ISSN 2307-9266 e-ISSN 2413-2241
ФАРМАЦИЯ И ФАРМАКОЛОГИЯ
УДК 615.12:615.035.1
ПРОБЛЕМЫ ОТВЕТСТВЕННОГО САМОЛЕЧЕНИЯ ПРИ СИМПТОМАХ АЛЛЕРГИИ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
В.А. Израфилова1, С.Н. Егорова2, Г.Х. Гарифуллина2, Т.А. Ахметова2
1 ООО «МегаФарм Казань»
420133, Россия, г. Казань, ул. Гаврилова, 30а
2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации 420012, Россия, г. Казань, ул. Бутлерова, 49
E-mail: [email protected]
Получена 15.02.2020
Принята к печати: 15.08.2020
Распознавание и устранение пациентом симптомов аллергии, с помощью противоаллергических лекарственных препаратов (ЛП), разрешенных к отпуску без рецепта врача, является одним из актуальных направлений ответственного самолечения.
Цель. Изучение особенностей потребительского поведения посетителей аптеки при выборе противоаллергических лекарственных препаратов безрецептурного отпуска и выявление проблем фармацевтического консультирования при симптомах аллергии в рамках ответственного самолечения.
Материалы и методы. Социологический опрос в форме анкетирования, графоаналитический, сравнительный анализ. Результаты. Сформирован среднестатистический портрет покупателя противоаллергических лекарственных препаратов, разрешенных к отпуску без рецепта врача, в аптеках г. Казани: женщина в возрасте 18-44 года, имеет семью из 3-4 человек, среднего уровня финансового достатка, при этом готова потратить на покупку противоаллергических лекарственных препаратов от 101 до 500 рублей; покупает противоаллергические лекарственные препараты не в первый раз. Основным причинами обращения являются: сыпь на коже, покраснение и зуд, которые наблюдались ранее. Аллергическая природа заболевания была установлена врачом. Для среднестатистического потребителя противоаллергических лекарственных препаратов, разрешенных к отпуску без рецепта врача, важным критерием при выборе лекарства являются эффективность, безопасность, рекомендации врача и цена. Покупки совершаются для себя или ребенка. Аптечным ассортиментом противоаллергических лекарственных препаратов безрецептурного отпуска покупатели удовлетворены. Советам аптечного работника посетители аптек в основном доверяют и считают их работниками здравоохранения, однако, их главной целью считают не только оказание фармацевтической помощи, но и получение прибыли от продажи лекарств. Выявлены недостатки фармацевтического консультирования при отпуске противоаллергических лекарственных препаратов безрецептурного отпуска (ЛП БРО): неправомерное выставление диагноза фармацевтическим работником и отсутствие рекомендаций о необходимости консультации врача; неполное предоставление информации по вопросам применения, хранения, возможности взаимодействия с другими лекарствами и пищей. Заключение. Неправомерное выставление диагноза и неполное предоставление информации фармацевтическим работником о противоаллергических лекарственных препаратах, разрешенных к отпуску без рецепта врача, требуют разработки алгоритма фармацевтического консультирования при обращении в аптеку с симптомами аллергии. Ключевые слова: потребитель; аптека; противоаллергические лекарственные препараты; безрецептурный отпуск; фармацевтическое консультирование
PROBLEMS OF RESPONSIBLE SELF-MEDICATION OF ALLERGY SYMPTOMS AND FARMACEUTICAL COUNSELING
V.A. Izrafilova1, S.N. Egorova2, G.Kh. Garifullina2, T.A. Akhmetova2
1 Limited Liability Company «MegaPharm Kazan» 30/a, Gavrilov St., Kazan, Russia, 420133
2 Kazan State Medical University
49, Butlerov St., Kazan, Russia, 420012
E-mail: [email protected]
Received 15 Feb 2020 Accepted 15 Aug 2020
Для цитирования: В.А. Израфилова, С.Н. Егорова, Г.Х. Гарифуллина, Т.А. Ахметова. Проблемы ответственного самолечения при симптомах аллергии и фармацевтическое консультирование. Фармация и фармакология. 2020;8(5):354-361. DOI: 10.19163/2307-9266-2020-85-354-361
© В.А. Израфилова, С.Н. Егорова, Г.Х. Гарифуллина, Т.А. Ахметова, 2020
For citation: V.A. Izrafilova, S.N. Egorova, G.Kh. Garifullina, T.A. Akhmetova. Problems of responsible self-medication of allergy symptoms and farmaceutical counceling. Pharmacy & Pharmacology. 2020;8(5):354-361. DOI: 10.19163/2307-9266-2020-8-5-354-361
PHARMACY & DOI: 10.19163/2307-9266-2020-8-5-354-361
PHARMACOLOGY
Cure of allergy symptoms reported by a patient with the help of non-prescription antiallergic drugs, is one of the important aspects of a responsible self-medication.
