Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПОДРОСТКОВ К ЭСТРАДНОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПОДРОСТКОВ К ЭСТРАДНОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
303
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ПОДРОСТОК / ЭСТРАДНАЯ МУЗЫКА / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / РОК-МУЗЫКА / ДИАГНОСТИКА / КРИТЕРИАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ / COGNITIVE INTEREST / TEENAGER / POP MUSIC / TASTE PREFERENCES / ROCK MUSIC / DIAGNOSTIC ASSESSMENT / CRITERION-ASSESSMENT BASIS OF THE STUDY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Овчинникова Александра Жоресовна, Юсупова Елена Леонидовна

В данной статье рассмотрены проблемы формирования познавательного интереса подростков к эстрадному музыкальному искусству; уточнено понятие данного феномена как интегративного качества личности подростка. С гносеологических позиций на примере рок-музыки раскрыта специфика эстрадного музыкального искусства и описаны ее основные направления в разные временные периоды, что позволяет сформировать познавательный интерес у детей подросткового возраста. Выявлены психолого-педагогические особенности подростков, способствующие эффективному формированию познавательного интереса к лучшим образцам рок-музыки. Разработан и описан критериально-оценочный аппарат исследования и предложена диагностика сформированности познавательного интереса детей подросткового возраста к рок-музыке по мотивационному критерию и музыкальным предпочтениям. Это позволило выявить и описать четыре уровня сформированности данного феномена у подростков. Доказана эффективность разработанной диагностики на основе критериально-оценочного аппарата исследования.Статья предназначена для преподавателей вуза, аспирантов, магистрантов, работников образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF TEENAGERS’ COGNITIVE INTEREST TO POP MUSIC ART

This article discusses the problems of the teenagers’ cognitive interest formation concerning pop music art; the concept of this phenomenon as an integrative quality of a teenager's personality was clarified. From a gnoseological position by the example of rock music the authors reveal the specifics of pop music art and describe its main directions in different time periods, thereby forming cognitive interest in adolescents. Teenagers’ psychological and educational features were identified, contributing to the effective formation of cognitive interest in the best examples of rock music. The authors developed and described the criterion-assessment basis of the study; proposed diagnostic assessment of the formation of adolescents’ cognitive interest in rock music that was based on two criteria: motivational and taste preferences, which allowed identifying and describing four levels of this phenomenon formation in adolescents. The efficiency of the developed diagnostics on the ground of the criterion-assessment basis was proved. The article is intended for university teachers, graduate students, undergraduates, education professionals.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПОДРОСТКОВ К ЭСТРАДНОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ»

DOI 10.23859/1994-0637-2020-4-97-22 УДК 37.02; 37.04

Овчинникова Александра Жоресовна

Доктор педагогических наук, профессор, Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского (Липецк, Россия) E-mail: dok54@mail.ru

Юсупова Елена Леонидовна

Аспирант,

Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского (Липецк, Россия)

E-mail: usupovaelena299@gmail.com

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПОДРОСТКОВ К ЭСТРАДНОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

© Овчинникова А. Ж., Юсупова Е. Л., 2020

Ovchinnikova Aleksandra Zhoresovna

Doctor of Pedagogy, Professor, Lipetsk State Pedagogical University P. P. Semenov-Tyan-Shansky (Lipetsk, Russia) E-mail: dok54@mail.ru

Yusupova Elena Leonidovna

Postgraduate student, Lipetsk State Pedagogical University P. P. Semenov-Tyan-Shansky (Lipetsk, Russia) E-mail: usupovaelena299@gmail.com

FORMATION OF TEENAGERS' COGNITIVE INTEREST TO POP MUSIC ART

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы формирования познавательного интереса подростков к эстрадному музыкальному искусству; уточнено понятие данного феномена как интегративного качества личности подростка.

С гносеологических позиций на примере рок-музыки раскрыта специфика эстрадного музыкального искусства и описаны ее основные направления в разные временные периоды, что позволяет сформировать познавательный интерес у детей подросткового возраста.

Выявлены психолого-педагогические особенности подростков, способствующие эффективному формированию познавательного интереса к лучшим образцам рок-музыки.

