Научная статья на тему 'Исследование структуры ассоциативных и категориальных семантических полей'

Исследование структуры ассоциативных и категориальных семантических полей Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
587
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ASSOCIATIVE STRUCTURES / АССОЦИАТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ / СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПОЛЯ / SEMANTIC FIELDS / КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ / CLUSTER ANALYSIS / ДЕНДРОГРАММА / DENDROGRAM / SSOCIATIVE EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Нистратов Александр Алексеевич

В данной статье объектом исследования стали «сети» ассоциируемых слов, а не отдельные реакции на слово. Это позволило описать и определить основную структуру отношений между ассоциациями внутри ассоциативного поля и провести сравнительный анализ с категориальной семантической структурой, полученной при свободной группировке ассоциируемых слов. Данные эксперименты позволяют выявить семантические и ассоциативные характеристики слова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure of associative and categorical semantic fields: a comparative analysis

The objects under analysis in this paper are “nets” of associated words, not individual reactions to the word. therefore, it makes possible to describe and define the basic structure of relations between associations within the associative field and compare it with the categorical semantic structure in the word free grouping experiment. the associative experiment and the word free grouping experiment allow revealing semantic and associative characteristics of the word.

Текст научной работы на тему «Исследование структуры ассоциативных и категориальных семантических полей»

А.А. нистратов

УДк 81'23

исследование структуры ассоциативных и категориальных семантических полей

В данной статье объектом исследования стали «сети» ассоциируемых слов, а не отдельные реакции на слово. Это позволило описать и определить основную структуру отношений между ассоциациями внутри ассоциативного поля и провести сравнительный анализ с категориальной семантической структурой, полученной при свободной группировке ассоциируемых слов. Данные эксперименты позволяют выявить семантические и ассоциативные характеристики слова.

Ключевые слова: ассоциативный эксперимент, ассоциативные структуры, семантические поля, кластерный анализ, дендрограмма.

Aleksandr A. Nistratov

structure of associative and categorical semantic fields: a comparative analysis

The objects under analysis in this paper are "nets" of associated words, not individual reactions to the word. Therefore, it makes possible to describe and define the basic structure of relations between associations within the associative field and compare it with the categorical semantic structure in the word free grouping experiment. The associative experiment and the word free grouping experiment allow revealing semantic and associative characteristics of the word.

Keywords: associative experiment, associative structures, semantic fields, cluster analysis, dendrogram.

Ассоциативный эксперимент является, пожалуй, наиболее разработанной техникой семантического анализа. Общая схема ассоциативного эксперимента такова: испытуемому предъявляется слово-стимул и требуется дать первые пришедшие на ум ассоциации. Как отмечают многие исследователи, характер ассоциаций зависит от возраста, пола, образовательного уровня и профессии испытуемых. Ассоциативным полем слова является совокупность ассоциатов на слово-стимул. Ассоциативное поле имеет ядро (наиболее частотные реакции) и периферию (единичные реакции). Различают индивидуальное ассоциативное поле и коллективное. Коллективное ассоциативное поле, выявленное в свободном ассоциативном эксперименте, обычно называют ассоциативной нормой. В ассоциативных полях встречаются отношения, в основе которых лежит связанная со словом коннотативная информация. В связи с наличием у каждого человека помимо общекультурных еще и сугубо индивидуальных представлений, связанных с денотатом слова (индивидуальных ассоциаций), в ассоциативное поле лексемы у конкретного носителя языка попадает слово, семантическое отношение которого к слову-стимулу можно объяснить только на основе индивидуального жизненного

опыта. Это значит, что ассоциативная техника отражает как когнитивные структуры, стоящие за языковыми значениями, так и индивидуальные особенности испытуемых. Последующая статистическая обработка отчасти нивелирует эти особенности, выделяя аспекты, инвариантные для всей группы испытуемых.

