Научная статья на тему 'Сущность аудита маркетинга и процедуры его проведения'

Сущность аудита маркетинга и процедуры его проведения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1791
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / АУДИТ МАРКЕТИНГА / СТАНДАРТЫ АУДИТА / АУДИТОРСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панкова С.В., Пасечникова Л.В.

Внедрение маркетингового управления требует развития контроля за системой маркетинга, одной из форм которого выступает аудит. В статье рассмотрены сущность и функции маркетингового управления, уточнено определение аудита маркетинга, охарактеризованы его субъекты, объекты и процедуры получения аудиторских доказательств в соответствии с международными и федеральными стандартами аудита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность аудита маркетинга и процедуры его проведения»

АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 657.6:339.138

СУЩНОСТЬ АУДИТА МАРКЕТИНГА И ПРОЦЕДУРЫ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ

С. В. ПАНКОВА,

доктор экономических наук, профессор, декан финансово-экономического факультета

E-mail: panksv@mail. ru Оренбургский государственный университет Л. В. ПАСЕЧНИКОВА, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой менеджмента E-mail: mened@ogti. orsk. ru Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета

Внедрение маркетингового управления требует развития контроля за системой маркетинга, одной из форм которого выступает аудит. В статье рассмотрены сущность и функции маркетингового управления, уточнено определение аудита маркетинга, охарактеризованы его субъекты, объекты и процедуры получения аудиторских доказательств в соответствии с международными и федеральными стандартами аудита.

Ключевые слова: маркетинговое управление, аудит маркетинга, стандарты аудита, аудиторские процедуры.

В условиях рыночной среды повышается открытость хозяйствующих субъектов, представляющих собой систему с взаимосвязанными процессами, зависящими как от внутренней, так и от внешней среды. При принятии управленческих решений руководители должны

опираться на анализ внешних факторов, среди которых значительную роль играют требования потребителей, и соотносить полученную информацию с анализом внутренних возможностей, т. е. потенциала предприятия. Таким образом, маркетинговое управление, ориентированное на запросы потребителей, приобретает значение самостоятельного вида менеджмента, требующего внедрения и развития.

В начале перехода к рыночной экономике многие российские авторы придавали равное значение терминам «управление маркетингом» и «маркетинговое управление». Во многом это было обусловлено особенностями перевода иностранной литературы, посвященной проблемам маркетинга, отсутствием российской практики ориентации на рынок и спецификой понимания рыночных условий хозяйствования. Тем не менее

на сегодняшний день следует разграничивать данные понятия. Управление маркетингом, на наш взгляд, представляет собой отдельную функцию управления наряду с управлением производством, финансами и другими сферами, входящими в систему предприятия. Маркетинговое управление, появившееся в российской теории и практике позднее, представляет собой управление, базирующееся на маркетинговых принципах и ориентированное в целом на рынок и потребителя [5].

В силу более позднего появления данный вид управления и его функции остаются в отечественной науке недостаточно исследованными, а также не имеют должного распространения в практической деятельности российских организаций. Под маркетинговым управлением мы понимаем корпоративную систему управления (интеграцию интересов и ценностей работников предприятия), направленную на генерирование усилий коллектива по формированию спроса потребителей и достижение согласованности внутренних реальных возможностей (материально-технический, финансовый, производственный и интеллектуальный потенциал) с требованиями внешней среды (конкуренция, государственное регулирование, экономические, научно-технические и социально-культурные факторы) для достижения рыночного успеха предприятия.

Маркетинговое управление можно рассматривать как систему менеджмента с присущими ей специфическими характеристиками и структурой. Для любой организации данная система будет состоять из взаимосвязанных элементов: концепции, цели, миссии, философии управления, структуры, методов, закономерностей, принципов, критериев, определяющих эффективность менеджмента. Специфика маркетингового управления будет проявляться в каждой из этих составляющих, причем обязательно будет прослеживаться зависимость от объекта управления. Это управление, в котором главное внимание акцентируется на анализе рыночных тенденций, и эти тенденции лежат в основе и целеполагания, и разработки управленческих решений, и всей организации управления. Содержание деятельности в сфере маркетинга, позволяющее осуществлять управляющее воздействие, раскрывает функции маркетингового

управления. На основе типологии функций общего менеджмента [2, с. 147] нами предложена типология функций, присущих маркетинговому управлению в сфере услуг:

— интеграции деятельности;

— общих;

— основных;

— предметных;

— дифференциации деятельности;

— специализированных [5].

