УДК 332.1 ББК 65
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ РЕГИОНА, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПОЛИТИКИ
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА БЕССОНОВА,
доктор экономических наук, профессор; ОКСАНА ЮРЬЕВНА МЕРЕЩЕНКО,
аспирант ФГБОУВО Юго-Западный государственный университет, г. Курск Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В качестве действенного инструмента стимулирования развития различных отраслей экономики целесообразно рассматривать процесс импортозамещения. Создание импортозамещающих производств оказывает положительное влияние на вектор регионального развития, позволяет более эффективно использовать ресурсный потенциал региона, придает новый импульс развитию рынков сбыта продукции, расширяет возможности привлечения новых инвестиций. Процесс импортозамещения невозможно осуществить без построения рациональной системы управления ресурсным потенциалом региона.
В статье проанализированы состояние и тенденции развития сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности Курской области, выявлены основные препятствия для реализации импортозамещения в данных отраслях экономики, обоснован механизм построения системы управления ресурсным потенциалом региона в целях реализации политики импорто-замещения.
Ключевые слова: ресурсный потенциал, импортозамещение, регион, Курская область.
Abstract. As an effective instrument to stimulate the development of various sectors of the economy it is useful to consider the process of import substitution. The creation of import-substituting industries has a positive effect on the vector of regional development, allows a more efficient use of resource potential of the region and gives new impetus to the development of markets for products, expanding opportunities to attract new investment. The process of import substitution is impossible without the construction of a rational system of management resource potential of the region.
The article analyses the state and tendencies of development of agriculture and processing industry of Kursk region, identified the main obstacles to the implementation of import substitution in these sectors of the economy, proved the mechanism of creation of system of control of resource potential of the region to implement the policy of import substitution.
Keywords: Resource potential, import substitution, region, Kursk oblast.
Процесс импортозамещения невозможно осуществить без построения рациональной системы управления ресурсным потенциалом региона (РПР). Полагаем, что управление РПР представляет собой процесс принятия и исполнения управленческих решений, направленных на выявление, оценку, рациональное использование и наращивание ресурсного потенциала региона с целью достижения поставленных целей и обеспечения устойчивого функционирования и развития региона.
Считаем, что политика импортозамещения должна на практике изначально формироваться на уровне регионов, это позволит оперативно определить перспективные направления концентрации региональных природных, финансовых, инновационных, информационных, трудовых и материальных ресурсов для организации производства импортозамещающей продукции. При этом важнейшая роль в реализации политики импортозамещения отводится региональным органам власти [2, 70].
Для эффективной реализации политики импор-тозамещения в регионе необходимо последовательно осуществлять следущие этапы управления РПР: комплексная оценка ресурсного потенциала региона; определение пропульсивных отраслей, оценка их ресурсного потенциала, сильных и слабых сторон; разработка организационно-управленческой модели и программы управления ресурсным потенциалом региона в целях реализации политики им-портозамещения.
Рассмотрим процесс реализации политики им-портозамещения в Курской области. Считаем, что в регионе необходимо разрабатывать новые инструменты стимулирования развития приоритетных отраслей: сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности для обеспечения выпуска высококачественной конкурентоспособной продукции.
Проанализируем состояние и тенденции развития отраслей сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности.
В таблице 1 представлены основные показатели, характеризующие состояние сельскохозяйственной отрасли региона.
Среднегодовая численность работников в сельском хозяйстве Курской области невелика (в 2015 г. 7% от общей численности). За период с 2011 по 2015 гг. данный показатель практически не изменился.
Показатель среднемесячной номинальной заработной платы в сельском хозяйстве региона имеет устойчивую положительную динамику. За период с 2011 по 2015 гг. средний темп прироста данного показателя составил 12% в год. В 2015 г. среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве со-
Основные показатели, характеризующие сост
ставила 21 968,5 руб., что ниже среднего показателя среднемесячной заработной платы в регионе.
Сельскохозяйственные предприятия Курской области характеризуются крайне низкими показателями обновления техники. Отметим, что коэффициент обновления техники в 2015 г. ниже показателя 2011 г., что свидетельствует о негативной тенденции изменения данного коэффициента. В 2015 г. наибольший коэффициент обновления техники был у комбайнов кукурузоуборочных 18,2%, наименьший — у тракторов 3,5%. Количество приобретаемой техники крайне мало: в 2015 г. составило 465 шт., что меньше показателя 2011 г. на 18 шт.
