Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СОТРУДНИКОВ МЧС С РАЗНЫМ СТАЖЕМ РАБОТЫ В РАМКАХ СИСТЕМНО-КОНТЕКСТНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СОТРУДНИКОВ МЧС С РАЗНЫМ СТАЖЕМ РАБОТЫ В РАМКАХ СИСТЕМНО-КОНТЕКСТНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
464
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМНО-КОНТЕКСТНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА / STRESS / STRESS TOLERANCE / EMERGENCIES / PROFESSIONAL ACTIVITY / SYSTEM-CONTEXTUAL PSYCHODIAGNOSTIC

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Каргин Михаил Иванович

Данное исследование посвящено изучению проблемы исследования стрессоустойчивости в рамках системно-конекстной психодиагностики. В статье изучена проблема стрессоустойчивости сотрудников МЧС с разным стажем работы. Обсуждаются результаты эксперимента, которые показывают о том, что у сотрудников МЧС с увеличением стажа работы стрессоустойчивость выше по сравнению с сотрудниками, которые только приступили к работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Каргин Михаил Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF STRESS TOLERANCE OF MES EMPLOYEES WITH DIFFERENT WORK EXPERIENCE WITHIN SYSTEM-CONTEXT PSYCHODIAGNOSTICS

This study is devoted to the study of the problem of stress tolerance research in the framework of system-contextual psychodiagnostics. The article examines the problem of stress tolerance of emergency workers with different work experience. The results of the experiment are discussed, which show that employees of the Ministry of emergency situations with an increase in work experience have a higher stress tolerance compared to employees who have just started working.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СОТРУДНИКОВ МЧС С РАЗНЫМ СТАЖЕМ РАБОТЫ В РАМКАХ СИСТЕМНО-КОНТЕКСТНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ»

Психология

УДК 159.923 (045)

кандидат психологических наук, доцент Каргин Михаил Иванович

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СОТРУДНИКОВ МЧС С РАЗНЫМ СТАЖЕМ РАБОТЫ В РАМКАХ СИСТЕМНО-КОНТЕКСТНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы исследования стрессоустойчивости в рамках системно-конекстной психодиагностики. В статье изучена проблема стрессоустойчивости сотрудников МЧС с разным стажем работы. Обсуждаются результаты эксперимента, которые показывают о том, что у сотрудников МЧС с увеличением стажа работы стрессоустойчивость выше по сравнению с сотрудниками, которые только приступили к работе.

Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, чрезвычайные ситуации, профессиональная деятельность, системно-контекстная психодиагностика.

Annоtation. This study is devoted to the study of the problem of stress tolerance research in the framework of system-contextual psychodiagnostics. The article examines the problem of stress tolerance of emergency workers with different work experience. The results of the experiment are discussed, which show that employees of the Ministry of emergency situations with an increase in work experience have a higher stress tolerance compared to employees who have just started working.

Keywords: stress, stress tolerance, emergencies, professional activity, system-contextual psychodiagnostics.

Исследование выполнено в рамках сетевого проекта вузов партнеров (ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» - ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет») по теме «Новые тенденции в развитии психодиагностики: системно-контекстная психодиагностика (СКП-диагностика)»

Введение. Изучение особенностей профессиональной деятельности сотрудников МЧС показало, что данная профессия основывается на глубоких эмоциональных переживаниях. Во время выполнения работ по ликвидации последствий ЧС сотрудники сталкиваются с постоянной угрозой жизни и здоровью, непрерывными нервно-психическими напряжениями, эмоциональными и стрессовыми расстройствами.

Поэтому к специалистам экстремального профиля, чья профессиональная деятельность сопровождается воздействием множества стрессогенных факторов, обычно предъявляются повышенные требования при приеме на службу.

