Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
50
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МАССА ТЕЛА / КОСТНАЯ МАССА / МЫШЕЧНАЯ МАССА / МУЛЬТИФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВЕСЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тараканова Марина Евгеньевна, Халилова Лилия Ирековна, Склярова Ирина Вячеславовна

В статье ставится цель - провести исследования физического развития и функционального состояния организма студентов трех разно профильных медицинских вузов Санкт-Петербурга. Задачей является оценка показателей морфофункционального состояния студентов, занимающихся физической культурой. Для ее решения организуется педагогический эксперимент. Проведённые исследования, выявили, что во всех возрастах состав тела и в особенности масса ЖТ оказывает определенное влияние на основные показатели физического развития. При сравнении показателей у студенток трех медицинских вузов, отмечено, что жировой компонент преобладает у девушек старших курсов. Изучение бюджета времени студентов с помощью анкетирования показало, что количество времени, отводимого на занятия физической культурой, у всех респондентов (n = 180 чел.) является наиболее не стабильным и составляет 30-50 минут в день.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тараканова Марина Евгеньевна, Халилова Лилия Ирековна, Склярова Ирина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF THE PHYSICAL COMPONENT OF HEALTH MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS

The aim of the article is to conduct research on the physical development and functional state of the organism of students of three different profile medical universities in St. Petersburg. The task is to assess the indicators of the morphological and functional state of students involved in physical culture. To solve it, the pedagogical experiment is organized. Studies have shown that at all ages, body composition and, in particular, VT mass has definite effect on the main indicators of physical development. When comparing the indicators among female students of three medical universities, it was noted that the fat component prevails among older girls. The study of the students' time budget using a questionnaire showed that the amount of time allotted to physical culture classes for all respondents (n = 180 people) is the most unstable and amounts to 30-50 minutes a day.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ»

УДК 796.011.3

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

Марина Евгеньевна Тараканова, директор, Центр физической культуры и здоровья Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет; Лилия Ирековна Халилова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский

государственный педиатрический медицинский университет, Ирина Вячеславовна Склярова, кандидат химических наук, доцент, Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье ставится цель - провести исследования физического развития и функционального состояния организма студентов трех разно профильных медицинских вузов Санкт-Петербурга. Задачей является оценка показателей морфофункционального состояния студентов, занимающихся физической культурой. Для ее решения организуется педагогический эксперимент. Проведённые исследования, выявили, что во всех возрастах состав тела и в особенности масса ЖТ оказывает определенное влияние на основные показатели физического развития. При сравнении показателей у студенток трех медицинских вузов, отмечено, что жировой компонент преобладает у девушек старших курсов. Изучение бюджета времени студентов с помощью анкетирования показало, что количество времени, отводимого на занятия физической культурой, у всех респондентов (n = 180 чел.) является наиболее не стабильным и составляет 30-50 минут в день.

Ключевые слова: физическое развитие, масса тела, костная масса, мышечная масса, муль-тифункциональные весы, функциональное состояние.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p456-459

RESEARCH OF THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF THE PHYSICAL COMPONENT OF HEALTH MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS

Marina Evgenievna Tarakanova, the director, Center for Physical Culture and Health St. Petersburg State University of Chemical Pharmacy, Lilia Irekovna Khalilova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State Pediatric Medical University, Irina Vyacheslavovna Sklyarova, the candidate of chemical sciences, senior lecturer, North-West State I. I. Mechnikov Medical University, St. Petersburg

Abstract

The aim of the article is to conduct research on the physical development and functional state of the organism of students of three different profile medical universities in St. Petersburg. The task is to assess the indicators of the morphological and functional state of students involved in physical culture. To solve it, the pedagogical experiment is organized. Studies have shown that at all ages, body composition and, in particular, VT mass has definite effect on the main indicators of physical development. When comparing the indicators among female students of three medical universities, it was noted that the fat component prevails among older girls. The study of the students' time budget using a questionnaire showed that the amount of time allotted to physical culture classes for all respondents (n = 180 people) is the most unstable and amounts to 30-50 minutes a day.

Keywords: physical development, body weight, bone mass, muscle mass, multifunctional scales, functional state.

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье на 49-53% зависит от образа жизни человека, значит, можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья является привитие навыков здорового образа жизни [2, 3]. Образ жизни современной студенческой молодежи нельзя назвать здоровым. В настоящее время он характеризуется высокой распространенностью негативных стереотипов поведения и низкой' двигательной' активностью. Понятие «физи-

ческая составляющая здоровья» подразумевает под собой определенный уровень развития и роста всех органов и систем организма. На первый план, таким образом, выдвигаются такие составляющие здорового образа жизни, как сбалансированное питание, отказ от вредных привычек и регулярные физические упражнения. Следовательно, от того, как будут проводиться занятия по физическому воспитанию, зависит, будет ли это механическое выполнение тех или иных физических упражнений, или это будут специально разработанные комплексы упражнений, направленные на решение задач поддержания здоровья, формирование здорового образа жизни и т.д. [4].

