Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССОЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА'

ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССОЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
122
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / СТРЕССОЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / СТУДЕНТЫ ПЕРВОГО КУРСА / МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Глазкова В.Е., Попенко Н.В.

Целью данной работы является изучение уровня стрессочувствительности у студентов первого курса Фармацевтического колледжа. В работе представлены результаты изучения литературы по темам: стресс, стрессочувствительность и стрессоустойчивость. Приведено обоснование исследования данной темы именно у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF STRESS SENSITIVITY OF FIRST COURSE STUDENTS

The aim of this work is to study the level of stress sensitivity in first-year students of the College of Pharmacy. The paper presents the results of studying the literature on the topics: stress, stress sensitivity and stress resistance. The substantiation of the study of this topic among students is given.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССОЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА»

УДК 159.922

Глазкова В.Е.

студент Попенко Н.В. доцент

преподаватель кафедры «Клинической психологии

и психотерапии с курсом ПО» Красноярский государственный медицинский университет

имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого

ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССОЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

ПЕРВОГО КУРСА

Аннотация: Целью данной работы является изучение уровня стрессочувствительности у студентов первого курса Фармацевтического колледжа. В работе представлены результаты изучения литературы по темам: стресс, стрессочувствительность и стрессоустойчивость. Приведено обоснование исследования данной темы именно у студентов.

Ключевые слова: стресс, стрессочувствительность,

стрессоустойчивость, студенты первого курса, медицинский колледж.

Glazkova V.E.

student Popenko N. V. assistant professor

department of clinical psychology and psychotherapy with PE Krasnoyarsk state medical university named after prof. V.F. Voino-Yasenetsky

STUDY OF STRESS SENSITIVITY OF FIRST COURSE STUDENTS

Annotation: The aim of this work is to study the level of stress sensitivity in first-year students of the College of Pharmacy. The paper presents the results of studying the literature on the topics: stress, stress sensitivity and stress resistance. The substantiation of the study of this topic among students is given.

Key words: stress, stress sensitivity, stress resistance, first year students, medical college.

Проблема психологического стресса в последнее время стала одной из самых актуальных тем в мировой психологии. В условиях современности его наличие во всех сферах деятельности человека уже ни у кого не вызывает сомнения. Стресс оказывает влияние как на поведение человека, его работоспособность и здоровье, так и на его взаимоотношения с окружающими. Особенно актуальна проблема стресса в сфере образования. Учебная деятельность студентов всегда была связана с высоким уровнем

стрессорных нагрузок, а воздействие стресс-факторов современной окружающей среды дополнительно увеличивает данную нагрузку. В связи с этим изучение состояния стрессочувствительности студентов представляется важным, т.к. позволит с учетом специфики организации педагогического процесса минимизировать негативное влияние учебного стресса.

Понятие «стресс» ввел в литературу канадский ученый Ганс Селье в 1936 году [1].

Он определяет стресс как реакцию напряжения, возникающую в роли неспецифического ответа организма на воздействие различных неблагоприятных факторов среды, именуемых «стрессорами». Ими выступают болезнетворные, токсичные или чужеродные вещества, физические факторы и другое неадекватное воздействие. По биологическому предназначению стресс отличается адаптационной направленностью, он способствует активизации защитных механизмов для устранения патогенного воздействия неблагоприятных факторов на организм [2].

Стрессоустойчивость является совокупностью таких качеств личности, которые позволяют индивиду перенести значительные эмоциональные, интеллектуальные и волевые нагрузки, а также перегрузки, без негативных последствий для его здоровья.

Стрессоустойчивость также определяют как некое взаимодействие компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных. Это свойство личности, которое обеспечивает гармоничное соотношение всех компонентов психической деятельности в эмоциональной ситуации и содействует успешному выполнению деятельности.

Структура стрессоустойчивости личности состоит из следующих компонентов: интеллектуального, мотивационного, коммуникативного, волевого, эмоционального и моторного. Они взаимосвязаны, и возможно компенсирование недостаточной выраженности одних другими [3].

Стрессочувствительность - показатель, обратный стрессоустойчивости

[4].

Подводя итог, можно утверждать, что стресс и его последствия несут серьёзную угрозу для психического здоровья студентов. В большинстве это обусловлено возрастом студентов, так как в юности человеку кажутся неисчерпаемыми его личностные ресурсы, а забота о своем здоровье стоит на втором месте после оптимизма по отношению к нему.

Ориентированность на жизнь в настоящем моменте и замотивированность на достижения вытесняют из студенческого сознания опасения, которые могут быть связаны с последствиями длительного стресса

[5].

Исходя из этого, исследование и коррекция уровня стрессочувствительности студентов имеет важное значение в частности для улучшения их психического здоровья [6].

Базой исследования стал Фармацевтический колледж КрасГМУ. Сплошная выборка состояла из 66 студентов первого курса различных направлений обучения.

Исследование стрессочувствительности проводилось по тесту на стрессоустойчивость Щербатых Ю.В. Результаты диагностики представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты диагностики стрессоустойчивости на основании теста Щербатых_

Показатели Результаты первичной диагностики

п (кол-во чел.) Доля, %

Устойчивость к стрессу 19 29%

Норма 23 35%

Повышенная чувствительность 24 36%

Долевое распределение показателей стрессоустойчивости представлено графически на рисунке 1.

Рисунок 1 - Результаты диагностики стрессоустойчивости на основании теста Щербатых

Таким образом, у студентов первого курса Фармацевтического колледжа КрасГМУ в ходе диагностики было определено, что у 36% участников сплошной выборки выявлено преобладание высоких показателей стрессочувствительности. У 35% испытуемых уровень стрессоустойчивости в пределах нормы. У 29% опрошенных отмечается устойчивость к влиянию стресса.

Использованные источники:

1. Киселева Н.М., Кузьменко Л.Г., Нкане Нкоза М.М. Стресс и лимфоциты // Педиатрия. 2012. № 1. С. 137-143.

2. Юматов Е.А. Диалектика эмоционального стресса // Вестник международной академии наук. 2020. № 1. С. 31-35.

3. Степина Н.В., Воробьева А.С. Стрессоустойчивость студентов 1 и 4 курсов разных профилей обучения в ВУЗе // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 4. С. 461-464.

4. Психическая адаптация лиц молодого возраста с признаками впервые выявленной артериальной гипертонии / М.Е. Евсевьева и [др.] // Российский психиатрический журнал. 2013. № 2. С. 43-49.

5. Григорьян М.Ф. Взаимосвязь выраженности депрессивных нарушений, стрессочувствительности и активации белков стресса у людей пожилого возраста // Клиническая геронтология. 2016. № 9. С. 20-21.

6. Городецкая И.В. Коновалова Н.Ю., Солодовникова О.И. Анализ уровня стрессоустойчивости студентов Витебского Государственного медицинского университета // Вестник ВГМУ. 2013. № 4. С. 140-145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.