Психологи и специалисты других профессий активно изучали проблему стресса и стрессоустойчивости. Согласно В.П. Зинченко, стресс - это состояние психического напряжения, возникающее у человека в сложных условиях или в определенных обстоятельствах [2]. Г. Селье объясняет стресс как природную защитную реакцию [7]. В своих исследованиях Р. Лазарус сделал попытку развести стресс на психологический и физиологический [6]. Основной индивидуальной характеристикой содержания самого стресса является адаптация или же стрессоустойчивость. А.А. Баранов в своем исследовании отмечает, что стрессоустойчивость - это частный случай психической устойчивости, которая проявляется при воздействии различных стрессовых факторов [1]. Ю.В. Щербатых подразумевает под стрессоустойчивостью эмоциональную устойчивость и контролирование эмоций [8]. В.А. Бодров понимает под стрессоустойчивостью способность переносить большие нагрузки и адекватно решать задачи в экстремальных ситуациях [2].

Изложение основного материала статьи. С целью изучения особенностей стрессоустойчивости сотрудников МЧС с разным уровнем стажа работы нами было проведено эмпирическое исследование. Наше исследование есть продолжение другой научно-исследовательской работы по изучению особенностей альтруистического поведения сотрудников МЧС.

Наш диагностический эксперимент проводился в период 2019-2020 годов на базе ГУ МЧС России по Республике Мордовия.

В нашем экспериментальном исследовании приняли участие 20 сотрудников МЧС в возрасте от 20 до 40 лет. В первую группу вошли сотрудники МЧС с низким стажем работы (до 7 лет). Во вторую группу вошли сотрудники с высоким стажем работы (более 7 лет стажа).

На первом этапе эмпирического исследования сотрудникам МЧС предложен тест Холмса и Раге, которой дает представление о степени стрессоустойчивости.

На втором этапе мы выявляли ведущие копинг-стратегии. Для этого мы использовали опросник «Копинг-поведения в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер, адаптированный вариант Т.А. Крюковой).

Исследование проводилось на базе ГУ МЧС России по Республике Мордовия. Деление участников эксперимента на две выборки было основано на данных сотрудников о выслуге лет. В исследовании приняли участие 20 сотрудников. В первой группе было 10 сотрудников с низким стажем работы (менее 7 лет), а во второй - 10 сотрудников с высоким стажем работы (более 7 лет).

В нашем исследовании мы опирались на положение системно-контекстной психодиагностики [5]. Теоретико-методологические положения СКП-диагностики позволили нам перейти к изучению особенностей стрессоустойчивости у сотрудников МЧС.

Рассмотрим результаты исследования по методике Холмса и Раге. Опираясь на таблицу 1, мы с Вами можем видеть разные результаты у сотрудников МЧС, которые пришли работать только что и сотрудники МЧС с высоким стажем работы. 40% сотрудников МЧС с низким стажем работы обладают высокой степенью сопротивляемости к стрессу и 40% имеют пороговое значение. Данные показатели являются тревожным фактором. Кроме того, было выявлено, что у 20% сотрудников было выявлено низкая степень сопротивляемости к стрессу, что можно интерпретировать как опасный фактор, указывающий на нервное истощение.

Таблица 1

Результаты диагностики уровня стрессоустойчивости (методика Хомса и Раге)

Уровень сопротивляемости Сотрудники с низким стажем работы Сотрудники с высоким стажем работы

Большой 0 (0%) 1 (10%)

Высокий 4 (40%) 5 (50%)

Пороговый 4 (40%) 3 (30%)

Низкий 2 (20%) 1 (10%)

Результаты исследования сотрудников МЧС с высоким стажем работы показывают нам, что 60% испытуемых имеют высокий и большой уровень сопротивляемости к стрессу и 40% - пороговый и низкий.

Сравнивая обе группы испытуемых можно отметить, что 60% и 40% имеют низкую и пороговую сопротивляемость. Высокую и большую - 40% и 60% соответственно.

Опираясь на первый этап исследования, мы можем предположить, что сотрудники МЧС с высоким стажем работы имеют высокий уровень сопротивляемости к стрессу, в отличие от сотрудников МЧС с низким стажем работы.

Наглядно результаты по диагностике степени стрессоустойчивости по группам респондентов представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Распределение показателей степени сопротивляемости стрессу в группах испытуемых

на констатирующем этапе

На втором этапе нашего исследования мы использовали опросник диагностики копинг-поведения в стресссовых ситуация. Результаты нашего исследования мы занесли в таблицу 2.

