Qu Xueping.
A study of the current situation and problems of cooperation between Northeast china and the Russian Far East...
Б01 10.46320/2077-7639-2024-1-122-47-52
Исследование текущей ситуации и проблем сотрудничества Северо-Восточного Китая и Дальнего Востока России на фоне «Стратегии поворота на Восток»
Цюй Сюэпин.
«Стратегия поворота на Восток» является важной внешней стратегией России в новую эпоху. Россия стремится построить международный порядок, выгодный ее собственным интересам, укрепить механизмы многостороннего сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и одновременно достичь цели по выводу российской экономики из кризиса за счет развития Дальнего Востока. В данной статье анализируются возможности и проблемы сотрудничества, благоприятные факторы и ограничения, с которыми сталкиваются регионы Северо-Востока Китая и Дальнего Востока путем анализа сотрудничества между Китаем и Россией в различных областях экономики, торговли и энергетики. Автор делает вывод, что сотрудничество между Северо-Восточным Китаем и восточной Россией в сфере промышленности, торговли, инноваций, гуманитарного взаимодействия формируют новую модель регионального сотрудничества Китая и России.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ ГОСТ 7.1-2003
Цюй Сюэпин. Исследование текущей ситуации и проблем сотрудничества Северо-Восточного Китая и Дальнего Востока России на фоне «Стратегии поворота на Восток» // Дискуссия. - 2024. -Вып. 122. - С. 47-52.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Стратегия поворота на Восток, многостороннее сотрудничество, Северо-Восток Китая, Дальний Восток, российско-китайское сотрудничество, Один пояс и один путь.
JEL: 010, O12, O19
цюй Сюэпин.
Исследование текущей ситуации и проблем сотрудничества Северо-Восточного Китая и Дальнего Востока России...
DOI 10.46320/2077-7639-2024-1-122-47-52
A study of the current situation and problems of cooperation between Northeast China and the Russian Far East against the background "Strategies for turning to the East"
Qu Xueping.
"The Turn to the East Strategy" is an important foreign strategy of Russia in the new era. Russia seeks to build an international order beneficial to its own interests, strengthen the mechanisms of multilateral cooperation with the countries of the Asia-Pacific region, and at the same time achieve the goal of bringing the Russian economy out of the crisis through the development of the Far East. This article analyzes the opportunities and challenges of cooperation, enabling factors and constraints faced by the regions of Northeast China and the Far East by analyzing cooperation between China and Russia in various fields of economics, trade and energy. The author concludes that cooperation between Northeast China and eastern Russia in the fields of industry, trade, innovation, and humanitarian interaction form a new model of regional cooperation between China and Russia.
FOR CITATION APA
OuXueping. A study of the current situation and problems of cooperation between Northeast China and the Russian Far East against the background "Strategies for turning to the East". Diskussiya [Discussion], 122, 47-52
KEYWORDS
Strategies for turning to the East, multilateral cooperation, Northeast China, Far East, Russian-Chinese cooperation, One Belt and One Road.
JEL: 010, O12, O19
ОБЗОР ИСТОРИИ И ВОЗМОЖНОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА
В 2015 году правительство России под руководством В. В. Путина сформировало первые «территории опережающего развития» (ТОР) на Дальнем Востоке. В следующем году Президент одобрил создание «Восточного экономического форума» для привлечения инвестиций из стран
Азиатско-Тихоокеанского региона на Дальний Восток России. Бурное развитие Дальнего Востока достигается на основе регулярного введения законов и указов на федеральном уровне, закрепляющих результаты «Стратегии поворота на Восток».
7 сентября 2022 года на VII Российском Восточном экономическом форуме Президент России В. В. Путин отметил: «Для России Дальний
Qu Xueping.
A study of the current situation and problems of cooperation between Northeast china and the Russian Far East...
Восток и Арктика - это будущее России. Здесь есть не только ресурсы, но и активные и быстрые связи с миром. Экспорт из региона растет. Наше освоение Дальнего Востока не связано с проведением специальной военной операции. Оно учитывает тенденцию мирового экономического роста и соответствующее появление новых мировых центров силы. Это стратегический выбор»1.
12 сентября 2023 года на VIII Восточном экономическом форуме В. В. Путин сделал содержательное заявление о «развороте мировой экономики на Восток». Он также отметил, что Россия сосредоточится на развитии Дальнего Востока, а ее экономический центр постепенно будет смещаться в Азиатско-Тихоокеанский регион.
