Научная статья на тему 'Совершенствование программы подготовки водителей транспортных средств категории в'

Совершенствование программы подготовки водителей транспортных средств категории в Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
889
100
Поделиться
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / МОЛОДОЙ ВОДИТЕЛЬ / СТАЖ ВОЖДЕНИЯ / ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ / АВТОШКОЛА / ПОДГОТОВКА / КАНДИДАТ В ВОДИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Рыжкина Елена Сергеевна, Пирожков Роман Владимирович

В данной статье рассмотрена проблема роста количества ДТП с участием молодых водителей, которая заключается в большей части не в отсутствии навыков вождения, а в непонимании последствий, которые влекут за собой нарушение правил дорожного движения и в переоценке собственных возможностей и возможностей своего транспортного средства. Были проанализированы темы и часы освоения разделов «Примерной программы подготовки водителей категории В». Поскольку автомобиль – это источник повышенной опасности, следовательно, приоритетной задачей автошкол должно быть не обучение вождению или подготовка кандидатов на получение водительского удостоверения, а обучение безопасному управлению транспортным средством. С этой целью, авторами статьи, на основании «Примерной программы подготовки водителей категории В», была составлена рабочая программа с увеличенным количеством часов как теоретического, так и практического курсов, которая наиболее полно отвечает требованиям стандарта начального профессионального образования Российской Федерации по профессии «Водитель транспортных средств категории В» предъявляемым к профессиональным навыкам и знаниям водителя. Предложенная программа подготовки была использована для обучения кандидатов в водители одной из автошкол города Цимлянска.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Рыжкина Елена Сергеевна, Пирожков Роман Владимирович,

Improving the training of drivers of vehicles of category B

In this article the problem of the growing number of accidents involving young drivers, which is mostly not the lack of driving skills, and lack of understanding of the consequences that entails a violation of traffic rules and to re-evaluate their own capabilities and the capabilities of the vehicle. Analyzed the topic and watch the development of information ""model program for drivers in the category."" As the car it is a source of increased danger, therefore, a priority must be driving schools driving instruction or training of candidates for the driving test, and the education of safe driving. To this end, the article on the basis of ""model program for drivers in the category"" work program has been drawn up with the increased number of hours of both theoretical and practical courses that best meets the requirements of initial professional education of the Russian Federation for the profession ""by the driver of category B ""for the professional skills and knowledge of the driver. The proposed training program has been used to train candidates for the drivers of one of the driving schools of Tsimlyansk.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Совершенствование программы подготовки водителей транспортных средств категории в»

Совершенствование «Программы подготовки водителей транспортных средств категории В» Е.С. Рыжкина, Р.В. Пирожков

Дорожно-транспортные происшествия являются самой опасной угрозой здоровью людей во всём мире. Ущерб от дорожно-транспортных происшествий (ДТП) превышает ущерб от всех иных транспортных происшествий (самолетов, водного транспорта, поездов, и т. п.) вместе взятых. Дорожно-транспортные происшествия являются одной из важнейших мировых угроз здоровью и жизни людей. Проблема усугубляется и тем, что пострадавшие в авариях — как правило, молодые и здоровые (до аварии) люди.

К факторам, способствующим ДТП, относятся не только недостатки инженерно -технического обеспечения улично-дорожной сети, но и проблемы поведения водителей при управлении транспортным средством.

Не малую роль в росте аварийности играют молодые водители, стаж вождения которых не превышает трёх лет. Так, за 2011 год в Российской Федерации произошло 199 431 дорожно-транспортных происшествий, 18% из которых было совершено неопытными водителями.

Проблема роста количества ДТП с участием молодых водителей заключается в большей части не в отсутствии навыков вождения, а в непонимании последствий, которые влекут за собой нарушение правил дорожного движения и в переоценке собственных возможностей и возможностей своего транспортного средства.

Хорошо известная формулировка: «Автошкола ведёт подготовку кандидатов на получение водительских прав» - неверна и вводит в заблуждение кандидата в водители. Автошкола даёт «Начальное профессиональное образование по профессии водитель транспортного средства категории "В"».

Автошкола — это учебное заведение специального образования, предназначенное для подготовки водителей транспортных средств.

Задача любой автошколы - подготовка водителей транспортных средств.

В правилах дорожного движения «водитель» определяется как «физическое лицо, управляющее транспортным средством». В «Стандарте начального профессионального образования по профессии водитель транспортного средства категории "В"» [1] сказано что, «водитель транспортного средства категории "В"», это начальное профессиональное образование». Так же в образовательном стандарте начального профессионального образования чётко определены профессиональные знания и навыки водителя: «Профессиональные знания и навыки водителя позволяют ему подготавливать автотранспортное средство к эксплуатации в различных погодных и дорожных условиях, экономично его эксплуатировать и управлять им с соблюдением безопасности движения». Присвоение этих навыков и знаний и есть основная задача автошкол.

