Научная статья на тему 'Информационное обеспечение процесса планирования'

Информационное обеспечение процесса планирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1478
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кукушкина Вероника Владимировна

Анализируются система информационного обеспечения процесса планирования, источники и потребители информации, процесс обработки информации при формировании тана предприятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение процесса планирования»

преодолении «болезни роста». Эта помощь должна выражаться финансово., организационно и т.д. Для этого желательно, чтобы на предприятиях были сформированы венчурные (рисковые) фонды, которые позволили бы финансировать возникающие предпринимательские проекты. Таким образом, организация формирует два основных бюджета. Один бюджет направлен на текущую деятельность, целью которой является получение текущей прибыли. Второй бюджет направлен на реализацию предпринимательских долгосрочных проектов, на формирование будущей рентабельности предприятия.

Помимо двойного бюджетирования, руководство организацией формирует и двойную систему контроля. Одна направлена на контроль текущей деятельности: снижение издержек, обеспечение технического качества, получение краткосрочной прибыли. Другая на эффективность разрабатываемых проектов, соблюдение стандартов финансирования проектов, соблюдение сроков разработки.

Помимо организационных и финансовых аспектов необходимо учитывать и поведенческие факторы, с которыми связана разработка и реализация предпринимательских проектов. Они позволяют реализовать потребность в самовыражении у той части персонала, которая стремится к самостоятельности, проявлении себя, реализации своих способностей. В то же время формирование предпринимательских центров позволяет широко использовать и привлекать молодые кадры. Предпринимательские центры могут стать неплохой школой подготовки, проверки и отбора перспективных руководителей организации, ведь им придется работать в экстремальных условиях, за короткое время изучить многие, если не -все аспекты деятельности организации.

Кукушкин Сергей Николаевич } кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономики и менеджмент» УлГТУ, докторант РЭА им. Г.В. Плеханова. Окончил Ростовский государственный университет. Опубликовал более 20 работ по проблемам управления современным предприятием.

В.В. КУКУШКИНА

А*

'в I

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ

Анализируются система информационного обеспечения процесса планирования, источники и потребители информации, процесс обработки информации при формировании плана предприятия. . - '

Использование информации в деятельности предприятия является слабым звеном отечественных предприятий На предприятиях, несмотря на достаточное количество электронно-вычислительной и оргтехники, до сих пор отсутствуют современные системы информационного обеспечения руководства и деятельности предприятия, в том числе и процесса планирования

100 Вести кк УлГТУ 1/2001

производственно-хозяйственной деятельности. Информационное обеспечение системы планирования производственно-хозяйственной деятельности предприятия можно разделить на две части: а) информационная база результатов деятельности. Наиболее адекватной информационной базой является система динамических нормативов; б) информационная база по зашите интересов предприятия и его подразделений. Чтобы создать систему такой зашиты, необходимо установить, в чем состоит выгода от решений, направленных на защиту того или иного интереса.

Информационное обеспечение обязано помочь руководителю решить две основные задачи: 1) получение такой информации, которая давала бы возможность представить внешнюю среду предприятия в наиболее достоверном и четком виде, чтобы в последующем определить сектора деятельности предприятия на рынке, оценить их перспективы роста, прибыльности и возможности развития каждого из выбранных или задействованных секторов; 2) получение информации о внутренних переменных предприятия, его совокупного потенциала, чтобы на основании данной информации принимать решения о действиях предприятия во внешней среде.

Но это касается не только информационного обеспечения конкретного предприятия Государство обязано создавать единое информационное пространство для обеспечения процессов планирования деятельности, различных хозяйственных организаций. Соответственно, единое информационное пространство, обеспечивающее процесс планирования, как на локальном уровне, так и на государственном уровне, выполняет те же задачи, только в большем масштабе.

Информационное обеспечение планирования должно включать в себя всю необходимую информацию, на основе которой руководство предприятия принимало бы решения о тех или иных плановых показателях. База данных планирования должна содержать в себе информацию за прошедшие периоды: доля на рынке; объем продаж и производства; полученная прибыль; общее финансовое состояние предприятия и т.д.; информация будущего: предпочтения и потребности потребителей; доход потребителя (желательно по каждой демографической, социальной группе); информация о конкурентах; технологические • возможности предприятия; новые модели и методы, используемые в планировании и т.д. Некоторыми своими элементами система информационного обеспечения планирования стыкуется с системой принятия решений.

