Научная статья на тему 'ОЦЕНКА НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ С ПОЗИЦИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ОЦЕНКА НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ С ПОЗИЦИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
204
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / БЮДЖЕТ / ПРИРОДНАЯ РЕНТА / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голик Елена Николаевна

Санкционное воздействие на экономику страны и ее финансовую систему обусловили необходимость использования внутренних резервов и возможностей, что явилось приоритетным направлением в развитии налоговой системы. В работе проводится анализ налоговых поступлений в государственный бюджет с позиций реализации основных направлений налоговой политики, определенных правительственными документами. Делаются выводы о том, что современная налоговая система демонстрирует устойчивость внешнеэкономическим вызовам, что в т.ч. подтверждается положительной динамикой налоговых доходов на всех уровнях бюджетной системы. В статье обосновывается, что данные результаты достигнуты не только за счет роста экономической активности бизнеса и домашних хозяйств, совершенствования процедур налогового администрирования, но и роста потребительских цен на товары, энергетическое сырье и продукты его переработки. В целях нейтрализации налогового давления на потребление и повышения уровня социальной справедливости в обществе предлагается частично перенести налоговую нагрузку на высокодоходную часть населения, а также продолжить работу в направлении дальнейшего повышения фискальной значимости рентных платежей, обеспечивая рост налоговой базы реального сектора экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Голик Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX REVENUE ASSESSMENT FROM THE PERSPECTIVE OF IMPLEMENTING THE STATE FISCAL POLICY IN MODERN CONDITIONS

The sanction impact on the country's economy and its financial system necessitated the use of internal reserves and opportunities, which was a priority in the development of the tax system. The work analyzes tax revenues to the state budget from the standpoint of implementing the main directions of tax policy determined by government documents. It is concluded that the modern tax system demonstrates the stability of foreign economic challenges, which is confirmed by the positive dynamics of tax revenues at all levels of the budget system. The article justifies that these results were achieved not only due to an increase in economic activity of businesses and households, improvement of tax administration procedures, but also an increase in consumer prices for goods, energy raw materials and products of its processing. In order to neutralize tax pressure on consumption and increase the level of social justice in society, it is proposed to transfer part of the tax burden to the highly profitable part of the population, as well as continue to work towards further increasing the fiscal significance of rent payments, ensuring the growth of the tax base of the real sector of the economy.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ С ПОЗИЦИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022. № 4. С. 188-196 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2022;(4):188-196

Проблемы экономики

Научная статья УДК 336.02

doi: 10.22394/2079-1690-2022-1-4-188-196

ОЦЕНКА НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ С ПОЗИЦИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Елена Николаевна Голик

Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Ростов-на-Дону, Россия, [email protected]

Аннотация. Санкционное воздействие на экономику страны и ее финансовую систему обусловили необходимость использования внутренних резервов и возможностей, что явилось приоритетным направлением в развитии налоговой системы. В работе проводится анализ налоговых поступлений в государственный бюджет с позиций реализации основных направлений налоговой политики, определенных правительственными документами. Делаются выводы о том, что современная налоговая система демонстрирует устойчивость внешнеэкономическим вызовам, что в т.ч. подтверждается положительной динамикой налоговых доходов на всех уровнях бюджетной системы. В статье обосновывается, что данные результаты достигнуты не только за счет роста экономической активности бизнеса и домашних хозяйств, совершенствования процедур налогового администрирования, но и роста потребительских цен на товары, энергетическое сырье и продукты его переработки. В целях нейтрализации налогового давления на потребление и повышения уровня социальной справедливости в обществе предлагается частично перенести налоговую нагрузку на высокодоходную часть населения, а также продолжить работу в направлении дальнейшего повышения фискальной значимости рентных платежей, обеспечивая рост налоговой базы реального сектора экономики.

