Научная статья на тему 'Исследование специализации Курской области в условиях реализации политики импортозамещения в России'

Исследование специализации Курской области в условиях реализации политики импортозамещения в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНА / РОЛЬ РЕГИОНА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / САНКЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / REGION / REGIONAL DEVELOPMENT / SPECIALIZATION OF THE REGION / THE ROLE OF THE REGION IN THE NATIONAL ECONOMY OF RUSSIA / IMPORT SUBSTITUTION / SANCTIONS / ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлов Олег Викторович

В статье проанализирована роль Курской области в национальной экономике России, исследованы направления импортозамещения в региональной экономике, выявлены недостатки имеющегося плана. В первой части статьи исследована специализация региона, отмечено его агропромышленная направленность, объяснено превышение доли субъекта РФ в инвестициях в основной капитал над стоимостью основных фондов в общероссийских показателях. Также рассмотрена динамика развития внешнеэкономических отношений в регионе деятельности Курской таможни, обосновано снижение количества деклараций на товары. Во второй части статьи проанализирована политика импортозамещения в Курской области, приведены примеры драйверов устойчивого развития. Рассмотрен комплекс основных мер регионального Плана по импортозамещению, которые условно разделены на мероприятия общеорганизационного и нормативного характера и мероприятия по содействию реализации инвестиционных проектов в Курской области. Также отражены основные сферы, для которых установлены контрольные показатели реализации регионального Плана по импортозамещению. В третьей части работы рассмотрены основные направления реализации программы импортозамещения в Курской области. Отмечено, что т. к. Курская область обеспечивает сельхозсырьем и продуктами переработки не только собственные нужды, но и другие субъекты РФ, а запрет (эмбарго) введен на поставки продовольственной продукции, то первоначально необходимо развивать производство попавшей под эмбарго продукции (например, сырной). К тому же, в условиях значительной девальвации рубля по отношению к основным мировым валютам, действия санкций и ответных экономических мер со стороны России отмечаются существенные изменения экспортно-импортных операций в части сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Однако, учитывая долгосрочную перспективу и в стремлении реализовать планы по индустриальному развитию области, в рамках плана по импортозамещению предусмотрена работа с представителями промышленности. В процессе исследования выявлены недостатки, которые могут затруднять реализацию Плана по импортозамещению: необходимо ранжировать продукцию на категории переделов или мест в цепочке изготовления конечного изделия (цепочке создания стоимости), а также свободно импортозамещаемую, сложно импортозамещаемую и не возможную к импортозамещению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Михайлов Олег Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of specialization of Kursk region in the conditions of implementation of import substitution policy in Russia

The article analyzes the role of the Kursk region in the national economy of Russia, the directions of import substitution in the regional economy, the shortcomings of the existing plan. In the first part of the article the specialization of the region is investigated, its agro-industrial orientation is noted, the excess of the share of the subject of the Russian Federation in investments in fixed capital over the value of fixed assets in the all-Russian indicators is explained. The dynamics of the development of foreign economic relations in the region of the Kursk customs is also considered, the reduction of the number of declarations for goods is justified. The second part of the article analyzes the policy of import substitution in the Kursk region, provides examples of drivers of sustainable development. The complex of the main measures of the regional plan for import substitution, which are conditionally divided into activities of organizational and regulatory nature and activities to promote the implementation of investment projects in the Kursk region. It also reflects the main areas for which established benchmarks for the implementation of the regional plan for import substitution. In the third part of the work the main directions of the import substitution program in the Kursk region are considered. It is noted that since the Kursk region provides agricultural raw materials and processed products not only for its own needs, but also for other subjects of the Russian Federation, and a ban (embargo) was introduced on the supply of food products, it is initially necessary to develop the production of embargoed products (for example, cheese). In addition, in the context of a significant devaluation of the ruble against major world currencies, sanctions and economic responses from Russia, there are significant changes in export-import operations in terms of agricultural products, raw materials and food. However, given the long-term prospects and in an effort to implement plans for the industrial development of the region, the plan for import substitution provides for work with representatives of the industry. The study identified shortcomings that may hinder the implementation of the import substitution Plan: it is necessary to rank products in the category of redistribution or places in the chain of manufacturing the final product (value chain), as well as freely import-substitutable, difficult to import-substitutable and not possible to import substitution.