Процесс отбора информации, необходимой для принятия решения в процессе разработай и реализации стратегического плана, состоит из нескольких шагов, иногда их называют информационными фильтрами. Первым таким фильтром является сама внешняя среда предприятия, поставляющая информацию о вероятном будущем состоянии среды. Зарубежный опыт свидетельствует, что информационная система, обеспечивающая системы управления данных на основе отчетности, то есть экстраполяции, не может оказать помощь

Вестник УлГТУ 1/2001 ! 01

руководителям для анализа внешней среды, отличающейся высоким динамизмом Применение экстраполяп.иониых данных может привести к неверным выводам. Существуют многочисленные методы прогнозирования и анализа внешней среды, несмотря на нелинейность многих ее параметров, сложности ее структуры и непредсказуемости поведения. Для прогнозирования динамики внешней среды применяется множество методов: экстраполяция, множественная регрессия, выбор кривой тренда, анализ конкурентоспособности, метод «Дельфи», анализ угроз и возможностей; для моделирования внешней среды - модель «затраты-выпуск», экономические, кибернетические и стохастические модели; для оценки последствий от принятых решений - анализ воздействия, анализ перекрестного воздействия, дедуктивный анализ (оценка нового ассортимента), анализ баланса сил заинтересованных групп.

Модели и методы оценки и анализа внешней среды

- уровень предварительного построения модели действия руководителя

- уровень где данные становятся информацией и принимаются решения по выбираемым стратегиям

Рис. 1. Модель отбора информации для принятия решений по выбору стратегии

Второй фильтр психологический, в основе которого лежит мысленная модель успешности действий, используемая руководителем.

На наш взгляд, эту работу должны выполнять специалисты предприятия в различных функциональных областях. И только со второго шага, или фильтра, когда информация поступает непосредственно к руководителю, фактически начинается процесс разработки целей и стратегий, то есть стратегического планирования. Третий фильтр - собственный опыт руководителя, на основе которого строятся «личные» модели. Но если внешняя среда претерпевает дискретное изменение, старая «личная» модель теряет всякий смысл и становится препятствием на пути, решения проблем. Таким образом, руководитель предприятия обязан овладеть тем типом мышления, который позволяет реагировать на будущую изменчивость среды.

102 Весгиик УлГГУ 1/2001

Четвертый фильтр ~ внутрифирменная руководящая иерархия (фильтр власти). Если у ведущих руководителей отсутствует необходимый тип мышления, они будут настойчиво препятствовать тому, чтобы важные сигналы влияли на принятие решений. Помимо мышления руководителя в этот же фильтр необходимо включить и организационную культуру. Неразвивающаяся культура будет также не замечать явных изменений во внешней среде и метать реагированию.

В заключение можно привести таблицу информационного обеспечения планирования.

Таблица 1

Информационное обеспечение планирования

Необходимая информация Кто поставляет Кому предназначена Характер информации

Доля на рынке Служба маркетинга Высшее руководство Исторический (ретроспективный)

Объем продаж /Объем производства • Служба маркетинга, производственные подразделения, служба сбыта Высшее руководство Исторический (ретроспективный) *

Полученная прибыль, общее финансовое состояние Экономическая, финансовая службы, бухгалтерия Акционеры, высшее руководство Историческая (ретроспективный)

Будущая доля рывка Высшее руководство, сторонние организации Акционеры, все заинтересованные службы предприятия Перспективная (прогноз)

Необходимый и бьем продаж ц производства Службы планирования и маркетинга Службы производства и сбыта • Перспективная (прогноз)

Информация о конкурентах Служба маркетинга, сторонние источники информации Высшее руководство и заинтер е с о ванны с службы Текущая

Информация о состоянии рынка Служба маркетинга, и сторошше источники информации Высшее руководство Текущая

Информация о потребителях Служба маркетинга, сторошше источники информации Служба планирования Текущая

Информация новейших (перспективных) технологических разработках Служба НИОКР, специализированные издания Высшее руководство, служба ШОКР, производственные подразделения Текущая/ перспективная (прогноз)

Информация выполнении плановых задании. Служба планирования, служба сбыта Все руководство предприятия, производственные подразделения Текущая

Весткик УлГТУ 1/2001 103

--—.---- Необходимая информация Кто поставляет Кому предназначена Характер информации

Производственные мощности предприятия (подразделений) Служба производства Руководство, экономическая служба Текущая, нерспекгивная (прогноз)

Необходимые финансовые средства Финансовая служба, бухгалтерия Все руководство Текущая, перспективная (прогноз)

Информация о поставщиках Служба снабжения Руководство, службы планирования, финансов Текущая, перспективная (прогноз)

Кукушкина Вероника Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика, управление и информация» УлГТУ. Окончит Ульяновский политехнический институт. Имеет более 20 публикаций по проблемам экономики и планирования деятельности предприятия.