Предлагавшиеся исследователями классификации вербальных ассоциаций были весьма разнообразными - от самых общих до очень дробных и разнородных, как, например, классификация Дж. Миллера, Интересно, однако, заключение самого Дж. Миллера: «Вероятно, слова связаны друг с другом множеством неисповедимых путей» [Слобин, Грин 1976]. Определение ассоциативного значения слова предложил и Дж. Диз [Deese 1965]. В интерпретации Дж. Диза, который ввел данное понятие в современную научную парадигму, ассоциативное значение квалифицировалось как наиболее адекватное психологической структуре значения, как «потенциальное распределение ответов на некоторое слово-стимул». Интересно, что понятие ассоциативного значения, по Дизу, включает в себя лишь часть значения (хотя и большую), которое гипотетично, сложно и динамично. Отношения между словами отражаются в распределении ассоциаций, поскольку ассоциативное значение некоторого слова-стимула выявляется через распределение полученных на это слово ассоциативных реакций. Общность ассоциативного значения двух слов-стимулов должна определяться посредством установления степени общности распределения реакций и будет зависеть от встречаемости общих элементов в сопоставляемых распределениях [там же].

Особый интерес представляют не сами пересечения таких распределений, а глубинные модели отношений, которые за ними скрываются. Обнаружить эти базисные структуры отношений внутри групп слов позволяет кластерный анализ. При ассоциировании одного из элементов некоторой категории с каким-то новым элементом этот новый элемент оказывается в равной мере ассоциированным и с другими членами той же категории, поскольку благодаря первоначально установленной связи он станет одним из членов существующей системы. В данном случае объектом исследования стали «сети» ассоциируемых слов, а не отдельные реакции на слово. Это слова, служащие друг для друга стимулами и реакциями и вызывающие появление новых слов уже в виде реакции. Иначе говоря, самые частотные реакции, например, на стимулы на первом этапе свободного ассоциативного эксперимента служили уже как стимулы для второго этапа эксперимента и т.д. Были подсчитаны коэффициенты пересечения между всеми парами, которые могут образовать эти исходные слова. Матрицы сходства вторичных ассоциаций на слово-стимул (т.е. ассоциаций на ассоциации) подверглись процедуре кластерного анализа. Выделенные кластеры получили содержательную интерпретацию и выступили как семантические составляющие значения. Это позволило описать и определить основную структуру отношений между ассоциациями внутри ассоциативного поля. Ассоциативное поле конкретного слова-стимула указывает на неосознаваемые содержания, которые связаны с этим словом и хранятся в сознании носителей данного языка. Мерой семантической близости (расстояния) пары слов признается степень совпадения распределения ответов, т.е. степень подобия объектов анализа устанавливается через сходство данных на них ассоциаций. Величина эта фигурирует в работах разных авторов под названием коэффициента

пересечения, коэффициента ассоциации, меры перекрытия. Примером для реконструкции семантического состава слова на основе ассоциативного эксперимента послужило слово семья. Для работы использовался «Русский ассоциативный словарь» (РАС). Были взяты слова, выступающие как реакции на слово-стимул семья, и использованы как слова-стимулы в ассоциативном эксперименте, взятые в том же РАСе. Таким образом, используя РАС, можно построить матрицу семантических расстояний для ассоциативного поля выбранного слова (семья), которая затем подвергается процедуре кластеризации. Процедура кластеризации состоит в том, что исследуемый материал дифференцируется в ряды кластеров - объединений этого материала на разных уровнях семантической близости. В результате обработки получается дерево кластеризации (дендрограмма). Кластерный анализ дает возможность проследить семантическую организацию материала на различных уровнях обобщения. Процедура кластеризации дает возможность выделить на основе формальной обработки данных ассоциативного эксперимента группы, которые можно интерпретировать содержательно как семантические компоненты слов, исследуемых в эксперименте.

