Научная статья на тему 'Психологические особенности самооценки в условиях неопределенности у людей разных возрастных групп'

Психологические особенности самооценки в условиях неопределенности у людей разных возрастных групп Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
962
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Самооценка / ситуация неопределенности / самовосприятие / самоутверждение / разные возрастные группы / самореализация / Self-esteem / situations of uncertainty / self-perception / self-affirmation / different age groups / self-realization

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шукшина Людмила Викторовна, Пожарская Елена Леонидовна, Дебердеева Неля Андреевна

Сегодня, весь мир столкнулся с всеобщей ситуацией неопределенности. Неопределенность является удивительным феноменом, с которым невозможно не соприкоснуться человеку на протяжении всей его жизни. Условия неопределенности – это те условия, действуя в которых человек не может достоверно оценить последствия своих действий, и осознает это. Из этого вытекает ряд проблем: непредсказуемость результатов решений, невозможность планирования и самореализации, тревожность и многое другое. Один из главных признаков неопределённости – это недостаток, противоречивость и нечеткость информации что, несомненно, влияет на самооценку и на самовосприятие себя как личности. От самооценки зависит успех, самореализация, положение в обществе и социальный статус, жизненный путь индивида. Каждый возраст имеет свои особенности, и как следствие по-разному переживает ситуацию неопределенности. В статье представлены результаты исследования влияния неопределенности на самооценку людей разных возрастов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шукшина Людмила Викторовна, Пожарская Елена Леонидовна, Дебердеева Неля Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF SELF-ASSESSMENT UNDER UNCERTAINTY IN PEOPLE OF DIFFERENT AGE GROUPS

Today, the whole world is faced with a general situation of uncertainty. Uncertainty is an amazing phenomenon, with which it is impossible not to come into contact with a person throughout his life. Uncertainty conditions are those conditions in which a person cannot reliably assess the consequences of his actions, and realizes this. Number of problems follow from this: the unpredictability of the results of decisions, the impossibility of planning and self-realization, anxiety, and many other problem. One of the main signs of uncertainty is a lack, inconsistency and unclear information, which undoubtedly affects self-esteem and self-perception of oneself as a person. Self-esteem determines success, self-realization, position in society and social status, the path of the individual. Each age has its own characteristics, and as a result, experiences the situation of uncertainty in different ways. The article presents the results of a study of the influence of uncertainty on the self-esteem of people of different ages.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности самооценки в условиях неопределенности у людей разных возрастных групп»

Психологические особенности самооценки в условиях неопределенности у людей разных возрастных групп

Шукшина Людмила Викторовна,

профессор, доктор философских наук, доцент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова E-mail: [email protected]

Пожарская Елена Леонидовна,

доцент, к.э.н, доцент кафедры социальной психологии, МГОУ E-mail: [email protected]

Дебердеева Неля Андреевна,

старший преподаватель кафедры психологии Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова E-mail: [email protected]

Сегодня, весь мир столкнулся с всеобщей ситуацией неопределенности. Неопределенность является удивительным феноменом, с которым невозможно не соприкоснуться человеку на протяжении всей его жизни. Условия неопределенности - это те условия, действуя в которых человек не может достоверно оценить последствия своих действий, и осознает это. Из этого вытекает ряд проблем: непредсказуемость результатов решений, невозможность планирования и самореализации, тревожность и многое другое. Один из главных признаков неопределённости - это недостаток, противоречивость и нечеткость информации что, несомненно, влияет на самооценку и на самовосприятие себя как личности. От самооценки зависит успех, самореализация, положение в обществе и социальный статус, жизненный путь индивида. Каждый возраст имеет свои особенности, и как следствие по-разному переживает ситуацию неопределенности. В статье представлены результаты исследования влияния неопределенности на самооценку людей разных возрастов.

Ключевые слова. Самооценка, ситуация неопределенности, самовосприятие, самоутверждение, разные возрастные группы, самореализация.

В настоящее время вопрос о самооценке в условиях неопределенности является очень актуальным. Каждый из нас столкнулся с тем, что привычная жизнь резко изменилась, что, безусловно, повлияло на всех. Наступившие перемены создали всеобщую ситуацию неопределенности, в которой непонятно, как действовать дальше. В данных условиях, в первую очередь, изменяется самооценка, так как все перемены влияют на самовосприятие, чувства и эмоции. То, что всегда было привычным, становится непонятным и неизвестным. Наступившая ситуация неопределенности связана с объявленной пандемией и сейчас очень важным для всех является возможность адаптироваться к условиям, которые изменили привычную жизнь.

Цель исследования: изучить психологические особенности самооценки в условиях неопределенности у людей разных возрастных групп.