Показатель инвестиций в основной капитал в сельскохозяйственную отрасль региона существенно снизился в 2014—2015 гг., что обусловлено изменением политической и экономической ситуации. В общем объеме инвестиций доля сельского хозяйства в 2015 г. составляла около 16%. В 2015 г. на фоне падения инвестиций в экономику в целом, инвестиции в сельское хозяйство выросли лишь на 21%, что не возмещает их падения в предыдущие годы.
Прибыль от продаж организаций отрасли сельского хозяйства за рассматриваемый период имеет устойчивую тенденцию к увеличению. В 2015 г. данный показатель составил 18 601 млн руб., что больше чем в 9 раз превышает показатель 2011 г.
Удельный вес убыточных организаций в 2015 г. составил 14,4%, данный показатель уменьшился по сравнению с 2013 и 2014 гг.
Показатель рентабельности в 2015 г. составил 24,9%, что свидетельствует о достаточно высоком уровне рентабельности в сельском хозяйстве региона.
Таблица 1
шие сельского хозяйства Курской области [4]
Показатели 2011 2012 2013 2014 2015
Среднегодовая численность работников организаций, тыс. человек 23,5 22,5 22,7 22,7 23,4
Среднемесячная номинальная заработная плата работников в сельском хозяйстве, руб. 13 980,2 16 075,9 18 464,4 19 901,3 21 968,5
Средний коэффициент обновления техники, % 6,9 6,2 4,3 5,2 5,2
Приобретено новой сельскохозяйственной техники, шт. 483,0 669,0 546,0 558,0 465,0
Инвестиции в основной капитал, млн. руб. 12 001,1 12 462,0 14 891,8 6 876,1 8 323,3
Удельный вес убыточных организаций на 1 декабря, % 14,2 13,4 19,0 18,6 14,4
Прибыль (убыток) от продаж, млн. руб. 1 955 4 648 4 554 11 975 18 601
Рентабельность (убыточность) проданных товаров, продукции, работ, услуг, % 3,89 4,31 12,33 10,51 24,90
На пути к реализации импортозамещающего сельскохозяйственного производства в Курской области существует ряд препятствий:
1. Нехватка у сельскохозяйственных предприятий региона собственных финансовых ресурсов.
2. Высокая степень закредитованности и удорожание кредитных ресурсов в связи с увеличением процентных ставок по кредитам.
3. Высокая зависимость сельскохозяйственной отрасли от импортных поставок семян, генетического материала, сельскохозяйственных машин, оборудования и невозможность наладить их производство в стране в относительно короткие сроки.
4. Возрастание риска снижения объемов государственной поддержки сельского хозяйства.
5. Низкие темпы структурно-технологической модернизации сельского хозяйства, обновления его основных производственных фондов [1, 853].
6. Сложность перевода сельского хозяйства на инновационный путь развития.
Рассмотрим процесс импортозамещения в обрабатывающей промышленности Курской области. По итогам 2015 года объем отгруженных товаров в обрабатывающих производствах составил 139,67 млрд рублей, данный показатель увеличился на 20,3% к соответствующему уровню 2014 года. В структуре объема отгруженной продукции обрабатывающих производств пищевая и перерабатывающая промышленность занимает 47,7%, химическое производство — 12,7%, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования — 11,1%, производство резиновых и пластмассовых изделий — 9,2%, производство машин и оборудования — 3,0% .
Доля производства машин и оборудования крайне низка. В структуре промышленного производства ведущих мировых экономик аналогичный показатель достигает 50%.
В таблице 2 представлены показатели, характеризующие состояние обрабатывающей промышленности региона.
За рассматриваемый период показатель среднегодовой численности работников обрабатывающей промышленности сократился и в 2015 г. составил 64,6 тыс. человек. Отметим, что численность занятых в обрабатывающей промышленности в 3 раза превышает численность занятых в сельском хозяйстве региона.
Показатель среднемесячной номинальной заработной платы в обрабатывающей промышленности Курской области имеет устойчивую положительную динамику. За период с 2011 по 2015 гг. средний темп прироста данного показателя составил 10% в год. В 2015 г. среднемесячная заработная плата в обрабатывающей промышленности составила 22 961,5 руб., что немного выше аналогичного показателя в сельском хозяйстве.
