Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова Тамара Алексеевна, Щередина Наталья Ивановна, Чинякова Надежда Ивановна

В настоящее время особо актуально приобщение детей к музыкальным произведениям великих классиков для духовно-нравственного становления личности ребенка. Использование классической музыки в воспитательных целях помогает раскрывать внутренний мир ребенка. Цель исследования - обосновать процесс формирования представлений о классической музыке у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-творческой деятельности. Методологическими ориентирами послужили комплексный, диалектический, логический подходы, а также теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы. В ходе исследования обоснован процесс успешного формирования представлений о классической музыке у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-творческой деятельности, осуществляемого на базе Центра продленного дня (далее - ЦПД) при МГПУ им. М.Е. Евсевьева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлова Тамара Алексеевна, Щередина Наталья Ивановна, Чинякова Надежда Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF IDEAS ABOUT CLASSICAL MUSIC IN CHILDREN OF OLDER PRESCHOOL AGE IN MUSICAL AND CREATIVE ACTIVITY

At present, it is especially important to familiarize children with the musical works of the great classics for the spiritual and moral development of the child's personality. The use of classical music for educational purposes helps to reveal the inner world of the child. The purpose of the study is to substantiate the process of formation of ideas about classical music in children of senior preschool age in musical and creative activities. The methodological guidelines were complex, dialectical, logical approaches, as well as a theoretical analysis of psychological, pedagogical and methodological literature. In the course of the study, the process of successful formation of ideas about classical music in children of senior preschool age in musical and creative activities, carried out on the basis of the Center for the Extended Day (hereinafter referred to as the Center for the Extended Day) at the Moscow State Pedagogical University named after. M. E. Evsevyeva.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

оптимальных ресурсов, направленных на подготовку к обучению в школе. Проведенный теоретико-прикладной анализ развития речемыслительной деятельности дошкольников с ОНР позволил констатировать наличие дефицитов в речевом и неречевом статусе детей, а также в проектировании психолого-педагогических условий в дошкольном образовательном учреждении. Предложенные концепты в рамках описания условий развития речемыслительной деятельности дошкольников с ОНР выступают ориентиром для доработки адаптированных основных общеобразовательных программ дошкольных образовательных учреждений и организационно-методической структуры логопедической работы в этом направлении.

Литература:

1. Выготский, Л.С. Психология внимания: развитие высших форм внимания в детском возрасте / Л.В. Выготский // Психология внимания: хрестоматия под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. Изд. 2-е, перераб. - М.: АСТ: Астрель, 2008.

- С. 671-701

2. Кислова, Т.Р. Развитие речемыслительной деятельности в процессе коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.03 / Т.Р. Кислова.

- Москва, 1996. - 214 с.

3. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. II / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983. - 320 с.

4. Лобашова, Л.А. Исследование речемыслительной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи / Л.А. Лобашова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. - Издательство: Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург). - 2020. - С. 436-441

5. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А.Р. Лурия. -М., 2012. - 504 с.

6. Медведева, Е.Ю. Своеобразие семантического развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е.Ю. Медведева, Е.А. Ольхина // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №59-4. - С. 68-71

7. Шведова, Л.М. Развитие логического мышления и интеллекта / Л.М. Шведова. - Москва: ЗАО «БАО ПРЕСС», ООО «ИД «РИПОЛ КЛАССИК»», 2006. - 352 с.

8. Шулекина, Ю.А. Психолингвистические механизмы нарушения понимания текста при ОНР / Актуальные вопросы коррекционной педагогики, специальной психологии и детской психиатрии: материалы междунар. науч. конф. 22-23 апреля 2009 г. / под общ. ред. В.Н. Скворцова. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина. - С. 11-14

Педагогика

УДК 78: 373.2(045)

кандидат исторических наук, доцент Козлова Тамара Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Щередина Наталья Ивановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Чинякова Надежда Ивановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В настоящее время особо актуально приобщение детей к музыкальным произведениям великих классиков для духовно-нравственного становления личности ребенка. Использование классической музыки в воспитательных целях помогает раскрывать внутренний мир ребенка. Цель исследования - обосновать процесс формирования представлений о классической музыке у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-творческой деятельности. Методологическими ориентирами послужили комплексный, диалектический, логический подходы, а также теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы. В ходе исследования обоснован процесс успешного формирования представлений о классической музыке у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-творческой деятельности, осуществляемого на базе Центра продленного дня (далее - ЦПД) при МГПУ им. М.Е. Евсевьева.