Текст научной работы на тему «Исследование специализации Курской области в условиях реализации политики импортозамещения в России»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2018, №6, Том 10 / 2018, No 6, Vol 10 https://esj.today/issue-6-2018.html URL статьи: https://esj.today/PDF/11ECVN618.pdf Статья поступила в редакцию 01.11.2018; опубликована 21.12.2018 Ссылка для цитирования этой статьи:

Михайлов О.В. Исследование специализации Курской области в условиях реализации политики импортозамещения в России // Вестник Евразийской науки, 2018 №6, https://esj.today/PDF/11ECVN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Mikhailov O.V. (2018). Study of specialization of Kursk region in the conditions of implementation of import substitution policy in Russia. The Eurasian Scientific Journal, [online] 6(10). Available at: https ://esj. today/PDF/ 11ECVN618.pdf (in Russian)

УДК 332 ГРНТИ 06.61.33

Михайлов Олег Викторович

ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Курск, Россия

Кандидат экономических наук, доцент E-mail: michailov.swsu@yandex.ru

Исследование специализации Курской области в условиях реализации политики импортозамещения в России

Аннотация. В статье проанализирована роль Курской области в национальной экономике России, исследованы направления импортозамещения в региональной экономике, выявлены недостатки имеющегося плана.

В первой части статьи исследована специализация региона, отмечено его агропромышленная направленность, объяснено превышение доли субъекта РФ в инвестициях в основной капитал над стоимостью основных фондов в общероссийских показателях. Также рассмотрена динамика развития внешнеэкономических отношений в регионе деятельности Курской таможни, обосновано снижение количества деклараций на товары.

Во второй части статьи проанализирована политика импортозамещения в Курской области, приведены примеры драйверов устойчивого развития. Рассмотрен комплекс основных мер регионального Плана по импортозамещению, которые условно разделены на мероприятия общеорганизационного и нормативного характера и мероприятия по содействию реализации инвестиционных проектов в Курской области. Также отражены основные сферы, для которых установлены контрольные показатели реализации регионального Плана по импортозамещению.

В третьей части работы рассмотрены основные направления реализации программы импортозамещения в Курской области. Отмечено, что т. к. Курская область обеспечивает сельхозсырьем и продуктами переработки не только собственные нужды, но и другие субъекты РФ, а запрет (эмбарго) введен на поставки продовольственной продукции, то первоначально необходимо развивать производство попавшей под эмбарго продукции (например, сырной). К тому же, в условиях значительной девальвации рубля по отношению к основным мировым валютам, действия санкций и ответных экономических мер со стороны России отмечаются существенные изменения экспортно-импортных операций в части сельскохозяйственной

продукции, сырья и продовольствия. Однако, учитывая долгосрочную перспективу и в стремлении реализовать планы по индустриальному развитию области, в рамках плана по импортозамещению предусмотрена работа с представителями промышленности.

В процессе исследования выявлены недостатки, которые могут затруднять реализацию Плана по импортозамещению: необходимо ранжировать продукцию на категории переделов или мест в цепочке изготовления конечного изделия (цепочке создания стоимости), а также свободно импортозамещаемую, сложно импортозамещаемую и не возможную к импортозамещению.

Ключевые слова: регион; региональное развитие; специализация региона; роль региона в национальной экономике России; импортозамещение; санкции; экономическое развитие

Введение

Различия регионов по уровню развития, особенно в больших по территории странах, могут быть не менее сильными, чем различия между странами. Проблема регионального неравенства сильно политизирована, особенно в России с ее обширной и неоднородной территорией [1]. Российская Федерация является самой большой по площади страной в мире, для управления которой ее территория разделена на субъекты. Каждый регион занимает свое особое место в экономике России, т. е. имеет своеобразную специализацию, которая во времени

характеризуется тенденцией к изменению. Так, одни регионы являются сельскохозяйственными, на территории других преобладает добыча полезных ископаемых, третьи обладают рекреационными ресурсами и т. д. Значительное влияние на специализацию регионов оказывает их географическое положение и исторические особенности (в т. ч. экономический потенциал, сложившийся в период СССР), а в настоящее время - политика импортозамещения.

