Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ У ДЕТЕЙ-СИРОТ В КОНТЕКСТЕ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ У ДЕТЕЙ-СИРОТ В КОНТЕКСТЕ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
89
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Капустина Е. Ю., Макеева И. А.

В статье обосновывается идея о влиянии ценностного отношения к себе у детей-сирот на успешность их гражданского становления. Исследование проводилось с использованием комплекса социологических и психодиагностических методов, методов самооценки, ранжирования, контент-анализа, наблюдения, праксиологических ситуаций. Доказано, что в отличие от подростков контрольной группы воспитанники экспериментальной группы имеют значительные положительные изменения в развитии ценностного отношения к себе и осознают важность гражданской активности по всем выявленным в ходе эксперимента критериям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ON ORPHANS’ SELF-WORTH IN THE CONTEXT OF THEIR CIVIC EDUCATION

The article considers how orphans value themselves, analyses the impact of the orphans' self-worth on the success of their civic formation. The authors applied a set of sociological and psychodiagnostic methods; methods of self-assessment, ranking, content analysis, observation, praxiological situations. It has been proved that unlike children in the control group, children in the experimental group have significant positive changes in the development of their self-worth and realize the importance of civic engagement according to the criteria identified during the experiment.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ У ДЕТЕЙ-СИРОТ В КОНТЕКСТЕ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

Вестник Череповецкого государственного университета. 2022. № 1 (106). С. 165-176. Cherepovets State University Bulletin, 2022, no. 1 (106), pp. 165-176.

Научная статья УДК 376.64

https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-1-106-14

Исследование ценностного отношения к себе у детей-сирот в контексте гражданского воспитания

Елена Юрьевна Капустина1^, Ирина Александровна Макеева2

'Череповецкий государственный университет, Череповец, Россия, 1m_ey@mail.ruH, https://orcid.org/0000-0003-0467-7505 2Вологодский государственный университет,

Вологда, Россия,

2Irinadarina4@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-8301-7179

Аннотация. В статье обосновывается идея о влиянии ценностного отношения к себе у детей-сирот на успешность их гражданского становления. Исследование проводилось с использованием комплекса социологических и психодиагностических методов, методов самооценки, ранжирования, контент-анализа, наблюдения, праксиологических ситуаций.

Доказано, что в отличие от подростков контрольной группы воспитанники экспериментальной группы имеют значительные положительные изменения в развитии ценностного отношения к себе и осознают важность гражданской активности по всем выявленным в ходе эксперимента критериям.

Ключевые слова: дети-сироты, ценностное отношение к себе, гражданственность, гражданское воспитание

Для цитирования: Капустина Е. Ю., Макеева И. А. Исследование ценностного отношения к себе у детей-сирот в контексте гражданского воспитания // Вестник Череповецкого государственного университета. 2022. № 1 (106). С. 165-176. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-1-106-14.

Research on orphans' self-worth in the context of their civic education

Elena Iu. Kapustina1EI, Irina A. Makeeva2

*Cherepovets State University, Cherepovets, Russia, 1m_ey@mail.ruH, https://orcid.org/0000-0003-0467-7505

2Vologda State University, Vologda, Russia,

2Irinadarina4@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-8301-7179

Abstract. The article considers how orphans value themselves, analyses the impact of the orphans' self-worth on the success of their civic formation. The authors applied a set of sociological

© Капустина Е. Ю., Макеева И. А., 2022

and psychodiagnostic methods; methods of self-assessment, ranking, content analysis, observation, praxiological situations.

It has been proved that unlike children in the control group, children in the experimental group have significant positive changes in the development of their self-worth and realize the importance of civic engagement according to the criteria identified during the experiment.

Keywords: orphans, self-worth, citizenship, civic education

For citation: Kapustina E. Iu., Makeeva I. A. Research on orphans' self-worth in the context of their civic education. Cherepovets State University Bulletin, 2022, no. 1 (106), pp. 165-176. (In Russ.). https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-1-106-14.

