Научная статья на тему 'Исследование сверхфазового единства (сфе) и фрагмента с точки зрения межфразовой связи и элементов микротемы'

Исследование сверхфазового единства (сфе) и фрагмента с точки зрения межфразовой связи и элементов микротемы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
511
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖФРАЗОВАЯ СВЯЗЬ / ЭЛЕМЕНТ МИКРОТЕМЫ / СВЕРХФРАЗОВОЕ ЕДИНСТВО (СФЕ) / SUPER-PHRASAL UNIT / ФРАГМЕНТ / FRAGMENT / INTER-PHRASE CONNECTION / MICROTHEM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ли Ин

У сверхфразового единства (СФЕ) и фрагмента много общих черт, но четкого описания различия этих единиц пока не существует. В данной работе анализируются основные признаки СФЕ и выделяются разные типы межфразовой связи и элементов микротемы. Целью данной статьи является исследование СФЕ как единицы лингвистического анализа текста и межфразовых связей, то есть поверхностной структуры. Изучая СФЕ с помощью метода комбинаторики, мы получаем основные характеристики фрагмента. Делается вывод о том, что в изучении соединения (когерентности и когезии) или связей между единицами текста СФЕ занимает более важное место, чем фрагмент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ли Ин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF SUPER-PHRASAL UNIT AND FRAGMENT IN TERMS OF INTER-PHRASE CONNECTION AND MICROTHEME

Super-phrasal units and fragments have a lot of similarities, but a clear description of the differences between these units does not exist yet. The article analyzes the main features of super-phrasal units and distinguishes different types of inter-phrase connection and microtheme. The article studies the super-phrasal units as a unit of linguistic analysis of text and the relations of inter-phrase (surface structure). Studying super-phrasal units by using the method of combinatorics helps to get the main characteristics of fragment. The conclusion is drawn that in the study of the compounds (coherence and cohesion) or relations between text units the superphrasal unit takes a more important place than the fragment.

Текст научной работы на тему «Исследование сверхфазового единства (сфе) и фрагмента с точки зрения межфразовой связи и элементов микротемы»

УДК 81-139 ББК 81.2-5

ИССЛЕДОВАНИЕ СВЕРХФРАЗОВОГО ЕДИНСТВА (СФЕ) И ФРАГМЕНТА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МЕЖФРАЗОВОЙ СВЯЗИ И ЭЛЕМЕНТОВ МИКРОТЕМЫ

■ Ли Ин

Аннотация. У сверхфразового единства (СФЕ) и фрагмента много общих черт, но четкого описания различия этих единиц пока не существует. В данной работе анализируются основные признаки СФЕ и выделяются разные типы межфразовой связи и элементов микротемы. Целью данной статьи является исследование СФЕ как единицы лингвистического анализа текста и межфразовых связей, то есть поверхностной структуры. Изучая СФЕ с помощью метода комбинаторики, мы получаем основные характеристики фрагмента. Делается вывод о том, что в изучении соединения (когерентности и когезии) или связей между единицами текста СФЕ занимает более важное место, чем фрагмент.

Ключевые слова: межфразовая связь, элемент микротемы, сверхфразовое единство (СФЕ), фрагмент.

STUDY OF SUPER-PHRASAL UNIT AND FRAGMENT

IN TERMS OF INTER-PHRASE CONNECTION AND MICROTHEME

I Li Ying

373

Abstract. Super-phrasal units and fragments have a lot of similarities, but a clear description of the differences between these units does not exist yet. The article analyzes the main features of super-phrasal units and distinguishes different types of inter-phrase connection and microtheme. The article studies the super-phrasal units as a unit of linguistic analysis of text and the relations of inter-phrase (surface structure). Studying super-phrasal units by using the method of combinatorics helps to get the main characteristics of fragment. The conclusion is drawn that in the study of the compounds (coherence and cohesion) or relations between text units the super-phrasal unit takes a more important place than the fragment.

Keywords: inter-phrase connection, microthem, super-phrasal unit, fragment.

