Научная статья на тему 'Организация маркетинговой деятельности всфере оказания аудиторских услуг'

Организация маркетинговой деятельности всфере оказания аудиторских услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
543
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЫНОК АУДИТОРСКИХ УСЛУГ / МАРКЕТИНГ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ПРОДВИЖЕНИЕ / AUDIT ACTIVITIES / AUDIT SERVICES MARKET / MARKETING / MARKETING RESEARCH / PRICING / PROMOTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тультаев Тимур Алексеевич

В современных условиях развития рынка аудиторских услуг и специфики российского законодательства, осознание потребности в применении инструментов маркетинга приходит далеко не ко всем руководителям аудиторских фирм. В статье рассматриваются актуальные вопросы, посвященные организации и осуществлению маркетинговой политики в деятельности компаний аудиторской сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF MARKETING ACTIVITIES IN THE SPHERE OF PROVISION OF AUDITING SERVICES

In the modern terms of development of audit services market and specificity of Russian legislation not every leaders of audit companies understand the necessity of applying of marketing instruments. The article deals with topical issues of organization and realization of marketing policy in the activities of audit companies.

Текст научной работы на тему «Организация маркетинговой деятельности всфере оказания аудиторских услуг»

ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ АУДИТОРСКИХ УСЛУГ

УДК 33S.46

Тимур Алексеевич Тультаев,

к.э.н., доцент кафедры Маркетинга и коммерции, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики,

Тел.: S 495 442 23 9S, Эл. почта: [email protected]

В современных условиях развития рынка аудиторских услуг и специфики российского законодательства, осознание потребности в применении инструментов маркетинга приходит далеко не ко всем руководителям аудиторских фирм. В статье рассматриваются актуальные вопросы, посвященные организации и осуществлению маркетинговой политики в деятельности компаний аудиторской сферы.

Ключевые слова: аудиторская деятельность, рынок аудиторских услуг, маркетинг маркетинговые исследования, ценообразование, продвижение.

Timur A. Tultaev,

PhD in Economics, Associate Professor, the Department of Marketing and Commerce, Moscow State University Economics, Statistics and Informatics, Tel.: S 495 442 23 9S, E-mail: [email protected]

ORGANIZATION OF MARKETING ACTIVITIES IN THE SPHERE OF PROVISION OF AUDITING SERVICES

In the modern terms of development of audit services market and specificity of Russian legislation not every leaders of audit companies understand the necessity of applying of marketing instruments. The article deals with topical issues of organization and realization of marketing policy in the activities of audit companies.

Keywords: audit activities, audit services market, marketing, marketing research, pricing, promotion.

1. Введение

Сфера услуг является одной из наиболее перспективных и быстроразвиваю-щихся отраслей экономики. Сегодня уже практически не осталось предприятий, которые в той или иной степени не оказывали бы услуги, или, по крайней мере, не соприкасались бы с ними. Во многом этому способствует профессиональная деятельность аудиторских компаний.

Переход к рыночной экономике, возникновение и развитие предпринимательства, законодательное оформление новых организационно-правовых форм предприятий и организаций (акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и товариществ, некоммерческих организаций и др.), и различие форм собственности, радикально изменили систему экономического контроля. В России, избравшей путь рыночных преобразований и реформ, появились и действуют принципиально новые государственные и негосударственные органы экономического контроля [3].

В Советском Союзе негосударственные органы экономического контроля также функционировали, например, Комитеты народного контроля (союзный, республиканские и местные), а также органы партийного контроля при соответствующих региональных Комитетах КПСС. Однако, по существу, эти формально негосударственные органы являли собой элементы единой командно-административной системы управления.

Принципиально иным, весьма перспективным и эффективным видом экономического контроля в период становления российского рынка является независимый аудиторский контроль, который проводят частные аудиторы (индивидуальные предприниматели) и аудиторские компании, осуществлявшие свою деятельность на основании государственной лицензии Министерства финансов РФ, а в последние годы - на основании членства в саморегулируемых организациях (СРО) аудиторов - с одной стороны, и на договорной основе за счет клиента - заказчика, - с другой. В отдельных случаях аудиторские проверки могут осуществляться за счет бюджетных средств по поручению (заказу) соответствующих государственных органов.