Ключевые слова: налоги, социально-экономические показатели, налоговая политика, налоговые поступления, бюджет, природная рента, налоговое администрирование

Для цитирования: Голик Е. Н. Оценка налоговых поступлений с позиций реализации фискальной политики государства в современных условиях // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022. № 4. С. 188-196. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2022-1-4-188-196

Problems of Economics

Original article

TAX REVENUE ASSESSMENT FROM THE PERSPECTIVE OF IMPLEMENTING THE STATE FISCAL POLICY IN MODERN CONDITIONS

Elena N. Golik

South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don, Russia, [email protected]

Abstract. The sanction impact on the country's economy and its financial system necessitated the use of internal reserves and opportunities, which was a priority in the development of the tax system. The work analyzes tax revenues to the state budget from the standpoint of implementing the main directions of tax policy determined by government documents. It is concluded that the modern tax system demonstrates the stability of foreign economic challenges, which is confirmed by the positive dynamics of tax revenues at all levels of the budget system. The article justifies that these results were achieved not only due to an increase in economic activity of businesses and households, improvement of tax administration procedures, but also an increase in consumer prices for goods, energy raw materials and products of its processing. In order to neutralize tax pressure on consumption and increase the level of social justice in society, it is proposed to transfer part of the tax burden to the highly profitable part of the population, as well as continue to work towards further increasing the fiscal significance of rent payments, ensuring the growth of the tax base of the real sector of the economy.

Keywords: taxes, socio-economic indicators, tax policy, tax revenues, budget, natural rent, tax administration

For citation: Golik E. N. Tax revenue assessment from the perspective of implementing the state fiscal policy in modern conditions. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2022;(4):188-196. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2022-1-4-188-196

© Голик Е. Н., 2022

Утвердившаяся в последнее время практика принятия бюджета на трехлетний срок определяет необходимость ежегодной разработки Министерством финансов РФ специального правительственного документа, устанавливающего основные направления развития бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на соответствующий период (в последующем «Основные направления»). В октябре текущего года были утверждены очередные Основные направления на ближайший трехлетний период - 2023 г. и плановые 2024-2025 гг.

В данном, по существу, плане развития основополагающих направлений финансовой системы государства предусмотрен ряд мер по совершенствованию налоговой составляющей в условиях длительно осуществляемого процесса ее реформирования. Так, в нем впервые были озвучены предложения по снижению налогов на труд для малого и среднего бизнеса за счет в т.ч. использования возможностей природной ренты с целью покрытия выпадающих при этом бюджетных доходов. Увеличение ставки по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов, превышающих 5 млн руб. с 13 до 15 % также рассматривается как прогрессивное направление налоговой политики и соответствует основным принципам налоговой системы. Данные меры созвучны с выводами академика Д. С. Львова относительно реформирования налоговой системы страны [1, с. 24].

В основных направлениях содержатся и ряд других мер, стимулирующего характера для определенных видов деятельности. Например, установление пониженных ставок по налогу на прибыль и страховым взносам для работающих в сфере информационных технологий, освобождение на ряд лет от уплаты налога на добавленную стоимость услуг общественного питания и гостиниц и др.1

Сложившиеся условия эпидемиологического характера, внешнеполитические вызовы, оказывают существенное негативное влияние на внутреннюю экономику и ее финансовую систему, значительно усложняют функционирование налоговой системы страны. Вместе с тем основные показатели как экономики в целом, так и налоговой системы в частности, остаются устойчивыми в условиях возрастающих рисков и угроз их безопасности. Данный вывод подтверждается положительной динамикой ключевых показателей социально-экономического развития страны и ее налоговой системы (табл. 1).

Таблица 1 - Динамика ключевых социально-экономических показателей

Table 1 - Dynamics of key socio-economic indicators

Показатели 2021 январь-апрель 2022

Прирост Прирост

в процентах п.п в процентах п.п

ВВП +4,7 7,4 + 3,5 +3,8

Инфляция 6,7 3,0 + 13,1 +7,5

Индекс промышленного производства +5,3 7,4 + 3,9 +3,3

Заработная плата: номинальная +9,8 2,5 + 15,0 +7,8

Заработная плата: реальная +2,9 -0,9 +3,1 +1,5

Прибыль прибыльных организаций + в 1,9 + в 2,1 раза + в 1,5 + в 21,5 раза

Оборот розничной торговли +7,3 10,5 +0,1 -6,8

Средний курс доллара (рублей за доллар) 73,7 +2,2% 83,8 + 12,1%

Средняя цена на нефть марки "URALS" (долларов/баррель) 69,1 в 1,7 раза 85,6 в 1,4 раза

Источник: составлено автором на основе данных2.

