Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕНДОВ В ПОВЕДЕНИИ ВРАЧЕЙ, СОТРУДНИКОВ ПЕРВОГО СТОЛА И КОНЕЧНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ОТНОШЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ АСПЕКТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕНДОВ В ПОВЕДЕНИИ ВРАЧЕЙ, СОТРУДНИКОВ ПЕРВОГО СТОЛА И КОНЕЧНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ОТНОШЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ АСПЕКТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
тренды / исследование / врачи / сотрудники первого стола / потребители / выбор препаратов / trends / research / doctors / first desk staff / consumers / choice of drugs.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондаренко Виктория Андреевна, Солянская Юлия Викторовна

В статье исследуется проявление обновленных трендов в поведении врачей, работников первого стола и потребителей, связанное с изменениями на фармацевтическом рынке. Проведен опрос врачей, сотрудников аптек и потребителей, позволяющий понять текущую ситуацию и уточнить особенности их поведения в части консультационной помощи, выбора и приобретения препаратов. Определено снижение влияния ТВ рекламы на выбор потребителей, меньшая предпочтительность оригинальных препаратов, переориентация на отечественные препараты и сохраняющийся приоритет личных контактов, несмотря на развитие онлайн коммуникаций. Выводы исследования могут стать основой для построения маркетинговой стратегии развития бренда для компаний-производителей фармацевтических препаратов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бондаренко Виктория Андреевна, Солянская Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Study of Trends in the Behavior of Physicians, First Desk Staff, and end Users with Respect to Various Aspects of the Pharmaceutical Marketplace

The article studies the manifestation of updated trends in the behavior of physicians, front desk staff and consumers associated with changes in the pharmaceutical market. A survey of doctors, pharmacy staff and consumers was conducted to understand the current situation and to clarify the features of their behavior in terms of consulting assistance, choice and purchase of drugs. It was determined that the influence of TV advertising on consumers’ choice, less preference for original drugs, reorientation to domestic drugs and the continuing priority of personal contacts, despite the development of online communications. The conclusions of the study can become the basis for building a marketing strategy of brand development for pharmaceutical manufacturers.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕНДОВ В ПОВЕДЕНИИ ВРАЧЕЙ, СОТРУДНИКОВ ПЕРВОГО СТОЛА И КОНЕЧНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ОТНОШЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ АСПЕКТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА»

УДК / UDC 339.166.84

DOI: 10.24412/2071-3762-2024-4322-31-38

ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕНДОВ В ПОВЕДЕНИИ ВРАЧЕЙ, СОТРУДНИКОВ ПЕРВОГО СТОЛА И КОНЕЧНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ОТНОШЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ АСПЕКТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА

A Study of Trends in the Behavior of Physicians, First Desk Staff, and end Users with Respect to Various Aspects

of the Pharmaceutical Marketplace

Бондаренко Виктория Андреевна,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой маркетинга и рекламы, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ); г. Ростов-на-Дону, Россия, ул. Большая Садовая, 69 Bondarenko Victoria Andreevna,

Doctor of Economics, Professor, Head of Marketing and Advertising Department, Rostov State University of Economics (RINH); 69 B. Sadovaya St., Rostov-on-Don, Russia b14v@yandex.ru

https://orcid.org/0000-0003-2921-7548 Солянская Юлия Викторовна,

аспирант кафедры маркетинга и рекламы, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, Россия, ул. Большая Садовая, 69 Solyanskaya Yuliya Viktorovna,

Postgraduate Student at Marketing and Advertising Department, Rostov State University of Economics (RINH); 69 B. Sadovaya St., Rostov-on-Don, Russia ualya862007@yandex.ru https://orcid.org/0000-0002-8573-7241

В статье исследуется проявление обновленных трендов в поведении врачей, работников первого стола и потребителей, связанное с изменениями на фармацевтическом рынке. Проведен опрос врачей, сотрудников аптек и потребителей, позволяющий понять текущую ситуацию и уточнить особенности их поведения в части консультационной помощи, выбора и приобретения препаратов. Определено снижение влияния ТВ рекламы на выбор потребителей, меньшая предпочтительность оригинальных препаратов, переориентация на отечественные препараты и сохраняющийся приоритет личных контактов, несмотря на развитие онлайн коммуникаций. Выводы исследования могут стать основой для построения маркетинговой стратегии развития бренда для компаний-производителей фармацевтических препаратов.