Вместе с тем, многие аудиторские компании сталкиваются сегодня с целым рядом экономических проблем, связанных с их основными видами деятельности. Таким образом, возникает необходимость в более детальном освещении аудиторской сферы, что и предопределило актуальность темы данного исследования, а также практическую значимость его результатов.

2. Понятие и сущность аудиторской деятельности.

Термин «аудит» происходит от латинского «audio», что означает - «слушатель». Так в старинных духовных образовательных заведениях именовали отлично успевающих учеников, которым преподаватели поручали доверительные проверки остальных учащихся. Задача отличников заключалась в том, чтобы слушать, как остальные усвоили пройденное, а также насколько качественно выполнили возложенные на них задания. Это обосновывает особую доверительность аудитора в деловых отношениях со своими заказчиками, демонстрируя не только его заинтересованность, но и высокую степень порядочности, доброжелательности, участливости и внимательности в делах клиентов, пользующихся услугами аудитора.

Аудит - это независимая экспертиза финансовой и бухгалтерской отчетности предприятий, основанная на проверках соблюдения порядка по ведению бухгалтерского учета, соответствия финансовых и хозяйственных операций отечественному законодательству, точности и полноты отражения деятельности организации в финансовой документации (отчетности). По результатам проведения экспертизы аудиторы составляют аудиторское заключение.

Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторских компаний и самостоятельных аудиторов, связанных с осуществлением вневедомственных независимых проверок:

- финансовых счетов и бухгалтерской отчетности предприятий;

- налоговых деклараций, а также иных финансовых требований и обязательств экономических субъектов;

- расчетной и платежной документации;

- правильности ведения бухгалтерского и налогового учета и его соответствия действующему законодательству.

Кроме того, аудиторы и аудиторские фирмы могут оказывать и другие виды аудиторских услуг, сопутствующие проведению аудиторских проверок, в том числе и консультирование (консалтинг).

К сопутствующим видам аудиторских услуг могут быть отнесены:

- составление налоговой декларации и бухгалтерской отчетности предприятия;

- оказание консультационных услуг по правовым аспектам деятельности организации и вопросам оптимизации налогообложения;

- осуществление постановки, ведения, а также восстановления бухгалтерского учета;

- анализ финансово-хозяйственной деятельности клиентов.

Таким образом, можно констатировать, что предоставляемый клиентам аудиторских компаний спектр услуг достаточно широк и разнообразен.

3. Правовой аспект и Законодательство

Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», а также другими федеральными законами и нормативно-правовыми актами, принятыми в соответствии с ним, с целью регулирования отношений, возникающих при организации и осуществлении аудиторской деятельности.

Наряду с федеральным законодательством о бухгалтерском учете, налогообложении и аудиторской деятельности, в своей работе аудиторы опираются на разработанные и утвержденные Стандарты аудиторской деятельности, составляющие нормативную базу аудита. Кроме того, аудиторскими фирмами разрабатываются собственные внутрифирменные стандарты с учетом своей специфики и накопленного практического опыта.

Согласно Перечня случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за 2011 год (по законодательству Российской Федерации) к этой категории относятся организации, подпадающие под следующие условия:

- организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

- организация, ценные бумаги которой допущены к обращению на торгах

фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

- организация является: фондом (за исключением государственных внебюджетных фондов); кредитной организацией; головной кредитной организацией банковской группы; головной организацией (управляющей компанией) банковского холдинга; бюро кредитных историй; профессиональным участником рынка ценных бумаг; страховой организацией или обществом взаимного страхования; клиринговой организацией; товарной, валютной или фондовой биржей; негосударственным пенсионным фондом (НПФ) или управляющей компанией НПФ; акционерным инвестиционным фондом или его управляющей компанией; управляющей компанией паевого инвестиционного фонда; организатором лотереи (за исключением государственных и муниципальных лотерей) и оператором лотереи; специализированным депозитарием; жилищным накопительным кооперативом; саморегулируемой организаций; профессиональным объединением страховщиков; застройщиком, привлекающим денежные средства участников долевого строительства;