Несмотря на значительный инфляционный рост, в исследуемом периоде обеспечено приращение ВВП на 4,7 % и 3,5 % соответственно. Также на фоне прироста ВВП и других показателей выделяется особенно значительным ростом показатель прибыли прибыльных организаций, -в 1,9 раза по итогам 2021 г. и в 1,5 раза - в первые четыре месяца 2022 г. В значительной мере такой высокий рост прибыли обусловлен повышением цен на энергетическое сырье на мировом

1 Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_429950/ (дата обращения: 25.10.2022)

2 Итоги деятельности ФНС России. 2021 год. М., 2022 [Электронный ресурс] URL: https://analytic.nalog.gov.ru/ (дата обращения: 25.10.2022). Итоги деятельности ФНС России январь-апрель 2022года / [Электронный ресурс] URL: https://analytic.nalog.gov.ru/ (дата обращения: 25.10.2022).

рынке. С этим показателем взаимосвязан показатель уровня и темпов прироста реальной заработной платы, который в 2021 г. и январе-апреле 2022 г. составил соответственно 2,9 и 3,1 %. Незначительный прирост объемов розничной торговли в основном обусловлен низким доходами домашних хозяйств, значительная часть которых формируется из заработной платы.

Обращаясь к анализу динамики поступлений налоговых доходов в бюджетную систему страны следует отметить, что они в основном коррелируют с общей динамикой социально-экономических показателей, но при этом она свидетельствует о наличии существенных проблем в налоговой системе, которые обусловлены снижением уровня предпочтений потребителя и потребительского спроса, инвестиционной активности бизнеса и домашних хозяйств.

Как и в предыдущие годы, в анализируемом периоде 2021 г. и январе-апреле 2022 г. налоговые доходы обеспечивали основную часть бюджетных доходов.

Таблица 2 - Динамика налоговых доходов, администрируемых ФНС России, млрд руб.

Table 2 - Receipt of income administered by the Federal Tax Service of Russia into the budget system

of the Russian Federation

Всего 2021 г. январь-апрель 2022 г.

федеральный бюджет конс.бюдж. субъектов РФ федеральный бюджет конс. бюджеты субъектов РФ

абс. % абс. % абс. % абс. %

Всего 15880 +44,6 12651 +26,1 6963 +43,7 5012 +26,9

НДПИ 7240 +87,0 - 3943 + 107,7

НДФЛ - - 4792 + 12,7 - - 1543 + 12,9

НДС 5479 +28,4 - 1910 +4,1

Налог на прибыль 1552 +42,2 4529 +54,8 695 +54,6 2238 +53,1

Акцизы -275 - 950 + 19,1 -844 x 326 + 13,7

Налоги на имущество - - 1445 +6,4 - - 458 -0,6

Источник: составлено автором на основе данных1.

В 2021 г. налоговые доходы федерального и консолидированных бюджетов субъектов РФ соответственно составили 15 880 млрд руб. и 12 651 млрд руб. при их приросте 44,6 % и 26,1 %. В январе-апреле 2022 г. доходы федерального бюджета составили 6 963 млрд руб. при росте 43,7 % относительно исследуемого периода прошлого года. Доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ сформированы в размере 5 012 млрд руб. обеспечив прирост 26,9 % (табл. 2).

Анализ поступлений в разрезе основных налоговых платежей показал, что в исследуемом периоде следует констатировать устойчивый прирост их количественных показателей как в федеральный, так и в консолидированные бюджеты субъектов РФ. Этот факт свидетельствует о том, что экономика страны и ее система налогообложения демонстрируют значительное сопротивление внешнеэкономическим вызовам и внутренним проблемам развития экономических процессов. Но рост налоговых поступлений осуществляется в условиях возрастающего инфляционного давления и при замедлении потребительских инициатив, обусловленных падением спроса домашних хозяйств и ростом их бюджетных ограничений. Одной из причин данного процесса является рост налогового давления на потребителя.