В условиях быстрого развития экономики Китая в России появилась надежда на повышение уровня экономического развития Дальневосточного региона за счет укрепления экономического сотрудничества с Китаем. В частности, изменения в глобальной политической и экономической ситуации открыли новые возможности для сотрудничества между двумя странами [6]. Инициатива «Один пояс и один путь», продвигаемая Китаем, и план возрождения устаревшей промышленной базы на северо-востоке Китая заложили хорошую основу и предпосылки для китайско-российского сотрудничества на Дальнем Востоке [4]. Российские ученые полагают, что по мере роста комплексной национальной мощи Китая Азиатско-Тихоокеанский регион сталкивается с новыми геополитическими изменениями. Чтобы адаптироваться к предстоящим геополитическим изменениям, России необходимо способствовать развитию Дальнего Востока и укреплять отношения с Китаем, чтобы обеспечить свое собственное будущее. Укрепить надежный фундамент статуса великой державы в XXI веке [1]. В настоящее время стратегическое взаимное доверие и тесные политические отношения между двумя странами представляют собой лучшую возможность для Северо-Восточного Китая и Дальнего Востока России стремиться к практическому сотрудничеству.
Строительство Ляонином «Полярного шелкового пути», экономического коридора Китай -Монголия - Россия и Российского свободного порта сыграли взаимосвязанную роль в содействии стратегической модернизации сотрудничества между Северо-Восточным Китаем и Дальним
1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ИПрБу/националь-ныепроекты.рф/пеш5/уу511ир1еп1е-уШ1т1га-ри111па-па-уе::-2022-д1аупое.
Востоком России. В контексте инициативы «Один пояс и один путь» следует искать точки соприкосновения интересов некоторых крупных городов Северо-Востока, особенно Шэньяна, и городов Владивостока и Хабаровска на Дальнем Востоке России, чтобы достичь консенсуса по позициям обеих сторон и взаимовыгодным интересам. Города должны опираться на стратегии регионального развития двух стран, чтобы активно осуществлять сотрудничество в различных областях и формировать местные международные промышленные кластеры, становясь точкой опоры для регионального сотрудничества в СевероВосточной Азии и точкой промышленного сотрудничества. Прибрежный международный транспортный коридор пересекается с Полярным шелковым путем, а группа прибрежных портов провинции Ляонин может напрямую соединяться с Полярным шелковым путем. Сухопутно-морская транспортная артерия будет способствовать развитию Дальнего Востока России и возрождению устаревшей промышленной базы на северо-востоке Китая. Создание более диверсифицированной цепочки поставок и более широкой платформы сотрудничества поможет возрождению СевероВосточного Китая и развитию Дальнего Востока.
ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА
1. Стратегия разворота России на Восток совпадает с китайской инициативой «Один пояс и один путь», которая также способствует развитию Дальнего Востока. Инициатива «Один пояс и один путь» призвана реализовать взаимосвязь азиатских стран. Россия может воспользоваться возможностями, предоставляемыми Китаем, чтобы ускорить строительство инфраструктуры в восточном регионе, так как между двумя сторонами существует консенсус. Далее, стратегия разворота России на Восток в основном сосредоточена на экономической сфере, привлечении инвестиций и сокращении экономического разрыва между Востоком и Западом, в то время как Китай стремится опираться на экономические коридоры для достижения взаимосвязи [ 7 ]. Есть точки соприкосновения, и Китай, и Россия могут продолжать укреплять стратегическую координацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
2. Россия поворачивает на Восток, чтобы привлечь иностранные инвестиции и способствовать внутреннему экономическому развитию. Помимо добычи энергии и сырья, существуют также некоторые новые области, такие как туризм и высокие технологии. Позитивное и стабиль-
Дюй Сюэпин.
Исследование текущей ситуации и проблем сотрудничества Северо-Восточного Китая и Дальнего Востока России.
ное развитие политических отношений между Китаем и Россией заложило прочную основу для экономического и торгового сотрудничества. Однако инвестиционная среда недостаточно устойчива и существуют определенные риски. Поэтому масштабы инвестиционного сотрудничества между двумя странами сравнительно невелики. Кроме того, в некоторой степени еще сохраняются «Теория китайской угрозы», неопределенность в отношении экономического влияния Китая и консервативное отношение к «китайским инвестициям на Дальнем Востоке» [3]. На основе иностранных инвестиций в развитие Дальнего Востока Владивосток внедрил систему свободных портов, создал зону опережающего развития, остановил проекты приватизации земли и запустил ряд мер по развитию территории. Однако, согласно статистическим данным, местные инвестиции в России составляют 80%, инвестиции же из стран Азиатско-Тихоокеанского региона составляют лишь 20% [2]. Правительство России неоднократно подчеркивало, что сотрудничество с Китаем является важным способом ускорения экономического развития Дальнего Востока и России. Однако инвестиции Китая на Дальний
Восток составляют лишь 6% от общего объема инвестиций в регионе2. В проекте свободного порта на китайские компании приходится только 3% зарегистрированных компаний и 5% от общего объема инвестиций [2]. Рассмотрение развития и эволюции процесса принятия стратегических решений в России в этой связи закладывает прочную основу для изучения направления «Стратегии поворота на Восток» в перспективе[5 ].
