Научная статья на тему 'КАЧЕСТВО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ'

КАЧЕСТВО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
82
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / КАЧЕСТВО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Колесников А.С., Мальцев Е.А., Хуссейн М.А., Филина И.А.

Получение актуальных маркетинговых данных субъектами рыночной экономики, в том числе от потребителей фармацевтической продукции, способствует принятию нужных управленческих решений в сфере повышения качества производимых фармацевтических товаров. Целью работы явился анализ качества фармацевтической продукции с точки зрения потребителей. В качестве информационной базы взяты труды отечественных и зарубежных ученых в области маркетинга, менеджмента, нормативно-правовая и организационная документация по фармацевтической деятельности. Основным методом исследования послужило анкетирование, в результате которого было опрошено 240 жителей Орловской, Белгородской, Костромской и Московской областей. Установлено, что большинство потребителей фармацевтической продукции считают: за последние пять лет качество отечественных лекарственных препаратов повысилось; меньше видимых дефектов имеют импортные лекарственные препараты; законодательство Российской Федерации в области обеспечения качества лекарственных средств при производстве требуется ужесточить; меньше всего видимых дефектов имеют лекарственные препараты в ценовом диапазоне от 501 до 1000 рублей. Выявлено, что население в равной степени приобретает отечественную и зарубежную фармацевтическую продукцию; врачи не делают предпочтений при назначениях импортных и российских лекарственных препаратах, однако чаще рекомендуют оригинальные лекарственные средства; из лекарственных форм для внутреннего применения население предпочитает таблетки и капсулы, из наружных мази; потребительские предпочтения включают много факторов, в том числе пролонгированные формы лекарственных препаратов, независимость употребления лекарства от приёма пищи, наличие разделительной риски на таблетках, таблетки, покрытые оболочкой, комби препараты, наличие вторичной упаковки, понятную для потребителя инструкцию на лекарственные препараты; на качество фармацевтической продукции оказывают наибольшее влияние субстанции, квалифицированный персонал, современное оборудование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Колесников А.С., Мальцев Е.А., Хуссейн М.А., Филина И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY OF PHARMACEUTICAL PRODUCTS FROM THE POINT OF VIEW OF CONSUMERS

Obtaining up-to-date marketing data by subjects of the market economy, including from consumers of pharmaceutical products, contributes to the adoption of the necessary management decisions in the field of improving the quality of manufactured pharmaceutical products. The purpose of the work was to analyze the quality of pharmaceutical products from the point of view of consumers. As an information base, the works of domestic and foreign scientists in the field of marketing, management, legal and organizational documentation on pharmaceutical activities are taken. The main research method was a survey, which resulted in a survey of240 residents of the Oryol, Belgorod, Kostroma and Moscow regions. It has been established that the majority of consumers of pharmaceutical products believe: over the pastfive years, the quality of domestic drugs has increased; imported medicines have fewer visible defects; the legislation of the Russian Federation in the field of quality assurance of medicinal products during production needs to be tightened; the least visible defects are drugs in the price range from 501 to 1000 rubles. It was revealed that the population equally acquires domestic and foreign pharmaceutical products; doctors do not make preferences when prescribing imported and Russian medicines, but more often recommend original medicines; from dosage forms for internal use, the population prefers tablets and capsules, from external ointments; consumer preferences include many factors, including prolonged forms of drugs, independence of drug use from food intake, the presence of separation marks on tablets, coated tablets, combi drugs, the presence of secondary packaging, user-friendly instructions for drugs; the quality of pharmaceutical products is most influenced by substances, qualified personnel, modern equipment.

Текст научной работы на тему «КАЧЕСТВО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»

2023. Vol. 25. № 7 Issue Doi: 10.26787/nydha-2686-6838-2023-25-7 E-ISSN 2686-6838

—-Э^СФО»^-—

УДК 615.1:005.6

RESEARCH ARTICLE 3. Medical sciences

Corresponding Author: Kolesnikov A.S - graduate student, Belgorod State National Research University, Belgorod, Russian

Federation

E-mail: kol. anton2014@yandex. ru

© Kolesnikov A.S., Maltsev E. A, Hussein M.A., Filina I.A. - 2023 *** | Accepted: 30.07.2023

http://dx.doi.org/Z10.26787/nydha-2686-6838-2023-25-7-16-20

качество фармацевтической продукции с точки зрения потребителей

Колесников1 А.С., Мальцев1 Е.А., Хуссейн1 М.А., Филина1,2И.А.