Гипотеза: условия неопределенности влияют на самооценку человека.

Объект исследования: самооценка в условиях неопределенности.

Предмет исследования: психологические особенности самооценки в условиях неопределенности у людей разных возрастных групп.

Методы исследования: анализ научной литературы, шкала самоутверждения Розенберга и методика исследования самооценки личности С.А. Будасси.

Выборка исследования: учащиеся и работающие от 18 до 30 лет - 25 человек, и учащиеся и работающие от 30 до 50 лет - 25 человек, которые столкнулись с условиями неопределенности.

Неопределенность может вызывать у человека целый спектр отрицательных эмоций, которые отрицательно влияют на индивида. Основной из этих эмоций является страх. Это проявляется в волнении за настоящее и будущее индивида. При своём длительном продолжении чувство неопределённости вызывает устойчивое стрессовое состояние [1]. Из-за того, что неопределенность вызывает у человека преимущественно отрицательные эмоции, индивид пытается избегать этого состояние как объективными методами - через влияние на ситуацию, так и субъективными - через игнорирование происходящего.

Неопределённость бывает нескольких видов. По классификации И.А. Айдемирова можно выделить следующие: количественная - характеризуется большим количеством объектов или элементов в ситуации; информационная - образуется из-за недостатка или неточности информации по техническим, социальным и другим причинам;

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

профессиональная - является следствием недостаточного профессионализма лица, которое принимает решение; ограничительная - обусловлена различными ограничениями в ситуации принятия решений, например, временные ограничения; внешней среды - обусловлена влиянием внешней среды [10].

В ситуациях неопределенности человек может столкнуться с рядом проблем. К этим проблемам относятся: непредсказуемость последствий решений - в ситуациях неопределённости соотнести риски намного сложнее, из-за чего принимать решения становится трудной задачей; невозможность планирования - из-за того, что ситуация берет верх над человеком, все построенные планы могут сорваться в любой момент; неопределенность в реализации своей социальной роли - становится непонятно, как следует отыгрывать свою роль "сотрудника", "ученика", "родителя" и т.д., соответствуя общественным требованиям; повышенная тревожность - человеку становится сложно заниматься любой продуктивной деятельностью [6].

В данном исследовании рассмотрим пандемию и самоизоляцию, как наступившую ситуацию неопределенности. Обычные условия жизни резко поменялись, появилось много запретов, нет четкой информации о происходящем, и, главное, никто не может сказать, когда всё это закончится. [4] Уверенность в завтрашнем дне пропала, и всё стало нестабильно. Какие решения принимать, что делать, как действовать, чего ожидать - эти и многие другие вопросы возникают у каждого. Но ответов на эти вопросы, к сожалению, нет.

Ситуации неопределенности очень сильно влияют на человека и на его состояние. Наиболее подверженной влиянию в таких условиях оказывается самооценка. Человек не знает, как самореализовываться, какую социальную роль играть, и как себя вести в изменившихся условиях, что мешает восприятию собственного «я» [9].

Чувство неопределенности проявляется абсолютно во всех сферах: в работе, в учебе, в домашней жизни, в общении с другими людьми. Это проявляется в том, что значительно уменьшились социальные контакты, это может заставить человека чувствовать себя ненужным и малозначимым для других, причины, как правило, люди ищут сами в себе. Появляется неуверенность в себе, необъективная оценка себя, и как следствие, ещё большее сокращение социальных контактов [12].

Вместе с тем, как люди начали работать и учиться дистанционно, может возникнуть проблема того, что личность не раскрывает весь свой потенциал и не самореализовывается. Так как человек не чувствует удовлетворенности от своей деятельности, он также начинает сомневаться в себе, страдает его самооценка, что несет за со-5 бой множество негативных последствий. [26] о Также, оказавшись запертым в четырех стенах, ^ и не имея представления о том, как жизнь будет ° идти дальше, многие начинают заниматься «самого копанием», так как слишком много времени про-

водят наедине с самим собой. Но далеко не всегда рефлексия дает положительный результат, если заниматься этим самостоятельно. Люди начинают искать проблемы, которых на самом деле не существует, находят в себе недостатки и изъяны и начинают верить в это, тем самым занижая свою самооценку.

Ещё одной проблемой может являться слишком долгое нахождение со своими близкими и семьей в одном месте. Не выдерживая длительного контакта, близкие люди могут злиться, оскорблять или унижать. Далеко не всегда это происходит специально, но бесспорно, что это оказывает очень сильное влияние на самооценку каждого. Человек, на которого происходит давление со стороны семьи, начинает сомневаться в себе, чувствовать себя «не таким, как надо» и т.д. [19]

Отсутствие навыков адаптации к ситуации неопределённости затрудняет осуществление контроля над собой и своей жизнью, это может стать причиной формирования тревожных и депрессивных расстройств. Всё это напрямую связано с самооценкой [7].

