Научная статья на тему 'Исследование влияния изменений налогового законодательства на поступление платежей в бюджет от предприятий сельскохозяйственной отрасли'

Исследование влияния изменений налогового законодательства на поступление платежей в бюджет от предприятий сельскохозяйственной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоги / изменения / законодательство / экономика / санкции / динамика / структура / поступления / эффективность / бюджет / taxes / changes / legislation / economy / sanctions / dynamics / structure / revenue / efficiency / budget

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Виктория Вячеславовна Калицкая, Людмила Алексеевна Степанова, Ольга Анатольевна Рыкалина, Екатерина Михайловна Кот

Цель – провести анализ изменений налогового законодательства, принятых в разгар пандемии COVID-19, экономических санкций 2022 года и оценить их влияние на такие экономические показатели предприятий сельскохозяйственной отрасли, как выручка, налоговые платежи в бюджет. Методы. На основе открытых данных Росстата, Федеральной налоговой службы Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации собран статистический материал и составлены динамические ряды за период 2019–2022 гг. по параметрам, характеризующим хозяйственную деятельность предприятий сельскохозяйственной отрасли. Изучены и проанализированы изменения законодательства в системе налогообложения, принятые в качестве краткосрочных и долгосрочных антикризисных мер, экономической поддержки бизнеса в условиях восстановления экономики после пандемии и беспрецедентных санкций, введенных с 2022 года. Проведен анализ изменений объема производства созданных и прекративших деятельность предприятий сельскохозяйственной отрасли и динамики поступления платежей в бюджет по видам бюджетов. Рассчитаны абсолютные и относительные показатели, характеризующие тенденцию изменений за анализируемый период. Результаты. На основе проведенного исследования представлены выводы о масштабах влияния изменений, внесенных в налоговое законодательство, на работу предприятий сельскохозяйственной отрасли. Дана оценка эффективности принятых мер поддержки предприятий для обеспечения налоговых поступлений в бюджет. Научная новизна. В данном исследовании впервые изучена взаимосвязь изменений налогового законодательства и размера поступлений налоговых платежей в условиях экономических санкций и ослабления внутреннего рынка для производителей сельскохозяйственной продукции. Сформулированы выводы, позволяющие в некоторой степени оценить качество изменений в области налогового законодательства, которые выбраны как приоритетные для снижения кризисных явлений за период 2019–2022 годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Виктория Вячеславовна Калицкая, Людмила Алексеевна Степанова, Ольга Анатольевна Рыкалина, Екатерина Михайловна Кот

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investigation of the impact of changes in tax legislation on the receipt of payments to the budget from agricultural enterprises

The purpose is to analyze changes in tax legislation adopted at the height of the COVID-19 pandemic, economic sanctions of 2022 and to assess their impact on such economic indicators of agricultural enterprises as revenue, tax payments to the budget. Methods. Based on open data from Rosstat, the Federal Tax Service of the Russian Federation and the Ministry of Agriculture of the Russian Federation, statistical material has been collected and dynamic series for the period 2019–2022 have been compiled according to parameters characterizing the economic activity of agricultural enterprises. The changes in legislation in the taxation system adopted as short-term and long-term anti-crisis measures, economic support for business in the conditions of economic recovery after the pandemic and unprecedented sanctions imposed since 2022 have been studied and analyzed. The analysis of changes in the volume of production of established and discontinued agricultural enterprises and the dynamics of receipt of payments to the budget by type of budgets is carried out. Absolute and relative indicators characterizing the trend of changes over the analyzed period are calculated. Results. Based on the conducted research, conclusions are presented on the extent of the impact of changes made to the tax legislation on the work of agricultural enterprises. An assessment of the effectiveness of the measures taken to support enterprises to ensure tax revenues to the budget is given. Scientific novelty. In this study, for the first time, the relationship between changes in tax legislation and the amount of tax receipts in the conditions of economic sanctions and the weakening of the domestic market for agricultural producers is studied. Conclusions are formulated that allow to assess to some extent the quality of changes in the field of tax legislation, which are selected as priorities for reducing crisis phenomena for the period 2019–2022.

Текст научной работы на тему «Исследование влияния изменений налогового законодательства на поступление платежей в бюджет от предприятий сельскохозяйственной отрасли»

УДК 336.221 Код ВАК 5.2.3

https://doi.org/10.32417/1997-4868-2024-24-03-392-403

Л Исследование влияния изменений § налогового законодательства | на поступление платежей в бюджет $ от предприятий сельскохозяйственной отрасли

В. В. Калицкая1, Л. А. Степанова1, 2, О. А. Рыкалина1, Е. М. Кот3Н

1 Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия

2 Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург, Россия

3 Уральский государственный аграрный университет, Екатеринбург, Россия нE-mail: ktekaterina@rambler.ru

Аннотация. Цель - провести анализ изменений налогового законодательства, принятых в разгар пандемии СОУГО-19, экономических санкций 2022 года и оценить их влияние на такие экономические показатели предприятий сельскохозяйственной отрасли, как выручка, налоговые платежи в бюджет. Методы. На основе открытых данных Росстата, Федеральной налоговой службы Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации собран статистический материал и составлены динамические ряды за период 2019-2022 гг. по параметрам, характеризующим хозяйственную деятельность предприятий сельскохозяйственной отрасли. Изучены и проанализированы изменения законодательства в системе налогообложения, принятые в качестве краткосрочных и долгосрочных антикризисных мер, экономической поддержки бизнеса в условиях восстановления экономики после пандемии и беспрецедентных санкций, введенных с 2022 года. Проведен анализ изменений объема производства созданных и прекративших деятельность предприятий сельскохозяйственной отрасли и динамики поступления платежей в бюджет по ^ видам бюджетов. Рассчитаны абсолютные и относительные показатели, характеризующие тенденцию изо менений за анализируемый период. Результаты. На основе проведенного исследования представлены вы. воды о масштабах влияния изменений, внесенных в налоговое законодательство, на работу предприятий ^ сельскохозяйственной отрасли. Дана оценка эффективности принятых мер поддержки предприятий для М обеспечения налоговых поступлений в бюджет. Научная новизна. В данном исследовании впервые изо учена взаимосвязь изменений налогового законодательства и размера поступлений налоговых платежей „ в условиях экономических санкций и ослабления внутреннего рынка для производителей сельскохозяй-< ственной продукции. Сформулированы выводы, позволяющие в некоторой степени оценить качество изО менений в области налогового законодательства, которые выбраны как приоритетные для снижения кри-щ зисных явлений за период 2019-2022 годы.