Подготовка водительских кадров в автошколах ведётся на основании «Примерной программы подготовки водителей транспортных средств категории В» [2], данная программа содержит минимум требований к результатам и содержанию подготовки и является основой для разработки рабочих программ, утверждаемых организациями, осуществляющими подготовку водителей.

Нами было проведено исследование вышеуказанной программы подготовки и проанализировано мнение обучающихся в одной из автошкол города Цимлянска, относительно процесса обучения и скорости усвоения читаемого материала. На основании данного исследования была разработана новая «Программа подготовки водителей транспортных средств категории В» [2].

«Примерная программа подготовки водителей транспортных средств категории В» [2] содержит следующие разделы:

- основы законодательства в сфере дорожного движения: теоретический курс 35 часов, практический 15 часов;

- устройство и техническое обслуживание транспортных средств: теоретический курс 15 часов, практические занятия по курсу не предусмотрены;

- основы безопасного управления транспортным средством: теоретический курс 16 часов, практический курс 2 часа;

- первая медицинская помощь: теоретический курс 8 часов, курс практики 16

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

часов;

- курс практического вождения составляет 50 часов.

Так же на итоговую аттестацию «внутри школьный экзамен» отводится 1 час. Итого минимальный курс подготовки водителя транспортных средств состоит из 156 часов, из которых 106 часов теории, 30 часов практики по курсу теории и 50 часов самостоятельного практического вождения.

Проанализировав темы и часы освоения разделов «Примерной программы подготовки водителей категории В» [2] можно сделать вывод о том, что наибольшее внимание уделяется разделу «Основы законодательства в сфере дорожного движения», а наименьшее разделу «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств». Но также недопустимо малое количество часов отводится на изучение раздела «Основы безопасного управления транспортным средством» (16 часов теоретических занятий, 2 часа практических). Отведённое количество часов на освоение данного кура, недопустимо мало, так как безопасное управление транспортным средством относится к «профессиональному навыку» водителя транспортного средства, и его освоение в процессе обучения является обязательным условием для кандидата в водители.

Поскольку автомобиль - это источник повышенной опасности, следовательно, приоритетной задачей автошкол должно быть не обучение вождению или подготовка кандидатов на получение водительского удостоверения, а обучение безопасному управлению транспортным средством.

С этой целью, на основании «Примерной программы подготовки водителей категории В», была составлена рабочая программа с увеличенным количеством часов как теоретического, так и практического курсов, которая наиболее полно отвечает требованиям стандарта начального профессионального образования Российской Федерации по профессии «Водитель транспортных средств категории В» предъявляемым к профессиональным навыкам и знаниям водителя.

Нами был увеличен раздел «Основы безопасного управления транспортным средством», а именно:

-добавлена тема «Понятие молодой водитель», включающая, важные для кандидата в водители понятия (понятие «молодой водитель», субъективное и объективное чувства безопасности у неопытного водителя. Опасность подстерегающая водителя с недостаточным стажем вождения);

- в теме «Оценка опасности воспринимаемой информации, организация наблюдения в процессе управления транспортным средством» был увеличен курс теоретических занятий и добавлены практические занятия (2 часа) поскольку данная темя является одной из наиболее важных в курсе подготовки кандидатов в водители. Так же, как обязательное занятие, был введён просмотр и анализ видео материала по пройденным темам;

- теоретические занятия по теме «Оценка тормозного и остановочного пути. Формирование безопасного пространства вокруг транспортного средства в различных условиях движения» были увеличены на 2 часа и добавлено 2 часа практических занятий;

- тема «Действия водителя в нештатных ситуациях» увеличилась на 3 часа теоретических занятий.

В итоге раздел «Основы безопасного управления транспортным средством» увеличился на 15 часов.

Так же предлагается ввести, как одни из этапов обязательной подготовки, практические занятия по темам: «Вождение в темное время суток» в размере 5 часов и, так называемое, "целевое обучение" - вождение в тех местах, где чаще совершаются дорожнотранспортные происшествия, в размере 4 часов самостоятельного практического вождения.

Предложенная программа подготовки была использована для обучения кандидатов в водители одной из автошкол города Цимлянска.

Для определения качества усвоения учебного материала и оценки знаний обучающихся, преподавателем было проведено итоговое занятие, по результатам которого были сделан вывод о том, что предлагаемая программа подготовки водителей транспортных средств даёт возможность кандидатам в водители более качественно усвоить необходимый материал.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1.«Стандарт начального профессионального образования по профессии водитель транспортного средства категории "В"». М.: ИРПО, 1996.

2. «Примерная программа подготовки водителей транспортных средств категории "В"» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 18 июня 2010 г. N 636)