Научная статья на тему 'Исследование становления готовности педагога к развитию познавательных способностей дошкольника'

Исследование становления готовности педагога к развитию познавательных способностей дошкольника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голикова Е. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование становления готовности педагога к развитию познавательных способностей дошкольника»

ИССЛЕДОВАНИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКА

Е, М. Голикова, аспирант кафедры психологии МГПИ им. М. Е. Евсевьева

Развитие системы государственной и муниципальной поддержки способных и одаренных детей, направленной на разработку программ формирования будущего интеллектуального и творческого потенциала нации, создание межведомственной системы равных стартовых возможностей выявления, развития способных и одаренных детей в процессе непрерывного образования, реализацию их потенциальных возможностей и социальную защиту; запросы семьи в отношении эффективного развития познавательной и творческой активности, самостоятельности ребенка; появление в последние годы новых типов дошкольных учреждений, воспитательно-образова-тельных программ, ориентированных на познавательное развитие дошкольников, создают острую необходимость в разработке новых технологий, программ подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, способных на высоком профессиональном уровне осуществлять полноценное развитие познавательных способностей дошкольника.

Неисчерпаемым источником в разрешении названных проблем является готовность педагога к осуществлению указанного направления деятельности. В этой ситуации особую остроту приобретает задача совершенствования эффективности психолого-педагогической подготовки педагога к развитию познавательных способностей дошкольника путем формирования системы профессионально важных знаний, умений, действий выполнения профессиональной деятельности.

Анализ теоретических исследований и типичных трудностей, с которыми сталкивается в профессиональной деятельности педагог дошкольного образо-

вания, показывает наличие противоречия между возросшими требованиями к качеству развития познавательных способностей дошкольника и недостаточной разработанностью психологической основы, обеспечивающей становление готовности педагога к реализации указанного направления деятельности. Это важное профессиональное новообразование нередко зарождается и развивается стихийно, поэтому возникает фрагментарность структуры и содержания готовности; недостаточно разработаны параметры и показатели ее оценки, что обедняет качество вузовского процесса ее становления.

В поисках решения выявленных проблем на факультете дошкольного воспитания МГПИ им. М. Е. Евсевьева была проведена опытно-экспериментальная работа, которая представляла собой логически организованные этапы (констатирующий, поисково-созидательный и контрольный) психолого-педагогическо-го исследования. Основные задачи данной работы — выявление сущности готовности педагога к развитию познавательных способностей дошкольника, определение теоретических основ ее становления в вузе; создание и апробирование модели готовности педагога к развитию познавательных способностей дошкольника; выделение и обоснование особенностей вузовского этапа становления готовности педагога к осуществлению указанного аспекта деятельности; разработка и внедрение научно обоснованных рекомендаций, обеспечивающих становление в вузе готовности педагога к развитию познавательных способностей дошкольника.

В ходе исследования создана модель готовности педагога к развитию позна-© Е. М. Голикова, 2006

вательных способностей дошкольника, которая включает следующие структурные компоненты и соответствующие параметры оценки уровня их сформированное™: мотивационно-целевой, содержащий побудительный потенциал значимости процесса освоения студентом психологической основы развития указанного аспекта деятельности; когнитивный, характеризующий освоенность профессиональных знаний, необходимых для развития познавательных способностей дошкольника; технологический, отражающий сформированное™ действий, обеспечивающих осуществление указанного направления деятельности. Созданная модель послужила основой для разработки и апробации методики исследования уровня готовности студента к развитию познавательных способностей ребенка, использованной на констатирующем и контрольном этапах исследования.

Для реализации разработанной модели создана и внедрена программа освоения студентом психологической основы развития познавательных способностей дошкольника, а также научно обоснованные рекомендации по ее внедрению в вузе, обеспечивающие овладение студентами теоретической и практической готовностью мобилизовать мотивационноцелевой потенциал и применять систему профессиональных знаний, умений, навыков и действий в процессе осуществления указанного направления деятельности.