Ключевые слова: тренды; исследование; врачи; сотрудники первого стола; потребители; выбор препаратов.

The article studies the manifestation of updated trends in the behavior of physicians, front desk staff and consumers associated with changes in the pharmaceutical market. A survey of doctors, pharmacy staff and consumers was conducted to understand the current situation and to clarify the features of their behavior in terms of consulting assistance, choice and purchase of drugs. It was determined that the influence of TV advertising on consumers' choice, less preference for original drugs, reorientation to domestic drugs and the continuing priority of personal contacts, despite the development of online communications. The conclusions of the study can become the basis for building a marketing strategy of brand development for pharmaceutical manufacturers.

Keywords: trends; research; doctors; first desk staff; consumers; choice of drugs.

Введение (Introduction)

В настоящий момент на фармацевтическом рынке России происходят существенные изменения: импортные лекарственные препараты начинают постепенно терять свою долю ранка, взамен им приходят отечественные. Первый фактор, поспособствовавший этому — рост цен и длительный период дефектуры на некоторые импортные лекарства, что привело к переориентации потребителей и врачебного сообщества на отечественные аналоги, и этому также способствуют мно-

гие аптечные сети, продвигающие локальные бренды. Второй фактор — значительная поддержка российских производителей, к третьему фактору можно отнести сокращение маркетинговых бюджетов и значительное снижение медийной активности зарубежных фармацевтических компаний.

Все это оказывает влияние на поведение врачей, сотрудников аптечных организаций и конечных потребителей [1, 2], но требует актуализации в современной ситуации [3, 4]. Ниже представлены

данные маркетингового исследования, которое было направлено на выявление основных трендов в поведении участников фармацевтического рынка, а также на сопоставление этих данных с отчетами аналитических компаний. С точки зрения исследовательской логики исследование разделено на блоки:

♦ определяющие факторы выбора лекарственного препарата;

♦ оригинальный препарат уб дже-нерик;

♦ факторы, способствующие выбору конкретного лекарственного

препарата, на примере группы «боль в горле»;

♦ замена лекарственного препарата в аптеке и отношение покупателей к этому;

♦ импортные vs отечественные препараты;

♦ предпочтительные источники получения информации о препаратах врачами.

Выводы из исследования могут стать основой для построения маркетинговой стратегии развития бренда для компаний-производителей фармацевтических препаратов.

Материалы и методы (Materials and Methods)

Авторами было проведено маркетинговое исследование в виде структурированного опроса. География исследования — Ростовская область, период проведения — октябрь-декабрь 2023 года. Респонденты: 31 врач-педиатр, 86 сотрудников первого стола и 64 потребителя.

Данные исследования были направлены на выявление предпочтений в назначениях у врачебного сообщества и в рекомендациях сотрудников первого стола, а также реакции конечного потребителя на основные тренды фармацевтического рынка. Полученные результаты сравнивались с аналитическими материалами крупных исследовательских агентств для формулирования обоснованных выводов.

Результаты и обсуждение (Results and discussion)

Первый вопрос, который был задан респондентам, направлен на понимание основных потребностей участников фармацевтического рынка: что является самым важным при выборе/рекомендации лекарственного препарата?

Мнение врачей отражено на рисунке 1.

Как мы видим, основная потребность врача-педиатра при назначении лекарственного препарата связана не только с эффективностью и безопасностью, но и с доступностью терапии.

Мнение сотрудников первого стола в отношении рекомендации лекарственных препаратов отражено на рисунке 2.

50% респондентов предпочитает рекомендовать качественные препараты, и это совпадает с мнением врачей, а 28% рекомендуют то, что является приоритетом в аптечном учреждении, следуя установкам руководства. Еще одним

интересным фактом является то, что сотрудники первого стола предпочитают рекомендовать те препараты, которые чаще назначают врачи (рис.3).

При разработке стратегии следует это учитывать, особенно относительно новых лекарственных препаратов.