Введение

Стратегия модернизации российского образования в качестве одной из приоритетных задач определяет формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности. В Федеральных образовательных стандартах разных уровней образования ведущее место отведено становлению гражданской идентичности детей и подростков, развитие способности к саморазвитию и личностному самоопределению. В связи с этим возрастает актуальность и востребованность гражданского воспитания, а педагогический процесс в данном аспекте призван обеспечить формирование разносторонне образованных, нравственно и социально ответственных людей, патриотов.

Ценностное отношение к себе является основой психического и нравственного благополучия, важным условием самореализации и гражданского самоопределения. Социальная значимость развития ценностного отношения к себе у детей-сирот обусловлена спецификой их психолого-педагогического, социального статуса, характеризующегося виктимной направленностью, высоким риском эксклюзии, что способствует появлению неуверенности в себе, заниженной самооценки, неприятию себя, нивелированию самоценности и значимости своей личности1. Следствием этого является нейтрально-пассивная гражданская позиция, низкая гражданская активность, отстраненность от решения проблем общества.

В современной педагогической науке опыт ценностных отношений рассматривается учеными в качестве важного компонента содержания образования (В. А. Краев-ский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.). Следовательно, одной из образовательных задач является культивирование ценностного отношения к различным объектам окружающей действительности.

Структура ценностного отношения в научной литературе (А. А. Бодалев, Я. Л. Коломинский, Б. Ф. Ломов, М. М. Иванова, Л. Н. Овчинникова, О. Н. Шаблов) представляется как единство знания (в определенной области), переживания (эмоции) и поведения (побуждения действовать).

Ценностные отношения проявляются в каждом аспекте жизнедеятельности человека: они обусловливают все поведение личности, выступают как механизм внут-

1 Астоянц М. С. Социальная инклюзия детей-сирот: проблемы и перспективы российской социальной политики // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. № 11. С. 23-31.

ISSN 1994-0637 (print)

ренней регуляции (А. И. Донцов); играют роль мотивирующего фактора (В. Г. Асеев); становятся источником действия (С. Л. Рубинштейн).

Структурные элементы исследуемого нами явления находятся во взаимосвязи и взаимодействии, влияют друг на друга, образуя систему (В. В. Абраменкова, К. А. Абульханова-Славская, А. И. Донцов, Б. Ф. Ломов, М. С. Каган, В. Н. Мяси-щев, В. Ф. Сержантов).

Основываясь на теоретическом положении об интеграционном единстве ценностного отношения к себе и к окружающим людям, мы полагаем, что сначала закладываются основы ценностного отношения к себе, а затем - к другим, поскольку без осознания собственной уникальности, понимания и принятия себя, своего «Я» невозможно позитивное принятие другого. Ценностное отношение к себе понимается нами как устойчивая избирательная предпочтительная связь субъекта со своими внутренними установками, имеющими для него личностный смысл1.

Рассмотренные подходы позволяют говорить о потенциальных деформациях структуры ценностных отношений детей-сирот в силу их особого социального статуса, который характеризуется маргинальностью, виктимностью, неустойчивостью, нетипичностью2. Для повышения эффективности процесса гражданского воспитания необходимо формирование адекватного, позитивного ценностного отношения ребенка-сироты к себе, что будет являться базисом для становления адекватного ценностного отношения к окружающим, ответственного гражданского поведения, активной гражданской позиции, гражданственности.

Основная часть

Гражданственность ребенка-сироты как результат воспитания представляет собой личностную характеристику, структурно содержащую когнитивный, ценностный, мотивационный, эмоциональный, деятельностный компоненты, обладающие определенной спецификой, что обусловлено социально-психологическими особен-

3

ностями детей-сирот .