Ключевые слова: классическая музыка, дети старшего дошкольного возраста, музыкально-творческая деятельность. Annotation. At present, it is especially important to familiarize children with the musical works of the great classics for the spiritual and moral development of the child's personality. The use of classical music for educational purposes helps to reveal the inner world of the child. The purpose of the study is to substantiate the process of formation of ideas about classical music in children of senior preschool age in musical and creative activities. The methodological guidelines were complex, dialectical, logical approaches, as well as a theoretical analysis of psychological, pedagogical and methodological literature. In the course of the study, the process of successful formation of ideas about classical music in children of senior preschool age in musical and creative activities, carried out on the basis of the Center for the Extended Day (hereinafter referred to as the Center for the Extended Day) at the Moscow State Pedagogical University named after. M. E. Evsevyeva.

Key words: classical music, children of senior preschool age, musical and creative activities.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» и «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева») по теме: «по теме: «Формирование представлений о классической музыке у детей старшего дошкольного возраста в

музыкально-творческой деятельности»

Введение. Трансформация ценностей современного российского общества привело к утрате духовных ценностей и ориентиров. Влияние разнородного звукового потока в жизненном пространстве ребенка (некачественная музыкальная и художественная продукция на улицах и торговых центрах, в общественном транспорте, спонтанно возникающие звуки рекламы и т. п.) отрицательно сказывается на детской психике. Ответом на вызовы времени стала вновь ощутимая

социумом потребность эстетизации образования. Это относится к сфере художественного и, в частности, музыкального образования.

Актуальность данного направления исследования связана с необходимостью художественно-эстетического развития ребенка, что отмечается в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, успешность которого зависит от формирования представлений о классической музыке у детей в музыкально-творческой деятельности.

Следуя компетентностному подходу, с целью формирования компетентности в области художественно-эстетического развития, дети должны включаться в педагогический процесс музыкально-творческой деятельности системно-усложняющегося характера, как в детских дошкольных учреждениях, так и в семье.

По мнению многих педагогов музыкально-творческая деятельность является средством для воспитания. Важность этого процесса для развития ребенка отмечается в трудах Н.А. Ветлугиной [1], Т.С. Комаровой [8], Н.А. Метлова [9], В.И. Петрушина [12], О.П. Радыновой [15]. Она занимает важное место в системе обучения и воспитания старших дошкольников. Ввиду этого, Н.И. Щередина и С.В. Кахнович указывают на то, что, «возникает потребность разработки педагогических технологий когнитивного развития детей дошкольного возраста в музыкально-творческой деятельности. Оно позволит мобилизовать не только умственные способности, но и творческую активность и овладеть более сложным учебным материалом, развивать интеллектуальные и музыкальные способности и дарования» [18].

У каждого из нас есть музыкальные способности, у кого-то они проявляются в большей мере, у кого-то в меньшей, однако это не повод, чтобы их не развивать. Можно рассматривать способности как набор определенных индивидуальных психологических особенностей, которые могут соответствовать некоторым требованиям конкретной деятельности личности человека и являться важным условием и результатом ее выполнения. Способности, как утверждают многие отечественные и зарубежные психологи, развиваются из задатков и природных предрасположенностей личности человека [13].

Необходимо напомнить также о том, что мелодический слух начинает проявляться у детей, начиная с раннего дошкольного возраста. Многие специалисты доказывают, что малыши имеют определенную способность воспринимать, далее запоминать и потом воспроизводить определенную мелодию по слуху [14].

Значительно позднее развивается у ребенка полифонический и гармонический слух. Кроме этого имеется внутренний слух, который тоже является важной составляющей. В самом узком смысле мы рассматриваем его как одну из способностей представить себе мелодическую или может даже ритмическую сторону определенного произведения. В самом широком смысле внутренний слух мы рассматриваем как одну из способностей внутренне слышать и чувствовать многие произведения [14].