Анализируя полученные результаты, можно предположить, что группы оказались неопределимыми четко там, где было недостаточно слов для семантического группирования. Это связано с тем, что не все слова-реакции на стимул семья можно найти в РАС для дальнейшего использования их в качестве стимулов. На рис. 1 представлена дендрограмма группы слов, являющихся реакциями на слово стимул семья. Эта дендрограмма содержит отдельные группы (кластеры) слов, связанных друг с

DeudxxjqxtuB иьJ_aq Выхт! BtLliod

tlrscDim ШзЬикг Cluatrr Cabin

КРУ I"

нргшмлъ

тгттло родня

TL

Рис. 1

другом какими-то связями. Очевидно, что эти слова имеют общие ассоциации. Чем теснее связаны слова в кластере, тем выше коэффициент ассоциативной связи. Предполагая, что на основании таких кластеров можно определить основные семантические категории проанализируем полученную дендрограмму.

Дендрограмма позволяет выделить следующие группы слов:

Слова, определяющие семейные и родственные связи по горизонтали (муж, жена) и по вертикали (дети, родители).

Наименование родственных связей с определяющими их словами: (моя, мама; родная, мать; семья, дружная, большая).

Слова, имеющие отношение к месту жительства (дом, квартира).

Слова, обозначающие эмоции и члена семьи (радость, счастье, ребенок).

Слова, обозначающие взаимоотношения и определяющие слово (крепкая, дружба, любовь).

Слова, имеющие обобщающее значение (люди, общество, мы).

Слова, имеющие косвенное отношение к слову семья (счастливая, ячейка; школа, друг, молодая; маленькая, тепло, родня).

Слова, обозначающие тесно связанную группу (дружный, круг, крепость).

Группы легко интерпретируются содержательно как семантические компоненты слов и, можно сказать, являются показателем коммуникативных возможностей, а это может служить одним из доказательств принципиального единства психологической природы семантических и ассоциативных характеристик слов. Состав и характер реакций в ассоциативных полях позволяют раскрыть существенные черты значения слова. Ассоциативная структура слова - это основные направления, по которым происходит ассоциирование слова в ходе эксперимента, это отношения, которые возникают между словом-стимулом и словами, образующими его ассоциативное поле. Иными словами, ассоциативная структура слова отражает структурированные определенным образом элементы ассоциативного поля и является одной из составляющих группы процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. На данный момент работа с ассоциативными полями является основным инструментом изучения языкового сознания. Глубинная когнитивная структура кластерного принципа объединения значений позволяет выявить ассоциативный характер языкового сознания и проявляется в вербальном установлении формальных и функциональных сходств, которые связывают предметы объективной и субъективной реальности. Это может быть и выбор «возможного мира», реального или вымышленного, к которому относятся реакции.

В психолингвистике распространены методики, связанные с построением разного рода классификаций. Результаты этих экспериментов показывают когнитивные процессы: как человек выделяет признаки, обобщает их, формируя определенные группы, классы. Для исследования категориального значения слова, которое проявляется при свободном воспроизведении слов через объединение их испытуемыми в семантически или тематически связанные группы, использовался метод «сортировки». Этот метод, разработанный в первую очередь Дж. Миллером, основан на допущении, что формы классификации материала соответствуют семантическим связям этого материала, и структура последних может быть выражена в процедуре классификации.

Суть самой методики проста: испытуемым предлагается классифицировать материал (обычно слова) в произвольное количество групп, причем в группу может

входить произвольное количество объектов (слов). Результаты классификации суммируются в матрицу, где мерой семантического сходства пары объектов выступает количество отнесений их испытуемыми в один класс. Очевидно, что при группе испытуемых из N-человек мера сходства между парой объектов варьируется от N, если все испытуемые относили их в одни классы, до нуля, если ни один из испытуемых не объединил их в одном классе. При нормировании меры сходства (чтобы сделать ее независимой от количества испытуемых) эти коэффициенты изменяются от 1 до нуля. На основе этой матрицы производится процедура кластер-анализа, когда объекты объединяются в последовательные группы. Вначале объединяются слова, которые семантически ближе всего друг к другу, затем эти пары вновь объединяются с теми парами, что стоят ближе к ним, и т.д. Появляются ряды кластеров, организующие материал на разных уровнях семантической близости. В результате получается своеобразное дерево кластеризации. Чем ближе сходство слов, тем короче ветви дерева, соединяющие эти слова. Категориальная классификация по методу сортировки представлена на рис. 2.