Показатель степени износа основных фондов на предприятиях обрабатывающей промышленности региона за рассматриваемый период сократился, тем не менее, остается довольно высоким.
Показатель инвестиций в основной капитал в обрабатывающую промышленность региона существенно снизился в 2012—2014 гг., что обусловлено изменением политической и экономической ситуации, в 2015 г. данный показатель увеличился и составил 8 280,8 млн руб., но не достиг уровня 2011 г.
Прибыль от продаж организаций обрабатывающей промышленности за рассматриваемый пери-
Таблица 2
Основные показатели, характеризующие состояние обрабатывающей промышленности Курской области [4]
Показатели 2011 2012 2013 2014 2015
Среднегодовая численность работников организаций, тыс. человек 67,3 67,4 67,1 63,9 64,6
Среднемесячная номинальная заработная плата работников в обрабатывающей промышленности, руб. 15 779,9 17 877 19 670,4 22 048,1 22 961,5
Степень износа основных фондов, % 42,00 43,30 34,90 38,00 38,00
Инвестиции в основной капитал, млн. руб. 10 295,60 9 404,10 7 745,60 7 251,20 8 280,8
Прибыль от продаж, млн. руб. 7 164 6 827 8 239 10 277 12 257
Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг, % 9,24 7,86 8,65 11,31 11,16
Уровень инновационной активности, % 13,7 15,4 13,7 11,3 8,5
Используемые передовые производственные технологии, единиц 1 588 1 571 1 314 1 323 1 293
од имеет устойчивую тенденцию к увеличению. В 2015 г. данный показатель составил 12 257 млн руб., что больше чем в 1,7 раза превышает показатель 2011 г.
Показатель рентабельности в 2015 г. составил 11,16%, что свидетельствует о невысоком уровне рентабельности в обрабатывающей промышленности региона. В то же время средневзвешенная процентная ставка по кредитам, предоставленным кредитными организациями в 2015 году, по данным Центрального банка РФ составила 15,02% (для субъектов малого и среднего предпринимательства этот показатель выше — 16,62%) [Центральный банк РФ]. В связи с увеличением уровня процентной ставки, наблюдается снижение объемов кредитования предприятий обрабатывающей промышленности в 2015 г. В то время как объем кредитов, выданных предприятиям сельскохозяйственной отрасли региона, имеет тенденцию к увеличению.
Отметим, что по показателям инвестиции в основной капитал, прибыль от продаж и рентабельность продукции отрасль сельского хозяйства региона опережает обрабатывающую промышленность.
Уровень инновационной активности предприятий обрабатывающей промышленности в 2015 г. 8,5%, что является крайне невысоким показателем.
Основные проблемы обрабатывающей промышленности Курской области на пути к реализации импортозамещающего производства:
1. Недостаток собственных финансовых ресурсов, трудности привлечения кредитных ресурсов на долгосрочный период.
2. Ограниченный объем привлечения инвестиций в импортозамещающие подотрасли обрабатывающей промышленности, что не формирует условий для наращивания производственных мощностей у региональных производителей импортозамещающей продукции.
3. Недостаточные технологические возможности отдельных предприятий для производства импортозамещающей продукции наряду с высокой степенью износа материально-технической базы. Технологическое отставание промышленных предприятий (высокая материалоемкость, энергоемкость и трудоемкость производства).
4. Трудности в получении промышленными предприятиями информации о возможностях при-
влечения средств из федерального и регионального бюджетов на модернизацию и техническое перевооружение в рамках целевых программ.
5. Действующие инструменты финансово-экономического обеспечения импортозамещения в регионе не позволяют реализовывать крупные долгосрочные инвестиционные проекты промышленных и машиностроительных предприятий. В настоящее время финансовая поддержка импортозамещения в большей мере соответствует условиям поддержки малого, а не крупного бизнеса в регионе.
6. Отсутствие на предприятиях стратегии развития производства импортозамещающих видов продукции.
7. Сложившиеся традиционные предпочтения потребителей в пользу товаров иностранного производства, как обладающих более высоким качеством.
8. Недостаточно используется инновационная составляющая как важнейший фактор повышения конкурентоспособности промышленного комплекса области.