The aim of the study is to assess the peculiarities of consumers' behavior as pharmacy visitors, when choosing nonprescription antiallergic drugs, and to identify potential problems of pharmaceutical counseling for allergy symptoms regarding the responsible self-medication.
Materials and methods. Sociological survey in the form of a questionnaire; graphoanalytical and comparative analyses. Results. The profile of an over-the-counter antiallergic drugs buyer in the pharmacies of Kazan was assessed in the following way: it is a woman aged 18-44 of a middle level of income, having a family of 3-4 people, ready to spend from 101 to 500 rubles on the purchase of antiallergic drugs, buying anti-allergic drugs not for the first time. The main reasons to seek for treatment were skin rash, redness and itching, which had also been observed in the past. The allergic nature of the disease had already been confirmed by the doctor. For the average consumer of over-the-counter antiallergic drugs, the most important criteria for choosing a medicine were: efficiency, safety, the doctor's recommendations and price. The medicines were purchased for the visitors themselves or their children. The customers were satisfied with the choice of non-prescription antiallergic medicines available in the pharmacy. The visitors generally trusted the pharmacists' advice and recognized them as health professionals, but considered that the main goal was not only to provide a pharmaceutical care, but also to profit from the sale of the drugs. The following flaws of pharmaceutical counseling when dispensing non-prescription antiallergic drugs, were identified: an improper diagnosis by a pharmaceutical specialist, the lack of recommendations to consult a doctor, incomplete provision of information on the use, storage, and the possibility of interaction with other drugs and food. Conclusion. Misdiagnosis and incomplete provision of information by pharmaceutical specialists on antiallergic the drugs that are approved for the over-the-counter dispensing, require the implementation of a pharmaceutical consultation algorithm for the visitors contacting a pharmacy with allergy symptoms.
Keywords: consumer; pharmacy; antiallergic drugs; over-the-counter drugs; pharmaceutical counseling
ВВЕДЕНИЕ
Исследование потребления лекарственных препаратов является неотъемлемым компонентом системы рационального использования лекарств [1]. Особую актуальность, как в отечественной, так и в зарубежной медицине, в настоящее время, приобретают вопросы самолечения населения. На отечественном фармацевтическом рынке отмечается увеличение продаж лекарственных средств, разрешенных к отпуску без рецепта врача [2], при этом, возрастают роль и ответственность фармацевтического персонала аптек как специалистов системы здравоохранения [3-5].
В соответствии с профессиональным стандартом «Провизор»1, деятельность провизора в Российской Федерации имеет важное значение в профилактической работе с населением («информационно-просветительская работа по пропаганде здорового образа жизни»),а именно: в обеспечении рационального использования лекарственных средств как назначенных врачом, так и разрешенных к отпуску из аптек без рецепта врача - в рамках ответственного самолечения («квалифицированная фармацевтическая помощь населению и пациентам медицинских организаций», «информирование населения и медицинских работников о лекарственных препаратах и других товарах аптечного ассортимента»). При этом, Профессиональный стандарт оговаривает необходимость «соблюдения морально-этических норм в рамках профессиональной деятельности», что определяет социальную ответственность провизора в
1 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 марта 2016 г. № 91н «Об утверждении профессионального стандарта «Провизор»), URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_196697/
сохранении и укреплении здоровья населения, формировании здорового образа жизни, что особенно важно для обоснованного, эффективного и безопасного использования безрецептурных лекарственных препаратов, учитывая рост их активной рекламы и других способов продвижения [6, 7].
