Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ НА КОНФЛИКТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ В СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ НА КОНФЛИКТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ В СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
91
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / КОНФЛИКТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ФРУСТРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пожарская Елена Леонидовна, Шукшина Людмила Викторовна, Шубина Алла Валерьевна

В статье рассматривается проблема профессионального выгорания педагогов, так как данная профессия, безусловно, является чрезвычайно важной, ведь от состояния педагогической системы, в том числе от психологического самочувствия конкретных педагогов зависит образовательный уровень подрастающего поколения, а значит интеллектуальный потенциал всего общества, в том числе в таких стратегически важных направлениях как экономическое и культурное развитие. В статье представлено исследование влияния эмоционального выгорания на конфликтность педагогов, на примере колледжа физической культуры и спорта «СПАРТА». Исходя из результатов, представленных в исследовании, можно утверждать, что синдром «выгорания» педагогов имеет свои особенности в смысле специальности и характеризуется рядом факторов, которые влияют на поведение педагогов в конфликтной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пожарская Елена Леонидовна, Шукшина Людмила Викторовна, Шубина Алла Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE INFLUENCE OF EMOTIONAL BURNOUT ON THE CONFLICT OF TEACHERS IN MODERN TEACHING STAFF

The article deals with the problem of professional burnout of teachers, since this profession, of course, is extremely important, because the educational level of the younger generation, and hence the intellectual potential of the whole society, including in such strategically important areas as economic and cultural development, depends on the state of the pedagogical system, including the psychological well-being of specific teachers. The article presents a study of the influence of emotional burnout on the conflict of teachers, using the example of the College of Physical Culture and Sports “SPARTA”. Based on the results presented in the study, it can be argued that the syndrome of “burnout” of teachers has its own characteristics in the sense of specialty and is characterized by a number of factors that affect the behavior of teachers in a conflict situation.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ НА КОНФЛИКТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ В СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ»

Исследование влияния эмоционального выгорания на конфликтность педагогов в современных педагогических коллективах

Пожарская Елена Леонидовна,

к.э.н, доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов, ФГБОУ ВО РЭУ им. Г.В. Плеханова E-mail: Pozharskaya.EL@rea.ru

Шукшина Людмила Викторовна,

д.филос.н., профессор кафедры политического анализа и социально-психологических процессов, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (РЭУ им. Г.В. Плеханова) E-mail: liudmila.shukshina@yandex.ru

Шубина Алла Валерьевна,

преподаватель ГБПОУ «КФКС Москомспорта

E-mail: allashubina@yandex.ru

Спарта»

В статье рассматривается проблема профессионального выгорания педагогов, так как данная профессия, безусловно, является чрезвычайно важной, ведь от состояния педагогической системы, в том числе от психологического самочувствия конкретных педагогов зависит образовательный уровень подрастающего поколения, а значит интеллектуальный потенциал всего общества, в том числе в таких стратегически важных направлениях как экономическое и культурное развитие. В статье представлено исследование влияния эмоционального выгорания на конфликтность педагогов, на примере колледжа физической культуры и спорта «СПАРТА». Исходя из результатов, представленных в исследовании, можно утверждать, что синдром «выгорания» педагогов имеет свои особенности в смысле специальности и характеризуется рядом факторов, которые влияют на поведение педагогов в конфликтной ситуации.

Ключевые слова: профессиональное выгорание, конфликтность личности, эмоциональное выгорание, профессиональная фрустрация.

Понятие «профессиональное выгорание» достаточно часто употребляется при рассмотрении особенностей профессиональной деятельности в профессиях, связанных с большим объемом личных социальных коммуникаций. Представители данных профессий - врачи, юристы, психологи, педагоги, социальные работники и другие. Характерной особенностью таких профессия является высокий уровень стресса, а также повышенный уровень ответственности. [3,5,6]

Профессия педагог, безусловно, является чрезвычайно важной, ведь от состояния педагогической системы, в том числе от психологического самочувствия конкретных педагогов зависит образовательный уровень подрастающего поколения, а значит интеллектуальный потенциал всего общества, в том числе в таких стратегически важных направлениях как экономическое, культурное и спортивное развитие. Наличие постоянно действующих стрессовых факторов, присущих данной профессии, неизбежно снижает ее популярность у молодых специалистов, что является значимой проблемой развития сферы образования. Кроме того, наличие выраженного синдрома профессионального выгорания снижает уровень самоотдачи педагогов в процессе осуществления педагогической деятельности, что негативно сказывается на качестве образовательного процесса. [4,7]

