Научная статья на тему 'Развитие субъектных функций в учебно-познавательной деятельности студента заочной формы обучения'

Развитие субъектных функций в учебно-познавательной деятельности студента заочной формы обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие субъектных функций в учебно-познавательной деятельности студента заочной формы обучения»

мои соответствующих знании, умении, навыков и действий на основе определения уровня их сформированное™ в процессе специально организованной познавательной и практической деятельности. Параллельно с ними создаются диагностические и коррекционно-развива-ющие условия, способствующие систематическому получению и учету сведений о ходе и результате становления готовности педагога к развитию познавательных способностей дошкольника.

Результаты исследования показали, что готовность педагога к развитию познавательных способностей дошкольника возникает у студента на вузовском этапе ее становления под влиянием освоения нормативной основы вузовского процесса профессионального образования и психологических дисциплин общепрофессионального и предметного циклов. Однако это профессиональное новообразование является обобщенным, свернутым и недифференцированным. Его совершенствование происходит под влиянием освоения специальной основы — теоретической (курс по выбору «Развитие познавательных способностей дошкольника») и практической (психоло-го-педагогическая практика студента). Это способствует дифференциации основных структурных компонентов готовности педагога к реализации указан-

ной деятельности, обретению их целостности, наращиванию мобилизационных возможностей.

Созданные программа и научные рекомендации используются в МГПИ им. М. Е. Евсевьева в работе профессорско-преподавательского состава педагогического вуза в ходе проектирования и реализации профессионально-развивающего потенциала курсов по выбору и психолого-педагогической практики; методистов и наставников в процессе организации работы по выполнению студен-том-практикантом заданий по психологопедагогической практике в дошкольных образовательных учреждениях; студентов и аспирантов в процессе профессионального саморазвития в ходе разработки и реализации авторских программ исследования психолого-педагогических проблем.

Проведенная опытно-эксперимен-тальная работа показала, что целенаправленная подготовка педагога дошкольного образования к реализации указанного направления деятельности способствует развитию его как компетентного специалиста, готового и способного осуществлять полноценное развитие познавательных способностей дошкольника и распространять опыт эффективной профессиональной деятельности на регионы.

Поступила 07.10.06.

РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНЫХ ФУНКЦИИ В УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Н. В. Шамонина, аспирант кафедры психологии МГПИ им. М. Е. Евсевьева

В условиях реализации приоритетного национального проекта «Образование» особую значимость приобретает обновление содержания высшего профессионального образования, включая и его заочную форму. Анализ отечествен-

ного и зарубежного опыта профессионального образования взрослых показывает, что указанный контингент обучающихся остро нуждается в создании определенных психолого-педагогических условий, при которых студент заочной #Н. В. Шамонина, 2006

формы обучения как взрослый обучающийся мог бы формировать и совершенствовать необходимые субъектные функции в учебно-познавательной деятельности. Интенсивный поиск в этом направлении обусловил появление различных региональных исследований в области субъектно-развивающих технологий.

Одним из таких вариантов является опытно-экспериментальное исследование развития субъектных функций студента заочной формы обучения в учеб-но-познавательной деятельности. Оно проводилось в три этапа (2003—2006 гг.) на базе Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Ев-севьева. В нем участвовали 253 студента заочного отделения различных факультетов. В разработанной авторской технологии развития субъектных функций студента заочной формы обучения выделено три блока:

— ввод оперативной информации;

— алгоритм практических действий с использованием диалогической стратегии обучения;

— теоретико-практическое обобщение.

Первый блок нацелен на ориентировку студента в предстоящей учебно-по-знавательной деятельности. Ввод оперативной информации обеспечивается различными материалами методической поддержки (установки, инструкции, памятки), раскрывающими сущность и назначение субъектных функций. С помощью указанных материалов осуществляется ознакомление с изучаемыми явлениями.

Второй блок предназначен для адаптации студента заочной формы обучения к процессу учебно-познавательной деятельности. Для достижения этой цели предусматривается алгоритм практических действий по становлению и совершенствованию субъектных функций. Он определяет последовательность учебной работы для каждой субъектной функции. Эта работа проводится в диа-

логовом режиме с использованием активных форм обучения (создание проблемных ситуаций различного характера, использование разнообразных этюдов тренинга, деловых игр и т. п.).

Содержание третьего блока включает элективный курс «Становление субъектных функций в учебно-познавательной деятельности», который выделен в учебном плане заочного отделения. Для его внедрения в учебный процесс использован модульный принцип построения учебных программ. Опора на указанный принцип обеспечивает высокую эффективность курса, поскольку он строится на основе диагностических данных, открыт для интеграции с другими дисциплинами и обладает значительным развивающим потенциалом. Программа этого курса нацелена на подготовку современного специалиста по заочной форме обучения. В ней акцентируются теоретические положения, направленные на понимание такого важного аспекта субъектно-развивающей технологии, как становление субъектных функций в учебно-познавательной деятельности. В программе курса определены цель, задачи, содержание, средства по развитию субъектных функций (планирование, це-леполагание, проектирование, программирование, реализация, самоуправление, организация, рефлексия, контроль, регулирование и оценка результата) и предполагаемый результат деятельности. Целенаправленное развитие указанных субъектных функций способствует выработке готовности студента заочной формы обучения к восприятию новой информации, развитию адекватной ориентировочной основы, расширению субъектного опыта.