Налог на добычу полезных ископаемых, обеспечивает значительные поступления в федеральный бюджет. Посредством этого налога взимается природная рента, призванная, в т.ч., решать проблему возможного снижения налогов на труд и в целом на потребление, как это отражено в основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 и плановый периоды 2023 и 2024 гг.2 Поэтому использование данного налога в налоговой

1 Итоги деятельности ФНС России. 2021 год. М., 2022 [Электронный ресурс] URL: https://analytic.nalog.gov.ru/ (дата обращения: 25.10.2022). Итоги деятельности ФНС России январь-апрель 2022года / [Электронный ресурс] URL: https://analytic.nalog.gov.ru/ (дата обращения: 25.10.2022).

2 Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_364178/ (дата обращения: 26.10.2022)

системе государства важно не только с позиции обеспечения значительного удельного веса в доходах бюджета, но и с целью постепенного снижения налогов на потребление и достижения социальной справедливости в обществе.

Прирост поступлений по НДПИ в анализируемом периоде обеспечен в основном за счет увеличения цены на нефть в декабре 2021-марте 2022 гг. на 50,3%, при росте курса доллара на 11,4%, а также приростом объемов ее добычи. Так, за счет роста цен в первом квартале 2022 г., по экспертным оценкам, дополнительные поступления составили 1466,3 млрд руб.1

Вместе с тем, следует отметить, что потенциал данного налога использован не в полной мере, поскольку добыча полезных ископаемых не ограничивается в своей основе их двумя видами - нефтью и газом. Увеличение фискальной значимости НДПИ за счет включения в больших масштабах доходов от налогообложения добычи и переработки сырья металлургического производства, редких металлов и других составляющих полезных ископаемых требует научного обоснованного определения их налогового потенциала в целях повышения уровня рентных доходов. Кроме того, налоговые интересы государства должны распространяться и на субъектов присвоения сверхдоходов не только от добычи, но и переработки полезных ископаемых, поскольку возможности прироста налоговых доходов за счет обложения сверхдоходов используются пока весьма ограничено.

В практике администрирования НДПИ, налоговые органы сталкиваются с рядом проблем, возникающим из-за сложных алгоритмов его расчета при добыче углеводородов и ряда твердых полезных ископаемых, решение которых возможно при переходе на прямое использование для определения налоговых обязательств данных государственного баланса полезных ископаемых, а также увеличение продолжительности налогового периода по НДПИ до календарного года [2].

Консолидированные бюджеты регионов в первую очередь формируются за счет поступлений по налогу на доходы физических лиц, темпы прироста которого относительно аналогичных периодов прошлого года колеблются в пределах 12-13%. Но известно, что потенциальные возможности данного налога значительны в силу наличия в стране высокой степени дифференциации доходов. Так, в 2021 г. использование даже незначительно повышенной ставки налога в отношении доходов, превысивших 5 млн руб. дополнительно принесло в бюджет государства 82,7 млрд руб.

В изменяющихся по неблагоприятному сценарию внешнеэкономических условиях, роста расходов в связи с эпидемиологическими обстоятельствами, возрастающей необходимостью обеспечения социально-экономической справедливости в обществе, значимость этого налога в доходах бюджета возрастает вместе со степенью объективной необходимости применения дифференцированного подхода к его ставкам. Такой подход отвечает основному экономическому принципу налога, определенному А. Смитом. В частности, он писал: «Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства» [3, с. 917].

Как уже отмечалось ранее, показатель прибыли организаций в анализируемом периоде значительно увеличился, поэтому рост поступлений по налогу на прибыль как на федеральном, так и на региональном уровне вполне обоснован. В консолидированном бюджете РФ данный налог, по существу, является вторым по наполняемости после налога на добычу полезных ископаемых. Однако, если подходить с позиции основ экономической теории, исследуя налог на прибыль через призму его источников, следует отметить, что в нем аккумулируются значительные противоречия. Источники роста объемов по налогу на прибыль в последние годы обеспечиваются как ценовым фактором, так и низким уровнем заработной платы в стране.