Учитывая обозначенные возможности и угрозы развития импортозамещения в Курской области, можно выделить пути и механизмы преобразований, направленных развития импортозамещающих производств в регионе.
Рассмотрим основные меры, способствующие оптимальному развитию процесса импортозамеще-ния и построению эффективной системы управления данным процессом:
1. Формирование нормативно-правовой базы для развития процесса импортозамещения в регионе.
Для этого необходимо осуществить следующие мероприятия:
• доработка и разработка новых нормативно-правовых актов в области импортозамещающей политики (концепций, программ, планов импорто-замещения);
• создание специального органа по вопросам реализации политики импортозамещения в регионе [3, 103].
На уровне региона важнейшим шагом на пути к успешной реализации импортозамещения является качественно разработанный план по импортозаме-щению. Считаем, что данный документ является одним из основополагающих региональных нормативно-правовых актов, без которого реализация
Рис. 1. Схема подготовки региональных программ (планов) по импортозамещению
процесса импортозамещения в регионе будет невозможна. Проанализировав существующие программы и планы по импортозамещению, нами была разработана схема подготовки региональных программ (планов) по импортозамещению, которую мы считаем оптимальной.
На рисунке 1 представлена оптимальная схема подготовки региональных программ (планов) по импортозамещению.
2. Развитие инфраструктуры поддержки предприятий, производящих импортозамещающую
продукцию. Возможные формы государственного стимулирования на региональном уровне в рамках данного направления:
• содействие предприятиям в получении кредитов на льготных условиях, применение механизма компенсации части расходов по кредитам;
• содействие предприятиям в получении средств на реализацию инновационных проектов;
• включение предприятий, производящих импортозамещающую продукцию, в перечень приоритетных региональных инвестиционных проектов;
• создание региональных фондов развития промышленности;
• содействие в подготовке и закреплении высококвалифицированных кадров [8].
3. Оказание финансовой поддержки организациям, производящим импортозамещающую продукцию. Для реализации данного направления необходимо:
• предоставление субсидий организациям, производящим импортозамещающую продукцию;
• повышение доступности кредитных ресурсов;
• консультирование организаций по вопросам возможности получения государственной финансовой и нефинансовой поддержки;
• возмещение расходов на продвижение товаров организациям, производящим импортозамещающую продукцию;
• снижение налоговых ставок в части налогов регионального уровня импортозамещающим предприятиям [7];
• ведение базы данных об условиях предоставления кредитных ресурсов финансово-кредитными институтами организациям, осуществляющим импортозамещение;
• мониторинг ресурсных источников региона, направленных на поддержку и стимулирование импортозамещения.
4. Оказание информационно-консультационной поддержки развития импортозамещающих производств. Для реализации данного направления необходимо:
• размещение информации об импортозамещающих предприятиях на региональных инвестиционных порталах, печать и распространение каталогов импортозамещающей продукции, производимой в регионах;
• распространение рекламной информации об инвестиционном потенциале регионов, о продукции импортозамещающих товаропроизводителей;
• проведение маркетинговых исследований потенциальных направлений импортозамещения, а также регионов сбыта продукции;
• организация обучающих мероприятий по вопросам организации импортозамещающего производства;
• оказание консультационных услуг в области сертификации импортозамещающей продукции.
5. Инновационное развитие приоритетных отраслей. Считаем, что для реализации импортоза-мещения на основе эффективной, конкурентоспособной, инновационной экономики в программы и планы импортозамещения регионов необходимо ввести дополнительные программные индикаторы, на основе которых будет осуществляться отбор проектов:
1) Инновационная активность предприятий.
2) Инновационность выпускаемой продукции.
3) Конкурентоспособность выпускаемой продукции.
6. Считаем, что одним из важнейших факторов обеспечения импортозамещения является техническое состояние предприятий различных отраслей. В связи с этим необходимо уделить пристальное внимание импортозамещению на рынке оборудования, сельскохозяйственной техники, в целом машиностроительной отрасли.
7. Важным условием увеличения объемов производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции для укрепления продовольственной безопасности области является сохранение и воспроизводство плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшаф-тов. Для этого необходимо:
• обеспечение условий для снижения интенсивности обработки почвы, сохранения и воспроизводства ее плодородия;
• предотвращение выбытия сельскохозяйственных угодий из оборота;
• увеличение производства сельскохозяйственной продукции;
• поддержание на допустимом уровне баланса гумуса и элементов питания в почве;
• предотвращение развития процессов деградации почв (эрозия, подкисление, дегумификация, заболачивание и др.);
• обеспечение рационального использования земель сельскохозяйственного назначения.