- конкретные организации: Центральный Банк РФ; Агентство по страхованию вкладов (АСВ); Внешэкономбанк; корпорация «РосНано»; Фонд содействия реформированию ЖКХ; Госкорпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи; Госкорпорация «Ростехноло-гии»; Госкорпорация «Росатом»; Фонд содействия развитию жилищного строительства; ОАО «РЖД»;

- объем выручки от продажи продукции организаций (за исключением органов государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельхозкооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчётному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов баланса превышают на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

- не поименованные выше организации (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения), представляющие и (или) публикующие сводную (консолидированную)

бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

В отношении этих организаций и индивидуальных предпринимателей обязательный аудит предусмотрен федеральным законом.

Таким образом, одна из важнейших особенностей рынка аудиторских услуг заключается в том, что организации, в соответствии с положениями российского законодательства, обязаны обращаться за аудиторскими услугами. Это и обосновывает отсутствие заинтересованности в маркетинге у многих руководителей аудиторских компаний.

4. Этапы маркетинга аудиторских услуг

Учитывая особенности аудиторского рынка и порядка проведения аудиторских проверок, маркетинговую деятельность целесообразно проводить поэтапно. Принято выделять следующие основные этапы:

- Проведение исследования рынка;

- Формирование ценовой политики на аудиторские и вспомогательные услуги;

- Осуществление поиска и привлечения клиентов.

Исследование рынка

На данном этапе осуществляется сбор и обработка информации, необходимой для обеспечения последующих этапов [1].

Маркетинговые исследования на рынке аудиторских услуг целесообразнее всего осуществлять по двум направлениям:

- по конкурентам (аудиторским фирмам и индивидуальным аудиторам);

- по потребителям (клиентам аудиторских компаний).

Сбор данных о конкурентах проводится с целью определения собственного положения на рынке по отношению к компаниям-конкурентам и другим участникам рыночного процесса [2]. Текущее положение в отрасли обычно накладывает свой отпечаток на проектируемую маркетинговую и коммуникационную политику.

Для этого необходима информация о деятельности конкурирующих организаций: о размере и обороте компании, об особенностях ее ценовой политики, о специфике маркетинговой деятельности и т.д.

Для ее получения и обработки используются кабинетные и полевые методы исследований. К источникам данных, полученных путем организации и проведения «кабинетных исследова-

нии» относятся специализированные газеты и журналы, а также ресурсы глобальной компьютерной сети Интернет: бухгалтерские, финансовые, экономические, разнообразные справочные материалы и компьютерные базы данных. Особую ценность в таких условиях приобретают разнообразные реитин-ги аудиторских компании, опубликованные на страницах этих издании и ресурсов.

Так, в частности, некоторую информацию можно получить из материалов саморегулируемых организации (СРО). Они существуют за счет вступительных и текущих взносов своих членов - аудиторских фирм, аудиторов - индивидуальных предпринимателеи и аттестованных аудиторов- физических лиц, работающих в штате аудиторских фирм.

При этом необходимо учитывать, что поскольку на рынке представлено слишком большое количество аудиторских компании, собрать сведения обо всех довольно сложно. К тому же, ауди-торскии рынок столицы имеет свою специфику и в значительнои мере выделяется на фоне региональных рынков. Объясняется это целым рядом факторов. Прежде всего, в различном экономическом, а также финансовом состоянии регионов и областей, в уровне активности и стилях работы налоговых органов и многом другом.

