words: students of pedagogical university, pedagogical practice, professional competence, tutor support.
© Гаврилова Т.П., Волкова Д.К., 2017
РАЗДЕЛ 5. Тьюторское сопровождение в образовании
Новые социально-экономические условия, предполагающие развитие рынка труда, внедрение в производство передовой техники и инновационных технологий, предъявляют современному специалисту самые высокие требования. В силу современных трансформаций в области образования стали заметны предпосылки к созданию открытой образовательной среды, предполагающей вариативность, избыточность и индивидуализацию процесса. Современный специалист должен отвечать всем требованиям и тенденциям современного рынка трудовых ресурсов. Профессиональная жизнь современного человека требует от него большого умения адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни, обладать набором необходимых знаний в различных сферах человеческой деятельности. Это неизбежно приводит к изменению образовательных программ, к расширению воспитательной среды в образовательных учреждениях, созданию и реализации индивидуальных образовательных маршрутов.
Актуальность исследования обусловлена тем, что приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. Саморазвитие и самореализация человеком своих сил и способностей подразумевает высокие достижения не только в образовательной, но и в профессиональной и общественной жизни. Поэтому приобретение профессиональных компетенций студентами в процессе обучения в педагогическом вузе имеет большое значение для их дальнейшего становления в качестве педагогов-профессионалов. В своих работах ученые отмечают эффективность использования технологий тьюторства в вузе при прохождении практики.
Изучение ряда работ по теме исследования (Т.К. Анохина, Л.В. Бендова, Г.М. Беспалова, С.Г. Вершловский, Е.А. Волошина, Т.М. Ковалева) позволило сделать вывод, что для получения в учебном процессе качественных результатов студентам необходимо тьюторское сопровождение, которое позволит каждому обучающемуся выбирать собственный путь личностного развития и саморазвития.
Мы предположили, что оказать студентам педагогическую поддержку в их профессиональном самоопределении можно с помощью внедрения в учебный процесс тьюторских технологий, суть которых состоит в том, чтобы осуществить переход от деятельности, организуемой педагогом, к самоорганизации обучающихся.
Наше исследование мы провели на базе Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. В нем приняли участие студенты 3-го курса исторического факультета в количестве 34 человек.
На первом этапе экспериментальной работы была определена цель констатирующего эксперимента: выявить уровень мотивации и готовности обучающихся к педагогической практике в школе. Для этого было необходимо разработать критерии определения уровня мотивации и компетентностной готовности студента.
Гп ВЕСТНИК ПГТПУ
Серия № 1. Психологические и педагогические науки
Исходя из выделенной структуры сформированности профессиональных компетенций студентов в качестве критериев оценки их развития были выделены когнитивный и мотивационный. Когнитивный критерий определяет уровень знаний по предметам, знаний о своих профессионально важных качествах, которые надо применять в работе учителя, знаний о вариативных путях решения тех или иных воспитательных задач при работе с коллективом класса. Мотивационный критерий показывает направленность личности на педагогическую деятельность, адекватное отношение к себе как субъекту профессионального самоопределения, оценочные суждения своих действий на разных этапах деятельности, оценку оригинальных вариантов решений, их достоинств и недостатков.
Для выявления уровня компетентностной готовности студентов на начальном этапе педагогической практики были использованы диагностические материалы, разработанные такими учеными, как Н.С. Пряжников, А.А. Реан, Е.И. Рогов, Т.Т. Соколова.
Так, для выявления уровня готовности студентов к педагогической практике была применена методика Т.Т. Соколовой «Самоопределение уровня готовности педагога к воспитательной работе» [3]. По этой методике студентам было предложено ответить на вопросы четырех блоков: «Моя профессия», «Мои знания», «Мои ориентации в методике воспитательной работы», «Мои способности к организации воспитательного процесса». Исходя из содержания всех четырех блоков можно выделить наиболее объективные показатели готовности педагога к воспитательной работе как к процессу образовательной деятельности в школе. Средний уровень готовности прослеживается у 38 % респондентов. Базовый уровень готовности зафиксирован у 15 % студентов. Низкий уровень готовности отмечен у 47 % студентов. Таким образом, анализ результатов диагностической методики по самоопределению уровня готовности будущих педагогов к воспитательной работе показал, что у экспериментальной группы наблюдаются три уровня готовности из четырех: средний, базовый и низкий, высокий уровень готовности отсутствует.
Для выявления мотивационного уровня готовности был использован опросник А.А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи» [1]. По результатам анализа ответов студентов был выявлен средний уровень мотивации. 73 % студентов показали позитивную мотивацию на успех. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. Наше внимание привлекли 14 % респондентов, которые в дальнейшем и будут основными объектами формирующего эксперимента. Студенты этой группы проявили мотивацию на неудачу. При данном типе мотивации активность личности связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. В целом в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий.
Для выявления профессиональной готовности студентов к дальнейшей деятельности был применен опросник Е.И. Рогова «Оценка профессиональной
РАЗДЕЛ 5. Тьюторское сопровождение в образовании
направленности личности учителя» [2]. По результатам опроса все студенты разделились на группы по четырем типам личности. В структуру личности типа «организатор» входят такие качества, как требовательность, организованность, сильная воля, энергичность. К этому типу были отнесены пять студентов (14 %). Для типа личности «предметник» характерны наблюдательность, профессиональная компетентность, стремление к творчеству. Эти качества были зафиксированы у четырех студентов (13 %) другой группы. Структуру личности типа «коммуникатор» составляют такие качества, как общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая нравственность. Сюда же могут быть отнесены эмоциональность и пластичность поведения, имеющие тесные связи с этими качествами. В эту группу вошли пятнадцать человек (48 %). Тип личности «интеллигент» характеризуется высоким интеллектом, общей культурой и безусловной нравственностью. Этот тип зафиксирован у 10 человек (25 %).
Таким образом, по итогам проведенных диагностик низкий уровень готовности студентов к воспитательной работе в начальный период педагогической практики был выявлен у пятнадцати респондентов, причем пятеро из них характеризовались ярко выраженной мотивацией на неудачу. Следует также отметить, что большинство компонентов профессиональной направленности (общительность, организованность, направленность на предмет, интеллигентность, мотивация одобрения) у студентов недостаточно развиты.
На следующем этапе нашей экспериментальной работы мы провели со студентами рефлексивную встречу. Учитывая, что большинство проведенных диагностик были самооценочными, мы попросили студентов проанализировать результаты диагностик и найти слабые места в их личностной готовности к педагогической практике. Первая группа студентов сделала запрос на создание индивидуальных образовательных маршрутов по развитию коммуникативных навыков. Вторая группа высказала потребность в тьюторском сопровождении по овладению методами и формами воспитательной работы. Часть студентов была нацелена на овладение инновационными методами преподавания. Личностные запросы студентов легли в основу программы по тьюторскому сопровождению, которую предполагалось реализовать в процессе формирующего эксперимента.
Список литературы
1. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. -СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - С. 138, 146-147.
2. Рогов Е.И. Опросник «Оценка профессиональной направленности личности учителя» [Электронный ресурс]. - URL: http://testoteka.narod.ru/profZ1/05.html (дата обращения: 15.02.17).
3. Соколова Т.Т. Тест «Самоопределение уровня готовности педагога» [Электронный ресурс]. - URL: naturalist.ucoz.com/01/metodkabinet/diag_pdo.doc (дата обращения: 14.03.17).