Сравнивая две дендрограммы (рис. 1 и 2), можно отметить различия в отдельных кластерах. Так, на рис. 2 (дендрограмма сортировки) слова муж, жена, дети, родители, дружба объединены в один тематически связанный компактный кластер. На дендрограмме ассоциативной структуры (рис. 1) эти же слова входят в два раз-

Рис. 2

ных кластера («муж, жена» и «родители, дети»), а дружба входит в кластер «крепкая, дружба, любовь». Этот кластер уже можно рассматривать как некоторое простое предложение, выражающее определенное суждение. Следующий кластер на рис. 2 «ребенок, будущее» выражает логическое следование: ребенок - это будущее. На рис. 1 ребенок входит в кластер «ребенок, счастье, радость», т.е. связывается не с миром логики, а с миром эмоций. Интересно, что дальше на рис. 2 кластер «ребенок, будущее» объединяется с кластером «квартира, крепость, крепкая» (безопасное место жительства), а на рис. 1 кластер «ребенок, счастье, радость» объединяется с кластером «крепкая, дружба, любовь» (эмоциональная связь). Этот кластер можно считать основой для развернутого текста. Это позволяет говорить о таких особенностях ассоциаций, как их структурированность и взаимосвязь. Можно сказать, что многообразие ассоциаций и их связей позволяет делать выводы о соотношении субъективной реальности, т.е. смысла, связанного со словом в сознании человека, и картины мира как сочетания языковых и энциклопедических знаний в его сознании. В словах языка, в его конструкциях отражается определенный способ классификации и восприятия мира, своя философия, получившая название «наивного реализма».

Данные эксперименты позволяют выявить семантические и ассоциативные характеристики слова. Можно говорить о «научной» и ассоциативной картинах мира. Ассоциативное поле слова в большей степени отражает его коннотативный потенциал и содержит отношение к предмету, образ которого лежит в основе значения слова. С точки зрения психологии, коннотативное значение - генетически более ранняя форма воплощения значения семантического знака, в которой предметное отношение и эмоциональное отношение, личностный смысл и чувственный компонент еще слабо дифференцированы. Здесь можно отметить, что коннотативные значения, как правило, скрыты и могут подменять денотативные значения. По мнению ряда исследователей, проблема ассоциаций, их классификации и механизмов ассоциирования напрямую связана с изучением хранения знаний о мире и устройства памяти человека. Ассоциативное поле конкретного слова-стимула указывает на неосознаваемые содержания, которые связаны с этим словом и хранятся в сознании носителей данного языка. Ассоциативные поля, представляют собой ответы-реакции и обладают достаточной репрезентативностью, что позволяет делать выводы о сознании всех носителей конкретного языка и культуры.

Литература

Дюран Б., Оделл П. Кластерный анализ. - М.: Статистика, 1977. - 128 с.

Караулов Ю.Н. Русский ассоциативный словарь как новый лингвистический источник и инструмент анализа языковой способности // Караулов Ю.Н., Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. и др. Русский ассоциативный словарь. В 2-х тт. Т.1. - М., 2002. - 784 с.

Леонтьев А.А. Психологическая структура значения // Семантическая структура слова. - М., 1971. - С. 7-17.

Леонтьев АА. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1997. - 287 с.

Мандель И.Д. Кластерный анализ. - М.: Финансы и статистика, 1988. - 176 с.

Миллер Д.А. Речь и язык // Экспериментальная психология. - М., 1963. - С. 348378.

Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. - М.: Прогресс, 1976. - 348 с.

Deese J. The structure of associations in language and thought. - Baltimore: The John Hopkins Press, 1965. - 216 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.