Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПРОСЛУШИВАНИЯ МУЗЫКИ ЭДВАРДА ГРИГА НА МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПРОСЛУШИВАНИЯ МУЗЫКИ ЭДВАРДА ГРИГА НА МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / PRESCHOOL EDUCATION / MATHEMATICS SKILLS / EXPERIMENTAL PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковчук И.К.

Исследования влияния музыки на человека ведутся с античных времён. Общеизвестно, что классическая музыка, например, такая, как композиции Моцарта, оказывает положительное влияние на способности к обучению у взрослых и детей. Это подтверждают многочисленные эксперименты. Для данного исследования детям дошкольного возраста было предложено решать арифметические задачи, а затем слушать композиции Эдварда Грига. Первая группа детей повторно решала похожие задачи во время прослушивания, вторая - сразу после, а третья - через сутки после. Четвёртая группа, контрольная, не слушала музыку, детям, вошедшим в эту группу, было также предложено позже повторно решить задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПРОСЛУШИВАНИЯ МУЗЫКИ ЭДВАРДА ГРИГА НА МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ»

To sum up it all, education in the broadest sense of the word is integral part of our lives. While getting education we cannot just get essential educational knowledge that we would be able to use in our future sphere of activity but we can also communicate, expand our circle of contacts and express all the emotions that we are able to express extramurally. In complexion of getting knowledge and permanent communicating with pleasant people while getting useful skills, it forms part of our lives that is called education. And a long time ago Seneca said: "It doesn't matter how long you live, you should study throughout the life". And now it is really possible to say that education is not preparation for life: education is life itself.

Использованные источники:

1. Рудь А. Образование для разнообразия / [Электронный ресурс]: электронный сайт журнала «Куда пойти учиться» - Режим доступа: http://kpuz.idsocium.ru/news.php?extend.73.

2. Михайлов А. В. Школа как самообучающаяся организация // Непрерывное образование: XXI век. Выпуск 1, 2013

УДК: 37.012.3

Яковчук И.К. музыкальный-руководитель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 33 "звездочка "

Россия, г. Мытищи ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПРОСЛУШИВАНИЯ МУЗЫКИ ЭДВАРДА ГРИГА НА МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ

Аннотация: исследования влияния музыки на человека ведутся с античных времён. Общеизвестно, что классическая музыка, например, такая, как композиции Моцарта, оказывает положительное влияние на способности к обучению у взрослых и детей. Это подтверждают многочисленные эксперименты.

Для данного исследования детям дошкольного возраста было предложено решать арифметические задачи, а затем слушать композиции Эдварда Грига. Первая группа детей повторно решала похожие задачи во время прослушивания, вторая - сразу после, а третья - через сутки после. Четвёртая группа, контрольная, не слушала музыку, детям, вошедшим в эту группу, было также предложено позже повторно решить задачи.

Ключевые слова: дошкольное образование, развитие математических способностей, экспериментальная педагогика.

Yakovchuk K. I., a music-head Municipal budget preschool educational institution kindergarten № 33 " Zvezdochka" Russia, Mytishchi

Abstract: studies of the influence of music on humans have been conducted since ancient times. It is well known that classical music, such as Mozart's compositions, has a positive impact on the ability to learn in adults and children. This is confirmed by numerous experiments.

For this study, preschool children were asked to solve arithmetic problems, and then listen to the composition of Edward Grieg. The first group of children repeatedly solved similar problems during listening, the second - right after, and the third-in days after. The fourth group, the control group, did not listen to music, the children included in this group were also invited to solve the problems later.

Keywords: preschool education, mathematics skills, experimental pedagogy.

Доказано, что классическая музыка оказывает положительное влияние на духовное, интеллектуальное, личностное и эмоциональное развитие дошкольников. Медицинские исследования также подтвердили, что прослушивание произведений классических композиторов улучшает кровоснабжение головного мозга [1]. У дошкольников с ограниченными возможностями здоровья музыкальная терапия улучшает результаты тестов образной памяти [2]. Исследователями выработаны различные рекомендации касательно оптимального времени прослушивания музыки: большинство советует слушать утром, перед интеллектуальной нагрузкой или во время неё [3]. Детям рекомендуется слушать утром, перед дневным сном и перед вечерним [4].

Для данного исследования было найдено 40 добровольцев: детей в возрасте от 4 до 6 лет. Они были разделены на группы по 10 человек. Каждому ребёнку было предложено через час после завтрака решить 10 арифметических задач, их родители измерили время, которое для этого потребовалось. Если ребёнок давал неправильный ответ, родитель должен был в конце попросить решить эту задачу заново. Время, которое на это требовалось, прибавлялось к общему.

Дети из первой группы на следующий день в это же время решали похожие задачи, слушая произведения Эдварда Грига. У двоих детей из группы результаты ухудшились (на 7,8% и 4,3%), у остальных восьми улучшились (от 1,2% до 9,7%).

Дети из второй группы сначала в течение 10 минут слушали музыку, а затем в тишине решали задачи. У одного ребёнка результат ухудшился на 5,4%, у остальных улучшился (от 3,8% до 11,2%).

Дети из третьей группы на второй день эксперимента 10 минут слушали музыку после завтрака, перед дневным сном и перед вечерним. На третий день через час после завтрака решали задачи. Два результата ухудшились (на 2,3% и на 8,1%), остальные улучшились (от 1,9% до 9,3%).

Дети из четвёртой группы не слушали музыку и на следующий день через час после завтрака снова решали задачи. У четырёх детей результаты ухудшились (от 7,5% до 9,2%), у шести улучшились (от 3,7% до 7,4%).

Таким образом, можно сделать вывод, что в среднем у дошкольников пик подъёма математических способностей приходится на время сразу после прослушивания произведений Эдварда Грига. Звучание музыки во время занятий может отвлекать детей. В среднем первые три группы показали более высокие результаты, чем четвёртая, контрольная.

Использованные источники:

1. Алаева М.В. В сборнике: Антропологические и психолого -педагогические аспекты обучения и воспитания материалы Международной научной конференции. Под редакцией Зимина О.А.. 2016. С. 9-12. Проблемы традиционных технологий документационного обеспечения / Л.Н. Гайдукова // Секретарское дело.- 2006.- № 10.- С. 17-22.

2. Притула А.К., Никитина А.А. В сборнике: Материалы 65-й научно-практической конференции преподавателей и студентов Министерство образования и науки Российской Федерации. 2015. С. 125-128.

3. Как музыка влияет на нашу продуктивность // Лайфхакер. URL: https://lifehacker.ru/muzyka-i-produktivnost/ (дата обращения: 17.11.2018).

4. Влияние классической музыки на человека // Sun. URL: https :// sunmag.me/sovety/12-01-2014-vliyanie-klassicheskoj -muzyki-na-cheloveka.html (дата обращения: 17.11.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.