Преимущественно, подобные различия проявляются в ценах, которые устанавливают аудиторские компании на свои услуги, а также в уровне квалификации самих аудиторов. Проводимые маркетинговые исследования наглядно показывают, что самые высокие цены на услуги аудиторских компании установлены в Москве. Аналогичную ценовую политику столичные аудиторские фирмы проводят и в отношении своих региональных клиентов. Так, цены на услуги аудита и консалтинга, устанавливаемые московскими компаниями, в два-три раза превышают цены местных аудиторов и аудиторских фирм (к тому же, подобная практика может быть связана с тем, что столичные аудиторские компании могут устанавливать дополнительные ценовые надбавки за выезд аудиторских бригад на место).

Таким образом, прежде чем проводить маркетинговые исследования, необходимо, прежде всего, территориально ограничить рынок, на котором аудиторская фирма планирует осуществлять свою деятельность, поскольку для каждои территории необходимо уста-

новить свою ценовую и маркетинговую политику.

Следует также учитывать, что маркетолог должен быть готов к тому, что периодически ему придется аргументировано доказывать руководителю аудиторскои фирмы целесообразность расширения «географии» ее деятельности. Ведь поначалу не столь рентабельная для фирмы работа на территории другого субъекта Федерации может повлечь в дальнейшем расширение клиентскои сети в этом регионе по принципу «снежного кома».

Кроме того, целесообразно подразделять аудиторские компании на три категории: на крупные, средние и малые фирмы. Критерием сегментации здесь может выступать годовои оборот компании, а также численность ее сотрудников. Получить подобную информацию сегодня не представляется сложным: маркетологи могут воспользоваться базами данных и содержащимися в них цифрами по данным критериям, а также воспользоваться материалами реитингов аудиторских компании, опубликованных в журнале «Эксперт», а также на саИте Российского Информационного Агентства «РосБизнесКонсалтинг».

В виду того, что дальнейшие кабинетные исследования, других данных, кроме ранжирования по степени значимости на рынке аудиторских компании, в полном объеме не дают, - после-дующии сбор маркетинговои информации целесообразно осуществлять с помощью «полевых методов».

Самыи легкии способ, связанныи с получением данных о ценовои политике и комплексе вспомогательных услуг компании-конкурентов, заключается в том, чтобы под видом потенциальных клиентов, связаться с ними по телефону. Однако в таких условиях необходимо соблюдать предельную осторожность, в противном случае велик риск разоблачения.

На данном этапе важно определить собственное положение, занимаемое аудиторской фирмоИ на рынке. Не лишним будет и проведение предварительного анализа факторов, за счет которых лидеры отрасли сумели достичь своего высокого положения на рынке аудиторских услуг. Для этого потребуются сведения о маркетинговых и рекламных кампаниях, проводимых конкурентами. Разумеется, что материалы, которые удастся заполучить подобным образом, нельзя все же считать в полнои мере

исчерпывающими. Однако осуществить на законных основаниях сбор иных сведении о деятельности конкурентов, вероятнее всего, не получится [4].

Сбор данных о потребителях

Данныи этап включает в себя целыи комплекс задач:

- Получение информации о клиентах аудиторских компании (позволит определить потенциальных клиентов);

- Получение данных о том, кого именно обслуживает та или иная аудиторская компания;

- Формирование «портрета среднего потребителя». На сегодняшниИ день построение портрета потребителя является одноИ из приоритетных задач маркетологов во многих сферах деятельности. С помощью такого портрета, появляется возможность выявлять основные неудовлетворенные нужды потенциальных потребителей, предсказывать их реакции на определенные деИствия аудиторских компаниИ, грамотно разрабатывать ценовую политику, формы и методы продаж и многое другое.

Материалы, способствующие формированию «портрета потребителя», можно собрать, проводя маркетинговые исследования, как в отношении собственных клиентов, так и в отношении клиентов конкурирующих организациИ, под предлогом определения их мнениИ об аудиторскоИ компании, услугами котороИ они пользуются.