Аллергические заболевания являются одной из главных мировых проблем здравоохранения [8,9], а устранение разнообразных симптомов аллергии, распознанных пациентом самостоятельно, с помощью противоаллергических лекарственных препаратов безрецептурного отпуска (ЛП БРО) - одним из актуальных направлений ответственного самолечения [10, 11]. Однако, зарубежные стандартизованные протоколы провизора (фармацевта) по консультированию посетителей аптеки при отпуске безрецептурных лекарственных препаратов при симптоматическом лечении аллергии, не в полной мере применимы к реалиям отечественной фармацевтической практики, в связи с различиями в ассортименте лекарственных средств и в порядке их отпуска из аптек [12, 13].
С точки зрения маркетинговых исследований, изучение потребителей ЛП необходимо для определения модели поведения потребителя, формирования рационального ассортимента ЛП БРО в аптечной организации, а также для выявления проблем, связанных с неудовлетворенностью потребителя услугой, оказываемой аптекой, ценовой доступностью необходимых лекарственных средств и качеством оказания фармацевтической помощи населению [14, 15]. На отечественном фармацевтическом рынке представлен широкий ассортимент противоаллергических ЛП БРО [16]. В связи с этим, важным этапом совершенствова-
ISSN 2307-9266 e-ISSN 2413-2241
ФАРМАЦИЯ И ФАРМАКОЛОГИЯ
ния фармацевтической помощи, при ответственном самолечении, является изучение портрета среднестатистического потребителя противоаллергических ЛП БРО и выявление проблем фармацевтического консультирования при симптомах аллергии.
ЦЕЛЬ. Изучение особенностей потребительского поведения посетителей аптеки при выборе противоаллергических лекарственных препаратов безрецептурного отпуска и выявление проблем фармацевтического консультирования при симптомах аллергии в рамках ответственного самолечения.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Для реализации поставленной цели, была разработана авторская анкета для посетителей аптеки, обратившихся к фармацевтическому работнику по вопросам приобретения и/или применения противоаллергических ЛП БРО. Анкета включала в себя 18 вопросов, объединенных в 5 блоков: социально-демографические характеристики посетителя аптеки - потребителя противоаллергических ЛП БРО; самооценка состояния здоровья в отношении симптомов аллергии; характеристики покупки; поведенческие характеристики; оценка качества оказанной фармацевтической помощи.
Анкетирование проводили в аптечных пунктах сети «МегаФарм Казань» (г.Казань) в период февраль-декабрь 2018 г.; всего опрошено 100 респондентов. Обработку данных проводили с использованием программы MSO Excel.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
В результате исследования социально-демографических характеристик установлено, что среди посетителей аптеки, обратившихся к фармацевтическому работнику по вопросам приобретения и/или применения противоаллергических ЛП БРО при симптомах аллергии, наибольшую группу составляют женщины (67% от общего количества анкетируемых). Большинство опрошенных имеют возраст от 18 до 44 лет (43%).
Наибольшая группа (32%) потребителей противоаллергических ЛП БРО имеют семью из 4 и более человек; 31% - из 3 человек; 20% - из 2 человек; 17% отметили, что одиноки.
Важными социально-демографическими характеристиками являются доходы и ежемесячные затраты на покупку противоаллергических ЛП БРО. Эти данные позволяют оценить уровень жизни респондента, оказывающий существенное влияние на выбор и потребление изучаемой группы ЛП.
К людям среднего достатка себя отнесли 43% опрошенных; 37% - к малообеспеченным; 13% - к достаточно обеспеченным; 7% отметили свой доход как «выше среднего». Только 22% потребителей готовы приобрести противоаллергические ЛП БРО за цену выше 500 рублей; сумму от 101 до 500 рублей готовы
потратить 43%, а до 100 рублей - 35% респондентов.
По частоте покупок противоаллергических ЛП БРО анкетируемые распределились следующим образом: постоянно покупают - 22%; редко - 49%; впервые совершили покупку - 29%.
Далее нами были установлены преобладавшие симптомы аллергии, чаще всего, являющиеся поводом для самостоятельного выбора и покупки противоаллергических ЛП БРО (рис. 1).
