Наталья МАРТЫШЕНКО
ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ ПО ТУРАМ ВЛАДИВОСТОК - КИТАЙ
Мартышенко Наталья Степановна,
к. э. н., доцент, кафедра Маркетинга и коммерции, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС), профессор РАЕ natalya.martyshenko@vvsu.ru
Туристская сфера в Приморском крае последнее десятилетие активно развивалась. По числу туристских фирм край входит в лидирующую группу среди других регионов. Соответственно и количество реализуемых путевок достаточно высоко1. Однако высокий уровень туристской активности Приморскому краю в основном обеспечивает организация поездок в соседний Китай. Динамика количества туристских поездок в Китай за последние годы представлена на рисунке 1. По диаграмме прослеживается устойчивый рост спроса на путешествия в Китай, как по России в целом, так и по
Приморскому краю в частности. При этом число путевок в Китай, реализуемых в Приморском крае, намного превышает их продажу в других регионах страны и составляет большую часть
продаж путевок в Китай по всей стране.
Необходимо отметить, что интересы и предпочтения туристов, отправляющихся в Китай, со временем изменяются. Туристы становятся более опытными, осваивают все новые регионы Китая, изменяют структуру потребления. Китайские граждане еще несколько лет назад тоже активно посещали Приморский край, но в последние годы поток туристов из Китая резко сократился и имеет отрицательную тенденцию (рис. 2).
На диаграмме представлена динамика объемов туристских потоков китайских туристов в регионы России, лидирующие по данной позиции.
Поскольку туристские обмены с Китаем для Приморского края являются явно преобладающими, структура потребления данного вида туристских продуктов требует особого внимания и анализа. Однако до сих пор никто не предпринимал попыток сис-
Рис. 1. Число турпоездок российских туристов в Китай в 2002-2008 гг.
' Федеральная служба государственной статистики URL: http://www.gks.ru/.
темного анализа этого сектора рынка туристских услуг. Для разработки программ развития туристской индустрии региона необходимо иметь четкие представления и количественные оценки по состоянию всех секторов и направлений туризма региона2.
ных услуг производилось на основании анализа данных анкетных опросов жителей Приморского края и по большей части жителей г. Владивостока (77% опрошенных). Жители краевого центра представляют заметный процент от численности населения края (30%), а го-
родское население в крае составляет более 78% от общей численности.
Интерес жителей к туристским поездкам в Китай в первую очередь можно оценить по количеству загранпаспортов у жителей края и количеству поездок в Китай (рис. 3, 4).
Структуру потребления туристских услуг выездного туризма в Китай мы изучали на основании анализа данных анкетных опросов. Для анализа ситуации использованы два вида анкет «Исследование турпоездок в Китай» и «Исследование времяпрепровождения отпусков и каникул». В опросе по анкете «Исследование турпоездок в Китай» принимали участие более пятисот респондентов. Анкетный опрос производился в 2009—2010 годах. Опросы с помощью анкеты «Исследование времяпрепровождения отпусков и каникул» проводились с 2003 года и продолжаются по настоящее время. За это время было опрошено более шести тысяч респондентов. Эта анкета наряду с прочими вопросами включает вопросы, касающиеся туристских поездок в Китай. Еще одним источником информации послужили сайты туристских фирм в Интернете.
Изучение предпочтений потребителей туристско-рекреацион-
120000 100000 80000 60000 40000 20000
2002 2002 2005 2006 2007 2008
+ Приморский край 83129 106710 36664 23579 27444 29714
- -Амурская область 38189 48648 28551 9380 9108 10524
Д Сибирский федеральный округ 22291 19000 19059 12805 4011 8572
Забайкальский край 16426 14584 16644 10608 2590 8069
Рис. 2. Динамика объемов въездных потоков китайских туристов по регионам России в 2002 - 2008 гг.
1
0,8 0,6 0,4 0,2 0
Да
□ 2003-2004 г.г. 0,61 0,39
□ 2008-2009 г.г. 0,79 0,21
Рис. 3. Частотный ряд распределения респондентов по наличию загранпаспорта
2 Мартышенко Н.С. Формирование туристско-рекреационного кластера как фактор социально-экономического развития Приморского края // Региональные проблемы. 2008. № 10. С. 95-101; Мартышенко Н.С., Марченко О.Г. Оценка пространственного развития туристских дестинаций Приморского края как основа кластерной политики региона // Российское предпринимательство. — 2010. — № 3. С. 172-176; Мартышенко Н.С. Кластерный подход к пространственному развитию туристских дестинаций региона (на примере Приморского края) // Экономические науки. — 2010. — № 1. С. 143-148.