Методы разработки и формирования ценовоИ политики на аудиторские и вспомогательные услуги

Процесс разработки происходит на основании данных, собранных на стадии исследования рынка. Общепринятыми считаются два варианта установления цен на аудиторские услуги:

- Установление цены исходя из стоимости одного дня работы аудитора. ТакоИ способ считается наиболее распространенным. Аудиторы на месте определяют количество днеИ, необходимых для осуществления аудиторскоИ проверки, после чего умножают их на стоимость одного дня работы;

- Установление цены исходя из общего объема выполняемых работ. В основу такого метода заложена стоимость одного дня работы аудиторов. Для реализации подобного необходимо учитывать различные показатели (например: объём годовоИ выручки предприятия - Заказчика; количество работников бухгалтерии предприятия -Заказчика; количество материально ответственных лиц на предприятии; на-

личие складского и компьютерного учета, количество операций по кассе и банку, степень удаленности клиентов от аудитора и т.п.). По результатам оценки, пишется программа (обычно в Excel), посредством которой определяется количество дней работы. Последняя процедура в точности соответствует предыдущему методу: полученное количество дней также умножается на фиксированную стоимость одного дня работы аудиторов. При использовании подобного метода ценообразования, как правило, не требуется выезд аудитора на место: предварительная оценка обычно производится по телефону.

Психологически, второй способ выглядит несколько эффективнее, поскольку он не только отличается от традиционного метода, но и создает у аудиторов впечатление объективности от установленной цены.

На практике же, первый метод более предпочтителен, в виду того, что при личной встрече (в ходе ознакомления с примерным объёмом документов, подлежащих проверке и в ходе переговоров с руководством предприятия-Заказчика), аудитор имеет значительно больше возможностей убедить потенциальных клиентов воспользоваться услугами своей аудиторской компании, подкрепляя свои аргументы глубокими знаниями отечественного и зарубежного законодательства.

В различных аудиторских компаниях, в зависимости от целого ряда как объективных, так и субъективных факторов, стоимость одного дня работы аудитора может существенно отличаться.

К объективным факторам, определяющим потенциальных клиентов, на которых компания может рассчитывать, относят:

- степень известности аудиторской фирмы,

- опыт и масштабы ее деятельности, особенно с предприятиями - партнёрами и контрагентами потенциального Заказчика, которые могут предоставить неофициальные отзывы об уровне работы аудиторской фирмы,

- общее экономическое и финансовое положение на рынке, занимаемое по отношению к конкурирующим организациям.

С некоторой условностью можно вычленить в стоимости одного дня работы аудитора «переменные» затраты, связанные с оплатой труда, начислениями работников (аудиторов и их ассистентов), принимающих непосредствен-

ное участие в проверке; командировочных расходов (если работа проводится в другом регионе).

К «постоянным» затратам в составе стоимости одного дня работы аудитора относят: амортизацию основных средств и нематериальных активов, находящихся на балансе аудиторской фирмы, аренду офиса, банковское обслуживание, оплату информационно-справочных услуг («Гарант», «Консультант», «Такском», Интернет), оплату обязательного ежегодного повышения квалификации (в пределах 40 учебных часов) штатных аттестованных аудиторов фирмы, оплату труда сотрудников, не принимающих непосредственного участия в проверках (Генерального директора, аудитора - внутреннего контролёра качества, секретаря-референта, штатного аудитора-консультанта, архивиста, водителей и т.п.), ряд налогов, уплачиваемых фирмой, расходы будущих периодов (подписка на специальные периодические издания, на обязательное страхование аудиторской деятельности, на приобретение и обновление компьютерных программ). Кроме того, следует закладывать в расчет и необходимую прибыль фирмы.

В расчете стоимости одного дня работы аудитора крупные фирмы планируют тем большую прибыль, чем выше ее авторитет, имидж, деловая репутация, чем выше ценится на аудиторском рынке ее бренд.

В этой статье рассматриваются лишь некоторые примеры того, что необходимо осуществить для привлечения клиентов. Насколько удачными окажутся принятые меры, - зависит от складывающейся на момент проводимых исследований конъюнктуры рынка, а также от огромного множества других факторов внешней и внутренней среды.