Налог на добавленную стоимость относится к разряду фискально значимых в бюджетной системе страны, его доходы, администрируемые ФНС и ФТС России в 2021 г. составили более трети всех доходов федерального бюджета2. Прирост доходов от НДС относительно прошлого года обеспечен в размере 28,4%.

1 Итоги деятельности ФНС России январь-апрель 2022 г. / [Электронный ресурс] URL: https://analytic.nalog.gov.ru/ (дата обращения: 26.10.2022)

2 Рассчитано автором по данным отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ за 01.01.2022г. / [Электронный ресурс] URL:https://roskazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/ (дата обращения: 27.10.2022)

Данный налог является объектом постоянного внимания налоговедческой науки. При этом наблюдаются значительные расхождения во взглядах ученых относительно его воздействия на экономику страны [4]. Противоречия наблюдаются, например, в несоответствии между объемами и темпами прироста добавленной стоимости и бюджетными доходами от НДС. Являясь в значительной мере налогом не на приращение стоимости, а на располагаемые доходы конечного потребителя, он снижает потребительский спрос и инвестиционные возможности. Авторы известной книги «Современный НДС», эксперты Международного валютного фонда, в процессе изучения мирового опыта по внедрению и применению НДС, отмечали, что «несмотря на название, НДС по своей сути не является налогом на добавленную стоимость; это скорее налог на потребление» [5].

Акцизы относятся к разряду менее доходных налогов, в основном поступающих в региональные бюджеты, но их роль с позиции общественной значимости велика, поскольку под их обложение, в т.ч., попадают социально вредные товары - алкогольная и табачная продукция, что характеризует этот налоговый вид как «налоги на грехи». Акцизы непосредственно влияют на цену товаров, значительно увеличивая ее, тем самым ограничивают возможности их приобретения. Социальная значимость данного налога заключается в обеспечении сохранности окружающей природы, здорового образа жизни, что и предопределяет целевое использование его доходов во благо общества.

Снижение акцизов, поступающих в федеральный бюджет, в основном произошло в результате сокращения доходов от энергетического сырья и продуктов его переработки в связи с санкциями, ограничивающими допуск данной продукции на мировой рынок. Кроме этого, снижение акцизных доходов по ряду товарных групп (продуктов нефтепереработки) непосредственно связано с введенной для нефтеперерабатывающих заводов с 2021 г. сроком на десять лет дополнительной инвестиционной надбавкой к обратному акцизу на нефтяное сырье, что по предварительным оценкам трехлетнего бюджета, приведет к выпадающим доходам бюджета в 20222024 гг. в размере 211 млрд руб.1

Поступление акцизов в бюджеты регионов имеет положительную динамику, прирост доходов в 2021 г. составил 19,1%, в первом квартале 2022 г. - 13,7% (табл. 2). На отдельные виды подакцизных товаров с 01.01.2023 г. ставки будут повышены, но рассчитывать на значительный прирост акцизных доходов не следует, поскольку это приведет к дальнейшему росту цен, а, стало быть, и к сокращению потребительского спроса.

Поступления по налогам на движимое и недвижимое имущество в 2021 г. обеспечили бюджеты регионов доходами в сумме 1445 млрд руб., при этом их прирост относительно прошлого года составил 106,4%. Львиная доля этих доходов приходится на поступления по налогу на имущество организаций - 965,7 млрд руб. Размеры доходов по земельному и транспортному налогам сопоставимы и составили соответственно 196,6 млрд руб. и 195,9 млрд руб. К основным причинам роста бюджетных доходов по данным налогам налоговые органы относят увеличение налоговой базы и количества объектов налогообложения, изменения налогового администрирования в части автоматизированного пообъектного расчета налогов с имущества организаций, а также положительные результаты по оптимизации налоговых льгот и взысканию задолженности по налогам2.

Политика в сфере налогообложения на территории Ростовской области в последние годы проводится в соответствии с Основными направлениями бюджетно-налоговой и таможенно-тарифной политики на ближайшие три года и ежегодно принимаемыми в соответствии с ними на уровне региона направлениями, регламентирующими ее проведение на подведомственной территории. В Ростовской области Постановлением Правительства от 17.10.2022г. № 886 утверждены Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2023 г. и на плановый период 2024-2025 гг. Целью данного документа является подведение итогов за прошедший период и определение условий и подходов, используемых при формировании проекта доходной части областного бюджета и на ближайшую перспективу.

