Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ АСПЕКТОВ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ АСПЕКТОВ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ / ИННОВАЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ / ЦИФРОВЫЕ СЕРВИСЫ И ТЕХНОЛОГИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисов Иван Валерьевич

Статья посвящена исследованию современных аспектов организации финансирования национальной системы здравоохранения. Отмечается, что здравоохранение является одним из самых быстрорастущих секторов, демонстрирующих устойчивые темпы роста, несмотря на макроэкономическую нестабильность и замедление темпов роста мировой и национальной экономики. Во всем мире рост этого сектора стимулируется увеличением числа больниц, производителей медицинского оборудования, клинических испытаний, аутсорсинговых компаний, поставщиков услуг телемедицины, компаний медицинского страхования и развитием медицинского туризма. Кроме того, быстрый рост здравоохранения сохраняется благодаря усилиям государственных и частных инвесторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Борисов Иван Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF MODERN ASPECTS OF THE ORGANIZATION OF FINANCING OF THE NATIONAL HEALTH CARE SYSTEM

The article is devoted to the study of modern aspects of organizing the financing of the national health care system. It is noted that healthcare is one of the fastest growing sectors, demonstrating sustainable growth rates, despite macroeconomic instability and a slowdown in global and national economic growth. Globally, the sector’s growth is being driven by an increase in hospitals, medical device manufacturers, clinical trials, outsourcing companies, telemedicine providers, health insurance companies, and the development of medical tourism. In addition, rapid healthcare growth is maintained thanks to the efforts of public and private investors.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ АСПЕКТОВ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

DOI 10.47576/2712-7559_2021_4_3_262 УДК 336.5

Борисов Иван Валерьевич,

младший научный сотрудник отдела исследования макросистем, Институт товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ОАО ИТКОР), Москва, Россия. е-mail: ivan.v.borisov@gmail.com

ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ АСПЕКТОВ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Статья посвящена исследованию современных аспектов организации финансирования национальной системы здравоохранения. Отмечается, что здравоохранение является одним из самых быстрорастущих секторов, демонстрирующих устойчивые темпы роста, несмотря на макроэкономическую нестабильность и замедление темпов роста мировой и национальной экономики. Во всем мире рост этого сектора стимулируется увеличением числа больниц, производителей медицинского оборудования, клинических испытаний, аутсорсинговых компаний, поставщиков услуг телемедицины, компаний медицинского страхования и развитием медицинского туризма. Кроме того, быстрый рост здравоохранения сохраняется благодаря усилиям государственных и частных инвесторов.

Ключевые слова: инновации; управление инновациями; инновации в здравоохранении; цифровые сервисы и технологии в здравоохранении.

UDC 336.5

Borisov Ivan Valerievich,

Junior Researcher of the Macro Systems Research Department of the Institute of Commodity Movement and Wholesale Market Conjuncture (JSC ITKOR), Moscow, Russia, е-mail: ivan.v.borisov@ gmail.com

RESEARCH OF MODERN ASPECTS OF THE ORGANIZATION OF FINANCING OF THE NATIONAL HEALTH CARE SYSTEM

The article is devoted to the study of modern aspects of organizing the financing of the national health care system. It is noted that healthcare is one of the fastest growing sectors, demonstrating sustainable growth rates, despite macroeconomic instability and a slowdown in global and national economic growth. Globally, the sector's growth is being driven by an increase in hospitals, medical device manufacturers, clinical trials, outsourcing companies, telemedicine providers, health insurance companies, and the development of medical tourism. In addition, rapid healthcare growth is maintained thanks to the efforts of public and private investors.

Keywords: innovations; innovation management; innovations in healthcare; digital services and technologies in healthcare.

Современная система здравоохранения как сектор общественной экономики занимает ведущую роль в обеспечении устойчивых параметров социально-экономического развития [5; 7; 10]. Ускоренное внедрение цифровых сервисов и технологий в жизнь современного общества, отмечаемое исследователями [3; 6; 8; 9], особенно актуализирует проблематику изучения процессов цифрови-зации в сфере здравоохранения.

