Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
323
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / ВКУС / ФОРМИРОВАНИЕ / ИСКУССТВО / ПОДРОСТКИ / КОМПОЗИТОР / ЖАНР / КЛАССИКА / РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ПОТРЕБНОСТИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шишлянникова Нина Петровна

Проанализированы причины увлечения подростков и молодежи развлекательной шоу-продукцией и отторжения многими из них образцов серьезной классической музыки, формирующей истинный музыкальный вкус. Обосновано определение музыкального вкуса как способности слушать, слышать и наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой, вкуса как одного из элементов триединой задачи занятий музыкой в школе - формирование интереса к жизни через увлеченность музыкой, творческого художественно-образного мышления. Рекомендовано слушать с подростками не только классическую музыку, но и более ценные в художественном отношении образцы поп-музыки, обсуждать их достоинства и недостатки, что позволит совершенствовать вкус и избегать противостояния учителя и детей, классической музыки и музыки современных направлений и жанров. Приведены количественные и качественные результаты изучения студентами музыкальных потребностей подростков как одного из показателей уровня сформированности музыкальных вкусов. Интерпретация результатов подтвердила зависимость уровня сформированности музыкального вкуса от систематических занятий музыкой, репертуара, на котором воспитывается музыкальный вкус детей, от уровня профессионализма педагога-музыканта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF FORMATION OF MUSIC TASTE OF ADOLESCENTS IN SECONDARY SCHOOL

The reasons for the enthusiasm of teenagers and young people for entertainment show products and the rejection by many of them of samples of serious classical music, which forms a true musical taste, are analyzed. The definition of musical taste is substantiated as the ability to listen, hear and enjoy artistically valuable music, taste as one of the elements of the triune task of studying music at school - the formation of interest in life through passion for music, creative artistic and figurative thinking, taste. It is recommended to listen to not only classical music with schoolchildren, but the best examples of pop music, to discuss dignities and defects of them, that permit to improve the taste and avoid confrontation between the teacher and children, also classical music and music of modern genre and direction. Quantitative and qualitative results of studying the musical needs of adolescents by students as one of the indicators of the level of formation of musical tastes are given. The interpretation of the results confirmed the dependence of the level of formation of musical taste on systematic music lessons, the repertoire on which the musical taste of children is brought up, on the level of professionalism of the teacher-musician.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Научно-педагогическое обозрение. 2022. Вып. 3 (43). С. 26-33 Pedagogical Review. 2022, vol. 3 (43), pp. 26-33

Научная статья

УДК [37. 036+78]:373.51-053. 6

https://doi . org/10. 23951/2307-6127-2022-3-26-33

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Нина Петровна Шишлянникова

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, Абакан, Россия, presto200@yandex.ru

Аннотация

Проанализированы причины увлечения подростков и молодежи развлекательной шоу-продукцией и отторжения многими из них образцов серьезной классической музыки, формирующей истинный музыкальный вкус. Обосновано определение музыкального вкуса как способности слушать, слышать и наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой, вкуса как одного из элементов триединой задачи занятий музыкой в школе - формирование интереса к жизни через увлеченность музыкой, творческого художественно-образного мышления. Рекомендовано слушать с подростками не только классическую музыку, но и более ценные в художественном отношении образцы поп-музыки, обсуждать их достоинства и недостатки, что позволит совершенствовать вкус и избегать противостояния учителя и детей, классической музыки и музыки современных направлений и жанров. Приведены количественные и качественные результаты изучения студентами музыкальных потребностей подростков как одного из показателей уровня сформированности музыкальных вкусов. Интерпретация результатов подтвердила зависимость уровня сформированности музыкального вкуса от систематических занятий музыкой, репертуара, на котором воспитывается музыкальный вкус детей, от уровня профессионализма педагога-музыканта.

