Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ЛИЧНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
102
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ НАВЫКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ВОСТРЕБОВАННОСТЬ / СПРОС НА НАВЫКИ И ПРОФЕССИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шукшина Людмила Викторовна, Пожарская Елена Леонидовна, Когай Изольда Александровна, Эйфир Маргарита Михайловна

Цифровые технологии проникли во все сферы экономической жизни, не обошли стороной они и рынок труда. Внедрение цифровых технологий на рынке труда имеют свои как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, способствуют росту производительности труда, с другой, оказывают значительное воздействие на формирование рабочих мест и занятость населения. В статье освещаются результаты исследования влияния цифровой трансформации на профессиональную востребованность личности, дана характеристика цифровой трансформации современного российского общества, а также описан характер влияния цифровой трансформации на профессиональную востребованность молодых специалистов. Представлены результаты эмпирического исследования по изучению влияния цифровой трансформации на психологическое состояние человека, влияния стиля реагирования на изменения, и профессиональную востребованность личности.Результаты исследования могут быть использованы для проектирования стратегий развития человеческих ресурсов в организации, а также для корректировки отдельных задач и показателей, предусмотренных национальными проектами на период до 2030 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шукшина Людмила Викторовна, Пожарская Елена Леонидовна, Когай Изольда Александровна, Эйфир Маргарита Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE IMPACT OF DIGITAL TRANSFORMATION ON THE PROFESSIONAL RELEVANCE OF THE INDIVIDUAL

Digital technologies have penetrated into all spheres of economic life, and they have not bypassed the labor market. The introduction of digital technologies in the labor market has both positive and negative consequences. On the one hand, they contribute to the growth of labor productivity, on the other hand, they have a significant impact on the formation of jobs and employment of the population. The article highlights the results of the study of the impact of digital transformation on the professional relevance of the individual, describes the characteristics of the digital transformation of modern Russian society, and describes the nature of the impact of digital transformation on the professional relevance of young professionals. The results of an empirical study on the influence of digital transformation on the psychological state of a person, the influence of the style of responding to changes, and the professional relevance of the individual are presented.The results of the study can be used to design strategies for the development of human resources in the organization, as well as to adjust individual tasks and indicators provided for by national projects for the period up to 2030.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ЛИЧНОСТИ»

Особенности влияния цифровой трансформации на профессиональную востребованность личности

Шукшина Людмила Викторовна,

профессор кафедры политического анализа и социально-психологических процессов, д.филос.н., Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (РЭУ им. Г.В. Плеханова) E-mail: liudmila.shukshina@yandex.ru

Пожарская Елена Леонидовна,

доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов, к.э.н., Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (РЭУ им. Г.В. Плеханова) E-mail: gerashenkol79@mail.ru

Когай Изольда Александровна,

студент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (РЭУ им. Г.В. Плеханова) E-mail: anthropophob@inbox.ru

Эйфир Маргарита Михайловна,

студент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (РЭУ им. Г.В. Плеханова) E-mail: eyfir2001@mail.ru

Цифровые технологии проникли во все сферы экономической жизни, не обошли стороной они и рынок труда. Внедрение цифровых технологий на рынке труда имеют свои как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, способствуют росту производительности труда, с другой, оказывают значительное воздействие на формирование рабочих мест и занятость населения. В статье освещаются результаты исследования влияния цифровой трансформации на профессиональную востребованность личности, дана характеристика цифровой трансформации современного российского общества, а также описан характер влияния цифровой трансформации на профессиональную востребованность молодых специалистов. Представлены результаты эмпирического исследования по изучению влияния цифровой трансформации на психологическое состояние человека, влияния стиля реагирования на изменения, и профессиональную востребованность личности. Результаты исследования могут быть использованы для проектирования стратегий развития человеческих ресурсов в организации, а также для корректировки отдельных задач и показателей, предусмотренных национальными проектами на период до 2030 года.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация, цифровые навыки, профессиональная востребованность, спрос на навыки и профессии.

Внимание отечественных и зарубежных ученых к перспективным проблемам развития рынка труда в последние годы вызвано объективными изменениями, происходящими в содержании труда, формах занятости, структуре спроса на навыки под влиянием технико-технологических факторов, прежде всего ускорения процессов цифровизации экономики и общества.