Осмысление студентом личной значимости содержания курса и своих возможностей достижения определенных результатов было опосредовано технологической цепочкой приемов и способов в опытном обучении. Предложенная модульная программа курса обеспечивает студенту статус субъекта учебно-позна-

вательнои деятельности посредством его включения в активный самостоятельный учебный процесс. Все это было возможно при осуществлении диагностического подхода к студенту, что осуществлялось в индивидуальных и групповых формах учебной работы.

Характеризуемый курс объединяет отдельные аспекты психолого-педагоги-ческого знания и задуман в качестве инварианта для разных звеньев вуза (курсов, факультетов) и представляет собой ориентир, с одной стороны, на общие способы деятельности, а с другой — на становление и развитие студента как субъекта учебной деятельности (с направленностью на конкретную специальность). Кроме того, данный курс нацелен на совершенствование познавательных возможностей, поскольку в процессе его освоения добывается опыт коррекции собственной деятельности для достижения оптимального уровня успешности.

Курс «Становление субъектных функций в учебно-познавательной деятельности» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, являясь предметом цикла общепрофессиональных дисциплин и включен в компонент В.01 (дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом). На данный курс отводится 20 часов, в том числе 10 — на аудиторные занятия. Форма аттестации курса — итоговый тест.

Основная цель курса — освоение теоретической и практической основы осуществления продуктивной учебно-познавательной деятельности посредством активизации субъектных функций: планирования, целеполагания, проектирования, программирования, реализации, самоуправления, организации, рефлексии, контроля, регулирования и оценки результата. Задачи курса многогранны и заключаются:

— в ознакомлении студента с теоретическими положениями и понятиями субъектно-развивающей технологии;

— выявлении и определении субъектных функций как компонентов субъектного опыта студента;

— распознании и учете характеристик основных субъектных функций при их последовательном включении в собственную учебно-познавательную деятельность;

— определении цели как стратегии учебно-познавательной деятельности;

— планировании, программировании, проектировании собственной учебно-по-знавательной деятельности;

— использовании основных способов и приемов реализации субъектных функций в процессе профессиональной самоподготовки;

— определении и использовании условий совершенствования субъектных функций в учебно-познавательной деятельности студента заочной формы обучения.

Предполагаемые результаты обучения студента заочной формы обучения:

— знание психолого-педагогических закономерностей формирования субъектных функций и основы их функционирования в учебно-познавательной деятельности;

— владение основами саморазвития субъектных функций студента в учебнопознавательной деятельности;

— умение использовать способы и приемы реализации совершенствования субъектных функций.

В содержании курса выделены шесть тем, с помощью которых решаются задачи интеграции всех признаков учебных действий в учебно-познавательной деятельности студента. В разделе «Содержание самостоятельной работы» помещены задания для самоконтроля и самостоятельного изучения основных проблем элективного курса. Кроме того, в курсе предусмотрены примерные темы сообщений по исследуемой проблеме. Элективный курс заканчивается итоговой аттестацией, назначение которой — экспериментально проверить эффективность развития субъектных функций учебно-познавательной деятельности в

специальных организационно-педагогических условиях.

Включенная в элективный курс тематика составлена с учетом конкретных условий обучения студентов заочного отделения в нашем регионе. Изучение данного курса в период обучения в вузе является важным источником становления студента-заочника как субъекта учебно-познавательной деятельности. Это формирует готовность студента к самореализации не только в

учебно-познавательной деятельности, но и в будущей профессиональной деятельности. Указанный курс учитывает индивидуальные потребности студента и дает возможность совершенствовать приобретаемые учебные навыки по развитию субъектных функций. С его помощью обеспечивается реализация готовности и возможности будущего специалиста действовать не только в реальных условиях региона, но и адаптироваться к меняющимся условиям социума.

Поступила 23.11.06.

ЗНАЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИ НАПРАВЛЕННОГО МЫШЛЕНИЯ И ЕГО КОМПОНЕНТОВ У БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Т. Н. Сайгина, аспирант кафедры психологии МГУ им. Н. 77. Огарева

Анализ психолого-педагогической, философской и социологической литературы, изучение опыта работы высших педагогических образовательных учреждений показали, что перед педагогическими вузами ставится задача не просто сформировать необходимые знания, умения и навыки, но научить студента осмысливать результаты своих действий, специфику деятельности, личностные проявления, а также выработать на этой основе профессионально-личностную направленность, способствовать формированию профессионального мышления у будущих специалистов. Основанные на рефлексии самоанализ и самооценка в учебной и профессиональной деятельности обеспечивают контроль, коррекцию и побуждают субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию. Данная идея нашла отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Законе РФ «Об образовании» и Государственном образовательном стандарте высшего профессионального обра-

зования, что подтверждает теоретическую и практическую важность решения поставленной проблемы.

В рамках изучения профессионального мышления накоплен существенный материал о педагогическом мышлении, которое в последнее время стало объектом специального рассмотрения в социально-философских, психологических исследованиях.

Под профессионально-педагогиче-ским мышлением педагога дошкольного учреждения мы понимаем умственную деятельность, обеспечивающую постановку и продуктивное решение системы психолого-педагогических и частнометодических задач, подчиненных обобщенным целям воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Мышление такого типа сочетает в себе анализ происхождения и развития того или иного педагогического явления, планирование и осуществление управляющих воздействий, которые обеспечивают педагогическую целесо-

© Т, Н. Сайгина, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.