Научная статья на тему 'Управление стрессоустойчивостью государственных гражданских служащих'

Управление стрессоустойчивостью государственных гражданских служащих Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1253
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ СЛУЖАЩИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ / STRESS / STRESS RESISTANCE / CIVIL SERVANTS / MANAGEMENT / STRATEGIES OF COPING WITH STRESSFUL SITUATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Климанова Наталья Георгиевна, Климанова Алла Владленовна, Григорьева Ольга Витальевна

В статье рассматривается отечественное и зарубежное видение понятий стресса, стрессоустойчивости, а также стратегий преодоления стрессовых ситуаций. В исследовании принимали участие государственные гражданские служащие. В ходе исследования сотрудники были разделены на две группы (сотрудники со стажем более пяти лет и сотрудники со стажем менее пяти лет), так как преодоление стресса также зависит от опыта и адаптации сотрудников в коллективе. Также в данной статье опубликованы результаты методики зарубежного автора С.Хобфолла «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций», а также результаты анкетного опроса «Управление стрессом», созданного авторами статьи. По результатам методики С.Хобфолла, сравнивая полученные результаты респондентов со стажем работы более пяти и менее пяти лет, были выявлены различия в показателях: «импульсивные действия», «манипулятивные действия», «агрессивные действия». Выявленные стратегии имеют нежелательный характер использования в стрессовых ситуациях. В ходе диагностики государственных гражданских служащих также были выявлены желательные стратегии преодоления стрессовых ситуаций, а именно «вступление в социальный контакт», «поиск социальной поддержки», которые находятся на высоком уровне, и являются благоприятными и приемлемыми стратегиями для преодоления стресса в ходе профессиональной деятельности. Таким образом, были установлены желаемые и нежелаемые стратегии преодоления стресса в двух группах сотрудников со стажем более пяти лет и сотрудников со стажем менее пяти лет на государственной гражданской службе. По результатам анкетного опроса, был описан и предложен комплекс физических и психологических упражнений, который помог бы государственным гражданским служащим преодолевать приемлемыми способами стресс в ходе своей служебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Климанова Наталья Георгиевна, Климанова Алла Владленовна, Григорьева Ольга Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF STRESS RESISTANCE OF STATE CIVIL SERVANTS

In this article discusses the domestic and foreign vision of the concepts of stress, stress resistance, strategies to overcome stressful situations. The study involved civil servants. During the study, employees were divided into two groups (employees with experience of more than five years and less than five years), since coping with stress also depends on the experience and adaptation of employees in the team. Also in this article are published the results of the S. Hobfoll method “Strategies for overcoming stressful situations”, the questionnaire “Stress management”, created by the authors of this article. According to the results of S. Hobfall's methodology, comparing the results of the respondents with work experience of more than five and less than five years, differences were revealed in the indicators: “impulsive actions”, “manipulative actions”, “aggressive actions”. Identified strategies have an undesirable character of use in stressful situations. The diagnostics of state civil servants also revealed desirable strategies for overcoming stressful situations, namely, “entering into social contact”, “seeking social support”, which are at a high level and are favorable and acceptable strategies for overcoming stress during professional activities. According to the results of the questionnaire, it has been described and proposed a set of physical and psychological exercises that would help civil servant acceptable ways to overcome stress in the course of their official duties.

Текст научной работы на тему «Управление стрессоустойчивостью государственных гражданских служащих»

УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ Климанова Наталья Георгиевна, к.психол.н., доцент Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова,

Казань, Россия (klimanova@ieml.ru) Климанова Алла Владленовна, студентка магистр Казанский (Приволжский) федеральный университет, институт психологии и образования, Казань, Россия (alla@ukagroup.ru) Григорьева Ольга Витальевна, к. биол.н., доцент Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова,

Казань, Россия (grigoryeva@ieml.ru)

В статье рассматривается отечественное и зарубежное видение понятий стресса, стрессоустойчивости, а также стратегий преодоления стрессовых ситуаций. В исследовании принимали участие государственные гражданские служащие. В ходе исследования сотрудники были разделены на две группы (сотрудники со стажем более пяти лет и сотрудники со стажем менее пяти лет), так как преодоление стресса также зависит от опыта и адаптации сотрудников в коллективе.