В условиях динамичной трансформации сферы труда для обеспечения социальной стабильности и роста благосостояния населения в рамках концепции инклюзивного экономического роста необходима разработка инновационных подходов к государственному управлению занятостью и человеческим развитием, в том числе профессиональным.

Исследования различных аспектов влияния цифровизации на глобальную и национальную экономику и рынок труда нашли в последние годы отражение в широком спектре научных публикаций отечественных и зарубежных авторов. Так, З.В. Басаев, Н.В. Алексеева и А.А. Сазонов рассматривают глобальные тенденции и процессы трансформации российской экономики [1,5].

Выявлению востребованных профессий посвящены работы А.Н. Русиной, О.В. Карпычевой, И.В. Филимоненко, И.С. Степусь и С.В. Шабаевой. В основном востребованные профессии и профессии будущего рассматриваются авторами локально с точки зрения территориального признака или конкретного наименования профессии [4].

Для того, чтобы определить, какое влияние цифровая трансформация оказывает на востребованность личности было проведено эмпирическое исследование.

Выборка исследования составила 56 испытуемых: 22 мужчин и 34 женщины в возрасте от 23 до 29 лет.

Эмпирическое исследование проводилось на базе теста «Стили реаги-

81

рования на изменения» Т.Ю. Базарова, М.П. Сычевой, опросника «Профессиональная востребованность личности» Е.В. Харитоновой, А.Б. Ясько и авторского опросника «Изучение влияния цифровой трансформации на психологическое состояние».

При получении данных тестирования, был проведен анализ стилей реагирования на изменения, а также подсчиты-вался общий уровень профессиональной востребованности личности.

Проведение теста и опроса осуществлялось on-line при помощи сервиса Google-Forms. Статистическая обработка полученных результатов осуществлялась в программе MS Ехсе1.

На первом этапе эмпирического исследования нами был проведен анализ авторского опросника «Изучение влияния цифровой трансформации на психологическое состояние».

Имеют представление о цифровой трансформации абсолютное большинство респондентов - 55,2%. На вопрос: «как часто Вы сталкиваетесь с цифровыми трансформациями в жизни 44,8% ответило «иногда», 37,9% - часто, 17,2% - редко. Примечательно, что не было отмечено ни одного респондента, не столкнувшегося с цифровыми трансформациями. Респонденты определяют цифровую трансформацию как понятие включающее в себя: изменение самого человека под влиянием технологий, внедрение технологий в различные сферы жизни человека, упрощение работы цифровых технологий, любые изменения, происходящие из-за технологического прогресса. 55,2% опрошенных утверждает, что они и их знакомые столкнулись с цифровыми трансформациями управленческих процессов.

Так же респонденты отметили (более 70%), что им приятна мысль о том, что цифровые технологии помогут оптимизировать рабочие/учебные процессы. Освоение цифровых технологий угнетает лишь 24,1%, более 65% относятся нейтрально, около 10% затрудняются ответить. Справляются с освоением цифровых технологий более 80% опрошенных, остальные затрудняются ответить.

Новые цифровые трансформации рабочего (учебного) процесса разочаровывают 27,6% опрошенных, 27,6% - затрудняются ответить, 44,8% - совершенно не разочарованы. 80% респондентов считают, что цифровые технологии способствуют развитию общества. Более половины опрошенных активно стараются разобраться и внедрить в рабочий (учебный) процесс новые цифровые технологии.

Цифровые трансформации негативно повлияли на здоровье 24,1% опрошенных, 58,6% не ощущают изменений, 17,2% затрудняются ответить. 41,4% опрошенных согласны с утверждением, что с утверждением, что цифровые технологии уменьшают вероятность ошибок в работе (учебе), 31% затрудняется ответить. Более 70% респондентов отмечают, что цифровые трансформации позволили снять с себя лишнюю рабочую (учебную) нагрузку, а также более 65% респондентов считают, что освоение цифровых технологий позволит им продвинуться по карьерной лестнице.

В ходе первичного анализа стилей реагирования молодых специалистов на изменения (Рисунок 1) было установлено, что для большинства опрошенных наиболее выражен консервативный стиль реагирования на ситуации изменений. Опрошенные предпочитают стабильность, при введение новых правил достаточно долго предпочитают придерживаться старых порядков и правил. Тем не менее стоит отметить, что согласно полученным данным молодые специалисты в равной степени так же предпочитают реактивный и реализующий стиль реагирования на изменения. Это проявляется в яркой, эмоциональной реакции на изменения, открытом сопротивлении, но в случае, если в изменениях проявляется объективная необходимость или личная выгода, то такие люди могут с готовностью принять такие перемены или стать их инициатором [2].