374

С 20-х гг. XX века грамматика текста развивается как самостоятельная дисциплина, в 40-е гг. XX века русские ученые начали систематически исследовать синтаксическую структуру единицы, которая больше, чем предложение. Поэтому сверхфразовое единство (Л.А. Булаховский), прозаическая строфа (ГА. Солганик) или сложное синтаксичекое целое (Н.С. Поспелов) являлись предметом обсуждения лингвистов. В 1970-е и 1980-е гг. сверхфразовое единство почти получило одобренное лингвистами определение, но количество предложений, составляющих СФЕ, представляет собой новую проблему лингвистики текста. До сих пор эта проблема еще не разрешена. Некоторые ученные считают, что СФЕ можно разделять на простое сверхфразовое единство, сложное сверхфразовое единство и комбинированное сверхфразовое единство, так же, как словосочетание может разделяться на простое словосочетание, сложное словосочетание и комбинированное словосочетание, а предложение можно разделять на простое предложение, сложное предложение и комбинированное предложение [9, с. 61]. Но мы считаем, что существует более конкретная и определенная классификация СФЕ.

Существуют разные мнения об отношении и связи между СФЕ и фрагментами. Фрагмент — единица крупнее, чем предложение. Он находится на втором уровне единиц лингвистики текста, то есть предложения составляют СФЕ, а СФЕ составляют фрагмент. Принцип выделения фрагмента основывается на его темах, а определение темы имеет большую субъективность, то есть в

выделении фрагмента нет определенных объективных стандартов.

На базе высказывания строятся сверхфразовые единства (или сложные синтаксические целые) [1, с. 16]. Это вторая семантико-синтаксиче-ская единица текста, представляющая собой объединенность двух и более высказываний — объединен-ность тема-ретическую и структурную. Сверхфразовое единство организуется через тематическую последовательность [1, с. 17]. То есть структура и значение — это две основные стороны в изучении лингвистики, и с этих двух сторон мы можем получить отчетливые и точные границы СФЕ. По схеме структуры СФЕ мы делим его на простое структурное СФЕ и сложное структурное СФЕ, то есть с опорой на принцип изоморфизма в классической грамматике — по структуре. Анализируя количество тем в СФЕ, разделяем СФЕ на одноэлементное и многоэлементное — по семантике. Соответственно с двух указанных сторон, структуры и значения, делим СФЕ по объектному (значению) и бессубъектному (структуре) стандарту, определяем основные элементы СФЕ и указываем его границы.

По направлению развития мысли, то есть принципу конверсии темы-ремы, типы межфразовых связей в СФЕ представляют параллельную связь, цепную связь и смешанную связь (мы считаем, что смешанная связь — темы и ремы первого предложения одновременно превращаются в тему второго предложения). Мы называем СФЕ, в которой только одна межфразовая связь, простым структурным СФЕ, а СФЕ, в которой больше двух межфразовые связей,

сложным структурным СФЕ. Различие между этим двумя типами проявляется в количестве межфразовых связей в СФЕ.

В простом межфразовом СФЕ, состоящем из двух предложений, существует только одна межфразовая связь, параллельная, цепочная или смешанная связь. Такое СФЕ обычно состоит из двух самостоятельных предложений, и в нем только одна межфразовая связь.

(1) 1) Бесплатная приватизация жилья в РФ / заканчивается 1 марта 2013 года. 2) Она / началась в 1992 году, ее сроки уже дважды продлевались.

В этом СФЕ есть два самостоятельных предложения, одна межфразовая связь — параллельная. Модель направления темы-ремы: Т1-Р1, Т2(Т1)-Р2.

(2) 1) Столичным полицейским / удалось в кратчайшие сроки найти и задержать преступников, напавших на женщину. 2) Они / забрали у нее сумку с крупной суммой денег, а сама женщина получила травмы и была госпитализирована.

Это СФЕ состоится из двух самостоятельных предложений, соединяющихся цепной связью. Модель направления темы-ремы: Т1-Р1, Т2(Р1)-Р2.

(3) 1) В течение двух дней президент республики встретился с Пьетро Грассо, избранным в субботу председателем Сената парламента, и новым главой Палаты депутатов Лаурой Болдрини. 2) После этого в среду он принял представителей небольших партий, представляющих интересы языко-выхменьшинств и автономныхобра-зований.