Музыкальное воспитание позволяет развить у ребенка музыкальный слух, что для старшего дошкольного возраста характерно тем, что ребенок сам может определить мелодию, какой инструмент играет, какая тональность, динамику голоса и инструментов, а также темп и тембр. На базе полученных знаний и умений начинаем развивать мышление и память, что позволит ребенку усвоить материал.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время все большую актуальность приобретает музыкотерапия, которая в современных условиях образовательной действительности, понимается «как самостоятельное направление педагогической науки, изучающее природу, общие закономерности, принципы, механизмы привлечения искусства для решения задач воспитания» [10].

Артпедагогика (в частности посредством использования классической музыки) может быть рассмотрена как педагогическая технология, «основанная на интегративном применении воспитательных воздействий на личность разных видов искусства (танца, живописи, музыки и др.)» [4, С. 47].

Для музыкального воспитания детского возраста ставится задача формирования у детей интереса к музыке, чему могут способствовать разные виды музыкальной деятельности: музыкальное восприятие, детское исполнительство и др. Как отмечают многие специалисты, одним из значительных видов являются музыкально-ритмические движения, основное место в них занимают игры [5]. Музыкальная игра как средство воспитания [3], позволяет быстрее увлечь ребенка, настроить его интерес на творческую деятельность, раскрыть в нем таланты [6].

Восприятие музыки является одним из ведущих видов музыкально-творческой деятельности, доступный каждому, а не только музыкантам. При этом диапазон ее довольно широк. Слушая музыку в дошкольных образовательных организациях, дети знакомятся с разными музыкальными произведениями, в частности с классической музыкой [2].

В работах ученых в области музыкального образования мы встречаем информацию о потенциале классической музыки для становления гармоничной личности человека. В частности, успешное музыкальное воспитание может проходить через классическую музыку. Очень часто педагоги-музыканты задаются вопросами: «на каком музыкальном материале следует растить детей дошкольного возраста и какова специфика их восприятия». Многие методисты отмечают, например, музыку известного композитора Петра Ильича Чайковского.

Формирование интереса у детей старшего дошкольного возраста к классической музыке отмечается в трудах Ю.Б. Алиева, Н.Л. Гродзенской, Е.Д. Критской, О.П. Радыновой, Р.М. Чумичевой, Л.В. Школяр и др.

Согласно музыкальной энциклопедии классическая музыка (от лат. classicus - образцовый) - музыкальные произведения, отвечающие самым высоким художественным требованиям, сочетающие глубину, содержательность, идейную значительность с совершенством формы [11, С. 825].

Используя классическую музыку в воспитательных целях, можно раскрыть в ребенке скрытый талант, возможно после прослушивания произведений ребенок начнет рисовать, может заняться хореографией или игрой на музыкальном инструменте, что будет способствовать обогащению его знаний и умений, кроме того, позволит ему мыслить и выражать свои мысли правильно, как в сборе мозаики, находя правильную частичку и ставя ее на нужное место.

Р.А. Матвеева отмечает, что «при обилии современных программ только одна программа «Музыкальные шедевры» О. Радыновой использует классическую музыку (с трех до семи лет)» [7].

Исследование проблемы проходило на площадке Мордовского базового центра педагогического образования, в структуру которого входят научно-практические центры (Центр продленного дня) при МГПУ им. М.Е. Евсевьева города Саранска Республики Мордовия [17].

В Центре продленного дня нами использовались такие основные формы работы, как: игровые занятия по слушанию классических произведений, интегрированные занятия, релаксационные паузы, презентации и др.

В процессе музыкально-творческой деятельности с воспитанниками мы взяли сборник пьес И.П. Чайковского, это детский альбом в составе 24 произведений, причем у каждого произведения есть свое название. При работе с детьми мы прослушали почти все произведения, детям удалось распознать, где зло сталкивается с добром, где вера в надежду ведет к счастью, где царит только мир и добро. Дети старшего дошкольного возраста уже понимают, что музыка - это язык для общения, показа чувств и эмоций. При прослушивании пьесы «Камаринская» дети танцевали и выражали радостные эмоции, отзывались с положительной стороны о пьесе. Они также рассуждали о содержании пьесы и пытались сами придумать рассказ к данному произведению.

Наряду с этим прекрасное применение классической музыки П.И. Чайковского мы нашли в тихий час. Музыка наполняла их энергией и силами, что было заметно после сна, дети были активны и готовы к новым открытиям.

