Научная статья на тему 'Исследование ценностных ориентации и отношения к здоровью студентов педагогического вуза'

Исследование ценностных ориентации и отношения к здоровью студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1134
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ОТНОШЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / VALUE ORIENTATIONS / HEALTHY LIFE-STYLE / PROFESSIONAL ORIENTATION / VALUE-SENSE ATTITUDE / PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Степаненкова Лариса Михайловна

В статье рассматривается проблема здоровьесбережения, ценностных ориентаций и формирования ценностного отношения студентов к здоровью в ходе образовательного процесса в педагогическом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of saving health, of value orientations and of forming the students attitude to health during the educational process in the pedagogic university is considered in the article.

Текст научной работы на тему «Исследование ценностных ориентации и отношения к здоровью студентов педагогического вуза»

УДК 378

Л.М. Степаненкова ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ И ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье рассматривается проблема здоровьесбережения, ценностных ориентаций и формирования ценностного отношения студентов к здоровью в ходе образовательного процесса в педагогическом вузе.

Ключевые слова: ценностные ориентации, здоровый образ жизни, профессиональная направленность, ценностно-смысловое отношение, физическая культура.

Определение ценностных ориентаций личности лежит в основе формирования ценностного отношения к чему-либо. Для определения ценностных ориентаций личности необходимо выстроить так называемую «пирамиду ценностей», основу которой образуют самые важные из них. Если данный объект не входит в основу ценностей данной личности, то с помощью психолого-педагогических воздействий и приемов нужно попытаться ввести его в число жизненно важных ценностей, а затем уже формировать ценностное отношение к данному объекту. Исходя из этого, прежде чем формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни у студентов педагогического вуза, были проведены исследования по выявлению ценностных ориентаций. Ценностные ориентации личности определяют её жизненный смысл. «Ценностные ориентации - это относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности. В ценностных ориентациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека» [7], определяющий его взаимоотношения с другими людьми, преобразования личности, в том числе и по отношению к самому себе, являющий существо образа жизни индивида. В этом определении, на наш взгляд, наиболее полно отражено содержание ценностных ориентаций человека, их динамичный характер, их функции и значение в жизни человека, в развитии его личности. Существует иное определение: «ценностные ориентации - интегральное (информативно-эмоционально-волевое) свойство и состояние готовности личности к тому, чтобы сознательно определить и оценить свое местоположение во времени и пространстве природной и со-

циальной среды, избрать стиль поведения и направление деятельности, основываясь на личном опыте и в соответствии с конкретными условиями постоянно меняющейся ситуации» [5]. В этом определении отмечается важнейшая роль ценностных ориентаций человека в качестве одного из регуляторов его поведения и деятельности.

Рост интереса к измерению ценностей и ценностных ориентаций наметился с начала 1960-х годов и был связан с консультированием по вопросам образования и выбора профессии, прогнозированием социального поведения индивидов [1]. В некоторых странах, прежде всего в США, подобные исследования стали неотъемлемой частью жизни общества. Среди известных тестов для диагностики различных аспектов направленности личности - методика словацкого психолога Т. Та-рочковой «Жизненные цели», тест американских авторов Д. Сьюпера и Д. Невил «Шкала ценностей», методика М. Рокича «Изучение ценностей человека», опросник Олпорта-Верона-Линдсея и др. Проблеме формирования ценностных ориентаций посвятили свои исследования В.Т. Асеев [2], А.Н Леонтьев [4], Л.С. Выготский [3] и др.

Остановимся на проблеме формирования ценностных ориентаций студентов. Студент педагогического вуза, будущий учитель - человек с частично сформировавшимся мировоззрением и отношением к окружающей действительности, с формирующейся индивидуальной системой ценностей, выстроенной в определённой иерархической зависимости. Студенчество является особой социальной группой нашего общества, процесс подготовки которой к профессиональному квалификационному труду стал видом сложной, напряженной деятельности, объективно необходимой обществу.

В период обучения в высших учебных заведениях раскрываются способности и задатки студентов; происходит наиболее активное развитие

© Л.М. Степаненкова, 2010

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010

323

нравственных и эстетических качеств, становление и стабилизация характера, интересов; развиваются сенсорно-перцептивные, мнемические и психомоторные функции; наблюдаются наибольшая пластичность и переключаемость в образовании навыков; в основном завершается соматическое и достигает оптимума психофизическое развитие.

Это определяет, с одной стороны, наличие высоких потенциальных возможностей студентов, а с другой - необходимость максимальной реализации этих возможностей в процессе обучения. Каким специалистом станет студент, зависит не только от того, как он учится, но и от всей целостности его бытия, уровня сформированности ценностных ориентаций. Образ жизни - это социальное лицо студента. Любые высоконравственные принципы, самые современные знания останутся мертвым грузом, если они не реализуются в образе жизни человека, его интегральной характеристике личности. Студенческому возрасту свойственна некоторая дисгармония. Желания и стремления у молодых людей развиваются раньше, чем воля и сила характера. Им не хватает социальной зрелости.