СФЕ (3) состоится из двух предложений, у него смешанная связь. Его модель направления темы-ремы: Т1-Р1, Т2(Т1+Р1)-Р2. Темой второго предложения является тема с ремой первого предложения. Такая межфразовая связь похожа на цепную связь. Различием между ним является то, что в цепной структуре тема первого предложения превращается в рему второго предложения, а в смешанной структуре тема с ремой вместе превращаются в тему второго предложения. Мы можем рассматривать такую связь как особую (специальную) связь.

Простое межфразовое СФЕ определяется только по количеству межфразовых связей в нем, то есть в простом межфразовом СФЕ только один тип межфразовой связи. А по количеству предложений, составляющих СФЕ, нет ограничений.

(4) 1) Буря бушевала / над Петербургом, как возвращенная молодость. 2) Редкий дождь / хлестал в окна. 3) Нева / вспухала на глазах и переливалась через гранит. 4) Люди „ц/ пробегали вдоль домов, придерживая шляпы. 5) Ветер / хлопал черными шинелями. 6) Неясный свет /, зловещий и холодный, то убывал, то разгорался, когда ветер вздувал над городом полог облаков.

СФЕ (4) состоится из 6 предложений, но в нем только один тип межфразовой связи. В каждом предложении есть свои тема и рема, а тема всего СФЕ является гипертемой. Модель направления темы-ремы является: Т1-Р2, Т2-Р2, Т3-Р3, Т4-Р4, Т5-Р5. Такое СФЕ, в котором одна межфразовая связь, то есть параллельная, мы считаем простым межфразовым СФЕ.

(5) 1) Эта история произошла 20 лет тому назад с одним инженером. 2) Инженера звали Иван Петрович. 3) Он собирался поехать в Ленинград к своей дочери. 4) Девушка училась там в медицинском институте.

СФЕ (5) состоится из 4 предложений, соединяющихся цепной связью. Модель направления темы-ремы: Т1-Р1, Т2(Р1)- Р2, Т3(Р2)Р3, Т4(Р3)-Р4.

Существует другое СФЕ, которое состоится из нерасчлененных предложений. Если в нем только один тип межфразовой связи, то его также можно назвать простым межфразовым СФЕ.

В сложном межфразовом СФЕ существуют два или более двух типов межфразовых связей. Разные межфразовые связи образуют разные схемы структуры СФЕ, например: смешанная, лучная и рамочная.

(6) 1) В 2011 году Россия / предоставила Кипру заем в 2,5 миллиарда евро сроком на 4,5 года под невысокий

„ц, по сравнению с требованиями между-3'6 народных рынков процент - 4,5% годовых. 2) Летом 2012 года Кипр / обратился к России за новым кредитом, уже на 5 миллиардов евро, но он не получил одобрения российских властей. 3) После этого / Никосия попросила Россию рассрочить имеющийся кредит на пять лет.

СФЕ (6), состоящее из 3 предложений, является смешанной структурой. Межфразовая связь между первым и вторым предложениями является параллельной, а темой третьего предложения является тема с ремой первого и второго предложений. Модель направление темы-ремы: Т1-Р1,Т2-Р2,Т3(Т1+Т2+Р1+Р2)-Р3.

(7) 1) Реформа / предусматривает укрепление границ, принятие мер против компаний, нанимающих сотрудников без документов, обеспечение прозрачности и понятности миграционного законодательства и, наконец, привлечение нелегалов к ответственности, прежде чем они смогут заслужить гражданство. | 2) Это / означает требование к ним заплатить налоги и штрафы, выучить английский и пройти биографические проверки. || 3) Иммиграционная реформа / обещает стать третьей главной темой послания.

СФЕ (7) состоится из 3 предложений. Связь между первым и вторым предложениями является смешанной, то есть второе предложение дополнительно описывает первое. Тема и рема первого предложения вместе становятся темой второго предложения. Связь между первым и третьим предложениями является параллельной. Модель направления темы-ремы: Т1-Р1, Т2(Т1+Р1)-Р2, Т3-Р3. В этом СФЕ есть две межфразовые связи, поэтому мы называем его сложное межфразовое СФЕ.