По мнению Д.Г. Трунова необходимо относится к «синдрому выгорания (сгорания)» и его симптомам «сгорания» не как к врагам, а как к сигналам, которые мы получаем от самих себя, и которые «говорят», что с нами происходит нечто, стоящее внимания. В настоящее время он так же указывает на то, что «синдром сгорания» это естественный и нормальный процесс.

Эмоциональное выгорание является комплексной защитной реакцией ор-

171

ганизма на неблагоприятные условия профессиональной деятельности. Возникновение и особенности протекания зависят при этом не только от характера профессии, но и от ряда личностных особенностей специалиста, к числу которых можно отнести особенности восприятия им тех или иных обстоятельств своего профессионального окружения, степень личной вовлеченности в профессиональную деятельность. [1,2,4]

Конфликтность личности - это черта характера, которая способствует частоте конфликта и проникновению в него человека. Конфликт личности определяется действием психологических факторов, таких как особенность темперамента, уровень агрессивности, конкуренция в общении, эмоциональное состояние. А также ряд социальных факторов - условия жизни и труда, окружающая среда и социальная среда, общий уровень культуры. Таким образом, конфликт является сложным показателем, который связан с личными условиями и предпосылками социальной среды. Как представляется, описанные выше явления могут иметь общие корни, предпосылки для своего появления и развития, а также проявляться во взаимной связи друг с другом.

Основными факторами выгорания педагогов являются высокая эмоциональная и личностная включенность в профессиональную деятельность, высокий уровень конфликтогенности педагогической деятельности, изменение социального статуса учителя в последнее время. Постоянное воздействие этих факторов предопределяет высокий уровень профессионального выгорания, что требует систематической психокоррек-ционной профилактической работы с педагогами школы [8,9,10].

Целью работы является исследование влияния эмоционального выгорания на конфликтность педагогов, на примере колледжа физической культуры и спорта «СПАРТА».

Объект исследования - психологические особенности деятельности педагогов.

Предмет исследования - взаимосвязь эмоционального выгорания и по-

ведения в конфликтных ситуациях педагогов.

В процессе исследования были использованы следующие методики: опросник «Психическое выгорание» (К. Маслач и С. Джексон, адаптирован Н.Е. Водопьяновой); исследования особенностей реагирования в конфликтной ситуации К. Томаса, методика на определение уровня социальной фрустриро-ванности (УСФ) (Л.И. Вассерман).

Базой исследования являлся ГБПОУ «КФКС «Спарта» Москомспорта. Общий объем выборки - 60 человек, учителя, спортивные педагоги и члены административного состава данного образовательного учреждения.

В ходе проведенной исследовательской работы по изучению профессионального выгорания и его влияния на конфликтность педагогических работников были получены следующие результаты.

Изучение уровня напряженности административно-педагогической и учебно-педагогической деятельности показало, что профессия педагогических работников справедливо относится к категории напряженного труда как по критериям умственной деятельности, режима труда и санитарно-гигиенических условий, так и по критерию работы с информацией.

Прежде всего, приведем результаты обследования обоих групп испытуемых по методике «Психическое выгорание». Данная методика позволяет выделить три уровня эмоционального выгорания: высокий, средний и низкий по каждой из шкал опросника. Результаты по методике эмоционального выгорания представлены в Таблице 1

\ К наиболее склонным к «выгоранию» относятся педагогические работники группы «педагоги» и именно у этих людей проявляются симптомы профессиональной усталости. Среди группы «администрация» нет явного преобладания одного из уровней эмоционального истощения. Тогда как среди испытуемых группы «педагоги» - это уровень средний (56%), следовательно, испытуемые данной группы в большей степени прояв-

| »Ж

_ ^ идея.И

172

ляют чувство эмоциональной усталости и опустошенности, вызванное собственной работой (критерий Манна-Уитни равен 0,048 при р менее 0,05).