1 Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Российская Федерация

2Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева, г. Орёл, Российская Федерация Аннотация. Получение актуальных маркетинговых данных субъектами рыночной экономики, в том числе от потребителей фармацевтической продукции, способствует принятию нужных управленческих решений в сфере повышения качества производимых фармацевтических товаров. Целью работы явился анализ качества фармацевтической продукции с точки зрения потребителей. В качестве информационной базы взяты труды отечественных и зарубежных ученых в области маркетинга, менеджмента, нормативно-правовая и организационная документация по фармацевтической деятельности. Основным методом исследования послужило анкетирование, в результате которого было опрошено 240 жителей Орловской, Белгородской, Костромской и Московской областей. Установлено, что большинство потребителей фармацевтической продукции считают: за последние пять лет качество отечественных лекарственных препаратов повысилось; меньше видимых дефектов имеют импортные лекарственные препараты; законодательство Российской Федерации в области обеспечения качества лекарственных средств при производстве требуется ужесточить; меньше всего видимых дефектов имеют лекарственные препараты в ценовом диапазоне от 501 до 1000 рублей. Выявлено, что население в равной степени приобретает отечественную и зарубежную фармацевтическую продукцию; врачи не делают предпочтений при назначениях импортных и российских лекарственных препаратах, однако чаще рекомендуют оригинальные лекарственные средства; из лекарственных форм для внутреннего применения население предпочитает таблетки и капсулы, из наружных мази; потребительские предпочтения включают много факторов, в том числе пролонгированные формы лекарственных препаратов, независимость употребления лекарства от приёма пищи, наличие разделительной риски на таблетках, таблетки, покрытые оболочкой, комби препараты, наличие вторичной упаковки, понятную для потребителя инструкцию на лекарственные препараты; на качество фармацевтической продукции оказывают наибольшее влияние субстанции, квалифицированный персонал, современное оборудование.

Ключевые слова: потребительские предпочтения, качество фармацевтической продукции

quality of pharmaceutical products from the point of view of consumers

Kolesnikov1 A.S., Maltsev1 E.A., Hussein1 M.A., Filina1,2 I.A.

1 Belgorod State National Research University, Belgorod, Russian Federation 2Oryol State University named after I.S. Turgenev, Oryol, Russian Federation

Abstract. Obtaining up-to-date marketing data by subjects of the market economy, including from consumers of pharmaceutical products, contributes to the adoption of the necessary management decisions in the field of improving the quality of manufactured pharmaceutical products. The purpose of the work was to analyze the quality of pharmaceutical products from the point of view of consumers. As an information base, the works of domestic and foreign scientists in the field of marketing, management, legal and organizational documentation on pharmaceutical activities are taken. The main research method was a survey, which resulted in a survey of240 residents of the Oryol, Belgorod, Kostroma and Moscow regions. It has been established that the majority of consumers of pharmaceutical products believe: over the pastfive years, the quality of domestic drugs has increased; imported medicines have fewer visible defects; the legislation of the Russian Federation in the field of quality assurance of medicinal products during production needs to be tightened; the least visible defects are drugs in the price range from 501 to 1000 rubles. It was revealed that the population equally acquires domestic and foreign pharmaceutical products; doctors do not make preferences when prescribing imported and Russian medicines, but more often recommend original medicines;

E-ISSN 2686-6838

from dosage forms for internal use, the population prefers tablets and capsules, from external ointments; consumer preferences include many factors, including prolonged forms of drugs, independence of drug use from food intake, the presence of separation marks on tablets, coated tablets, combi drugs, the presence of secondary packaging, user-friendly instructions for drugs; the quality of pharmaceutical products is most influenced by substances, qualified personnel, modern equipment.