В целях практической реализации перечисленных мероприятий по реализации процесса импор-тозамещения в Курской области была разработана графическая модель, имитирующая перспективную структуру регионального производства, позволяющая визуализировать научно-обоснованные траектории развития экономики региона с учетом ва-
Сильные и слабые стороны
а я В я § ч n <и —^ Высокий уровень природно-ресурсного потенциала
= U а К —К —/ Нерациональное использование имеющихся природных ресурсов
я —К —и Высокий потенциал сельского хозяйства
= m = — —N —У> Низкий потенциал обрабатывающих производств, высокий уровень износа материально-технической базы, техническая зависимость от импортных поставщиков
X =
s г
1 =
е =
Наличие инструментов поддержки импортозамещающих предприятий
Недостаточность объемов государственной поддержки, недоступность кредитных ресурсов
Мероприятия
О
Осуществление мероприятий по сохранению и восстановлению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов
Увеличение объемов финансирования на техническую модернизацию и перевооружение производства, поддержка выпуска отечественного оборудования и сырья
Развитие инструментов проектного финансирования, увеличение объемов поддержки импортозамещающих предприятий
Результат
Рост объемов производства
конкурентоспособной
сельскохозяйственной продукции,
повышение продуктивности и
устойчивости
сельскохозяйственного
производства
Рост объемов производства импортозамещающей продукции высокого качества, сокращение себестоимости выпускаемой продукции
Улучшение финансового состояния импортозамещающих предприятий, рост объемов производства
импортозамещающей продукции
Рис. 2. Графическая модель управления ресурсным потенциалом в Курской области (фрагмент)
риативности реализации мероприятий, направленных на повышение эффективного использования ресурсного потенциала. Фрагмент разработанной модели представлен на рисунке 2.
Применение перечисленных мероприятий в сфере импортозамещенияпозволиг о беспечтъ стабильный экономический рост экономики региона на основе увеличение объемов производства высококачественной конкурентоспособной импортозамещающей продукции.
Литсратуна
1. Алтухов А.И., ДротднВ.В., Журтелев A.C. От стратегии обеспечения продовольственной независимости к стратегии повышения конкурентноспособности агpoоIpoдoвгоьcтвeннтгв ломгогекла И Экономика региона. 2016. Т. 12, вып. 3. С. 852—864.
2. Андреева Н.В., Громова А.С., Макашева Н.П., Воробейников С.Э., Саммер АБ. Эгонгмм-ческая безопасность российской экономики в условиях реализации полетите импopтoзaмвщeнвр // Экономика региона. 2015. № 4. С.°р—83.
3. Мезенцева Е.В. Импортозамещение как фактор развития производственного потенциаларе-гиона // Известия Юго-Западного Государственного университета, Курск, 2016, 3(66), С. 102—111.
4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks. ru/ (дата обращения: 22.06.2016).
5. Паньшин И.В., Яресь О.Б. Ресурсозаме-щение и импортозамещение при решении задач вулcпeчнния экянвоической стабильности и стимулирования экономического роста региона // Современные проблемы науки и образования. 2014. №6.
6. Семыкин В.А., Сафронов В.В., Терехов В.П. Импортозамещение как эффективный инc^pyовm• иги^имального развития рыночной экономики /и Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2014. № 7. С. 2—7.
7 . Импортозамещение как пере-
ход к экспортному ориентированию АПК // Научный журнал КубГАУ. 2015. № 111 (07). URL: http:// ej.тонagзл.m/2010Л07/уH0/р4.pdf (дата обращения 15.06.2016).
Ä^bee ÄM, щартцннна Е.К., Колеснинен-ко Е.Ар Ре/льнын мидели и инструменты импор-тозамещения в экономике России // Вестник ТГУ. 0Л1C. №и0 (^O^^^^) !,^^1 httpV/tyPerleninka.ru/article/n/ realnye-modeli-i-instrumenty-importozamescheniya-v-ekonomike-rossii (дата обращения: 06.09.2016).