Разработан и описан критериально-оценочный аппарат исследования и предложена диагностика сформированности познавательного интереса детей подросткового возраста к рок-музыке по мотивационному критерию и музыкальным предпочтениям. Это позволило выявить и описать четыре уровня сформированности данного

Abstract. This article discusses the problems of the teenagers' cognitive interest formation concerning pop music art; the concept of this phenomenon as an integrative quality of a teenager's personality was clarified.

From a gnoseological position by the example of rock music the authors reveal the specifics of pop music art and describe its main directions in different time periods, thereby forming cognitive interest in adolescents.

Teenagers' psychological and educational features were identified, contributing to the effective formation of cognitive interest in the best examples of rock music.

The authors developed and described the criterion-assessment basis of the study; proposed diagnostic assessment of the formation of adolescents' cognitive interest in rock music that was based on two criteria: motivational and taste preferences, which allowed identifying and describing four levels of this phenomenon formation in adolescents.

The efficiency of the developed diagnostics on the ground of the criterion-assessment basis was proved.

The article is intended for university

феномена у подростков.

Доказана эффективность разработанной диагностики на основе критериально-оценочного аппарата исследования.

Статья предназначена для преподавателей вуза, аспирантов, магистрантов, работников образования.

Ключевые слова: познавательный интерес, подросток, эстрадная музыка, музыкальные предпочтения, рок-музыка, диагностика, критериально-оценочный аппарат исследования

teachers, graduate students, undergraduates, education professionals.

Keywords: cognitive interest, teenager, pop music, taste preferences, rock music, diagnostic assessment, criterion-assessment basis of the study

Введение

Проблема формирования познавательного интереса подростков к музыкальному эстрадному искусству на сегодняшний день связана с социальной реальностью нашего времени. В новых социально-экономических условиях возникает необходимость в поиске новых факторов, позволяющих на новом уровне развивать эстетический вкус и культивировать творческое отношение к действительности. Данная концепция соответствует новой национальной доктрине образования РФ, однако серьезные перемены в обществе привели к трансформации ценностного отношения подростков к искусству, на котором базируются их эстетические и нравственные идеалы.

Познавательный интерес к эстрадной музыке формируется на основе влияния массовой культуры, носящей, в основном, развлекательный характер и не требующей переживаний либо глубоких размышлений. Все более возрастает негативное воздействие на молодежь низкопробной популярной музыки, обусловливающей такие негативные явления, как агрессия, насилие, смерть, пьянство, наркомания. Лучшие образцы эстрадного музыкального искусства, способные благоприятно повлиять на эстетический вкус и духовно-нравственное отношение подростка к миру, остаются за пределами их внимания.

Степень разработанности проблемы

Аналитический подход к изучению познавательного интереса подростков к эстрадной музыке выявил следующие теоретические предпосылки, лежащие в области эстетики, музыкознания, психологии и педагогики:

- ценностно-смысловые аспекты изучения эстрадного музыкального искусства с точки зрения культурологического подхода (В. Д. Конев, Л. А. Юсупов);

- музыковедческая концепция теории восприятия музыкального искусства (И. М. Бриль, В. Г. Кузнецов, Е. В. Овчинников, В. С. Симоненко и др.);

- идеи развития эстрадной и рок-музыки в историческом аспекте (А. Н. Ба-ташев, О. С. Жаркова, Д. Житомирский, Г. Д. Забродин, А. Троицкий, В. Б. Фейер-таг); изучением джаза за рубежом занимались такие исследователи, как Д. Л. Кол-лиер, Ю. Панасье, У. Сарджент, Д. Юэн;

- психолого-педагогические особенности формирования познавательного интереса к эстрадному музыкальному искусству (Л. А. Мазель, В. И. Петрушин);

- комплексный подход к музыкальному образованию подростков (Э. Б. Абдул-лин, Ю. Б. Алиев, Б. В. Асафьев, Д. Б. Кабалевский, Г. М. Цыпин и др.).

Формирование познавательного интереса на уроках музыки разносторонне рассматривается в работах Т. В. Надолинской, В. В. Медушевского, В. И. Петрушина, Б. М. Теплова, Д. Б. Кабалевского, В. Г. Ражникова и др.