более 5 раз 3-5 раз 2 раза 1 раз
0,15 1-1-1-1-1 более 5 раз с
"1 ,26
0,43 3-5 раз | 0
,35
0 2 раза 0,20 ,16
0,07 1 раз | 1 0 -1-1-!—,
0,00 0,20 0,40 0,60
0,00 0,10 0,20 0,30 0,40
а) б)
Рис. 4. Распределение респондентов по количеству турпоездок в Китай
а) по данным опросов, проведенных в 2003-2004 гг.,
б) по данным опросов, проведенных в 2008-2009 гг.
0,25 1-0,24-
0,20--
0,15 -0ДГ 0,10 -0,05 0,00
0,15
0,13
0,11
0,09
0,05
до 20 20-25 26-30 31-35 36-40 41-45 46-50 51-55 56-60 более
61
лет
Рис. 5. Частотный ряд распределения туристов, выезжающих в Китай, по возрасту
38
На диаграммах приведены результаты расчетов, выполненных по данным опросов двух различных временных периодов. Первый период охватывает 2003-2004 годы (2 785 анкет), второй период характеризует сегодняшнее состояние дел в 2008-2009 годы (1 550 анкет).
Количество приморцев, обладающих загранпаспортами, за несколько лет выросло почти на 20%. А учитывая сложности, связанные с оформлением загранпаспортов в г. Владивостоке, можно предположить, что получают эти паспорта, чтобы использовать их по назначению, а не для того, чтобы положить на полку. И если бы не сложности с оформлением паспорта, то обладателей загранпаспортов было бы еще больше. Следует заметить, что доля потребителей, многократно выезжавших в Китай, тоже выросла.
Российские туристы из Приморского края становятся более опытными, но и китайская сторона постоянно расширяет и совершенствует спектр предлагаемых услуг, ориентируясь на российского туриста. Таких изменений в предложениях туристских услуг на нашей территории, к сожалению, не происходит.
Исследование возрастной структуры туристов, посещающих Китай, показывает преобладание молодежного туризма возрастной категории 20-25 лет — 25% (рис. 5).
Анализ количества поездок в разрезе возрастных групп показал, что старшие группы совершали больше поездок в Китай. Возможное тому объяснение, что среди поездок этой группы преобладают шоп-туры индивидуальных предпринимателей и еще тем, что туристы, относящиеся к старшим возрастным группам, раньше начали осваивать этот сектор туризма.
В результате анализа анкетных данных были определены предпочтения приморских туристов в посещении различных городов Китая. На предварительных этапах исследования было выявлено (предложения туров туристскими фирмами в Интер-
нете), что туристы из Приморского края наиболее часто посещают семь городов Китая: г. Суйфэнхе, г. Харбин, г. Далянь, г. Пекин, г. Муданьцзянь, г. Шанхай, г. Шеньян. График индексов посещаемости этих городов приведен на рисунке 6. Из диаграммы видно, что наиболее популярны у жителей края туры выходного дня в пограничный г. Суйфэньхе, которые составляют 41%.
Однако приморские туристы постоянно расширяют географию своих поездок в Китай. Оценку предпочтений туристов мы производили с помощью открытого составного вопроса3: «посещение других городов Ки-
3 Мартышенко Н.С. Формирование туристского кластера и управление его развитием на территории Приморского края // Регион: системы, экономика, управление. 2008. № 1. С. 122-132; Мартышенко Н.С. Анализ транспортной
тая». При ответе на этот вопрос респонденты могли указывать любые города в произвольной форме. В результате анализа ответов было выявлено 35 городов Китая, которые посещали респонденты (кроме наиболее популярных городов). Из этих городов было отобрано десять наиболее популярных городов, поездки в которые составляют 80% от поездок во все упомянутые в ответах города. Индексы сравнительной посещаемости этих городов приведены на рисунке 7. Из диаграммы видно, что опять же преобладают туры в пограничные города, такие как г. Хунь-Чунь и г. Мишань, доля которых среди десяти выделенных городов составляет более 60%.
Стоимость туров в пограничные города сравнительно невысока. Средняя стоимость туров в Китай была определена в результате анализа информации сайтов более ста турфирм г. Владивостока, предоставляющих путевки в Китай (табл.). При включении в тур услуг, повышающих комфортность пребывания, стоимость путевки может возрастать, но обычно не более чем на 20% от базовой стоимости.