Наиболее подверженной оказывается молодежь. В силу того, что молодые люди имеют ещё недостаточно жизненного опыта и навыков адаптации к меняющимся условиям, происходящее влияет на них сильнее.[24] Также молодые люди более эмоциональны и чувствительны к происходящему, острее реагируют на различного рода неудачи. [5] Ситуации неопределенности создают условия, в которых самооценка и уверенность в себе начинают колебаться, и не каждый сможет с этим справиться. Взрослые люди, имея больше опыта и чаще бывая в ситуациях, когда всё стремительно меняется и появляется неопределенность, более приспособлены. Также, чем человек старше, тем он лучше понимает себя и кем он является, и внешние факторы не так сильно влияют на самооценку. Но важно понимать, что всё является очень индивидуальным, и когда человек попадает в какую-либо ситуацию неопределенности, становится сложно предсказать его поведение [11].

Организация и методы исследования. Исследование психологических особенностей самооценки в условиях неопределенности проводилось с участием желающих лиц разных возрастных групп. Испытуемыми являлись студенты, сотрудники компаний, неработающие, самозанятые и др. Первая возрастная группа - это лица от 18 до 30 лет. В данной группе 25 человек. Вторая возрастная группа - это лица от 31 до 50 лет. В этой группе также 25 человек. Все испытуемые попали в ситуацию неопределённости, связанную с введением режима самоизоляции из-за пандемии. У каждого изменился образ жизни, рабочие условия (перевод на дистанционную работу/учёбу), планы на ближайшее будущее.

Предполагается, что условия неопределенности тем больше влияют на самооценку, чем моложе человек. [25] Это может быть связано с тем, что старшая возрастная группа имеет больше

навыков адаптации в связи с прожитым опытом, нежели чем молодые люди и более стабильную самооценку. Также испытуемые 18-30 лет находятся на жизненном этапе «поиска себя», стремятся к стабильности и определённости, и поэтому ситуации неопределённости влияют на них сильнее.

Испытуемым предлагалось пройти две методики. Первая методика - шкала самоутверждения М. Розенберга. Самооценка личности не постоянна, она имеет свойство меняться под влиянием различных условий, и данная методика помогает определить уровень самооценки у индивида в данный момент. По данной методике самооценка трактуется как субъективная оценка человеком себя как внутренне положительного или отрицательного до какой-то степени. Опросник создавался и использовался как одномерный, но, проведенный позднее, факторный анализ выявил два независимых фактора: самоунижение и самоуважение: чем выше одно, тем ниже другое. Самоунижение является следствием депрессивного состояния, тревожности и психосоматических симптомов; самоуважение является причиной и следствием активности в общении, лидерства, чувства межличностной безопасности.

Опросник может помочь определить у человека наличие депрессии, чрезмерной тревожности, признаков лидера, активности в общении. Испытуемый должен указать свое отношение, к данным утверждениям используя ответы: полностью согласен, согласен, не согласен, абсолютно не согласен. За каждый приведенный ответ испытуемому начисляются баллы. Отношение к себе по методике М. Розенберга на самооценку будет представлено в виде суммы баллов, полученных испытуемым. На основе этих баллов результаты интерпретируются [9].

Вторая методика - это методика исследования самооценки личности С.А. Будасси. Данная методика позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, то есть ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования. Исследование состоит из нескольких этапов. Первый этап - испытуемые должны выбрать из предложенного списка слов (всего 48 слов) 20 качеств, которые, на их взгляд, присущи идеальному человеку. Второй этап - из выбранных 20 слов испытуемые должны были выбрать наиболее неприятное для них и поставить напротив этого качества цифру 1. Далее из оставшихся 19 слов так же выбрать наиболее неприятное качество и поставить напротив этого слова цифру 2. И так далее до конца. Третий этап - из этих же 20 слов предлагалось выбрать качество, наименее характерное для испытуемого, и поставить напротив этого качества цифру 1. Далее из оставшихся 19 слов так же выбрать наименее характерное качество и поставить напротив этого слова цифру 2. И так далее все 20 качеств.

В данной методике уровень и адекватность самооценки определяются как отношение между «Я идеальным» и «Я реальным». Представления че-

ловека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или на субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Качества, которые человек приписывает самому себе, далеко не всегда адекватны. Процесс самооценивания может происходить двумя путями: 1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими людьми. Однако независимо от того, лежат ли в основе самооценки собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно-заданные стандарты, самооценка всегда носит субъективный характер; при этом ее показателями могут выступать адекватность и уровень. В процессе формирования Самооценки важную роль играет сопоставление образов «Я реального» и «Я идеального». Поэтому тот, кто достигает в реальности характеристик, соответствующих идеалу, будет иметь высокую самооценку. Если же человек «эффективно» рефлексирует разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой. Самооценка и отношение человека к себе тесно связаны с уровнем притязаний, мотиваций и эмоциональными особенностями личности. От самооценки зависит интерпретация приобретенного опыта и ожидания человека относительно самого себя и других людей.