Обобщение актуальных на сегодняшний день педагогических работ позволяет констатировать тот факт, что внимание ученых обращено преимущественно на исследование проблемы сиротства как социального явления, последствий депривации и особенностей социализации, отдельных аспектов гражданского становления детей-сирот. Однако недостаточно освещены вопросы, отражающие специфику гражданского воспитания детей-сирот с учетом особенностей их социально-педагогического и психолого-педагогического статуса; позволяющие выявить условия и факторы (внешние и внутренние), воздействующие на формирование индивидуальной граж-

1 Капустина Е. Ю., Макеева И. А. Влияние ценностного отношения к себе у детей-сирот на формирование гражданской позиции // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 4 (77). С. 122-127.

2 Waldfogel J. Early childhood interventions and outcomes. URL: https://goo.su/as1I (дата обращения: 15.08.2021).

3 Макеева И. А. Теоретико-методические аспекты гражданского воспитания детей-сирот. Вологда: Вологодский государственный университет, 2017. 92 с.

данской траектории. Следовательно, изучение влияния ценностного отношения к себе у детей-сирот на становление их гражданственности становится актуальным направлением педагогических изысканий.

Цель данной работы состоит в выявлении уровня развития ценностного отношения к себе у детей-сирот и исследовании влияния данного личностного критерия на формирование их гражданственности. Исходя из этого, сформулируем следующую гипотезу: чем выше уровень ценностного отношения к себе, тем выше степень гражданственности.

Опытно-экспериментальной базой исследования послужили учреждения для детей-сирот Вологодской области. В экспериментальной работе приняли участие 193 воспитанника. Было сформировано две группы: контрольная (включала в себя 97 человек) и экспериментальная (насчитывала 96 воспитанников). Можно утверждать, что состав групп практически равнозначен: члены экспериментальной и контрольной групп изначально демонстрировали все уровни развития ценностного отношения к себе и окружающим (см. табл. 1).

Таблица 1

Уровень развития ценностного отношения к себе у детей-сирот на начало формирующего эксперимента

Констатирующий этап

Уровень Контрольная группа Экспериментальная группа

Количество % Количество %

человек человек

Высокий 2 2 3 3

Средний 60 62 64 67

Низкий 35 36 29 30

На первом этапе исследования нами был проведен теоретический анализ источников, посвященных изучаемой проблеме, определены критерии и показатели развития ценностного отношения к себе и сформированности гражданственности у детей-сирот. Отметим следующие обобщенные критерии: когнитивный (наличие гражданских знаний); эмоционально-ценностный (развитость гражданских чувств, наличие гражданских ценностей); поведенческо-деятельностный (применение гражданских знаний и умений в гражданской деятельности); локус контроля (развитость рефлексивных умений, направленность на саморазвитие)1.

На втором этапе осуществлялся подбор диагностического и оценочного инструментария. Объективная диагностика уровней развития ценностного отношения к себе и сформированности гражданственности у детей-сирот возможна исключительно на основе целостного изучения личности. Достоверность выводов, сформулированных в результате применения методик (социологических, психодиагностических, методов самооценки, ранжирования, контент-анализа, наблюдения, праксиологиче-

1 Капустина Е. Развитие ценностных отношений у детей-сирот. Педагогическое обеспечение развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. 356 с._

ских ситуаций и др.), обеспечивалась посредством сопоставления данных, полученных в ходе использования одной методики, с результатами других методик.

Мониторинг итогов эксперимента предполагал повторное применение базовых диагностических методик (ретестирование). В рамках данного исследования были задействованы разработанная нами ориентировочная диагностическая программа для воспитателей и анкета «Я и окружающие» для подростков. В ходе формирующего эксперимента данные методики позволили нам определить уровень развития ценностного отношения к себе у воспитанников в целом по всем критериям. Мы сравнивали результаты этого повторного исследования у воспитанников контрольной и экспериментальной групп, участвовавших в эксперименте в течение 2017-2020 гг. Обработка полученных сведений предполагала их количественный и качественный анализ.

