Научная статья на тему 'Исследование уровня агрессивности студентов разных поколений'

Исследование уровня агрессивности студентов разных поколений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
966
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНОСТЬ / ВРАЖДЕБНОСТЬ / КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ / РАЗДРАЖЕНИЕ / НЕГАТИВИЗМ / ОБИДА / ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ / ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ / ЧУВСТВО ВИНЫ / AGGRESSION / AGGRESSIVENESS / HOSTILITY / INDIRECT AGGRESSION ANGER / RESENTMENT / SUSPICION / VERBAL AGGRESSION / GUILT / NEGATIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тарасян М.Г., Неуймина И.В.

Проведено исследование уровня агрессивности у студентов УрГУПС, разных поколений. Рассмотрена концепция агрессивности А. Басса и А. Дарки, которая позволила изучить агрессивные и враждебные реакции. В исследовании участвовало 600 студентов первого и второго курса УрГУПС разных годов. В ходе проведения исследования, была использована методика диагностики агрессивности Басса Дарки. Основной вывод проведенного исследования за 10 лет произошли изменения в формах выражения агрессивности студентов, а именно агрессивность переросла во внутреннюю враждебность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тарасян М.Г., Неуймина И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование уровня агрессивности студентов разных поколений»

УДК 37.032.2, 159.9.072.432

Тарасян М.Г. Неуймина И.В.1 ©

1ФГОУ ВПО УрГУПС - Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет путей

сообщения»

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ

ПОКОЛЕНИЙ

Аннотация

Проведено исследование уровня агрессивности у студентов УрГУПС, разных поколений. Рассмотрена концепция агрессивности А. Басса и А. Дарки, которая позволила изучить агрессивные и враждебные реакции. В исследовании участвовало 600 студентов первого и второго курса УрГУПС разных годов. В ходе проведения исследования, была использована методика диагностики агрессивности Басса - Дарки. Основной вывод проведенного исследования - за 10 лет произошли изменения в формах выражения агрессивности студентов, а именно агрессивность переросла во внутреннюю враждебность.

Ключевые слова: агрессия, агрессивность, враждебность, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины.

Keywords: aggression, aggressiveness, hostility, indirect aggression anger, negativity, resentment, suspicion, verbal aggression, guilt.

Введение.

Одной из основных проблем современного общества является высокий уровень агрессивности и насилия. В последнее время мы наблюдаем рост агрессии по всему миру. Практически ежедневно средства массовой информации сообщают об очередном теракте или бомбардировке. Постоянно, то здесь, то там вспыхивают локальные конфликты. Создается впечатление, что наш мир стоит на пороге глобальной катастрофы. В связи с этим особое значение приобретают исследования, связанные с агрессивностью в обществе.

Феномен агрессии в свое время исследовали гуманисты-психологи К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл, необихевиористы А. Бандура и Дж. Доллард, внес свой вклад и Э. Фромм, также А. Басс, К. Лоренц и т. д. Из отечественных ученых, так или иначе затронувших в своих научных работах проблему агрессии, можно выделить А. А. Реана, Т. Г. Румянцеву. Т. Н. Курбатову и множество других.

Мы в своем исследовании опираемся на концепцию агрессивности А.Басса и А. Дарки (1957 г.). Данная концепция позволяет изучить агрессивные и враждебные реакции.

Агрессивность (готовность к агрессивному поведению) есть относительно устойчивая черта личности, прижизненно приобретаемое качество в виде реакции человека в ответ на постоянное ущемление жизненно важных для него интересов и хроническое неудовлетворение его основных потребностей по вине других людей или как следствие научения и подражания другим людям.

Агрессия понимается как мотивированное разрушительное поведение,

противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее людям физический ущерб или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.). Движущим фактором

© Тарасян М.Г. Неуймина И.В., 2015 г.

агрессивной реакции является гнев. Гневом обусловлена и другая склонность -враждебность. В психологическом плане агрессия и враждебность различаются: с одной стороны - личность с сильно закрепленными агрессивными навыками, реагирующая агрессивно как бы автоматически; с другой - личность, которая контролирует себя, но является недоверчивой, подозрительной, враждебно настроенной к окружающим [1,2].

Агрессивность имеет количественную и качественную характеристики. Она имеет различную степень выраженности: у кого-то она почти полностью отсутствует, а у кого-то она развита до предела. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Ее отсутствие приводит к ведомости, пассивности, комфортности и т.д. Чрезмерное ее развитие определяет весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательное сотрудничество и т.д.