Ключевые слова: музыка, вкус, формирование, искусство, подростки, композитор, жанр, классика, развлекательность, потребности

Для цитирования: Шишлянникова Н. П. К проблеме формирования музыкального вкуса подростков в общеобразовательной школе // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2022. Вып. 3 (43). С. 26-33. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2022-3-26-33

Original article

TO THE PROBLEM OF FORMATION OF MUSIC TASTE OF ADOLESCENTS IN SECONDARY SCHOOL

Nina P. Shishlyannikova

Khakassian State University of N. F. Katanov, Abakan, Russian Federation, presto200@yandex.ru

Abstract

The reasons for the enthusiasm of teenagers and young people for entertainment show products and the rejection by many of them of samples of serious classical music, which forms a true musical taste, are analyzed. The definition of musical taste is substantiated as the ability to listen, hear and enjoy artistically valuable music, taste as one of the elements of the triune task of studying music at school -the formation of interest in life through passion for music, creative artistic and figurative thinking, taste. It is recommended to listen to not only classical music with schoolchildren, but the best examples of pop music, to discuss dignities and defects of them, that permit to improve the taste and avoid confrontation between the teacher and children, also classical music and music of modern genre and direction. Quantitative and qualitative results of studying the musical needs of adolescents by students as one of the indicators of the level of formation of musical tastes are given. The interpretation of the

© Н. П. Шишлянникова, 2022

results confirmed the dependence of the level of formation of musical taste on systematic music lessons, the repertoire on which the musical taste of children is brought up, on the level of professionalism of the teacher-musician.

Keywords: music, taste, formation, art, adolescents, composer, genre, classic, entertainment, necessities

For citation: Shishlyannikova N. P. To the problem of formation of music taste of adolescents in secondary school [K probleme formirovaniya muzykal'nogo vkusa podrostkov v obshcheobrazovatel'noy shkole]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2022, vol. 3 (43), pp. 26-33. https://doi. org/10.23951/2307-6127-2022-3-26-33

В последние годы в профессиональной среде педагогов-музыкантов, на страницах публикаций, в материалах научно-практических конференций обсуждаются «животрепещущие проблемы современного школьного музыкального образования» [1, с. 61]. В их числе проблема формирования музыкальных вкусов детей и подростков в условиях широкой доступности TV и интернет-ресурсов, когда вал низкопробной шоу-продукции буквально обрушивается на их неокрепшие вкусы. Проблема усугубляется тем, что, по выражению Е. А. Бодиной, наблюдается устойчивая тенденция исчезновения музыки как школьного предмета из учебных планов многих образовательных организаций. В связи с утратой данного статуса музыкальное образование теряет свои социокультурные и содержательные позиции, обесценивается его «воспитательная и нравственно-формирующая функция» [2, с. 20, 21].

А между тем исследователи В. Н. Гузков, С. А. Субботина называют искусство главнейшим элементом, формирующим эстетический, художественный вкус как свойство личности, индивидуальности, так как именно искусство способствует раскрытию богатства и неповторимости каждого человека [3, с. 110].

О. П. Радынова, А. И. Катинене, рассматривая музыкальный вкус в качестве элемента вкуса эстетического, подчеркивают, что вкус не является врожденным, а приобретается с опытом музыкальной деятельности и толкуется ими как «определенный уровень музыкально-эстетических представлений, который дает возможность ценить прекрасное в музыке, ее идейность и содержательность, правдивость и искренность чувств...» [4, с. 73]. Авторы справедливо утверждают, что основы музыкального вкуса формируются при прослушивании высокохудожественной музыки, накоплении музыкально-слухового опыта переживания и осознания ценных в художественном отношении музыкальных произведений разных эпох и стилей, настаивают на необходимости на уроках обучать детей высказывать оценочные суждения об их художественных достоинствах, «мотивированно отдавать предпочтение тем или иным произведениям» [4, с. 77], т. е. учить «размышлять о музыке» (Д. Б. Кабалевский).

Таким образом, можно определить музыкальный вкус как способность слушать, слышать и наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой и в конечном счете «отличать хорошее от плохого в искусстве» (Д. Б. Кабалевский). Неслучайно Л. В. Горюнова сформулировала триединую задачу уроков музыки так: «Формирование интереса к жизни через увлеченность музыкой, творческого художественно-образного мышления, вкуса» [5, с. 57]. Интерес, мышление, вкус являются базовыми интеллектуальными способностями личности, которые необходимы в любой профессии, а музыкальный вкус определяется конечной целью занятий музыкой, чтобы в результате этих занятий «закрепить основы хорошего музыкального вкуса», научить учащихся отличать в музыке «подлинное высокое искусство от более или менее красивой развлекательности. от музыки дурной, вульгарной, безвкусной» [6, с. 187].

