Научная статья на тему 'К вопросу о единстве содержания предложений в сложном синтаксическом целом в системе работы по развитию связной речи в национальной школе'

К вопросу о единстве содержания предложений в сложном синтаксическом целом в системе работы по развитию связной речи в национальной школе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
370
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОЖНОЕ СИНТАКСИЧЕСКОЕ ЦЕЛОЕ / КОММУНИКАЦИЯ / СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / МИКРОТЕКСТ / ЕДИНСТВО СОДЕРЖАНИЯ / COMPLEX SYNTACTIC UNITY / COMMUNICATION / COHERENT SPEECH / MICRO TEXT / UNITY OF CONTENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тлехурай Марзета Касеевна

Построение сложного синтаксического целого определяется тонким взаимодействием многих факторов: формой речи, ее функциональным типом, стилем, авторской манерой изложения. Однако знание общих правил построения связного высказывания, практическое владение механизмом образования минимальной единицы текста сложного синтаксического целого является основой и непременным условием развития связной русской речи учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Construction of a complex syntactic unity is determined by interaction of many factors: the form of speech, its functional type, style, manner of author’s presentation. However, knowledge of general rules of construction of a coherent expression, practical knowledge of the mechanism of formation of a minimum text unit a complex syntactical unity is the foundation and necessary condition for the development of coherent Russian speech of pupils.

Текст научной работы на тему «К вопросу о единстве содержания предложений в сложном синтаксическом целом в системе работы по развитию связной речи в национальной школе»

УДК 74.261 ББК 379.3 Т-49

Тлехурай Марзета Касеевна, кандидат педагогических наук, начальник управления научной деятельностью Майкопского государственного технологического университета, т.:8(8772)523003

К ВОПРОСУ О ЕДИНСТВЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

В СЛОЖНОМ СИНТАКСИЧЕСКОМ ЦЕЛОМ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

(рецензирована)

Построение сложного синтаксического целого определяется тонким взаимодействием многих факторов: формой речи, ее функциональным типом, стилем, авторской манерой изложения. Однако знание общих правил построения связного высказывания, практическое владение механизмом образования минимальной единицы текста - сложного синтаксического целого - является основой и непременным условием развития связной русской речи учащихся.

Ключевые слова: сложное синтаксическое целое, коммуникация, связная речь, микротекст, единство содержания.

Tlekhuray Marzeta Kaseevna, Candidate of Pedagogy, head of scientific activities management of Maikop State Technological University, tel.: 8 (8772) 523003.

TO THE ISSUE OF SENTENCE CONTENT UNITY IN A COMPLEX SYNTACTIC WHOLE IN THE SYSTEM OF WORK TO DEVELOP COHERENT SPEECH IN A NATIONAL SCHOOL

(Reviewed)

Construction of a complex syntactic unity is determined by interaction of many factors: the form of speech, its functional type, style, manner of author's presentation. However, knowledge of general rules of construction of a coherent expression, practical knowledge of the mechanism of formation of a minimum text unit - a complex syntactical unity - is the foundation and necessary condition for the development of coherent Russian speech ofpupils.

Keywords: complex syntactic unity, communication, coherent speech, micro text, unity of content.

Правильно организованная монологическая речь в своей основе содержит не отдельные слова или предложения, а логически и композиционно законченные блоки, которые представляют собой «группу законченных предложений, тесно связанных по смыслу, лексически и грамматически», то есть сложное синтаксическое целое (ССЦ) [1]. Так же используются и другие термины, такие как микротекст, сверхфразовое единство (СФЕ), синтаксическое единство, компонент текста, фрагмент, контекст, цепь предложений, структурная часть, прозаическая строфа, структурное единство и некоторые другие. Вслед за многими исследователями-лингвистами в статье будет использоваться термины сложное синтаксическое целое (ССЦ) и микротекст.

В современной отечественной лингвистике изучению сложного синтаксического целого посвящены труды И.А. Фигуровского, Л.М. Лосевой, В.Г. Гака, Г.Я. Солганика, О.И. Москальской и др. Истории изучения ССЦ посвящены работы В.В. Виноградова, Г.Я. Солганика, О.И. Москальской, и ряд диссертационных исследований по лингвистике текста.