Маркетинговый аудит и контроль относятся

к специализированным функциям и заслуживают особого внимания, поскольку играют роль обратной связи, без которой невозможно эффективное управление.

В настоящее время не сложилось единого мнения по поводу определения маркетингового аудита. Остановимся на методологических аспектах обоснования понятия «аудит маркетинга».

Российское законодательство определяет, что аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности [4]. Тем не менее существует расширительное толкование сущности аудита применительно к другим объектам проверки, например экологический аудит, аудит энергосбережения, аудит эффективности различных систем. Мы считаем возможным применение понятия «аудит» в научной и практической областях в отношении объектов, выходящих за рамки бухгалтерской (финансовой) отчетности, но с соблюдением основных характерных черт, отличающих его от других видов контрольной деятельности. На основе изучения существующих определений аудита, изложенных в трудах зарубежных и отечественных ученых, можно выделить следующие черты, характеризующие его сущность как вида профессиональной деятельности:

— это определенный процесс, осуществляемый независимым аудитором, имеющим соответствующие полномочия;

— аудит состоит в сборе, анализе и оценке информации о деятельности какой-либо системы (субъекта);

— целью аудита является выражение мнения аудитора о соответствии исследуемых действий и (или) показателей установленным критериям;

— результаты аудита предназначены для удовлетворения информационных потребностей заинтересованных пользователей (стейкхолдеров).

Учитывая, что услуги по маркетинговому аудиту могут оказывать аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы, необходимо определить, к какому виду аудиторской деятельности согласно действующему законодательству и стандартам аудита относится данный вид услуг (табл. 1).

Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» устанавливает три направления профессиональной деятельности аудиторов:

— аудит;

— сопутствующие услуги;

— прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги [4].

Перечень сопутствующих услуг устанавливается федеральными стандартами, согласно которым в настоящее время аудиторы могут оказывать три вида сопутствующих услуг:

— согласованные процедуры в отношении финансовой информации;

— обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности;

— компиляция финансовой информации.

По нашему мнению, аудит маркетинга не

может быть отнесен ни к одному виду из перечисленных сопутствующих услуг, поскольку, во-первых, все они имеют отношение исключительно к финансовой информации, а объектом рассматриваемой услуги является более широкий спектр используемых данных и, во-вторых, технология осуществления аудита маркетинга наиболее близка к технологии аудиторской проверки, а не к приемам и методам оказания перечисленных сопутствующих услуг. Исходя из вышеизложенного,

считаем возможным отнести аудит маркетинга к прочим связанным с аудиторской деятельностью услугам.

Следует отметить, что подход к классификации видов аудита, практикуемый согласно положениям российского законодательства, не совпадает с трактовкой, принятой в международных стандартах аудита (МСА). Так, МСА выделяют два вида аудиторских услуг:

— задания, обеспечивающие уверенность (аудит исторической финансовой информации, обзорные проверки финансовой информации, другие задания, обеспечивающие уверенность). Отличительной чертой данных услуг является формирование аудитором собственного мнения по результатам проведенной проверки, обеспечивающего определенный уровень уверенности заинтересованных пользователей в достоверности проверенной аудитором информации;

— сопутствующие услуги (согласованные процедуры, компиляция финансовой информации). При оказании данных услуг аудитором в силу их характера уверенность не обеспечивается, поскольку отсутствует необходимость выражения мнения аудитора.

Прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги в международной классификации отсутствуют.

Поскольку результатом проведения аудита маркетинга является выражение мнения аудитора об объекте исследования, то данную услугу согласно МСА следует отнести к первому виду услуг, а более конкретно — к другим заданиям, обеспечивающим уверенность.

Таким образом, в отечественной и международной нормативной базе выявлены разночтения в отношении классификации аудиторских услуг.

Таблица 1

Виды аудиторских услуг

Регламентирующий документ Вид услуг Отнесение аудита маркетинга к конкретному виду аудиторских услуг (+, —)

Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЭ «Об аудиторской деятельности» Аудит —

Сопутствующие услуги —

Прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги +

Международные стандарты аудита Услуги, обеспечивающие уверенность +

Сопутствующие услуги —

Мы полагаем, что необходимо внести изменения в российское законодательство в соответствии с МСА, что устранит подобные разногласия и будет способствовать единому пониманию сущности всех видов аудиторской деятельности.

Исходя из специфики аудита маркетинга как аудиторской услуги, предлагаем уточнить составляющие элементы сущности аудита маркетинга: определения, субъекты, объекты, цели, методы и приемы (рис. 1).