Современная специализация Курской области в Российской Федерации

Из рисунка 1 следует, что основная специализация Курской области - сельское хозяйство (2,4 % в общероссийском значении в 2016 г.), что естественно в связи с географическим положением региона и характером его почв, и подтверждается наличием значительного количества организаций сферы растениеводства и животноводства, а также переработки сельхозсырья. По производству и распределению электроэнергии, газа и воды в России регион имеет долю 1,1 % (связано с наличием на территории субъекта РФ атомной электростанции (АЭС). По остальным основным социально-экономическим показателям Курская область имеет удельный вес менее 1 %.

3

2,5 2

1,5

Рисунок 1. Удельный вес Курской области в общероссийских основных социально-экономических показателях (%) в 2016 г. (составлено автором)

Помимо отмеченных выше сфер деятельности, в Курской области осуществляется добыча полезных ископаемых (прежде всего, железной руды), машиностроительное

производство (в т. ч. химическое), в сфере малого и среднего предпринимательства кроме торговли организации работают в сельском хозяйстве, легкой промышленности и строительстве.

Следует отметить, что удельный вес основных фондов предприятий и организаций Курской области в общероссийской величине незначительный (0,4 %), при этом, по объему инвестиций в основной капитал доля составляет 0,6 %. Во многом это связано с устаревшими как физически, так и морально основными фондами крупных промышленных предприятий региона, когда значительная их часть самортизирована (перенесла стоимость на готовую продукцию).

Темпы роста численности населения в 2017 г. в Курской области 100,3 %, Белгородской

- 100,2 %, реальных денежных доходов населения в 2016 г. - 93,2 и 99,1 % соответственно. Относительно валового регионального продукта (ВРП) в статистическом сборнике «Регионы России. Социально-экономические показатели»1 за 2017 г. данные по темпам роста и удельном весе в общероссийских показателях представлены за 2015 г. Так, темпы роста ВРП Курской области в 2015 г. составили 102,9 %, Белгородской области - 103,0 % (близкие значения), однако, объем ВРП Курского региона в 2015 г. составлял 0,5 % ВВП России, что практически пропорционально доле основных фондов в национальной экономике, при этом соседняя Белгородская область по уровню ВРП в 2015 г. имеет 1,0 %, по продукции сельского хозяйства

- 4,1 % (Курская область - 2,4 %), основным фондам - 0,8 %, а по площади и численности населения - 0,2 и 1,1 % соответственно (в Курской области - 0,2 и 0,8 % соответственно).

Таким образом, схожие по климатическим условиям и площади территории регионы имеют значительные различия по занимаемому положению в экономике России.

В последние годы в Курской области наблюдается появление новых производств, и модернизация «старых», среди которых можно особо отметить ООО «Биаксплен» (производство биаксиальноориентированной полипропиленовой пленки (БОНН)), ООО НПО «Композит» (производство резиновых труб для гидромеханизации и износостойких трубопроводов для горно-обогатительного комплекса, гусениц для снегоходов), ЗАО «СКАРД-Электроникс» (производство измерительных приборов, радиоэлектронной продукции СВЧ диапазона, радиотехнических комплексов и систем на ее основе.), ООО «Завод Гидропром», ООО «Курскхимволокно» и т. д.

Модернизация производственных мощностей характерно для предприятий большинства отраслей промышленности и сельского хозяйства, представленных в регионе. Однако приток иностранных инвесторов, в основном, ограничивается представителями стран СНГ, что косвенно свидетельствует о недостаточной инвестиционной привлекательности субъекта РФ.

