Научная статья на тему 'Повышение конкурентоспособности туристского продукта (в Приморском крае)'

Повышение конкурентоспособности туристского продукта (в Приморском крае) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
139
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / РЕГИОН / REGION / ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / TRAVEL PRODUCT / АНАЛИЗ ДАННЫХ / DATA ANALYSIS / ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС / OPEN QUESTION / ТИПОЛОГИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / CONSUMER TYPOLOGY / TRAVEL INDUSTRY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Старков Александр Сергеевич

Жители Приморского края не всегда бывают удовлетворены турпоездками внутри страны и в близлежащий к их региону Китай. Систематизируя отрицательные оценки потребителей турпродуктов, автор рассматривает работу по устранению источников их негативной реакции как путь повышения конкурентоспособности туристских продуктов региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving Competitiveness of Travel Product (in the Primorsky Region)

Residents of the Primorsky Region are not always satisfied with their tours within the country and to neighboring China. Systematizing the negative consumer assessments of travel products, the author considers the efforts to eliminate the sources of the negative reaction as a way to increase the competitiveness of travel products in the region.

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентоспособности туристского продукта (в Приморском крае)»

Старков Александр Сергеевич

аспирант, кафедра маркетинга и коммерции,

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

па1а!уа,та|1уз11епко@уузи,ги

приморский край: как повысить конкурентоспособность

турфирм?

повышение конкурентоспособности туристского продукта

(в приморском крае)

_Аннотация

Жители Приморского края не всегда бывают удовлетворены турпоездками внутри страны и в близлежащий к их региону Китай. Систематизируя отрицательные оценки потребителей турпродуктов, автор рассматривает работу по устранению источников их негативной реакции как путь повышения конкурентоспособности туристских продуктов региона.

Ключевые слова: туризм, регион, туристский продукт, анализ данных, открытый вопрос, типология потребителей

Основным рыночным инструментом повышения конкурентоспособности товаров и услуг является приведение в соответствие постоянно изменяющегося спроса и предложения, В туризме спрос отличается очень высоким разнообразием, обусловленным большим разнообразием мотивов и интересов различных групп потребителей, Изучение предпочтений различных сегментов потребителей - важнейший элемент формирования конкурентоспособного туристского продукта, Но не менее важным являются исследования неудовлетворенности, складывающейся в результате потребления туристского продукта,

Как оценить качество туристского продукта?

Неудовлетворенность можно рассматривать, как расхождение между желанием, или ожидаемым и потребленным продуктом, В системах управления с обратной связью оценка рассогласования процессов и выработка управляющих воздействий по снижению степени рассогласования является основным принципом управления, Конечно, туристские фирмы интересуются мнением потребителей, но такие исследования, как правило, не носят системный характер, Системно оценить неудовлетворенность отдельными элементами туристского продукта можно с помощью

опросов потребителей, которые ранее потребляли данный продукт и сохранили впечатления о нем. Одной из причин, почему такие исследования не носят массового характера, является то, что мнения потребителей, как правило, выражаются в форме качественных высказываний. Для обработки таких данных необходимы специальные инструментальные средства, позволяющие осуществить переход от неструктурированного представления информации к структурированному (1). На кафедре маркетинга и коммерции ВГУЭС более восьми лет проводятся исследования спроса и предложения на региональном туристском рынке. Рассмотрим некоторые результаты исследования негативных впечатлений туристов и отдыхающих, сохранившихся у них после потребления туристских услуг, производимых различными предпринимателями, часто имеющими различные цели. В Приморском крае сегодня наиболее массовый характер носит туризм, связанный с пляжно-купальным отдыхом и туристские поездки в Китай (3).

Девять типов потребителей туристических услуг на внутреннем рынке

При изучении предпочтительных видов деятельности во время отпуска, способствующих восстановлению здоровья потребителей, необходимо помнить, что туристский продукт не считается продуктом повседневного использования. Так как путешествие относится к праздничной, неординарной, исключительной сфере человеческой жизни, удовлетворяющей потребности высшего порядка, тем важнее оценить негативные элементы туристских продуктов, которые могут испортить все старания отдельных предпринимателей-производителей туристских услуг Так, анализ эмоциональной фазы после потребления отпускного пляжно-купального тур-продукта на территории Южного Приморья позволил выделить 9 групп потребителей, распределение которых представлено на рис. 1 (см. ниже).