Мнение потребителей в отношении наиболее значимых факторов при покупке лекарственных препаратов отражено на рисунке 4.

Как видим, популярными ответами среди потребителей были: «свойства лекарственного препарата», «соотношение цены/эффективности» и «удобство дозировки и форма препарата», но не

Эффективность Безопасность Дрступная цена Бренд производителя Популярность препарата

83,9%

1

45,2%

9,7% Щ 3,2%

93,£

0%

20%

40%

60%

100%

Рис. 1. Мнение респондентов о наиболее значимые факторы при назначении лекарственного препарата пациентам, % Fig. 1. Respondents' opinion about the most important factors when prescribing a medicinal product to patients, %

■ Стараюсь предлагать качественные препараты

■ Обычно рекомендую препараты, по которым проходят акции для провизоров

■ Я охотно рекомендую новые препараты

I Я всегда предлагаю препараты по акции для покупателей

Рис. 2. Мнение сотрудников первого стола относительно рекомендации лекарственного препарата, % Fig. 2. Opinion of the staff of the first desk regarding the recommendation of a medicinal product, %

Я неохотно рекомендую дешевые препараты

Я обычно рекомендую препараты, рекламу которых я видел(а)

■ Я обычно рекомендую препараты, которые часто выписывают врачи

Рис. 3. Факторы, оказывающие влияние на рекомендацию препаратов первостольников, % Fig. 3. Factors influencing the recommendation of drugs by primary care

providers, %

менее важными для них являются рекомендация препарата врачом и его известность. Страна-производитель и имидж компании имеют значение, а реклама на телевидении не является побуждающим фактором к покупке. По данным исследовательской компании ряоя, за период 4 кв. 2020—4 кв. 2022 гг., наблюдается снижение доли респондентов, обращающих внимание на рекламу лекарственных препаратов на ТВ, их доля упала с 24,2 % до 13,5% (выборка респондентов — 5 060 человек, география — 100+ городов России).

Второй блок вопросов «Оригинальный препарат /я джене-рик».

Следующий вопрос касался основных трендов в выборе между оригинальными и дженеричес-кими препаратами. На рисунке 5 отражено мнение врачей.

Что касается сотрудников первого стола, данные опроса отражены на рисунке 6.

Среди этих специалистов уже меньшее число уверено в том, что оригинальный препарат лучше дженерического. Снижение приверженности провизоров оригинальным препаратам также отражено в исследовании компании ¡ряоя, где сравнивался период осень 2021 — осень 2022 года. Они стали реже рекомендовать оригинальные препараты, процент приверженности снизился с 45 до 41,4%. И меньшее число специалистов считает, что оригинальные препараты лучше и эффективнее дженерических, 62% в 2021 году против 57,8% в 2022 году (выборка 1 492 провизора первого стола, география 27 городов России)*.

На наш взгляд, такая тенденция может быть связана с определенными установками руководства аптечных учреждений, когда в приоритетную рекомендацию включены дженерические препараты компаний — партнеров аптечной сети, и на рисунке 7пред-ставлены ответы провизоров и фармацевтов о том, как они поведут себя в случае обращения покупателя с указанием на заболевание/симптом.

Препарат рекламируется по ТУ 3,1' Препарат рекомендуют врачи Имидж компании-производителя Страна-производитель препарата Соотношение цена/эффективность Удобство дозировки и формы препарата Свойства лекарственного препарата Известность препарата

57% ответили, что будут рекомендовать то, что в данный момент является приоритетом для них, 11,6% рекомендуют самый популярный препарат группы, и только 1,2% ответили, что рекомендуют только оригинальные препараты.

Мнение потребителей относительно предпочтений оригинальным и дженерическим препаратам представлено на рисунке 8.