1 Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» / [Электронный ресурс] URL: https:/counäl.gov.ru>media/files/....pdf (дата обращения: 27.10.2022)

2 Итоги деятельности ФНС России 2021год. М. 2022 / [Электронный ресурс] URL: https://analytic.nalog.gov.ru/ (Дата обращения: 25.10.2022)

Увеличению налогового потенциала консолидированного бюджета Ростовской области способствовала проводимая налоговая политика за счет повышения инвестиционной активности, создания условий справедливой конкурентной среды, сокращения теневого сектора, совершенствования и оптимизации системы налогового администрирования, стимулирования развития малого и среднего предпринимательства через специальные налоговые режимы, сохранения всех предоставляемых областным законодательством эффективных налоговых льгот (табл. 3).

Таблица 3 - Политика в сфере налогообложения на региональном уровне

Table 3 - Regional tax policy

Цели Итоги

Стимулирование развития крупных проектов на территории -введен механизм регионального инвестиционного проекта; - установлена ставка по налогу на прибыль организаций в областной бюджет в размере 10 %;

Поддержка малого предпринимательства - расширение видов деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения; - получение возможности использовать понижающий коэффициент 0,75 к размеру потенциально возможного к получению годового дохода по патентной системе налогообложения; - установление льготы в виде пониженной ставки по упрощенной системе налогообложения.

Стимулирование развития рынка аренды и увеличения предложений качественного арендного жилья - введение льготы в отношении объектов жилищного фонда, составляющих паевые инвестиционные фонды и предоставляемых в аренду по договорам социального найма на период до 01.01.2024 г.

Поддержка социально-культурной сферы - предоставление права на применение инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций для лиц, осуществляющих пожертвования государственным областным и муниципальным театрам.

Стимулирование использования электромобилей в рамках реализации Плана мероприятий по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в РФ - освобождение на период до 2030 г. от уплаты транспортного налога собственников электромобилей исключительно на электродвигателе. Для владельцев «гибридных» электромобилей транспортный налог составляет 50 % от его суммы.

Дополнительные налоговые меры социальной поддержки граждан: - освобождение от уплаты транспортного налога родителей, вдов ветеранов боевых действий, погибших при исполнении своих служебных обязанностей; - сокращение до нуля срок владения жильем в целях освобождения от уплаты налога на доходы, полученные от продажи ранее приобретенного жилья с учетом средств материнского капитала.

Источник: составлено автором на основе1.

Анализ доходной части бюджета Ростовской области за 2021 и 10 месяцев 2022 г. показал, что в целом по региону основные показатели по формированию бюджета в части налоговых поступлений выполняются. При этом создаются благоприятные условия для развития бизнеса и домашних хозяйств в т.ч. и за счет налогового фактора. Так, налоговые и неналоговые доходы превысили утвержденные бюджетные назначения в 2021 г. почти на 11,6 млрд руб. Данный прирост в основном обеспечен за счет налога на прибыль (8 млрд руб.), а также налога на доходы физических лиц (2,1 млрд руб.) (табл. 4).

Дальнейшая реализация мер в области налоговой политики региона в ближайшей перспективе будет проводиться в соответствии с курсом государства, направленным на стимулирование экономической и инвестиционной активности хозяйствующих субъектов и развития на этой основе их доходного потенциала (рис. 1).

1 Основные направления бюджетной и налоговой политики Ростовской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (утв. Постановлением Правительства РО от 17 окт. 2022 № 886) / [Электронный ресурс] URL: https://www.donland.ru/documents/16496/ (дата обращения: 25.10.2022)

Problems of Economics

Golik E. N. Tax revenue assessment from the perspective of implementing the state fiscal policy in modern conditions Таблица 4 - Доходы бюджета Ростовской области, млрд руб. Table 4 - Budget revenues of the Rostov region

Наименование показателя 2021 10 месяцев 2022

утв. бюдж. назначения исполнено утв. бюдж. назначения исполнено

Доходы бюджета - всего, в т.ч. 235,5 249,1 277,4 232, 3

Налоговые и неналоговые доходы, в т.ч. 156,0 167,6 187, 4 159,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Налог на прибыль организаций 49,5 57,5 61,3 51,7