Эта типология включает следующие группы потребителей:

Студенты П0.01 Автомобилисты I 110.02 Нетерпимые 10,02 Интеллигенты 10,06

Урбанисты 10,06

Нелюдимые И 10,03

Оптимисты 10,10

Г^иаередливые И I 0.11

Зеленые 10.53

0,00 0,10 0,20 0,30 0,40 0,50

Рис.1. Распределение потребителей пляжно-купального турпродукта по негативной реакции на его отдельные элементы

л а ^

региональная экономика

1) зеленые (загрязненность пляжа и воды, мусор, экологическая обстановка, грязное дно);

2) привередливые (погода, шум, насекомые, каменистый пляж);

3) интеллигенты (наличие пьяных, некультурное поведение, антисанитария);

4) нелюдимые (скопление людей);

5) оптимисты (устраивает все);

6) нетерпимые (неприятное соседство; личные проблемы);

7) урбанисты (необустроенность пляжа);

8) студенты (высокая стоимость услуг);

9) автомобилисты (транспортные проблемы),

В скобках указаны обобщенные ответы, на основе которых были сформированы типологии, На практике были использованы три уровня типологии, Первый (наиболее подробный) раскрывает содержание обобщенных ответов и представляет интерес для практических работников различных турфирм, формирующих конкурентный туристский продукт, Анализ показывает, что 53% отдыхающих озабочены экологическими условиями мест потребления турпродуктов, Исходя из количественной оценки отрицательной

в Приморском крае сегодня наиболее массовый характер носит туризм, связанный с пляжно-купальным отдыхом и туристские поездки в Китай

реакции на потребление услуг пляж-но-купального продукта, не вызывает сомнения, каких действий ожидает потребитель,

Анализ отрицательных впечатлений о турпоездках в Китай

Логично предположить, что неудовлетворенность при потреблении турпро-дуктов на внутреннем рынке, инициирует поездки населения Приморского края в Китай, то есть Приморский край является территорией-донором туристов, На территории Китая туристский продукт в большей степени приближен к мировым стандартам, Анализ потребительских моделей на территории Китая способствовал выделению 11 групп российских потребителей по негативной реакции на отдельные элементы туристских продуктов, Классификация российских туристов по отрицательным реакциям на потребление турпродукта представлена на рис. 2 (см. с. 189). Типология российских туристов по негативным впечатлениям в путешествиях по Китаю включает следующие группы:

1) отношение местного населения к российским туристам (плохое отношение китайцев к русским туристам, навязчивость, грубость, агрессивное отношение местного населения, хамство);

2) прохождение российской таможни (таможенные пошлины);

3) санитарная обстановка (грязный город, антисанитария, плохая экология, неприятный запах);

4) непривычная пища (некачественная еда, непривычная пища);

5) низкий уровень безопасности (потеря личных вещей, воровство и мошенничество, конфликты с местными жителями, экстремальные события, преступность, общественный порядок);

6) неудобства в дороге (утомительная дорога, транспортные проблемы, некомфортные условия в дороге, прохождение китайской таможни, поездка в Китай по железной дороге);

7)национальные контрасты (очень шумно, низкий уровень культуры китайцев, отсутствие правил дорожного движения, скопления людей);

Низкое качество товаров

Низкий уровень сервиса

Непривычная пища

Условия проживания

Низкий уровень безопасности

Неудобства в дороге

Раздражители и отрицательные змоции

Национальные контрасты

Прохождение российской таможни

Санитарная обстановка

Отношение местного населения к российским туристам

8) раздражители и отрицательные эмоции (поведение русских туристов, погода, личные проблемы, отрицательные эмоции, не устраивают цены, болезнь);

9) условия проживания;

10) низкий уровень сервиса;

11) низкое качество товаров.

0,01% Негативные

впечатления

~ 0,03% Щ 0,04% 0,05% 0,06% 0,07%

0,10% _ 0,12%

0,15%

0,17% _0,19%

0,00 0,05 0,10 0,15 0,20

Рис. 2. Классификация российских потребителей турпродукта на территории Китая по отрицательной реакции на отдельные элементы туров

4SÍQ

региональная экономика

Совершенно логично, что на территории другого государства на первое место выходит озабоченность отношением местного населения к российским туристам, Эта типология (см. рис. 2 на с. 189) показывает высокий уровень удовлетворенности базовыми структурными и функциональными элементами туристского продукта, которые являются источником неудовлетворенности на внутреннем рынке туризма в Приморском крае,