6,6% 6,6%

X

48,4%

68,8%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80%

Рис. 4. Факторы, оказывающие влияние на потребителей, % Fig. 4. Factors influencing consumers, %

■ Оригинальные препараты и дженерики не отличаются друг от друга

■ Оригинальные препараты всегда лучше дженериков (по ним больше исследований, лучше молекула и состав вспомогательных компонентов)

■ Дженерики лучше оригинальных препаратов, они не уступают по качеству и стоят дешевле

Рис. 5. Предпочтения врачей относительно оригинальных и дженерических препаратов, % Fig. 5. Physicians' preferences for original and generic drugs, %

■ Оригинальные препараты и дженерики не отличаются друг от друга

■ Оригинальные препараты всегда лучше дженериков (по ним больше исследований, лучше молекула и состав вспомогательных компонентов)

■ Дженерики лучше оригинальных препаратов, они не уступают по качеству и стоят дешевле

Рис. 6. Предпочтения сотрудников первого стола относительно оригинальных и дженерических препаратов, % Fig. 6. Preferences of the first desk staff regarding original and generic

drugs, %

31,3

34

29,7%

1,2%

* РИагтсЮ «Мнение провизоров, фармацевтов», Осень 2021 - Осень 2022 . [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ipsos.ru (дата обращения: 12.01.2024).

Все перечисленное Предлагаю препараты на выбор

Рекомендую оригинальный препарат Рекомендую самый популярный препарат группы

Рекомендую то, что больше всего подходит по цене

То, что сама/сам когда-либо пробовала/пробовал То, что сейчас в приоритетной рекомендации

| 2,0% | 2,7% | 1,2%

11,6

,1%

17,4

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 7. Рекомендации провизоров/фармацевтов на запросы

покупателей, % Fig. 7. Recommendations of pharmacists/pharmacists on customer

requests, %

12,5% 15,6% 7,8%

Оригинальные препараты значительно качественнее (эффективнее, безопаснее), чем дженерики (копии)

Оригинальные препараты и дженерики действуют одинаково

■ Дженерики по качеству не уступают оригинальным препаратам

Я не разбираюсь во всем этом

Рис. 8. Мнение потребителей относительно оригинальных препаратов

и их дженериков, % Fig. 8. Consumers' opinion about original drugs and their generics, %

I оригинальным Iдженерический

Рис. 9. Выбор потребителей между оригинальным препаратом и дженериком, при условии снижения качества и цены последнего, % Fig. 9. Consumers' choice between the original drug and generic, subject to reduction in quality and price of the latter, %

■ Оригинальный и самый популярный препарат

■ Его дженерик

■ Другие препараты

Рис. 10. Самый эффективный лекарственный препарат от боли в горле по мнению врачей-педиатров, % Fig. 10. The most effective medication for sore throat according to pediatricians,%

Процент уверенных в том,что оригинальные препараты эффективнее дженерических среди потребителей еще ниже, чем среди врачебного сообщества и сотрудников аптек, только 64,1% согласны с тем, что оригинальные препараты качественнее своих копий. 12,5% указали на то, что не понимают разницы между оригинальными и джене-рическими препаратами и это очевидно, ведь они не являются специалистами в этой сфере в отличие от врачей и провизоров/фармацевтов.

Следующий вопрос, который мы задали потребителям, касался факторов выбора между оригинальным препаратом и его копией (рис. 9).

В вопросе «В пользу какого препарата вы сделаете выбор, если первый — оригинальный, а второй — дженерик (копия оригинального), качество последнего препарата уступает оригиналу, но цена на 10% ниже» большая часть опрошенных отдала предпочтение оригинальному препарату и только 8% предпочли экономию качеству.

Следующий вопрос касался уже непосредственно рекомендации препаратов у врачей и сотрудников первого стола, а также предпочтений среди потребителей, и нами была выбрана группа препаратов для лечения боли в горле. Был задан вопрос: какой препарат от боли в горле считаете самым эффективным? 87% врачей-педиатров отдали предпочтение оригинальному и самому популярному препарату группы, и только 6% отдали предпочтение его дже-нерику (рис. 10).

Вопрос, адресованный сотрудникам первого стола, звучал иначе: укажите препарат, который Вы

первым порекомендуете при запросе: «Боль в горле»? Уже в этом случае оригинальный и самый популярный препарат группы готовы были рекомендовать только 52% респондентов, а его дже-нерик - 22% (рис. 11).

Это подтверждает наши предположения относительно того, что первостольники переключились на рекомендацию тех препаратов, которые в данный момент являются для них приоритетными.