На третьем этапе проводилось эмпирическое исследование, на четвертом этапе -анализ и интерпретация данных методом статистической обработки.

Охарактеризуем полученные результаты.

Показатели уровней развития ценностного отношения к себе у воспитанников по базовым диагностическим методикам, выявленные в ходе экспериментальной работы в целом, представлены в табл. 2.

Таблица 2

Уровень развития ценностного отношения к себе у воспитанников в экспериментальной и контрольной группах

Уровни Ценностное отношение к себе (%) Критерии развития ценностного отношения к себе

Эмоционально-ценностный (%) Когнитивный (%) Поведенческо- деятельностный (%) Локус контроля (%)

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Высокий 1,0 28 17 38 6,0 41 0 19 5,0 32

Средний 60 55 48 35 50 37 60 54 46 26

Низкий 39 17 35 27 44 22 40 27 49 42

С целью подтверждения достоверности различий между процентными долями выборок контрольной и экспериментальной групп мы применили многофункциональный критерий Фишера (угловое преобразование Фишера).

Практически все выявленные показатели находятся в зоне статистической значимости; это особо выражено в экспериментальной группе. Анализ цифровых данных с использованием критерия Фишера позволяет утверждать, что проведенная опытно-экспериментальная работа оказала эффективное влияние на развитие ценностного отношения к себе у детей-сирот (вероятность отклонения составляет 1 %). Наиболее высокие результаты продемонстрировали воспитанники экспериментальной группы,

так как с ними была организована комплексная работа, предполагавшая активное участие в групповых тренингах, социально-значимых мероприятиях гражданско-патриотической направленности; систематическое воздействие воспитателей из творческой группы; организованную ценностную деятельность подростков. Особый интерес и участие воспитанники проявили к мероприятиям, связанным с общением и возможностью оказать помощь, таким как содействие ветеранам в решении бытовых проблем, организация праздников, уход за военными памятниками, волонтерская деятельность. В ходе бесед с участниками эксперимента звучали высказывания, подтверждающие необходимость и актуальность отмеченных форм работы: «Я почувствовал себя патриотом»; «Хочется еще что-то сделать»; «Быть гражданином - не пустые слова»; «Теперь я знаю, каким должен быть гражданин»; «Теперь я знаю, на кого равняться»; «Могу сказать, что есть настоящие патриоты»; «Понимаю, что значит "быть гражданином"»; «Хочется сделать больше»; «Хочу узнать больше о своей малой Родине»; «Переживаю за престиж нашей страны»; «Появились цели на будущее»; «История нашей страны многому учит»; «Хочу жить в нашей стране и работать»; «Горжусь своей страной»; «Чувствую ответственность за происходящее»; «Испытываю удовлетворение от своей работы»; «Понял, что чего-то стою»; «Хочется измениться, стать лучше»; «Понимаю, что для результата нужны усилия, стараюсь преодолевать себя»; «Стал понимать свои обязанности» и т. д.

В процессе эксперимента также проводились лонгитюдные наблюдения за динамикой развития у подростков ценностного отношения к себе. Приведем пример измерения ^критерия Вилкоксона для сопоставления показателей, характеризующих уровень развития ценностного отношения к себе у воспитанников до и после эксперимента. Средние групповые показатели и значение сдвига по ^критерию представлены в табл. 3.

Таблица 3

Сопоставление показателей по критериям уровня развития ценностного отношения к себе до и после эксперимента

Критерии До эксперимента После эксперимента Значение t-критерия Направление сдвига

Среднее значение в баллах Стандартное отклонение Среднее значение в баллах Стандартное отклонение

Эмоционально-ценностный 1,9 0,2 2,3 0,5 0,01 В сторону повышения уровня

Локус контроля 2,0 0,3 2,1 0,5 0,01 В сторону повышения уровня

Когнитивный 1,8 0,2 2,6 0,3 0,01 В сторону повышения уровня

Поведенческо-деятельностный 1,6 0,4 2,3 0,3 0,01 В сторону повышения уровня

Сведения, приведенные в табл. 3, подтверждают положительную динамику повышения уровня развития ценностного отношения к себе у подростков по всем выявленным критериям (особенно по уровню самосознания).