Также в данной статье опубликованы результаты методики зарубежного автора С.Хобфолла «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций», а также результаты анкетного опроса «Управление стрессом», созданного авторами статьи.

По результатам методики С.Хобфолла, сравнивая полученные результаты респондентов со стажем работы более пяти и менее пяти лет, были выявлены различия в показателях: «импульсивные действия», «мани-пулятивные действия», «агрессивные действия». Выявленные стратегии имеют нежелательный характер использования в стрессовых ситуациях. В ходе диагностики государственных гражданских служащих также были выявлены желательные стратегии преодоления стрессовых ситуаций, а именно «вступление в социальный контакт», «поиск социальной поддержки», которые находятся на высоком уровне, и являются благоприятными и приемлемыми стратегиями для преодоления стресса в ходе профессиональной деятельности.

Таким образом, были установлены желаемые и нежелаемые стратегии преодоления стресса в двух группах сотрудников со стажем более пяти лет и сотрудников со стажем менее пяти лет на государственной гражданской службе.

По результатам анкетного опроса, был описан и предложен комплекс физических и психологических упражнений, который помог бы государст-

венным гражданским служащим преодолевать приемлемыми способами стресс в ходе своей служебной деятельности.

Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, государственные гражданские служащие, управление, стратегии преодоления стрессовых ситуаций

Проблема стресса столь велика, что трудно назвать человека, который не испытывал бы его. Данная ситуация происходит из-за увеличения темпа жизни, усложнения должностных инструкций, ужесточения требований к государственным гражданским служащим. В связи с этим такой феномен, как стресс, постоянно присутствует в их личной и профессиональной жизни, что в дальнейшем приводит к эмоциональному выгоранию во время профессиональной деятельности.

Объясняя понятие стрессоустойчивость, можно выделить такое определение автора М. Тышковой [14], по ее мнению, понятие стрессоустойчивость - это некий навык преодоления активных стимулов, которые олицетворяют опасность, и могут вести к изменчивому поведению. Авторы В. А. Бодров [1] и А. А. Обознов [7], рассуждая о природе термина стрессоустой-чивости, говорят о ней, как об адаптационном свойстве личности, которое характеризуется приспособленностью человека к экстремальным жизненным ситуациям.

Также данной тематикой на протяжении многих лет занимались такие ученые, как Э.М Рутман [10], изучавший вопросы появления стресса, Р. Лазарус, [4] разработавший концепцию преодоления копинга, А.Б. Леонова [5], выделившая виды стресса, Э. Хейм [19], создавший модель сознательно-сформулированных копинг-стратегий, В. А. Пономаренко [9], описавший профессиональную подготовку персонала к стрессовым ситуациям. Также была разработана многоосевая модель «поведения преодоления» С. Хобфоллом [20] и биологическая модель стресса Г. Селье [11]. Также многие ученые занимались вопросом стрессовой ситуации, к ним относятся Р. Йеркс [21], Дж. Брэди [16], Д. Хебб [17], Фурдуй Ф.И. [15], Судаков К.В. [13] и другие.

Л.Г. Дикая [3] в своих научных работах пришла к выводу о том, что во время стресса целью человека является его преодоление путем целенаправленной саморегуляции.

По мнению ученого В. А. Бодрова [1], успешность преодоления стресса находится в прямой зависимости от такого понятия, как стрессоустойчи-вость. Проведя множество исследований, ученые пришли к выводу, что успешность и своевременно принятое решение влияют на преодоление стресса.

Для более эффективной и результативной профессиональной деятельности государственных гражданских служащих необходимы не только высоко развитые компетенции, определенные знания, профессиональные навы-

ки, но и умение управлять собой и стрессом - это будет благотворно сказываться на профессиональной деятельности.

Целью исследования стало определение наиболее эффективных стратегий управления стрессом для государственных гражданских служащих. Гипотезой выступило предположение о том, что государственные гражданские служащие при использовании желательных стратегий поведения будут эффективны к преодолению стресса, а также к сохранению психического и физического здоровья.

Для исследования были применены следующие методики: опросник «SACS» С. Хобфолла - «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций», анкетный опрос «Управление стрессом». [20]

В исследовании приняли участие государственные гражданские служащие в количестве 25 человек.