Также испытуемым предлагалось ответить на контрольный вопрос: «Сильно ли Вас волнует происходящее, связанное с пандемией?». На выбор было предложено три варианта ответа: «да», «всё равно», «нет».

В связи с введением режима самоизоляции данные методики проводились дистанционно с помощью сервиса «Google опрос». Временных границ на выполнение данных методик не устанавливалось. Также, важно упомянуть, что методики проводились в разные дни, промежуток между прохождением составлял одну неделю.

Результаты исследования. Для оценки результатов по шкале самооценки М. Розенберга ответы испытуемых на конкретные вопросы изначально переводились в числовые значения, которые суммировались. Уровень самооценки равен этой сумме баллов. Получившаяся сумма интерпретировалась согласно шкале:

10-18 баллов - самооценка занижена, испытуемый склонен к тому, чтобы винить себя в происходящем. Акцент идёт только на свои недостатки и на слабые стороны, что не позволяет ставить цели и самореализовываться;

18-22 баллов - испытуемый имеет нестабильную самооценку, балансирует между самоуважением и самоунижением, мнение о себе колеблется то в одну, то в другую сторону;

23-34 балла - самооценка стабильна, испытуемый может адекватно оценивать свои достоинства и недостатки, сохранять уважение к себе при неу-

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

дачах. Несмотря на это, может проявляться неуверенность в себе и своих силах;

35-40 баллов - самооценка постоянна и находится в норме. Испытуемый уважает себя, как человека и личность, и делает все для того, чтобы продолжать уважать себя и дальше. Это норма, к которой стоит стремиться.

По результатам методики можно сказать, что самооценка у большинства испытуемых у обеих возрастных групп стабильна. Нестабильную самооценку в младшей возрастной группе имеет 1 человек, в старшей - 0. Завышенную самооценку среди испытуемых 18-30 лет имеет 2 человека, 31-50 лет - 3 человека (рис. 1, 2).

Обращая внимание на испытуемых, у которых стабильная самооценка, очень важно заметить, что младшая возрастная группа имеет баллы, приближенные к нижней границе «стабильной самооценки». Это говорит о том, что в сравнении с возрастной группой 31-50 лет, испытуемые имеют более низкую самооценку. Также, если брать среднее значение уровня самооценки по каждой возрастной группе, то получается, что у группы 3150 лет оно составляет 31,7, а у группы 18-30-27,5. Это также свидетельствует о том, что уровень самооценки у старшей возрастной группы выше.

М

22

кол-во опрошенных с низкои самоценкои

кол-во опрошенных с заниженной самоценкой

кол-во опрошенных с нормальной самоценкой

кол-во опрошенных с завышенной самоценкой

Рис. 1. Результаты методики М. Розенберга в возрастной группе 18-30 лет

0 0

22

кол-во опрошенных с низкои самоценкой

кол-во опрошенных с заниженной самоценкой

кол-во опрошенных с нормальной самоценкой

кол-во опрошенных с завышенной самоценкой

О С

и

еч со

Рис. 2. Результаты методики М. Розенберга в возрастной группе 31-50 лет

Рассмотрим результаты методики на самооценку С.А. Будасси. Цель обработки результатов -определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления «Я идеальное» и «Я реальное».

По рисункам 3 и 4 можно сразу заметить, что уровень самооценки у старшей возрастной группы выше. При этом, испытуемых с заниженной самооценкой в старшей возрастной группе не наблюдается вообще, в отличие от младшей группы с количеством 2 человека. Количество испытуемых с нормальной (стабильной) самооценкой в старшей группе равно 12, а в младшей группе - 15 человек. При этом, если сравнивать коэффициенты, то выходит, что у старшей возрастной группы ре-

зультаты более высокие, т.е. приближенные к завышенной самооценке.

Также это подтверждает среднее значение результатов каждой возрастной группы: 18-30 лет -0,29; 31-50 лет - 0,48 (рис. 5).