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое исследование, антропометрия, тестирование, физиологические пробы и методы математической статистики. Для оценки уровня физического развития тестируемых использовались антропометрические методики. Исследовалась возрастная группа: студентки 17-22 лет в трех разнопрофильных медицинских вузах Санкт-Петербурга: СПбГУ (педиатрический), СПХФУ (химико-фармацевтический) и СЗГМУ им. Мечникова (общая и профилактическая медицина).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Измерения в данном исследовании проводились с помощью мультифункциональ-ных весов Dismac Smart Scale. Далее результаты обрабатывались в специальной программе и были найдены средние значения.

Педагогическое исследование состояло из нескольких этапов. На первом этапе исследования проводился изучение и обобщение литературы по изучаемой проблеме. Одновременно проводилось тестирование студентов с целью определения уровня физической подготовленности.

На втором этапе анализировали возрастную динамику состава тела студенток СПбГПМУ, СЗГМУ и СПХФУ. Результаты показали, что относительное количество общего жира сохраняется практически одинаковым у девушек от 17 до 22 лет и составляет 1920%. Жировая масса (ЖМ) служит энергетической субстанцией для организма, а также отвечает за репродуктивные функции и миелинизацию нервной ткани. Мышечная и костная масса практически не изменяется. На 1-м курсе масса тела и окружность грудной' клетки соответствуют росту. На 2-м и 3-м курсах отмечается тенденция к увеличению веса, а соответственно и окружности грудной' клетки.

В СПХФУ в выборке доля общего жира находится на одном уровне, а в 22 года достигает максимума равного 9,8%. Минимальное значение мышечной массы наблюдается в группе 17-19 л., а максимальное - у с 20 до 22 л. обследуемого контингента. Относительно костной и мышечной массы изменений нет. Мышечная масса (ММ) - это часть обезжиренной массы, которая состоит из мышц и рассматривается в качестве важного показателя общей физической силы [2]. ММ зависит от уровня физической подготовки и диеты, которой придерживается человек. Статистически достоверная разница в ММ (P<0.05) наблюдается у девушек педиатрического университета. Изменений относительной костной массы (КМ) нет во всех группах. В СЗГМУ им. Мечникова тщательно исследовался основной обмен (ОсО) студентов с повышенной массой тела Индекс массы тела (ИМТ) которых превышал величину 25, что соответствует стадия предожирения. Количе -ство таких испытуемых составило 25 девушек и 9 мужчин (из 143) [1].

На 3 этапе исследовали функциональное состояние студенток, с помощью функциональных проб Руфье, Штанге и Ромберга. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у студенток исследуемых медицинских вузов функциональное состояние практически одинаковое и оценивается как удовлетворительное.

По результатам первичного тестирования, проведенного в начале осеннего семестра 2020 учебного года, было установлено, что у студенток СПбГПМУ, СЗГМУ и СПХФУ антропометрические показатели: окружность груди, талии и бедер, а также индекс массы тела до начала проведения эксперимента находились на одном уровне. Анализ результатов состояния физического развития показал, что средняя масса тела девушек 1-3 курса не превышает нормативных, что является характерным для данного возраста. У 4% испытуемых выявлен избыточный вес. По окончании эксперимента (весенний семестр 2021 года) установлено, что показатели индекса массы тела девушек изменились, т. е. масса тела уменьшилась. В результате занятий физической культурой в рамках программы, предусмотренной Федеральным Государственным Стандартом, у 3,0% студенток показатели массы тела уменьшились до нормальных значений.

Для выявления наиболее значимых мотивов к занятиям девушек физической культурой, было проведено анкетирование, причём различия между ответами студенток трех вузов были очень небольшие. Среди опрашиваемых заметное число студенток (15,0%) ранее практически не занимались каким-либо видом физкультурной деятельности и только, достигнув данного возрастного периода, осознали ее необходимость, тогда как 25,0% респондентов занимались ранее регулярно, систематически. Значимыми по численности респондентов определены группы, занимающиеся нерегулярно (35,0%) и с перерывами по объективным причинам (25,0%).

ВЫВОДЫ

Проведённые исследования, выявили, что во всех возрастах состав тела и в особенности масса ЖТ оказывает определенное влияние на основные показатели физического развития. При сравнении показателей у студенток СПбГПМУ, СЗГМУ им. Мечникова и СПХФУ, отмечено, жировой компонент преобладает у девушек старших курсов. Изучение бюджета времени студентов с помощью анкетирования показало, что количество времени, отводимого на занятия физической культурой, у всех респондентов (n = 180 чел.) является наиболее не стабильным и составляет 30-50 минут в день.