В ходе анализа профессиональной востребованности личности (Рисунок 2) было установлено, что для молодых специалистов характерны низкие по-

82

казатели по методике. При детальном рассмотрении шкал методики, у молодых специалистов отмечается ощущение неудовлетворённости своим профессиональным опытом, отсутствие дифференциации себя, как члена профессионального сообщества, неуверенность в возможности применения профессиональных навыков на практике, отсутствием уверенности в свободном вла-

дении умениями и навыками, которые могли бы помочь в профессиональной деятельности. Отмечается так же переживания по поводу возможного изменения профессионального статуса, сомнения в правильности выполнения осуществляемой деятельности, отсутствие уверенности в своей авторитетности, как профессионала, самоуважения в профессиональной деятельности.

Конрерытивнши Инновационные Реактивный Рчализуюцнп

Рис. 1. Стили реагирования на изменения

Рассматривая общий уровень самоуважения, стоит отметить, что для респондентов свойственно ощущать неудовлетворенность степенью реализации профессионального потенциала, недифференцированное представление о себе как представителе определенного профессионального сообщества. Они склонны болезненно переживать свою профессиональную невостребован-

ность, в том числе ненужность результатов своей деятельности для других, обесценивая при этом и свою профессиональную деятельность, и ее результаты. Для них характерно ожидание негативного отношения к себе как профессионалу со стороны других людей и негативное самоотношение, обусловленное незначимостью результатов их профессиональной деятельности для близких.

Рис. 2. Средние значения шкал методики «Профессиональной востребованности личности»

На втором этапе исследования респондентам была предложена авторская методика, состоящая из 21 вопроса. В ходе анализа полученных результатов стоит отметить, что респонденты

в целом позитивно относятся к цифровым трансформациям. Более половины опрошенных на вопрос «Я вполне справляюсь с освоением цифровых программ» ответили положительно. Так же

83

на вопросы методики «На мой взгляд, внедрение цифровых технологий в рабочее (учебное) пространство необходимо» и «Освоение цифровых технологий позволит мне продвинуться по карьерной лестнице» был получен положительный ответ.

В результате исследования было выявлено, что у некоторых опрошенных можно наблюдать тревожность, стрессовое состояние, состояние эмоционального выгорания и другие психоэмоциональные состояния, которые нуждаются в коррекции [2].

Длительное воздействие стресса, подвергает мозг повышенному воздействию уровня гормона кортизол. Это воздействие ослабляет иммунную систему, из-за чего становится легче заболеть.

Стресс может способствовать ухудшению симптомов психологического состояния. Знание того, какие ситуации вызывают это, является первым шагом к тому, чтобы справиться с этим очень распространенным опытом. На такие состояния сотрудников следует обращать внимание, так как это сказывается на эффективности работы. Для проработки таких состояний можно обратиться к методам оптимизации психического состояния [3].

Кроме этого, важно создать такое рабочее пространство, с хорошим социально-психологическим климатом, в котором сотрудники будут чувствовать себя комфортно и хорошо. [б] Здоровое рабочее место - это место, где сотрудники преуспевают в своих рабочих проектах и чувствуют себя удовлетворенными, оставаясь при этом физически и психически здоровыми. Они продуктивны и чувствуют поддержку, что приводит к сокращению прогулов, болезней, конфликтов и, в конечном итоге, текучести кадров.

Помимо этого, работодателю можно спланировать общественные мероприятия (тимбилдинги), направленные на снижение общественного напряжения и поднятия коллективного духа. Это мероприятие должно носить тренинговый характер и как можно больше отвлечь

сотрудников от монотонной и напряженной работы. [3]

Командообразующие мероприятия помогают компании улучшить свою культуру. Когда сотрудники общаются и сотрудничают, это повышает их производительность, помогает разрешать конфликты и повышает уважение друг к другу. Помимо перечисленных выше рекомендаций, важно учитывать рекомендации по борьбе с тревожностью. Чтобы понимать, как и когда нужно прибегнуть к коррекции уровню тревожности, нужно знать о её проявлениях, которые могут быть физическими, психическими и поведенческими.