Необходимо заметить, что разночтения в формулировке самого термина «маркетинговый аудит» или «аудит маркетинга», а в первоисточниках — marketing audit вызваны особенностями перевода зарубежных изданий. Данное словосочетание, на наш взгляд, подразумевает именно аудит маркетинга, поскольку понятие «маркетинговый аудит» нацелено не на маркетинг как объект аудита, а на характеристику аудиторской деятельности, осуществляемой с применением маркетингового подхода.

Ф. Котлер определял аудит маркетинга как всеобъемлющее, систематическое, независимое и регулярное изучение среды, целей, стратегий и деятельности компании с целью определения проблем и возможностей, а также с целью выработки предложений по составлению плана действий, направленных на повышение эффективности маркетинга компании [3]. Этих же позиций придерживаются многие зарубежные и отечественные последователи выдающегося ученого в области маркетинга. Но данное им определение идет вразрез с методологическими основами аудита, установленными в ходе многочисленных научных исследований.

Одним из спорных положений определения, данного Ф. Котлером, является упоминание компании (или ее подразделений) в качестве единственно возможных субъектов аудита. Но одной из характерных черт аудита является то, что аудит — это независимая проверка, следовательно, для проведения аудита маркетинга возможно как использование внутреннего подразделения или лица, так и привлечение независимого стороннего эксперта-аудитора, аудиторской или кон-

Рис. 1. Элементы сущности аудита маркетинга

салтинговой компании. Тем не менее, поскольку предметная область такого аудита лежит в сфере внутренних коммерческих интересов, инициатива его проведения может принадлежать только собственникам или руководству предприятия.

Значимой характеристикой сущности аудита является определение его цели. Специалисты в области маркетинга, упоминая в качестве цели аудита оценку или анализ соответствия деятельности определенным критериям [6, 7, 9], повторяют методологическую ошибку, допущенную на ранней стадии развития аудиторской деятельности в России и исправленную впоследствии законодательно. Так, Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента России от 22.12.1993 № 2263, в качестве основной цели аудита было определено установление достоверности бухгалтерской отчетности проверяемых субъектов. Достоверность — категория из разряда трудноформализуемых (как и оценка соответствия маркетинговой политики предприятия выбранным стратегиям), выводы разных аудиторов по результатам проверки одного и того же объекта могут не совпадать в силу субъективности данного вида профессиональной деятельности. Поэтому

в Федеральном законе от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» формулировка цели аудита была изменена (выражение мнения аудитора о достоверности отчетности) и сохранена практически в таком же виде в новой редакции этого закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ. Поскольку аудитор действует в интересах неограниченного круга пользователей, то это налагает на него определенные обязательства в отношении соблюдения этических принципов, что призвано обеспечить доверие стейкхолдеров к выраженному мнению. Кодексом этики профессиональных бухгалтеров, принятым Международной федерацией бухгалтеров, и Кодексом профессиональной этики аудиторов, одобренным Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации, установлены следующие этические принципы:

— честность;

— объективность;

— профессиональная компетентность;

— должная тщательность;

— конфиденциальность;

— профессиональное поведение.

В ситуациях, когда проводится аудиторская проверка, требуется также соблюдение принципа независимости [1, 10].

Одним из условий формулировки выводов по итогам проверки является использование критериев, соответствие которым проверяет аудитор. При проведении аудита маркетинга установление таких критериев затруднено, поскольку эффективность маркетинговой работы напрямую связана с эффективностью бизнеса в целом. Вместе с тем при наличии эффективной работы производственных служб возможно сведение их усилий к нулю при проведении неэффективной маркетинговой политики. Следовательно, одной из задач аудитора будет выделение составляющей доходов и прибыли, зависящей от результатов работы именно маркетингового подразделения, а также руководства организации, ответственного за принятие решений в области маркетинга. Другим решением, как отмечает Д. В. Тюрин, при наличии у проверяемой компании четкой стратегии могут быть отслеживание выполнения плановых показателей и разработка системы показателей по каждому элементу: определяются стратегически

важные бизнес-процессы и объекты, бизнес-стратегии, входящие в систему маркетинга, по каждому процессу вводят отслеживаемые показатели с критериальной базой кластеризации каждого показателя [7]. Обобщая вышесказанное, можно положить в основу определения цели аудита маркетинга оценку адекватности элементов системы маркетинга аудируемого лица требованиям рынка, что будет характеризовать степень использования предприятием имеющихся возможностей и конкурентных преимуществ.