В рамках данного исследования нами был применен метод контент-анализа сочинений на тему «Я через десять лет», написанных подростками-респондентами из экспериментальной группы. В процессе анализа работ воспитанников мы сравнили число задач, которые ребята ставили перед собой в будущем, с количеством конкретных шагов, ведущих к достижению намеченной цели; определяли, на достижение каких ценностей направлены их замыслы; выявляли, насколько подростки связывают будущие успехи с саморазвитием, принимают ответственность за свой выбор, декларируют ценностное отношение к себе. В ходе сопоставления этих показателей было установлено, что подростки с высоким уровнем развития ценностного отношения к себе строят более реальные планы на будущее, продумывают пути достижения поставленных целей, ценят себя, демонстрируют активную гражданскую позицию. Ребята с низким уровнем развития ценностного отношения к себе не имеют четких представлений о будущем, не могут сформулировать конкретные задачи, не уверены в своих силах, возможностях, полагаются на внешние факторы: «Мне сложно представить себя через десять лет. Это слишком далеко. Я хочу нормально устроиться в жизни. Наверное, закончу колледж или просто буду работать» (Александр, 14 лет); «Я не загадываю так далеко. Буду чем-нибудь заниматься. Учиться дальше не очень хочу, да и способностей нет. Все зависит, как судьба сложится. Кому-то везет, а кому-то и нет» (Оля, 13 лет); «Не знаю, что будет со мной через столько лет. Буду жить, как получится. Не хочу ставить какие-то цели, что-то решать, можно и так прожить» (Евгений, 13 лет.). В основном члены данной группы отмечали страх перед будущим, трудности в достижении жизненных целей, объясняя это тем, что к ним будут относиться с предубеждением, недооценивать. Некоторые респонденты связывают свои проблемы и неудачи с тем, что они никому не нужны, никто не будет о них переживать, поддерживать. Кроме того, в ряде работ говорилось о нежелании жить самостоятельно, отдельно: «Буду снимать квартиру с друзьями»; «Хорошо бы жить в общежитии»; «Своя квартира - хорошо, но надо и делать все самому» и т. д.

Сочинения подростков с высоким уровнем развития ценностного отношения к себе свидетельствуют о понимании значимости человека; смене эгоистической направленности системы ценностных ориентаций на альтруистическую; весьма высоком стремлении к саморазвитию как личной ценности; осознании важности гражданской активности, гражданского долга; понимании личной ответственности за процессы, происходящие в обществе. В качестве примера приведем некоторые выдержки из сочинений: «После окончания школы я хочу поступить в вуз. Если я успешно окончу институт, то смогу обеспечить себя хорошей работой и буду получать хорошую заработную плату. А если у меня будут деньги, значит, я смогу обустраивать свою квартиру. Конечно, к 2027 году я не успею добиться всего, что хочу, но я буду стараться» (Алена, 14 лет); «Я вижу себя в 2027 году взрослым, зрелым, самостоятельным человеком, ни от кого не завишу. Этот год был самым лучшим для

моей карьеры. Я окончил технический университет, устроился на работу, и в этом году после упорной трудной работы я получил повышение. На этом предприятии я работаю уже 2 года, и мне кажется, что повышение я получил справедливо. С женой у нас отношения хорошие. Каждый выходной мы приглашаем в гости родных и друзей. Буду продолжать заниматься общественной деятельностью, например, работать с молодежью, реализовывать проекты. Постараюсь жить по принципу: относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе, то есть я принимаю каждого таким, какой он есть» (Олег, 14 лет).