Н.П. АБАЕВА

ИССЛЕДОВАНИЕ СПРОСА ПА АУДИТОРСКИЕ УСЛГУТИ

Отражены результаты маркетингового исследования спроса на аудиторские услуги в Ульяновской области, с использованием анкетного опроса главных бухгалтеров средних промышленных, строительных и торговых предприятий, выявлены основные виды аудиторских услуг, пользующихся спросом.

С целью изучения спроса на аудиторские услуги сотрудниками Ульяновского государственного технического университета в 2000 году был проведен анкетный охтрос 67 клиентных организаций Ульяновской области. Опрос проведен на курсах повышения квалификации главных бухгалтеров в Центре управления персоналом при Ульяновском государственном техническом университете при содействии Администрации Ульяновской области. Курсы были организованы для главных бухгалтеров средних (89%) и крупных (11%) предприятий различных организационно правовых форм собственности, различных отраслей промышленности, транспорта и связи. Большинство респондентов занимается предпринимательской деятельностью в городе Ульяновске (74%) и в сельских районах Ульяновской области ( 26%). На рынке аудиторских услуг в Ульяновской области, по данным областного комитета статистики, зарегистрированы 34 аудиторские фирмы, офисы которых расположены в городе Ульяновске и в городе Димитровградс, причем 2 из них зарегистрированы в 2000 году.

По результатам опроса выявлено, что подавляющее число респондентов (более 80%) пользовались аудиторскими услугами. Основными видами

" Исследование проведено в рамках грантаРГНФ (№00-02-00335 аЫ)

(04 Вестник УлГТУ 1/2001

полученных ими аудиторских услуг являются проверка финансовой отчетности (82%), проверка правильности ведения учета с целью выявления ошибок и оперативное их исправление (73%), консультирование о вопросам ведения бухгалтерского учета и налогообложения (51%) , ведение бухучета (51%), восстановление бухучета (6%). Данные опроса представлены в таблице 1.

Таблица 1

Виды полученных аудиторских услуг Процент опрошенных

1. Проверка финансовой отчетности 82

2. Проверка правильности ведения учета с целью выявления ошибок и оперативное их исправление 73 1 1 1 <

3. Консультирование по вопросам ведения бухучета и налогообложения 51

4. Ведение бухучета 46

5. Восстановление бухучета 36

6. Экспертная оценка (заключение) финансовой отчетности 23

7. Юридические услуги 17

8. Выработка учетной политики 15

9. Составление отчетности 6

10. Аудит управления и другие услуги 1 1

Следует отметить, что только 23% респондентов пользовались услугами аудитов с целью получения, экспертной оценки (заключения) финансовой отчетности, то есть «собственно аудита». За такими видами аудиторских услуг как выработка учетной политики предприятия и юридические услуги обратились в аудиторские фирмы - 15% - 17% респондентов. Менее других востребован анализ финансового состояния предприятия. Ни в одной фирме не проведен аудит управления и не оказаны другие аудиторские услуги. Результаты анкетного опроса согласуются с данными областного комитета статистики по распределению объема аудиторских услуг по видам деятельности восьми ведущих аудиторских фирм, представивших свою отчетность за 1999 г. (табл.2).

Таблица 2

Виды деятельности • Объем услуг |

тыс. руб. %

1. Услуги в области составления и проверки счетов 643,7 12,6

2. Услуги по проведению финансовых ревизий 1275,6 25,0

3. Услуги в области бухучета, кроме налоговых деклараций 2677,4 52,5

4. Услуги в области налогообложения. 165 3,2

5. Консультативные услуги в области налогообложения 328,5 6,5 1

6. Прочие услуги 8 0,2

Всего услуг 5098,2 7 . 100

ВссгаикУлПУ 1/2001 105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.