Лучное структурное и рамочное структурное предложения тоже являются сложным межфразовым СФЕ, потому что в таких СФЕ существуют две разных межфразовых связей. Схема направления их темы-ремы такова: Лучная схема: Т1-Р1

Т-Р { Т2-Р3 Т3-Р3 Рамочная схема: Т2-Р2

Т1-Р1 { Т3-Р3 } Т5-Р5 Т4-Р4

Предыдущие СФЕ рассматривались со стороны структуры. По коли-

честву межфразовых связей СФЕ разделяются на простое и сложное межфразовое СФЕ. В итоге по структуре СФЕ его можно разделить на следующее:

СФЕ состоится из двух или более самостоятельных предложения, у каждого предложения есть тема с ремой, с этой стороны СФЕ имеет много тем и рем [13, с. 215]. О.А. Крылова считает, что в СФЕ существует много тем и рем, как и в предложении. Она называет тему и рему СФЕ гипертемой и гиперремой. В то же время Г.А. Золотова также полагает, что в СФЕ существует рема, но эта рема не совсем такая, как рема в предложении. Она считает, что СФЕ состоится из одной темы с одной группой рем, то есть одна тема со многим ремами, а тема в СФЕ иногда бывает многоэлементной, то есть в ней есть много элементов. А такого явления не бывает в предложении.

Образующие СФЕ предложения могут иметь одну общую тему, либо разные темы. Первый тип СФЕ мы называем моноэлементным (одноэлементным) СФЕ, а второй — полиэлементным (многоэлементным).

Если тема каждого предложения в одном СФЕ одинаковая, то это значит, что тема в каждом предложении

одна и та же. В таких случаях рема в каждом образующем СФЕ предложении обязательно разная. Все ремы раскрывают (объясняют) одну и ту же тему. Такой тип СФЕ объединяется сквозной темой. В таком СФЕ темы — одноэлементные.

(8) 1) Вяхирев / родился 23 августа 1934 года. 2) Окончил Куйбышевский институт нефти и газа. 3) В 19761978 - директор ПО «Оренбурггаздо-быча», в 1978-1982 - главный инженер ВПО «Оренбурггазпром». 4) В 19831985 - замминистра газовой промышленности СССР, одновременно руководитель «Тюменьгазпрома». 5) С 1986 по 1989 - первый замминистра газовой промышленности СССР.

В этом СФЕ тема находится в первом предложении. Остальные предложения являются нерасчленными без указания темы «Вяхирев». И эти четыре предложения с разных сторон раскрывают тему. Модель направления темы-ремы: Т1-Р1, Т0(Т1)-Т2, Т0(Т1)-Р3, Т0(Т1)-Р4, Т0(Т1)-Р5. СФЕ, в которых нулевая анафора и местоименная анафора, обычно является одноэлементным СФЕ. В таком СФЕ все ремы раскрывают (описывают) одну и ту же тему.

Одноэлементное СФЕ только имеет одну тему. Тема такого СФЕ обыч-

СФЕ по модели межфразовых связей

Простое межфразовое СФЕ J

С

Простое межфразовое СФЕ, состоящее из двух предложений.

) С

Простое межфразовое СФЕ, состоящее из более чем двух предложений.

Р

сложное межфразовое СФЕ

Рис. 1. СФЕ по модели межфразовых связей

378

но всегда выражена (эксплицитна). В то же время существует СФЕ, тема которого является многоэлементной, то есть темы в образующих СФЕ предложениях разные. Но из-за смысловой центричности СФЕ тема каждого предложения описывает одну сторону темы СФЕ, то есть тема СФЕ имеет разные стороны (разные аспекты).

(9) 1) Ветер между тем час то часу становился сильнее. 2) Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. 3) Пошел мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. 4) Ветер завыл, сделалась метель. 5) В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. 6) Все исчезло.

СФЕ (9) состоится из шести предложений, в каждом предложении есть параллельная тема: Ветер, Облачко, мелкий снег. Тема такого СФЕ является имплицитной. Тема не выражена определенными языковыми средствами, она не названа, как в одноэлементном предложении. Ее следует обобщать, логически выделять из текста. Такое СФЕ, в котором тема является многоэлементной, называют многоэлементным СФЕ.

В многоэлементном СФЕ тема имеет много элементов, а его рема может быть одинаковой или разной.

(10) 1) Анна молчала. 2) Ира молчала. 3) Все в доме молчали страшно.