По данным аналитиков OECD Observer [11], увеличение продолжительности жизни всего лишь на 10 % обеспечивает экономический рост примерно на 0,4 % в год. Достижение приемлемого уровня конкурентоспособности развитыми странами достигается благодаря достаточному количеству хорошо подготовленных медицинских специалистов и постоянным инвестициям в инфраструктуру здравоохранения [1; 2; 4]. Кроме того,

использование современных подходов к организации системы здравоохранения расширяет возможности населения из разных групп по уровню дохода к получению равного доступа к медицинским услугам.

Здравоохранение является одним из самых быстрорастущих секторов, демонстрирующих устойчивые темпы роста, несмотря на макроэкономическую нестабильность и замедление темпов роста мировой и национальной экономики. Во всем мире рост этого сектора стимулируется увеличением числа больниц, производителей медицин-

Совокупные расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на здравоохранение выросли с 3315,9 млрд руб. в 2018 г. до 4939,3 млрд руб. в 2020 г., прирост расходов составил 1623,4 млрд руб., или 48,96 %, что связано в основном с реализацией мероприятий по борьбе с пандемией COVID-19, которая охватила весь мир в 2020 г. По всем источникам бюджетной системы наблюдается положительная динамика. Расходы федерального бюджета возросли с 537,3 млрд руб. до 1334,4 млрд руб., их рост составил 2,5 раза. Также в два раза увеличились расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации: с 950,8 млрд руб. в 2018 г. до 2002,1 млрд руб. в 2020 г. Наименьший прирост расходов на здравоохранение наблюдается по бюджетам государственных и территориальных государственных внебюджетных фондов - 18,67 % (с 1987,9 млрд руб. в 2018 г. до 2359,1 млрд руб. 2020 г.) и 21,02 % (с 2051,5 млрд руб. до 2482,8 млрд руб. соответственно).

Следует отметить, что в структуре государственных расходов наибольшую долю за -

ского оборудования, клинических испытаний, аутсорсинговых компаний, поставщиков услуг телемедицины, компаний медицинского страхования и развитием медицинского туризма. Кроме того, быстрый рост здравоохранения сохраняется благодаря усилиям государственных и частных инвесторов.

Основным источником финансирования системы здравоохранения в Российской Федерации является государственный бюджет. Анализ динамики расходов государства на здравоохранение за последние три года демонстрирует следующие тенденции (табл. 1).

нимают расходы бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов -99,3 % в 2018 г., 99,4 % в 2019-2020 гг.; а наименьшую - средства федерального бюджета (3,2 %, 3,9 %, 5,8 % в 2018-2020 гг.).

Наглядно изменение расходов государства представлено на рис. 1.

Анализ поступления и расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) и Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) позволил сделать следующие выводы.

Поступления в ФСС РФ формируются из налоговых и страховых взносов (на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и безвозмездных поступлений из федерального бюджета и средств ФОМС.

Расходование средств ФСС РФ осуществляется на цели социального обеспечения граждан, в том числе пособия по временной

Таблица 1 - Динамика расходов бюджетной системы Российской Федерации на систему здравоохранения,

млрд руб. (по материалам: https://gks.ru/)

Показатели 2018 2019 2020 Абсолютное отклонение 2020 г. от 2018 г. (+,-) Темп роста 2020 г. к 2018 г., %

Консолидированный бюджет Российской Федерации, в том числе: 3315,9 3789,7 4939,3 1623,4 148,96

федеральный бюджет 537,3 713 1334,4 797,1 248,35

бюджеты государственных внебюджетных фондов 1987,9 2185,9 2359,1 371,2 118,67

консолидированные бюджеты субъектов 950,8 1167,2 2002,1 1051,3 210,57

бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов 2051,5 2266 2482,8 431,3 121,02

бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов

2432.8 2266 ' 2051.5

консолидированные бюджеты субъектов РФ

2002.1

1167,2 950.8 "

бюджеты государственных внебюджетных фондов

2359.1 I 2185.9 1987.9"

федеральный бюджет

1334.4

Консолидированный бюджет РФ

_ 3789.7 3315.9 '

4939.3

0 1000 2000 3000 4000 5000 6000 ■ 2020 И2019 И2018

Рисунок 1 - Динамика расходов бюджетной системы Российской Федерации на систему здравоохранения

нетрудоспособности по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; пособия гражданам, подвергшимся воздействию радиации; обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации; оказание государственной социальной помощи в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно; оплата медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовом периоде и т. д., а также на реализацию мероприятий в области социальной политики.