Несколько лет во Владивостоке практиковались вообще бесплатные туры в Китай. В таких турах путевка предоставлялась за беспошлинный провоз багажа. Категория таких туристов называется «помогайки». «По-
Шеньян | 0,04
Шанхай | 0,05
Муданьцзян | 0,05
Пекин | 0,11
Далянь | 0,15
Харбин |0 ,18
Суйфэньхе 0,41
-1-1-1-1-
Рис. 6. Индексы посещаемости наиболее популярных городов Китая (наиболее популярные туры)
г. Хайхэ г. Циндао г. Цзи-Си г. Тинь-Зинь г. Удаляньчи г. Байдахэ г. Янцзы г. Санья г. Мишань г. Хуньчунь
] 0,04 ] 0,04
0,05 ] 0,06 | 0,07 0,0
>2
0,
,35
0,30 0,35
0,00 0,05 0,10 0,15 0,20 0,25 Рис. 7. Индексы посещаемости городов Китая (менее популярные туры)
0,40
Таблица
Стоимость туров в города Китая, тыс. рублей
0,10
0,20
0,30
0,40
0,50
Города Стоимость тура, тыс. рублей
3 дня 4 дня 5 дней 6 дней 7 дней 8 дней 10 дней
Суйфэньхе 3,5 4,5 - - - - -
Хунь-Чунь 3 4 4,5 5 - - 6
Харбин - 7,5 - 10 12 13
Далянь - - - - - 17 18
Пекин - 11 15,5 - - 18 20
Муданьцзян - 6 - - - - -
Шеньян - - - 8 - - -
Шанхай - - - - 22 24 25
составляющей в процессе формирования туристского кластера Приморского края // Вестник ИНЖЭКОНа. 2009. № 5. С. 107-117.
могайка» имеет право беспошлинно провезти три килограмма ручной клади и все то, что сможет одеть на себя и съесть.
Туры в пограничные города так и называются «шоп-туры» и включают минимальный набор услуг. По приезде в город на территорию Китая туристы по «шоп-туру» полностью предоставлены сами себе. Остальные туры, как правило, включают достаточно насыщенную экскурсионную программу. В этих турах туристы имеют мало времени на самостоятельные перемещения по городу.
О преобладании «шоп-туров» можно судить и по продолжительности поездок в Китай (рис. 8). Преобладают краткосрочные поездки, которые соответствуют шопинговым целям.
В большом потоке туристов из России встречается много бескультурных людей, поведение которых оставляет желать лучшего. Некоторые не очень уважительно относятся к местному населению, не учитывают культурные и национальные особенности. Поэтому русские туристы в пограничных городах могут встречать и недоброжелательное отношение. Туристы из Ки-
тая в нашей стране еще чаще встречают пренебрежительное отношение.
Отдельные российские туристы переносят свое отношение к гастарбайтерам из глухих и отсталых районов Китая на все население Китая. Между тем экономическое благосостояние, качество продукции, грамотность и культура населения в Китае повышаются очень высокими
Самостоятельные перемещения по китайским городам не всегда безопасны. В пограничных городах растет преступность и мошенничество. Массовые потоки туристов привлекают авантюристов с обеих сторон границы. В связи с этим туристы чаще предпочитают отправляться в поездки по Китаю не по одному, а в компании друзей или родственников (рис. 10).
более 16 дней 11-15 дней 28-10 дней 4-7 дней 2-3 дня 1 день
] 0,02
06 0,05
0,13
0,05
0,00 0,10 0,20 0,30 0,40 0,50 0,60 0,70 0,80 Рис. 8. Структура туров по продолжительности поездок в Китай
Преобладание «шоп-туров» деловая
подтверждают данные о цели лечебная
поездок. Структура использо- познвательная
вания туров в Китай по целям
развлечение
поездок приведена на рисун-
ке 9. отдых
шопинг
0,07
08
0 24 0,24
0,36
0,00 0,05 0,10 0,15 0,20 0,25 0,30 0,35 0,40 Рис. 9. Структура туров по цели поездок в Китай
0,00 0,05 0,10 0,15 0,20 0,25 0,30 Рис. 10. Структура туров по совместным поездкам
0,08
темпами. Эти темпы несравнимо выше, чем темпы позитивных изменений в нашей стране. Высокое трудолюбие и древняя история Китая заслуживают большого уважения.