Важным аспектом нашего исследования было выявление уровня самопринятия, самоуважения подростков как показателей, влияющих на формирование ценностного отношения к себе и гражданской активности. Респондентам было предложено оценить по 10-балльной шкале уровень самопринятия, самоуважения и ответить на вопрос «Каково соотношение в оценке себя своего мнения и мнения окружающих людей? (в процентах)». У подростков с низким уровнем ценностного отношения к себе значения данного критерия варьировались в среднем от 4 до 6 баллов, а соотношение собственного мнения и мнения окружающих составляло 35-50 % и 50-65 % соответственно. У ребят с высоким уровнем ценностного отношения к себе показатели самопринятия и самоуважения фиксировались на отметке 7-9 баллов, а соотношение мнений было 70-85 % (в пользу своего мнения) и 25-30 % (в пользу мнения других). В ходе итоговых бесед респонденты, проявившие высокий уровень ценностного отношения к себе, высказывали следующие суждения: «Я стала больше прислушиваться к себе, лучше понимать себя и нравиться себе» (Света, 15 лет); «Пришел к выводу, что окружающие не всегда верно оценивали меня, мои способности, результаты. Думаю, теперь буду больше доверять своему мнению, своей самооценке» (Юра, 15 лет); «Стала более самостоятельна в оценке своих хороших сторон и плохих. Стала менее зависима от оценки окружающих. Это приятно» (Надя, 14 лет). Участники эксперимента, продемонстрировавшие низкий уровень ценностного отношения к себе, говорили о том, что они предпочитают полагаться на мнение окружающих о себе, поскольку это как бы снимает с них часть ответственности: «Со стороны видней» (Саша, 14 лет); «Мне так проще жить, не надо копаться в себе» (Никита, 13 лет); «Мне проще в коллективе, ориентируясь на мнение окружающих, особенно взрослых» (Аня, 15 лет). Некоторые ребята отмечали, что долгое время жили с чувством ненужности, озлобленности на всех, на мир: «Я никому не нужен, и мне никто не нужен»; «Я никому ничего не должен»; «"Быть гражданином" - не понимаю, что это значит; мне это не надо, пусть другие делают, решают...»; «Мое участие все равно ничего не решает» и т. д.

С целью подтверждения эффективности проведенных мероприятий представим несколько рефлексивных высказываний подростков: «Я почувствовала, что началось медленное, но избавление от комплексов, которые столько лет мне просто мешали. Это такое удивительное, трудное, но такое нужное дело!» (Оля, 13 лет); «Мне этот тренинг помог лучше раскрыть мою личность в группе, а также я научился понимать людей в различных ситуациях и выходить из них» (Николай, 14 лет); «Я более сильно задумалась над своей жизненной позицией, над своим поведением, поведением

окружающих» (Алена, 14 лет); «Именно такие занятия нужны нам. Заслушивая мнения других, делаешь для себя выводы, в чем-то подтверждая свое мнение, а в чем-то усомнишься и пересмотришь его. Полезным было понять, что от выбора зависит твоя дальнейшая судьба. Тебе придется выбирать всегда и везде, от твоего выбора зависит и судьба других людей» (Олег, 14 лет); «Я могу оценить уровень своей гражданственности как нормальный, достаточный, но буду развиваться дальше» (Наташа, 15 лет); «Хочу быть гражданином своей страны и знаю, что смогу. Важно жить не только своими интересами, но и интересами своей страны» (Сергей, 15 лет); «Не понимаю людей, которые говорят, что от них ничего не зависит. Я помогаю людям и это важно» (Владимир, 15 лет); «Работа волонтером помогла понять, как много можно сделать. Хочу заниматься этим дальше» (Аня, 13 лет); «Понимаю, как много есть разных возможностей. Надо только не лениться» (Вера, 14 лет).