Выявление проблем и скрытого потенциала, приведенное в определении Ф. Котлера, тесно связано с оценкой эффективности реализуемой маркетинговой политики и ее соответствия условиям рыночной среды, а разработка плана действий по улучшению маркетинга должна производиться уже по результатам аудиторской проверки и может осуществляться как аудитором, так и руководством проверяемого субъекта, а также самим маркетинговым подразделением. На основании этого мы посчитали нецелесообразным оставлять данные положения в определении маркетингового аудита, поскольку они его усложняют и делают противоречивым.

Еще одним из аспектов исследуемого определения, требующим уточнения, является перечисление объектов аудита маркетинга: маркетинговой среды, целей, стратегий и деятельности предприятия. На наш взгляд, в определении присутствуют слишком общие понятия целей, стратегий и деятельности, которые могут относиться к предприятию в целом. Современные исследователи в области маркетинга предлагают более конкретное понимание объектов аудита маркетинга, выделяя среди них внешнюю и внутреннюю среду. Д. В. Тюрин объединяет их в понятие «элементы системы маркетинга» [7]. Королевский институт маркетинга (The Chartered Institute of Marketing) упоминает элементы внешней (экономические, конкурентные и рыночные) и внутренней среды [12]. В. Д. Шкардун конкретизирует объекты внешней среды (макрофакторы, конкуренты, сегментация клиентов, группы влияния) и объекты внутренней среды (стратегическое планирование, менеджмент и персонал, система разработки бизнес-проектов, оценка и контроль маркетинга, сбыт, товарная но-

менклатура) [9]. Соглашаясь с вышеизложенными мнениями, считаем возможным в целом для формулировки определения обозначить объекты маркетингового аудита в виде факторов внешней маркетинговой среды и внутренней системы маркетинга.

Таким образом, с учетом вышеизложенных замечаний можно предложить следующее определение аудита маркетинга: всестороннее, систематическое, независимое,

периодическое исследование аудитором факторов внешней маркетинговой среды и внутренней системы маркетинга предприятия с целью выражения мнения об адекватности использования предприятием имеющихся возможностей и конкурентных преимуществ.

Методы и приемы сбора, анализа и оценки информации, применяемые при аудите маркетинга, предлагаем классифицировать на две группы (рис. 2):

— традиционные, используемые при аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности;

— специфические, характерные для маркетинговых исследований.

Международным стандартом аудита 500 Audit Evidence (аудиторские доказательства) и Федеральным стандартом аудиторской деятельности 7/2011 «Аудиторские доказательства» (далее — ФСАД 7/2011) при аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности предусмотрено использование таких процедур получения аудиторских доказательств, как запрос, инспектирование, наблюдение, подтверждение (в МСА 500 — внешнее подтверждение), пересчет, повторное проведение, аналитические процедуры либо сочетания их (рис. 2) [8, 11].

Рассмотрим возможности применения классических процедур аудита в отношении маркетинговой системы.

Процедура запроса предполагает обращение как к работникам проверяемой организации или ее

Рис. 2. Классификация методов аудита маркетинга

подразделения, так и к сторонним осведомленным лицам по интересующим аудитора вопросам. Запрос может быть как официальным письменным, так и неофициальным устным. К числу субъектов, по отношению к которым может быть применена данная процедура, относятся: руководители и персонал проверяемой организации, в том числе сотрудники маркетингового подразделения, клиенты, контрагенты проверяемой организации.

С помощью запроса можно получить интересующую аудитора информацию в отношении аспектов, необходимых для осуществления маркетингового управления: разработки стратегии маркетинга, политики организации в отношении изучения потребительских предпочтений, методов определения целевых сегментов рынка, формирования фирменного стиля и имиджа организации, наличия и выполнения плана мероприятий в отношении рекламы и PR-кампаний. Кроме того, запрос широко используется как составляющая часть специфических процедур аудита маркетинга, которые будут охарактеризованы ниже.

Инспектирование представляет собой изучение созданных проверяемой организацией или полученных аудитором извне документов, а также осмотр имеющегося имущества. Данная процедура обеспечит аудитора доказательствами в отношении документального оформления маркетинговой политики организации и ее составляющих, позволит охарактеризовать существующую систему внутреннего контроля маркетинга, воочию убедиться в наличии и адекватности применяемых элементов фирменного стиля. Кроме того, применение инспектирования оправданно в целях получения данных, свидетельствующих об итогах деятельности организации и эффективности реализуемых маркетинговых стратегий. Объектами инспектирования при аудите маркетинга, помимо имущества организации, являются ее финансовые и нефинансовые документы:

— бухгалтерская (финансовая) и внутренняя отчетность проверяемой организации;

— регистры учета, содержащие сведения о затратах на маркетинговые и рекламные мероприятия;

— документация по планированию и бюджетированию;

— протоколы совещаний ответственных лиц, касающиеся аспектов реализации маркетингового управления;

— внутренние регламенты, закрепляющие стратегию, элементы корпоративной культуры и фирменного стиля организации;

— первичная и сводная документация по проводимым исследованиям рынка и потребительских предпочтений;

— архивы службы маркетинга и др.