Психодиагностическая методика С.Хобфолла «SACS»- «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» [20] для исследования подбиралась с условиями: валидности, т.е. соответствия результатов изначальному предназначению методики; надежности, а именно получение стабильных результатов, которые не зависят от случайного стечения обстоятельств; минимальных временных затрат для мотивирования, инструктирования, проведения и заполнения методики.

Данная методика показывает стратегии и модели копинг-поведения (стресс-преодолевающего поведения), а также демонстрирует типы реагирования человека на стрессовые ситуации. В структуру данной методики включены девять стратегий поведения: ассертивные действия, вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки, осторожные действия, импульсивные действия, избегание, манипулятивные действия, асоциальные действия, агрессивные действия.

По мнению автора методики «SACS», [20] для успешного преодоления стрессовой ситуации необходимо иметь более высокие показатели: ассер-тивности (уверенности) поведения, вступления в социальные контакты, поиска социальной поддержки. И более низкие показатели: агрессивных действий, асоциальных действий.

Модели поведения «успешных» государственных гражданских служащих характеризуются активностью, просоциальностью и гибкостью. В данном исследовании для определения стратегий поведения важны высокие и низкие показатели шкал. Для «неуспешных» государственных гражданских служащих более характерной оказалась стратегия пассивности, а именно: осторожные действия, асоциальная стратегия, агрессивная стратегия (давление, отказ от поиска альтернативных решений, конфронтация, соперничество и др.).

«Неуспешные» государственные гражданские служащие в своем поведении наиболее часто применяют неуверенность (социальную несмелость). Однако их поведение в стрессовых ситуациях отличается особой асоци-

альностью и агрессивностью по отношению к коллегам, окружающим людям.

Очевидно, последнее является компенсаторным механизмом преодоления внутреннего (душевного) дискомфорта или преодоления психологических комплексов, неуверенности в себе и негативизма по отношению к другим.

В ходе исследования управления стрессоустойчивостью государственных гражданских служащих, было решено провести анкетный опрос «Управление стрессом», на основе которого будет разработана программа по управлению стрессоустойчивости.

Анкетный опрос был проведен в индивидуальном порядке после проведения основной методики «SACS» С. Хобфолла [20]. Государственным гражданским служащим во время анкетирования необходимо было вспомнить, что они ощущают, когда испытывают стресс, какое поведение они за собой замечают при стрессовых ситуациях, как предпочитают справляться со стрессом, проявляют ли они агрессию в состоянии стресса, а также оценить степень удовлетворенности при использовании своих методов управления стрессом.

Анкетирование состояло из пяти вопросов, адресованных государственным гражданским служащим и посвященных исследованию стресса.

Ответы респондентов были проанализированы. Вопросы были посвящены физическим, эмоциональным, поведенческим, интеллектуальным симптомам стресса, поведению во время стресса, приемам преодоления стресса, также мы оценили степень удовлетворенности от использования привычных методов преодоления стресса государственных гражданских служащих и меру использования агрессии при стрессе в ходе своей профессиональной деятельности.

Таким образом, по результатам анкетного опроса мы описали комплекс психологических и физических упражнений, которые помогли бы государственным гражданским служащим преодолевать приемлемыми способами стресс в ходе своей служебной деятельности.

На основе теоретического исследования можно сделать следующие выводы:

1. Термин «стресс» в зарубежной и отечественной научной литературе не имеет единого принятого определения.

Стресс можно трактовать как совокупность определенных факторов, которые непосредственно влияют на психику человека, его поведение, актуальное состояние, физиологию, психосоматику, эмоциональное состояние и т. д.

Стресс делится на «эмоциональный», «психический», «информационный», «операциональный», «посттравматический», «рабочий стресс», «трудовой стресс», «производственный стресс», «управленческий стресс», а также «организационный стресс» [12] и др.

2. В современной науке нет единого определения стрессоустойчивости. Одни ученые, говоря о стрессоустойчивости, предполагают свойство личности [9], другие - рассматривают стрессоустойчивость как эмоциональную стабильность [8], психическую устойчивость [2], навык преодоления активных стимулов [14], определенное умение выдерживать сверхсильное эмоциональное напряжение [6].

В своем исследовании придерживаемся мнения, что «стрессоустойчивость» - особая адаптационно-поведенческая реакция человека на стресс, которая выражается в выборе той или иной стратегии поведения.

3. Копинг-стратегию можно представить в качестве некоторой попытки преодоления угрожающей ситуации.