и Ключевые слова: налоги, изменения, законодательство, экономика, санкции, динамика, структура, посту-сц пления, эффективность, бюджет

• Для цитирования: Калицкая В. В., Степанова Л. А., Рыкалина О. А., Кот Е. М. Исследование вли-

„5 яния изменений налогового законодательства на поступление платежей в бюджет от предприятий

о сельскохозяйственной отрасли // Аграрный вестник Урала. 2024. Т. 24, № 03. С. 392-403. https://doi.

¡3 0^/10.32417/1997-4868-2024-24-03-392-403.

н

^ Дата поступления статьи: 22.08.23, датарецензирования: 18.10.2023, дата принятия: 20.11.2023.

Urals. 2024; 24 (03): 392-403. https://doi.org/10.32417/1997-4868-2024-24-03-392-403. (In Russ.)

И о О ¡3

0

1

Investigation of the impact of changes in tax legislation on the receipt of payments to the budget from agricultural enterprises

V. V. Kalitskaya1, L. A. Stepanova1' 2, O. A. Rykalina1, E. M. Kot3H

1 Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russia

2 Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

3 Ural State Agrarian University, Ekaterinburg, Russia M E-mail: ktekaterina@rambler.ru

Abstract. The purpose is to analyze changes in tax legislation adopted at the height of the COVID-19 pandemic, economic sanctions of 2022 and to assess their impact on such economic indicators of agricultural enterprises as revenue, tax payments to the budget. Methods. Based on open data from Rosstat, the Federal Tax Service of the Russian Federation and the Ministry of Agriculture of the Russian Federation, statistical material has been collected and dynamic series for the period 2019-2022 have been compiled according to parameters characterizing the economic activity of agricultural enterprises. The changes in legislation in the taxation system adopted as short-term and long-term anti-crisis measures, economic support for business in the conditions of economic recovery after the pandemic and unprecedented sanctions imposed since 2022 have been studied and analyzed. The analysis of changes in the volume of production of established and discontinued agricultural enterprises and the dynamics of receipt of payments to the budget by type of budgets is carried out. Absolute and relative indicators characterizing the trend of changes over the analyzed period are calculated. Results. Based on the conducted research, conclusions are presented on the extent of the impact of changes made to the tax legislation on the work of agricultural enterprises. An assessment of the effectiveness of the measures taken to support enterprises to ensure tax revenues to the budget is given. Scientific novelty. In this study, for the first time, the relationship between changes in tax legislation and the amount of tax receipts in the conditions of economic sanctions and the weakening of the domestic market for agricultural producers is studied. Conclusions are formulated that allow to assess to some extent the quality of changes in the field of tax legislation, which are selected as priorities for reducing crisis phenomena for the period 2019-2022.

K

Keywords: taxes, changes, legislation, economy, sanctions, dynamics, structure, revenue, efficiency, budget l

For citation: Kalitskaya V. V., Stepanova L. A., Rykalina O. A., Kot E. M. Investigation of the impact of changes y in tax legislation on the receipt of payments to the budget from agricultural enterprises. Agrarian Bulletin of the p

Date ofpaper submission: 22.08.23, date of review: 18.10.2023, date of acceptance: 20.11.2023. e

p

n

Постановка проблемы (Introduction) обще прекратила свою деятельность. При этом § С 2014 года и по настоящее время в экономи- одновременно увеличились расходы государства на Р

ке России происходит глобальная трансформация, здравоохранение, социальную поддержку населе- Р

в результате которой значительно меняется струк- ния и отдельных отраслей экономики. По данным .

тура секторов экономики. В частности, измене- Министерства финансов Российской Федерации в r

У

ния усугубила пандемия COVID-19, в результате отчете по итогам исполнения Федерального бюд- k

которой были закрыты границы для перемеще- жета и бюджетов бюджетной системы Российской i ния сырья, товаров в режиме экспорт-импорт. По Федерации за 2020 год указано, что увеличение

данным Министерства экономического развития расходов на финансирование антикризисных про- Р

Российской Федерации, представленном в докла- грамм потребовало существенного расширения де- ,

де «Итоги внешнеэкономической деятельности фицита федерального бюджета. Его размер по ито- ^

Российской Федерации в 2020 году и I полуго- гам 2020 года составил 3,8 % ВВП [2]. Р

дии 2021 года», стоимостной объем мирового то- В целях стабилизации сложившейся негативной Р

варного экспорта сократился в 2020 г. на 7,5 %, а ситуации Правительством Российской Федерации .

Российского - на 20,6 % [1]. Достаточно большая были предприняты различные меры по борьбе с 2

часть предприятий вынужденно сократила или во- коронавирусной инфекцией и поддержкой эконо- 2

ct

w

S S о К

о «

СО

мики, в том числе и связанные с обязательствами бизнеса своевременно и в полном объеме перечислять налоги (сборы) в бюджетную систему РФ [3]. Большая часть предложенных мер была связана со снижением налоговой нагрузки на отдельные виды бизнеса и отсрочкой (рассрочкой) налоговых платежей, страховых взносов. Отдельные изменения носили краткосрочный, временный характер, но имели место и изменения, которые в дальнейшем были дополнены или уточнены в связи с новыми вызовами, появившимися с 2022 года с введением экономических санкций против России по результатам признания независимости Луганской и Донецкой республик. Только за 2,5 месяца было принято более 10 тысяч ограничений [4]. Санкции ударили прежде всего по внешнеэкономической деятельности. Одномоментное появление практически неразрешимых проблем с поступлением валютной выручки сопровождалось «заморозкой» валютных активов.

Для того чтобы минимизировать последствия введенных санкций и не допустить кризиса в экономике страны, Правительство РФ было вынуждено в марте 2022 года экстренно разработать и утвердить новые меры налоговой поддержки бизнеса и граждан с учетом ранее введенных с 2020 года [5; 6].

Налоговая система России в целом за последние годы подвержена реформированию. В частности, разрабатываются и внедряются альтернативные формы налогообложения, обусловленные прежде всего внедрением новых цифровых технологий, позволяющих автоматизировать не только налоговый учет на предприятиях, но и процесс проверки перечисления налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонд, а также представленных данных в налоговой отчетности [7; 8].