Подобные рефлексивные рассуждения свидетельствуют о том, что воспитанники предприняли намеченные шаги по самоизменению и определили дальнейшие планы. Тем не менее многие подростки говорили о том, что «хорошо бы взрослеть постепенно»; утверждали, что им необходима поддержка взрослых в самостоятельной жизни, чтобы «было с кем посоветоваться, если что», выражали желание «быть самостоятельными, самим все решать и знать, что могут, но когда чувствуют поддержку - лучше». Кроме того, в эксперименте участвовали два подростка 13 лет, которые после непродолжительного пребывания в приемной семье были возвращены в центр. Они имели самые низкие показатели по всем критериям ценностного отношения к себе, особенно по эмоционально-ценностному. Данный факт еще раз подтверждает необходимость выстраивания индивидуальной работы по гражданскому воспитанию с учетом конкретной жизненной ситуации.

Обоснованность полученных результатов также обусловливается экспертными оценками специалистов центров помощи для детей-сирот. В ходе бесед было обнаружено, что в большинстве случаев низкий уровень ценностного отношения к себе отмечается у воспитанников из неполных асоциальных семей; общение со значимым взрослым влияет на самооценку, самопринятие; вовлечение в социальную деятельность, связанную с реализацией конкретных задач, повышает гражданскую активность, способствует осознанному выполнению гражданского долга, формирует субъектную гражданственность.

Выводы

Обобщение полученных в ходе исследования результатов позволяет сделать следующие выводы:

- уровень развития ценностного отношения к себе у детей-сирот существенно увеличился в экспериментальной группе с 3 % до 28 % в отличие от контрольной, где данный показатель практически не изменился (2 %);

- применение многофункционального критерия Фишера для статистической обработки результатов эксперимента показывает, что диапазон различий в достижении высокого уровня развития ценностного отношения к себе у подростков по отдельным критериям достаточно широк;

- положительная динамика (по средним значениям) в сторону повышения степени развитости ценностных отношений на статистически значимом уровне по 1-критерию Вилкоксона обнаружена только у подростков из экспериментальной группы, наибольшие изменения произошли в развитии когнитивного критерия;

- анализ рефлексивных высказываний подростков во время и после проведения тренинговых занятий, участия в социально-значимых мероприятиях, а также контент-анализ мини-сочинений констатируют повышение уровня развития ценностного отношения к себе и мотивации к осознанной гражданской деятельности у воспитанников экспериментальной группы.

Сравнительный анализ характера произошедших изменений (с учетом каждого критерия) с привлечением методов графической и математической интерпретации позволяет говорить о положительной динамике их развития у подростков экспериментальной группы. Качественное и количественное исследование данных с применением многофункционального критерия Фишера и ^критерия Вилкоксона подтвердило справедливость выдвинутой гипотезы.

При помощи методов статистического анализа доказано, что в отличие от участников контрольной группы члены экспериментальной группы демонстрируют существенный рост уровня развития ценностного отношения к себе и осознают важность гражданской активности по всем выявленным в ходе эксперимента критериям.

Таким образом, результативность развития ценностного отношения к себе у детей-сирот в аспекте гражданского воспитания подтверждена на статистическом уровне. Данное исследование показало значимость указанного процесса и обосновало необходимость его адекватного научно-методического обеспечения. В ходе гражданского воспитания следует не только сочетать индивидуальные и групповые формы, но и учитывать личностный уровень сформированности ценностного отношения к себе и развития гражданственности. Это требуется для того, чтобы смоделировать индивидуальный гражданский профиль и выстроить оптимальную траекторию гражданского развития каждого ребенка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научная новизна данного исследования состоит в подтверждении влияния ценностного отношения к себе у детей-сирот на формирование их гражданственности. Следовательно, в теоретическом и практическом аспектах необходимо акцентировать внимание на осуществлении гражданского воспитания, опираясь на индивидуальный опыт каждого ребенка, максимально используя ресурсы замещающей семьи, усиливая работу по профилактике возвратов детей из приемных семей. Данное исследование подтверждает тот факт, что педагогическая деятельность по гражданскому воспитанию детей-сирот должна быть встроена в целостную систему социально-педагогической деятельности и осуществляться с учетом развития актуальной ситуации в сфере сиротства, поскольку формирование гражданственности обусловлено как индивидуально-личностными особенностями ребенка, так и внешними условиями. Гражданское становление невозможно без личностного. Ценностное отношение к себе можно определить как необходимое условие развития адекватной самооценки, самопринятия, самоуважения, что выступает ведущим фактором, мотиватором гражданской активности, формирования гражданственности в целом.