Таблица 1. Результаты исследования по методике «Психическое выгорание», (в %)

Уровни выгорания Администрация Педагоги

Эмоциональное истощение

Низкий 33 22

Средний 33 56

Высокий 34 22

Деперсонализация

Низкий 55 55

Средний 28 45

Высокий 17 -

Редукция личностных достижений

Низкий 17 -

Средний 50 55

Высокий 33 45

ция» в процессе взаимодействия с окружающими в большей степени стремятся к возможности альтернативы и сотрудничества на основе взаимных интересов, а не добиваются результатов в ущерб интересам других людей.

Таблица 2. Особенности реагирования испытуемых в конфликтной ситуации (в %)

Способы реагирования

Соревнование

Приспособление

Компромисс

Избегание

Сотрудничество

Администрация

33

47

Педагоги

53

13

13

14

Для большинства испытуемых характерен низкий уровень деперсонализации (группа «администрация» и группа «педагоги» - 55%). Следовательно, в целом испытуемые не проявляют циничного отношения к труду и объектам своего труда. Высокие показатели деперсонализации отсутствуют у испытуемых группы «педагоги», тогда как у группы «администрация» они представлены у 17% респондентов.

Для большинства же испытуемых редукция личностных достижений находится на среднем уровне, следовательно, у большинства испытуемых периодически возникает чувство некомпетентности в своей профессиональной деятельности, осознание в ней неуспеха.

Результаты исследования по опроснику К. Томаса представлены в Таблице 2.

Полученные данные свидетельствуют о преобладании у испытуемых группы «администрация» такого способа реагирования как «сотрудничество» (47%) и «соревнование» (33%). Следовательно, испытуемые группы «администра-

Большинство испытуемых группы «педагоги» (53%) стремятся добиваться результатов и своих интересов в ущерб интересам других людей. Необходимо заметить, что такой способ реагирования в конфликтной ситуации как «приспособление», «компромисс» и «избегания» не характерен для испытуемых как группы «администрация» (20%), так и группы «педагоги» (33%).

Сопоставление данных об уровне профессионального выгорания и особенностей реагирования педагогических работников в конфликтной ситуации позволяет говорить о том, что чем выше уровень профессионального выгорания, тем в большей степени испытуемые склонны проявлять неадекватные способы поведения в конфликтной ситуации и наоборот, чем в меньшей степени испытуемые проявляют показатели профессионального выгорания, тем в меньшей степени они будут проявлять непродуктивные и неблагоприятные стратегии поведения в конфликтной ситуации. Коэффициент ранговой корреляции равен 0,52 при р менее 0,01.

Результаты исследования по методике на определение уровня социальной фрустрированности показали, что у большинства испытуемых группы «администрация» (61%) преобладает уме-

173

7

7

13

ренный уровень общей удовлетворенности, тогда как у испытуемых группы «педагоги» преобладает зона неопределенного результата между удовлетворенностью и неудовлетворенностью. Достоверность и значимость таких различий подтверждается методами математической статистики (критерий Манна-Уитни равен 0,018 при р < 0,01.

Результаты представлены в Таблице 3.

Таблица 3. Результаты исследования индекса общего уровня удовлетворенности по шкале «Уровень социальной фрустрированности» (УСФ), в%.

Администрация Педагоги

Высокий уровень удовлетворенности 7 6

Умеренный уровень 61 26

Неопределенный уровень 28 56

Умеренно неудовлетворенный 4 12

В равном количестве представлены испытуемые с высоким уровнем общей удовлетворенности - в группе «администрация» 7%, а в группе «педагоги» 6%.

Умеренный уровень общей неудовлетворенности в большей степени представлен у группы «педагоги» (12%), тогда как у группы «администрация» - это всего 4%. Достоверность и значимость различий так же подтверждается (критерий Манна-Уитни равен 0,52 при р менее 0,01).

26% испытуемых группы «педагоги» и 61% группы «администрация» в целом показывают умеренный уровень удовлетворенности.

56% респондентов группы «педагоги» и 28% группы «администрация» проявляют зону неопределенного результата между удовлетворенностью и неудовлетворенностью.

