Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРИ ОКАЗАНИИ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛАХ'

ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРИ ОКАЗАНИИ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ / ОБУЧЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / PSYCHOLOGICAL TRAINING / FIRST AID / DRIVER TRAINING / ROAD ACCIDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гафуров Немат Нозирович

В данной статье рассмотрено значение психологической подготовки водителей при оказании первой помощи пострадавшим в процессе обучения в автошколах. Актуальность данного вопроса обусловлена недостаточным вниманием со стороны исследователей именно к психологической подготовке водителей, хотя теоретическая подготовка водителей по оказанию первой помощи пострадавшим имеет одно из первостепенных значений в процессе обучения в автошколах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гафуров Немат Нозирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРИ ОКАЗАНИИ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛАХ»

the non-linearity and uneven distribution of singlephase loads across the phases of the network and the random nature of their operation. It was revealed that this leads to a significant deterioration in quality indicators and the accompanying additional losses of electricity.

References

LAllaev K.R., Kholiddinov I.Kh. Analysis of indicators of power quality in distribution networks of 6-10 / 0.4 kV. // Problems of energy and automation. IEA, 2015. -№6. - P. 61-65. (in Russian)

2.Kholidinov I.Kh. Development of a measuring device for determining additional energy losses with asymmetric loads. // The 21st Century - The Age of Intelligent Generation: A Conference of Young Scientists and Students. - Tashkent 2015 .-P. 314-319. (in Russian)

УДК 159. 923 614.885

3.Kholiddinov I.Kh., Ponomarenko O.I. Providing the instrument base of the power quality control system in modern power supply systems.//Universum: Engineering: elect. Scient. Jour. 2016. No8 (29). (in Russian)

4.Kholiddinov I. Kh., Akhmedov N. J., Musinova G.K. Information-measuring system for electric power quality analysis 0.38 kV distribution networks. VI International scientific conference. Theoretical and Applied Sciences in the USA, New York 26 October, 2015. p.31-38. (in English)

5.Allaev K.R., Mirzabaev A.M., Shaismatov S.E., Kholiddinov I.Kh., Makhmudov T.F., Musinova G.F., Kholiddinova M.M. Providing of power quality./T .: Publishing house "Fan va texnologiya", 2019.160 s. (in Russian)

6.www.entp.ru/catalog/pke/13 Official Site PKE-Source UF2M.

ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРИ ОКАЗАНИИ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛАХ

Гафуров Немат Нозирович

кандидат медицинских наук, профессор Института гражданской защиты при Академии МЧС Республики Узбекистан,

г. Ташкент

DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.1.75.823

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрено значение психологической подготовки водителей при оказании первой помощи пострадавшим в процессе обучения в автошколах. Актуальность данного вопроса обусловлена недостаточным вниманием со стороны исследователей именно к психологической подготовке водителей, хотя теоретическая подготовка водителей по оказанию первой помощи пострадавшим имеет одно из первостепенных значений в процессе обучения в автошколах.

ANNOTATION

This article discusses the importance of psychological training of drivers in providing first aid to victims in the process of training drivers in driving schools. The relevance of this issue is due to insufficient attention from researchers. psychological training of drivers, although the theoretical training of drivers to provide first aid to victims is one of the primary values in the process of training in driving schools.

Ключевые слова: психологическая подготовка, оказание первой помощи, обучение водителей, дорожно-транспортные происшествия.

Keywords: psychological training, first aid, driver training, road accidents.

Введение. За последние десятилетия травмы, полученные в результате дорожно - транспортных происшествий (ДТП), превратились в одну из серьезнейших проблем современной медицины. По данным различных исследователей, травмы при ДТП в среднем составляют 34,5 % от общего количества регистрируемых травм, а процент смертельных случаев в подобной ситуации возрастает до 60%. По данным, предоставленным Всемирной Организацией Здравоохранения, каждый год в ДТП во всем мире погибает около 1,2 млн. человек, и еще около 50 млн. получают травмы различной степени тяжести.