Каждое произведение по-своему особенно, уникально в звучании, вызывает бурю эмоций, но при этом музыка остается музыкой. Поэтичность произведений И.П. Чайковского позволяет прочувствовать самые загадочные и необычные истории, рассказы, сказки. Произведения настолько гармонично построены, что ребенок старшего дошкольного возраста воспринимает их с легкостью, видя всю картинку музыкального произведения. У каждого ребенка она своя, сказочная, прозрачная и необыкновенная [16].

С целью проявления интереса к классической музыке, мы разработали конспекты бесед-концертов, литературно-музыкальных композиций на базе ЦПД при МГПУ им. М.Е. Евсевьева, сценарий праздника «Музыкальная гостиная», посещали концерты, детские музыкальные спектакли.

Большой интерес вызвал у воспитанников конкурс рисунков «Мы рисуем музыку», а также Всероссийский с международным участием этноконкурс исследовательских, проектных и творческих «Панжема (Открытие)» г.о. Саранск Республики Мордовия. Одним из значимых номинаций на конкурсе был проект «Мои любимые классические музыкальные произведения», подготовленный воспитанником группы «Умница» при ЦПД МГПУ им. М.Е. Евсевьева Киреевым Иваном.

Интервьюирование детей предшкольного возраста показал высокую заинтересованность детей классической музыкой, желание посещать концерты классической музыки. Были разработаны методические рекомендации для музыкальных руководителей по ознакомлению детей с классической музыкой, запланирован городской семинар по теме «Классика для малышей».

Перспективный тематический план наших занятий предусматривает два модуля. Первый модуль включает в себя блок «Музыка» (Темы: «Шумы и музыкальные звуки»; «Выразительные средства в музыке; «Музыкальные инструменты). Следующий блок «Сказка в музыке» (Темы: «Мир образов»; «Сказочный мир»; «Мир волшебных превращений»). Третий блок «Живопись в музыке» (Темы: «Мир знакомств»; «Природные мотивы»; «Мир настроения»).

Второй модуль включает следующие блоки: 1. «Музыка» (Темы: «Музыкальный язык»; «Жанр в музыке»; «Синтетические жанры»); 2. «Музыка для детей» (Темы: «Жизнь ребенка в музыке»; «Классики в детской музыке»); 3. «Старинная музыка (Темы: «Симфония при свечах» № 45 (часть 1) И. Гайдн)»; «В.А. Моцарт - светлый гений музыки»).

Вся проведенная нами работа позволила приобщить детей к музыкальной классике; вызывать сопереживание музыке; сформировать у родителей активную позицию в музыкальном воспитании и образовании детей.

«Классическая музыка, как утверждает Р.А. Матвеева, «достигшая в своем развитии высокого профессионального уровня, должна занимать ведущую позицию в репертуаре детских образовательных организаций [7]. Поэтому мы предлагаем, например, «Детские песни» П. Чайковского, произведения Н. Римского-Корсакова, А. Гречанинова, С. Прокофьева, С. Майкапара, Р. Леденева, А. Муравлева, А. Вивальди, Ф. Шопена, И. Штрауса, симфоническую сказку «Петя и волк» С. Прокофьева, «Пер Гюнт» Э. Грига, Полонез М. Огинского, увертюры Э. Моцарта и др.

Дети предшкольного возраста, которые имеют возможность часто слушать классическую музыку, способны к достаточно сильным эмоциям, ярко выраженным и глубоким. Также дети обладают более тонким восприятием мира, сверстников и взрослых. Они более вдумчивы и внимательны.

Отчасти родители могут включать классическую музыку дома, ребенок уже будет по-другому воспринимать происходящее. Также это научит ребенка слышать своих родителей и понимать их, потому что наше современное общество к этому не приучено.

Выводы. Таким образом, следует отметить, что классическая музыка неизменно производит успокаивающее действие, улучшает пространственное восприятие. Ритмы, мелодии ее благоприятно влияют на интеллектуальную деятельность, стимулируют мозг к работе.

Литература:

1. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н.А. Ветлугина. - Москва: Просвещение, 1981. - 240 с.

2. Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду / Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман. -Москва: Просвещение, 1983. - 255 с.

3. Детские подвижные игры народов СССР : пособие для воспитателя детского сада / сост. А.В. Кенеман ; под ред. Т.И. Осокиной. - Москва: Просвещение, 1988. - 239 с.

4. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка / А.В. Запорожец. -Москва: Педагогика, 1986. - 320 с.

5. Зимина, А. Большой хоровод. Музыкально-дидактические игры / А. Зимина. - Москва: Композитор, 1993. - 48 с.

6. Козлова, Т.А. Формирование способности к межэтническому общению у младших школьников в ходе использования деловых игр / Т.А. Козлова, Л.П. Карпушина, Е.Н. Киркина // Начальная школа. - 2020. - № 11. - С. 64-67

7. Матвеева, Р.А. Классическая музыка в системе развития и воспитания детей раннего возраста: вопросы теории и практики: диссертации ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Матвеева Раиса Александровна. - Москва, 2008. - 183 с.

8. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду: методический материал / под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Мозаика-Синтез, 2005. - 341 с.

9. Метлов, Н.А. Музыка - детям: пособие для воспитателя и муз. руководителя детского сада / Н.А. Метлов. - Москва: Просвещение, 1985. - 144 с.

10. Михайлова, М.А. Развитие музыкальных способностей: популярное пособие для родителей и педагогов / М.А. Михайлова. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 220 с.

11. Музыкальная энциклопедия: в 6 т. Т. 2 / главный редактор Ю.В. Келдыш. - Москва: Советская энциклопедия, 1973. - 1072 с.

12. Петрушина, В.И. Музыкальная психология / В.И. Петрушина. - Москва: Академический проект, 2008. - 400 с.

13. Платонов, К.К. Проблемы способностей / К.К. Платонов. - Москва: Наука, 1972. - 312 с.

14. Психология музыкальной деятельности: теория и практика: учеб. пособие для студентов музыкальных факультетов высших педагогических учебных заведений / Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова [и др.]; под ред. Г.М. Цыпина. - Москва: Академия, 2003. - 368 с.

15. Радынова, О.П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учебник для академического бакалавриата / О.П. Радынова, Л.Н. Комиссарова; под общей ред. О.П. Радыновой. - 3-е изд., испр. и доп. -Москва: Юрайт, 2019. - 293 с.

16. Чинякова, Н.И. Методические аспекты реализации музыкально-исполнительских конкурсов дошкольников / Н.И. Чинякова, О.Г. Бушаева // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2019. - № 3-1. - С. 142-145

17. Шукшина, Т.И. Педагогический вуз как базовый центр подготовки учителя / Т.И. Шукшина, В.В. Кадакин // Высшее образование в России. - 2013. - № 4. - С. 60-68. - URL: https://cyberieninka.m/artide/n/pedagogicheskiy-vuz-kak-bazovyy-tsentr-podgotovki-uchitelya (дата обращения: 11.05.2022).

18. Щередина, Н.И. Технологии когнитивного развития детей дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности / Н.И. Щередина, С.В. Кахнович // Гуманитарные науки и образование. - 2015. - № 4 (24). - С. 57-62

Педагогика

УДК 378. 5.8.1

старший преподаватель, аспирант Колмогорова Татьяна Вячеславовна

Автономное образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Республики Саха (Якутия) «Институт развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского - II» (г. Якутск)

ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ПЕДАГОГОВ ОТДАЛЕННЫХ РАЙОНОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Аннотация. Дистанционное обучение (ДО) с 2019 года стремительно заменило очное на всех ступенях образования и в настоящее время стало распространенной практикой. ДО - форма обучения, наиболее подходящая для взрослых, в особенности, для категории обучающихся, которые не имеют возможности получить его традиционным способом. В связи с этим, в системе дополнительного профессионального образования, данная форма популярна достаточно давно, а на сегодняшний день, стала необходимостью. Важными преимуществами ДО взрослых является возможность совмещения учебы и профессиональной деятельности, независимость от расстояния между обучающимся и обучающим, учет индивидуальных особенностей и персонального опыта обучающегося. Но, в практике ДО возникают проблемы с обучением населения проживающих в отдаленных населенных пунктах, где существуют трудности с выходом в Интернет (его неустойчивым соединением, или отсутствием). В статье рассматриваются проблемы организации дистанционного обучения педагогов Арктических районов Республики Саха (Якутия); представлены результаты социологического опроса педагогов дошкольных образовательных организаций, проживающих и работающих в Арктической зоне, определяющие сильные и слабые стороны онлайн-обучения; рассмотрены формы использования электронных ресурсов при организации курсов повышения квалификации в Арктической зоне Республики Саха (Якутия).