Данные, представленные на рисунке 1, свидетельствуют о том, что большинство респондентов -потребителей противоаллергических ЛП БРО (45%) обратились в аптеку с преобладающим симптомом «сыпь на коже». Покраснение и зуд кожи и слизистых стали поводом обращения в аптеку за противоаллергическими ЛП БРО у 27% пациентов. С такими симптомами, как аллергический насморк, чихание и кашель, слезотечение в аптеку обратились соответственно: 8%, 10% и 5% пациентов. Респонденты в количестве 5% обратились в аптеку за противоаллергическими ЛП БРО вследствие наличия симптомов одышки и затрудненного дыхания.
Впервые заметили названные выше симптомы 35% респондентов, а 65% посетителей наблюдали их ранее.
Диагноз аллергического заболевания ранее был поставлен врачом половине опрошенных (51%); 15% респондентов консультировались в аптеке с фармацевтическим работником и предположили аллергическую природу беспокоящих их симптомов; такое же количество респондентов (15%) сами заключили, что у них аллергия; 19% респондентов решили, что у них имеются проявления аллергии, на основании изучения информации в сети «Интернет» (рис. 2).
Самыми важными критериями для респондентов при выборе противоаллергических ЛП БРО оказались эффективность (90%), безопасность (89%) и рекомендации врача (87%). Чуть меньшее значение для респондентов имеет цена лекарственного средства (70%). Для половины опрошенных имеет значение лекарственная форма, а 60% респондентов отмечают также важность кратности приема ЛП БРО. Такие характеристики ЛП БРО, как производитель и оригинальность (референтный или воспроизведенный ЛП) оказались важными для 35% и 25% анкетируемых соответственно (рис. 3).
Опрошенные посетители аптеки чаще всего покупали противоаллергические ЛП БРО для себя (45%) и для ребенка (30%). Однако, 9% респондентов приобрели противоаллергические ЛП БРО «про запас» в домашнюю аптечку, а 16% - для других взрослых членов семьи.
Подавляющее большинство респондентов оценило ассортимент противоаллергических ЛП БРО в аптечных организациях ООО «МегаФарм» как широкий - 78%; однако, 22% посетителям он показался недостаточным.
PHARMACY & DOI: 10.19163/2307-9266-2020-8-5-354-361
PHARMACOLOGY
Какие симптомы аллергии Вы наблюдаете?
■ Покраснение изуд ■ Сыпь на коже Аллергический насморк Слезоточение
■ Чихание, кашель ■ Одышка,затрудненностьдыхания
Рисунок 1 - Симптомы, являющиеся поводом для обращения в аптеку за противоаллергическими лекарственными препаратами безрецептурного отпуска
Почему Вы решили, что у Вас аллергия?
Консультировался в аптеке Решил самостоятельно
Рисунок 2 - Источник сведений об аллергической природе симптомов - причин обращения в аптеку
Рекомендация врача Кратно стьприема Оригинальный (дженерик) Производитель (зарубежный или отечественный) Лекарственная форма Безопасность Эффективность Цена
10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
Рисунок 3 - Оценка критериев выбора покупателями противоаллергических лекарственных препаратов
безрецептурного отпуска
ISSN 2307-9266 e-ISSN 2413-2241
ФАРМАЦИЯ И ФАРМАКОЛОГИЯ
Источник информации по выбору противоаллергических лекарственных препаратов безрецептурного отпуска
■ Рекомендации врача ■ Собственное желание • Реклама Советзнакомых
■ Совет аптечного работника
Рисунок 4 - Источник информации по выбору противоаллергических лекарственных препаратов
безрецептурного отпуска
Ничего не предложил Предложил много ненужных препаратов
Предложил только дорогие
Предложил на выбор АГ ЛП БРО разных ценовых категорий
Рекомендовал обратиться к врачу Поставил диагноз Подробно расспросил о симптомах
О 10 20 30 40 50 60 70 Рисунок 5 - Действие аптечного работника при обращении с симптомами аллергии
Консультирование при отпуске противоаллергического лекарственного препарата без рецептурного отпуска : (%)
■ Особенности хранения препарата в домашнихусловиях
■ Возможность взаимодействия выбранного препарата сдругими лекарствами и пищей
Спо со б пр име не ния
Дозы и кратностьприема лекарственного препарата
Рисунок 6 - Консультирование при отпуске противоаллергических лекарственных препаратов
безрецептурного отпуска
PHARMACY & DOI: 10.19163/2307-9266-2020-8-5-354-361
PHARMACOLOGY
При совершении покупки противоаллергических ЛП БРО, наибольшее количество респондентов ориентировались на рекомендацию врача (66%), наименьшее (1%) - на совет знакомых. По собственному усмотрению совершали выбор противоаллергических ЛП БРО - 15% респондентов; по совету фармацевтического работника - 10%; под воздействием рекламы противоаллергические ЛП БРО приобрели 8% респондентов (рис. 4).