Налог на доходы физических лиц 53,0 55,1 61,8 49,5

Акцизы 20,7 20,7 23,3 21,3

Налоги на совокупный доход 14,9 15,4 20,1 18,0

Налог на имущество организаций 15,0 15,1 16,7 14,6

Налог на игорный бизнес 0,1 0,1 0,2 0,1

НДПИ 0,4 0,6 0,8 0,8

Государственная пошлина 0,2 0,2 0,2 0,1

Безвозмездные поступления от других бюджетов 78,4 80,5 88,1 71,6

Источник: составлено автором на основе данных1.

Ф Ф

Меры, направленные на формирование благоприятного инвестиционного климата и развитие конкурентоспособной инновационной экономики региона

Содействие занятости населения

и создание благоприятных налоговых условий, способствующих развитию предпринимательской активности и легализации бизнеса самозанятых граждан

Ф

Ф

а

Обеспечение комфортных налоговых условий для отдельных категорий населения, нуждающихся в государственной поддержке

Проведение оценки налоговых расходов

- льготное налогообложение организаций, реализующих на территории региона инвестиционные проекты;

- инвестиционный налоговый вычет с учетом реализации механизма компенсации из федерального бюджета.

- пониженная с 15 до 10 процентов ставка налога, взимаемого при применении УСН, при объекте налогообложения «доходы минус расходы»;

- «налоговые каникулы» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.

Ф

- оценка бюджетной, экономической и социальной эффективности;

- оценка совокупного бюджетного эффекта;

- влияние предоставленных налоговых преференций на достижение целей социально-экономической политики.

Рис. 1. Направления налоговой политики региона в 2022-2024 гг.2 Fig. 1. Directions of the tax policy of the region in 2022-2024

1 Отчеты об исполнение областного бюджета Ростовской области за 2021год, 10 мес.2022 года год [Электронный ресурс] URL:https://www.donland.ru/result-report/?filter_name=&filter_year=&filter_ rubricator=19 (дата обращения: 25.10.2022)

2 Составлено по: Основные направления бюджетной и налоговой политики Ростовской области на 2023 год и на плановый период 2024-2025 годов / [Электронный ресурс] URL:

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/6100202210190021 (дата обращения: 01.11.2022)

Таким образом, в ближайшей перспективе будет продолжена поэтапная реализация комплекса мероприятий по дальнейшему укреплению доходной базы бюджета региона за счет наращивания стабильных доходных источников и мобилизации в бюджет имеющихся резервов. Кроме этого, продолжится взаимодействие органов власти всех уровней по вопросам решения задач, непосредственно касающихся дополнительных поступлений налоговых доходов. К ним, в первую очередь, относятся задачи по обеспечению полноты и своевременности уплаты налоговых обязательств, выявлению и пресечению фактов умышленного занижения финансовых результатов для целей налогообложения, снижению уровня «теневой» экономики, нелегальной занятости, сокращению задолженности и применению полного комплекса мер по принудительному ее взысканию, обеспечению постановки на налоговый учет всех потенциальных плательщиков и объектов налогообложения, привлечению к декларированию полученных доходов, более эффективному использованию имущества и земельных ресурсов.

В целом проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что значительное увеличение налоговых доходов в бюджетной системе Российской Федерации обусловлено ростом экономической активности бизнеса и домашних хозяйств, повышением потребительских цен на товары, а также на энергетическое сырье и продукты его переработки. Положительное влияние на рост поступлений оказало и совершенствование процедур налогового администрирования за счет внедрения новых программных продуктов и возросшего уровня цифровизации налоговых процессов.