Современная система музыкального образования подростков вносит определенный вклад в формирование их познавательного интереса к эстрадному искусству. Однако в практике школы недостаточно внимания уделяется знакомству с лучшими образцами музыкального эстрадного искусства и его жанрами. Причина данного явления в том, что учителям музыки предлагаются программы, не учитывающие музыкальные интересы и вкусовые потребности подростков, не определяющие стилистические особенности произведений лучших представителей мировой культуры, не содержащие критический анализ отрицательных и положительных сторон данного жанра. Отбор музыкального материала не всегда соответствует определенным критериям и возрастным особенностям учащихся, недостаточно изучены особенности познавательного интереса подростков к эстрадной музыке. В связи с этим приоритетными должны стать направления, синтезирующие классические и фольклорные традиции разных народов в современных интерпретациях. Посредством произведений в стиле арт-рок, симфо-рок, джаз-рок, фольк-рок школьники смогут приобщиться к джазу, народной и классической музыке. В этом мы видим один из плодотворных и эффективных путей духовного воспитания молодежи.

Основная часть

Целью данной статьи является разработка содержания формирования познавательного интереса подростков к эстрадному музыкальному искусству.

Понятие «познавательный интерес подростка» рассматривается с различных точек зрения. В современных исследованиях оно характеризуется как: ценное интегра-тивное свойство личности (Г. И. Щукина); избирательная направленность подростка (Т. Рибо); проявление умственной и эмоциональной активности личности (С. Л. Рубинштейн); активное познавательное отношение к миру (К. Изард, В. Н. Мясищев); специфическая познавательная направленность на изучение подростками музыкального эстрадного искусства (К. К. Платонов). Многие ученые связывают данное понятие с мотивами и потребностями подростков (К. Изард).

Таким образом, познавательный интерес подростков выступает как интегративное качество личности, включающее психические эмоциональные, волевые и мыслительные процессы, определяющие ее направленность и способствующие ее эстетическому и духовному развитию.

О. М. Солдатова выделяет три типа интереса к музыке: потребительский, исследовательский (познавательный) и деятельностный1. Их основу составляют такие психические процессы, как восприятие, чувства и воображение.

Существует причинно-следственная связь между восприятием и познавательным интересом учащихся. Чем ярче, точнее, осмысленнее восприятие произведений музы-

1 Солдатова О. М. Типология музыкального интереса // Педагогическое мастерство и педагогическая технология. - 2015. - № 2 (4). - С. 41-45.

кального эстрадного искусства, тем больший интерес проявляет подросток к его жанровым и стилевым особенностям.

Эмоции и чувства выполняют различные функции по отношению к познавательному интересу. Возникающее чувство удивления актуализирует существующие интересы и способствует появлению новых потребностей. В то же время удовлетворенная потребность в слушании эстрадной музыки вызывает положительные эмоциональные реакции.

Воображение подростка, связанное с преобразованием образов, инсайтом, становится мощным источником формирования познавательного интереса; познавательный интерес, в свою очередь, позволяет глубже осмыслить новые способы творчества, импровизации и интерпретации музыкальных произведений.

Таким образом, имеет место связь между познавательным интересом и восприятием, чувствами и воображением подростков.

В данной статье мы более подробно остановимся на формировании познавательного интереса к рок-музыке, имеющей свою специфику.

Рок-музыка (англ. Rock music - «качать», «укачивать», «качаться») определяется как разновидность поп-музыки. Ее специфическими особенностями (за рубежом) являются особые ритмические последовательности, характерные для roll, twist, swing, shake; поиск новых тембровых возможностей, связанных с использованием электромузыкальных инструментов; импровизация и исполнение собственных композиций. Многие произведения, созданные в стиле арт-рок ("The Beatles", "Pink Floyd", "King Krimson", "Genesis", "Yes", "Jethro Tull" и др.), симфо-рок ("Nice", "Emerson, Lake & Palmer"), джаз-рок ("Chicago", "Blood, Sweat and Tears", Chick Corea), фолк-рок ("Creedence Clearwater Revival", "Eagles", "The Byrds", Bob Dylan, Woody Guthrie), связаны с фольклором.

В 70-80 гг. в рок-музыке западных авторов намечаются тенденции, связанные с жестокостью, насилием и агрессией. К таковым относятся композиции, исполненные в стиле хард-рок, хэви-металл, панк-рок, психоделический рок ("Deep Purple", "Led Zeppelin", "Black Sabbath"), которые, с одной стороны, привнесли в жанр рока много интересных и новаторских идей, с другой - оказали негативное влияние на молодое поколение. Эти произведения должны стать предметом широкого обсуждения подростков.