Проблемам ведения налогового учета предпринимателями и налогового администрирования уделяется достаточно большое внимание. Исследованием изменений, вносимых в Налоговый кодекс Российской Федерации, активно занимаются такие ученые, как И. Е. Лазарева, В. Е. Шумилина, А. В. Зимовец, Ю. В. Сорокин, А. В. Ханина и др. [9-11]. Исследования являются основанием для обобщения и систематизации влияния различных факторов влияющих на изменения в налоговой сфере обусловленных влиянием санкций и иных негативных явлений в экономике.

Какое влияние оказали изменения, внесенные в налоговое законодательство за период 2020-2022 гг. на поступление платежей в бюджет и, в частности, для предприятий сельскохозяйственной отрасли? Каким образом принятые меры повлияли на такие показатели деятельности предприятия, как объем производства и налоговая нагрузка?

Для исследования выбрана отрасль, связанная с агропромышленным сектором, - сельское хозяй-

ство, так как для благополучия и жизнедеятельности любой страны продовольственная безопасность имеет первостепенное значение, так как в большинстве случаев ставят знак равенства между продовольственной и экономической безопасностью страны. Кроме того, в отличие от иных отраслей экономической деятельности для России особое значение имеет экспорт агропродовольственной продукции. Даже в ковидный и постковидный периоды экспорт продовольствия имел положительную динамику за счет увеличения мирового спроса и цен, повышенного качества и конкурентоспособности Российских сельскохозяйственных товаров. Санкции 2022 года нанесли значительный удар именно по данному сектору экономики и прежде всего его экспортной составляющей [12; 13]. Потребовалась государственная поддержка, в том числе и за счет изменений налогового законодательства, необходимая для обеспечения занятости населения, повышения объемов производства в целях недопущения снижения качества уровня жизни населения и социальной напряженности. Однако меры государственной поддержки производителей сельскохозяйственной продукции в силу ограниченности свободных финансов имели неоднородный эффект от их внедрения [13; 14].

Цель данного исследования - оценить влияние принятых Правительством Российской Федерации изменений в сфере налогового законодательства за период 2020-2022 гг., которые были введены для минимизации последствий экономического кризиса, спровоцированного COVID-19 и международными санкциями 2022 года.

Основные задачи исследования:

- проведение анализа изменений налогового законодательства за период 2019-2022 гг., принятых в качестве антикризисных мер;

- проведение анализа изменений поступлений платежей в бюджет и внебюджетные фонды предприятиями сельскохозяйственной отрасли;

- оценка оценке масштаба и эффективности принятых антикризисных мер;

- формулирование выводов и рекомендаций по итогам исследования.

Актуальность исследования заключается в необходимости оценки эффективности мер, применяемых Правительством России в части изменений налогового законодательств.

Методология и методы исследования (Methods)

Для исследования авторы использовали общепринятые, общенаучные методы: сравнительный, логический, статистический анализ.

Период, за который проводилось исследование: с 2019 г. по 2022 г.

Для анализа и сравнения использованы отдельные показатели хозяйственной деятельности предприятий сельскохозяйственного сектора экономики, в частности:

1) статистические данные объема производства: РОССТАТ; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации; Министерство экономического развития Российской Федерации [15; 16];

2) статистические и аналитические данные Федеральной налоговой службы Российской Федерации (далее по тексту - ФНС РФ) по суммам обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды [17];

3) нормативные законодательные акты, принятые и утвержденные для исполнения как на федеральном, так и на региональном уровне в качестве антикризисных мер [17; 18].

Выбор показателей для сравнения основан на возможности отследить динамику изменения и взаимосвязь величины валового дохода, характеризующего эффективность деятельности предприятия с размером обязательных налоговых платежей в бюджет.

Результаты (Results)

Налоги и сборы являются основой доходной части бюджета государства, региона или муниципального образования. Следовательно, от того, как своевременно и в каких объемах пополняется соответствующий бюджет, зависит возможность исполнения органами государственной власти своих социальных обязанностей. Налоговым кодексом РФ установлено, что налоги - это обязанность хозяйствующих субъектов безвозмездно поделится частью прибыли или дохода. Любые изменения в экономике, как правило, непосредственно влияют на размер таких обязательств - платежей в бюджет.

Изменения в сфере налогообложения, как правило, связаны с необходимостью обеспечить стабильные поступления в бюджет, позволяющие в полной мере исполнять все обязательства государства. В связи с этим Правительство РФ и Министерство финансов РФ постоянно пытаются решить одновременно ряд задач, которые иногда являются взаимоисключающими. Например, увеличить поступления налоговых платежей в бюджет, при этом чтобы бизнес не препятствовал и не уходил в тень, скрывая свои доходы для целей налогообложения. Одновременно ставится задача по снижению затрат на налоговое администрирование, при этом качество налогового администрирования, включая налоговые проверки, должно постоянно повышаться.

В исследуемом периоде можно выделить два периода по принятию мер поддержки бизнеса и экономики в целом. Первый пришелся на 2019 год, и все мероприятия были связаны со снижением негативных последствий пандемии COVID-19. Второй связан с введением глобальных экономических санкций, введенных в марте 2022 года.

На основе открытых данных сайта Правительства Российской Федерации с учетом изменений и дополнений по состоянию на 01.07.2023 г. действующими являются следующие меры [3]:

1 Меры, предназначенные для поддержки сельскохозяйственных предприятий:

1.1. Постановление от 8 сентября 2022 года № 1580 «Защита внутреннего рынка продовольствия», которым предусмотрен временный запрет на экспорт семян рапса. Предполагается, что данная мера позволит увеличить загрузку отечественных предприятий, производящих рапсовое масло, и обеспечить отрасль животноводства продуктами переработки этой масличной культуры.

1.2. Постановление от 26 февраля 2022 года № 235 «Стабилизация цен на сельхозпродукцию», которым расширен перечень случаев использования резервов государственного фонда для стабилизации внутренних цен на сельхозпродукцию, в том числе сахар. Согласно данному постановлению, государство должно закупать продукцию у сельхозпроизводителей, когда цены на рынке низкие, а в случае заметного значительного роста цен предполагается производить продажи, тем самым стабилизируя ситуацию на рынке.