Неадекватное отношение к китайским гражданам определенной части российского населения не приводит к улучшению климата в межличностном общении наших народов и является тревожным симптомом, который может повлиять на дальнейшее развитие туристских обменов между нашими странами. А факты проявления национализма вообще отвратительны и могут нанести непоправимый урон имиджу нашей страны.
Отношение местного населения к российским туристам мы исследовали по ответам на следующий вопрос анкеты:
«С годами отношение местного населения к туристам из России: [ухудшается] [улучшается] [остается неизменным] комментарий ______».
Распределение ответов респондентов по контактам с местным населением подтверждает опасную тенденцию (рис. 11).
Продолжительность туров в пограничные города составляет обычно от 3 до 5-ти дней. Продолжительность туров в более отдаленные большие города всегда выше. Комплекс предоставляемых услуг в этих турах шире. Различие в уровне затрат на туристские туры объясняется не столько длительностью поездок, а сколько статусом города и его отдаленностью от границы
с Россией. При больших расстояниях большой вклад в стоимость тура вносят транспортные расходы (рис. 12).
Во Владивостоке около 200 туристских фирм. И большинство из них предоставляют туры по городам Китая. В условиях жесткой конкуренции ассортимент предлагаемых услуг и разнообразие туров постоянно совершенствуются. Встречаются и недобросовестные турагентства. Неискушенному потребителю трудно сделать свой выбор в потоке предложений турфирм. Чем руководствуются приморские туристы при выборе турфирмы, мы изучали с помощью следующего вопроса анкеты:
улуч шается
остается неизменным
ухудшается
I
0,00 0,10
«Расставьте приоритеты по степени влияния на ваш выбор турфирмы (порядок приоритетов от 1 до 7):
[ ] рекламные объявления в СМИ;
[ ] мнения родственников и знакомых, ранее пользовавшихся услугами турфирмы; [ ] услуги турфирмы, не предоставляемые другими турфирмами; [ ] длительность работы турфирмы на рынке туристских услуг;
[ ] отзывы потребителей в Интернете; [ ] цена путевки; [ ] собственный опыт».
Результаты обработки данных приведены на рисунке 13.
0,23
0,32
0,44
0,20 0,30 0,40 0,50
Рис.11. Частотный ряд распределения респондентов по оценке отношения местного населения к российским туристам
0 10 20 30 40 50 60
Рис. 12. Оценка уровня затрат в зависимости от продолжительности поездки,
тыс. руб.
Следует заметить, что при выборе турфирмы туристы все равно в первую очередь руководствуются ценой тура. Большинство туристов не полагается на свой собственный опыт, а больше доверяет мнению родственников и знакомых, осуществивших большее количество поездок в города Китая. Очень большой процент туристов изучают рынок туристских предложений по Интернету. Рекламные объявления в СМИ очень не популярны. Это объясняется тем, что такие объявления содержат очень мало информации. Чаще всего вся полезная информация состоит в номере телефона турфирмы.
Отмечая преобладание шоп-туров, сегодня можно наблюдать расширение предложений турфирмами поездок по городам Китая и увеличение перечня предлагаемых услуг. Постепенно часть туристов из Приморского края утрачивает интерес к шоп-турам. Кроме культурно-познавательного туризма, отдыха и развлечений, начинает мощно заявлять о себе лечебно-оздоровительный туризм. Это объясняется тем, что услуги лечебно-оздоровительного комплекса в Китае гораздо дешевле, чем в Приморском крае.
Из анализа планов на посещение китайских городов на 2010 год (рис. 14) видно, что наряду с пограничным городом Суй-фэнхе в лидирующую группу входят и города, которые посещаются с культурно-познава-
тельной целью (г. Пекин, г. Далянь). Если в шоп-турах разница в стоимости приобретенных товаров(в Китае и России) превышает стоимость путевки, то в городах, входящих во вторую группу, такого результата добиться невозможно.
Анкета «Исследование турпоездок в Китай», наряду с прочи-
ми вопросами, включает два открытых вопроса: «Ваше самое яркое впечатление от поездок в Китай:
_________».
«Самое неприятное впечатление о поездке в Китай:___».
В результате компьютерной обработки данные открытых вопросов были приведены
0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5
Рис. 13. Частотный ряд распределения респондентов по оценке источников информации при выборе турфирмы
0,00 0,05 0,10 0,15 0,20 0,25
Рис. 14. Сравнительная оценка планов посещения приморскими туристами городов Китая на 2010 год
к структурированному виду. Методика обработки данных открытых вопросов была представлена в работах4. По структурированным данным были выделены группы близких по смыслу ответов. Результаты обработки сгруппированных данных приведены на рисунках 15, 16. Для получения устойчивых групп и оценок частотных рядов по выделенным категориям, имеющегося объема информации пока недостаточно. Но опыт работы с аналогичными задачами показывает, что основа выделенных групп сохраняется и при проведении дальнейших исследований.
