Научная статья на тему 'Перспективы выездного туризма из Приморского края в страны Юго-Восточной Азии'

Перспективы выездного туризма из Приморского края в страны Юго-Восточной Азии Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
746
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
страны Юго-восточной Азии / анкетный опрос / предпочтения потребителей / Туристские потоки / структурный анализ / countries of South-Eastern Asia / questionnaires / customer preferences / tourist flows / structural analysis

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ильин А. Е.

В статье дается анализ туристских потоков из Приморского края в страны Юго-Восточной Азии. Для анализа использованы данные анкетных опросов потребителей, совершивших поездки в эти страны. В анкетных опросах исследовался полный цикл туристских путешествий, начиная от выбора тура и заканчивая воспоминаниями о туристском путешествии, как положительными, так и отрицательными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes tourist flows from Primorsk region to the countries of South-Eastern Asia on the basis of customer questionnaires that already made such trips. These questionnaires studied the whole cycle of tourist trips starting with the selection of the tour to people"s memoires about their trips, both positive and negative.

Текст научной работы на тему «Перспективы выездного туризма из Приморского края в страны Юго-Восточной Азии»

— эффективное обеспечение всех категорий пользователей необходимой статистической информацией;

— усиление роли регионального уровня в ходе формирования статистики инноваций и динамики результатов предпринимательской деятельности в сфере услуг.

Слабое развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, предлагающего качественный набор необходимых услуг по доступной цене, является необходимым направлением государственной поддержки. При этом инфраструктура должна быть равнодоступной и иметь «пропускную способность», адекватную потребностям малого предпринимательства. Для развития предпринимательства в сфере услуг можно использовать механизм поддержки малого предпринимательства крупным бизнесом, который должен стать одним из важных направлений в политике государственного экономического регулирования. Учитывая значимость инфраструктуры поддержки предпринимательства в сфере услуг, выполняющей социальную функцию, ее развитие должно частично или полностью финансироваться за счет государственных средств. При частичном государственном финансировании могут привлекаться дополнительные средства предпринимателей и финансовые ресурсы частных источников на некоммерческой основе. Инфраструктурное обеспечение малого предпринимательства

основывается на условиях, которые отличаются от рыночных: бесплатные консультации, услуги по пониженным расценкам, аренда по низкой цене и т.д., что в корне отличается от системы предприятий и организаций, специализирующихся на оказании коммерческих услуг различного характера.

Однако объективно существуют внутренние проблемы развития цивилизованного предпринимательства в сфере услуг, к которым можно отнести следующие:

— низкий уровень социально-экономического развития региона РД в целом;

— низкий уровень жизни населения;

— неконкурентоспособность продукции и услуг;

— неблагоприятный инвестиционный климат в регионе;

— устаревание основных фондов;

— дефицит республиканского бюджета и полная финансовая зависимость РД от поступлений из федерального центра [5].

В то же время серьезными проблемами остаются недостаток и противоречивость законодательных актов РФ, их неадап-тированность к функционированию экономики республики, отсутствие механизма реализации прав, полномочий и ответственности управленческих структур на высшем уровне, отсутствие рациональной системы управления предпринимательской деятельностью в сфере услуг.

Литература

1. Гражданский кодекс РФ.

2. Рыночное предпринимательство: Теоретические основы и практика регулирования. Учеб. пособ. — М., 1994.

3. Кулик Ю.П. Место и роль малых и средних предприятий в смешанной экономике. Социально-экономическое развитие России. Проблемы, поиски, решения: Сб. науч. тр. по итогам НИР СГСЭУ в 2006 году. — Саратов: Изд. центр СГСЭУ, 2007.

4. Лексин В., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения. Смысл и механизмы государственного регулирования территориального развития // Рос. экон. журн. — 1997. — № 3, 4.

5. Проблемы экономических трансформаций в Дагестане / А.Ш. Ахмедуев и др. — Махачкала: Изд-во «Юпитер», 2003.

ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫЕЗДНОГО ТУРИЗМА ИЗ ПРИМОРСКОГО КРАЯ В СТРАНЫ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

А.Е. Ильин,

соискатель кафедры маркетинга и коммерции Владивостокского государственного университета экономики и сервиса Natalya.martyshenko@vvsu.ru

В статье дается анализ туристских потоков из Приморского края в страны Юго-Восточной Азии. Для анализа использованы данные анкетных опросов потребителей, совершивших поездки в эти страны. В анкетных опросах исследовался полный цикл туристских путешествий, начиная от выбора тура и заканчивая воспоминаниями о туристском путешествии, как положительными, так и отрицательными.

Ключевые слова: страны Юго-Восточной Азии, анкетный опрос, предпочтения потребителей, туристские потоки, структурный анализ.

УДК 338.482 ББК 65.80-59я7

Отечественный туристический бизнес последовательно интегрируется в соответствующий сектор глобального мирового хозяйства. Глобализация существенно повышает требования к конкурентоспособности всех видов деятельности, связанных с туризмом, и актуализирует проблему повышения эффективности использования рыночных инструментов. В расширяющемся хозяйственном пространстве конкурентоспособность туристических услуг может быть обеспечена только на основе получения синергетического эффекта от использования всей совокупности имеющихся в наличии современных рыночных инструментов.

Мировой опыт формирования эффективных туристско-рекреационных систем основывается на исследовании поведения

потребителей туристических услуг. В процессе исследований выявляются мотивации потребителей и тенденции спроса на туристические услуги. Кроме того, выявляется и исследуется структура потребителей. Однако, как правило, выводы строятся на основании наблюдений за туристами и носят неформализованный характер. Выявленная структура потребностей в различных регионах может существенно отличаться. Возможности туристско-рекреационного комплекса различных регионов еще более разнообразны, поскольку они опираются на имеющийся туристический потенциал региона.

Нельзя не согласиться с тем, что выездной туризм, и особенно выездной туризм в другие страны (международный ту-

ризм), не приносит заметных прямых экономических выгод для региона, из которого выезжают туристы. Мы заинтересованы в развитии внутреннего туризма, но, чтобы добиться успехов в этом направлении, необходимо научиться работать в условиях жесткой конкуренции на международном туристическом рынке. И здесь без изучения зарубежного туристского рынка не обойтись. Для Приморского края наибольший интерес представляют страны Юго-Восточной Азии, которые сегодня имеют наилучшие показатели экономического роста. Страны АТР достигли высоких показателей по количеству туристских прибытий в регион. Так, число туристов, прибывших в Юго-Восточную Азию, превзошло на 12% показатели 2009 года и превысило 72 млн. Поток туристов во Вьетнам вырос на 35%, в Сингапур — на 20%, на Филиппины — на 17%, в Таиланд — на 12%.

Однако официальная статистика дает только общие цифры, не раскрывая ни структуру потребителей, ни структуру туристического продукта. Поэтому для исследования цикла туристических путешествий по видам туризма и странам так важно производить собственные исследования.

С целью исследования поведения потребителей туристических продуктов, реализуемых на территории Приморского края, на Кафедре маркетинга и коммерции Владивостокского государственного университета экономики и сервиса уже более восьми лет производятся массовые опросы потребителей. Ежегодно по различным анкетам опрашивается более двух тысяч респондентов [2-3].

По результатам опроса жителей края были рассчитаны индексы предпочтений при выборе популярных туров в страны Юго-Восточной Азии (рис. 1).

Индия тур

Шанхай тур

Вьетнам тур

Пекин тур

Сингапур тур

Тайланд тур

Токио тур

|0 19

0,20

0,20

|0

0,00 0,05 0,10 0,15 0,20 0,25 0,30 0,35 0,40

Рис. 1. Индексы предпочтений популярных туров в страны Юго-Восточной Азии у туристов из Приморского края

До последних событий 11 марта в Японии жители края среди представленных туров отдавали свои предпочтения турпоездкам в г. Токио.

В Приморском крае уровень конкуренции среди туристических предприятий ощущается особенно остро, поскольку на территории края очень велика плотность туристических компаний. Количество туристических предприятий в различных источниках оценивается по-разному. Наиболее полный список турфирм включает 271 предприятие [1]. Фирмы в основном расположены в г. Владивостоке — 86%. Бурный рост количества туристических фирм в Приморском крае обеспечил массовый туризм в приграничный Китай (в основном шоп-туры). На этот вид туризма приходится до 50% всех поездок российских туристов в Китай. В связи с изменением таможенного законодательства туристский поток из России в Китай последние два года неуклонно снижался. В этих условиях туристические предприятия существенно изменили спектр предложений туров по Китаю. Изменяется и структура потребительского спроса на туристические услуги, предоставляемые китайской стороной.