1.3. Распоряжение от 19 мая 2022 года № 1234-р «Создание селекционно-племенного птицеводческого комплекса», который должен быть построен в Подмосковье для обеспечения российских птицефабрик отечественными мясными породами кур для того, чтобы преодолеть зависимость птицеводов от импорта племенного материала.

1.4. Постановления от 16 марта 2022 года № 375, от 17 марта 2022 года № 393, от 18 марта 2022 года № 532-р, от 18 марта 2022 года № 534-р «Льготные кредиты компаниям АПК, промышленности и торговли», которыми определены меры поддержки системообразующих организаций, оказавшихся в сложной ситуации из-за санкций. Предполагается, что предприятия смогут получить займы по льготной ставке на поддержание текущей деятельности.

1.5. Распоряжение от 25 марта 2022 года № 616-р «Субсидирования железнодорожных перевозок сельскохозяйственной продукции по льготным тарифам».

1.6. Постановление от 3 марта 2022 года № 280 «О кредитных каникулах для аграриев и пролонгации сроков льготных кредитных договоров», согласно которому сельхозпроизводители получили право полугодичной отсрочки платежей по льготным инвестиционным кредитам, срок договоров по которым истекает в 2022 году.

2. Меры общего назначения, связанные со снижением финансовой, налоговой нагрузки и налогового контроля:

2.1. Постановление от 15 июня 2022 года № 1068 «Об отсрочке страховых взносов по уплате страховых взносов за II-III кварталы 2022 года». Данное постановление предусмотрено для предприятий, осуществляющих определенные виды деятельности.

И о о ¡3 о

У

ct

w s

s

о к

о w СО

2.2. Постановление от 30 марта 2022 года № 512 «Продление срока уплаты налога по УСН», согласно которому срок уплаты налога по упрощенной системе налогообложения за 2021 год и I квартал 2022 года для индивидуальных предпринимателей и организаций из отдельных отраслей экономики продлевается на шесть месяцев с последующей рассрочкой в течение полугода.

2.3. Постановление от 25 марта 2022 года № 470 «Продление срока уплаты авансового платежа по налогу на прибыль», согласно которому предприятия получили возможность откорректировать сумму платежа с учетом реальных итогов работы за I квартал и тем самым не отвлекать излишние деньги из оборота.

2.4. Постановление от 1 июля 2022 года № 1181 «Обнуление ставки НДС для гостиничного бизнеса», согласно которому установлена нулевая ставка НДС на 5 лет в отношении услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения.

2.5. Постановление от 27 мая 2022 года № 956 «Перечень оборудования, ввоз которого освобождается от налога на добавленную стоимость (НДС)».

2.6. Указ Президента РФ от 02.03.2022 №83 (ред. От 04.09.2023) «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации» предусматривает освобождение 1Т-компаний от налога на прибыль организаций, согласно которому 1Т-компании, которые ранее платили налог на прибыль по ставке 3 %, полностью освободят от уплаты налога на прибыль в 2022-2024 годах, что предполагает снизить затраты на услуги, которые такие компании оказывают бизнесу в сфере финансовых, информационно-консультационных услуг.

2.7. Постановление от 10 марта 2022 года № 336 «Мораторий на проведение проверок предприятий и предпринимателей», согласно которому предусмотрен запрет на проведение до конца 2022 года плановых выездных налоговых проверок.

Все вышеперечисленные изменения - это лишь небольшая часть мер, предпринятых Правительством РФ, которые непосредственно связаны с такой важной отраслью, как сельское хозяйство [17].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интерес представляет исследование влияния, взаимосвязи введенных налоговых изменений на поступление налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации в целом и по отдельным поступлениям предприятий, относящихся к сельскохозяйственной отрасли как отрасли определяющей продовольственную безопасность страны. Оценить качество введенных налоговых изменений достаточно сложно. Однако открытые данные государственных учреждений позволяют провести анализ по отдельным показателям, таким как поступления налогов и сборов в бюджет; регистрация новых предприятий или ликвидация работающих. Предполагается, что итоги исследования позволят косвенно оценить своевременность и результативность предложенных правительством мер поддержки предпринимателей в период экономического кризиса 2019-2022 гг.

В исследовании не учитывались изменения конъюнктуры рынка, продовольственная инфляция и иные малозначительные факторы, которые в той или иной степени также оказали влияние на экономические показатели предприятий сельскохозяйственной отрасли. Это вопросы для отдельного исследования.

На сайте ФНС России в разделе «Налоговый портал» в открытом доступе регулярно размещается информация:

1400 1200 1000 800 600 400 200 0

2019

2020

2021

2022

Рис. 1. Динамика выручки организаций, зарегистрированных в ЕГРЮЛза период 2019-2022 гг. (трлн руб.) Источник: рассчитано авторами по данным https://analytic.nalog.gov.ru Fig. 1. Dynamics of revenue of organizations registered in the Unified State Register of Legal Entities for the period 2019-2022 (trillion rubles) Source: calculated by the authors according to https://analytic.nalog.gov.ru

- по налоговым поступлениям в бюджеты различных уровней (федеральный, консолидированный, бюджеты государственных и внебюджетных фондов);

- налоговые индикаторы экономики (выручка и прибыль организаций, количество зарегистрированных организаций, ИП, субъектов МСП, самозанятых);

- индикаторы налоговой системы (рейтинги, фискальная нагрузка, отдельные налги);

- индикаторы деятельности ФНС России (исполнение федерального бюджета, результаты выездных проверок, налоговый разрыв по НДС и. т. д.);

- статистическая налоговая отчетность (формы 1-НМ, 1-НОМ, 1-ЮР, 1-ИП, 2-НК) [18].

Основными индикаторами экономики являются данные по количеству и динамике выручки, полученной хозяйствующими субъектами и сумме прибыли как финансового результата по итогам деятельности.

На рис. 1 представлена динамика изменения выручки (дохода), полученной всеми организациями, зарегистрированными в ЕГРЮЛ за период 20192022 гг.

Расчет данных по выручке (по доходам) произведен на основании формы отчетности ФНС РФ № 5-П «О налоговой базе и структуре начислений по налогу на прибыль организаций». Информация в данной отчетности представляет совокупность всех доходов организации без учета расходов хозяйствующего субъекта.