Зачастую травмы при ДТП не являются фатальными. Множество пострадавших погибают из-за осложнений, предотвратить которые возможно было бы на раннем этапе оказания медицинской помощи. При оказании первой помощи пострадавшим в ДТП решающим

фактором является время ее начала. Очевидно, что главную роль в догоспитальном этапе играет служба скорой помощи, и в силу различных причин, прибытие ее на место ДТП в среднем занимает 15-20 минут, а в загородной зоне данный показатель значительно выше. Именно за столь короткий промежуток времени решается судьба значительного числа пострадавших при ДТП. К сожалению, первая помощь от лица участников дорожного движения не всегда оказывается эффективной или же не оказывается вовсе. Причиной тому является недостаточная подготовленность в процессе обучения, как теоретическая, так и психологическая [4].

Роль психологии в процессе обучения водителей. Умение применить своевременно и эффективно знания по оказанию первой медицинской помощи является актуальным не только для кандидата в водители, но и для

абсолютно любого человека, которому небезразлично происходящее вокруг него. Умение верно определить состояние человека, пострадавшего при ДТП, выбрать алгоритм действий, соответствующий именно этой ситуации, и конечно же правильно его осуществить - все перечисленные действия являются несравнимо важными в процессе оказания первой помощи. Помощь может потребоваться как знакомым, так и совершенно незнакомым людям, и водитель должен быть готов при необходимости сделать все возможное, чтобы помочь пострадавшему [6].

Социологический опрос, проведенный Л. И. Дежурным, К. И. Лысенко и Д. И. Батуриным (2011), показал, что значительное число среди опрошенных (60,7%) не считает своим долгом оказать первую помощь на месте происшествия. Основными причинами такого мнения являются отсутствие необходимых знаний и практических навыков (81,2%), а также боязнь навредить пострадавшему при попытке оказания помощи. По статистике же сотрудников «скорой помощи», больше 70% пострадавших в ДТП остались бы в живых, если бы их не трогали, не переносили и не вытаскивали из автомобиля, будь на месте оказывающих помощь водители или просто рядовые граждане, решившие помочь и тем самым, только навредив [3].

Все вышеперечисленное, говорит о пробелах либо в теоретических знаниях, либо об отсутствии должной психологической подготовки при оказании первой помощи. Данная подготовка должна проводиться в автошколах, как важнейшая часть обучения для кандидатов в водители.

Абсолютно любой водитель согласится с утверждением, что психологическая подготовка -важнейший аспект обучения вождению. Изучение и умение применить психологические подходы чрезвычайно важно на первых этапах обучения будущего водителя. Чтобы быть полноценным участником дорожного движения недостаточно освоить теорию и научиться водить автомобиль. Стать водителем - значит приобрести новые психофизические качества, новые жизненные привычки, осознать всю степень ответственности за свою жизнь, жизнь пассажиров и других участников дорожного движения, осознать свою социальную зрелость. Без необходимой психологической подготовки невозможно привить обучаюшемуся должное представление о его роли в создании безопасной среды на дорогах. Создание мотивации в направлении максимально ответственного обучения, формирование внутренней психологической установки, способствующей умению при необходимости в полной мере правильно воспользоваться полученными знаниями в процессе обучения - вот первостепенные задачи психологической подготовки при оказании первой помощи пострадавшим в автошколах [10].

Психологическая подготовка водителей при оказании первой помощи неразрывно связана с термином «психология дорожного движения».

Определение данного термина гласит следующее: психология дорожного движения - это дисциплина психологической направленности, в рамках которой рассматриваются взаимодействия между участниками дорожно - транспортного движения, их поведением и психическими процессами [1]. Важнейшей целью психологии дорожного движения является целесообразное использование различных психологических теорий для создания наиболее благополучной обстановки на дорогах и формирование корректного поведения у участников движения. В рамках психологии дорожного движения изучаются такие аспекты, как внимание, склонность к стрессу, память, усталость, способность к прогнозированию, влияние отвлекающих факторов. Практические наработки данных исследований широко используются в различных образовательных кампаниях в сфере безопасности дорожного движения, а также для совершенствования реабилитационных и терапевтических программ [2].