Наиболее важными чертами студенческого возраста являются: самопознание, самоутверждение, самостоятельность, самоопределение, максимализм, коллективизм, самовоспитание.

Таким образом, студенческий возраст - заключительный этап поступательного возрастного развития психологических возможностей организма.

С этой точки зрения, нам интересно было определить особенности ценностных ориентаций студентов педагогического вуза, учитывая степень сформированности иерархической структуры ценностных ориентаций и направленность личности. Для изучения особенностей системы ценностных ориентаций личности студентов была использована методика М. Рокича в адаптации А.А. Гоштаутаса, А.А.Семенова, В.А. Ядова. Методика определения ценностных ориентаций заключается в перечислении 18 основных ценностей жизни, актуальных для современного человека. В зависимости от балльного значения каждой ценности они распределяются по шкале значимости в иерархической структуре ценностных ориентации личности. Ценности, составляющие вершину этой структуры, определяют основную ориентацию на те или иные цели деятельности. Ценности, расположенные в нижней части иерархической пирамиды, показывают незначимость

целей для данного человека. Ценности, сгруппированные в середине структуры, малоинформативные, для них характерно изменение своего рангового места в зависимости от образа жизни и условий жизнедеятельности [8].

Согласно результатам исследований 2000 года, приведенных Н.В. Предтеченской в статье «Социальные факторы и здоровье студентов», в шкале ценностных приоритетов у студентов Карельского государственного педагогического университета «здоровье» занимает лишь третье место, тогда как школьники и студенты г. Йоэнсуу (Финляндия) его ставили на почетное первое место, имея при этом значительно лучшие показатели здоровья по всем параметрам» [6].

Изучение ценностных ориентации студентов проводилось нами на базе Карельского государственного педагогического университета в 2008 году. Нами было обследовано 90 студентов первого курса по методике Рокича-Ядова. Полученные данные были изучены и обработаны с помощью статистических и математических методов исследования. В результате исследований ценностных ориентаций студентов Карельского государственного педагогического университета иерархия ценностей выстроилась следующим образом: 1) «материально обеспеченная жизнь»; 2) «наличие хороших и верных друзей»; 3) «здоровье»; 4) «уверенность в себе»; 5) «счастливая семейная жизнь»; 6) «активная деятельная жизнь»; 7) «любовь»; 8) «интересная работа»; «равенство»; 9) «свобода как независимость в суждениях и поступках»; 10) «жизненная мудрость»; 11) «развитие»; 12) «продуктивная жизнь»; 13) «общественное признание»; 14) «познание»; 15) «развлечения»; 16) «творчество»; 17) «счастье других»; 18) «красота природы и искусства». Анализ данного исследования ценностных ориентаций студентов показывает, что в иерархии ценностей студентов такая ценность, как «здоровье», явно не доминирует, хотя и входит в иерархическое ядро ценностей у большинства респондентов. В системе терминальных ценностей студентов наиболее высокий ранг значимости занимают «материально обеспеченная жизнь», «наличие хороших и верных друзей», «здоровье», «уверенность в себе». Такие ценности, как «красота природы и искусства», «счастье других», «творчество, развлечения», «познание», «общественное признание», занимают в иерархии ценностей последние места.

324

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010

Для определения теоретической здоровьесберегающей компетентности исследуемой аудитории мы предложили студентам перечислить компоненты здорового образа жизни. В результате выяснилось, что студенты первых курсов в основном обладают поверхностными знаниями в данной области. Так, студентами были обозначены следующие компоненты ЗОЖ: отказ от курения (100%), занятия физической культурой (87%), отказ от употребления алкоголя (75%), рациональное питание (73%), гигиена организма (68%), закаливание (56%), отказ от употребления наркотических веществ (48%), соблюдение режима дня (43%), эмоциональное и психическое равновесие (12%). Никто из респондентов не отметил компоненты, связанные с окружающей средой, с экологией, иногда студенты указывали компонент - отказ от вредных привычек, не конкретизируя - от каких.

На основе научной литературы и собственных научных исследований нами были определены критерии, характеризующие различные уровни сформированности навыка здорового образа жизни студентов. Комплексная оценка сформи-рованности навыка здорового образа жизни определялась по шести показателям: двигательная активность, наличие вредных привычек, правильность и полноценность питания, закаливание, гигиена режима дня, самообразование в области здо-ровьесбережения, умение противостоять стрессам. Сумма оценочных показателей, равная 716 баллам, характеризует низкий уровень сформи-рованности навыка здорового образа жизни, 1727 баллам - средний, 28-35 баллам - высокий уровень. Было выявлено следующее соотношение контингентов с разными уровнями сформированно-сти навыка здорового образа жизни: низкий уровень - 31,8%, средний - 46,4%, высокий - 21,8%.

Анализ результатов данного анкетирования позволил условно определить три группы студентов по уровню здоровьесберегающих знаний.

К высокому уровню сформированное™ здоровьесберегающей ответственности мы отнесли студентов с достаточными знаниями в области здорового образа жизни, пониманием его сущности и применением на практике. Данный уровень характеризуется интересом к вопросам укрепления и сохранения здоровья, наличием устойчивых мотивов.