На основе представленных на рис. 1 данных можно сделать вывод, что с 2019 по 2020 год выручка организаций незначительно снизилась на 2,07 % и составила в 2020 году 262,3 трлн руб. Однако по итогам 2021 года выручка (доходы), полученная организациями, увеличились в 2,5 раза относительно 2020 года, и составила 655 трлн руб. В 2022 году выручка также значительно (на 93,59 %) увеличилась и по итогу года составила практически 1,3 квдрлн руб. И если увеличение выручки в 2022 году объясняется в основном увеличением выпуска продукции оборонного назначения, то рост по итогу 2021 года косвенно можно связывать с введением определенных преференций, льгот и освобождений именно в налоговой сфере, так как снижение расходов по налоговым платежам является одной из причин стимулирования предпринимательской деятельности.

В таблице 1 представлены данные по исследованию количества хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в анализируемом периоде, обязанных уплачивать законно установленные налоги с разбивкой по форме регистрации.

На основе представленных в таблице 1 данных можно сделать вывод, что изменение количества хозяйствующих субъектов, зарегистрированных в

форме юридического лица, за весь анализируемый период имело негативную тенденцию. Количество юридических лиц уменьшилось на 8,23 % в 2020 году относительно 2019 года, на 4,72 % в 2021 году к 2020 году, а в 2022 году снижение составило 2,34 %. По состоянию на 01.01.2023 г. количество организаций - юридических лиц составляло 3,198 млн. Таким образом, в анализируемом периоде наблюдается резкое снижение деловой активности именно по форме регистрации хозяйствующего субъекта -юридического лица.

В соответствии с нормами действующего налогового законодательства предпринимательская деятельность может быть зарегистрирована в форме не только юридического лица, но и индивидуального предпринимателя. В частности, для предприятий, осуществляющих деятельность в сельскохозяйственной отрасли, такая форма регистрации достаточно широко распространена.

Анализ по количеству налогоплательщиков, представивших заявление на государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, в анализируемом периоде показал неоднозначную тенденцию. С 2019 года по 2020 год наблюдается незначительное снижение количества регистрации индивидуальных предпринимателей: с 4040 тысяч до 3696 тысяч, или на 8,52 %. В последующие 2021 и 2022 годы наблюдается положительная динамика, обусловленная ростом количества зарегистрированных предпринимателей: на 9 тысяч в 2021 году и на 166 тысяч в 2022 году относительно 2021 года.

Особое внимание в России уделяется предприятиям, относящимся к субъектам малого и среднего предпринимательства. Считается, что такие предприятия более мобильны, быстрее переходят на новые виды деятельности и предназначены для обеспечения потребностей населения, физических лиц. ФНС РФ ведет отдельный реестр таких предприятий, и анализ по количеству субъектов малого и среднего предпринимательства в анализируемом периоде показал, что, хотя и имела место неоднозначная тенденция, в отдельные периоды наблюдался рост, а в отдельные - снижение, но количество таких предприятий практически находилось на уровне 6 млн.

Особо следует выделить относительно новый вид регистрации по специальному налоговому режиму «Налог на профессиональный доход», или самозанятость. Данный режим повсеместно был введен с 2019 года и галопирующими темпами осуществлял прирост количества с 2020 года по 2022 год. Так, в 2019 году таких налогоплательщиков было зарегистрировано только 338 тысяч, а уже в 2020 году - 2 млн. По итогам 2022 года на учете числилось уже 6,5 млн предпринимателей, применяющих такой специальный режим.

М о о ¡3 о

У

Таблица 1

Динамика изменения количества предприятий, зарегистрированных ФНС РФ по различным формам, осуществляющих коммерческую деятельность за период 2019-2022 гг.

аЗ «

S S

О

к

о «

СО

Показатель Исследуемый период (год)

2019 2020 2021 2022

Количество организаций, зарегистрированных в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) по состоянию на 1-е число месяца (тыс. ед.) 3745 3437 3274 3198

Количество физических лиц, которые представили заявление на государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей и записи о которых внесены в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) по состоянию на 1-е число месяца (тыс. ед.) 4040 3696 3705 3871

Количество организаций и индивидуальных предпринимателей в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10-е число месяца (тыс. ед). 5917 5685 5867 5991

Самозанятые граждане - физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (тыс. ед). 338 2000 4000 6561

Источник:рассчитано авторами по данным https://analytic.nalog.gov.ru.

Table 1

Dynamics of changes in the number of economic entities registered by the Federal Tax Service of the Russian Federation under various forms engaged in commercial activities for the period 2019-2022

Indicator Study period (year)

2019 2020 2021 2022

Number of organizations registered in the Unified State Register ofLegal Entities (USRLE) as of the 1st day of the month (thousand units) 3745 3437 3274 3198

The number of individuals who have submitted an application for state registration as individual entrepreneurs and whose records are entered in the Unified State Register of Individual Entrepreneurs (USRIE) as of the 1st day of the month (thousand units) 4040 3696 3705 3871

The number of organizations and individual entrepreneurs in the Unified Register of Small and Medium Enterprises as of the 10th day of the month (thousand units). 5917 5685 5867 5991

Self-employed citizens are individuals, including individual entrepreneurs, who have switched to a special tax regime "Tax on professional income" (thousand units) 338 2000 4000 6561

Source: calculated by the authors according to https://analytic.nalog.gov.ru.

Если обобщить данные, представленные в таблице 1 и на рис. 1 можно констатировать, что принятые меры по стабилизации негативных последствий 2019 и 2022 года, предпринятые Правительством для поддержания предпринимателей, сработали достаточно эффективно. Да, имеет место негативная тенденция к снижению количества предприятий, зарегистрированных по форме юридического лица, но в совокупности с данными, представленными на рис. 2, можно сделать заключение, что с уменьшением количества предприятий выручка (предпринимательский доход) не уменьшилась, а, наоборот, значительно выросла.

Основная обязанность предпринимателей любой формы регистрации - платить законно установленные налоги, которые являются одним из источников дохода бюджета.

Проведем анализ изменений налоговых поступлений в бюджет от предприятий в целом и от предприятий сельскохозяйственной отрасли.

На рис. 2 представлена динамика налоговых поступлений за период 2019 по 2022 годы по всем

предприятиям, осуществляющим предпринимательскую деятельность.

На основе представленных на рис. 2 данных можно сделать следующий вывод.

