Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛАХ'

ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / ПРОГРАММЫ-СИМУЛЯТОРЫ / ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА ВОДИТЕЛЕЙ / ПРОБЛЕМЫ АВТОШКОЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Е.А., Еронтаев В.В., Ганзин С.В.

Статья посвящена вопросам содержания, форм и методики подготовки водителей в условиях современных автошкол. Рассмотрены вопросы соотношения часов теоретической и практической подготовки водителей в условиях внедрения новых программ обучения. Предложены идеи по совершенствованию обучения в автошколе в аспекте начальной профессиональной подготовки водителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романова Е.А., Еронтаев В.В., Ганзин С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛАХ»

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2015. № 5 (44). Том 1

УДК 62

Е.А. Романова, В.В. Еронтаев, С.В. Ганзин

ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛАХ

Статья посвящена вопросам содержания, форм и методики подготовки водителей в условиях современных автошкол. Рассмотрены вопросы соотношения часов теоретической и практической подготовки водителей в условиях внедрения новых программ обучения. Предложены идеи по совершенствованию обучения в автошколе в аспекте начальной профессиональной подготовки водителей.

Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, програм-мы-симуляторы, практикоориентированная подготовка водителей, проблемы автошкол.

На сегодняшний день дорожно-транспортные происшествия становятся едва ли не ведущей угрозой жизни и здоровью людей разных возрастов, особенно детей, молодежи, среднего возраста. Ущерб, наносимый дорожно-транспортными происшествиями, во много раз превышает жертвы транспортных происшествий иных видов, например, водного и воздушного транспорта, железнодорожных аварий и т.д.

Можно называть многие факторы дорожно-транспортных происшествий, включая некачественное инженерно-техническое обеспечение движения в нашей стране, но основную роль, по статистике ДТП, играет человеческий фактор. Огромное количество аварий происходит с участием молодых водителей, чей опыт вождения не превышает трех лет. Это связано и с непониманием последствий несоблюдения правил дорожного движения, и с переоценкой собственных возможностей, и, по нашей субъективной оценке, с несовершенством подготовки водителей в автошколах. Необходимо осуществить качественный переход от сущностной формулировки «подготовки кандидатов к получению водительских прав» к «начальному профессиональному образованию водителя транспортного средства». В чем заключаются направления совершенствования обучения в автошколах на современном этапе?

Несмотря на обилие информационно-коммуникационных, мультимедийных и интерактивных технологий обучения в автошколе, основа подготовки водителей продолжает строится на вербально-деятельностном подходе. Этот подход предполагает разъяснение ключевых элементов и правил дорожного движения, формирования логики и причинно-следственных связей. Таким образом, ключевая роль принадлежит теоретической подготовке, ведущейся инструктором. В словесной форме, путем диктовки и записи конспектов, инструктор ведет обучение традиционным способом, при использовании традиционных средств вербальной коммуникации. Имеющиеся во многих автошколах программные персонифицированные комплексы, на наш субъективный взгляд, во многом устарели, и не справляются с той задачей, которая на них возложена, а также не соответствуют логике и структуре занятий.

В примерной программе подготовки водителей транспортных средств категории «В» выделяются нижеследующие разделы:

- основы законодательства в области дорожного движения;

- устройство и техобслуживание транспортных средств (практические занятия в данном разделе не предусмотрены) ;

- основы безопасного управления транспортными средствами (практический курс составляет всего 2 часа);

- основы первой медицинской помощи (практический курс - 16 часов);

- курс практического вождения.

Таким образом, исходя из примерной программы подготовки водителей, делаем вывод о дисбалансе времени отработки практических навыков теоретических знаний: 106 часов теоретической подготовки, 30 часов практики и 50 часов - на самостоятельное вождение. Получается, что молодой водитель, выпускник автошколы, вынужден «добирать» необходимые практические часы за дополнительные денежные средства, через знакомых водителей, или же и вовсе на практике, после получения прав путем «случайной» успешной сдачи экзаменов.

Также стоит обратить внимание на недопустимо малое количество часов по направлению курса «Устройства и технического обслуживания транспортных средств» и «Основ безопасного управления транспортным средством». Навыки соблюдения безопасности управления транспортными средствами должны стать основной профессиональной компетентности водителей, которые можно сформировать в реалиях лишь практической деятельности.

© Романова Е.А., Еронтаев В.В., Ганзин С.В., 2015.