Сопоставление поступлений и расходов ФСС РФ показало, что расходы на социальное обеспечение граждан и социальную политику увеличиваются более быстрыми темпами по сравнению с ростом поступлений - 47,92 % против 22,87 % за три года. По своему объему в 2018 г. и 2019 г. расходы не превышали поступления ФСС РФ, но в 2020 г. они превысили их на 135 360 млн руб.

Основная доля поступлений в ФСС РФ приходится на налоги и страховые взносы: 76,78 % в 2020 г.; 92,75 % в 2019 г.; 88,63 % в 2018 г. При этом к 2020 г. быстрыми темпами - практически в три раза - увеличились безвозмездные поступления из средств федерального бюджета.

Наибольший объем в структуре расходования средств ФСС РФ приходится на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, что составило 3,98 % в 2018 г., 4,02 % в 2019 году, 3,19 % в 2020 г. Еще одной крупной статьей в составе расходов являются расходы на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, а также профосмотра ребенка в течение первого года жизни. В 2018 г. эти расходы составили 2,14 % в общем объеме, в 2019 г. - 1,88 % и в 2020 г. - 1,29 %. По всем статьям расходов наблюдается отрицательная динамика, кроме обеспечения инвалидов средствами реабилитации, где расходы увеличились за три года на 5 167 млн руб., при этом совокупные расходы увеличились на 336 529 млн руб.

Поступления средств ФОМС в 2018-2020 гг. увеличились на 26,2 %, а расходы - на 18,7 %, при этом поступления полностью покрывают расходование средств. Среди поступлений на страховые взносы на ОМС работающего населения приходится 58,04 %, на ОМС неработающего населения - 31,09 % по данным за 2020 г. Все виды страховых взносов имеют положительную динамику. Расходование средств ФОМС осуществляется в основном на субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС - 94,28 % в

объеме совокупных расходов в 2020 г. На фи -нансирование высокотехнологичной медицинской помощи гражданам, не включенной в базовую программу ОМС, пришлось 4,26 %. В динамике этот показатель увеличивается.

По структуре инвестиций в основной капитал (табл. 2) на развитие системы здравоохранения в Российской Федерации большая часть приходится на привлеченные средства: 86,7 % в 2018 г.; 86,9 % в 2019 г.; 91 % в 2020 г. Из них на средства федерального бюджета приходится: 24,9 % в 2018 г.; 28,7 % в 2019 г.; 29,5 % в 2020 г. На средства бюджетов субъектов Российской Федерации приходится соответственно 38,9 %, 37,9 %, 45,1 %. Как можно заметить, доля этих источников финансирования системы здравоохранения за последние годы увеличивается.

Таблица 2 - Структура инвестиций в основной капитал, направленных на развитие системы здравоохранения, по источникам финансирования, % к итогу (по материалам: https://gks.ru/)

Показатели 2018 2019 2020

Инвестиции в основной капитал в том числе: 100 100 100

собственные средства 13,3 13,1 9,0

привлеченные средства 86,7 86,9 91,0

из них бюджетные средства в том числе за счет: 66,6 70,2 77,1

федерального бюджета 24,9 28,7 29,5

бюджетов субъектов Российской Федерации 38,9 37,9 45,1

местных бюджетов 2,8 3,6 2,5

Таким образом, анализ объемов и структуры финансирования системы здравоохранения в Российской Федерации показал, что основная доля финансирования приходится на средства государства, основная часть которых - расходы бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов. Расходы ФСС РФ увеличиваются быстрее, чем поступления, а поступления ФОМС полностью покрывают расходы. В 2020 г. в связи с распространением пандемии коронавируса государству пришлось увеличить расходы на устранение и смягчение ее последствий.

Список литературы

1.Астапенко Е. О., Колмыкова Т. С., Остимук О. В. Национальная инновационная система: учеб. пособие. Курск: Университетская книга, 2022. 117 с.