Поскольку туристский поток из Приморского края в Китай намного превосходит потоки туристов в другие страны,

рассмотрим структуру туристского потока в эту страну более подробно.

В 2010 году Китай посетили 2 млн 370 тыс. российских граждан, что на 36% больше, чем в 2009 году. Основная часть туристов (более миллиона) приезжает в Китай с Дальнего Востока России. Москва и Санкт-Петербург дают Китаю примерно 200 тыс. туристов.

Интересен тот факт, что по количеству туристских прибытий в Китай первое место занимает Япония, второе — Южная Корея, третье — Россия, четвертое — США, пятое — Вьетнам. Из Японии в Китай ежегодно приезжает около 4 млн человек, из Южной Кореи — 3 млн, из США — 1,5 миллиона.

Большинство жителей Приморского края имеют заграничные паспорта (около 80%), что в большой степени связано с частыми поездками в Китай. Многие жители края выезжали в Китай неоднократно. Со временем туристы из Приморья расширяют географию посещаемых городов.

Среди целей поездок в Китай преобладает приобретение товаров по более низким ценам, чем в России (шоппинг). Структура шоп-туров в последние годы изменилась. Если раньше преобладали шоп-туры с целью приобретения товаров для перепродажи, то теперь это покупка товаров для себя и своей семьи. Туристы теперь стараются не столько купить много дешевых товаров, сколько более качественные. Заметно увеличилось количество туристов, выезжающих на отдых и лечение. Сегодня структура туристского потока в Китай оценивается следующим образом: шоппинг — 34%, отдых — 26%, развлечения — 20%, познавательный туризм — 8%, лечебный туризм — 7%, деловой туризм — 5%. Как следствие, большинство поездок туристов из Приморского края все еще осуществляется на короткие сроки — на уик-энд. Поездки на 2-3 дня составляют почти 70%.

Среди наиболее посещаемых городов Китая все еще лидирует г. Суйфэньхэ — город, расположенный на границе России и Китая (рис. 2). За последнее десятилетие этот город благодаря туристам из России из маленькой деревушки превратился в большой современный город.

Однако индекс посещаемости г. Суйфэньхэ сильно завышен, поскольку через этот город пролегает большинство железнодорожных маршрутов в другие города Китая, и поэтому респонденты в своих ответах могут указывать его как промежуточный пункт.

В последние годы география посещаемых городов Китая очень расширилась. Высокими темпами набирает популярность отдых на морских пляжах острова Хайнань, особенно, в зимние месяцы. Тропический остров Хайнань, расположенный на самом юге страны и омываемый водами Южно-Китайского моря, предлагает идеальные условия для пляжного отдыха. Остров находится в тропическом поясе, на одной широте с Гавайями, именно поэтому Хайнань часто называют «Гавайями Востока». Здоровая экология, чистейший, целебный воздух, теплое море и белоснежные песчаные пляжи привлекают сюда с каждым годом все большее количество российских туристов.

Шеньян 1° 04

Муданьцзянь 0,05

Шанхай 10,06

Пекин

Далянь

Харбин

Суйфэньхэ

Посещение наиболее популярных городов Китая

0,00 0,05 0,10 0,15 0,20 0,25 0,30 0,35 0,40 0,45

Рис. 2. Частотный ряд распределения туристов из Приморского края по посещаемости наиболее популярных городов Китая

Среди популярных городов сохраняются приграничные города, такие как Хуньчунь и Мишань. В настоящее время все большее количество туристов отправляется на курорты на юг Китая (Санья, Байдахе, Циндао и др.). В Санья (остров Хайнань) сегодня даже осуществляются регулярные авиарейсы из Приморского края.