На втором этапе нашего исследования мы выявили, что в первой группе испытуемых (сотрудники с низким стажем работы) у 20 % сотрудников было выявлено копинг-стратегия «Решение проблем». Точно такое же количество испытуемых (по 20 %) выбрали такие стратегии как «Избегание» и «Эмоции». И только 40 % сотрудников МЧС с низким стажем работы выбрали стратегию - «Социальная поддержка».

Таблица 2

Результаты теста «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях сотрудников МЧС РФ с разным

стажем работы

Доминирующая копинг-стратегия Сотрудники с низким стажем работы Сотрудники с высоким стажем работы

Решение проблем 2 (20%) 9 (90%)

Социальная поддержка 4 (40%) 1 (10%)

Избегание 2 (20%) 0 (0%)

Эмоции 2 (20%) 0 (0%)

Во второй группе испытуемых (сотрудники с высоким стажем работы) были получены другие результаты. 90% испытуемых выбрали стратегию поведения «Решение проблем», 10% - «Социальная поддержка». Никто из испытуемых не выбрал стратегию поведения «Избегание» и «Эмоции».

Наглядно результаты по диагностике копинг-стратегий в стрессовых ситуациях по группам респондентов представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Распределение показателей по тесту «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях»

Рассматривая результаты двух групп испытуемых мы можем отметить следующее. С увеличением стажа работы увеличивается такая стратегия поведения в стрессовых ситуаций как «Решение проблем» (с 20% у сотрудников с низким стажем работы до 90% у сотрудников с высоким стажем работы). При этом отмечается, что такие стратегии, как «Избегания» и «Эмоции» - ее нет у сотрудников с высоким стажем работы.

Для определения статистически значимых различий по уровню стрессоустойчивости сотрудников МЧС был применен метод математической обработки данных - Манна-Уитни. Результаты сравнительного исследования представлены в таблице 3.

Таблица 3

Значимость различий в уровне стрессоустойчивости сотрудников МЧС с разным стажем работы

(У критерий Манна-Уитни)

Методика Сумма рангов иэ МП

Сотрудники с низким стажем работы Сотрудники с высоким стажем работы

Тест на стрессоустойчивость Холмса и Раге 126 84 29

Опросник для диагностики копинг-поведения в стрессовых ситуациях С. Нормана, в адаптации Т.Л. Крюковой: Копинг «Решение проблем» 140 70 15**

Копинг «Эмоции» 147 63 8**

Копинг «Избегание» 132 78 23*

Копинг «Социальная поддержка» 110 100 45

Величины критических значений: 27 (р<0,05), *19 (р<0,01).

На первом этапе исследования нами были выявлено эмпирические различия, однако статистически значимых различий нами не было выявлено.

На втором этапе исследования статистически значимые различия были выявлены.

На 1% уровне значимости по таким типам поведения копинг-стратегий как «Решение проблем» и «Эмоции». На 5% уровне значимости по копинг-стратегиям «Избегания» и «Социальная поддержка».

Выводы:

1. Анализ психологической литературы по теме исследования позволяет нам говорить о том, что стрессоустойчивость - это наличие у личности таких групп факторов, которые помогают человеку противостоять внешним раздражителям, стрессорам, с наименьшими потерями для организма человека.

2. Стрессоустойчивость личности зависит от разного рода факторов, таких, как уровень образования. Чем он выше, тем выше сопротивляемость к стрессу.

3. С увеличением стажа работы сотрудников МЧС, а соответственно опыта участия в ликвидации чрезвычайных ситуаций отмечается увеличение удельного такого типа поведения, как «Разрешение проблем» при снижении стратегий «Социальная поддержка», «Избегание» и «Эмоции»

Литература:

1. Баранов, А.А. Психологическая стрессоустойчивость и мастерство педагога: теоретические и прикладные аспекты: автореферат диссертации доктора психологических наук / Баранов Александр Аркадьевич. - Санкт-Петербург, 2002. - 41 с.

2. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. Москва: ПЕРСЭ, 2006. - 528 с.