4. Человек в стрессовой ситуации впоследствии может испытывать соматические и психические нарушения. Поэтому необходимо научится эффективно и адекватно реагировать на стресс, адаптироваться под него и использовать желательные стратегии поведения.

5. Для государственных гражданских служащих наиболее важной способностью является стрессоустойчивость, так как в ходе своей профессиональной деятельности они сталкиваются с большим количеством людей, коммуникаций, а также непосредственно со стрессом и эмоциональным выгоранием.

На основе эмпирического исследования сделаны следующие выводы:

1. В ходе диагностики респондентов были выявлены желательные стратегии: «вступление в социальный контакт», «поиск социальной поддержки», - которые находятся на высоком уровне.

Работая в системе «человек-человек», государственный гражданский служащий устанавливает социальные контакты, делится своими профессиональными переживаниями с коллегами и обретает искомую поддержку, успешно преодолевая стресс.

Все испытуемые имеют низкие показатели по нежелательным стратегиям: «агрессивные действия», «асоциальные действия» и «импульсивные действия», - и, чаще всего, не используют в своей работе данную модель поведения, что свидетельствует о профессионализме сотрудников.

Часть стратегий оказались на среднем уровне: «ассертивные действия», «осторожные действия», «избегание» и «манипулятивные действия».

Стратегия «ассертивные действия» является эффективной и обязательной, поэтому необходимо ее развивать и поднимать на более высокий уровень (работать с самооценкой), так как в стрессовых ситуациях, государственным гражданским служащим необходимо активно и последовательно отстаивать интересы, открыто заявлять о целях и намерениях, при этом уважать интересы окружающих.

«Осторожные действия» и «избегание» являются защитным механизмом респондентов, и нахождение данной стратегии на среднем уровне является эффективным показателем.

«Манипулятивные действия» является нежелательной стратегией, однако в ряде случаев ее используют, с помощью данной стратегии государственные гражданские служащие достигают определенных целей.

2. Важным критерием преодоления профессионального стресса является стаж работы государственных гражданских служащих. По данному принципу мы разделили испытуемых на две группы: респонденты со стажем более пяти лет и респонденты со стажем менее пяти лет.

3. Сравнивая данные, полученные в ходе исследования, выявлено, что респонденты со стажем более пяти лет предпочтительно используют стратегии и имеют высокие показатели по: «вступление в социальный контакт», «поиск социальной поддержки, «манипулятивные действия».

Низкие показатели: «избегание», «асоциальные действия», «агрессивные действия».

Средние показатели: «ассертивные действия», «осторожные действия» и «импульсивные действия» испытуемые.

4. Проанализировав показатели испытуемых со стажем менее пяти лет, респонденты предпочтительно используют и имеют высокие показатели по стратегиям: «вступление в социальный контакт», «поиск социальной поддержки.

Низкие показатели по стратегиям поведения: «импульсивные действия», «избегание», «ассоциальные действия».

По остальным шкалам: «ассертивные действия», «осторожные действия» и «манипулятивные действия», - респонденты со стажем менее пяти лет имеют средние показатели.

5. Сравнивая полученные результаты респондентов со стажем работы более пяти и менее пяти лет, были выявлены различия в показателях: «импульсивные действия», «манипулятивные действия», «агрессивные действия». Выявленные стратегии имеют нежелательный характер использования в стрессовых ситуациях.

6. Сотрудники со стажем более пяти лет используют нежелательную стратегию поведения «манипулятивные действия».

Вероятно, это связано с тем, что люди, работающие на одном месте долгое время, смогли адаптироваться к ситуации, коллегам, приспособиться к поставленным задачам, выстроили коммуникативные связи между собой. Они научились применять некоторые манипуляции в ходе работы и не боятся осуществлять их.

Также они используют «импульсивные действия». Сотрудники не боятся совершать такие действия из-за богатого опыта, отточенных навыков, определенных знаний, также это может быть из-за профессиональной деформации и выгорания.

7. Государственные гражданские служащие со стажем менее пяти лет используют «агрессивные действия», они испытывают негативные чувства при неудачах и в конфликтах с коллегами, испытывают чувство внутренней напряженности, разочарования и неудовлетворенности.

Список литературы

1. Бодров В. А. Психологический стресс: к проблеме его преодоления/В. А. Бодров// Проблемы психологии и эргономики. - 2001. - №4. - 528 с.