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Для исследования состояния, теоретического и политического прогресса китайско-российского регионального сотрудничества, необходимо проанализировать официальные внутренние и зарубежные новостные веб-сайты, политические журналы, комментарии и т. д. Также важно контактировать непосредственно с политиками и другими акторами, которые практически осуществляют китайско-российское региональное сотрудничество. Немаловажно изучать новейшие научные ресурсы и теории чтобы оценивать
2 Министр развития Дальнего Востока России: Инвестиции Китая в Дальний Восток превышают $2,5 млрд // Российское агентство Sputnik. - 2018. - 26 декабря. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sputniknews.cn/economics/201812261027210739/ (дата обращения: 15.02.2024).
50
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, ИННОВАЦИИ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И РОСТ
DISCUSSION №1 (122) JANÜARY 2 024
Qu Xueping.
A study of the current situation and problems of cooperation between northeast china and the russian Far East...
события, политику и практику регионального сотрудничества.
2. Посредством исследований возможно будет понять политическую ориентацию и оправданность мер по реализации ресурсно-дополняющих промышленных кластеров на северо-востоке Китая, особенно в городе Шэньян, и на востоке России, понять спектр возможностей и реалии региональной взаимодополняемости между Северо-Восточным Китаем и восточной Россией, а также отношения, мнения и предложения по региональному сотрудничеству между Китаем и Россией.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КИТАЙСКО-РОССИЙСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Теоретические исследования китайско-российского регионального сотрудничества требуют абстракции и реалистичных наблюдений, использования методов сравнительного анализа, экономико-математических методов. Логически строгое теоретическое объяснение внутренних экономических связей возможно главным образом с использованием метода, сочетающего дедуктивную и индуктивную логику.
Исследование сотрудничества СевероВосточного Китая и Восточной России находится на специфическом уровне международной политической экономики. Оно предполагает описательный анализ и вынесение суждения о политических и экономических отношениях между Северо-Восточным Китаем и Восточной Россией, а также выдвигает конкретные контрмеры и предложения. В этой части исследования используется множество методов международного политико-экономического анализа и эмпирических исследований. С методологической точки зрения в этом конкретном исследовании преимущественно принят метод совмещения экспертного анализа и расследования и исследования.
ВЫВОДЫ
Во-первых, изучение взаимосвязи между строительством «Экономического пояса и пути» и стратегией поворота России на Восток безусловно содействует дальнейшему сотрудничеству между двумя сторонами. Оживление Северо-Восточного Китая и содействие развитию Дальнего Востока России неотделимы от поддержки и координации соответствующей политики двух стран. Необходимо в полной мере использовать политические дивиденды, предоставляемые двумя странами, чтобы стимулировать углубленное развитие регионального
экономического сотрудничества между Китаем и Россией и мобилизовать различные факторы производства и сотрудничества, сформировать синергию, способствуя тем самым экономическому сотрудничеству и формируя ситуацию всестороннего симбиоза и взаимного процветания во всех областях. Содействие формированию модели развития «две страны, одна стратегия» и достижение общего развития и процветания посредством взаимной поддержки и продвижения значительно способствует возрождению старой промышленной базы на северо-востоке Китая и сокращению огромного экономического разрыва в евразийской части России.
Во-вторых, оправдано предложение новой модели регионального сотрудничества в СевероВосточной Азии. В основе сотрудничества между Северо-Восточным Китаем и Восточной Россией в качестве основной части входит модель развития инноваций, промышленной трансформации и модернизации. Внедрить российские передовые технологии, занять доминирующее положение в технической сфере, получить новые инвестиционные возможности за счет технологических инноваций, создать новые отрасли промышленности и новые точки экономического роста, а также создать новые сравнительные преимущества - это ожидаемые результаты такой модели. Посредством развития стратегических технологий и стратегических отраслей будет улучшаться качество промышленности, тем самым усиливая сравнительные преимущества, преодолевая ограничения китайско-российского регионального экономического сотрудничества в узкой области торговли товарами на протяжении многих лет и способствуя сотрудничеству между двумя сторонами. Выводятся на более высокий уровень технологические инновации и промышленная модернизация. Изучение прорывов в сотрудничестве и модернизации между СевероВосточным Китаем и восточной Россией, использование технических платформ, предоставленных Северо-Восточным Китаем и Дальним Востоком России несомненно действенно для развития промышленного сотрудничества, основанного на инновационном сотрудничестве. Органично сочетаемое расширение торгового сотрудничества с промышленной трансформацией и модернизацией, а также планирование региональной экономики Китая и России дает возможность разработать общую стратегию и сформировать новую модель регионального сотрудничества Китая и России.