Анализ представленных в Таблице 4 данных свидетельствует о том, что для испытуемых данной выборки вне зависимости от направленности работы характерна умеренная социальная фрустриро-

ванность (критерий Манна-Уитни равен 0,063 при р более 0,01).

Таблица 4. Результаты исследования общего уровня социальной фрустрированности (в %)

Администрация Педагоги

Очень высокая 4 0

Высокая 11 33

Умеренная 57 47

Низкая 28 20

Группа «администрация» - 57%, а группа «педагоги» - 47%. Такие испытуемые умеренно проявляют состояние расстройства, подавленности, а препятствия, возникающие на пути к достижению цели, не воспринимаются ими как непреодолимые. При этом 28% испытуемых группы «администрация» и 20% испытуемых группы «педагоги» проявляют низкую социальную фрустрированность.

Достоверные и значимые различия получились по уровню высокой социальной фрустрированности - 11% испытуемым группы «администрация» и 33% испытуемым группы «педагоги» свойственно состояние расстройства, подавленности, препятствия, возникающие на пути к достижению цели, кажутся им не преодолимыми, даже если они таковыми не являются (критерий Манна-Уитни равен 0,044 при р менее 0,01).

Таким образом, у большинства испытуемых данной группы с умеренным уровнем социальной фрустрированности присутствует постоянно действующий психоэмоциональный фактор напряженности. При этом большинство работников считают, что их работа связана с психоэмоциональными перегрузками, а также то, что их работа является физически напряженной. Большинство испытуемых сознательно выбирали свою профессию, следуя либо своим убеждениям, либо продолжая семейные традиции, однако у каждого третьего педагогического работника отношение к профессии в последние годы ухудшилось. 73% испытуемых отмечают удовлетворительными отношения с коллегами по работе.

174

Наиболее высокая неудовлетворенность материальным положением -100%, что играет не менее важную роль в психоэмоциональном состоянии - это и жилищно-бытовые условия, это и образ жизни, это и положение в обществе: 56% педагогов не удовлетворены своим положением в обществе (достоверность и значимость результатов подтверждается). Показано, что испытуемые группы «педагоги» в большей степени не удовлетворены своим материальным положением, чем испытуемые группы «администрация», что вполне закономерно, ведь уровень оплаты труда в первой категории традиционно ниже, чем во второй (критерий Манна-Уитни равен 0,038 при р менее 0,01).

Таким образом, указанные факты свидетельствуют о наличии серьезных предпосылок к профессиональной фрустрации обследованных педагогов из-за ситуации повседневного стресса, возникающего в профессиональной деятельности. Также для обследованных испытуемых характерен повышенный уровень неконструктивных реакций в конфликтных ситуациях. Проведенный корреляционный анализ продемонстрировал на статистически значимом уровне наличие значимых взаимосвязей между данными группами явлений, что подтверждает и анализ литературы по этой проблеме.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Акиндинова И.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика / И.А. Акиндинова, А.А. Баканова // Педагогические вести РГПУ. - СПБ. 2013, № 25, с. 2329.

2. Ашанина Е.Н., Крийт Е.Е., Пожарская Е.Л. Защитно-совладающее поведение менеджеров высшего образования с различным стажем работы. Проблемы теории и практики управления. 2020. № 6. С. 113-121.

3. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб., 2005.

4. Васякин Б.С., Пожарская Е.Л., Росте-ванов А.Г. Социально-психологические факторы, влияющие на профессиональное выгорание сотрудников. Горизонты экономики. 2020. № 1 (54). С. 33-37

5. Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / Под. ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: изд-во СпбГУ, 2000.

6. Водопьянова Н.Е., Старченко-ва Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика, - Спб.: Питер, 2005.

7. Пожарская Е.Л., Дебердее-ва Н.А. Проблема развития личности преподавателя в процессе его профессиональной деятельности. В сборнике: ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВУЗЕ. Материалы VII Международной научно-практической очно-заочной конференции. 2019. С. 219-225.

8. Пожарская Е.Л., Дебердеева Н.А. Управление стрессом посредством социально-психологического тренинга, как способа психологической помощи менеджерам в современных экономических условиях. В сборнике: Современный тренинг и коучинг: новые возможности в бизнесе и образовании. Материалы по итогам V Международной научно-практической конференции. Отв. редакторы: Б.С. Васякин, Е.Л. Пожарская, Н.А. Дебердеева. 2020.