Расцветом русского рока принято считать 80-е гг. XX в., который, переняв западную музыкальную рок-эстетику, наполняет свои произведения (песни, импровизации) новым социальным содержанием. Появляются рок-группы, среди которых лучшими являются «Кино» В. Цоя, «Наутилус Помпилиус» В. Бутусова и Д. Умецкого, «Алиса» К. Кинчева, «Арсенал» А. Козлова, «Машина времени» А. Макаревича. В настоящее время хорошим эстетическим вкусом отличаются группы: «Любэ», «Ночные снайперы», «Моральный кодекс», «Бригада С» и др. Их музыкальные идеи, тексты песен и исполнение отражают действительность, заботу о человеке и в целом оптимистичны. В отличие от западных коллективов, композиции данных групп отличаются мелодизмом, поэтической метрикой, свойственной русской поэзии, своеобразными ритмами, характерными для западной школы рока, привлекающими молодежь. Эти качества следует учитывать при отборе материала для занятия, направленного на формирование познавательного интереса у подрост-

ков. Приоритетными должны стать направления, синтезирующие классические и фольклорные традиции разных народов, изучая которые, школьники смогут приобщаться к джазу, народной и классической музыке.

Особое значение в формировании познавательного интереса подростков к эстрадному музыкальному искусству в музыкальной культуре ХХ в. приобретает рок-опера. Музыковед А. Цукер отмечал: «Союз с оперой был для рока частью более широких процессов его общения с искусством академической традиции, с высокими музыкальными жанрами. А поворот к высоким жанрам естественно связывался с высокими образами, сюжетами»1. В связи с этим особого внимания заслуживает опыт педагогов по приобщению подростков к образцам данного жанра: «Иисус Христос - суперзвезда» Т. Райса и Э. Уэббера, «Орфей и Эвридика» А. Журбина, «Юнона и Авось» А. Рыбникова.

В 90-е гг. в России развивается новое направление молодежной субкультуры -хип-хоп. Возникает большое количество разнообразных модных молодежных увлечений: танцы - брейк-данс, техно-поп; граффити - рисунки на стенах домов; рэп. Понимание современной рок-музыки связывается с мифологизацией. Т. И. Ерохина и Н. О. Коновалова считают, что «рок-исполнитель не избежал мифологизации в силу того, что его образ с момента своего появления окружен ореолом "романтизированного" бунтаря»2.

Многообразие направлений и жанров рок-музыки ставит перед учителем задачу тщательного отбора материала для формирования познавательного интереса подростков к эстрадному музыкальному искусству. В данном случае важно учитывать их психологические особенности. По мнению психологов (А. Г. Асмолова, В. В. Давыдова, А. А. Мелик-Пашаева, С. Л. Рубинштейна, Д. И. Фельдштейна, В. Д. Шад-рикова и др.), у учащихся 14-16 лет активно развивается интеллектуальная сфера, происходит развитие абстрактно-логического мышления, речи; ярко выражается потребность в независимости, реализации собственного «Я». Подросток глубоко переживает поражения, может впасть в апатию, потерять веру в свои силы, творческие возможности. В подобной ситуации он может замыкаться, становиться агрессивным. В силу не сформировавшихся психики и характера подросток нуждается в общении с человеком, которому мог бы доверять, советоваться, с которого можно брать пример. По этой причине у молодых людей появляются кумиры, в том числе и в рок-музыке. Их нравственные и мировоззренческие поиски зависят от степени духовного развития, увлечений, окружающей среды и степени педагогического воздействия. Важным является то, что в этот период формируется личное отношение к жизни -нравственные ценности, жизненные идеалы. Колоссальное влияние на подростка оказывает медиасреда (Н. Н. Королева, И. М. Богдановская, В. Ф. Луговая), которая на основе осмысления «Я-виртуального» и «Я-реального» формирует самосознание личности.

Анализ научной литературы позволил провести диагностику сформированности познавательного интереса подростков к рок-музыке. Базой исследования стали: ГБОУ «СОШ № 491» г. Москвы, МБОУ «Гимназия № 69» г. Липецка, МБОУ «Гим-

1 Цукер А. И. И рок, и симфония... - Москва: Композитор, 1993. - С. 175.

2 Ерохина И. Т., Коновалова Н. О. Рок-исполнитель в массовой культуре: pro & contra // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 2 (107). - С. 200.