Однако, несмотря на положительные результаты проводимой налоговой политики, обеспечившими рост доходов бюджета нельзя отрицать тот факт, что налоги по-прежнему продолжают следовать не только за доходами, а во все возрастающих масштабах - за расходами потребителей. Сумма бюджетных доходов от двух основных налогов на потребление - НДС и акцизов более чем в 2 раза превышает объем только одного подоходного налога с физических лиц. Прирост ВВП и реальной заработной платы если и осуществляется, то он не сопоставим с темпами прироста налоговых поступлений. Резервы увеличения налоговых поступлений за счет природной ренты и возможного обложения сверхдоходов используются пока ограничено. В результате налоговая нагрузка на бизнес и домашние хозяйства завышена и служит барьером для роста их экономической активности. В отношении населения, отмечает В.Г. Пансков, налоговая нагрузка «распределена крайне неравномерно по категориям налогоплательщиков: основная тяжесть налогового бремени лежит на наименее обеспеченной части российского населения. Поэтому сложившуюся за годы реформы систему налогообложения населения достаточно сложно назвать социально справедливой» [6]. Возросший уровень налогового давления на потребление в последние годы подтверждает обоснованность данных выводов.

Еще в начале нового летоисчисления известный древнеримский философ, мыслить, государственный деятель Марк Аврелий отмечал: «Все совершающееся совершается согласно справедливости... Все совершается, говорю я, не только согласно определенному порядку, но и согласно справедливости, точно кто-то распределил все сообразно достоинству» [7, с. 58].

Налоговая система России уже совершающееся явление и ей внутренне должна быть присуща справедливость как один из важнейших принципов функционирования. Реальное воплощение его в практике налогообложения является объективной необходимостью. Такой подход и должен стать основной вехой, определяющим направлением завершающего этапа налоговой реформы даже в условиях беспрецедентного и прямого санкционного воздействия на экономику России.

Список источников

1. Львов Д. С. Экономический манифест : Будущее российской экономики. М.: Экономика,

2000.

2. Гончаренко Л. И., Малкова Ю. В., Полежарова Л. В., Тихонова А. В., Юмаев М. М. Об Основных направлениях налоговой политики на 2022 год и на период 2023-2024 годов // Экономика. Налоги. Право. 2022. Т. 15. № 1. С. 23-34.

3. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Изд. АСТ, 2021.

4. Голик Е. Н. Косвенные налоги в условиях институциональных преобразований налоговой системы Российской Федерации. Монография. Ростов н/Д.: РГЭУ РИНХ, 2007.

5. Эмбрилл Л., Кин М., Боден Ж-П., Саммерс В. Современный НДС. М.: Весь мир, 2003.

6. Пансков В.Г. Приоритеты налоговой политики и направления реформирования российской налоговой системы // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2022. № 1. С. 57-76.

7. Марк Аврелий. Наедине с собой. Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство,

1991.

References

1. Lvov D. S. Economic Manifesto: The Future of the Russian Economy. Moscow: Economics; 2000. (In Russ.)

2. Goncharenko L. I., Malkova Yu. V., Polezharova L.V., Tikhonova A.V., Yumaev M.M. On the main directions of tax policy for 2022 and for the period 2023-2024. Economics. Taxes. Right. 2022;15(1):23-34. (In Russ.)

3. Smith A. Study on the Nature and Causes of the Wealth of Peoples. Moscow; 2021. (In Russ.)

4. Golik E. N. Indirect taxes in the context of institutional transformations of the tax system of the Russian Federation. Monograph. Rostov-on-Don; 2007. (In Russ.)

5. Embryll L, Keane M, Boden J-P, Summers V. Modern VAT. Moscow; 2003. (In Russ.)

6. Panskov V. G. Priorities of tax policy and directions for reforming the Russian tax system. STAGE: economic theory, analysis, practice. 2022;(1):57-76. (In Russ.)

7. Marcus Aurelius. Alone with oneself. Rostov-on-Don: Rostov book publishing house; 1991. (In Russ.)

Информация об авторе

Е. Н. Голик - доктор экономических наук, профессор кафедры налогообложения и бухгалтерского учета ЮРИУ РАНХиГС.

Information about the author

E. N. Golik - Doctor of Economics, Professor of Department of Taxation and Accounting of South-Russia Institute of Management - branch of RANEPA.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 21.11.2022; одобрена после рецензирования 02.12.2022; принята к публикации 05.12.2022.

The article was submitted 21.11.2022; approved after reviewing 02.12.2022; accepted for publication 05.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.