Помимо поведенческих исследований, психология транспортного движения включает в себя изучение дорожно - транспортных происшествий. Исследуются приемы, способы управления транспортным средством; личностные особенности; ограничения по состоянию здоровья как у самого водителя, включая уровень восприятия им информации на дороге, так и у пешехода и причины его возможной уязвимости.

Современное состояние психологической подготовки при оказании первой помощи. В некоторых странах Европы при организациях, занимающихся подготовкой водителей, есть курсы по психологической адаптации на дорогах, которые кандидаты в водители в праве посещать факультативно. Включение элементов

психологической подготовки водителей, в том числе и при оказании первой помощи, в программы обучения в автошколах набирает все большую популярность по всему миру. Примером можно назвать Латвию, где в 2016 году обучение вождению было дополнено новыми обязательными темами - прогноз опасных ситуаций, оценка возможных рисков, обеспечение безопасности наименее защищенных участников дорожно-транспортного движения и психологическая подготовка при оказании первой помощи при ДТП. Данные программы доступны не только для начинающих водителей, но и для мастеров, поскольку возможность изучения их появилась относительно недавно [8].

В России в 2014 году была утверждена новая программа подготовки кандидатов в водители, разработанная Министерством образования и науки. В данную программу включен новый предмет «Психофизиологические основы деятельности водителя». Занятия по данному предмету было поручено проводить дипломированным психологам. Так же в РФ был издан учебник по автотранспортной психологии, содержащий методические рекомендации по проведению теоретических занятий в автошколах,

а также рекомендации для практикумов по таким темам как «Саморегуляция и профилактика конфликтов», «Психологическая поддержка при ДТП», «Этическая составляющая деятельности водителя» и др.

Помимо вышеуказанных мероприятий, приказом Минздравсоцразвития РФ от 19.03.2007 был одобрен табель по приемам оказания первой помощи пострадавшим в процессе ДТП, предназначенный для оснащения учебных центров, в том числе и автошкол [7]. Данный приказ являлся частью Федеральной программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 гг.». Закон РФ «О внесении корректировок в статью Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и изменении отдельных законодательных актов Российской Федерации» от 25.11.2009 № 267-ФЗ дал единое определение касательно оказания медицинской помощи гражданами, не имеющими специального медицинского образования, а именно водителями. Статья 19.1. «Оказание первой помощи» определила, что первая помощь на месте происшествия оказывается гражданам РФ и лицам, пребывающим на ее территории, до оказания профессиональной медицинской помощи, лицами, обязанными ее оказать по закону или же специальному правилу. Указанные лица должны иметь специальную подготовку, и в их числе названы водители транспортных средств, что потребовало создания новых учебных программ по оказанию первой помощи в автошколах.

Значительные изменения коснулись программ подготовки водителей категорий А, В, С, D по предмету «Оказание первой медицинской помощи» от 30 сентября 2008 года № 278, которые были обоснованы не только терминологической стандартизацией помощи. Содержание данных программ почти не менялось с 1999 г., когда было создано приложение № 16 «Программа и учебный план по оказанию первой помощи при ДТП для специальной подготовки водителей транспортных средств различных категорий, ставшее впоследствии основой будущих программ по подготовке водителей.

Современные представления об экстренной медицинской помощи потребовали ряд значительных изменений в сфере оказания первой помощи. Прежние определения были частично искажены и не вполне соответствовали представлениям ведущих специалистов российского и зарубежного здравоохранения на сегодняшний день [5]. Качество оказания первой помощи пострадавшим водителями до сих пор остается на весьма низком уровне. Низка мотивация водителей к ее оказанию [10]. С этой проблемой призвана бороться качественная психологическая подготовка еще на этапе обучения в автошколе. Так же проблематичным является вопрос об уровне готовности самих преподавателей предмета «Первая помощь», равно как и предмета «Психологическая подготовка при оказании первой медицинской помощи», если бы таковой был

введен на обязательной основе в каждой автошколе.