Keywords: consumer preferences, quality ofpharmaceutical products

Введение. Одним из условий конкурентного преимущества, в том числе в фармацевтической промышленности, в первую очередь является получение достоверной информации о рынках сбыта, преимуществах рыночных игроков, коммерческих и финансовых рисках, что способствует принятию эффективных

управленческих решений [1,2]. Именно сведения о предпочтениях реальных и потенциальных покупателей, их отношению к производимым и реализуемым товарам, оказываемым услугам могут составить основу оценки деятельности субъектов рыночных отношений на стратегическом и тактическом уровнях, позволяют повысить отдачу коммуникационных мероприятий, определить дальнейшие

направления деятельности. Использование гибких и адаптивных методов менеджмента в работе фармацевтических предприятий позволяет координировать интересы потребителей с одной стороны и интересы предприятия - с другой [3,4,5]. В то же время, несмотря на многочисленные исследования, наблюдается явный дефицит информации о личностных предпочтениях населения в рамках оборота лекарственных препаратов. Для

фармацевтической отрасли позиция потребителя является значительным фактором, что делает маркетинговые исследования среди потребителей актуальными.

Цель настоящего исследования - анализ качества фармацевтической продукции с точки зрения потребителей.

Материалы и методы. В качестве информационной базы взяты труды отечественных и зарубежных ученых в области маркетинга и менеджмента, нормативно-правовая и организационная документация по фармацевтической деятельности. Основным методом исследования послужило

анкетирование, в результате которого было опрошено 240 жителей Орловской, Белгородской, Костромской и Московской областей.

Результаты и обсуждение. По результатам исследования получен социально-

демографический портрет потребителя аптечных товаров, принимавшего участие в анкетировании.

Установлено, что большинство опрошенных (67,1%) составляют женщины, возраст анкетируемых в основном до 45 лет, более половины респондентов (54,1%) имеют высшее образование, однако по социальному положению большинство рабочих (33,3 %).

В ходе исследования респондентам были заданы вопросы в отношении качества отечественной продукции фармацевтического производства. Выявлено, что 51,0% участников анкетирования уверены, что законодательство РФ в области обеспечения качества ЛС при производстве требуется ужесточить, 10,0% считают, что его надо упростить, а 39,0% ответили, что законодательство не требует изменений. Установлено, что 43,8% посетителей аптек хотели бы, чтобы в правилах надлежащей производственной практики было бы ужесточение требований к производству лекарственных средств (ЛС), либо большая формализация.

Большинство опрошенных (53,0%) уверены, что за последние пять лет качество отечественных ЛП повысилось, однако, участники анкетирования считают, что меньше видимых дефектов имеют всё же импортные лекарственные препараты (44,2%) (рис.1).

Рис.1 - Результаты анкетирования респондентов в отношении видимых дефектов лекарственных препаратов

Fig.1 - The results of the survey of respondents regarding visible defects of medicines

По мнению респондентов (26,7%), меньше всего видимых дефектов имеют лекарственные препараты в ценовом диапазоне от 501 до 1000

https://clinical-journal. ru E-ISSN 2686-6838

рублей, а больше всего дефектов встречается у дешёвых ЛП стоимостью до 100 рублей, однако 22,1% опрошенных заявили, что цена в данном случае не имеет значения.

В процессе анкетирования установлено, что население примерно одинаково относится к отечественной (49,6%) и зарубежной (50,4%) продукции. По мнению участников анкетирования, врачи также назначают импортные и российские лекарственные препараты примерно поровну (33,3% vs 36,3%), и даже отечественные немного чаще. Также

выяснилось, что врачи предпочитают оригинальные лекарственные средства (38,8%) дженерикам (17,5%).

Известно, что под качеством фармацевтической продукции понимают не только подлинность, дозировку, чистоту, эффективность,

безопасность, но и удобство пользования. В ходе исследования были выявлены предпочтения респондентов относительно формы (ЛФ) для внутреннего применения (табл.1).