С учетом того, что в четвертом квартале 2019 года весь мир, в том числе и Россия, столкнулись с беспрецедентным вызовом - пандемией СОУГО-19, по итогам года налоговые поступления выросли на 6,6 % и составили 22,7 трлн руб. относительно предшествующего года. Но уже по итогам 2020 года определена тенденция к снижению налоговых поступлений на 7,58 %, или на 1,7 трлн руб. По итогам 2021 года налоговые платежи в бюджет увеличились до 28,5 трлн руб., или на 35,77 % относительно 2020 года. Несмотря на полномасштабные санкции, объявленные западными странами в марте 2022 года, положительная динамика сохранилась и по итогам 2022 года. Рост налоговых поступлений составил 5,1 трлн. руб. относительно 2021 года, или 17,7 %. Данная тенденция подтверждается анализом динамики выручки, представленной на рис. 1.

40 35 30 25 20 15 10

2019

2020

2021

2022

Рис. 2. Динамика налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации за период 2019-2022 гг. (трлн руб.) Источник: рассчитано авторами по данным https://analytic.nalog.gov.ru Rice. 2. Dynamics of tax revenues to the budget of the Russian Federation for the period 2019-2022. (trillion rubles) Source: calculated by the authors according to https://analytic.nalog.gov.ru

Рассмотрим более детально динамику налоговых платежей в разрезе бюджетов и с учетом экономической деятельности, относящейся к сельскохозяйственной отрасли «Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях». Данная деятельность выбрана для отдельного анализа в связи с тем, что она призвана не только обеспечить продовольственную безопасность страны, но и не допускать снижения уровня жизнедеятельности граждан.

Для анализа воспользуемся открытыми источниками, представленными в свободном доступе на сайте ФНС РФ.

На основе данных статистической налоговой отчетности по форме 1-НОМ «Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации по основным видам экономической деятельности» составим таблицу с данными по поступлению платежей в консолидированный бюджет Российской федерации и поступлений по различным уровням бюджета (федеральный, региональный, местный) за период 2019-2022 гг.

В таблице 2 представлены данные по исследованию изменений налоговых платежей в целом по Российской Федерации с детализацией по уровням бюджета и экономическому виду деятельности.

На основе представленных в таблице 2 данных можно сделать следующие выводы:

1. Удельный вес налоговых платежей предприятиями, осуществляющими деятельность в сфере сельского хозяйства, в частности растениеводства и животноводства, за весь анализируемый период составлял от 0,41 до 0,47 % от общей суммы поступлений платежей в консолидируемый бюджет Российской Федерации.

2. Динамика поступлений в анализируемом периоде имела разнонаправленный характер. С 2019

И о о ¡3 о

У

по 2021 год наблюдался незначительное снижение поступлений с 90,52 млн руб., до 80,34 млн руб., или на 10,18 млн руб. Однако по итогам 2021 года поступления выросли в 1,6 раза и составляли на конец 2021 года 129,61 млн руб. В 2022 году положительная динамика продолжалась, что привело к росту платежей в бюджет до 135,28 млн руб., или рост относительно 2021 года на 4,5 %.

3. Поступления налогов в федеральный бюджет предприятиями по виду деятельности «Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях» занимают наибольшую долю во всех налоговых поступлениях - это от 66 % до 74 % за весь анализируемый период. Динамика поступлений имеет неоднородный характер. За период 2019 по 2020 год тенденция имела отрицательную динамику, в 2020 году произошло значительное снижение, в 2022 году - значительный рост практически в 1,6 раза, но по итогам 2022 года опять наметилась тенденция по снижению налоговых платежей. Данный вывод можно рассматривать в контексте с данными таблице 1, в которой приведены сведения о количестве предприятий, зарегистрированных в качестве плательщиков налогов и сборов. Из данных таблицы видно, что имеет место тенденция к снижению количества налогоплательщиков - юридических лиц, которые в большей части пополняют федеральный бюджет, так как в основном начисляют и перечисляют такие налоги, как налог на добавленную стоимость и налог на прибыль организаций, формирующих федеральный бюджет. Из таблицы 1 также видно, что количество индивидуальных предпринимателей и физических лиц - самозанятых в анализируемом периоде, наоборот, постоянно растет. Налогоплательщики, имеющие такую форму регистрации, как правило, применяют специальные налоговые режимы, пополняющие в основном ре-

5

0

et «

s S о к

о «

СО

гиональный и местный бюджеты. Данные таблицы 2 подтверждают, что по суммам налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, за весь анализируемый период имела место положительная динамика.

4. Анализ поступлений в региональный и местный бюджеты показал, что за весь анализируемый период отчисления, несмотря на небольшие колебания, имели примерно постоянные размеры. Относительно платежей, связанных с применением специальных налоговых режимов, имеет место однозначно положительная динамика. И если в 2019 году такие платежи составляли 12,91 млн руб., то по итогам 2022 года произошел рост в 1,7 раза до 21,32 млн руб.

Обсуждение и выводы (Discussion and Conclusion)

На основании проведенного исследования можно сделать некоторые выводы, позволяющие косвенно оценить эффективность налоговых изменений посредством их влияния на размер налоговых платежей в бюджет предприятиями сельскохозяйственной отрасли:

1. Меры, принятые Правительством Российской Федерации в целях стабилизации негативных явлений, вызванных пандемией 2019 года и финансовыми санкциями, объявленными в 2022 году, позволили избежать падения экономики в целом и финансирования бюджетов разных уровней за счет увеличения поступлений налоговых платежей в анализируемом периоде. Анализ динамики поступления налоговых платежей подтвердил, что в 2020 году имела место негативная ситуация по снижению экономической активности деятельности хозяйствующими субъектами, но она не была критичной, и с 2021 года произошел рост основных индикаторов экономики, а именно выручки (дохода) и прибыли как итогового результата деятельности коммерческого предприятия.

2. Влияние принятых изменений налогового законодательства на отдельные виды экономической деятельности, такие как деятельность в сфере сельского хозяйства, также оказало положительное влияние. Несмотря на некоторое сокращение налоговых платежей в бюджеты разного уровня пред-

Таблица 2

Динамика изменения поступлений налоговых платежей с детализацией по уровням бюджета и виду деятельности «Растениеводство и животноводство, охота и предоставление

соответствующих услуг в этих областях» за период 2019-2022гг.