Конечно, подобное нововведение потребовало бы от руководителей автошкол таких действий как создание новейшей материально-технической базы, соответствующей рекомендациям; систематическое обеспечение процесса обучения табельными и подручными расходными материалами для практических занятий по оказанию первой помощи; регулярная дополнительная подготовка преподавателей для поддержания квалификации на современном уровне. Так же необходимо упомянуть о том, что по данным различных исследований, только преподаватель, имеющий стаж лечебной деятельности не менее 3-х лет, и в совершенстве владеющий приемами оказания первой помощи, сможет должным образом подготовить водителей к различным ситуациям, в том числе и на психологическом уровне.

Заключение. Безусловно, значение психологической подготовки при оказании первой помощи пострадавшим сложно переоценить.

Но, к сожалению, на сегодняшний день данном аспекту обучения в автошколах отводится недостаточно внимания. Следствием является недостаточная подготовленность водителей к подобным ситуациям, неготовность в полной мере применить полученные в процессе обучения в автошколе теоретические знания и практические навыки.

Качественная психологическая подготовка будущих водителей должна проходить только при использовании современных психологических методов, разработанных с учетом существующих тенденций в оказании первой помощи пострадавшим. Специально обученные

преподаватели первой помощи - важнейшая составляющая процесса психологической подготовки. Качественную же подготовку в автошколах можно назвать ведущим мотивационным компонентом к оказанию целесообразной первой помощи участниками дорожного движения.

Должная психологическая подготовленность водителей к тем или иным ситуациям, в том числе при ДТП, прежде всего призвана помочь вышеуказанным в полном объеме применить на практике полученные знания первой помощи пострадавшим.

Список использованной литературы

1.Аветисов П. В., О. В. Гайфуллина. Организация медицинской подготовки слушателей// Медицина катастроф. - 2015. -№ 2. - С. 48-49.

2.Авдеева Д. М. Совершенствование образовательных программ. Образоват. метод. центр ИМК Пермской обл. Пермь: ГОУЗ ТЦМК Пермской обл., 2009. -. 180 с.

3. Дежурный Л.И., Лысенко К.И., Батурин Д.И. Роль оказания первой помощи пострадавшим в предотвращении преждевременной смертности в

России. Социальные аспекты здоровья. - М. - 2011. 34 с.

4. Ибатулина Ю. Ф. Разграничение врачебной ошибки и ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей медицинскими работниками. - М. - 2010. 64 с.

5.Орлов А. И. Методологические ошибки ведут к неправильным управленческим решениям // Электронный ресурс //

URL:https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiches kie-oshibki-vedut-k-nepravilnym-upravlencheskimresheniyam (Дата обращения: 15.06.2020)

б.Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: учебное пособие к курсу «Психология труда и инженерная психология». Москва: «Институт практической психологии». Воронеж. - НПО: «МОДЭК». - 1997. 352 с.

7.Рыжкова А.Н. Классификация диагностических ошибок практического психолога. Педагогика и психология образования. - М: - 2009. С. 26-34.

8. Марченко Е.В. Анализ ошибок при обучении первой помощи и психологической поддержке. Социальные аспекты здоровья населения // Электронный ресурс // [электронный научный журнал] 2018; URL :http ://vestnik. mednet.ru/content/view/1015/3 0/la ng.ru/ (Дата обращения:14.06.2020)

9. Психологическая поддержка. Практическое пособие. - М: МЧС

России. - 2017. 48 с.

10. Оказание первой помощи пострадавшим. Памятка. - М: МЧС России. - 2016. 92 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.