Предыдущее СФЕ состоится из трех предложений. Тема у каждого предложения разная, а рема является одной и той же — молчать. Такое многоэлементное СФЕ имеет одну рему.

Существует другой тип СФЕ, который очень сложно анализировать. Со стороны содержания в таком СФЕ

только один предмет. А со стороны элементов темы в СФЕ тема каждого предложения разная. Рассмотрим следующий пример:

(11) 1) На закрытии международной встречи экспертов и блоге-ров / было решено провести следующий подобный форум в Гаване в 2015 году. 2) На нем / намечено обсудить «свободный доступ к интернету» и «противостояние медийным кампаниям доминирующих центров власти».

После прочтения текста мы видим, что и в первом, и во втором предложении важным является слово <форум>, то есть оно называет самый главный предмет этого СФЕ. По содержанию <форум> также является темой этого СФЕ. Но после анализа темы в каждом предложении этого СФЕ мы получаем другой результат. Рассмотрим предложения с обстоятельствами времени и места: и то, и другое предложение является нерас-члененным. Межфразовая связь в этом СФЕ является цепной. Рема первого предложения превращается в тему второго предложения. Тема первого предложения: На закрытии международной встречи экспертов и блогеров, а тема второго предложения: На нем. У каждого из этих двух предложений есть своя тема и рема. Они с разных сторон описывают предмет этого СФЕ, поэтому мы тоже называем его многоэлементным СФЕ.

В языке существует много уровней. Единицу одного уровни можно разделить на меньшие единицы нижнего уровня. Единицы между собой связаны синтагматическими и парадигматическими отношениями. Эти два отношения лежат в основе теории Ф. де Соссюра.

По мнению З.Я. Тураевой, между единицами языка также существует интегративные отношения [5, с. 23], то есть единицы низшего уровня соединяются и превращаются в единицы высшего уровня. Как известно, высокоуровневые единицы состоят из низкоуровневых единиц. А высокоуровневые единицы также можно разделить на низкоуровневые единицы. Хотя высокоуровневые единицы состоятся из низкоуровневых единиц, у них появляются новые свойства [13, с. 15].

СФЕ — единица, состоящая из двух или более двух предложений. У СФЕ есть самостоятельная семантика или самостоятельное значение. СФЕ более самостоятельно, чем предложение. Оно не так сильно зависит от контекста, как предложение. По результату этой работы, то есть второй и третьей частей статьи, где анализируются СФЕ со сторон структуры и семантики, мы получаем две основные особенности СФЕ. На их основе получаем два конкретных критерия вычленения СФЕ.

Межфразовая связь СФЕ имеет три типа: параллельная, цепная и смешанная. Параллельная связь значит, что связь между темами и ремами образующих СФЕ предложений является параллельной, точнее, ограничивается содержанием СФЕ,

Разделение СФЕ по элементу микротемы

ы

а темы предложений представлены одним и тем же словом или принадлежат к одной сфере семантики. Такой тип, как пример СФЕ(1) и СФЕ(8). Цепная связь наблюдается тогда, когда рема первого предложения становится темой второго предложения, и это отражает развитие мысли. См. пример СФЕ(2) и СФЕ(5). Смешанная связь представлена там, где тема и рема первого предложения превращаются в тему второго предложения. См. пример (3). В этой статье мы рассмотрим смешанную связь как один из вариантов цепной схемы. Мы проанализируем, столько типов схемы структур СФЕ можно образовать на ее базе.

Теоретически существуют такие связи:

А = параллельная связь, В = цепная связь.

Простое межфразовое СФЕ, у которого только один тип связи.

СФЕ(А): оно состоится из двух предложений, у которого имеется только одна параллельная связь. Пример (1): СФЕ(ААА) состоится из четырех предложений, которые характеризуют только один тип связи, то есть имеют место три параллельные связи. СФЕ(В) состоит из двух предложений, которые имеют одна цепную связь. И СФЕ(ВВВ) состоит из четырех предложений, которые

С

с

Тема СФЕ является одноэлементной

Тема СФЕ является многоэлементной

Ш

э

5

с

С одинаковыми ремами

3 с

С разными ремами

379

3

Рис. 2. Разделение СФЕ по элементу микротемы

380

связывают три цепные связи. Но это только один тип связи. Поэтому ограничений по количеству входящих в СФЕ предложений нет.