Созданные программа и рекомендации внедрены в экспериментальной группе на поисково-созидательном этапе опытно-экспериментального исследования в процессе освоения курса по выбору «Развитие познавательных способностей дошкольника» и психолого-педаго-гической практики. В период изучения курса разработаны и внедрены специальные задания, направленные на актуализацию, систематизацию и дополнение знаний, умений, навыков, действий, творческих отношений, обеспечивающие

освоение студентом психологической теоретической и практической основы развития познавательных способностей ребенка.

Важным самостоятельным элементом указанной программы являлась пси-холого-педагогическая практика в дошкольных образовательных учреждениях г. Саранска. В ходе практики было доказано, что эффективность развития познавательных способностей детей дошкольного возраста во многом зависит от уровня подготовки педагога. Полученные данные подтверждают, что рост интеллектуального потенциала формирующейся личности дошкольника осуществляется не автоматически, а в значительной степени является результатом его развития в процессе специально организованной познавательной и практической деятельности.

Эффективность влияния программы и научно обоснованных рекомендаций на процесс становления готовности студента к реализации указанного аспекта деятельности, как показал анализ хода и результатов опытно-экспериментальной работы, обеспечивается внедрением следующих психолого-педагогических условий: мотивационно-ст имул иру ю щ их, побуждающих студента к активизации внутренних ресурсов для освоения системы соответствующих профессиональных знаний, умений, навыков и действий в процессе развития познавательных способностей дошкольника; содержа тельно-технологических, обеспечивающих выполнение заданий по диагностике и развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в период психолого-педагогической практики и реализацию на их основе системы соответствующих действий (познавательных, конструктивных, саморегуля-ционных, организационных, коммуникативных и гностических) в реальных условиях профессиональной деятельности; контрольно-оценочных, способствующих управлению и самоуправлению качеством овладения студентом систе-

мои соответствующих знании, умении, навыков и действий на основе определения уровня их сформированное™ в процессе специально организованной познавательной и практической деятельности. Параллельно с ними создаются диагностические и коррекционно-развива-ющие условия, способствующие систематическому получению и учету сведений о ходе и результате становления готовности педагога к развитию познавательных способностей дошкольника.

Результаты исследования показали, что готовность педагога к развитию познавательных способностей дошкольника возникает у студента на вузовском этапе ее становления под влиянием освоения нормативной основы вузовского процесса профессионального образования и психологических дисциплин общепрофессионального и предметного циклов. Однако это профессиональное новообразование является обобщенным, свернутым и недифференцированным. Его совершенствование происходит под влиянием освоения специальной основы — теоретической (курс по выбору «Развитие познавательных способностей дошкольника») и практической (психоло-го-педагогическая практика студента). Это способствует дифференциации основных структурных компонентов готовности педагога к реализации указан-

ной деятельности, обретению их целостности, наращиванию мобилизационных возможностей.

Созданные программа и научные рекомендации используются в МГПИ им. М. Е. Евсевьева в работе профессорско-преподавательского состава педагогического вуза в ходе проектирования и реализации профессионально-развивающего потенциала курсов по выбору и психолого-педагогической практики; методистов и наставников в процессе организации работы по выполнению студен-том-практикантом заданий по психологопедагогической практике в дошкольных образовательных учреждениях; студентов и аспирантов в процессе профессионального саморазвития в ходе разработки и реализации авторских программ исследования психолого-педагогических проблем.

Проведенная опытно-эксперимен-тальная работа показала, что целенаправленная подготовка педагога дошкольного образования к реализации указанного направления деятельности способствует развитию его как компетентного специалиста, готового и способного осуществлять полноценное развитие познавательных способностей дошкольника и распространять опыт эффективной профессиональной деятельности на регионы.

Поступила 07.10.06.

РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНЫХ ФУНКЦИИ В УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Н. В. Шамонина, аспирант кафедры психологии МГПИ им. М. Е. Евсевьева

В условиях реализации приоритетного национального проекта «Образование» особую значимость приобретает обновление содержания высшего профессионального образования, включая и его заочную форму. Анализ отечествен-

ного и зарубежного опыта профессионального образования взрослых показывает, что указанный контингент обучающихся остро нуждается в создании определенных психолого-педагогических условий, при которых студент заочной #Н. В. Шамонина, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.