Потребителям был задан похожий вопрос: «Назовите самый эффективный препарат от боли в горле?» Результаты представлены на рисунке 12.

Тот же оригинальный препарат назвали — 60%, его дженерик — 5%, остальные голоса распределились между другими препаратами группы.

Что интересно, на вопрос с подсказкой: какой препарат от боли в горле выберете из представленного списка? — тому же оригинальному препарату было отдано 69%, а его дженерику 8% (рис. 13).

Предполагаем, что увеличение количества респондентов, отдавших свои голоса за эти два препарата, связано с тем, что в списке не были представлены те продукты, которые обычно ими используются для лечения боли в горле и выбор пал на наиболее приемлемый препарат.

Следующий вопрос, который мы задали врачам-педиатрам, был направлен на выявление наиболее часто встречающихся препаратов для лечения боли в горе в семейной аптечке (были возможны несколько вариантов ответа). Результаты опроса представлены на рисунке 14.

Оригинальный препарат был идентифицирован 84% респондентов, его дженерик — 22%, что совпадает с данными опроса пер-востольников (см. рис. 11). В некоторых аптечках присутствовали несколько препаратов. Что интересно, по данным онлайн-опроса Яндекс, который проходил в марте 2023 года (893 респондента, 18—64 лет, Россия) на вопрос: ищете ли вы аналоги/замену лекарственным средствам? — был получен ответ от 57% респондентов, что они пересматривают

свою аптечку. То есть можно сделать вывод, что, даже если оригинальный препарат был назначен врачом пациенту, вероятность покупки весьма относительна, кто-то из пациентов будет искать замену в аптечке, а кому-то заменят назначений препарат на его аналог в аптеке.

Следующий вопрос, который мы задали сотрудникам первого стола, касался замены лекарственных препаратов в аптеке: готовы ли Вы самостоятельно переключать препарат первоначального запроса на другой лекарственный препарат? Результаты представлены на рисунке 15.

■ Оригинальный и самый популярный препарат

■ Его дженерик

■ Другие препараты

Рис. 11. Предпочтения в рекомендациях первостольников, % Fig. 11. Preferences in the recommendations of the first-desk clerks, %

I Оригинальный и самый популярный препарат I Его дженерик I Другие препараты

Рис. 12. Самый эффективный препарата от боли в горле, по мнению потребителей, % Fig. 12. The most effective preparation for sore throat according to consumers, %

■ Оригинальный препарат

■ Дженерик

■ Другие препараты

Рис. 13. Выбор потребителей лекарственного препарата от боли в горле (с подсказкой), % Fig. 13. Consumers' choice of medicinal product for sore throat (with prompting), %

Гексорал Граммидин Ангидак Тантум Верде

| 2%

5%

22%

10% 20% 30% 40% 50% 60% 70%

Рис. 14. Препараты, которые чаще всего представлены в аптечке у пациентов, %

Fig. 14: Drugs most commonly presented in patients' medicine cabinet, %

51% респондентов ответили утвердительно, 46% ответили, что не во всех ситуациях готовы переключать, и только 3% ответили, что не готовы переключать с первоначального запроса.

Следующий вопрос был уточняющим: «Ваши покупатели легко переключаются с запрашиваемого препарата на тот, который вы им рекомендуете?» 18% провизоров ответили, что легко соглашаются на заменяемый препарат, 69% ответили, что не во всех случаях переключаются, 13% респондентов ответили, что покупателей сложно перевести на другой препарат (рис. 16).

Далее мы задали аналогичный вопрос потребителям: 67% респондентов предпочитают покупать только тот препарат, который назначил им врач или уже пробовал ранее. 17% иногда соглашаются на замену, если цена ниже того, который был выписан, 16% ответили утвердительно (рис. 17).

Можно сделать вывод, что если 1 000 пациентам был назначен определенный препарат, только 430 человек отправятся в аптеку за назначением, исходя из данных исследования, а если учесть, что только 67% из этих пациентов покупают только то, что назначил врач (остальные могут согласиться на замену), остается примерно 288 пациентов, которые купят изначально назначенный препарат.

Следующий вопрос, заданный врачам-педиатрам, звучал следующим образом: «Препараты каких производителей больше предпочитаете назначать?» На рисунке 18 представлены ответы.