Показатель (млн руб.) Исследуемый период (год)

2019 2020 2021 2022

Поступило платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации всего: 22 124 19 804 27 299 33 410

В том числе по виду деятельности "Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях" всего: 90,52 80,34 129,61 135,28

Удельный вес платежей сельскохозяйственной отрасли в общей сумме платежей консолидированного бюджета 0,41 % 0,41 % 0,47 % 0,40 %

Распределение поступлений по уровням бюджета

Федеральные налоги 63,42 58,65 95,53 86,06

Региональные налоги 13,35 12,29 14,06 14,97

Местные 4,69 4,98 5,81 5,73

Налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами 12,91 13,67 19,49 21,32

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник:рассчитано авторами по данным https://analytic.nalog.gov.ru.

Table 2

Dynamics of changes in tax receipts with details by budget levels and type of activity "Crop and livestock production, hunting and provision of relevant services in these areas" for the period 2019-2022

Indicator (million rubles) Study period (year)

2019 2020 2021 2022

Received payments to the consolidated budget of the Russian Federation total: 22 124 19 804 27 299 33 410

Including by type of activity "Crop and animal husbandry, hunting and provision of relevant services in these areas" total: 90.52 80,34 129,61 135,28

The share ofpayments of the agricultural sector in the total amount of payments of the consolidated budget 0.41 % 0.41 % 0.47 % 0.40 %

Distribution of revenues by budget levels

Federal taxes 63.42 58.65 95.53 86.06

Regional taxes 13.35 12.29 14.06 14.97

Local 4.69 4.98 5.81 5.73

Taxes provided for by special tax regimes 12.91 13.67 19.49 21.32

Source: calculated by the authors according to https://analytic.nalog.gov.ru.

приятиями указанной отрасти в 2020 году, уже в 2021 году наблюдался рост налоговых поступлений по всем уровням бюджетов, который продолжается и в текущее время.

3. В целом оценка эффективности принятых антикризисных мер может быть признана положительной, однако исследование данной проблемы необходимо продолжить с учетом того, что отдельные меры приняты Правительством на краткосрочный период, а санкции продолжают действовать и ужесточаться.

Целью исследования было изучить влияние на экономические показатели предпринимательской

деятельности изменений, внесенных только в налоговое законодательство и только по тем параметрам, которые непосредственно связаны с хозяйственной деятельностью.

Однако в анализируемом периоде достаточно активно изменялась денежно-кредитная политика Центрального банка РФ, проводились определенные мероприятия, связанные с поддержание уровня инфляции, которые также имели определенное влияние на изменение основных экономических показателей. Следовательно, исследование данной проблемы предполагается продолжить.

Библиографический список

1. Российская Федерация. Министерство экономического развития Российской «Итоги внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в 2020 году и I полугодии 2021 года» [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/ab03f167412ee7cbc60d8caf776bab70/itogi_ved_v_2020g_i_1_ polugodie_2021.pdf (дата обращения: 11.07.2023).

2. Министерство финансов Российской Федерации Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2020 год [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.gov.ru/ common/upload/library/2021/03/main/Ispolnenie_2020_god.pdf (дата обращения: 11.07.2023).

3. Меры Правительства РФ по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/support_measures/category/taxes (дата обращения 11.07.2023).

4. Джураев А. Д., Скляр В. Д., Янковский П. С. Экономические санкции 2022 года в отношении России: принятые решения, последствия и перспективы // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. N° 6-1 (88). С. 133-136. DOI: 10.24412/2411-0450-2022-6-1-133-136.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 05.08. 2000 № 117-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://nalog.garant.ru/fns/nk/d08b825e386c7297d2bb2329cf0ce611 (дата обращения: 11.07.2023).

6. COVID-19: Navigating the Legal Challenges [Электронный ресурс]. URL: https://www.stewartslaw.com/ covid-19-legal-challenges (дата обращения: 12.07.2023).

7. Калицкая В. В., Рыкалина О. А., Степанова Л. А. Применение современных цифровых технологий для оценки финансового состояния предприятия с использованием ПК 1С: Предприятие // Финансовый бизнес. 2022. № 6 (228). С. 138-141.

8. Современный подход к формированию методологии учетно-аналитической системы коммерческой организации с использованием цифровых технологий / С. Л. Моисеенко, Н. П. Малышева, О. В. Мустафина [и др.]. Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2022. 298 с.

9. Лазарева И. Е., Мина В. Н. Влияние санкционной политики на изменения в налоговом кодексе российской Федерации в 2022 году // Экономика, менеджмент, сервис: современные проблемы и перспективы: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Омск, 2022. С. 314-317.

10. Зимовец А. В., Сорокин Ю. В., Ханина А. В.Комплекс предложений по защите экономики России от санкций стран запада на макро-, мезо- и микроуровне // Экономические отношения. 2022. Т. 12, № 2. С. 195-214.

11. Шумилина В. Е., Герасимик А. А. Влияние санкций на экономику России // Наука и мир. 2022. № 2. С. 21-25. DOI: 10.26526/2307-9401-2022-2-21-25.

12. Ignaciuk A., Ilicic J., Asprooth L., Sitko N. J., Bernard A., Maggio G. Tubiello F. N., Mueller M. Progress towards sustainable agriculture - Drivers of change. Rome: Food and Agriculture Organization of the United Nations, 2021. 102 p. DOI: 10.4060/cb7896en.

13. Шик О. В., Серова Е. В., Янбых Р. Г. Исследование системы бюджетной поддержки аграрного сектора в России // Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. № 2. С. 145-167.

14. Светлов Н. М., Янбых Р. Г., Логинова Д. А. О неоднородности эффектов господдержки сельского хозяйства // Вопросы экономики. 2019. № 4. С. 59-73. DOI: 10.32609/0042-8736-2019-4-59-73.

15. Статистические издания РОССТАТ [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/ document/13226 (дата обращения: 11.07.2023).

16. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://mcx.gov.ru (дата обращения: 11.07.2023).

17. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog. gov.ru (дата обращения: 11.07.2023).

18. Налоговые меры поддержки бизнеса из-за санкций. 2022 [Электронный ресурс]. URL: https://www. klerk.ru/buh/articles/527702 (дата обращения: 11.07.2023).

