Научная статья на тему 'Формирование готовности студента к развитию познавательных способностей дошкольника'

Формирование готовности студента к развитию познавательных способностей дошкольника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
415
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТА К РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО НАПРАВЛЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / READINESS OF A STUDENT TO COGNITION DEVELOPMENT OF A PRESCHOOL CHILD / PROFESSIONALLY ORIENTED PSYCHOLOGICAL TASKS / COGNITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голикова Е. М., Майдокина Л. Г.

В статье раскрыты структурные компоненты готовности студента к развитию познавательных способностей дошкольника, обоснованы пути формирования готовности студента к развитию познавательных способностей дошкольник в процессе освоения курса по выбору «Психологические основы развития познавательных способностей дошкольника» и выполнения развивающих заданий в ходе психолого-педагогической практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голикова Е. М., Майдокина Л. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF READINESS OF A STUDENT TO COGNITION DEVELOPMENT OF A PRESCHOOL CHILD

Structural components of readiness of a student to cognition development of a preschool child are considered in the article; motivated formation ways of readiness a student to cognition development of a preschool child in the elective course Psychological basics of development of a preschool child' cognition and performance of developmental tasks in the course of psychological and pedagogical practice are substantiated.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности студента к развитию познавательных способностей дошкольника»

УДК 37.015.3

Голикова Елена Михайловна

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева golikova_lm@mail.ru

Майдокина Людмила Геннадьевна

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева lyda_maydokina84@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТА К РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКА

В статье раскрыты структурные компоненты готовности студента к развитию познавательных способностей дошкольника, обоснованы пути формирования готовности студента к развитию познавательных способностей дошкольник в процессе освоения курса по выбору «Психологические основы развития познавательных способностей дошкольника» и выполнения развивающих заданий в ходе психологопедагогической практики.

Ключевые слова: Готовность студента к развитию познавательных способностей дошкольника, профессионально направленные психологические задания, познавательные способности.

Одним из приоритетных направлений государственной политики в области образовании является разработка программ сохранения и восполнения интеллектуального и творческого потенциала нации, выявления и развития способных и одаренных детей. Так, в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» указано, что в ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей [1]. Данное положение особо актуально и для дошкольных образовательных учреждений.

В психологической науке усилен интерес к исследованию познавательных способностей и одаренности дошкольника. В практике дошкольного образования разработаны воспитательно-образовательные программы, ориентированные на познавательное развитие ребенка. Вместе с тем, деятельность многих педагогов дошкольных образовательных учреждений реализуется в рамках традиционной системы обучения, которая характеризуется репродуктивностью, мало способствуя актуализации и развитию познавательных способностей дошкольника. Это вызвано тем, что в программах образования и повышения

Golikova Elena Mikhailovna

PhD in Psychology, Senior Lecturer of the Department of Psychology of the Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsevyev golikova_lm@mail.ru

Maydokina Lyudmila Gennadyevna

PhD in Psychology, Senior Lecturer of the Department of Psychology of the Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsevyev lyda_maydokina84@mail.ru

FORMATION OF READINESS OF A STUDENT TO COGNITION DEVELOPMENT OF A PRESCHOOL CHILD

Structural components of readiness of a student to cognition development of a preschool child are considered in the article; motivated formation ways of readiness a student to cognition development of a preschool child in the elective course “Psychological basics of development of a preschool child’ cognition” and performance of developmental tasks in the course of psychological and pedagogical practice are substantiated.

Key words: readiness of a student to cognition development of a preschool child, professionally oriented psychological tasks, cognition.

квалификации педагогических кадров не выделен аспект их подготовки к полноценному развитию указанного психического свойства дошкольника. Таким образом, возникает необходимость в специалистах, обладающих теоретической и практической готовностью мобилизовать свой мотивационно-целевой потенциал и возможностью применять систему профессиональных знаний, умений, навыков и действий в процессе развития познавательных способностей ребенка. Все это обусловило актуальность исследования и совершенствования психологической подготовки педагога дошкольного образования к реализации указанного аспекта деятельности.