Мы рассмотрим N как неопределенное количество А, то есть в СФЕ есть N параллельных связей, как один тип СФЕ. У такого типа СФЕ, в котором есть одна межфразовая связь, существует два вида: простое параллельное межфразовое СФЕ (Ап) и простое цепное межфразовое СФЕ (Вп) .

Сложное межфразовое СФЕ может иметь два типа связи. В СФЕ межфразовые связи одного типа связаны между собой, среди них нет связи другого типа. В СФЕ (АВ) есть три предложения и два типа межфразовой связи, между первым и вторым предложениями существует параллельная связь, между вторым и третьем — цепная связь. Для упрощения мы будем рассматривать ААВ, АВВ, АААВ, АВВВ как один тип СФЕ. Точнее, СФЕ начинается с межфразовой связи параллельной, и после А появляется связь В или появляются связи В. Его формула — АпВт.

А ВА, ВВА, ВАА, ВВВА, ВААА мы рассматриваем также как один тип СФЕ. Его формула — ВпАт.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В итоге у типов межфразовой связи, расположенных в последовательности, имеется два вида — АпВт и ВпАт.

Существуют СФЕ, в которых все типы межфразовой связи расположены не в последовательности, а по-другому. Такие случаи представляют собой АВА, ААВАВ, ВВВВАВВАВ и так далее.

В итоге теоретически ограничений по количеству входящих в СФЕ предложений нет, поэтому кажется, что число возможных комбинаций

связей между ними огромно. Но на самом деле число таких комбинаций лимитировано. Во-первых, СФЕ как языковая единица ограничивается свойствами языкового знака. Во-вторых, СФЕ как единица текста ограничивается «мыслительной способностью» автора. Поэтому в реальном тексте количество предложений, образующих СФЕ, ограничено. Обычное количество предложений в СФЕ составляет от двух до шести или семи. Однако существуют СФЕ, которые включают больше десяти предложения. Например, в древнем Китае существовал один тип текста, который называют Ш^ (Пьян Вэнь), отличающийся стилем парных построений (по 4 и 6 иероглифов в строке), который господствовал в китайской литературе в IV—VII вв. н.э. Исследуя такой текст, обращают большое внимания на стилистику и структуру, а содержание не имеет важного значения, прежде всего ценится прекрасная структура.

Ранее, используя метод комбинаторики, мы получили много разных схем СФЕ, на самом деле некоторые из них не представлены в реальном тексте — они существуют только теоретически. В тексте обычно имеется пять типов схем, то есть параллельная, цепная, смешанная, лучная и рамочная. Когда мы исследуем СФЕ, мы можем применять эти схемы. Если связь в определенной группе предложений как раз совпадает с одной из этих схем, то эта группа предложений, вероятно, является СФЕ. Если не совпадает, то она должна анализироваться еще со стороны значения или других аспектов [4].

Элементы темы СФЕ — это отношение тем образующих СФЕ предло-

жений. Они должны относиться к одной сфере семантики, то есть темы предложений в СФЕ являются одной и той же или относятся к одной семантической сфере. Если темы соседних предложений одинаковы, то эти предложения, скорее всего, в одном СФЕ. Когда темы соседних предложений разные, то надо анализировать эти темы: относятся ли они к одной области семантики или нет. Например, в СФЕ(4) темы предложений относятся к одной семантической области.

Со стороны элементов темы СФЕ мы можем разделять СФЕ на одноэлементное СФЕ и многоэлементное СФЕ. По элементам темы СФЕ все СФЕ относятся к этим двум типам СФЕ.

Таким образом, можно сделать вывод, что межфразовая связь и элементы темы СФЕ являются взаимно необходимыми критериями определения СФЕ. При исследовании СФЕ необходимо рассматривать его с этих двух сторон.

Когда мы исследуем СФЕ, обязательно определяем его границы. Межфразовая связь и элемент темы СФЕ являются основным стандартом определения СФЕ, так как структура и значение играют главную роль в исследовании языкового знака. Нельзя изучать СФЕ только со стороны межфразовой связи или со стороны элементов темы СФЕ.