лекарственной и наружного

Таблица 1

Предпочтения потребителей в отношении лекарственной формы %

Показатель % Показатель %

Лекарственные формы для внутреннего применения

Таблетки 73,3 Суспензии 10,0

Таблетки диспергируемые 16,3 Сиропы 27,1

Капсулы 43,3 Настойки 10,8

Порошки 20,8 Экстракты 4,6

Драже 21,7 Пилюли 6,7

Гранулы 7,9 Растворы 17,9

Спансулы 5,4

Лекарственные формы для наружного применения

Мази 77,0 Суппозитории 6,7

Линименты 10,0 Пластыри 35,0

1 Consumer preferences regarding the dosage form, %

Index % Index %

Dosage forms for internal use

Tablets 73,3 Suspensions 10,0

Dispersible tablets 16,3 Syrups 27,1

Capsules 43,3 Tinctures 10,8

Powders 20,8 Extracts 4,6

Dragee 21,7 Pills 6,7

Granules 7,9 Solutions 17,9

Spansula 5,4

Dosage forms for external use

Ointments 77,0 Suppositories 6,7

Liniments 10,0 Plasters 35,0

Table 1

Из таблицы видно, что популярностью среди населения из лекарственных форм для внутреннего применения пользуются таблетки (73,3%) и капсулы (43,3%), менее всего спансулы (5,4%) и экстракты (4,6%). Из наружных ЛФ наиболее предпочтительны мази, так считают 77,0% потребителей.

Установлено, что на выбор лекарственного препарата влияют не только производитель, лекарственная форма, цена, но и возможность минимальной кратности приёма в сутки, то есть наличие пролонгированных форм ЛП, так ответили 66,7% анкетируемых; независимость употребления лекарства от приёма

пищи (46,7%); наличие разделительной риски на таблетках (21,3%); таблетки, покрытые оболочкой (20,4%); комби препараты, когда в одной таблетке содержится 2-3 лекарственных средства (30,4%); наличие вторичной упаковки, в которую помещена инструкция (27,9%).

В отношении инструкции на лекарственные препараты выявлены неудобства, которые испытывают потребители. Установлено, что респондентам бывают иногда непонятны следующие разделы: состав ЛП (4,6%); фармакологические свойства (8,8%); побочное действие (5,8 %); передозировка (5,0 %); взаимодействие с другими лекарственными

E-ISSN 2686-6838

препаратами (10,8%); способ применения, противопоказания (4,2%); особые указания (3,8%). Выявлено меньше всего претензий к описанию, показаниям к применению, условиям хранения, формам выпуска.

В ходе опроса анкетируемые сообщили, что в инструкциях: часто большой объём информации, есть разделы сложные для понимания, мелкий шрифт, не всегда понятны медицинские термины, какую дозу следует

принимать, что означает МНН, написано сложным языком.

Известно, что производство

лекарственных препаратов это сложный, многоступенчатый процесс, состоящий из множества различных факторов, влияющих на качество, эффективность и безопасность препарата. На рисунке 2 представлены ответы респондентов о том, какие факторы они считают самыми важными при производстве.

Субстнции Оборудование Персонал Substances Equipment Staff

Рис.2 - Результаты анкетирования респондентов о Fig.2 - The results of the survey of respondents about

Из рисунка видно, что наиболее важные факторы при производстве ЛС потребители выделили следующие: субстанции (70,8%), персонал (61,7%), оборудование (54,6%).

Выводы. В результате проведённого исследования установлено, что большинство потребителей фармацевтической продукции считают:

• за последние пять лет качество отечественных ЛП повысилось;

• меньше видимых дефектов имеют импортные лекарственные препараты;

• законодательство РФ в области обеспечения качества ЛС при производстве требуется ужесточить;

• меньше всего видимых дефектов имеют лекарственные препараты в ценовом диапазоне от 501 до 1000 рублей.

Выявлено, что население в равной степени приобретает отечественную и зарубежную фармацевтическую продукцию;

Экология Прибыль Технология Ecology Profit Technology

факторах производства the factors of production

• врачи не делают предпочтений при назначениях импортных и российских лекарственных препаратах, однако чаще рекомендуют оригинальные лекарственные средства;

• из лекарственных форм для внутреннего применения посетителям аптек больше нравятся таблетки и капсулы, из наружных мази;

• потребительские предпочтения включают много факторов, в том числе пролонгированные формы ЛП, независимость употребления лекарства от приёма пищи, наличие разделительной риски на таблетках, таблетки, покрытые оболочкой, комби препараты, наличие вторичной упаковки, понятную для потребителя инструкцию на ЛП;

• на качество фармацевтической продукции оказывают наибольшее влияние субстанции, квалифицированный персонал, современное оборудование.

https://clinical-journal. ru E-ISSN 2686-6838

REFERENCES

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Bokhua, E.G.Ways to improve the international competitiveness of the Russian pharmaceutical industry // Economics and business.2019.№ 3 (104). P.239-244.

