Научная статья на тему 'Исследование спроса на аудиторские услуги'

Исследование спроса на аудиторские услуги Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абаева Нина Петровна

Отражены результаты маркетингового исследования спроса на аудиторские услуги в Ульяновской области, с использованием анкетного опроса главных бухгалтеров средних промышленных, строительных и торговых предприятии, выявлены основные виды аудиторских услуг, пользующихся спросом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование спроса на аудиторские услуги»

--—.---- Необходимая информация Кто поставляет Кому предназначена Характер информации

Производственные мощности предприятия (подразделений) Служба производства Руководство, экономическая служба Текущая, нерспекгивная (прогноз)

Необходимые финансовые средства Финансовая служба, бухгалтерия Все руководство Текущая, перспективная (прогноз)

Информация о поставщиках Служба снабжения Руководство, службы планирования, финансов Текущая, перспективная (прогноз)

Кукушкина Вероника Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика, управление и информация» УлГТУ. Окончит Ульяновский политехнический институт. Имеет более 20 публикаций по проблемам экономики и планирования деятельности предприятия.

Н.П. АБАЕВА

ИССЛЕДОВАНИЕ СПРОСА ПА АУДИТОРСКИЕ УСЛГУТИ

Отражены результаты маркетингового исследования спроса на аудиторские услуги в Ульяновской области, с использованием анкетного опроса главных бухгалтеров средних промышленных, строительных и торговых предприятий, выявлены основные виды аудиторских услуг, пользующихся спросом.

С целью изучения спроса на аудиторские услуги сотрудниками Ульяновского государственного технического университета в 2000 году был проведен анкетный охтрос 67 клиентных организаций Ульяновской области. Опрос проведен на курсах повышения квалификации главных бухгалтеров в Центре управления персоналом при Ульяновском государственном техническом университете при содействии Администрации Ульяновской области. Курсы были организованы для главных бухгалтеров средних (89%) и крупных (11%) предприятий различных организационно правовых форм собственности, различных отраслей промышленности, транспорта и связи. Большинство респондентов занимается предпринимательской деятельностью в городе Ульяновске (74%) и в сельских районах Ульяновской области ( 26%). На рынке аудиторских услуг в Ульяновской области, по данным областного комитета статистики, зарегистрированы 34 аудиторские фирмы, офисы которых расположены в городе Ульяновске и в городе Димитровградс, причем. 2 из них зарегистрированы в 2000 году.

По результатам опроса выявлено, что подавляющее число респондентов (более 80%) пользовались аудиторскими услугами. Основными видами

" Исследование проведено в рамках грантаРГНФ (№00-02-00335 аЫ)

(04 Вестник УлГТУ 1/2001

полученных ими аудиторских услуг являются проверка финансовой отчетности (82%), проверка правильности ведения учета с целью выявления ошибок и оперативное их исправление (73%), консультирование о вопросам ведения бухгалтерского учета и налогообложения (51%) , ведение бухучета (51%), восстановление бухучета (6%). Данные опроса представлены в таблице 1.

Таблица 1

Виды полученных аудиторских услуг Процент опрошенных

1. Проверка финансовой отчетности 82

2. Проверка правильности ведения учета с целью выявления ошибок и оперативное их исправление 73 1 1 1 <

3. Консультирование по вопросам ведения бухучета и налогообложения 51

4. Ведение бухучета 46

5. Восстановление бухучета 36

6. Экспертная оценка (заключение) финансовой отчетности 23

7. Юридические услуги 17

8. Выработка учетной политики 15

9. Составление отчетности 6

10. Аудит управления и другие услуги 1 1

Следует отметить, что только 23% респондентов пользовались услугами аудитов с целью получения, экспертной оценки (заключения) финансовой отчетности, то есть «собственно аудита». За такими видами аудиторских услуг как выработка учетной политики предприятия и юридические услуги обратились в аудиторские фирмы - 15% - 17% респондентов. Менее других востребован анализ финансового состояния предприятия. Ни в одной фирме не проведен аудит управления и не оказаны другие аудиторские услуги. Результаты анкетного опроса согласуются с данными областного комитета статистики по распределению объема аудиторских услуг по видам деятельности восьми ведущих аудиторских фирм, представивших свою отчетность за 1999 г. (табл.2).