Объект исследования: индивидуально-психологические особенности личности

студентов УрГУПС

Предмет исследования: агрессивность студентов УрГУПС поколений миллениума (1998 - 2004 г) и современного (2014-2015 г. г)

Цель исследования: выявить различия в уровне агрессивности, враждебности и проявления различных форм агрессии.

В исследовании участвовало 600 студентов первого и второго курса УрГУПС разных годов. В ходе проведения исследования, была использована методика диагностики агрессивности Басса - Дарки.

Исследование было проведено в два этапа.

1. На первом этапе было опрошено 400 студентов первого курса 1998 - 2004 гг.

2. На втором этапе было опрошено 200 студентов первого и второго курса 2014 - 2015 гг.

Для определения уровня агрессивности использовался опросник Басса-Дарки.[1,2]. Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый дает ответ "да" или "нет". По числу совпадений ответов респондентов с ключом оценивается общий индекс агрессивности, общий индекс враждебности, а также показатели субшкал - форм агрессивных и враждебных реакций. Авторы выделяют следующие виды реакций: Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица. Этим термином охватывается любая драка, исключается лишь уничтожение неодушевленных предметов.

Косвенная агрессия - агрессия, которая окольным путем направлена на другое лицо (злобные сплетни и шутки), и агрессия, которая ни на кого не направлена (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.п.). Эти взрывы характеризуются не направленностью и неупорядоченностью.

Раздражение (склонность к раздражению) - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивости, резкости, грубости, брюзжания, обидчивости).

Негативизм - оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против закона и установившихся обычаев.

Обида - зависть и ненависть к окружающим. Ее можно определить как чувства горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Вербальная (словесная) агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань, тенденциозная критическая позиция).

Чувство вины - выражает возможное убеждение человека в том, что он плохой, поступает зло, а также наличие у него угрызений совести.

Результаты исследования.

Для выявления значимых статистический различий между студентами использовался t-критерий Стьюдента (между двумя независимыми выборками). Анализ данных производился в среде Excel c помощью пакета анализа данных, использовался двухвыборочный t-тест с различными дисперсиями). Результаты исследования представлены в таблице 1 и на рисунке 1.

Таблица 1

Результаты исследования агрессивности студентов разных поколений

Шкалы Средние значения t - статистика t- критерий

1998 - 2004 гг. 2014 - 2015 гг.

Вербальная агрессия 10,8 7,73 9,73* 1,96

Физическая агрессия 7,56 6,18 4,9* 1,96

Склонность к раздражению 6,85 5,93 3,27* 1,96

Чувство вины 6,75 6,17 2,35* 1,96

Негативизм 3,43 2,89 3,38* 1,96

Обида 3,47 4 -2,46* 1,96

Подозрительность 4,7 5,27 -2,32* 1,96

Косвенная агрессия 4,58 5,65 -4,33* 1,96

Индекс агрессивности 22,91 19,57 5,08* 1,96

Индекс враждебности 8,16 9,27 -2,84* 1,96

* различия статистически достоверны

Рис. 1 - Результаты сравнения агрессивности студентов разных поколений

Рис. 2 - Результаты сравнения общих индексов агрессивности и враждебности

Анализ средних значений позволил нам выявить следующие различия между студентами 1998 - 2004 гг. и студентами 2014 - 2015 гг. Так, было установлено, что вербальная агрессия, физическая агрессия, склонность к раздражению, чувство вины и негативизм больше проявлялись среди студентов предыдущего поколения. А у студентов 2014 - 2015 гг. более ярко выражена обида, подозрительность и косвенная агрессия. Так же общий индекс агрессивности выше у предыдущего поколения, а уровень враждебности выше у нынешнего поколения.

Выводы:

В результате можно сделать вывод, что за 10 лет произошли изменения в формах выражения агрессивности. Если раньше агрессивность проявлялась более открыто, через физическую, вербальную агрессию и негативизм, то сейчас агрессивность проявляется в виде косвенной агрессии, обиды и подозрительности. Таким образом, можно сказать, что агрессивность, которая раньше выплескивалась наружу, перешла во внутреннюю враждебность. Связано это скорее всего с изменением общественно-политической ситуации, во времена миллениума обстановка в обществе была более напряженная, больше было внешних форм проявления агрессии. За прошедшие 10-15 лет ситуация стабилизировалась, стало больше порядка и законности, агрессивность приобрела другие формы.

Литература

1. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности/Психол. журн.- 1966.-Т.17.-№5.-С3-18.

2. Черны В., Кларк Т. Компендиум психодиагностических методов. - Братислава, 1988.-Т.2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.