0,26

0,28

0,35

0,11

0,15

0,16

0,43

высокиетемпы развития гостеприимство

высокийуровень сервиса

зрелищные мероприятия и объекты

эффективноелечение и оздоровление

красоты природы шоппинг национальная кухня низкийуровень цен

архитектура и красота городов

новые впечатления и положительные эмоции

развлечения иаттракционы

экскурсии и достопримечательности

0,00

0,02

0,04

0,06

0,08

0,10

0,12

0,14

0,16

Рис. 3. Частотный ряд распределения туристов из Приморского края по позитивным воспоминаниям о поездке в Китай

низкое качество товаров 0,01

непривычная пища 0,03

низкий уровень сервиса 0,03

условия проживания низкий уровень безопасности неудобства в дороге раздражители и отрицательные эмоции национальные контрасты прохождение российской таможни санитарная обстановка

отношение местного населения кроссииским туристам

Негативные

впечатления

0,00 0,05 0,10 0,15 0,20 0,25

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 4. Частотный ряд распределения туристов из Приморского края по негативным воспоминаниям о поездке в Китай

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ

Популярность именно приграничных городов объясняется, во-первых, низкой покупательной способностью основной массы населения края, с другой — тем, что такие поездки не требуют много времени. Уровень заработной платы опрошенных туристов свидетельствует о том, что не всем доступны дорогостоящие туры. Как следствие, при выборе турфирмы жители Приморья больше всего ориентируются на цену путевки, хотя это часто сопряжено с более низким уровнем туристических услуг. Показательными являются оценки туристами факторов, определивших выбор туристической фирмы:

— рекламные объявления в СМИ — 8%;

— мнения родственников и знакомых, ранее пользовавшихся услугами турфирмы — 21%;

— услуги турфирмы, не предоставляемые другими турфирмами — 1%;

— длительность работы турфирмы на рынке туристских услуг — 2%;

— отзывы потребителей в Интернет — 16%;

— цена путевки — 39%;

— собственный опыт — 13%.

Затраты на поездку в Китай зависят от длительности и дальности поездки. Более дальние поездки осуществляются на более длительный срок. В краткосрочных поездках доля прочих расходов намного превышает стоимость путевки, в дальних поездках — наоборот. На поездку длительностью 2-3 дня туристы из Приморского края тратят в среднем 16 тысяч рублей при цене путевки от 2 до 5 тысяч рублей, а при поездке длительностью 11-16 дней — от 45 до 65 тысяч рублей при цене путевки от 25 до 35 тысяч рублей.

Хотя спрос на туристические туры в Китай несколько снизился в последние годы, в дальнейшем он должен восстановиться. Большинство туристов удовлетворено поездкой и хотят поехать в Китай еще. О степени удовлетворенности поездкой говорят следующие данные, рассчитанные по опросам потребителей, посещавших Китай: полностью не удовлетворен 2%; скорее не удовлетворен 11%; затрудняюсь ответить 11%; скорее удовлетворен 48%; полностью удовлетворен 27%.

В своих исследованиях мы изучали удовлетворенность туристов условиями проживания, транспортными и другими услугами, предоставляемыми во время путешествий [4]. Результаты показывают достаточно высокую удовлетворенность туристов, что говорит о том, что данное направление не потеряет своих потребителей и в ближайшие годы, тем более что китайская сторона постоянно совершенствует структуру предлагаемых туристам услуг.

Наиболее ценными данными при анализе туристских поездок являются структура положительных и отрицательных впечатлений туристов, оставшихся как воспоминания о проделанной туристской поездке. Оценки положительных и отрицательных впечатлений туристов из Приморского края о поездках в Китай представлены на рис. 3 и рис. 4.

Среди факторов, вызывающих озабоченность во время пребывания в Китае, туристы в первую очередь выделяют отношение местных жителей к российским туристам, то есть безопасность. Поэтому мы специально исследовали оценки динамики отношения к туристам со стороны местных жителей.

Нужно признать, что большинство респондентов, озабоченных отношением местного населения, покупали туры в приграничные города. Те же, кто посещают более отдаленные города, чаще всего, наоборот, отмечают доброжелательность населения. Отдельные туристы отмечают, что в ухудшении отношения виноваты сами российские туристы. Однако нельзя не признать и то, что шоп-бизнес, процветающий в приграничных городах Китая, притягивает криминалитет. Уровень преступности в приграничных городах Китая намного выше, чем в среднем по стране. Вследствие этого туристы из России очень редко отправляются

в поездку в Китай поодиночке. Чаще всего в поездку отправляются вместе с друзьями или родственниками.