назия № 11» г. Ельца. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 382 подростка (экспериментальная группа - ЭГ). Детально были обследованы 369 подростков, по 123 реципиента в каждой школе (контрольная группа - КГ).

Цель исследования - выявить уровни сформированности познавательного интереса подростков к рок-музыке.

Задачи исследования:

1) обозначить критерии и подобрать методики определения сформированности познавательного интереса подростков к рок-музыке;

2) выявить особенности вкусовых предпочтений в музыке у подростков.

В рамках данного исследования рассматриваются мотивационный критерий и критерий музыкальных предпочтений.

Мотивационный критерий (motive - побуждение) определяется наличием мотивов к изучению рок-музыки.

С целью выявления уровней сформированности познавательного интереса подростков по данным критериям нами была составлена анкета и проведена беседа, результаты которой фиксировались с помощью видеозаписи.

Подросткам были заданы следующие вопросы:

1. Интересуетесь ли вы рок-музыкой и ее жанрами?

2. Хотели бы вы изучать лучшие образцы эстрадной и рок-музыки в процессе обучения?

3. Какие музыкальные произведения вы слушаете за пределами школы?

Результаты полученных данных показали, что количество подростков, проявляющих интерес к рок-музыке и ее жанрам, неодинаково: в ГБОУ «СОШ № 491» г. Москвы отдают предпочтение рок-музыке 43,2 %; в МБОУ «Гимназия № 69» г. Липецка - 32,9 %, в МБОУ «Гимназии № 11» г. Ельца - 29,9 % реципиентов. Хотели бы изучать лучшие образцы эстрадной музыки, в том числе и рок-музыки, 67,9 % учащихся ГБОУ «СОШ № 491» г. Москвы, 52,9 % опрошенных из МБОУ «Гимназия № 69» г. Липецка, 45,9 % подросткой, посещающих МБОУ «Гимназия № 11» г. Ельца. Основной мотив звучит следующим образом: «Рок - это круто» (Артем К.); «Рок - это интересно!» (Наташа В.). Многие подростки сами предлагают музыку, которую они хотели бы изучать на уроке. За пределами школы 77,9 % респондентов ГБОУ «СОШ № 491» г. Москвы, 77,2 % МБОУ «Гимназия № 69» г. Липецка, 62,8 % МБОУ «Гимназия № 11» г. Ельца слушают в основном поп-музыку, и только 22,1 % московских, 22,8 % липецких и 37,2 % елецких школьников интересуются рок-музыкой, тяжелым роком. Названия зарубежных рок-групп озвучивают 66 % учащихся ГБОУ «СОШ № 491» г. Москвы, 54 % МБОУ «Гимназия № 69» г. Липецка, 48 % МБОУ «Гимназия № 11» г. Ельца.

Критерий музыкальных предпочтений включает в себя: 1) широту вкусовых предпочтений рок-музыки; 2) диапазон жанровых предпочтений; 3) определение частоты выбора произведений конкретного жанра или автора.

Широта вкусовых предпочтений у подростков весьма разнообразна. На первом месте оказались группы «Кровосток» (32,9 %), «Кино» (В. Цой) (29,9 %), «Ночные снайперы» (26,5 %); на втором - «Браво», «БИ-2» (22,8 %), композиции в стиле дабстеп (21,2 %); на третьем - «Моральный кодекс» (19,8 %), «Френдзона» (19,2 %);

на четвертом - «Мельница» (11,1 %), «Ария» (11,1 %), «Чайф» (10,2 %); на пятом -«Мумий Тролль» (4,1 %).

Из зарубежных исполнителей чаще всего называют "Rammstein" (22,8 %), мюзикл "Notre Dame de Paris" (19,8 %), "Sabaton" (6,5 %).

Широта жанровых предпочтений подростков определяется следующим образом: наибольшее предпочтение подростки отдают рэпу (33,1 %); второе место занимает эстрада (30,9 %), на третьем месте - рок (23,8 %), на четвертом - рок-опера (12,2 %).

Выбор произведений конкретного жанра или автора осуществлялся в следующих стилях и направлениях: кантри, фольклор, песни, мюзикл, рок-опера.