Общепризнанным в профессиональной среде является факт, что необходимо формировать музыкальный вкус детей более продуктивно на основе классических образцов отечественного и мирового музыкального искусства - произведений народного, классического и современного искусства разных эпох, стилей и направлений. Исследования ученых и практический опыт педагогов-музыкан-

тов говорят о том, что если ребенок с малых лет постоянно слышит высокохудожественную музыку, то в самом трудном подростковом возрасте при встрече с развлекательной музыкой у него уже будет частично выработан «иммунитет к пошлости», он легко отличит «истинное искусство от подделки».

Д. Б. Кабалевский неоднократно подчеркивал, что хороший музыкальный вкус развивается не только на классических образцах, но и на противопоставлении хорошего плохому в искусстве. В выступлениях перед учителями он говорил о том, что нельзя просто приказами изгонять из школы развлекательную музыку, запрещать детям ее слушать. Необходимо, чтобы учитель слушал вместе с ребятами наряду с классической, современной академической музыкой и лучшие образцы поп-музыки, разбирал с ними художественные достоинства и недостатки, тем самым накапливал их музыкально-слуховой опыт и оттачивал музыкальный вкус.

Однако сегодня с точки зрения наличия музыкального вкуса у современных подростков и молодежи наблюдается, по выражению А. И. Моисеенко, «некий культурный коллапс», так как они «не могут в огромном потоке ежедневно получаемой информации отличить ценности от антиценностей, прекрасное от безобразного» [7, с. 66], в том числе в звучащей вокруг нас музыке. Поэтому автор заостряет внимание на важной роли уроков музыки в развитии музыкально-эстетических вкусов, поскольку музыка оказывает непосредственное воспитательное воздействие на «совместные переживания возвышенных, героических или лирических чувств», заключенных в ней, сплачивают школьников в переживании разнообразных эмоций, «оказывает влияние на поведение» [7, с. 69].

Как показывают исследования С. А. Гильманова, существует противоречие между массовым школьным музыкальным образованием и «музыкальным потреблением учащихся вне школы, носящим стихийный, неконтролируемый характер» [8, с. 35]. Сегодня, как и много лет назад, у подростков и молодежи доминирует интерес к той музыке, которую не изучают в школе, и отношение к музыке остается как к сфере досуговой деятельности, развлекательности, а не как к искусству. По словам ученого, «музыкальный вкус, предпочтения, музыкальное поведение в целом формируются в основном вне уроков» [8, с. 35]. Этому способствует множество факторов, главный из которых, на наш взгляд, состоит в том, что один час музыки в неделю и далеко не во всех общеобразовательных школах не может противостоять валу низкопробной музыкальной продукции, которая формирует соответствующие вкусы у детей и подростков. Другим фактором является высокая степень тиражирования и распространения «поп-артовских» имитаций, доступность их воспроизведения на современных носителях практически в любое время суток и в любом месте, в глобальных масштабах. Неограниченные возможности встречи с музыкой вне школы, в быту, во время отдыха формируют у современных слушателей некую всеядность, безвкусицу, неразборчивость в том, что есть плохо, а что хорошо в современной музыке.

Популярность современной эстрады объясняется еще и фактором моды, когда «громкие» музыкальные проекты, шоу-программы становятся стимулом и средством формирования музыкальных вкусов подростков. Однако, как в свое время утверждал Д. Б. Кабалевский, то, что отвечает требованиям высокого вкуса, если и не вечно, то, во всяком случае, долговечно, а то, что рождено модой, -«зыбко, скоропреходяще и склонно быстро уступать место новому, еще более новому» [6, с. 188]. Тогда, во времена СССР, будучи членом Международной организации по музыкальному воспитанию (ИСМЕ), композитор был бескомпромиссным критиком тех, кто свои субъективные вкусы подчиняет коммерческой выгоде, когда погоня за прибылями, необходимость все время расширять круг своих потребителей вынуждают предпринимателей ориентироваться на более легкодоступное, более бездумно-развлекательное. «Возникает циничный бизнес, не щадящий ни искусства, ни человеческих душ» [9, с. 14]. Сказанное композитором о западной музыкально-развлекательной индустрии того времени во всей полноте стало данностью дня сегодняшнего в нашей стране.