2.Зеленов А. В., Мерзлякова Е. А., Колмыкова Т. С. Человеческий капитал в цифровой экономике: тенден-

ции развития, особенности измерения, возможности управления: монография / под ред. Т. С. Колмыковой. Курск, 2021.

3.Колмыкова Т. С., Артемьев О. Г Инновационные аспекты формирования и развития высокотехнологичного сектора национальной экономики // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2017. № 1 (58). С. 44-47.

4.Колмыкова Т. С., Зеленов А. В. Новое качество человеческого капитала в контексте цифровой трансформации экономического пространства // Экономика и управление: проблемы, решения. 2020. Т. 1. № 4. С. 4-8.

5.Колмыкова Т. С., Лобачева Д. Д. Факторы активизации процессов цифровизации в обеспечении экономического роста национальной экономики // Финансовый бизнес. 2022. № 1 (223). С. 25-28.

6.Колмыкова Т. С., Макаров Н. Ю. Стимулирование развития высокотехнологичных производств как приоритет государственной политики в области науки и технологий // Индустриальная экономика. 2021. Т. 2. № 2. С. 59-64.

7. Колмыкова Т. С., Садоян Д. С., Грибов Р. В. Цифровые технологии в трансформации архитектуры экономического пространства: перспективы и угрозы // Управленческий учет. 2021. № 8-2. С. 266-272.

8.Колмыкова Т. С., Халамеева К. Ю., Зеленов А. В. Исследование тенденций развития цифровой экономики в России на основе международных рейтингов // Инновации и инвестиции. 2019. № 3. С. 29-31.

9.Мерзлякова Е. А., Колмыкова Т. С. Циркулярное воспроизводство и экологические инновации в обеспечении устойчивого роста региональной экономики // Регион: системы, экономика, управление. 2019. № 3 (46). С. 104-111.

10. Обухова А. С., Ситникова Э. В. Особенности управления инновационным процессом // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019. № 2 (71). С. 57-61.

11. OECD Observer. URL: https://www.oecd-ilibrary. org/economics/oecd-observer_15615529 (дата обращения: 01.11.2021).

References

1. Astapenko E.O., Kolmykova T.S., Ostimuk O.V. National innovation system: textbook. allowance. Kursk: CJSC "Universitetskaya kniga", 2022. 117 p.

2. Zelenov A.V., Merzlyakova E.A., Kolmykova T.S. Human capital in the digital economy: development trends, measurement features, management options: monograph / ed. T.S. Kolmykova. Kursk, 2021.

3. Kolmykova T.S., Artemiev O.G. Innovative aspects of the formation and development of the high-tech sector of the national economy. Bulletin of the North Caucasian Federal University. 2017. No. 1 (58). pp. 44-47.

4. Kolmykova T.S., Zelenov A.V. New quality of human capital in the context of digital transformation of the economic space. Economics and Management: Problems, Solutions. 2020. V. 1. No. 4. S. 4-8.

5. Kolmykova T.S., Lobacheva D.D. Factors of activation of digitalization processes in ensuring the economic growth of the national economy. Financial business. 2022. No. 1 (223). pp. 25-28.

6. Kolmykova T.S., Makarov N.Yu. Stimulating the development of high-tech industries as a priority of state policy in the field of science and technology. Industrial Economics. 2021. V. 2. No. 2. S. 59-64.

7. Kolmykova T.S., Sadoyan D.S., Gribov R.V. Digital technologies in the transformation of economic space architecture: prospects and threats. Management accounting. 2021. No. 8-2. pp. 266-272.

8. Kolmykova T.S., Khalameeva K.Yu., Zelenov A.V. Study of trends in the development of the digital economy in Russia based on international ratings. Innovations and investments. 2019. No. 3. S. 29-31.

9. Merzlyakova E.A., Kolmykova T.S. Circular reproduction and ecological innovations in ensuring sustainable growth of the regional economy. Region: systems, economics, management. 2019. No. 3 (46). pp. 104-111.

10. Obukhova A.S., Sitnikova E.V. Features of innovation process management. Bulletin of the North Caucasian Federal University. 2019. No. 2 (71). pp. 57-61.

11. OECD Observer. https://www.oecd-ilibrary.org/ economics/oecd-observer 15615529.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.