Анализ результатов исследования показал, что рок, как музыка протеста, уступила более спокойным направлениям (критика существующего строя, общественных явлений, агрессия ушли в прошлое); в ответах подростков преобладает тематика спорта, быта, любви, патриотическая тематика группы «Центр» («Дружба навсегда», «Страна навсегда» и др.), а также фольклорная тематика. Лучшие образцы рок-музыки незнакомы подросткам и не вызывают у них интереса.

Результаты оценивались по определенной шкале баллов (см. таблицу).

Таблица

Шкала баллов за каждый ответ и уровни познавательного интереса по мотивационному критерию и критерию вкусовых предпочтений

Шкала баллов Уровень мотивации

8-0 Высокий

5-7 Выше среднего

3-4 Средний

ниже 2 Низкий

В ходе анализа результатов исследования были выявлены четыре уровня сфор-мированности познавательного интереса к рок-музыке:

- высокий уровень (11,1 % ЭГ и 13 % КГ) характеризуется ярко выраженным стремлением изучать на уроке рок-музыку, четко сформированными вкусовыми предпочтениями, широким диапазоном жанровых предпочтений отечественной и зарубежной музыки, знанием стилей рок-групп. В ответах подростков достаточно полно представлены отечественные и зарубежные авторы;

- уровень выше среднего (32,9 % ЭГ и 29,9 % КГ) проявляется заинтересованностью в изучении определенных музыкальных направлений как отечественных, так и зарубежных исполнителей. Отмечается потребность в слушании и исполнении рок-музыки; она занимает значительное место в жизни подростка и вызывает желание изучать ее на уроке. Широта жанровых предпочтений связана с песнями, мюзиклами, инструментальной музыкой, однако вкусовые предпочтения не всегда определяются высокими образцами рок-музыки;

- для среднего уровня (43 % ЭГ и 45,9 % КГ) характерен фрагментарный познавательный интерес, стремление изучать рок-музыку на уроке не ярко выражено. Жанровые предпочтения ограничиваются самыми известными молодежными группами и связаны с песней;

- на низком уровне (13 % в ЭГ и 11,2 % в КГ) заинтересованность в рок-музыке не проявляется, вкусовые предпочтения связаны с эстрадной песней, рок-группы не называются. Эстетический вкус подростков не развит.

Выводы

Познавательный интерес подростков к эстрадному музыкальному искусству, выступающий как интегративное качество личности, способствует развитию мыслительных процессов, формирует эстетический вкус, расширяет кругозор, делает процесс обучения на уроках музыки ярким и значимым для учащихся.

Выявление критериев и уровней сформированности познавательного интереса к эстрадному искусству (на примере рок-музыки) у подростков позволяет определить их мотивы, потребности, установки и вкусовые предпочтения; наметить пути эффективного эстетического воспитания школьников в процессе знакомства с лучшими образцами эстрадного музыкального искусства.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ерохина И. Т., Коновалова Н. О. Рок-исполнитель в массовой культуре: pro & contra // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 2 (107). - С. 198-203.

Солдатова О. М. Типология музыкального интереса // Педагогическое мастерство и педагогическая технология. - 2015. - № 2 (4). - С. 41-45.

Цукер А. И. И рок, и симфония... - Москва: Композитор, 1993. - 303 с.

References

Erokhina I. T., Konovalova N. O. Rok-ispolnitel' v massovoi kul'ture: pro & contra [The rock singer in popular culture: pro & contra]. Iaroslavskiipedagogicheskii vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2019, no. 2 (107), pp. 198-203.

Soldatova O. M. Tipologiia muzykal'nogo interesa [Typology of musical interest]. Pedago-gicheskoe masterstvo i pedagogicheskaia tekhnologiia [Teaching skills and teaching technology], 2015, no. 2 (4), pp. 41-45.

Tsuker A. I. I rok, i simfoniia... [And rock, and symphony.]. Moscow: Kompozitor, 1993. 303 p.

Для цитирования: Овчинникова А. Ж., Юсупова Е. Л. Формирование познавательного интереса подростков к эстрадному музыкальному искусству // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2020. - № 4 (97). - С. 243-250. DOI: 10.23859/1994-06372020-4-97-22

For citation: Ovchinnikova A. Zh., Yusupova E. L. Formation of teenagers' cognitive interest to pop music art. Bulletin of the Cherepovets State University, 2020, no. 4 (97), pp. 243-250. DOI: 10.23859/1994-0637-2020-4-97-22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.