Под владением языком в современной лингводидактике понимается способность воспринимать обучающимися тексты, то есть связные речевые произведения, и в условиях конкретной ситуации общения на их основе сформировывать самостоятельные высказывания. Названная проблема относительно конкретной национальной школы исследуется в трудах многих методистов и лингвистов. Для работы по развитию речи в практике национальной школы чаще всего используются упражнения с заданиями: построить словосочетания и предложения, ответить на вопросы, озаглавить текст или его части. Целью всех этих упражнения является концентрация внимания обучающихся на содержательный аспект связной речи, в то время, как правила соединения предложений в составе микротекста и их закономерности остаются вне поля зрения. Это указывает на то, что, долгое время основной коммуникативной единицей считалось предложение, развитие речи ограничивалось лишь уровнем предложения. В результате чего, основная лингвистическая единица связной речи - текст и его составляющий компонент -микротекст или сложное синтаксическое целое (ССЦ) не получала достаточного освещения, а значит не была отработана методика порождения связного текста, а также овладения механизмом построения связного высказывания.

Сложное синтаксическое целое - это наиболее крупная структурно-семан-тическая единица, это конституэнт текста (то есть составляющий элемент), из которых состоит текст. В свою очередь, конституэнтами ССЦ являются предложения простые и сложные, которые объединяются между собой по смыслу, грамматически и интонационно.

Компонентами определяющими статус ССЦ являются:

- единство содержания;

- логико-композиционная структура;

- синтаксические особенности;

- делимитация (определение границ ССЦ).

В содержательном плане в ССЦ раскрывается одна микротема, то есть это тематическое или смысловое объединение предложений, связанных одной мыслью. Указанное смысловое объединение предложений вокруг одной общей темы является смысловой целостностью или связностью. Наблюдать это возможно только в отрезке текста, который состоит больше чем из одного предложения. В микротеме воспроизводится содержание нескольких самостоятельных предложений, которые развивают одну сложную мысль. В составе сложного синтаксического целого они не имеют самостоятельной темы, а дополняют друг друга и служат для выражения одной темы ССЦ, то есть его монотемы.

Со смысловым объединением предложений или единством содержания внутри ССЦ тесно связано понятие когерентности, которая выражается во взаимосвязи входящих в ССЦ элементов, то есть предложений и является одним из присущих микротексту свойств. Когерентность проявляется в структурной, смысловой и коммуникативной целостности микротекста.

Выражается структурная целостность ССЦ посредством местоимений, наречий, союзов в присоединительном значении, модальных слов, частиц, синонимов и др., то есть с помощью внешних сигналов структурной связи между предложениями.

Часто смысловая целостность проявляется через реккурентность, то есть регулярную повторяемость ключевых слов, связанных с монотемой ССЦ. Реккурентность проявляется в повторении слов, в употреблении вместо них синонимов или местоимений.

Коммуникативная целостность проявляется в том, что каждое последующее предложение в ССЦ опирается на предшествующее в коммуникативном плане. Внутри ССЦ каждое предложение выражает конкретную информацию. Информативный аспект предложения фиксирует движение мысли от предложения к предложению и включает в

себя тему, которая соединяет предложение с предыдущим контекстом и рему (новое содержание предложения), ради чего осуществляется коммуникация. Вследствие этого образуется тема-рематическая цепочка, которая способствует связности в ССЦ. Тема-рематическая связь и ее роль в создании текста были объектом специального исследования таких лингвистов, как Ф. Данеш, И.М. Горшкова, О.И. Москальская, Г.А. Золотова, В.В. Бабайцева и др.

В частности Г.А. Золотова, рассматривая роль ремы в организации текста, отмечает: «Рема противопоставляется внутри предложения теме, соединяя исходную и коммуникативно-значимую информацию. За рамками предложения рема определенного предложения вступает в смысловые отношения с ремами соседних предложений, создавая рематическую доминанту фрагмента текста, сигнализирующую его семантическую общность и способствующую чтению текста» [2].

По мнению В.В. Бабайцевой, вопрос актуального членения в монологической речи является крайне важным в процессе обучения связной речи, так как обозначение данного (или указание на него) служит одним из средств межфразовой связи [3].

С точки зрения логико-композиционного построения ССЦ - это рассказ в миниатюре. Он состоит из зачина, средней части и концовки. Зачин состоит обычно из одного или несколько предложений, которые формулируют начало мысли. Как правило, это наиболее самостоятельное предложение в ССЦ, это смысловой и синтаксический центр микротекста, определяющий в нем развитие мысли.