Установлено, что советам аптечного работника доверяют 90% лиц, обратившихся за покупкой противоаллергических ЛП БРО, но 10% респондентов не доверяют по тем или иным причинам.
Следующий блок вопросов позволил нам оценить качество фармацевтического консультирования, т.е. соблюдение работниками аптек требований Приказа Министерства здравоохранения РФ от 31.08.2016 г. №647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения»2. При анализе действий фармацевтических работников, в случае обращения посетителя аптеки с симптомами аллергии установлено, что специалисты аптек чаще всего (в 60% случаях) предлагали на выбор противоаллергические ЛП БРО разных ценовых категорий; 38% респондентов считали, что им предложили только дорогие ЛП; 24% - ненужные ЛП. По мнению 48% анкетируемых, фармацевтический работник подробно расспросил их о симптомах - причинах обращения в аптеку в рамках ответственного самолечения, а 30% - даже поставил диагноз. Только четверть из опрошенных указали, что аптечный работник рекомендовал обратиться к врачу, а 15% потребителей оценили действия работника как «ничего не предложил» (рис. 5).
При ответе на вопрос о действиях фармацевтического работника при обращении с симптомами аллергии, 29% опрошенных отметили, что при отпуске противоаллергических ЛП БРО аптечный работник обратил их внимание на способ применения приобретаемого лекарственного средства (дозы и кратность приема); 25% - на возможные взаимодействия с другими лекарствами и пищей; 17% - на особенности хранения ЛП БРО в домашних условиях (рис. 6).
Следует отметить, что утверждение профессионального стандарта «Провизор» и Приказа Министерства здравоохранения РФ от 31.08.2016 г. № 647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения» повысило качество оказания информационно-консультационных услуг: в исследовании О.А. Рыжовой, Т.Л. Мороз (2016) было выявлено, что 50% фармацевтических работников вообще не предоставляют никакой информации при отпуске лекарственных средств [17]. Однако, действующие
2 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31.08.2016 г. № 647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210618/
рекомендации по фармацевтическому консультированию имеют общий характер [18, 19].
При анализе мнения потребителей о функциях фармацевтического работника установлено, что 60% покупателей противоаллергических ЛП БРО отождествляют аптечных работников с работниками здравоохранения. К работникам торговли аптечных работников отнесли 22% опрошенных, еще 18% респондентов затруднились ответить.
При ответах на вопрос об основной цели аптечного работника, только 57% опрошенных считают основной целью является оказание фармацевтической помощи; 27% указали приоритетным получение прибыли от продажи лекарств, а 16% респондентов считают, что аптечный работник заинтересован как в прибыли, так и в оказании фармацевтической помощи.
Таким образом, фармацевтический работник имеет высокий авторитет в глазах посетителя аптеки, как представитель системы здравоохранения. Возрастающая роль фармацевтического работника как специалиста системы здравоохранения отмечается Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), Международной фармацевтической федерацией ^1Р), в научных публикациях отечественных и зарубежных ученых [20-23]. В то же время, в России для фармацевтических работников (в отличие от врачей) отсутствуют стандартизованные и утвержденные протоколы фармацевтического консультирования при симптомах - причинах обращения в аптеку в рамках ответственного самолечения.
Выполняя медицинские функции - расспрашивая посетителя аптеки о симптомах аллергии и, даже, выставляя диагноз (рис. 5), фармацевтический работник опирается на профессиональный опыт, не имея руководства по фармацевтическому консультированию, а именно по симптомам, которые являются наиболее частыми причинам обращения в аптеку в рамках ответственного самолечения.