Студенты со средним уровнем характеризуются воспроизведением знаний о здоровье и здо-

ровом образе жизни, но на практике опыт самостоятельной здоровьесберегающей деятельности невелик.

Группа студентов с низким уровнем отмечается поверхностными знаний о здоровом образе жизни. У студентов отсутствует интерес, желание и устойчивые мотивы к занятиям физической культурой, имеется наличие вредных привычек, нет рационального питания.

Опираясь на результаты, можно отметить, что уровень ценностно-смыслового отношения к здоровью нельзя назвать удовлетворительным.

Предпосылками необходимости формирования у студентов ценностно-смыслового отношения к здоровому образу жизни в процессе их профессиональной подготовки являются:

- отсутствие у студентов бережного отношения к своему здоровью;

- отсутствие необходимости, потребности, долга перед самим собой следить за своим здоровьем;

- отсутствие привычки вести здоровый образ жизни;

- недостаточная база знаний о психическом и физическом здоровье, о здоровом образе жизни, о формах и методах укрепления и сохранения здоровья, о правилах ведения здорового образа жизни;

- несформированность умений использовать знания о здоровье на практике, решать оздоровительные задачи, вести здоровый образ жизни, отсутствие опыта ведения здорового образа жизни;

- невысокий рейтинг здоровья в системе ценностных ориентаций.

На сегодняшний день личностно ориентированная парадигма воспитания нашла свое концептуально-правовое выражение в ряде долгосрочных программных документов: Национальной доктрине образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Федеральной программе развития образования, где одной из задач воспитания является задача формирования здорового образа жизни подрастающего поколения. Ценность здоровья рассматривается государством как ключевая, поскольку здоровье нации в целом зависит от здоровья каждого ее гражданина и является условием не только развития и роста, но и выживания общества. Поэтому на сегодняшний день актуальной является разработка комплексной вузовской программы «Образование и ЗОЖ», которая позволила бы решать задачи создания условий, способствую-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010

325

щих сохранению и укреплению здоровья в вузах; внедрения методологии, принципов и методов здоровьесберегающего образования, программно-технических средств по мониторингу, формированию, развитию и сохранению здоровья студентов вузов; осуществления медико-физиологического, социологического и психолого-педаго-гического контроля над состоянием здоровья субъектов образовательного процесса, за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения по вопросам сохранения здоровья обучающихся.

В заключение отметим, что конкретные характеристики и закономерности процесса формирования системы ценностных ориентаций личности определяются действием различных внутренних и внешних факторов: уровнем развития когнитивной и деятельностной сферы, особенностями социальной среды, характером и формой психологического воздействия. Указанные действующие факторы, которые могут быть общими или различными для каждого отдельного человека, составляют в совокупности фон, на котором реализуется та или иная деятельность. При этом описанные факторы оказывают влияние как непосредственно на особенности системы цен-

ностных ориентаций, так и на характер формирующих ее процессов, воздействуя на выбор механизмов их реализации.

Библиографический список

1. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1, 2. - М., 1982.

2. АсеевВ.П. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1976. - 181 с.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

5. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Педагогика, 1987. - 240 с.

6. Физическое и психическое здоровье молодежи Северо-Запада: Материалы международной научно-практической конференции 28-30 марта 2003 года / Под. ред. Н.В. Предтеченской. - Петрозаводск, 2003. - 256 с.

7. Человек и его работа. Социологическое исследование / Под ред. А.Г. Здравомыслова. - М., 1967. - 56 с.

8. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - Самара, 1995. - 330 с.

УДК 37.091.3

О.Н. Хмельницкая ПРИМЕНЕНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ИГР В ФОРТЕПИАННОМ ОБУЧЕНИИ КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО УСИЛЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ

В статье рассматривается проблема усиления учебной мотивации учащихся на фортепианных занятиях. Одним из путей ее решения является введение соревновательных игр в образовательный процесс.

Ключевые слова: учебная мотивация, соревновательные игры, формирование мотивации, мелкогрупповые занятия, взаимодействие учащихся.

Одной из наибольших трудностей в обучении пианистов, которую необходимо преодолеть педагогу, является недостаточное желание учащихся1 заниматься. Это объясняется многими причинами. Не вдаваясь в подробности вопроса, мы укажем самые, на наш взгляд, очевидные. Занятия по фортепиано являются трудоемким процессом, требующим проявлений трудолюбия, усидчивости, вдумчивости, желания играть. Не все учащиеся облада-

ют такими качествами, не все готовы тратить много времени и энергии на обучение фортепианной игре. Кроме того, современные учащиеся находятся в совершенно иной социокультурной ситуации, чем учащиеся прошлых лет. За сравнительно небольшой период времени произошло качественное изменение окружающей нас действительности, ускорение темпа жизни, повсеместное внедрение компьютерных технологий. Благодаря Интернету появились огромные возмож-

326

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010

© О.Н. Хмельницкая, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.