Важным является то, что обе методики показали идентичные результаты. Анализируя качественные результаты по методике М. Розенберга и С.А. Будасси, приходим к выводу о том, что возрастная группа 31-50 лет имеет более высокую самооценку, чем младшая возрастная группа, что говорит об их большей адаптивности к наступившей ситуации неопределенности. При этом наблюдается тенденция к завышению самооценки. Можно предположить, что это связано с тем, что люди этого возраста чувствуют себя увереннее, и убеждены, что они сумеют справиться со всеми трудностями в силу накопленного опыта, материальной стабильности, больших эмоциональных сил и устоявшихся жизненных позиций. В результате этого они более спокойно переносят стрессовые ситуации, более легко относятся к трудностям и допущенным ошибкам. Данная возрастная группа, иногда даже переоценивая себя и свои силы, чувствует себя более комфортно и стабильно в изменяющихся условиях, а неопределенность не влияет на занижение их самооценки.

Рис. 3. Результаты проведенного исследования по методике С.А. Будасси в младшей возрастной группе 18-30 лет

Рис. 4. Результаты проведенного исследования по методике С.А. Будасси в старшей возрастной группе 31-50 лет

0,4 0.2

0,48

0,29

возрастная группа 18 - 30 лет возрастная группа 31-50 лет

Рис. 5. Средний коэффициент ранговой корреляции по возрастным группам

Показатели младшей возрастной группы в пределах допустимой нормы, но если сравнивать с другой контрольной группой, то можно увидеть, что показатели отличаются в худшую сторону. Это говорит о том, что младшая возрастная группа более подвержена влиянию ситуаций неопределенности, их легче вывести из состояния равновесия, им тяжелее переносить происходящие изменения в силу недостаточности опыта и поисков себя в жизни, что и приводит к занижению самооценки.

Также, для исследования данной темы всем испытуемым предлагалось ответить на вопрос: «Сильно ли Вас волнует происходящее, связанное с пандемией?». В возрастной группе 18-30 лет 20 человек ответили «Да», 4 человека ответили «всё равно» и 1 человек ответил «нет». В старшей же возрастной группе 24 человека ответили «Да» и 1 человек ответил «всё равно». Исходя из этих ответов, можно сделать вывод, что старшую возрастную группу более волнует наступившая ситуация неопределённости, но несмотря на это, уровень их самооценки выше. Это очередной раз показывает, что ситуации неопределенности тем больше влияют на самооценку человека, чем он моложе. Таким образом, гипотеза данной курсовой работы подтверждается.

Итак, самооценку у обеих возрастных групп можно определить, как стабильную, но средние показатели возрастной группы 31-50 лет на порядок выше. Следовательно, и самооценка у старшей возрастной группы имеет более высокий уровень. Также, результаты по контрольному вопросу показали, что наступившая ситуация неопределенности больше волнует старшую возрастную группу. Всё это говорит о том, что условия неопределенности больше влияют на самооценку молодых людей в худшую сторону.

Анализ результатов. Методика на самооценку М. Розенберга проводилась на испытуемых в количестве по 25 человек в возрастных группах 1830 лет и 31-50 лет и рассчитывалась следующим образом: за каждый ответ испытуемому начислялись баллы, суммировались и интерпретировались в результат.

Вопросы 1, 3, 4, 6 являются прямыми, в них баллы насчитывались соответственно шкале: полностью согласен - 4 балла, согласен - 3 балла, не согласен - 2 балла, абсолютно не согласен - 1 балл.

Вопросы 2, 5, 7, 8, 9, 10 обратные, в этих вопросах баллы насчитывались наоборот: полностью согласен - 1 балл, согласен - 2 балла, не согласен - 3 балла, абсолютно не согласен - 4 балла.

По данной методике получились следующие результаты. С низкой самооценкой испытуемых не выявлено ни в одной группе. Нестабильную самооценку в младшей возрастной группе имеет 1 человек, в старшей - 0, что составляет 4% и 0% соответственно от общего числа опрошенных в каждой группе. Завышенную самооценку среди испытуемых 18-30 лет имеет 2 человека, 31-50 лет - 3 человека. В процентом соотношении - 8% и 12% соответственно. Стабильную са-

мооценку имеют большинство опрошенных в равном количестве по возрастным группам - по 22 человека, что составляет по 88% от общего числа опрошенных.

Также, по данной методике высчитывался средний показатель уровня самооценки для каждой контрольной группы. Для этого суммировалось количество баллов всех испытуемых в каждой возрастной группе и делилось на количество опрошенных (25 человек). Таким образом, среднее значение уровня самооценки для группы 3150 лет составило 31,7, для группы 18-30 лет - 27,5.

Методика на самооценку С.А. Будасси также проводилась на испытуемых в количестве по 25 человек в возрастных группах 18-30 лет и 3150 лет. Целью данной методики является определение связи между ранговыми оценками личностных качеств, которые входят в представления «Я идеальное» и «Я реальное». Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции - г. Чтобы высчитать коэффициент г, необходимо воспользоваться формулой

г = I - 0,00075 х I а*, где г - коэффициент корреляции (показатель уровня самооценки личности).