Под готовностью студента к развитию познавательных способностей дошкольника понимается компонент психологической профессиональной компетентности, становление и развитие которого обусловлено освоением мотивационно-целевой, когнитивной и технологической основ развития познавательных способностей дошкольника.

В ходе исследования создана модель готовности педагога дошкольного образования к развитию познавательных способностей дошкольника, в которой отражены структур-

ные компоненты, параметры готовности к реализации указанного аспекта деятельности, обеспечивающие возможность и способность выпускника высшего учебного заведения квалифицированно осуществлять профессиональную деятельность по развитию познавательных способностей дошкольника на основе единства его теоретической и практической подготовки.

Нами определены следующие структурные компоненты готовности педагога дошкольного образования к развитию познавательных способностей дошкольника: мотивационно-целевой, когнитивный и технологический. Индикаторами оценки уровня ее сформированное™ являются соответствующие параметры.

Основным параметром оценки уровня сформированности мотивационно-целевого

компонента является направленность, выраженная в значимости процесса освоения студентом психологических основ развития познавательных способностей дошкольника (профессиональный интерес, позитивное отношение, осмысление и принятие студентом цели и мотивов профессиональной деятельности по эффективному развитию познавательных способностей дошкольника и умение конкретизировать их в системе выдвигаемых задач).

Основным параметром оценки уровня сформированности когнитивного компонента выступает освоенность, отражающая владение профессиональными знаниями, необходимыми для эффективного развития познавательных способностей дошкольника. В процессе исследования выделены две группы профессиональных знаний:

о познавательных способностях, общих способностях, одаренности;

об общих и частных умениях (познавательных, конструктивных, саморегуляцион-ных, организационных), способствующих развитию указанного психического свойства дошкольника.

Основным параметром оценки уровня сформированности технологического компонента выступает самостоятельность профессиональной деятельности, проявляющаяся в активной самостоятельной реализации целей, задач, методов, методик, форм и технологий изучения и развития указанного свойства дошкольника. Самостоятельность отражается в овладении действиями (конструктивными, организаторскими, коммуникативными, гностическими), способствующими развитию познавательных способностей дошкольника.

В Мордовском государственном педагогическом институте им. М.Е. Евсевьева про-

ведено исследование, состоящее из констатирующего, поисково-созидательного и контрольного этапов. На констатирующем этапе исследования изучен уровень готовности студента к развитию познавательных способностей дошкольника. У большинства студентов (71,4 %) обнаружены фрагментарные знания о познавательных способностях, общих способностях, одаренности; об общих и частных умениях, способствующих развитию указанного психического свойства дошкольника. В исследовании выявлено 61,9 % студентов с высокой мотивационно-целевой готовностью к развитию познавательных способностей дошкольника. Данные технологической готовности будущих педагогов к развитию познавательных способностей дошкольника показали недостаточное владение конструктивными, организаторскими, коммуникативными и гностическими действиями (65,3 %).

Анализ диагностических данных показал необходимость формирования готовности студента к осуществлению данного вида деятельности в ходе учебных занятий и психоло-го-педагогической практики. С этой целью разработаны и внедрены в учебный и учебнопрофессиональный процесс вуза курс по выбору «Психологические основы развития познавательных способностей дошкольника» и система психолого-педагогических заданий на практику.

Указанный курс позволяет актуализировать, дополнять и систематизировать знания, умения, навыки, действия, творческие отношения, обеспечивающие теоретическую и практическую подготовку студента к развитию познавательных способностей дошкольника.

Содержание курса было сгруппировано в пять основных тем: способности как важнейший элемент психологической структуры личности; система изучения уровня сформи-рованности познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста; анализ возможностей программ дошкольных образовательных учреждений обеспечивать развитие познавательных способностей дошкольника; система развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста; психологические основы деятельности педагога дошкольного образования по развитию познавательных способностей дошкольника.