Еще один важный, так называемый внутриутробный фактор, который следует учитывать, по мнению психолога В. Дашевского, «... того, что во время беременности слушала мама». Эта музы-

ка после рождения ребенка может еще долго «резонировать с его состоянием, если он будет слышать нечто подобное много лет спустя». Но основной вкус, утверждает ученый, формируется в семье. А в подростковом возрасте дети начинают ориентироваться на авторитеты, в том числе и музыкальные. «Они тянутся за определенной референтной группой и отчасти стремятся быть похожим на своих кумиров», что на современном языке называется «быть в тренде» [10]. Когда подросток взрослеет, накапливаются музыкальные впечатления, и на его предпочтения группа перестает оказывать доминирующее влияние. Он уже способен сделать свой собственный осознанный выбор. Этому способствуют его интересы в других областях - «какие фильмы человек смотрит, какие книги читает». Музыкальный вкус, по определению В. Дашевского, часть общего культурного уровня, «но прямой корреляции между интеллектом и музыкальными предпочтениями нет» [10].

В связи с этим считаем бессмысленным отрицать те образцы современной поп-музыки, которыми дети увлекаются (рэп, дискотечная музыка, рок, хип-хоп и др. направления). Как отмечают многие исследователи, музыка больших частот пользуется массовым спросом у подростков благодаря своей экспрессивности, способности вызывать движение, что позволяет подростку включиться в задаваемый музыкой ритм и тем самым выразить себя. Гораздо продуктивнее к урокам музыки отбирать более ценные в художественном отношении образцы поп-музыки, слушать с подростками, обсуждать их достоинства и недостатки. В противном случае это приводит к ненужному противостоянию учителя и детей, классической музыки и музыки современных направлений и жанров.

Во время педагогической практики в школе студенткой 3-го курса было проведено исследование по одному из критериев оценки музыкальных вкусов подростков - по их музыкальным предпочтениям. Школьники письменно отвечали на вопросы анкеты смешанного типа (с вариантами ответов, из числа которых выбирался предпочтительный ответ):

1. Является ли музыка важной частью твоей жизни? (да, нет).

2. Выбери из четырех музыкальных направлений наиболее близкое тебе: а) рок-музыка; б) эстрадная поп-музыка; в) классическая музыка; г) джаз; д) электронная музыка.

3. Перечисли фамилии знакомых композиторов-классиков.

4. Посещаешь ли ты концерты в филармонии? (да, нет, иногда).

5. Назови свои любимые музыкальные произведения.

6. Какое чувство возникает у тебя при прослушивании классической музыки? (серьезное, раздражение, скука, размышление, непонимание).

7. Какие направления музыки, классику или современные жанры, тебе хочется слушать чаще? (Варианты: поп-эстрада, рок-музыка, электронная музыка, классическая музыка, джаз, рэп. Следовало поставить баллы от 1 до 6: 1 - меньше всего, 6 - больше всего).

В опросе приняли участие 29 учащихся 7-го класса. Анализ ответов показал следующие результаты. Музыка является частью жизни у 26 учащихся из 29 (89,6 %). Большинству подростков наиболее близкими являются жанры (рок, рэп, электронная музыка), так как им отдали предпочтение 15 человек (51,7 %). Эстрадную поп-музыку выбрали 11 человек (38 %). Только трем подросткам из 29 ближе оказалась классическая музыка (10,3 %) (они учатся в музыкальной школе, посещают концерты в филармонии). В целом результаты опроса говорят о том, что семиклассники отдают предпочтение новым современным жанрам, а классические произведения большинство из них считают устаревшими.

При этом на вопрос «Какое чувство возникает у тебя при прослушивании классической музыки?» ответы разделились на две почти равные по количеству детей группы. Одна группа ребят выбрала ответы: «Размышление; серьезное чувство; сосредоточенность; душевное спокойствие»; другая - «непонимание; раздражение; скуку». Возможно, это говорит о том, что подростки пока еще не могут правильно оценивать свое восприятие, собственное отношение к классической музыке, понимать то состояние, которое она порождает, воздействие, которое на него оказывает. Тогда как сов-