Ключевые слова: Арктические зоны Республики Саха (Якутия), онлайн-обучение, электронные ресурсы, дистанционное образование, курсы повышения квалификации педагогов дошкольной образовательной организации.

Annotation. Distance learning (UP to) since 2019 has rapidly replaced full-time at all levels of education and has now become a common practice. PRE - Is the form of education that is most suitable for adults, especially for the category of students who do not have the opportunity to receive it in the traditional way. In this regard, in the system of additional vocational education, this form has been popular for a long time, and today, it has become a necessity. Important advantages FOR adults are the possibility of combining study and professional activity, independence from the distance between the student and the teacher, taking into account individual characteristics and personal experience of the student. But, in practice, there are problems with the education of the population living in remote settlements, where there are difficulties with access to the Internet (its unstable connection, or absence). The article discusses the problems of organizing distance learning for teachers of the Arctic regions of the Republic of Sakha (Yakutia); presents the results of a sociological survey of teachers of preschool educational organizations living and working in the Arctic zone, determining the strengths and weaknesses of online learning; considers the forms of using electronic resources in organizing advanced training courses in the Arctic zone of the Republic of Sakha (Yakutia).

Key words: Arctic zones of the Republic of Sakha (Yakutia), online learning, electronic resources, distance education, advanced training courses for teachers of preschool educational organizations.

Введение. Основным направлением трансформации современной системы образования является дистанционное (в том числе онлайн), смешанное обучение (комбинация онлайн-обучения с очной формой). В системе дополнительного профессионального образования педагогических работников дистанционные курсы являются неотъемлемой формой организации образовательного процесса. Они востребованы обучающимися, не имеющими возможность получить образование в связи с географической удаленностью, невозможностью долгого отрыва от профессиональной деятельности, финансовых сложностей в связи с выездом к месту обучения и прочими расходами. Современные технологии сейчас позволяют практически каждому педагогу удовлетворить свои образовательные потребности, расширить профессиональный кругозор, повысить профессиональный уровень.

Республика Саха (Якутия) (РС (Я) разнообразный регион в культурном, социальном и географическом отношении. Более 2/5 территории республики находится за Полярным кругом, таким образом, площадь территории Якутской Арктики занимает более половины РС (Я). Педагогические работники этих отдалённых районов находятся в неблагоприятном положении по сравнению с коллегами из центральных районов, с точки зрения транспортной доступности, уровня доходов, получения непрерывного дополнительного профессионального образования.

В соответствии с национальным проектом «Образование», одной из основных задач государства является подключение к высокоскоростному интернету до 2024 года 100% школ. Поэтому, в данное время, в РС (Я) ведется активная работа по подключению в Арктических населенных пунктах к ВОЛС (волоконно-оптической линии связи), которая позволяет им перейти со спутникового канала на оптические линии, но на сегодняшний день, можно констатировать неустойчивость интернет-связи в связи с продолжающимися работами, прочими техническими сложностями. В таких условиях, перед системой дополнительного профессионального образования РС (Я) стоит глобальная задача поиска эффективных форм организации дополнительного образования (курсов повышения квалификации) для педагогов Арктических зон.

Изложение основного материала статьи. В последние годы Правительством Российской Федерации развитию Арктики уделяется особое внимание. Так, в мае 2019 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ о дополнительном включении 8 районов Республики Саха (Якутия) в состав Арктической зоны Российской Федерации. Таким образом, согласно изменениям нового указа, в составе Арктической зоны теперь 13 районов Республики Саха (Якутия): Абыйский, Аллаиховский, Анабарский национальный (долгано-эвенкийский), Булунский, Верхнеколымский, Верхоянский, Жиганский национальный эвенкийский, Момский, Нижнеколымский, Оленекский эвенкийский национальный, Среднеколымский, Усть-Янский, Эвено-Бытантайский национальный [1]. На территории Якутской Арктики, проживает около 68 тысяч человек.

В рамках утвержденной Президентом России Стратегии развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, в 2020 году в Республике Саха (Якутия) принята Стратегия социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года [3]. Данная Стратегия учитывает основные положения Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.