Из негативных реакций потребителей туристского продукта обращает на себя внимание большая доля ответов (20%), которые отмечают негостеприимное отношение отдельной части местного населения Китая к российским туристам. Многие туристы отмечают в своих высказываниях негативное отношение к поведению отдельных российских туристов в Китае. Практически все туристы, выезжающие в Китай туристскими автобусами, жалуются на организацию работы российской таможни.
Хотя среди ярких впечатлений туристы все еще выделяют свои впечатления о покупках (шопинг, низкие цены на товары) — 21%,
очень близкий по частоте ответ, входит в группу «новые впечатления и положительные эмоции» — 20%.
низкий уровень сервиса
криминальная обстановка
неприятных впечатлений нет
национальные контрасты
санитарная обстановка
раздражители и отрицательные эмоции
отношение местного населения к российским туристам
0,1
зрелищные мероприятия неприятные впечатления и
личные события
эффективное лечение
красоты природы
экскурсии и достопримечательности развлечения и аттракционы архитектура, здания и сооружения
национальная кухня
новые впечатления и положительные эмоции
шопинг
В заключение необходимо отметить, что результаты, приведенные в статье, носят предварительный характер, и в настоя-
0,05 0,10 0,15 0,20 0,25
Рис. 15. Частотные ряды встречаемости групп ответов по негативным впечатлениям о посещении Китая
0,02 0,02 0,02 0
0,07
0,08 0,10
0,13
0,20 0,21
Рис. 16. Частотные ряды встречаемости групп ответов по ярким впечатлениям о посещении Китая
0,12
0,10
0,15
0,20
0,25
0,14 0,15 0,20
0,07
0,07
0,17
0,20
--1--1-
4 Мартышенко Н.С., Старков А.С. Методические основы оценки структуры туристско-рекреационного потенциала (на примере Приморского края) // Вестник национальной академии туризма. 2009. № 3 (11). С. 21-27; Мартышенко Н.С. Методика сбора и обработки данных для оценки структуры потребителей услуг туристского комплекса региона // Практический маркетинг. — 2009. — № 11. С. 16-28.
щее время производится дополнительный сбор данных.
Полученную выборку еще нельзя признать полностью репрезентативной. Хотя вопрос о репрезентативности всегда очень сложный, и во многих случаях этот вопрос зависит от спектра задач, решаемых на основе данных выборки. В нашем случае, например, выборка не совсем соответствует структуре доходов населения в регионе.
Это можно объяснить тем, что более обеспеченные люди с меньшим желанием идут на то, чтобы принять участие в опросе. При проведении дальнейших исследований мы попытаемся учесть отмеченный недостаток и усовершенствовать организацию сбора данных.
В результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы. 1. Разработка программ развития туристской индустрии региона невозможна без всестороннего анализа сложив-
шейся ситуации на туристском рынке региона. Для этого необходимо организовывать широкомасштабные исследования структуры потребления туристского продукта в регионе. Изучение опыта разработки туристских предложений в Китае имеет важнейшее значение для Приморского края.
2. Организация масштабных исследований требует разработки новых технологий обработки и анализа данных.
3. Произведенные исследования показывают, что в последние годы быстро расширяется география турпоездок российских туристов в Китай.
4. Результаты исследований показали, что со временем изменяется структура потребления туристов, выезжающих в Китай. Доля туристов, выезжающих с целью шопинга сокращается.
5. Увеличивается количество предложений турфирм по посещению отдаленных городов Китая. Появилось боль-
шое количество предложений комбинированныхтуров с посещением нескольких городов и разнообразной программой.
6. Растет опыт жителей края по использованию туров в Китай. Этот опыт имеет не столько личный характер, сколько характер общественного мнения.
7. Сохраняется очень низкий уровень организации работы российской таможни.
8. Одной из тенденций последнего периода является возрастание турпоездок в лечебно-оздоровительных целях. К сожалению, нужно признать, что эта тенденция скорее всего в ближайшие годы будет сохраняться, поскольку российское правительство начинает сворачивать социальные программы (образование, здравоохранение).
9. Туристские фирмы Приморского края в основном работают на выездной туризм, а внутренний туризм развивается очень медленно.