Важно понимать одно: то, что считается оптимальным для одной компании, может оказаться совершенно неприемлемым для другой. Маркетинговая деятельность аудиторских фирм настолько интимна и индивидуальна, что далеко не во всех случаях представляется возможным давать конкретные рекомендации, которые удовлетворяли бы все без исключения компании.

Осуществление поиска и привлечения клиентов

Успешную реализацию данных процессов сегодня невозможно представить без широкого применения инструментов маркетинговой коммуникаци-

онной политики. Вместе с тем, для реализации поставленных целей, аудиторские компании используют и другие методы. Поиск и привлечение к сотрудничеству клиентов на рынке аудиторских услуг можно осуществлять по следующим направлениям:

- Реклама, РЯ-мероприятия, прямой маркетинг, формирование общественного мнения, и т.п.;

- Самостоятельный поиск потенциальных клиентов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Сочетание предыдущих двух подходов.

Неоспоримым преимуществом первого направления является возможность большого охвата потенциальных клиентов. Но этот путь требует и серьезных финансовых затрат. Если же они окажутся недостаточными, то, в лучшем случае, это лишь отчасти решит поставленные перед компанией задачи, в худшем же (что более вероятно), - вообще не позволит получить необходимый результат. В ситуации, когда финансовое положение не позволяет провести полномасштабную рекламную кампанию, то необходимо сузить цели, или отказаться от применения рекламы вообще.

Самостоятельный поиск клиентов подразумевает сравнительно невысокие издержки, однако и эффективность такого метода невелика, поскольку аудиторы ограничены в выборе средств и источников поиска. К тому же, довольно узок и круг поиска потенциальных клиентов.

Третий путь является самым эффективным, так как органично сочетает в себе процессы проведения маркетинговых исследований и коммуникаций, но при этом является наиболее дорогостоящим.

Какой из представленных подходов, направленных на поиск и привлечение клиентов выберет аудиторская компания, зависит от ее финансовых возможностей. Небольшим аудиторским фирмам в большей степени подходит второй метод.

Что касается использования первого и третьего подходов, то стоит отметить: предприятия не слишком охотно допускают посторонние структуры к своей финансовой и бухгалтерской документации и поэтому подходят к выбору аудиторской компании со всей серьезностью и ответственностью. Помимо стоимости услуг, основными критериями выбора аудиторской фирмы являются:

- уровень квалификации ее аудиторов;

- опыт работы на рынке и в отрасли;

- клиентская база аудиторскоИ компании;

- честность и порядочность фирмы;

- солидность;

- верность своим обязательствам.

Иными словами - имидж самоИ

аудиторскоИ фирмы. Имидж не может быть сформирован с помощью прямоИ рекламы: должны быть опубликованы материалы в популярных финансовых и экономических изданиях (газетах и журналах), в которых описывается история развития компании, содержатся интервью с ее специалистами и руководителями, представлены планы на будущее.

Существенным подспорьем для маркетинга аудиторских услуг могут стать Договора обязательного страхования ответственности аудиторских фирм перед третьими лицами (то есть клиентами, заказчиками аудита).

Требование обязательного страхования аудиторскоИ ответственности содержится в ФЗ РФ «Об аудиторскоИ деятельности». На потенциального клиента-заказчика может произвести самое благоприятное, а возможно и решающее для принятия решения впечатление - авторитет солидноИ страховоИ компании, а также страховая сумма, которая может быть ею выплачена в случае нанесения ущерба в результате аудиторских ошибок предприятию-клиенту, заказчику аудита.

Но даже эти факторы не являются определяющими при выборе аудитор-скоИ компании. Во все времена главным фактором были и остаются рекомендации знакомых бухгалтеров, руководите-леИ и т. д. В основном это характерно для небольших предприятиИ, для которых услуги крупных и известных ауди-торско-консалтинговых фирм, осуществляющих мощную рекламную кампанию, обычно не доступны из-за их высокоИ стоимости.