ЛИТЕРАТУРА

1. Склярова И.В. Роль общего обмена в развитии, регуляции активности человека/ И.В Склярова, Р.О. Шалыгин // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Санкт-Петербург, 2017. - С. 428-433.

2. Халилова Л.И. Сравнительная характеристика физического развития и физической под-подавленности студентов вузов / Л.И. Халилова, К.М. Комиссарчик // Научные труды СевероЗападного института управления РАНХиГС. - 2018. - Т.9, № 3 (35). - С. 238-240.

3. Чистяков В.А. Мониторинг физического состояния студента/ В.А Чистяков, О.Е. Пискун, В.Л. Веретенников // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2010. -Т. 5, № 1. - С. 252- 256.

4. Основы культуры здоровья студентов : учебное пособие / Д.Н. Давиденко, В.Г. Соколов, В.С. Степанов, В.А. Чистяков. - Йошкар-Ола : Марийский гос. техн. ун-т, 2009. - 145 с.

REFERENCES

1. Sklyarova, I.V. and Shalygin, R.O. (2017), "The role of general exchange in development, regulation of human activity ", Strategic directions of reforming the university system of physical culture: collection of scientific papers of the All-Russian scientific-practical conference with international participation, St. Petersburg, pp. 428-433.

2. Khalilova, L.I. snf Komissarchik, K.M., (2018), "Comparative characteristics of physical development and physical preparedness of students of higher education institutions", Scientific works of the North-West Institute of Management of RANEPA, Vol. 9, No. 3 (35), pp.238-240.

3. Chistyakov, V.A., Piskun, OE. and Veretennikov, V.L. (2010), "Monitoring of the student's physical condition", Health is the basis of human potential: problems and ways to solve them, Vol. 5,

No.1, pp. 252-256.

4. Davidenko D.N., Sokolov V.G., Stepanov V.S. and Chistyakov, V.A. (2009), Fundamentals of student health culture : textbook, Mary-El State technical university, Yoshkar-Ola.

Контактная информация: irekovnal@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.11.2021

УДК 796.894

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТАРТОВЫХ ПОЛОЖЕНИЙ С РАСПОЛОЖЕНИЕМ СТОП СПОСОБОМ «НОЖНИЦЫ» ИЛИ «РАЗНОЖКА» В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ АТЛЕТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ СТОЯ

Константин Григорьевич Терзи, кандидат педагогических наук, доцент, Московская государственная академия физической культуры, п. Малаховка

Аннотация

В настоящее время техника выполнения атлетических упражнений которые используются для проведения оздоровительных и рекреационных занятий практически не изучена. Целью исследования являлось определение рационального расположения стоп при выполнении атлетических упражнений стоя. Предполагалось, что расстановка стоп способом «ножницы» придаст атлету более устойчивое положение, по сравнению со способом «разножка». Автоэксперимент проводился в тренажерном зале МГАФК. В результате проведенного исследования оказалось, что даже меньшая площадь опоры в положении «ножницы», дает более устойчивое положение во время выполнения атлетических упражнений стоя.

Ключевые слова: атлетические, упражнения, с отягощениями, техника выполнения, стартовое, исходное, положение, расположение стоп, «ножницы», «разножка», оздоровительные, рекреационные, занятия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p459-463

COMPARATIVE ANALYSIS OF STARTING POSITIONS WITH FEET PLACEMENT BY THE "SCISSORS" OR "SPLIT" METHODS WHEN PERFORMING ATHLETIC

STANDING EXERCISES Konstantin Grigoryevich Terzi, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow State Academy of Physical Education, Malakhovka

Abstract

Nowadays, the technique of performing athletic exercises, which are used for health-improving and recreational activities, is not studied properly. The aim of the study was to determine the optimal position of the feet when performing athletic exercises while standing. It was assumed that placing the feet using the "scissors" method would give the athlete a more stable position compared to the "split" method. The auto experiment was carried out in the gym of Moscow State Academy of Physical Education. As a result of the study, it turned out that even a smaller support area in the "scissors" position gives a more stable position during the performance of athletic exercises while standing.

Keywords: athletic, exercises, with weights, exercise technique, starting, initial, position, feet position, "scissors", "splitting", health-improving, recreational, classes.

ВВЕДЕНИЕ

В ходе проведения атлетических занятий занимающихся обучают выполнять упражнения с отягощениями стоя. Выполнение любого упражнения начинается с предварительных или подготовительных действий в течение которых занимающийся принимает стартовое (исходное) положение и сохраняет его до окончания его выполнения [1-5]. Чаще всего это положение принимается с расположением стоп способом «разножка», когда они расставлены в стороны на ширине плеч. Однако, при выполнении упражнений стоя, таких как сгибание-разгибание предплечий, разгибание-сгибание предплечий и т.п. на мой взгляд, наиболее рациональным является использование расположение стоп спосо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.