68 % ответили, что выбор ЛП не зависит от происхождения препарата, остальные предпочитают

назначать препараты импортного производства.

Вопрос сотрудникам первого стола мы переформулировали: «Отмечаете ли вы большее доверие покупателей к отечественным или импортным препаратам?» (рис. 19).

По мнению первостольников, 53% респондентов доверяют импортным препаратам, 40% выбирают лекарственные препараты вне зависимости от страны происхождения и 7% больше доверяют отечественным препаратам.

Да I Нет I Иногда

Рис. 15. Готовность первостольников заменять препарат первоначального запроса на другой лекарственный препарат, % Fig. 15. Willingness of primary care providers to replace the drug of initial request with another drug, %

13% 18%

i Иногда Да ■ Нет

Рис. 16. Процент покупателей, по мнению первостольников, которые готовы переключиться с первоначального запроса, % Fig. 16. Percentage of customers, according to first responders, who are willing to switch from the initial inquiry, %

I Да, я прислушиваюсь к рекомендациям в аптеке

I Нет, я всегда стараюсь покупать то, что мне назначил врач или я пробовал/а до этого

I Иногда, если цена значительно ниже

Рис. 17. Мнение покупателей относительно замены препаратов

в аптеке, %

Fig. 17. Opinion of customers regarding substitution of drugs in the pharmacy, %

Отдаю предпочтение импортным I Выбор ЛП не зависит от происхождения препарата

Рис. 18. Предпочтения в назначениях, врачей-педиатров, % Fig. 18. Preferences in prescriptions of pediatricians, %

Далее мы задали уточняющий вопрос потребителям: «Каким препаратам вы больше всего доверяете?» (рис. 20).

Мнение потребителей частично не совпало с мнением перво-стольников, почти 60% опрошенных ответили, что выбор препарата не зависит от производителя, 38% отдают предпочтения импортным лекарственным препаратам, и только 3% — отечественным. Отметим, что ответы совпадают с ответами в исследовании, которое проводила компания /рзозсо 2 кв. 2022 — по 4 кв. 2022 года (выборка 5060 респондентов, география — более 100 городов России)**, где 53% респондентов ответили, что выбор препарата не зависит от страны-производителя, 25,3% затрудняются с ответом, и 21,7% ответили, что страна-производитель имеет значение.

Завершающий блок вопросов был адресован врачам-педиатрам, первый из них: из каких источников предпочитаете получать информацию о препаратах? (рис. 21)

Как видим, наиболее предпочтительные источники — конференции/конгрессы/форумы — это порядка 71% голосов, визиты медицинских представителей — 67,7%, интернет — 61,3% и профессиональная литература — 54,8% голосов, менее популярный источник информации — круглые столы, которые чаще всего организуют медицинские представители в лечебных учреждениях.

Интересно, что похожий опрос проводила и компания /рзоз. 54% опрошенных врачей отдали предпочтение источнику «электронные справочники», 34% —

личным визитам медицинских представителей, 27% — печатным изданиям, 26% — онлайн-семи-нарам и вебинарам, 18% — конгрессам и семинарам офлайн, 13% — специализированным печатным изданиям (количество

7%

выборки и география исследования не была уточнена).

Далее нами были заданы некоторые уточняющие вопросы. Первый — на выявление отношения врачей к медицинским представителям (рис. 22).

Больше доверяю отечественным препаратам Больше доверяю импортным препаратам Выбор ЛП не зависит от происхождения препарата

Рис. 19. Предпочтение покупателей в выборе лекарственных препаратов, % Fig. 19. Preference of customers in the choice of medicines, %

Больше доверяю отечественным препаратам

Больше доверяю импортным препаратам

Выбор препаратов не зависит от производителя препарата

Рис. 20. Предпочтения потребителей относительно импортных и отечественных препаратов, % Fig. 20: Consumers' preferences for imported and domestic drugs, %

Профессиональная литература Интернет

От представителей компаний Круглые столы Конференции / конгрессы / форумы

54 8%

61,3%

67,7%

71,0%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80%

Рис. 21. Источники получения информации о препаратах

у врачей-педиатров, % Fig. 21: Sources of drug information among pediatricians, %

I Мне нравится общаться с медицинскими представителями

I Медпредставители часто бывают назойливыми

I Для меня важна информация от медицинских представителей

Рис. 22. Отношение врачей к медицинским представителям, % Fig. 22. Attitude of physicians to medical representatives, %

** РИагтсЮ «Мнение провизоров, фармацевтов», Осень 2021 - Осень 2022 . [Электронный ресурс]. - Режим доступа: И^рз:// www.ipsos.ru (дата обращения: 12.01.2024).