Существует международный опыт использования в фармацевтической практике протоколов провизора (фармацевта) при отпуске безрецептурных ЛС промышленного производства, в частности при симптоматическом лечении аллергии [24]. Протоколы предназначены для информационного обеспечения отпуска лекарственных препаратов при обращении пациента или его представителя в аптечную организацию без рецепта врача. Протоколы содержат перечень стандартизованных вопросов, в частности, при обращении в аптеку с симптомами аллергии протоколы устанавливают необходимость выяснения:
1. У кого возникла проблема (пациент, члены семьи, знакомые - дети или взрослые);
2. Как давно возникло недомогание и сколько времени длится;
3. Какие меры приняты перед обращением в аптеку;
4. Какие лекарства уже приняты для облегчения состояния.
ISSN 2307-9266 e-ISSN 2413-2241
Важное значение для своевременного оказания медицинской помощи имеет включение в состав протоколов перечня симптомов и угрожающих состояний при аллергии, которые требуют немедленного обращения к врачу: общая слабость, падение артериального давления, удушье, признаки отека гортани (хриплый голос, «лающий» кашель), отечность верхней половины лица, кровянистые выделения из носа, неврологические симптомы (беспокойство, чувство страха, повышенная двигательная активность), тошнота, рвота, боль в животе. В этих случаях пациенту необходимо обратиться за неотложной медицинской помощью. Протоколы также указывают на необходимость обращения к врачу, если проявления аллергии не проходят или эпизодически повторяются при приеме ЛС БРО в течение суток, или во время лечения возникают новые симптомы аллергии. В алгоритмах, также, приводится перечень вопросов, касающихся наличия симптомов аллергии: установлен ли диагноз врачом, имеется ли связь симптомов с возможным контактом с аллергенами (шерсть домашних животных, период цветения растений, контакт с химическими веществами, укусы насекомых и т.д.). Протоколы приводят перечень ЛС БРО при симптоматическом лечении аллергии, рекомендации относительно режима дозирования препаратов, условий приема, срока лечения, правил хранения, предостережения о возможных побочных эффектах, взаимодействиях, противопоказания, а также по устранению контакта с возможными аллергенами, гигиеническим мероприятиям и режиму питания. Подобные протоколы фармацевтического консультирования должны разрабатываться в каждом государстве с учетом нормативно-правового регулирования порядка отпуска ЛС из аптечных организаций, ассортимента ЛП БРО, специфики аллергических заболеваний и гигиенических норм и традиций [13, 25, 12].
При анкетировании посетителей аптек были выявлены недостатки в фармацевтическом консультировании касательно симптомов аллергии. Установлено, что фармацевтические работники предлагали много ненужных лекарственных препаратов, предлагали только дорогие препараты, выставляли диагноз, не предоставляли информацию о необходимости обращения к врачу, о кратности и особенностях приема ЛС БРО. Несмотря на требования приказа МЗ РФ №647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для
ФАРМАЦИЯ И ФАРМАКОЛОГИЯ
медицинского применения», только 25% фармацевтических работников обратили внимание посетителя и на возможные взаимодействия с другими лекарствами и пищей и 17% - на особенности хранения ЛП БРО в домашних условиях.
Разработка протоколов фармацевтического консультирования при безрецептурном отпуске ЛС в Российской Федерации будет способствовать повышению качества оказания фармацевтической помощи в аптечных организациях как составляющей системы здравоохранения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сформирован среднестатистический портрет покупателя противоаллергических ЛП БРО в аптеках г. Казани: женщина в возрасте 18-44 года, имеет семью из 3-4 человек, среднего уровня финансового достатка, при этом готова потратить на покупку противоаллергических ЛП БРО от 101 до 500 рублей, покупает противоаллергические ЛП БРО не в первый раз. Основным причинами обращения в аптеку за приобретением противоаллергических ЛП БРО являются сыпь на коже, покраснение и зуд. Указанные симптомы появлялись ранее, в предыдущем случае аллергическая природа заболевания была установлена врачом. Для среднестатистического потребителя противоаллергических ЛП БРО важным критерием при выборе ЛП являются эффективность, безопасность, рекомендации врача и цена. Покупки совершаются для себя или ребенка. Аптечным ассортиментом противоаллергических ЛП БРО покупатели удовлетворены. Советам аптечного работника посетители аптек в основном доверяют и считают их работниками здравоохранения, но их главной целью считают не только оказание фармацевтической помощи, но и получение прибыли от продажи лекарств. Выявлены недостатки фармацевтического консультирования при отпуске противоаллергических ЛП БРО: неправомерное выставление диагноза фармацевтическим работником и отсутствие рекомендаций о необходимости консультации врача, неполное предоставление информации по вопросам применения, хранения, возможности взаимодействия с другими лекарствами и пищей.