3. Зинченко Е.В. Психологические аспекты стресса: учебное пособие; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2017. - 91 с.

4. Каргин, М.И. Исследование альтруистического поведения сотрудников МЧС в рамках системно-контекстной психодиагностики / М.И. Каргин // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология [Электронный ресурс]: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология», 4 декабря 2018 г., г. Саранск (Россия): [материалы] / отв. ред. Д.В. Жуина; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2018.

5. Каргин, М.И. Основные направления развития отечественной психодиагностики на современном этапе / М.И. Каргин // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. - 2016. - № 1. -С. 80-87.

6. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / под ред. Л. Леви. Л.: Медицина, 1970. - С. 178-208.

7. Селье Г. Стресс без дистресса. - Москва: Прогресс, 2009. - 127 с.

8. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции : учебное пособие / Ю.В. Щербатых. -Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 256 с.

Психология

УДК 378.15

кандидат психологических наук, доцент Карпушкина Наталья Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Рожнова Ольга Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); заведующий Шустова Эльвира Львовна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 49 «Светлячок») (г. Нижний Новгород)

К ПРОБЛЕМЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ИССЛЕДОВАНИЯХ

СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Аннотация. В статье представлен обзор теоретико-методологических основ развития эмоционального интеллекта у старших дошкольников в области специальной психологии; рассмотрен вопрос об актуальности развития эмоционально-личностной сферы обучающихся с РАС; представлены особенности системы комплексного сопровождения в формировании эмоционального интеллекта у старших дошкольников с РАС.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, старший дошкольный возраст, расстройство аутистического спектра, эмоции, комплексное сопровождение.

An^tatton. The article provides a brief overview of the theoretical and methodological foundations of the formation of emotional intelligence in older preschoolers in the field of special psychology; the question of the relevance of the development of the emotional and personal sphere of students with ASD; the features of the system of complex support in the formation of emotional intelligence in older preschoolers with ASD.

Keywords: emotional intelligence, senior preschool age, autism spectrum disorder, emotions, complex support.

Введение. Область социально - коммуникативное развитие в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) направлена на нормализацию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, на развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Проблема эмоционального интеллекта остается недостаточно изученной в области специальной психологии, и становится все более актуальной в старшем дошкольном возрасте у детей с РАС. Данный вопрос поднят такими отечественными учеными как Л.С. Выготский, Г.Г. Горскова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. На современном этапе становления специальной психологии проблема эмоционального интеллекта изучается И.Н. Андреевой, Д.В. Люсиным, М.А. Нгуен и др. В работах исследователей выделены отдельные компоненты становления эмоционального интеллекта в онто- и дизонтогенезе.

Эмоциональный интеллект является важнейшим условием для подготовки к школе и успешной социализации личности ребенка. Данная способность позволяет точно распознавать собственные и чужие эмоции, управлять ими, использовать эмоции в решении определенных задач. Дети с РАС нуждаются в создании специальных условий для развития эмоционального интеллекта адекватного возрастным и социальным нормам.

В исследованиях по специальной психологии показано, что социальная дезадаптация старших дошкольников с РАС во многом обусловлена их неспособностью воспринимать человека, отсутствием интереса в общении с другими людьми. Реакции дезадаптации старших дошкольников с возрастом усугубляются и нарастают к школьному периоду.

Изложение основного материала статьи. Старший дошкольный возраст характеризуется становлением высших психических функций, личностных особенностей и качественных новообразований в развитии психологических процессов ребенка. Эмоциональное развитие менее всего связано с влиянием генетических факторов, что в большей степени влияет на процесс образования и социализации в данном возрасте. Эмоциональный интеллект у старших дошкольников с РАС имеет значительные отличия от нормально развивающихся сверстников. У детей данной категории наблюдается преимущественное искажение эмоционально-волевой сферы, в основе которого лежит выраженное снижение порогов аффективного дискомфорта, преимущество отрицательных переживаний, общее состояние тревоги, страха перед окружающим (В.В. Лебединский, О.С. Никольская). Многие специалисты чаще применяют к детям с РАС термин «эмоциональная холодность», которая может создавать трудности в установлении коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.