Объем СФЕ или его границы представляет собой один из самых острых вопросов в исследовании текста, потому что решение этого вопроса напрямую связано с изучением другой единицы текста — фрагмента, который состоится из СФЕ и предложений. Но определение фрагмента более субъективно, чем определение

СФЕ, потому что в лингвистике считается, что смысловая центричность соединяет два или более двух СФЕ и иногда СФЕ с самостоятельным предложением в один фрагмент. А смысловая центричность всегда связана с субъективностью. Хотя фрагменты также имеет целостную структуру и логический порядок, но они не играют такую большую роль, как смысловая центричность, в определении фрагмента. Кроме того, все текстовые единицы обладают этим особенностями.

В философии принято считать, что каждый предмет имеет качества всеобщности и единичности. Однако фрагмент обладает всеобщностью, но в нем мало единичности, то есть фрагмент имеет такую особенность, которая уже существует в остальных единицах текста, а у него нет специфики, которая отличает его от остальных единиц. Поэтому нам следует ответить на следующие вопросы, чтобы определить, что такое фрагмент: 1) фрагмент — единица текста или нет; 2) если фрагмент являлся единицей текста, какому уровни языкового знака он принадлежит: 3) какова специфика, которая отличает его от остальных единиц.

Языковая единица — сочетание структуры (формы) и значения. В СФЕ структура играет более важную роль, чем значение. А во фрагменте значение играет более важную роль, чем СФЕ. Задача грамматики текста — исследование текстовых единиц и связи между ними. В СФЕ связь между образующими его предложениями экспрессивна и очевидна. Например, средство сочетания предложений в СФЕ — повторение слов, параллельная связь и

381

382

цепная. Но во фрагменте связь между СФЕ, его образующими, более сложна, то есть не так очевидна, как связь между предложений в СФЕ. К тому же связь между СФЕ в фрагменте похожа на связь между предложениями в СФЕ. Итак, специфику фрагмента можно вывести по аналогии с СФЕ. И поэтому межфразовая связь фрагмента не имеет столь высокой ценности для исследования, как связь в СФЕ.

Как известно, в лингвистке имеется три раздела: общая теория текста, грамматика текста и стилистика текста. Основная задача теории текста — исследование характера текста и его основных категорий, из этого следует, что фрагмент не занимает важного места в теории текста. Цель грамматики текста — изучение межфразовой связи, их способ выражения и их типы. И поэтому фрагмент тоже не является типичным объектом исследования по грамматике текста. Стилистика текста изучается со стороны функций текста, например: стиль текста, тип текста, поверхностная структура текста и глубинная структуры текста. Эта сфера также мало связана с изучением фрагмента. Одним словом, фрагмент не является типичной единицей лингвистики текста. Его исследование можно вести по аналогии СФЕ.

СФЕ — самая важная и представительная единица текста. СФЕ является элементом, который образует остальные единицы текста, например, фрагмент и текст. Изучение СФЕ занимает очень важное место в исследовании текста. Исследование СФЕ может вестись с двух сторон: с макроскопической стороны, то есть исследование его роли в целом тек-

сте, во внешнем контексте, а также с микроскопической стороны, то есть исследование его сущности, его основной особенности.

Межфразовая связь и элемент темы СФЕ — основные аспекты исследования СФЕ. С учетом этих двух аспектов мы можем сразу выделить СФЕ из текста, определить его структуру, тему, а также темы каждого составляющего СФЕ предложения.

В настоящее время в исследованиях текста изучение фрагмента занимает второстепенную роль, поскольку специфика фрагмента во многом аналогична специфике текста. Различие между ним проявляются в том, что составной частью фрагмента является СФЕ, а составной частью СФЕ является предложение. Но в дальнейшем с расширением и углублением исследования текста могут открыться новые возможности изучения фрагмента как текстовой единицы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волгина, Н.С. Теория текста [Текст] / Н.С. Волгина. - М.: Логос, 2003.

2. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования [Текст] / И.Р. Гальперин. - М.: КомКнига, 2007.

3. Солганик, Г.Я. Стилистика текста [Текст] / Г.Я. Солганик. - М.: Флинта наука, 2009.