Процедура наблюдения может быть применена проверяющим в отношении процесса или действий, выполняемых персоналом организации. Объектами этой процедуры являются факты хозяйственной жизни, связанные с функционированием отдела маркетинга и непосредственным предоставлением услуг. Так, аудитор может ознакомиться с ходом исполнения служебных обязанностей сотрудниками маркетинговой службы, наблюдать за процессом взаимодействия персонала с клиентами, обратить внимание на соответствующие предмету проверки действия руководства. Оценивая результаты наблюдения,

необходимо помнить о том, что данная процедура может оказать влияние на действия руководства и персонала, и о том, что наблюдаемые процессы могут быть характерны лишь для конкретного периода и сектора деятельности.

Подтверждение — это процедура получения информации от третьей стороны в письменном виде. Носители получаемых доказательств могут быть согласно МСА 500 и ФСАД 7/2011 как бумажными, так и электронными. Третьими сторонами могут являться заказчики, клиенты аудируемого лица, поставщики и подрядчики, обслуживающие организации и другие субъекты. Процедура подтверждения наряду с процедурой запроса также широко используется при осуществлении специфических приемов аудита маркетинга.

Процедура пересчета состоит в проверке точности арифметических подсчетов, содержащихся в информационной базе, подвергающейся аудиторской проверке. В случае оказания рассматриваемой услуги это могут быть результаты обработки данных об исследованиях рынка, плановые расчеты, обоснования для выбора ценовой политики и тому подобные данные.

При выполнении аудиторской процедуры повторного проведения МСА 500 и ФСАД 7/2011 предписывают аудитору самостоятельно выполнить процедуру или контрольное действие, которые изначально выполнялись в рамках системы внутреннего контроля проверяемой организации. При аудите маркетинга это могут быть: действия, связанные с оценкой и контролем за маркетинговой политикой; повторно проведенные мероприятия, связанные с исследованием сегментов потребительского рынка (например, новые опросы или обработка первичной информации, полученной в результате ранее проведенных опросов).

Аналитические процедуры состоят в анализе взаимосвязей между полученными данными, а также в исследовании выявленных отклонений и взаимосвязей, которые противоречат информации, полученной из разных источников, или существенно расходятся с прогнозными данными. Этот вид процедур наиболее широко применяется при проверке практически всех перечисленных выше объектов аудита маркетинга, а также при формировании мнения аудитора по результатам

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

проведенного аудита. К описываемым процедурам можно отнести такие известные методы, как SWOT-анализ, анализ пяти сил Портера, PEST-анализ и др.

Специфические методы получения аудиторских доказательств тесно связаны с особенностями маркетинговой деятельности организации и отличаются многообразием. При более детальном рассмотрении можно отметить то, что отдельные из них представляют собой комбинации уже описанных классических процедур получения аудиторских доказательств в сочетании со специальными приемами. Поскольку объекты аудита по отношению к аудируемому лицу нами предложено разделить на внешние и внутренние, то и методы, применяемые для их проверки, могут различаться в зависимости от специфики конкретного объекта. Так, Д. В. Тюрин определяет основные методы получения информации о конкурентной среде: кабинетные, полевые и агентурные [7]. Последние из перечисленных методов нельзя рекомендовать аудитору, поскольку их применение может быть сопряжено с нарушением принципа соблюдения коммерческой тайны. Кабинетные и полевые методы чаще всего сочетают в себе процедуры наблюдения, инспектирования, повторного проведения, запроса и подтверждения.