Подводя итог исследованию, нами было проведено теоретическое исследование стилей реагирования на изменения, особенностей тревожности и профессиональной востребованности личности, а также проведено эмпирическое исследование особенностей влияния цифровой трансформации на профессиональную востребованность личности. Проведенный анализ позволил составить свод рекомендаций для улучшения психоэмоционального состояния работников в условиях цифровизации.

Литература

1. Алексеева Н.В., Сазонов А.А. Анализ степени влияния цифровой экономики на формирование основных трендов на рынке труда и социально-трудовых отношений в Российской федерации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. - 2019. -N0 2. - с. 28-36.

2. Пожарская Е.Л., Камнева Е.В., Мо-чалов Е.В., Елдин М.А. Профилактика «Эмоционального выгорания» как средство сохранения здоровья преподавателей. Теория и практика физической культуры. 2017. № 9. С. 51-53.

3. Пожарская Е.Л., Овсяник О.А., Бережная М.С., Васякин Б.С. Социально-психологический тренинг как метод современных здоровьесберегающих психотехнологий. Современный ученый. 2017. № 3. С. 81-84.

84

4. Килин А.Б. Шахтер - профессия будущего // Уголь. - 2019. - No 8(1121). -c. 28-32. - doi: 10.18796/0041-57902019-8-28-32.

5. Кулебаев К.Ю., Глотов Д.С. Какие профессии исчезнут в ближайшее время? // Вестник науки и образования. - 2020. - No 4-1(82). - c. 95-97.

6. Пожарская Е.Л., Шукшина Л.В., Де-бердеева Н.А. Межличностные отношения и социально-психологический климат в трудовом коллективе. Проблемы теории и практики управления. 2020. № 11. С. 216-225.

FEATURES OF THE IMPACT OF DIGITAL TRANSFORMATION ON THE PROFESSIONAL RELEVANCE OF THE INDIVIDUAL

Shukshina L.V., Pozharskaya E.L., Kogai I.A., Eyfir M.M.

Plekhanov Russian University of Economics (Moscow)

Digital technologies have penetrated into all spheres of economic life, and they have not bypassed the labor market. The introduction of digital technologies in the labor market has both positive and negative consequences. On the one hand, they contribute to the growth of labor productivity, on the other hand, they have a significant impact on the formation of jobs and employment of the population. The article highlights the results of the study of the impact of digital transformation on the professional relevance of the individual, describes the characteristics of the digital transformation of modern Russian society, and describes the nature of the impact of digital transformation on the professional relevance of young professionals. The results of an empirical study on the influence of digital transformation on the psychological state of a person, the influence of the style of responding to

changes, and the professional relevance of the individual are presented. The results of the study can be used to design strategies for the development of human resources in the organization, as well as to adjust individual tasks and indicators provided for by national projects for the period up to 2030.

Keywords: digitalization, digital transformation, digital skills, professional relevance, demand for skills and professions.

References

1. Alekseeva N.V., Sazonov A.A. Analysis of the degree of influence of the digital economy on the formation of the main trends in the labor market and social and labor relations in the Russian Federation. Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Economy. - 2019. - No 2. - c. 28-36.

2. Pozharskaya E.L., Kamneva E.V., Mochal-ov E.V., Eldin M.A. Prevention of "Emotional burnout" as a means of maintaining the health of teachers. Theory and practice of physical culture. 2017. No. 9. S. 51-53.

3. Pozharskaya E.L., Ovsyanik O.A., Berezhnaya M.S., Vasyakin B.S. So-cio-psychological training as a method of modern health-saving psychotechnologies. Modern scientist. 2017. No. 3. S. 81-84.

4. Kilin A.B. Miner - the profession of the future // Coal. - 2019. - No. 8 (1121). - c. 2832. - doi: 10.18796/0041-5790-2019-828-32.

5. Kulebaev K. Yu., Glotov D.S. What professions will disappear in the near future? // Bulletin of science and education. - 2020. -No 4-1(82). - c. 95-97.

6. Pozharskaya E.L., Shukshina L.V., De-berdeeva N.A. Interpersonal relations and socio-psychological climate in the workforce. Problems of theory and practice of management. 2020. No. 11. S. 216-225.

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.