Установлена необходимость разработки стандартизованного алгоритма фармацевтического консультирования при обращении в аптеку с симптомами аллергии в рамках ответственного самолечения.
ФИНАНСИРОВАНИЕ
Данная работа не имела финансирования от сторонних организаций.
АВТОРСКИЙ ВКЛАД
Все авторы в равной степени внесли свой вклад в исследовательскую работу.
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Scientific and Practical Journal
PHARMACY & PHARMACOLOGY
RESEARCH ARTICLE
DOI: 10.191б3/2307-92бб-2020-8-5-354-3б1
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
1. Чеберда А.Е. Исследования потребления лекарственных средств // Качественная клиническая практика. -2017. - №1. - С. 42-45.
2. Овод А.И. Коммерческий сегмент фармацевтического рынка России // Иннов: электронный научный журнал. - 2018. - № 2. URL: http://www.innov.ru/science/economy/kommerche-skiy-segmentfarmatsevtich/ (дата обращения: 31.10.2019)
3. Эльяшевич Е.Г. Новые функции провизора на современном этапе развития фармации // Вестник Витебского государственного медицинского университета.
- 2015. - Т. 14. - №1. - С. 6-11.
4. World Health Organization [Internet]. The Role of the Pharmacist in Self-Care and Self-Medication. - 1998. - 17 p. [cited 2019 Oct 31]. Available from: http://apps.who. int/medicinedocs/pdf/whozip32e/whozip32e.pdf
5. Toklu H.Z., HussainA. The changing face of pharmacy practice and the need for a new model of pharmacy education // Journal of Young Pharmacists. - 2013. - Vol. 5. - No.2. - P. 38-40. DOI: 10.1016/j.jyp.2012.09.001
6. Нефедов И.Ю., Нефедова И.Ю. Социальная роль провизора в сохранении и укреплении здоровья человека // Вестник медицинского института «Реавиз». - 2018.
- № 6. - С. 168-171.
7. Нестеров Г.В., Бабаскина Л.И., Лобутева Л.А. Анализ влияния рекламы лекарственных средств на выбор потребителя // Advanced Science: сборник статей V Международной научно-практической конференции; отв. редактор Г.Ю. Гуляев. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2018. - С. 216-219.
8. Маслова Л. Диагностика и лечение аллергических заболеваний // Наука и инновации. - 2014. - №6. - С. 23-26.
9. Эрназарова Х.Х., Адылова З.У. Распространенность аллергических заболеваний в мире // International scientific review. - 2017. - № 2. - С. 111-113.
10. Данилычева И.В., Шульженко А.Е. Восприятие аллергии и выбор противоаллергических препаратов пациентами. Фокус-групповые дискуссии // Российский аллергологический журнал. - 2014. - №6. - С. 25-31.
11. Nishizawa M. Issues and Prospects from the OTC Industry vis a vis Pharmaceutical Education and OTC Medicines // Yakugaku Zasshi. - 2016. - Vol. 136. - No.7. - P. 955-63. DOI: 10.1248/yakushi.15-00257-5.
12. Зупанец I. А., Лщишина О.М., Шилкша О.О., Бездiтко Н.В., Доброва В.Э. Протоколи провiзора (фармацевта)
- важлива складова системи стандартизацп медичноi допомоги // Управлшня, економта та забезпечення якосп в фармацп. - 2015. - № 3. - С. 12-17.
13. Зупанець 1.А., ^мшов О.Ф., Зайченко Г.В., Бездiтко Н.В., Лщишина О.М., Шилкша О.О. Належна фармацевтична практика: iмплиментация протоколiв провiзора/фарма-цевта у тслядипломну освпу спе^влк^в фармацп // Кл^чна фарма^я. - 2015. - Т. 19. - №4. - С. 4-8.