При этом, у региона имеет ряд конкурентных преимуществ: приграничное положение, наличие участков федеральных трасс, благоприятный климат и обширная территория для освоения, а также возможности научной базы и промышленного опыта.

Следует отметить, что географическое положение региона связывает его с Украиной, однако украинский регион Сумская область по основным социально-экономическим показателям уступает другим пограничным с Россией регионам Украины (например, Харьковская область, граничащая с Белгородской областью (Россия)). В связи с этим, имеется незначительное развитие кооперации и торговли между Курской и Сумской областями в сравнении с прочими пограничными регионами.

1 Регионы России. Социально-экономические показатели [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_n38623506156.

600

450

300

150

0

□ 11 мес. 2015

□ 11 мес. 2016

□ 11 мес. 2017

Рисунок 2. Динамика количества участников ВЭД, обратившихся в Курскую таможню для оформления деклараций на товары

При этом, можно заметить, что приграничными регионами предпринимались попытки активизировать сотрудничество, чему свидетельствует, например, создание еврорегиона «Ярославна». Однако, во-первых, развитие осталось только в виде намерений и деклараций, а, во-вторых, в связи с Указом Президента РФ от 16.12.2015 N 628 "О приостановлении Российской Федерацией действия Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины"2 значительно сократился объем товарооборота между Россией и Украиной (рис. 2).

Анализ рисунка 2 показывает, что в структуре внешнеторгового оборота на участке таможенной границы ЕАЭС в регионе деятельности Курской таможни уменьшилось именно число деклараций на товары (ДТ), подаваемых юридическими лицами. Учитывая, что значительная часть деклараций оформлена постоянными участниками ВЭД и в определяющей мере не зависит от санкционного противостояния, а часть организаций и не является «курскими» (регион деятельности Курской таможни охватывает территорию Курской и Орловской областей, входящих в состав Центрального федерального округа), то значение по снижению количества ДТ более чем существенное. В связи с этим и такой незначительный удельный вес в общероссийских показателях экспорта и импорта - 0,2 %, (рисунок 1).

Анализ политики импортозамещения в Курской области

В сентябре 2014 г. были приняты экономические санкции против России [2], в ответ на которые в соответствии с Указом Президента РФ от 06.08.2014 N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации"3 введено так называемое продуктовое эмбарго, а также в качестве одной из основных определена политика импортозамещения [3]. В каждом субъекте РФ разработаны региональные программы, планы, стратегии и т. п. документы по импортозамещению [4]. В целом, в каждом регионе необходимо выявить сильные стороны на фундаменте, реализации которых должно базироваться долгосрочное устойчивое развитие. Таким образом, для каждого региона должны быть свои драйверы устойчивого развития; такими драйверами могут быть:

2 Указ Президента РФ от 16.12.2015 N 628 "О приостановлении Российской Федерацией действия Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/45086.html/.

3 Указ Президента РФ от 06.08.2014 N 560 (с изм. от 12.07.2018) "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166922/.

инновационный и природно-ресурсный потенциал, благоприятное географическое положение, особый статус территории, например, особая экономическая зона (ОЭЗ), территория опережающего развития (ТОР), закрытое автономное территориальное образование (ЗАТО) и т. д. [5].

Комплекс основных мер регионального Плана по импортозамещению

I Мероприятия общеорганизационного и I

1 нормативного характера 1

■--------------------1

I Мероприятия по содействию I 1 реализации инвестиционных проектов 1

Реализация соглашений о взаимном сотрудничестве между Администрацией Курской области с собственниками и руководством предприятий

Взаимодействие с федеральными структурами с целью оказания поддержки реализации инвестиционных проектов по импортозамещению в реальном секторе экономики области

Разработка проекта Закона Курской области "О промышленной политике в Курской области"

Разработка нормативного правового акта Администрации Курской области о порядке заключения специального инвестиционного контракта в Курской области

Развитие многоформатной торговли, в т. ч. импортозамещающими товарами потребительского спроса

Предоставление государственной поддержки инвесторам

Предоставление государственной поддержки предприятиям промышленности

Предоставление государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям

Строительство новых, реконструкция и модернизация действующих мощностей

Предоставление государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в Курской области