Если г стремится к +1, то это указывает на завышенную самооценку; если г стремится к -1, то это указывает на заниженную самооценку; при -0,5 < г < + 0,5 - самооценка нормальная.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассчитав коэффициент корреляции для каждого испытуемого в контрольной группе, получился следующий результат. В старшей возрастной группе испытуемых с заниженной самооценкой не наблюдается. В младшей возрастной группе - 2 человека, что составляет 8% от числа опрошенных 18-30 лет. Количество испытуемых с нормальной (стабильной) самооценкой в старшей группе равно 12 человек, что составляет 48%, а в младшей группе - 15 человек, т.е. 60%.

При этом, в обеих группах у испытуемых с нормальным уровнем самооценки наблюдается тенденция к ее завышению, т.е. большинство значений близки к коэффициенту 0,5. У старшей возрастной группы среднее значение коэффициента корреляции у испытуемых с нормальной самооценкой равно 0,33, у младшей группы - 0,24. Однако, в возрастной группе 18-30 лет 3 человека из 15, которые имеют нормальный уровень самооценки, имеют тенденцию к ее занижению - близки к значению -0,5. У старшей возрастной группы 1 человек из 12 показывает подобный результат. Это и влияет на общую статистику.

Рассчитав общий средний показатель уровня самооценки по всем испытуемым в каждой возрастной группы, получились следующие результаты: для группы 18-30 лет равен 0,29; для группы 31-50 лет - 0,48, что также подтверждает завышенный уровень самооценки у старшей возрастной группы.

Также, все испытуемые отвечали на контрольный вопрос: «Сильно ли Вас волнует происходя-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

U

см со

щее, связанное с пандемией?». Данный вопрос показывал отношение опрашиваемого к происходящей ситуации на момент исследования. В возрастной группе 18-30 лет 20 человек ответили «Да», 4 человека ответили «Всё равно» и 1 человек ответил «Нет». В процентном соотношении это 80% тех, кого волнует ситуация, 16% тех, кто безразлично относится к ситуации, и 4% тех, кого не волнует происходящее. В старшей же возрастной группе 24 человека ответили «Да», что составляет 96% от количества опрошенных и 1 человек ответил «всё равно» - 4% от общего числа испытуемых по контрольной группе старшего возраста.

Заключение. Самооценка является важной частью личности человека. Она влияет на его отношение к самому себе, на то, как он оценивает свои возможности, силы и умения. Самооценка является центром развития личности и имеет огромное влияние на адаптацию человека в новом обществе, группе. Важно понимать, что самооценка не что-то постоянное - она развивается и меняется в зависимости от событий, происходящих в жизни человека. В основном самооценка закладывается у человека с детства и постепенно развивается в Я-концепцию. Она проявляется в поведении и действиях каждого человека. Самооценка влияет на то, как человек поведет себя в сложившейся ситуации, как будет решать важные вопросы и решится ли на выполнение тех или иных задач, и всё это будет напрямую зависеть от уровня самооценки человека на момент принятия решения.

Каждый возраст имеет свои особенности, и как следствие по-разному переживает сложившуюся ситуацию. Но важно понимать, что в данных условиях может возникнуть множество проблем, и внешние факторы могут поспособствовать тому, что наша самооценка изменится не в лучшую сторону.

Исследование проводилось среди испытуемых двух возрастных групп: 18-30 лет и 31-50 лет. Все испытуемые столкнулись с ситуацией неопределенности, связанной с пандемией. Результаты исследования показали, что самооценка у обеих возрастных групп стабильная и входит в показатели нормы, за исключением некоторых отдельных испытуемых. Но при этом средние показатели возрастной группы 31-50 лет на порядок выше, что говорит о более высоком уровне самооценки. Также, результаты по контрольному вопросу показали, что наступившая ситуация неопределенности больше волнует старшую возрастную группу. Но, несмотря на это, испытуемые имеют более высокую самооценку. Всё это говорит о том, что условия неопределенности влияют на самооценку человека любого возраста. Поэтому очень важно научиться адаптироваться к изменениям и при этом не терять себя как личность, оставаться уверенными в себе и в своих силах.

Литература

1. Алишев Б.С. Психика и преодоление неопределенности // Психология: журнал Высшей

школы экономики / Ред. Т.Н. Ушакова. - Москва: Государственный университет - Высшая школа экономики, 2013. - 2013 № 3 том 6. -с. 3-26.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. -М.: Высшая школа психологии, 2011. - 163 с.

3. Бороздина, Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. - 2013. - 38-43, 85, 8889 с.