ременные жанры развлекательной музыки притягивают их своими острыми танцевальными ритмами, быстрым темпом, а главное, легкостью восприятия. Тем не менее многие ребята отметили положительное воздействие классической музыки. Эти подростки перечислили таких композиторов, как И. С. Бах, Л. ван Бетховен, Ф. Шопен, Э. Григ, П. И. Чайковский, С. С. Прокофьев, А. И. Хачатурян, И. О. Дунаевский. Остальные ребята, у которых классическая музыка вызывает скуку и раздражение, перечислили современных популярных рэп-исполнителей, некоторые назвали рок-группы и своих кумиров. Выбор большинства ребят предпочитаемых направлений музыки распределился следующим образом: 1-е место - рэп, 2-е - поп-эстрада, 3-е - рок, 4-е - электронная музыка, 5-е - классическая музыка, 6-е - джаз.

В устном собеседовании с подростками студентка выяснила, что часть ребят отторгает классическую музыку, даже не стараясь услышать, понять, что своим произведением сказал композитор о жизни в том, прошлом времени, которое им неизвестно. Для слуха этих ребят привычны только небогатые мелодии и мотивы с простыми, подчас примитивными текстами, которые однообразно повторяются на протяжении всего произведения. Как оказалось, в этом классе не всегда были уроки музыки и, как результат, такие противоречивые ответы, демонстрирующие в целом по классу недостаточно развитый музыкальный вкус.

Зато другая половина ребят в собеседовании продемонстрировала рассудительность, аргументированность своих оценок. В этой группе некоторые подростки учатся в музыкальной школе или посещают занятия музыкальных кружков в городском Дворце детского творчества. Они не отторгают классическую музыку, но для отдыха и развлечения предпочитают современные образцы; не только могут отличить на слух классическую музыку от современной, но и назвать их характерные черты. Наблюдения на уроках во время практики показали, что эти ребята с интересом относятся и к современным образцам музыки, и к классическому репертуару, принимают активное участие в обсуждении музыкальных произведений.

Спустя одну неделю студентка провела еще один проверочный письменный опрос, который содержал примерно те же задания, но в несколько измененном виде. Семиклассникам следовало определить свои предпочтения, как и ранее поставить баллы от 1 до 6: 1 - меньше всего, 6 - больше всего. Для выбора предложены: классическая музыка, электронная музыка, рок-музыка, рэп, поп-музыка, народная музыка, музыку не слушаю. В опросе по-прежнему участвовали 29 учащихся.

Обработка полученных количественных данных показала следующие результаты.

Классическая музыка - 5 чел./17,3 %.

Электронная музыка - 4 чел./13,8 %.

Рок-музыка - 5 чел./17,3 %.

Рэп - 5 чел./17,3 %.

Поп-музыка - 8 чел./27,5 %.

Народная музыка - 0.

Музыку не слушаю - 2 чел./6,8 %.

Сопоставление результатов первого и второго опросов показало несколько другой, неожиданный расклад, говорящий о неустойчивости в предпочтениях семиклассников. Больше всего семиклассников отдали предпочтение поп-музыке, второе место - классической музыке, рэп и рок-музыке, на третьем месте - электронная музыка. Возможно, неустойчивость объясняется чисто случайным выбором некоторыми ребятами, которые не различают жанры современной молодежной музыки. Либо потому, что в данном опросе появились другие жанры современной музыки и позиция «музыку не слушаю». В связи с этим отдельным учащимся дополнительно было предложено написать более развернутые рассуждения на отдельные вопросы.

Например, «Как ты думаешь, будет ли музыка конца XXI века совершенно непохожей на ту, которая была известна человечеству до сих пор?». Один из семиклассников ответил так: «Думаю,

что музыка конца XXI века не будет исполняться в живом звучании, будет полностью электронной, компьютерной, механической. Но потом придет время, когда начнут возрождаться жанры классической музыки. В любом случае, не думаю, что музыка будет в корне отличаться чем-то. Ничего нового уже не создадут. Все лучшее было создано еще до нас».

Следующее задание состояло в том, чтобы прослушать два фрагмента разных произведений современной музыки, определить и аргументировать свой ответ, какое из них можно отнести к высокому искусству, а какое - к сфере развлекательности.

1. Инструментальный квартет FX-Quartet - «Wouldulikeapieceoff» (две скрипки, альт, виолончель).

2. Чак Берри. We're Gonna Rock Around The Clock (в стиле rock'n'roll).