Каждое учебное занятие включало три блока: информационный, практический и блок самопознания. Основной целью информационного блока являлось не только получение новых знаний о готовности педагога к развитию познавательных способностей ребенка, но и аккумуляция ранее приобретенных, со-

действие процессу осмысления будущим специалистом их ценности, углубление содержательности в изучении тем курса, обмен суждениями, позициями, открытие многомерности изучаемых явлений. При этом закладывались основания для личностного самоопределения, что является предпосылкой для саморазвития и самосовершенствования личности будущего специалиста, его компетентной профессиональной деятельности по развитию познавательных способностей дошкольника. Информационный блок был тесно связан с практическим, так как эти блоки являлись взаимодо-полнительными: полученные на занятиях знания подкреплялись выработкой соответствующих практических умений. То есть, при изучении информационного блока студент актуализировал, приобретал или дополнял знания по усваиваемому материалу, а в практической части закреплял их и приобретал навыки их применения на основе теоретических знаний. Не менее важной при овладении студентом знаниями, умениями, навыками, действиями по развитию познавательных способностей дошкольника является проблема самопознания. Поэтому необходимо было стимулировать самоанализ, самооценивание, непрерывное уточнение самооценки и стремление к повышению ее адекватности - все те процессы, из которых складывается самопознание, и которые помогают человеку «открывать» себя заново.

В процессе психолого-педагогической практики в дошкольных образовательных учреждениях происходило обогащение творческого потенциала личности студента, повышения его профессиональной компетентности по развитию познавательных способностей дошкольника. Основная задача исследовательской работы заключалась в углублении, закреплении теоретических знаний и практического опыта развития познавательных способностей дошкольника. Для ее успешного решения была разработана и внедрена система заданий по изучению и развитию познавательных способностей дошкольника, направленная на актуализацию и развитие профессионально важных умений, навыков и действий по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста. Содержание заданий включало следующее: индивидуальная психологическая

диагностика детей старшего дошкольного возраста; наблюдение в регламентированных и нерегламентированных условиях деятельности; реализация развивающих занятий, направленных на развитие познавательных способностей детей указанного возраста.

После внедрения в учебный и учебнопрофессиональный процесс охарактеризованного курса и системы заданий на практику была оценена их эффективность на формирование готовности студента к развитию познавательных способностей дошкольника. Результаты показали наличие количественных изменений и качественных преобразований в исследуемом свойстве. В мотивационно-целевом компоненте структуры готовности произошли изменения в сторону повышения профессионального интереса, позитивного отношения, осмысления и принятия студентом цели и мотивов профессиональной деятельности по эффективному осуществлению указанного направления деятельности и умения конкретизировать их в системе выдвигаемых задач. У студентов возрос уровень усвоения и принятия системы профессиональных знаний (о познавательных способностях, общих способностях, одаренности) и умений (познавательных, конструктивных, саморегу-ляционных, организационных), способствующих эффективному развитию указанного свойства дошкольника и желание дополнять их новой информацией. Существенные изменения произошли и в технологическом компоненте готовности указанного направления деятельности. Нами выявлена положительная динамика степени владения студентами психологическими умениями (познавательными, конструктивными, саморегуляционными, организационными) и действиями (конструктивными, организаторскими, коммуникативными, гностическими), способствующими полноценному развитию познавательных способностей дошкольника, а также применения имеющихся знаний (о познавательных способностях, общих способностях, одаренности и др.) в самостоятельной профессионально-практической деятельности.

Полученные результаты доказали эффективность проделанной работы на процесс формирования готовности студента к профессиональной деятельности по развитию познавательных способностей дошкольника.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // ІІРІ:І'іНр://е<іисот.ги/ги/па8Ііа_поуауа_8ІікоІа/8СІ'юоІ.рІір

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.