Дюй Сюэпин.
Исследование текущей ситуации и проблем сотрудничества Северо-Восточного Китая и Дальнего Востока России...
В-третьих, воспользовавшись Годом культуры России и Китая в 2024 году, страны будут активно совершенствовать академические обмены и сотрудничество в сфере образования между СевероВосточным Китаем и Дальним Востоком России,
а также развивать многоуровневую, многоплановую и многопрофильную модель сотрудничества в сфере образования, что напрямую связано со стабильным укреплением отношений между двумя странами.
Список литературы
1. Блаккисруд Х, Вакульчук Р., Рове Э. У. Российский Дальний Восток во времена геополитических потрясений // Россия в глобальной политике. - 2018. - № 5. - С. 14-18.
2. Ларин В. Новая геополитика для Восточной Евразии // Россия в глобальной политике. - 2018. - № 5. - С. 25-28.
3. Макаров И. Куда идет Дальний Восток // Россия в глобальной политике. - 2018. - № 5. - С. 1-5.
4. пшя,
// - 2018. - 02.38 (Лю
Цинцай, Ци Синь. Стратегия стыковки развития и сотрудничества Северо-Востока Китая и Дальнего Востока России в рамках инициативы «Один пояс и один путь» // Форум Северо-Восточной Азии. - 2018. - № 2. - С. 38).
// - 201. - 06. - 47-66 (Сюй Бо.
Анализ внутриполитических факторов, влияющих на российскую «Стратегию поворота на Восток»: стратегическая культура, центрально-местные отношения и политическая структура // Современный Азиатско-Тихоокеанский регион. -2019. - № 6. - С. 47-66).
6. // яшишт -
2017. - (01). - 23-32 (Ши Цзэ. Развитие Восточной России -перспективы китайско-российского сотрудничества // Исследование международных проблем. - 2017. - № 1. -С. 23-32).
7. // ШШМ - 2017. - 04. - 5-12 (Юй Сяоцинь. Анализ тенденций развития Дальнего Востока России в рамках стратегии «Поворот на Восток» // Сибирские исследования. - 2017. - № 4. -С. 5-12).
References
1. Blakkisrud H, Vakulchuk R, & Rowe E. U. The Russian Far East in times of geopolitical upheaval // Russia in global politics. -2018. - № 5. - Pp. 14-18.
2. Larin V. (2018) New geopolitics for Eastern Eurasia // Russia in global politics. - 2018. - № 5. - Pp. 25-28.
3. 3. Makarov I. Where is the Far East going // Russia in global politics. - 2018. - № 5. - Pp. 1-5.
4. 4. Liu Oingcai, OiXin. The strategy of connecting the development and cooperation of Northeast China and the Russian Far East within the framework of the «One Belt and One Road» initiative // Forum of Northeast Asia. - 2018. - № 2. - P. 38.
5. 5. Xu Bo. Analysis of internal political factors influencing the Russian "Strategy of Turn to the East": strategic culture, central-local relations and political structure // Modern Asia-Pacific Region. - 2019. - № 6. - Pp. 47-66.
6. 6. Shi Ze. Development of Eastern Russia - prospects for Chinese-Russian cooperation // Study of international problems. - 2017. - № 1. - Pp. 23-32.
7. 7. Yu, Xiaoqin. Analysis of development trends in the Russian Far East within the framework of the "Turn to the East" strategy // Siberian Research. - 2017. - № 4. - Pp. 5-12.
Финансирование
Исследование выполнено при финансовой поддержке Фонда Шэньянского специального фонда философии и общественных наук, проект № SY20230230Y.
Информация об авторе
Цюй Сюэпин, кандидат исторических наук, доцент кафедры русского языка Шэньянского политехнического университета (г. Шэньян, Китай).
Information about the author
Ou Xueping, PhD in History, Associate Professor of the Department of Russian at Shenyang Polytechnic University (Shenyang, China).
© Цюй Сюэпин, 2024.
© Ou Xueping, 2024.
52
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, ИННОВАЦИИ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И РОСТ
DISCUSSION №1 ( 122) JANUARY 2024