I Мне нравится принимать участие в мероприятиях компаний

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Я предпочитаю слушать вебинары

■ У меня нет возможности посещать мероприятия и участвовать в вебинарах

Рис. 23. Отношение врачей к образовательным мероприятиям, % Fig. 23. Attitude of physicians to educational activities, %

Большая часть респондентов дали положительный отзыв о представителях компаний и только 10% респондентов ответили, что медицинские представители часто бывают назойливыми.

Второй уточняющий вопрос касался образовательных мероприятий (рис. 23).

Больше половины респондентов предпочитают посещать офлайн-мероприятия компаний, 32% отдают предпочтения вебинарам и около 13% опрошенных не имеют возможности посещать мероприятия.

Заключение (СопсШэюп)

В заключение отметим, что тренды в поведении участников фармацевтического рынка, которые были актуальны несколько лет назад, начинают претерпевать изменения. Неизменным остается выбор качественного и эффективного лекарственного препарата.

На основании проведенного исследования можно отметить ряд изменений. Первые изменения касаются поведенческих принципов

потребителей — наблюдается снижение доли респондентов, обращающих внимание на рекламу лекарственных препаратов на ТВ. Второй интересный тренд — снижение приверженности провизоров оригинальным препаратам. Такая тенденция может быть связана с определенными установками руководства аптечных учреждений, когда в приоритетную рекомендацию включены дженери-ческие препараты компаний-партнеров аптечной сети. Этот тренд непосредственно начинает оказывать влияние на предпочтения конечных потребителей, они переключаются на рекомендуемые им препараты-аналоги, что приводит к росту доли рынка отечественных производителей. Врачебное сооб-

щество все еще отдает предпочтение оригинальным препаратам. Следующий тренд: переориентация с импортных препаратов на отечественные, которой способствует рост цен, дефектура и определенные установки в аптечных сетях. Зарубежным компаниям становится все сложнее продвигать свои препараты на территории РФ. Что же касается предпочтений получения информации о препаратах у врачей, то основными источниками являются личные визиты медицинских представителей, Интернет/электронные справочники, профессиональная литература и уже потом образовательные мероприятия, где самым приоритетным является офлайн-формат.

ИСТОЧНИКИ (References)

1. Актуализация вовлечения фармацевтов в осуществление допродаж товаров в аптеках / В. А. Бондаренко, В. Н. Вол-ненко, А. И. Ладыга, Ю. В. Солянская // Экономика устойчивого развития. — 2023. — № 1(53). — С. 145—149. — DOI 10.37124/20799136_2023_1_53_145. - EDN XYBUOW.

2. Бондаренко, В. А Особенности выведения безрецептурного продукта на фармацевтический рынок. Построение коммуникационной стратегии / В. А. Бондаренко, Ю. В. Солянская // Маркетинговые коммуникации. — 2023. — № 2. — С. 114—122. — DOI 10.36627/2619-1407-2023-2-2-114-122. — EDN BOLSEN.

3. Воронов, А. А. Ключевые идеи концепции маркетинга отношений в отраслях и видах деятельности / А. А. Воронов, С. В. Семенова, Т. С. Попова // Проблемы и перспективы формирования маркетинговых стратегий в условиях нестабильных рынков: материалы VI Международной научно-практической конференции, Краснодар, 17—18 ноября 2021 года. — Краснодар: Кубанский государственный университет, 2021. — С. 89—93. — EDN HYIAVP.

4. Тхориков, Б. А. Разработка технологии управления имиджем медицинского учреждения / Б. А. Тхориков, И. В. Спи-чак // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. — 2008. — № 8(48). — С. 216—220. — EDN MVNEYZ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.