2. Egorov, Yu.N., Nadtochiy Yu.B. Situational factors of consumer preferences // Discussion.2015. №1. P.43-50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Severin, A.P. Topical issues of pharmaceutical management at the present stage//Globus. Achievements and problems of modern science. 2020. №. 9 (55). P.19-20.

4. Toguzova, A.A., Toguzov M.T., Tsakhkhaeva Z.S. The Principles of pharmaceutical management in modern market conditions // Education and law. 2019. №3. P. 165-170.

5. Nedelcheva, Y. Competition and competitiveness in pharmaceutical industry.// Economics and management.2019.№ 16 . P.66-77.

[1]. Бохуа, Е.Г. Пути повышения международной конкурентоспособности российской Фарминдустрии // Экономика и предпринимательство. 2019. №3(104). С. 239-244.

[2]. Егоров, Ю.Н., Надточий Ю.Б. Ситуационные факторы потребительских предпочтений // Дискуссия. 2015. №1. С. 43-50.

[3]. Северин, А.П. Актуальные вопросы фармацевтического менеджмента на современном этапе// «Globus» . Достижения и проблемы современной науки. 2020. № 9 (55).С.19-20.

[4]. Тогузова, А.А., Тогузов М.Т., Цаххаева З.С. Принципы фармацевтического менеджмента в современных рыночных условиях // Образование и право. 2019. №3. С. 165-170.

[5]. Nedelcheva, Y. Competition and competitiveness in pharmaceutical industry.// Economics and management. 2019.№ 16 . P.66-77.

Author Contributions. Kolesnikov A.S. - literature review, writing a text, sample collection and material processing. Maltsev E. A. - sample collection and material processing, study design, Hussein M.A. - sample collection and material processing Filina I. A. - sample collection and material processing.

Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.

Kolesnikov A.S. - SPIN ID: 1798-5015; ORCID: 0000-0002-7119-2674

Maltsev E. A. - SPIN ID: 1846-6911; ORCID: 0000-0001-5983-5246

Hussein M.A. - SPIN ID: 9756-3061; ORCID: 0009-0001-0124-319Х

Filina I. A. - SPIN ID: 2899 - 8564; ORCID ID: 0000-0002-4227-5059

For citation: Kolesnikov A.S.., Maltsev E.A. Hussein M.A., Filina I.A. QUALITY OF PHARMACEUTICAL PRODUCTS FROM THE POINT OF VIEW OF CONSUMERS. // Medical & pharmaceutical journal "Pulse". -2023;25(7):16-20. http://dx.doi.org//10.26787/nydha-2686-6838-2023-25-7-16-20.

Вклад авторов. Колесников А.С.. - обзор литературы, написание текста, сбор и обработка материалов; Мальцев Е.А. - сбор и обработка материалов, дизайн исследования; Хуссейн М.А. - сбор и обработка материалов; Филина И.А. - сбор и обработка материалов.

Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Колесников А.С. SPIN ID: 1798-5015; ORCID: 0000-0002-7119-2674

Мальцев Е.А. SPIN ID: 1846-6911; ORCID: 0000-0001-5983-5246

Хуссейн М.А. SPIN ID: 9756-3061; ORCID: 0009-0001-0124-319Х

Филина И.А. - SPIN-код: 2899 - 8564; ORCID ID: 0000-0002-4227-5059

Для цитирования: Колесников А.С., Мальцев Е.А., Хуссейн М.А., Филина И.А. КАЧЕСТВО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ // Медико-фармацевтический журнал "Пульс". 2023;25(7):16-20. http://dx.doi.org/A0.26787/nydha-2686-6838-2023-25-7-16-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.