Список источников

Астоянц М. С. Социальная инклюзия детей-сирот: проблемы и перспективы российской социальной политики // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. № 11. С. 23-31.

Капустина Е. Развитие ценностных отношений у детей-сирот. Педагогическое обеспечение развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. 356 с.

Капустина Е. Ю., Макеева И. А. Влияние ценностного отношения к себе у детей-сирот на формирование гражданской позиции // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 4 (77). С. 122-127.

Макеева И. А. Теоретико-методические аспекты гражданского воспитания детей-сирот. Вологда: Вологодский государственный университет, 2017. 92 с.

Waldfogel J. Early childhood interventions and outcomes. URL: https://goo.su/as1I (дата обращения: 15.08.2021).

References

Astoiants M. S. Sotsial'naia inkliuziia detei-sirot: problemy i perspektivy rossiiskoi sotsial'noi politiki [Social inclusion of orphan children: problems and prospects of the Russian social policy]. Izvestiia Iuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki [Proceedings of South Federal University. Pedagogical Sciences], 2009, no. 11, pp. 23-31.

Kapustina E. Razvitie tsennostnykh otnoshenii u detei-sirot. Pedagogicheskoe obespechenie razvitiia tsennostnogo otnosheniia k sebe i okruzhaiushchim liudiam u vospitannikov detskogo doma [Development of value relations among orphans. Pedagogical support for the development of a value attitude towards oneself and others among children from an orphanage]. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. 356 p.

Kapustina E. Iu., Makeeva I. A. Vliianie tsennostnogo otnosheniia k sebe u detei-sirot na formirovanie grazhdanskoi pozitsii [Influence of the orphans' self-esteem on the formation of the civic stand]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniia [The world of science, culture and education], 2019, no. 4 (77), pp. 122-127.

Makeeva I. A. Teoretiko-metodicheskie aspekty grazhdanskogo vospitaniia detei-sirot [Theoretical and methodological aspects of orphans' civic education]. Vologda: Vologodskii gosudarstvennyi universitet, 2017. 92 p.

Waldfogel J. Early childhood interventions and outcomes. Available at: https://goo.su/as1I (accessed: 15.08.2021).

Сведения об авторах

Елена Юрьевна Капустина - кандидат педагогических наук, доцент; https://orcid.org/0000-0003-0467-7505, m_ey@mail.ru, Череповецкий государственный университет (д. 5, пр-т Луначарского, 162600 Череповец, Россия); Elena Iu. Kapustina - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor; https://orcid.org/0000-0003-0467-7505, m_ey@mail.ru, Cherepovets State University (5, Lunacharsky pr., 162600 Cherepovets, Russia).

Ирина Александровна Макеева - кандидат педагогических наук, доцент; https://orcid.org/0000-0002-8301-7179, Irinadarina4@yandex.ru, Вологодский государственный университет (д. 15, ул. Ленина, 160000 Вологда, Россия); Irina A. Makeeva - Candidate

of Pedagogical Sciences, Associate Professor; https://orcid.org/0000-0002-8301-7179, Irinadarina4@yandex.ru, Vologda State University (15, ul. Lenina, 160000 Vologda, Russia).

Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 10.11.2021; одобрена после рецензирования 08.12.2021; принята к публикации 16.12.2021.

The article was submitted 10.11.2021; Approved after reviewing 08.12.2021; Accepted for publication 16.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.