4. Васякин Б.С., Пожарская Е.Л., Ростева-нов А.Г. Социально-психологические факторы, влияющие на профессиональное выгорание сотрудников. Горизонты экономики. 2020. № 1 (54). С. 33-37.

5. Васякин Б.С., Щербакова О.И., Пожарская Е.Л. Исследование ценностных ориента-ций личности и структурные особенности межличностных отношений в студенческой группе. Инициативы XXI века. 2016. № 3-4. С. 75-79.

6. Гусев А.И. К проблеме измерения толерантности к неопределенности // Практическая психология и социальная работа. - 2007. - № 1 -С. 21-28.

7. Джемс У. Психология. - Москва: Белый гриф. -2010. - 256 с.

8. Емельянова О.Ю. Психология самооценки. -М.: Аорта, 2008. - 42 с.

9. Донцов Д.А. Психология личности. - М.: Ру-сайнс. - 2014. - 352 с.

10. Зинченко В.П. Толерантность к неопределенности: новость или психологическая традиция? // Вопросы психологии. - 2007. № 6 с 3-20.

11. Карандашев В.Н. Методология и методы психологического исследования. Выполнение квалификационных работ. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 132 с.

12. Капустин А.Ф. Неопределённость: виды, интерпретации, учёт при моделировании и принятии решений // Вестник СПбГУ. - Серия 5: Экономика. - 1993. - № 2. - стр. 108-114.Кон, И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. - М.: Эксмо, 2012. - 123 с.

13. Корнилова Т.В. Принцип неопределенности в психологии: основания и проблемы [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. N3(11). URL: http://psystudy.ru

14. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений. - М.: Логос, 2013.-215 с.

15. Лебедев В.И. Познание личности / В.И. Лебедев. - М.: Медицина, 2011. - 59 с.

16. Марцинковская Т.Д. Возрастная психология. -М.: Academia, 2017. - 319 с.

17. Молчанова О.Н. Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования - М.: Флинта. - 2010. - 46 с.

18. Науман Э. Принять решение - но как? -М.: Мир. - 2007. -356 с.

19. Пожарская Е.Л., Дебердеева Н.А. Психолого-педагогическое обеспечение в системе профессионального самоопределения молодежи. Современный ученый. 2017. № 7. С. 106-109.

20. Реан А.А. Психология изучения личности. Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2011. - 68, 73 с.

21. Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой. - СПб: Питер, 2014. - 448 с.

22. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М.: Эксмо. - 2013. -70 с.

23. Шибутани Т. Я-концепция как персонификация. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 78 с.

24. Шукшина Л.В. Представления о свободе и особенности профессионального самоопределения у современной молодежи В сборнике: Психотехнологии в бизнесе и образовании. сборник материалов IV международной научно-практической конференции. 2019. С. 20.

25. Щербакова О.И., Шукшина Л.В., Васякин Б.С., Корецкая И.А. Использование комплекса психотехнологий при обучении студентов и магистров РЭУ им. Г.В. Плеханова и создания их эффективной профессиональной идентичности. Плехановский научный бюллетень. 2020. № 1 (17). С. 113-129.

26. Яблочкина И.В., Пожарская Е.Л. Индивидуально-психологические особенности педагогов высшей школы, вызывающие затруднения в профессиональной деятельности. Гуманитарные науки и образование. 2019. Т. 10. № 2 (38). С. 109-117.

27. Shukshina L.V., Vasyakin B.S., Pozharskaya E.L., Khudyakova T.L., Mizonova O.V., Eniashina N.G., Khammatova R.S. Cognitive Preconditions And Interaction Styles Between University Students In The Information Environment // EurAsian Journal of Biosciences. 2019. Т. 13. № 1. С. 155-160.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF SELF-ASSESSMENT UNDER UNCERTAINTY IN PEOPLE OF DIFFERENT AGE GROUPS

Shukshina L.V., Pozharskaya E.L., Deberdeev N.A.

Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov, Moscow Region State University

Today, the whole world is faced with a general situation of uncertainty. Uncertainty is an amazing phenomenon, with which it is impossible not to come into contact with a person throughout his life. Uncertainty conditions are those conditions in which a person cannot reliably assess the consequences of his actions, and realizes this. Number of problems follow from this: the unpredictability of the results of decisions, the impossibility of planning and self-realization, anxiety, and many other problem. One of the main signs of uncertainty is a lack, inconsistency and unclear information, which undoubtedly affects self-esteem and self-perception of oneself as a person. Self-esteem determines success, self-realization, position in society and social status, the path of the individual. Each age has its own characteristics, and as a result, experiences the situation of uncertainty in different ways. The article presents the results of a study of the influence of uncertainty on the self-esteem of people of different ages.