Справедливости ради необходимо отметить, что китайские туристы еще гораздо в большей степени обеспокоены безопасностью во время пребывания на территории России, и не без основания.

Хотя на территории Приморского края уровень продаж туристских путевок в Китай намного превосходит уровень продаж в другие страны Юго-Восточной Азии, нельзя не отметить повышение интереса к таким странам, как Южная Корея и Вьетнам. Корея имеет устойчивые транспортные связи с Приморским краем: осуществляются постоянные авиарейсы, большой популярностью пользуется паромное сообщение между Владивостоком и городами побережья Южной Кореи.

Общее число туристов, посетивших Южную Корею за 11 месяцев 2010 года, достигло рекордного показателя — 8 млн 800 тыс. человек. Это на 12,5% больше, чем в 2009 году.

По итогам 2010 года, Республику Южная Корея посетили 150 730 российских граждан, это сообщили в национальной организации по туризму республики. По сравнению с 2009 годом прирост составил 13 676 человек, что составляет около 10%. Россиян, прибывших в Республику Корея с туристическими целями, в 2010 году было 57285 человек, что на 6548 больше, чем в 2009 году. Прирост туристов составил почти 13% к уровню 2009 года. Наибольшее количество посещений россиянами Южной Кореи приходится на летние месяцы (июнь-август). Количество наших соотечественников, путешествующих в Республику Корея с деловыми целями, составило 7901 человек, что на 2057 превышает показатели 2009 года. Именно на бизнес-путешественников приходится наибольший процент прироста (более 35%). По студенческому обмену Республику Ю. Корея в 2010 год посетило 1009 россиян, что больше показателя 2009 года на 122 человека (или 14%). В московском представительстве Национальной организации по туризму Республики Корея уверены, что в наступившем году количество российских туристов, желающих посетить эту страну, также будет расти. Данному обстоятельству будет также способствовать проведение осенью 2011 года одного из этапов знаменитой гонки «Формула-1» на территории Южной Кореи.

В результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

1. Разработка программ развития туристической индустрии региона невозможна без всестороннего анализа сложившейся ситуации на туристском рынке региона. Для этого необходимо организовывать широкомасштабные исследования структуры туристических пакетов в регионе. Изучение опыта формирования туристических предложений в страны Юго-Восточной Азии имеет важнейшее значение для Приморского края.

2. Организация масштабных исследований требует разработки новых технологий обработки и анализа данных.

3. Произведенные исследования показывают, что в последние годы быстро расширяется география турпоездок российских туристов в страны Юго-Восточной Азии.

4. Со временем изменяется структура потребления туристов, выезжающих в страны Юго-Восточной Азии. Доля туристов, выезжающих с целью шоппинга, сокращается.

5. Сохраняется очень низкий уровень организации работы российской таможни, что вызывает большое раздражение как российских, так и зарубежных туристов.

6. Одной из тенденций последнего периода является возрастание турпоездок с лечебно-оздоровительными целями. Эта тенденция, скорее всего, в ближайшие годы будет сохраняться.

7. Появилась группа туристов, которые приобрели достаточный опыт и в состоянии самостоятельно организовать свою поездку в Китай, не прибегая к услугам турфирм.

Литература

1. Перечень туристских предприятий, зарегистрированных на территории Приморского края URL: http://www.tourprim.ru/add_ files/Perechen dlya_ita.doc

2. Мартышенко Н.С. Методика сбора и обработки данных для оценки структуры потребителей услуг туристского комплекса региона // Практический маркетинг. — 2009. — №11. — С. 16 — 28.

3. Мартышенко Н.С., Старков А.С. Методические основы оценки структуры туристско-рекреационного потенциала (на примере Приморского края) // Вестник национальной академии туризма — 2009. — №3 (11). — С.21-27.

4. Мартышенко Н.С. Анализ транспортной составляющей в процессе формирования туристского кластера Приморского края // Вестн. ИНЖЭКОНа. — 2009. — №5. — С. 107-117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.