9. Пожарская Е.Л., Овсяник О.А., Васякин Б.С., Бережная М.С. Современные здоровьесберегающие психотехнологии по профилактике и предупреждению стресса в деятельности профессорско-преподавательского состава вуза. // Плехановский научный бюллетень. 2018. № 1 (13). С. 81-86.

10. Пожарская Е.Л., Камнева Е.В., Мо-чалов Е.В., Елдин М.А. Профилактика «эмоционального выгорания» как средство сохранения здоровья преподавателей. Теория и практика физической культуры. 2017. № 9. С. 51-53.

175

STUDY OF THE INFLUENCE OF EMOTIONAL BURNOUT ON THE CONFLICT OF TEACHERS IN MODERN TEACHING STAFF

Pozharskaya E.L., Shukshina L.V., Shubina A.V.

Plekhanov Russian University of Economics; GBPOU "KFKS "Sparta" of Moskomsport

The article deals with the problem of professional burnout of teachers, since this profession, of course, is extremely important, because the educational level of the younger generation, and hence the intellectual potential of the whole society, including in such strategically important areas as economic and cultural development, depends on the state of the pedagogical system, including the psychological well-being of specific teachers. The article presents a study of the influence of emotional burnout on the conflict of teachers, using the example of the College of Physical Culture and Sports "SPARTA". Based on the results presented in the study, it can be argued that the syndrome of "burnout" of teachers has its own characteristics in the sense of specialty and is characterized by a number of factors that affect the behavior of teachers in a conflict situation.

Keywords: professional burnout, personality conflict, emotional burnout, professional frustration.

References

1. Akindinova I.A. Emotional burnout in the professional activity of a teacher: manifestations and prevention / I.A. Akindinova, A.A. Bakanova // Pedagogical news of the Russian State Pedagogical University. - ST. PETERSBURG. 2013, no. 25, pp. 23-29.

2. Ashanina E.N., Kriit E.E., Pozharskaya E.L. Protective and coping behavior of higher education managers with different work experience. Problems of theory and practice of management. 2020. № 6. S. 113-121.

3. Boyko V.V. Syndrome of «emotional burnout» in professional communication. - SPb., 2005.

4. Vasyakin B.S., Pozharskaya E.L., Rosteva-nov A.G. Socio-psychological factors affecting the professional burnout of employees. Economic horizons. 2020. No. 1 (54). S. 3337.

5. Vodopyanova N.E. Syndrome of «mental burnout» in communicative professions // Psychology of health / Pod. Ed. by G.S. Niki-forov. St. Petersburg: St. Petersburg State University Publishing House, 2000.

6. Vodopyanova N.E., Starchenkova E.S. Burnout syndrome: diagnosis and prevention, St. Petersburg: Peter, 2005.

7. Pozharskaya E.L., Deberdeeva N.A. The problem of the development of the teacher's personality in the process of his professional activity. In the collection: HUMANITARIAN EDUCATION IN AN ECONOMIC UNIVERSITY. Proceedings of the VII International Scientific and Practical Correspondence Conference. 2019. S. 219-225.

8. Pozharskaya E.L., Deberdeeva N.A. Stress management through socio-psychological training as a way of psychological assistance to managers in modern economic conditions. In the collection: Modern training and coaching: new opportunities in business and education. Materials on the results of the V International Scientific and Practical Conference. Otv. editors: B.S. Vasyakin, E.L. Pozharskaya, N.A. Deberdeeva. 2020.

9. Pozharskaya E.L., Ovsyanik O.A., Vasyakin B.S., Berezhnaya M.S. Modern health-saving psychotechnologies for the prevention and prevention of stress in the activities of the faculty of the university. Plekhanov Scientific Bulletin. 2018. № 1 (13). S. 81-86.

10. Pozharskaya E.L., Kamneva E.V., Mochal-ov E.V., Eldin M.A. Prevention of «emotional burnout» as a means of preserving the health of teachers. Theory and practice of physical culture. 2017. № 9. S. 51-53.

176

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.