Рисунок 3. Комплекс основных мер регионального Плана по импортозамещению (составлено автором)

В соответствии с Постановлением от 6 сентября 2016 года п 654-па «Об утверждении регионального плана по импортозамещению в Курской области на 2016-2020 годы» утвержден региональный план по импортозамещению в Курской области на 2016-2020 годы, который предусматривает комплекс мер по реализации импортозамещения на региональном рынке и контрольные показатели.4

Основные меры регионального Плана по импортозамещению в Курской области представлены на рисунке 3. Все меры можно классифицировать по двум основным признакам: мероприятия общеорганизационного и нормативного характера и мероприятия по содействию реализации инвестиционных проектов в Курской области.

В рамках мероприятий общеорганизационного и нормативного характера помимо отмеченного на рисунке 3, запланирована организация выставочной деятельности на

4 Постановление от 6 сентября 2016 года п 654-па «Об утверждении регионального плана по импортозамещению в Курской области на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd. ru/document/441599380.

территории Курской области, а также поддержка региональных производителей при участии в подобных мероприятиях в других субъектах РФ и за границей.

Основной же задачей Администрации региона является активизация взаимодействия как с собственниками и руководителями предприятий, так и федеральными министерствами, и ведомствами.

Мероприятия по содействию реализации инвестиционных проектов, прежде всего, заключаются в предоставлении государственной поддержки представителям различных отраслей экономики, отдельно выделен малый и средний бизнес.

С целью оценки эффективности реализации Плана по импортозамещению была разработана система контрольных показателей. На рисунке 4 приведены сферы экономики, реализация Плана в которых должна быть проконтролирована.

Рисунок 4. Основные сферы, для которых установлены контрольные показатели реализации регионального Плана по импортозамещению (составлено автором)

Особое внимание следует обратить на малый и средний бизнес, представители которого осуществляют свою деятельность и в сельском хозяйстве и переработке сельхозсырья. Данное направление отмечено в связи со сложившейся специализацией области и ее ролью в экономике России.

Основные направления совершенствования программы импортозамещения в Курской области

В связи с тем, что Курская область является аграрным регионом и обеспечивает сельхозсырьем и продуктами переработки не только собственные нужды, но и другие субъекты РФ, а запрет (эмбарго) введен на поставки продовольственной продукции, то первоначально необходимо развивать производство попавшей под эмбарго продукции (например, сырной). К тому же, в условиях значительной девальвации рубля по отношению к основным мировым валютам, действия санкций и ответных экономических мер со стороны России отмечаются существенные изменения экспортно-импортных операций в части сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [5]. Однако, учитывая долгосрочную перспективу и в стремлении реализовать планы по индустриальному развитию области, в рамках плана по импортозамещению предусмотрена работа с представителями промышленности.

При анализе направлений поддержки реального сектора производства особое внимание привлекает стремление региона создать условия для управляемого поступательного развития [6], диверсифицируя экономическую систему региона и модернизируя парк основных фондов [8-10].

Классификация продукции по степени импортозамещаемости для реализации плана импортозамещения

Свободно импортозамещаемая

Сложно импортозамещаемая

Не возможная к импортозамещению

Рисунок 5. Классификация продукции по степени импортозамещаемости для реализации плана импортозамещения (составлено автором)

Однако, в процессе исследования выявлены недостатки, которые могут затруднять реализацию Плана по импортозамещению: необходимо ранжировать продукцию на категории переделов или мест в цепочке изготовления конечного изделия (цепочке создания стоимости), а также свободно импортозамещаемую, сложно импортозамещаемую и не возможную к импортозамещению (рис. 5).

Заключение

Органам власти Курской области необходимо направить первоочередные усилия на импортозамещение и развитие сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, что вызвано структурой экономики России и специализацией региона. При этом необходимо форсирование процесса модернизации промышленных предприятий с целью индустриального развития региона (в данном аспекте важным представляется механизм государственно-частного партнерства).