Приведем лучший ответ одной из семиклассниц: Первое произведение очень отличается от второго. Я думаю, оно относится к высокому искусству, потому что музыканты играют виртуозно. Звучат инструменты струнной группы симфонического оркестра. Музыка серьезная, требует внимания, но она отличается от привычных для слуха классических произведений, иногда напоминает электронную. Мне кажется, эта музыка нашего времени.

Второе произведение - это типичный рок-энд-ролл, переводится как веселись, «качайся, крутись». Это произведение вызывает чувство беспечности, легкости, радости и движения. Так и хочется танцевать. Эта музыка «для ног», а не для задумчивости о чем-то серьезном. Думаю, что это произведение относится скорее к сфере развлекательности, чем к высокому искусству. Для высокого искусства она слишком простая. Но мне это произведение очень понравилось. Оно тоже по-своему представляет ценность, особенно для нас.

Лучшие ответы на вопрос «Как ты думаешь, какова роль музыки в жизни человека»: «Музыка делает нас лучше, а жизнь интереснее»; «Без музыки мир стал бы скучным, состоящим из одних разговоров. Мне бы не хотелось жить в таком мире»; «Музыка помогает понять свои чувства и чувства других людей»; «Музыка нас облагораживает».

Таким образом, даже это небольшое студенческое исследование говорит о том, что при всех издержках в системе общего музыкального образования правильно организованная и целенаправленная работа с подростками по формированию их музыкального вкуса дает свои положительные результаты. Но они, к сожалению, минимальны и обнаруживаются у небольшого количества детей. Формирование музыкального вкуса - процесс длительный, на него влияют множество разных факторов. Но основой формирования музыкального вкуса была, есть и остается серьезная музыка, классическая. Чтобы ее воздействие было действительно эстетически облагораживающим личность, недостаточно одного урока музыки в неделю. Необходима еще и соответствующая музыкальная среда. В противном случае самая прекрасная музыка для многих людей оказывается ненужной, непонятной, чуждой, потоком «бессвязных звуков».

Система массового музыкального образования нуждается в коренном совершенствовании, а главное - в серьезном к ней отношении со стороны руководящих органов государства. Музыкальные вкусы детей, подростков и молодежи являются показателем уровня сформированности их музыкальной культуры как культуры духовной, на чем акцентируется внимание во всех новейших документах в области образования. Только зачастую они остаются благими пожеланиями, рекомендациями.

Об этом красноречиво пишет Е. А. Бодина - ученый, педагог-музыкант, участник Всероссийского съезда учителей предметной области «Искусство» в НИИ художественного образования и культурологи РАО в конце 2020 г., которая стала «свидетелем профессионального энтузиазма, глубокой содержательной направленности и ценных новаторских инициатив, содержащихся в докладах и практической деятельности учителей - специалистов в области художественного образования» [2, с. 20]. Однако ко всеобщему огорчению должного общественного резонанса и практиче-

ской поддержки со стороны государственных органов образования столь масштабная профессиональная акция до сих пор так и не получила.

Список литературы

1. Шишлянникова Н. П. Музыкальное образование в современных условиях: традиции, проблемы, перспективы // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 2 (30). С. 60-65. doi: 1023951/2307-6127-2020-2-60-65

2. Бодина Е. А. Музыкальное образование в новых социальных реалиях // Педагогика искусства. 2021. № 1. С. 17-22. URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal (дата обращения: 03.02.2022).

3. Гузков В. Н., Субботина С. А. Искусство как способ развития эстетического вкуса // Кант. 2012. № 1 (14). С. 107-111.

4. Радынова О. П., Катинене А. И. Музыкальное воспитание школьников. М.: Просвещение. ВЛАДОС, 1994. 240 с.

5. Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания: Очерки / Д. Б. Кабалевский, Л. В. Горюнова и др.; науч. ред. Л. В. Горюнова. М., 1991. 253 с.

6. Абдуллин Е. Б., Крицкая Е. Д., Сергеева Г. П. и др. Программы общеобразовательных учреждений «Музыка» 1-8 классы / под научным руководством Д. Б. Кабалевского. 3-е изд. М.: Просвещение, 2006. 205 с.

7. Моисеенко А. И. Формирование эстетических вкусов школьников как педагогическая проблема // Поволжский пед. вестник. 2017. Т. 5, № 3 (16). С. 66-71.