Анализ отрицательных впечатлений от проведенного отпуска

Отпускной туристский продукт является одним из самых сложных, в формировании которого занято большое количество предпринимательских структур, Современный турист не оценивает и не ранжирует развлечения, для него важны ощущения, эмоции, удивление чему-то новому, ранее не ведомому,

Анализ потребительских моделей отпускного туристского продукта на территории Приморского края выявил 12 групп потребителей по отрицательным эмоциям от различных элементов турпродукта, Эта классификация включает следующие группы российских туристов из числа жителей Приморского края:

анализ показывает, что 53% отдыхающих озабочены экологическими условиями мест потребления турпродуктов

на территории Китая туристский продукт в большей степени приближен к мировым стандартам

1) погода;

2) личные и семейные проблемы (ссора, неосуществление планов, раздражитель, расставание, личные проблемы, семейные неурядицы);

3) временные ограничения (краткосрочность отпуска, не удачное время отпуска);

4) безопасность (несчастные случаи и трагические события, неприятное соседство, утеря личных вещей и имущества, плохое отношение окружающих, отношение местного населения, безопасность отдыха, криминальная обстановка, терроризм);

5) питание (некачественная еда, непривычная еда);

6) низкий уровень культуры (некультурное поведение);

7) окружающая среда (загрязненность пляжей, общая загрязненность, насекомые, шум, загрязненность воды, скопление людей, плохая экология);

8) условия поездки (услуги авиаперевозчиков, проблемы на таможне, утомительная дорога, транспортные проблемы, неудобства в дороге);

9) болезнь;

10) неприятные обязанности (домашние дела, вызовы с работы во время отпуска);

11) уровень сервиса (низкий уровень сервиса, условия проживания, плохое качество услуг турфирмы, необустроенность пляжей);

12) платежеспособность (денежные проблемы, высокие цены). Количественные оценки структуры негативных впечатлений представлены на рис. 3 (см. ниже). При построении графика были исключены негативные высказывания относительно погоды. Такие высказывания встречаются почти в 30% анкет.

Работа над элементами туристского продукта

Недостаток внимания к отрицательной реакции от потребления туристских услуг является слабой стороной предпринимательских структур, формирующих турпродукт, и основой, обусловливающей направления модернизации и обновления продуктов. При этом

0,01% . ] Питание

0,03%

Низкий уровень культуры

0,05%

Неприятные обязанности

0,06%

Болезнь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,07%

Безопасность

0,08%

Уровень сервиса

0,10%

Окружающая среда

0,11%

Временные ограничения

0,13%

Личные и семейные проблемы

0,18%

Условия поездки

0,18%

Платежеспособность

0,00 0,02 0.04 0,06 0,08 0,10 0,12 0,14 0,16 0,18 0,20

Рис. 3. Классификация туристов из Приморского края по негативной реакции от потребления различных элементов туристского продукта

региональная экономика

следует помнить, что турпродукт, сформированный предпринимательскими структурами туристского бизнеса, инициирует путешествие ради получения удовольствия, поэтому работа над элементами туристского продукта, вызывающими отрицательные эмоции и воспоминания, имеет стратегическое значение, так как инициирует совершенствование товарных предложений, Следует заметить, что выявление недостатков при предоставлении туристских продуктов, создает возможности для повышения конкурентоспособности региональных предпринимательских структур,

Литература

1, Мартышенко Н,С,, Старков А,С, Методические основы оценки структуры туристско-рекреаци-онного потенциала (на примере Приморского края) // Вестник национальной академии туризма, - 2009, -№3 (11), - С,21-27,

2, Мартышенко Н,С,, Марченко О,Г, Оценка пространственного развития туристских дестинаций Приморского края как основа кластерной политики региона//Российское предпринимательство, - 2010, - №3, - С, 172-176,

Alexandr S. Starkov

Postgraduate Student, Chair of Marketing and Commerce, Vladivostok State University of Economics and Service

Improving Competitiveness of Travel Product (in the Primorsky Region)

_Abstract

Residents of the Primorsky Region are not always satisfied with their tours within the country and to neighboring China. Systematizing the negative consumer assessments of travel products, the author considers the efforts to eliminate the sources of the negative reaction as a way to increase the competitiveness of travel products in the region.

Keywords: travel industry, region, travel product, data analysis, open question, consumer typology

российское предпринимательство, 2011, № 4 (1)

Отпечатано в типографии ЗАО «Корпорация Знак». Тираж 4000 экз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.