Об авторах:

Виктория Вячеславовна Калицкая, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия; ORCID 0000-0001-5597-8610, AuthorlD 925922. E-mail: kalitskaja2010@yandex.ru

Людмила Алексеевна Степанова, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса ФНС России, старший преподаватель кафедры экономики, менеджмента, маркетинга и технологий экономического образования, Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург, Россия, преподаватель колледжа УрГЭУ, Екатеринбург, Россия; ORCID 0000-0001-5172-6635, AuthorlD 797757. E-mail: ludmila-stepanov@mail.ru

Ольга Анатольевна Рыкалина, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия; ORCID 0009-0000-6839-1237, AuthorlD 63117. E-mail: roa40@mail.ru

Екатерина Михайловна Кот, доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой бухгалтерского учета и аудита, Уральский государственный аграрный университет, Екатеринбург, Россия; ORCID 0000-0001-8931-2542, AuthorlD 648308. E-mail: ktekaterina@rambler.ru

References

1. Ministry of Economic Development of the Russian Federation. Results of foreign trade activities of the Russian Federation in 2020 and the first half of 2021 [Internet]. [cited 2023 Jul 11]. Available from: https://www. economy.gov.ru/material/file/ab03f167412ee7cbc60d8caf776bab70/itogi_ved_v_2020g_i_1_polugodie_2021. pdf. (In Russ.)

2. The Ministry of Finance of the Russian Federation. Execution of the federal budget and budgets of the budgetary system of the Russian Federation for 2020 [Internet]. [cited 2023 Jul 11]. Available from: https://minfin. gov.ru/common/upload/library/2021/03/main/Ispolnenie_2020_god.pdf. (In Russ.)

3. The Russian Government. The Government measures for protecting from COVID-19 and supporting economy [Internet]. [cited 2023 Jul 11]. Available from: http://government.ru/support_measures/category/taxes. (In Russ.)

4. Dzhuraev A. D., Sklyar V. D., Yankovskiy P. S. Economic sanctions of 2022 against Russia: decisions taken, consequences and prospects. Economy and business: theory and practice. 2022; 6-1 (88): 133-136. DOI: 10.24412/2411-0450-2022-6-1-133-136. (In Russ.)

5. Tax Code of the Russian Federation (part II): No. 117-FZ Federal Law of 05.08.2000. The Federal Tax Service. Chapter 25. Corporate income tax (art. 246-333) [Internet]. [cited 2023 Jul 11]. Available from: https:// base.garant.ru/10900200/d08b825e386c7297d2bb2329cf0ce611. (In Russ.)

6. COVID-19: Navigating the Legal Challenges [Internet]. [cited 2023 Jul 11]; Available from: https://www. stewartslaw.com/covid-19-legal-challenges.

7. Kalitskaya V. V., Rykalina O. A., Stepanova L. A. Application of modern digital technologies to assess the financial state of an enterprise using PC 1C: Enterprise. Financial Business. 2022; 6 (228): 138-141. (In Russ.)

8. A modern approach to the methodology formation of a commercial organization: accounting and analytical system using digital technologies / S. L. Moiseenko, N. P. Malysheva, O. V. Mustafina et al. Ekaterinburg: Ural State University of Economics, 2022. 298 p. (In Russ.)

9. Lazareva I. E., Mina V. N. The impact of sanctions policy on changes in the Tax Code of the Russian Federation in 2022. Economics, Management, Service: modern problems and prospects: materials of the IV All-Russian Scientific and Practical Conference. Omsk, 2022. Pp. 314-317. (In Russ.)

10. Zimovets A. V., Sorokina Yu. V, Khanina A. V. A set of proposals to protect the Russian economy from Western sanctions at the macro-, meso- and micro-levels. Journal of International Economic Affairs. 2022; 12 (2): 195-214. (In Russ.)

11. Shumilina V. E., Gerasimik A. A. The impact of sanctions on Russia's economy. Science and the world. 2022; 2: 21-25. DOI: 10.26526/2307-9401-2022-2-21-25. (In Russ.)

12. Ignaciuk A., Ilicic J., Asprooth L., Sitko N. J., Bernard A., Maggio G. Tubiello F. N., Mueller M. Progress towards sustainable agriculture - Drivers of change. Rome: Food and Agriculture Organization of the United Nations. 2021: 102. DOI: 10.4060/cb7896en.

13. Shik O. V., Serova E. V., Yanbykh R. G. Review of the Budget Support System for the Agricultural Sector in Russia. Public Administration Issues. 2020; 2: 145-167. (In Russ.)

14. Svetlov N. M., Yanbykh R. G., Loginova D. A. On the effects diversity of the state support for agriculture. Problems of Economics. 2019; 4: 59-73 DOI: 10.32609/0042-8736-2019-4-59-73. (In Russ.)

15. Federal State Statistics Service [Internet]. [cited 2023 Jul 11]. Available from: https://rosstat.gov.ru/ folder/210/document/13226. (In Russ.)

16. Ministry of Agriculture of the Russian Federation [Internet]. [cited 2023 Jul 11]; Available from: https:// mcx.gov.ru. (In Russ.)

17. The Federal Tax Service [Internet]. [cited 2023 Jul 11]; Available from: https://www.nalog.gov.ru. (In Russ.)

18. Tax measures to support business during the period of sanctions. 2022 [Internet]. [cited 2023 Jul 11]; Available from: https://www.klerk.ru/buh/articles/527702. (In Russ.)

Authors' information:

Vicktoriya V. Kalitskaya, candidate of economic sciences, associate professor of the department of accounting and auditing, Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russia; ORCID 0000-0001-5597-8610, AuthorID 925922. E-mail: kalitskaja2010@yandex.ru

Lyudmila A. Stepanova, adviser to the state civil service of the Russian Federation, 2nd grade, senior lecturer of the department of economics, management, marketing and technologies of economic education, Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia, lecturer at the Ural State University of Economics College, Ekaterinburg, Russia; ORCID 0000-0001-5172-6635, AuthorID 797757.

E-mail: ludmila-stepanov@mail.ru

Olga A. Rykalina, candidate of economic sciences, associate professor, associate professor of the department of accounting and auditing, Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russia; ORCID 0000-0001-8931-2542, AuthorID 648308. E-mail: roa40@mail.ru

Ekaterina M. Kot, doctor of economic sciences, associate professor, head of the department of accounting and audit, Ural State Agrarian University, Ekaterinburg, Russia; ORCID 0000-0001-8931-2542, AuthorID 648308.

E-mail: ktekaterina@rambler.ru

W o o ¡3

0

1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.