Keywords. Self-esteem, situations of uncertainty, self-perception, self-affirmation, different age groups, self-realization.

References

1. Alishev B.S. Psyche and overcoming uncertainty // Psychology: journal of the Higher School of Economics / Ed. T.N. Ushak-

ov. - Moscow: State University - Higher School of Economics, 2013. - 2013 № 3 volume 6. - p. 3-26.

2. Burns R. Development of self-concept and education. - M.: Higher School of Psychology, 2011. - 163 p.

3. Borozdina, L.V. What is self-esteem? // Psychological journal. -

2013. - 38-43, 85, 88-89 p.

4. Vasyakin B.S., Pozharskaya E.L., Rostevanov A.G. Socio-psy-chological factors affecting the professional burnout of employees. Economic horizons. 2020. No. 1 (54). S. 33-37.

5. Vasyakin B.S., Shcherbakova O.I., Pozharskaya E.L. Research of personal value orientations and structural features of interpersonal relations in the student group. 21st century initiatives.

2016. No. 3-4. S. 75-79.

6 Gusev A.I. To the problem of measuring tolerance to uncertainty // Practical psychology and social work. - 2007. - No. 1 -S. 21-28.

7. James W. Psychology. - Moscow: White vulture. - 2010. -256 s.

8. Emelyanova O. Yu. The psychology of self-esteem. - M.: Aorta, 2008. - 42 p.

9. Dontsov D.A. Psychology of Personality. - M.: Rusays. -

2014. - 352 p.

10. Zinchenko V.P. Uncertainty Tolerance: News or Psychological Tradition? // Questions of psychology. - 2007. № 6 from 3-20.

11. Karandashev V.N. Methodology and methods of psychological research. Performance of qualification works. - 4th ed., Rev. and add. - M.: Yurayt Publishing House, 2019. - 132 p.

12. Kapustin A.F. Uncertainty: types, interpretations, accounting in modeling and decision-making // Bulletin of St. Petersburg State University. - Series 5: Economics. - 1993. - No. 2. - pp. 108114. Cohn, I.S. Opening of "I" / I.S. Con. - M.: Eksmo, 2012. -123 p.

13. Kornilova T.V. The principle of uncertainty in psychology: foundations and problems [Electronic resource] // Psychological research: electron. scientific. zhurn. 2010. N3 (11). URL: http:// psystudy.ru

14. Larichev OI Theory and methods of decision-making. - M.: Logos, 2013.-215 p.

15. Lebedev V.I. Cognition of personality / V.I. Lebedev. - M.: Medicine, 2011. - 59 p.

16. Martsinkovskaya T.D. Age-related psychology. - M.: Academia,

2017. - 319 p.

17. Molchanova O.N. Self-esteem. Theoretical problems and empirical research - M.: Flint. - 2010. - 46 p.

18. Nauman E. Make a decision - but how? - M.: Peace. - 2007.356 p.

19. Pozharskaya E.L., Deberdeeva N.A. Psychological and pedagogical support in the system of professional self-determination of youth. Modern scientist. 2017. No. 7. S. 106-109.

20. Rean A.A. Psychology of the study of personality. Tutorial. -SPb.: Publishing house of Mikhailov V.A., 2011. - 68, 73 p.

21. Sardzhveladze N.I. Personality and its interaction with the social environment. - SPb: Peter, 2014. - 448 p.

22. Sokolova E.T. Self-awareness and self-esteem in personality anomalies. - M.: Eksmo. - 2013. - 70 p.

23. Shibutani T. Self-concept as personification. - Rostov-on-Don: Phoenix, 2010. - 78 p.

24. Shukshina L.V. Ideas of freedom and features of professional self-determination among modern youth In the collection: Psychotechnology in business and education. collection of materials of the IV international scientific and practical conference. 2019. S. 20.

25. Shcherbakova OI, Shukshina LV, Vasyakin BS, Koretskaya IA The use of a complex of psychotechnologies in teaching students and masters of the PRUE. G.V. Plekhanov and the creation of their effective professional identity. Plekhanov Scientific Bulletin. 2020. No. 1 (17). S. 113-129.

26. Yablochkina I. V., Pozharskaya E.L. Individual psychological characteristics of teachers of higher education, which cause difficulties in their professional activities. Humanities and education. 2019. Vol. 10.No. 2 (38). S. 109-117.

27. Shukshina L.V., Vasyakin B.S., Pozharskaya E.L., Khudyakova T.L., Mizonova O.V., Eniashina N.G., Khammatova R.S. Cognitive Preconditions And Interaction Styles Between University Students In The Information Environment // EurAsian Journal of BioSciences. 2019. T. 13. № 1. C. 155-160.

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.