Таблица 2

Виды деятельности • Объем услуг |

тыс. руб. %

1. Услуги в области составления и проверки счетов 643,7 12,6

2. Услуги по проведению финансовых ревизий 1275,6 25,0

3. Услуги в области бухучета, кроме налоговых деклараций 2677,4 52,5

4. Услуги в области налогообложения. 165 3,2

5. Консультативные услуги в области налогообложения 328,5 6,5 1

6. Прочие услуги 8 0,2

Всего услуг 5098,2 7 . 100

ВссгаикУлПУ 1/2001 105

Распределение объема аудиторских услуг по видам деятельности доказывает, что объем услуг в области бухгалтерского учета в два раза превышает объем услуг по аудиторским проверкам и составляет более половины всего рынка аудиторских услуг* Ульяновской области «собственно аудит» составляет примерно четвертую часть объема рынка. На оставшуюся часть рынка приходятся услуги в области составления проверки счетов (12,6%), консультационные услуги в области налогообложения (6,5%) и прочие услуги. Наиболее значимыми критериями, послужившими основанием выбора аудиторских фирм, явились: профессиональная компетентность, отзывы и рекомендации, планирование работ, затраты на услуги, профессиональная честность, имидж фирмы (табл.3). Каждый из критериев характеризуется системой показателей. Сумма показателей по каждому критерию больше 100%, гак как один респондент мог указать несколько позиций. Самым высоким критерием выбора аудитора является профессиональная честность.

Вторым по рангу критерием является профессиональная компетентность, выражающаяся через показатели компетентности аудитора (61%), знание отрасли клиента (48%) и опыт работы по конкретному направлению (21%). Более половины опрошенных отмечают, что отзывы и рекомендации (как письменные, так и устные) предыдущих клиентов послужили одним из критериев выбора аудитора. Очевидно, что имидж аудиторской фирмы играет здесь существенную роль. Респондентов привлекает, если аудиторские фирмы имеют высокую репутацию в деловых и профессиональных кругах 39(%), среди их клиентов - солидные фирмы (45%), опубликованы положительные отзывы об их работе (12%).

Таблица 3

Критерии выбора аудитора Процент

1. Профессиональная компетентность: Компетентность аудитора Опыт работы по конкретному направлению Знание отрасли клиента 6) 21 48

2. Отзывы, рекомендации: Отзывы о предыдущих работах Рекомендации от людей, которым доверяет руководство 52 51

3. Планирование работ: Хорошо продуманный план оказания услуг Оперативность, достоверность, полнота информации 9 49

4. Затраты на услуги: - уровень гонораров и форма их оплаты 47

5. Профессиональная честность: - конфиденциальность, порядочность, обязательность т-> /

6. Имидж аудиторской фирмы: Репутация в деловых я профессиональных кругах Среди клиентов - солидные фирмы Одублкхо ванные положительные отзывы специалистов 39 45 12

106 Вестник УлГ'ГУ 1/2001

Одним из критериев выбора является четкое планирование предстоящих работ: хорошо продуманный план оказания услуг, оперативность выполнения его, достоверность и полнота предоставленной информации (49%). Для потенциального клиента аудиторской услуги важны также затраты на услуги и форма их оплаты (47%).

Таким образом, мы видим, что на рынке аудиторских услуг Ульяновской области существует все традиционные виды аудиторских услуг. Вместе с тем, аз'гиторские фирмы диверсифицируют свою деятельность, стараются предложить еще больший спектр деловых услуг: аудит управления, оценка собственности и бизнеса. Настоятельно необходимо оживление деловой активности, что востребовало бы новые виды аудиторско-консалтинговых услуг.

«ооооо»«яио<есеэее9«9 ^

Абаева Нина Петровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент» УлГТУ. Окончила Куйбышевсий плановый институт. Имеет публикации в области экономики, финансов, статистики, бухучета, аудита.

Б.М. ДЕЕВА

« »*

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА КОНСУЛЫ АЦИОНБЫХ УСЛУГ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

А —— • •

Раскрываются особенности развития консультационных услуг в Ульяновской области. Рассматривается широкий ассортимент консультационных услуг, предлагаемых консультационными предприятиями Ульяновской области.

Тенденции ульяновского рынка консультационных услуг во многом предопределяет «большая пятерка» и российские фирмы[4,5]. Наибольшую нишу в период с 1998г. по 1999г. занимает аудит[6,7]. В целом, изменение структуры российского рынка консультационных услуг представлено на рис. 1.

Q Управленческий и бизнес-консалтинг

ЕЭ Бухгалтерские услуги

□ Оценочная .деятельность

□ Аудит

В Юридические-?нзлогсвые услуги

S3 Информационные технологии

Рис. 1. Изменение структуры российского рынка консульташошшх услуг

Вестник УлГТУ 1/2001 107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.