4. Москальская, О.И. Грамматика текст [Text] / О.И. Москальская. - М.: Вышая школа, 1981.

5. Тураева, З.Я. Лингвистика текста. Текст: структура и семантика [Текст] / З.Я. Тураева. - М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2009.

6. ШШШ.-&// ФШ

7-11Ж [Chen, Jie. A analyse of super-phrasal unity of russian // Teaching Russian In China. - 1996. - No. 1. - Р. 7-11] (на кит. яз.).

7.

1997^4$,

58-61^ [Chen, Jie. On the Essential Characteristics of super-phrasal unity // Foreign Languages (Shanghai International Studies University. - 1997. - No. 4. - P. 5861] (Ha kht. «3.)

2001^1$, 77-80^

[Chen, Jie. On the Function of Composition sentence of the super-phrasal unity // Foreign Language Research. - 2001. - No. 1. - P. 7780]. (Ha kht. «3.)

9. Wtt^Wf.- M.:

2007 [Chen, Jie. Comparison and Translation of russian and chinese super-phrasal unity. - Shanghai Foreign Language Education Press, 2007]. (Ha kt. «3.)

10. Hi. S^^-tt^^^S//

62-65^ [Chen, Qian. Preliminary reserch of the delimitation of Supr-phrasal unity // Journal of PLA University of Foreign. - 1999. - No. 1. -P. 62-65]. (Ha kht. «3.)

11.

if. 1993^1$, 28-30^ [Ge, Xiaoqin. Sentence group - a unit of translation // Chinese translation. - 1993. - No. 1. - P. 2830]. (Ha kht. «3.)

12. liS.

mmn 2010^2$,

31-35^[Wang, Xingyi, Function and Classification Principles of paragraphs in Russian text // Teaching Russian In China. -2010. - No. 2. - P. 31-35]. (Ha kht. «3.)

13. lift«®® - M.: 2003 [Wu,

Yiyi, Lei, Xiuying, Wang, Xingyi, Li, Wei. The grammar of Russian text. - Moscow, 2003]. (Ha KHT. «3.)

REFERENCES

1. Chen Jie, A analyze of super-phrasal unity of Russian, Teaching Russian In China, 1996, No. 1, pp. 7-11. (in Chinese)

2. Chen Jie, Comparison and Translation of Russian and Chinese super-phrasal unity, Shanghai Foreign Language Education Press, 2007. (in Chinese)

3. Chen Jie, On the Essential Characteristics of super-phrasal unity, Foreign Languages (Shanghai International Studies University, 1997, No. 4, pp. 58-61. (in Chinese)

4. Chen Jie, On the Function of Composition sentence of the super-phrasal unity, Foreign Language Research, 2001, No. 1, pp. 77-80. (in Chinese)

5. Chen Qian, Preliminary research of the delimitation of Super-phrasal unity, Journal of PLA University of Foreign, 1999, No. 1, pp. 62-65. (in Chinese)

6. Galperin I.R., Tekst kak obekt lingvistichesk-ogo issledovanija, Moscow, 2007. (in Russian)

7. Ge Xiaoqin, Sentence group - a unit of translation, Chinese translation, 1993, No. 1, pp. 28-30. (in Chinese)

8. Moskalskaja O. I., Grammatika teksta, Moscow, 1981. (in Russian)

9. Solganik G..Ja., Stilistika teksta, Moscow, 2009. (in Russian)

10. Turaeva Z.Ja., Lingvistika teksta. Tekst: struk-

tura i semantika, Moscow, 2009. (in Russian) JgJ

11. Valgina N.S., Teorija teksta, Moscow, 2003. (in Russian)

12. Wang Xingyi, Function and Classification Principles of paragraphs in Russian text, Teaching Russian in China, 2010, No. 2, pp. 31-35. (in Chinese)

13. Wu Yiyi, Lei Xiuying, Wang Xingyi, Li Wei, The grammar of Russian text. Moscow, 2003. (in Chinese)

Ли Ин, аспирант, факультет иностранных языков, Пекинский университет; стажер, кафедра русского языка, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, ly79477690@gmail.com

Li Ying, Post-graduate Student, Foreign Languages Faculty, Peking University; Intern, Russian Language Department, Lomonosov Moscow State University, ly79477690@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.