В структурно-семантической организации первых предложений микротекста проявляется ослабление межфразовых связей на границах ССЦ. В данном случае структура этих предложений не зависит от предыдущего предложения. Известно, что внутри ССЦ есть возможность преобразовать простые предложения в сложные, но первые предложения в любом ССЦ нельзя переделать в придаточную часть предыдущего без искажения смысла всего текста.

Границы ССЦ можно обнаружить в ослаблении межфазовой связи на их стыке, а также в семантической организации, лексическом наполнении и синтаксической структуре первых предложений ССЦ.

Отличительными признаками первых предложений ССЦ, выполняющих функцию зачина, являются:

1. Отсутствие в предложениях слов, семантику которых можно определить из предыдущей части текста, например местоимений или местоименных наречий, соотносящихся с имеющимися в предыдущем ССЦ именами существительными, прилагательными и числительными (Н.Д. Зарубина).

2. Структурная полнота предложений, так как в зачине не могут употребляться слова - заменители, такие как местоимения или местоименные наречия (Л.М. Лосева, Л.И. Величко).

3. Минимальная степень связи между первым предложением ССЦ и последним предложением предшествующего ССЦ.

4. Опора зачина на пресуппозицию, то есть на какой-то минимум известных понятий, чтобы быть понятным адресату (Л.М. Лосева).

5. Первое предложение ССЦ начинает изложение новой микротемы.

Часто первые предложения ССЦ начинаются с абзаца и выполняют две функции:

- семантическую, т.е. начинают в тексте новую синтаксическую единицу);

- семантико-стилистическую, т.е. выражают основную мысль.

Несмотря на то, что первые предложения ССЦ представляют собой новую микротему, как правило, они не являются структурно-семантическим центром, а значит и не всегда несут в себе основную информацию. Отсюда ясно, что ССЦ не каждый раз

начинается с красной строки. В одних случаях основная мысль сообщается вначале сразу, а уже потом излагаются факты; в других случаях - сначала дается комментирующая информация, приводятся аргументы, а затем формируется основное понятие.

Но известны и такие ССЦ, в которых вообще отсутствуют основное предложение и комментирующие или аргументирующие части. Это, прежде всего, описательные ССЦ, здесь перечисляются однородные предметы, явления или их признаки.

В организации ССЦ важную роль играет концовка - последнее предложение. Концовка выражает завершенность микротекста с помощью различных, особых синтаксических средств и является его итогом. Оформляется концовки обычно вводными словами и союзами и, а, но, да, которые подчеркивают завершенность мысли.

Тем не менее, не все ССЦ создаются по указанной схеме. Нередко в микротексте отсутствуют зачин или концовка, часто ССЦ завершаться перечислением, описанием каких либо явлений или событий.

С другой стороны, не все предложения, составляющие текст, входят в ССЦ. Существуют отдельные предложения, не являющиеся компонентами ССЦ. их можно считать свободными. Свободных предложениях, как правило, включают в себя разные замечания по вышесказанному, авторские отступления и т.п. В составе текста они играют роль одного из средств связи контактирующих с ними ССЦ и в то же время несут особую стилистическую нагрузку и имеют большое значение за пределами микротекста. Существуют свободные предложения, которые выступают в качестве отправной или заключительной фразы. В обоих случаях они соединяют несколько ССЦ в более крупные смысловые и структурные блоки.

Предложения в ССЦ соединяются как односторонней, так и многосторонней связью. По мнению И.А. Фигуровского «Одно предложение может быть связано не только с одним, но сразу с несколькими предложениями, и не только в пределах одного компонента. Такая многосторонность связей обусловливает обязательный порядок предложений» [4].

По словам Л.М. Лосевой, подробно рассмотревшей эти связи: «В связной речи не только соседние предложения соединяются между собой, но и предложения, отделенные другими предложениями. Связь первого типа называется контактной, второго -дистантной» [5].

Вопрос о синтаксических связях в микротекстах исследуется в двух направлениях: способы связи предложений в ССЦ; средства межфразовой связи.

По вопросу о способах связи предложений в ССЦ существует две точки зрения. Первую точку зрения выразил И.А. Фигуровский, посчитав, что самостоятельные предложения, входящие в состав микротекста могут быть связаны так же, как и, части сложного предложения, хотя отношения между предложениями в ССЦ гораздо глубже.