2. Величковский Б.Б. Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу: автореферат диссертации кандата психологических наук. - М., 2007. - 27 с

3. Дикая, Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека: системно-деятельностный подход /Л.Г. Дикая. - Москва: Институт психологии РАН, 2003. - 318 с. - ISBN 5-927000-48-7.

4. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследова-ния//Эмоциональный стресс/ Под. ред. В.Н. Мясищева Л., 1970. - 255 с.

5. Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. - 2004. - №2. - 85 с

6. Наенко Н.И. Психическая напряженность. - М.: изд-во Московского университета, 1976. - 112 с.

7. Обознов А.А. Система психической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора // Психологический журнал. - 2000. - Т.21. - №4. - 478 с.

8. Писаренко В.М. Устойчивость эмоционального состояния спортсмена в условиях соревнований // Пути достижения трудной цели в спорте. - М., 1984. - 68 с.

9. Пономаренко В.А. Экстремальность и проблема отношения к профессиональной деятельности и в профессиональной жизнедеятельности // Мир психологии. - 2006. -№4. - 46 с.

10. Рутман Э.М. Надо ли убегать от стресса? - М.: ФиС, 1990. - 128 с.

11. Селье Г. Стресс без дистресса. - Издательство М.: Прогресс, 1982. - 124 с.

12. Столяренко А. М. Экстремальная психопедагогика: учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 608 с.

13. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса // Механизмы развития стресса: сборник научных трудов. - Кишинев: Штиинца, 1997. - 53 с.

14. Тышкова М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях // Вопросы психологии. - 1987. - №1. - С.27-33.

15. Фурдуй Ф.И. Современные представления о физиологических механизмах развития стресса // Механизмы развития стресса: сборник научных трудов. - Кишинев: Шти-инца, 1987. - С.8-33.

16. Dr. Brady's "Ulcers in Executive Monkeys, 1958. - 223 р

17. Hebb D. O. In A History of Psychology in Autobiography. Vol. 7. Edited by 18.Gardner Lindzey. - San Francisco: W.H. Freeman, 1980. - 115 р.

19. Heim E. Koping und adaptavited gibtes geeignetes oder ungeeignetes koping // Psychother., Psychosom. Medical. Psychology. 1988. H. 1. P. 8-15.

20. Hobfoll S., Vinokur A.D., Pierce P.F., Lewandowski-Romps L. The combined stress of family life, work, and war in Air Force men and women: A test of conservation of resources theory // International Journal of Stress Management. 2012. 19. 3. 217-237.

21. Yerkes R., Dodson J. The relation of strength of stimulus to rapidity of habit-formation // j. Comp. Neurol. Psychol. 1908, N 18. - 482 р.

Klimanova Natalia Georgivna, candidate of psychological sciences, associate professor, Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov, Klimanova Alla Vladlenovna, master's student

kazan (privolzhsky) federal university, Institute of Psychology and Education, Kazan, Russia Grigorieva Olga Vitalievn, candidate of biological sciences,

associate professor, Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov, Kazan, Russia

MANAGEMENT OF STRESS RESISTANCE OF STATE CIVIL SERVANTS

In this article discusses the domestic and foreign vision of the concepts of stress, stress resistance, strategies to overcome stressful situations. The study involved civil servants. During the study, employees were divided into two groups (employees with experience of more than five years and less than five years), since coping with stress also depends on the experience and adaptation of employees in the team.

Also in this article are published the results of the S. Hobfoll method "Strategies for overcoming stressful situations", the questionnaire "Stress management", created by the authors of this article.

According to the results of S. Hobfall's methodology, comparing the results of the respondents with work experience of more than five and less than five years, differences were revealed in the indicators: "impulsive actions", "manipulative actions", "aggressive actions".

Identified strategies have an undesirable character of use in stressful situations.

The diagnostics of state civil servants also revealed desirable strategies for overcoming stressful situations, namely, "entering into social contact", "seeking social support", which are at a high level and are favorable and acceptable strategies for overcoming stress during professional activities.

According to the results of the questionnaire, it has been described and proposed a set of physical and psychological exercises that would help civil servant acceptable ways to overcome stress in the course of their official duties.

Keywords: stress, stress resistance, civil servants, management, strategies of coping with stressful situations

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.