8. Гильманов С. А. Об эффективности изучения музыки в общеобразовательной школе // Музыкальное искусство и образование. 2014. № 1. С. 25-38.

9. Д. Б. Кабалевский и ИСМЕ (к столетию со дня рождения) / сост.: Э. Б. Абдуллин, Б. С. Диментман. М.: Репроцентр-М, 2004. 144 с.

10. Дашевский В. О вкусах не спорят. URL: https://science.ru-land.com/stati/o-vkusah-ne-sporyat-na-vkus-i-cvet-tovarishchey-net-tak-govoryat-obsuzhdaya-predpochteniya-v (дата обращения 10.02.2022).

Referenсes

1. Shishlyannikova N. P. Muzykal'noye obrazovaniye v sovremennykh usloviyakh: traditsii, problemy, perspektivy [Music education in modern conditions: traditions, problems, perspectives]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2020, vol. 2 (30), pp. 60-65 (in Russian). doi: 1023951/2307-6127-2020-2-6065

2. Bodina E. A. Muzykal'noye obrazovaniye v novykh sotsial'nykh realiyakh [Music education in new social realities]. Pedagogika iskusstva - Pedagogy of Art, 2021, no 1, pp. 17-22 (in Russian). URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal (accessed 3 February 2022).

3. Guzkov V. N., Subbotina S. A. Iskusstvo kak sposob razvitiya esteticheskogo vkusa [Art as a way of development of aesthetic taste]. Kant, 2012, vol. 1 (14), pp. 107-111 (in Russian).

4. Radynova O. P., Katinene A. I. Muzykal'noye vospitaniye shkol'nikov [Musical education of schoolchildren]. Moscow, Prosveshcheniye. VLADOS Publ., 1994. 240 p. (in Russian).

5. Kabalevskiy D., Goryunova L. et al. Aktual'nyyeproblemy teorii i metodiki muzykal'nogo vospitaniya v shkole: kniga pervaya [Actual problems of the theory and methods of musical education in school: book one]. Moscow, Prometey Publ., 1991. 253 p. (in Russian).

6. Abdullin E. B., Kritskaya E. D., Sergeyeva G. P. et al. Programmy obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy. Muzyka 1-8 klassy. Pod nauchnym rukovodstvom D. B. Kabalevskogo [Programs for schools of common education. Music for 1-8 forms. Under the scientific supervision of D. B. Kabalevsky]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2006. 225 p (in Russian).

7. Moiseyenko A. I. Formirovaniye esteticheskikh vkusov shkol'nikov kak pedagogicheskaya problema [Formation of aesthetic tastes of schoolchildren as a pedagogical problem]. Povolzhskiy pedagogicheskiy vestnik, 2017, vol. 5, no. 3 (16), pp. 66-71 (in Russian).

8. Gil'manov S. A. Ob effektivnosti izucheniya muzyki v obshcheobrazovatel'noy shkole [About effecting of music studding in school]. Muzykal'noye iskusstvo i obrazovaniye - Musical Art and Education, 2014, no 1, pp. 25-38 (in Russian).

9. D. B. Kabalevskiy i ISME (k stoletiyu so dnya rozhdeniya) [D. B. Kabalevsky and ISME (to anniversary of

100 of birthday)]. Compiler: E. B. Abdullin, B. S. Dimentman. Moscow, Reprotsentr-M Publ., 2004. 144 p. (in Russian).

10. Dashevskiy V. O vkusakh ne sporyat [Tastes differ] (in Russian). URL:https://science.ru-land.com/stati/o-vkusah-ne-sporyat-na-vkus-i-cvet-tovarishchey-net-tak-govoryat-obsuzhdaya-predpochteniya-v (accessed 10 February 2022).

Информация об авторах

Шишлянникова Н. П., доцент, доктор педагогических наук, профессор, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (пр. Ленина, 90, Абакан, Россия, 655017). E-mail: presto200@yandex.ru

Information about the authors

Shishlyannikova N. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor, Khakassian State University of N. F. Katanov (pr. Lenina, 90, Abakan, Russian Fedeartion, 655017). E-mail: presto200@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 15.02.2022; принята к публикации 28.04.2022 The article was submitted 15.02.2022; accepted for publication 28.04.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.