Многообразие и различная степень сложности выполнения приемов получения аудиторских доказательств обязывают аудитора соблюдать положения МСА 500 и ФСАД 7/2011, касающиеся уместности и надежности получаемой информации. Оценка этих характеристик является предметом профессионального суждения аудитора. Необходимо помнить, что уместность обеспечивается логической связью цели, характера проводимой процедуры и проверяемого конкретного объекта, а также располагаемыми ресурсами. Например,

проведение полевого исследования состояния конкурентной среды, требующее длительного времени и значительных затрат труда, может оказаться нецелесообразным, и рациональнее будет его замена проведением исследования вторичной маркетинговой информации о конкурентах, имеющейся в открытом доступе, которое приведет к аналогичным результатам. Кроме того, аудитору следует учитывать, что процедуры проверки должны охватывать весь круг объектов аудита, недопустимо заменять избыточным количеством доказательств в отношении одного из них отсутствие ключевых данных по другим аспектам.

Международный стандарт аудита 500 и ФСАД 7/2011 обращают внимание аудитора также на то, что надежность информации, получаемой в ходе аудита, зависит от источника ее получения и от обстоятельств, в которых она была подготовлена и получена. Как правило, более высоко оценивается надежность результатов процедур, проведенных аудитором самостоятельно, без привлечения персонала организации, но в случаях, когда имеются доказательства профессиональной компетентности и добросовестности персонала, использование его работы сокращает трудозатраты аудитора и повышает надежность полученных в ходе аудита данных. В приложении к ФСАД 7/2011 приводятся примеры вопросов, предназначенных для изучения работы эксперта аудируемого лица, которые можно использовать при оценке состоятельности персонала, результаты деятельности которого используются аудитором.

Приведенные выше результаты исследований позволяют привести характеристику общих черт и различий аудита маркетинга и аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (табл. 2).

Таким образом, можно заключить, что аудит маркетинга — это актуализирующаяся в усло-

Таблица 2

Сравнительная характеристика сущности аудита маркетинга и аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности

Сущностный элемент Аудит маркетинга Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности

Цель Выражение мнение аудитора

Субъекты Независимые аудиторы

Объекты Факторы внешней маркетинговой среды и внутренней системы маркетинга Система ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности

Окончание табл. 2

Сущностный элемент Аудит маркетинга Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности

Критерии Адекватность использования предприятием имеющихся возможностей и конкурентных преимуществ Соблюдение требований законодательства и нормативных актов

Методы и приемы Традиционные аудиторские процедуры и специфические методы маркетинговых исследований Традиционные аудиторские процедуры и их сочетания

виях маркетингового управления самостоятельная область профессиональной деятельности, имеющая общие черты с аудитом бухгалтерской (финансовой) отчетности, но характеризующаяся собственными критериями, объектами и методами осуществления.

Список литературы

1. Кодекс профессиональной этики аудиторов (одобрен Советом по аудиторской деятельности 22.03.2012, протокол № 4) [Электронный ресурс] // Министерство финансов Российской Федерации: URL: http://www. minfin. ru/ru/accounting/audit/ standarts/.

2. Короткое Э. М. Концепция российского менеджмента. М.: ДеКА, 2004.

3. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д. Сондерс, В. Вонг; пер. с англ. 2-е европ. изд. К., М., СПб: Издат. дом «Вильямс», 1998.С. 140.

4. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-Ф3.

5. ПасечниковаЛ. В., Панкова С. В., Афанасьев В. Н. Теоретические аспекты маркетингового управления в сфере услуг // Вестник Оренбург-

ского государственного университета. 2012. N° 1. С. 119—125.

6. Рудаков П. В. Организация проекта аудита маркетинга // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2007. № 2. С. 90—97.

7. Тюрин Д. В. Маркетинговый аудит в российских компаниях: виды, формы и методы проведения // Менеджмент сегодня. 2012. № 1. С. 12—26.

8. Федеральный стандарт аудиторской деятельности 7/2011 «Аудиторские доказательства» // приказ Минфина России от 16.08.2011 № 99н.

9. Шкардун В. Д. Объекты маркетингового аудита // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2003. № 1. С. 13—22.

10. Code of Ethics for Professional Accountants [Электронный ресурс] // IFAC. URL: http://www. ifac. org/publications-resources/2012-handbook-code-ethics-professional-accountants.

11. International Standard on Auditing (IAS) 500 «Audit Evidence» [Электронный ресурс] // IFAC. URL: http://www. ifac. org/publications-resources.

12. The MarketingAudit [Электронный ресурс] // The Chartered Institute ofMarketing. URL: http://www. cim. co. uk/marketingplanningtool/tech/tech5.asp.

dilib

Вы всегда можете приобрести последние номера и отдельные статьи всех журналов Издательского дома «Финансы и Кредит» в формате PDF на сайте электронной библиотеки dilib.ru. Также доступен электронный архив журналов с 2006 года.

www.dilib.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.