Вестник магистратуры. 2015. № 5 (44). Том 1

ISSN 2223-4047

Во всем мире система образования претерпевает значительные изменения. Это касается и подготовки водителей как сферы начального профессионального образования, о чем уже говорилось выше. Понимается, и делается акцент на том, что теоретическая подготовка должна стать основой для получения практических навыков профессионала, однако «массированная» теоретическая подготовка - идеология наследия еще советской школы, которая в настоящее время далеко не подтверждает свою эффективность.

Полагаем, что первоочередной задачей в совершенствовании подготовки водителей транспортных средств является увеличение часов практикоориентированной подготовки в курсе программы автошкол. Это станет возможным благодаря пересмотру программы подготовки водителей и массовому внедрению образовательных комплексов на основе использования имитационного моделирования, описывающих реальные дорожно-транспортные системы с использованием информационно-коммуникационных технологий, и дающих возможность детального визуального моделирования дорожно-транспортных ситуаций.

Модель в подобной системе должна отображать визуальную информацию о ситуации на дороге, а также давать возможность курсантам автошколы манипулировать данными, управлять сценариями ситуаций на дороге, принимать решения, основываясь на правилах дорожного движения. Модели подобных симуляторов должны быть разработаны с учетом требований определенных разделов изучаемых тем и конкретных образовательных программ («отработки маршрута», «паркинга», «начала движения и маневрирования», «аварийной сигнализации, знаки аварийной остановки» и пр.). Таким образом, программные комплексы визуального моделирования должны использовать современные средства компьютерной анимации и интерактивных технологий, а также физические объекты симуляции. Подобные комплексы стоят весьма недешево, и их массовая закупка и лицензирование для автошкол привело бы к существенному увеличению стоимости обучения в автошколе, однако, путь перехода на массовую практи-коориентированную основу подготовки водителей - единственно верный способ повышения качества подготовки будущих водителей и снижения травматизма, аварийности и смертности на дорогах в результате дорожно-транспортных происшествий.

Помимо прочего, необходимо уделить должное внимание психологической подготовке будущих водителей в условиях автошколы. Нервное напряжение новичка, страх первых самостоятельных поездок или же чрезмерная самоуверенность в своих силах - все это является негативными факторами снижения качества подготовки водителя. Психологическая подготовка водителей может быть осуществлена только с привлечением средств мультимедиа (просмотр фильмов, слайд-шоу ДТП с летальным исходом), и направлена на достижение единой цели - совершенствование и усвоение навыков безопасной езды посредством осознания важности соблюдения правил и норм поведения на дороге.

С прошлого, 2014 года, были введены новые программы обучения в автошколах, которые повлекли за собой увеличение стоимости курса подготовки водителей и время, отводимое для подготовки и получения прав. Увеличились часы как теоретического, так и практического обучения, однако упомянутый выше дисбаланс в соотношении теории и практики сохранился. Теоретическая подготовка водителей составляет 130 часов, которая может быть распределена согласно формуле занятий в каждой конкретной автошколе. Каждый курсант автошколы должен «откатать» на площадке 24 часа практического вождения. Разница соотношения теории и практического вождения составляет практически 5-6 раз! Не стоит забывать и вождении в условиях города, которое на сегодняшний день составляет в программе 32 часа, но тем не менее, это объективно мало для обретения навыков безопасного вождения, уверенности в собственных силах, достаточности для самостоятельного выезда на машине в городских условиях.

Таким образом, путем нехитрых арифметических расчетов, минимальный срок подготовки водителя в автошколе при интенсивной ежедневной системе обучения, составит теперь 3,5 месяца. Однако увеличение срока обучения еще не означает увеличение его качества, которое снижается за счет факторов, описанных выше (излишняя теоретизированность курса, низкая материально-техническая база, переполненность групп будущих водителей и т.д.) Для оценки эффективности новых законодательных мер по увеличению срока обучения покажет время: увеличением, стагнацией или снижением статистики ДТП, однако уже сейчас необходимо переводить систему подготовки водителей на новые рельсы, адекватные требованиям современности.

РОМАНОВА Екатерина Алексеевна - магистрант автомобильного факультета, Волгоградский государственный технический университет.

ЕРОНТАЕВ Виталий Викторович - старший преподаватель, Волгоградский государственный технический университет.

ГАНЗИН Сергей Валерьевич - кандидат технических наук, доцент, Волгоградский государственный технический университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.