Вторая точка зрения принадлежит Г.Я. Солганику. Он считает, что: «При анализе синтаксической связи между предложениями в ССЦ не следует опираться на понятия, характерные для синтаксиса простого или сложного предложения, поскольку в микротекстах устанавливается новый, более высокий уровень синтаксических отношений» [6]. По его мнению способы связи в синтаксисе предложения, такие как согласование, управление и другие, не могут использоваться в синтаксисе текста, поскольку в ССЦ соединяются самостоятельные, структурно законченные единицы.

Микротексты с точки зрения содержания, строения и структурной соотнесенности предложений различаются на ССЦ с цепной и ССЦ с параллельной связью.

Наиболее распространенным, чаще употребляемым является ССЦ с цепной связью. В случае цепной связи последующее предложение развертывает предыдущие или предыдущее, предложения "цепляются" друг за другом как по смыслу, так и средствам

связи. Суть цепной связи заключается в структурном сцеплении предложений. Данный тип связи соответствует последовательному смысловому движению, а повтор указывает на цепную связь между предложениями. Хотя, признавая лексический повтор значимым средством связи при цепном соединении предложений, Г.Я. Солганик выражает следующее мнение, что это «... не единственное средство выражения цепной связи. Прямой повтор, по его мнению, могут заменить синонимы или местоимения» [6]. То есть, Г.Я. Солганик выделяет цепную связь через лексические повторы, цепную синонимическую связь и цепную местоименную связь.

При параллельной связи предложения, входящие в сложное синтаксическое целое, более самостоятельны. Здесь обычно наблюдается синтаксический параллелизм, выражающийся в использовании одинаковых структурных типов предложения, например, нераспространенных или распространенных, двусоставных или односоставных, простых или сложных, неосложненных или осложненных, а также одинаковый порядок расположения членов предложения и совпадение видо-временных форм глаголов-сказуемых. Микротексты с параллельной связью как правило используются для описания сменяющихся действий, явлений, состояний, картин. Они равноправны между собой, одинаково относятся к зачину, характеризуются параллелизмом предикативных основ, совпадают видо-временные формы их сказуемых, наблюдается одинаковый порядок слов.

В.В. Бабайцева, Г.А. Золотова, Л.М. Лосева как третий тип связи в ССЦ выделяют смешанную связь. В таких ССЦ прослеживается и параллельная и цепная связь, где более характерной является связь от параллельной связи к цепной связи.

Сложное синтаксическое целое определяется тонким взаимодействием различных факторов: формой речи, ее функциональным типом, стилем, авторской манерой изложения. В работе над развитием связной речи учащихся национальной школы при построении сложного синтаксического целого, целесообразно применять общие правила. Однако знание общих правил построения связного высказывания, практическое владение механизмом образования минимальной единицы текста - сложного синтаксического целого - является основой и непременным условием развития связной русской речи учащихся.

Литература:

1. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 1983. - 128 с.

2. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. - М.: Наука, 1982. С. 268 с.

3. Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. - М.: Просвещение, 1979.

С. 244.

4. Фигуровский И.А. Синтаксис целого текста и ученические письменные работы. -М.: Просвещение, 1961. - 170 с.

5. Лосева Л.М. Как строится текст. - М.: Просвещение, 1980. - 94 с.

6. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика (сложное синтаксическое целое). - М.: Высшая школа, 1973. - 211 с.

7. Тлехурай М.К. Сложное синтаксическое целое и его логико-композиционная структура (статья). Вестник МГТУ. Вып.4. - Майкоп: Изд-во ОАО «Полиграф-Юг», 2010. - С. 114-117.

References:

1. Velichko L.I. Work on the text at Russian lessons. M.: Education, 1983.128p.

2. Zolotova G.A. Communicative aspects of Russian syntax. M.: Nauka, 1982. P. 268.

3. Babaytseva V.V. Russian language. Syntax and punctuation. M.: Education, 1979. P.

4. Figurovsky I.A. The syntax of a whole text and student's written works. M.: Education, 1961. 170 p.

5. Loseva L.M. How the text is constructed. M.: Education, 1980. 94p.

6. Solganik G.Y. The syntax style (complex syntactic unity). M.: Higher School, 1973.

211 p.

7. Tlekhuray M. K. Complex syntactic unity and its logical-compositional structure (article). Bulletin of MSTU. Issue 4. Maikop: Publishing house of "Polygraph-South", 2010. P. 114 -117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.