Вестник Евразийской науки 2018, №6, Том 10 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2018, No 6, Vol 10 https://esj.today

ЛИТЕРАТУРА

1. Зубаревич Н.В. Регионы России: неравенство, кризис, модернизация. - М.: Независимый институт социальной политики, 2010. - 160 с.

2. Экономические санкции против России: ожидания и реальность: монография / коллектив авторов; под ред. Р.М. Нуреева. - Москва: КНОРУС, 2017. - 194 с.

3. Плотников В.А., Вертакова Ю.В. Импортозамещение: теоретические основы и перспективы реализации в России // Экономика и управление. 2014. № 11 (109). С. 38-47.

4. Бородкина, В.В., Рыжкова, О.В., Улас, Ю.В., Ушалова, А.А. Исследование Программ развития импортозамещения в регионах Российской Федерации // Креативная экономика. 2015. 9(11). С. 1397-1414.

5. Гончаров А.В. Драйверы устойчивого развития региона, импортозамещение и продовольственная безопасность // Экономические науки. 2015. №10 (131). С. 7786.

6. Импортозамещение в АПК России: проблемы и перспективы: монография. - М.: ФГБНУ «Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства» (ФГБНУ ВНИИЭСХ), 2015. - 447 с.

7. Вертакова Ю.В., Положенцева Ю.С., Клевцова М.Г. Реализация инновационного подхода к мониторингу траекторий социально-экономического развития региона // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2014. № 2. С. 26-36.

8. Ершова И.Г., Михайлов О.В. Управление инновационной деятельностью и моделирование бизнес-процессов транспортной системы региона // Фундаментальные исследования. 2016. № 6-2. С. 381-385.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Михайлов О.В., Гуров В.И., Фомичёва Л.М. Капитализация финансовых ресурсов в основные средства сельскохозяйственных предприятий Курской области // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2013. № 2. С. 19-21.

10. Андросова И.В., Михайлов О.В. Интеграционные процессы предпринимательских структур региона // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 11-2. С. 17-19.

Mikhailov Oleg Viktorovich

Southwest state university, Kursk, Russia E-mail: michailov.swsu@yandex.ru

Study of specialization of Kursk region in the conditions of implementation of import substitution policy in Russia

Abstract. The article analyzes the role of the Kursk region in the national economy of Russia, the directions of import substitution in the regional economy, the shortcomings of the existing plan.

In the first part of the article the specialization of the region is investigated, its agro-industrial orientation is noted, the excess of the share of the subject of the Russian Federation in investments in fixed capital over the value of fixed assets in the all-Russian indicators is explained. The dynamics of the development of foreign economic relations in the region of the Kursk customs is also considered, the reduction of the number of declarations for goods is justified.

The second part of the article analyzes the policy of import substitution in the Kursk region, provides examples of drivers of sustainable development. The complex of the main measures of the regional plan for import substitution, which are conditionally divided into activities of organizational and regulatory nature and activities to promote the implementation of investment projects in the Kursk region. It also reflects the main areas for which established benchmarks for the implementation of the regional plan for import substitution.

In the third part of the work the main directions of the import substitution program in the Kursk region are considered. It is noted that since the Kursk region provides agricultural raw materials and processed products not only for its own needs, but also for other subjects of the Russian Federation, and a ban (embargo) was introduced on the supply of food products, it is initially necessary to develop the production of embargoed products (for example, cheese). In addition, in the context of a significant devaluation of the ruble against major world currencies, sanctions and economic responses from Russia, there are significant changes in export-import operations in terms of agricultural products, raw materials and food. However, given the long-term prospects and in an effort to implement plans for the industrial development of the region, the plan for import substitution provides for work with representatives of the industry.

The study identified shortcomings that may hinder the implementation of the import substitution Plan: it is necessary to rank products in the category of redistribution or places in the chain of manufacturing the final product (value chain), as well as freely import-substitutable, difficult to import-substitutable and not possible to import substitution.

Keywords: region; regional development; specialization of the region; the role of the region in the national economy of Russia; import substitution; sanctions; economic development

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.