Больше доверия у потенциальных клиентов могут вызвать не очень крупные и известные фирмы, но обладаю-

щие солидным по времени существования опытом работы на аудиторском рынке, ежегодным количеством аудиторских проверок.

Маркетинг аудиторских услуг должен учитывать достаточно сильно вы-раженныИ сезонныИ характер аудиторских проверок. В качестве инструмента для элиминирования фактора сезонности можно использовать практику заблаговременного заключения Договоров на проведение обязательноИ ауди-торскоИ проверки во второИ половине года, которыИ будет проверен в полном объёме к февралю-марту года, следующего за аудируемым, то есть к моменту сдачи годовоИ отчётности. Аудиторская проверка по таким договорам может предполагать поэтапное выполнение работ: сначала, в августе-сентябре, аудиторы проверят первое полугодие аудируемого года, затем, в ноябре-декабре, - 9 месяцев работы предприятия, а к моменту подготовки годовоИ отчётности, в феврале-марте, смогут завершить ежегодныИ обязательныИ аудит. Такое поэтапное выполнение работ часто бывает выгодным и для Заказчика, поскольку позволяет в рамках Договора поэтапно оплачивать работу ауди-торскоИ фирме. При этом аудиторскоИ фирме следует несколько «сбросить» цену Договора на проведение аудитор-скоИ проверки, но зато будет обеспечен объем работ фирмы в летне-осен-ниИ период, когда у других аудиторских фирм наступает «мертвыИ сезон».

5. Заключение

Таким образом, маркетинговая деятельность в сфере оказания аудиторских услуг основывается на сборе и обработке информации, необходимоИ для познания рынка, а также на комплексе маркетинга, включающего в себя товарную и ценовую стратегии, методы распространения услуг и коммуникационную политику.

Литература

1. Демченко Е.В., Маклакова О.М. Маркетинг услуг. Минск: БГУ 2009.

2. МаИдебура Е.В. Маркетинг услуг - Киев: ВИРА-Р, 2003.

3. Подольский В.И., Савин А.А. Аудит. - Москва: Юрайт, 2011.

4. Тультаев Т.А. Маркетинг услуг. -Москва: Инфра-М, 2012.

5. Коротков А.В., Карманов М.В., Смелов П.А., Игнатов И.В. Статистическое обеспечение маркетинговых исследований (монография) - М.: МЭСИ, 2011

6. Смелов П.А., Егорова Е.А., Карманов М.В., Коротков А.В., Кучмаева О.В. Методологические вопросы мониторинга и прикладного анализа развития рекламного бизнеса (монография). Под общим руководством М.В. Карма-нова и П.А. Смелова - М.: МЭСИ, 2010

7. Смелов П.А., Егорова Е.А. Статистическая характеристика пользователей интернет в России // Тезисы докладов V Научно-практической конференции «Актуальные проблемы статистического анализа социально-экономических явлений и процессов» - М.: МЭСИ, 2011

References

1. Demchenko E.V, Maklakova O.M. Marketing of services. Minsk: BSU, 2009.

2. Maydebura E.V. Marketing of services. Kyiv: VIRA-R, 2003.

3. Podolsky VI., Savin A.A. Audit. -Moscow: Yurait, 2011.

4. Tultaev T.A. Services Marketing. -Moscow: Infra-M, 2012.

5. Korotkov A.V., Karmanov M.V., Smelov P.A., Ignatov I.V. Statistical support of marketing research (monograph) - M.: MESI, 2011

6. Smelov P.A., Egorova E.A., Karmanov M.V., Korotkov A.V., Kuchmaeva O.V. Methodological issues of monitoring and analysis application of the advertising business (monograph). Pod obschim rukovodstvom M.V. Karmanova i P.A. Smelova - M.: MESI, 2010

7. Smelov P.A., Egorova E.A. Statistical characteristics of Internet users in Russia // Tezisy dokladov V Nauchno-prakticheskoy konferencii «Aktual'nye problemy statisticheskogo analiza social'no-ekonomicheskih yavleniy i processov» - M.: MESI, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.