14. Леонтьева Ф.Р., Яровиков Г.С., Егорова С.Н. Социальный портрет посетителя государственной аптеки: влияние финансового кризиса (на примере аптек ГУП «Медицинская техника и фармация Татарстана») // Медицинский альманах. - 2010. - №1. - С. 201-203.
15. Лесонен А.С., Лоскутова Е.Е., Виноградова И.А. Сравнительная оценка фармакоэкономической доступности противоаллергических антигистаминных лекарственных препаратов // Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье». - 2014. - № 4. - С. 78-83.
16. Израфилова В.А., Гарифуллина Г.Х., Егорова С.Н. Исследование регионального рынка противоаллергических лекарственных препаратов безрецептурного отпуска в Республике Татарстан // Медицинский альманах. -2017. - Т. 3. - № 48. - С.183-186.
17. Рыжова О.А., Мороз Т.Л. Проблемы консультационного сопровождения безрецептурного отпуска лекарственных препаратов // Медицинский вестник Башкортостана. - 2016. - Т. 11. - № 5. - С. 49-53.
18. Абросимова Н.В., Крюкова И.В., Бадяев И.В. Оценка работы аптечной организации в рамках ответственного самолечения // Здравоохранение Дальнего Востока. - 2013. - № 4. - С. 79-83.
19. Чупандина Е.Е., Куролап М.С., Терновая Н.А. Выявление резервов повышения эффективности фармацевтического консультирования населения // Сеченовский вестник. - 2017. - № 4. - С. 70-73.
20. Нефедов И.Ю., Нефедова И.Ю. Изучение востребованности населением информационно-просветительской работы провизора // Вестник медицинского института «Реавиз». - 2018. - № 6. - С. 172-175.
21. Карабулова З.Б., Шопабаева А.Р. Анализ качества фармацевтического обслуживания при самолечении в аптеках города Алматы // Фармация Казахстана. - 2015.
- № 6. - С. 13-16.
22. Sansgiry S.S., Bhansali A.H., Bapat S.S., Xu Q. Abuse of over-the-counter medicines: a pharmacist's perspective // Integr Pharm Res Pract. - 2016. - Vol. 6. - P. 1-6. DOI: 10.2147/IPRP.S103494.
23. Smith P., Price D., Harvey R., Carney A.S., Kritikos V., Bosnic-Anticevich S.Z., Christian L., Skinner D., Carter V., Durieux A.M.S. Medication-related costs of rhinitis in Australia: a NostraData cross-sectional study of pharmacy purchases // J Asthma Allergy. - 2017. - Vol. 10. -P. 153-161. DOI: 10.2147/JAA.S128431.
24. Яковлева О.О., Барало Р.П., Побережна Я.1. Мотиващя дш провiзорiв в аптеках при реалiзацií н1-пстамшобло-каторiв // Вкник фармацп. - 2013. - № 2. - С. 78-80.
25. ЛЩишина О.М., Шилкша О.О., Доброва В.£., Протс-нова В.В., Колодезна Т.Ю. Аналiз стану впровадження протоколiв провiзора (фармацевта) у практичну дiяль-ысть аптечних закладiв Укра'ни // Кл^чна фарма^я.
- 2015. - №3. - С. 11-16.
АВТОРЫ
Израфилова Венера Анваровна - заведующая аптечными пунктами ООО «МегаФарм Казань». ORCID ID: 0000-0002-8108-479X. E-mail: [email protected]
Егорова Светлана Николаевна - доктор фармацевтических наук, профессор, заместитель директора по образовательной деятельности Института фармации ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России. ORCID ID: 0000-0001-7671-3179. E-mail: svetlana.egorova@ kazangmu.ru
Гарифуллина Гюзель Хисамовна - кандидат фармацевтических наук, доцент Института фармации ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России. ORCID ID: 00000001-6994-0904. E-mail: [email protected]
Ахметова Татьяна Александровна - кандидат фармацевтических наук, доцент Института фармации ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России. ORCID ID: 0000-0003-0858-2861. E-mail: [email protected]