Научная статья на тему 'РОЛЬ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВЫХ ПАРАМЕТРОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

РОЛЬ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВЫХ ПАРАМЕТРОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ СЕРВИСЫ И ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисов Иван Валерьевич

Статья посвящена исследованию цифровизации как новой парадигмы социально-экономического развития. Рассмотрено содержание национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», выявлены барьеры цифрового развития, преодоление которых позволит получить ряд значимых экономических эффектов, выражающихся в сокращении временных затрат на проектирование и производство, что приведет к росту производительности труда, появлению продуктов и услуг с новыми качествами и свойствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Борисов Иван Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF DIGITALIZATION IN ENSURING SUSTAINABLE PARAMETERS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

The article is devoted to the study of digitalization as a new paradigm of socio-economic development. The content of the national program "Digital Economy of the Russian Federation" is considered, barriers to digital development are identified, overcoming which will allow obtaining a number of significant economic effects, expressed in reducing the time spent on design and production, will lead to an increase in labor productivity, the emergence of products and services with new qualities and properties .

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВЫХ ПАРАМЕТРОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_6_7_636 УДК 336.5

РОЛЬ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВЫХ ПАРАМЕТРОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Борисов Иван Валерьевич,

младший научный сотрудник, Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка, г. Москва, Россия, е-mail: ivan.v.borisov@ gmail.com

Статья посвящена исследованию цифровизации как новой парадигмы социально-экономического развития. Рассмотрено содержание национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», выявлены барьеры цифрового развития, преодоление которых позволит получить ряд значимых экономических эффектов, выражающихся в сокращении временных затрат на проектирование и производство, что приведет к росту производительности труда, появлению продуктов и услуг с новыми качествами и свойствами.

Ключевые слова: инновации; управление инновациями; цифровизация; цифровые сервисы и технологии.

UDC 336.5

THE ROLE OF DIGITALIZATION IN ENSURING SUSTAINABLE PARAMETERS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Borisov Ivan Valerievich,

Junior Researcher, Institute of Commodity Movement and Wholesale Market Conjuncture (JSC ITKOR), Moscow, Russia, e-mail: ivan.v.borisov@gmail.com

The article is devoted to the study of digitalization as a new paradigm of socio-economic development. The content of the national program "Digital Economy of the Russian Federation" is considered, barriers to digital development are identified, overcoming which will allow obtaining a number of significant economic effects, expressed in reducing the time spent on design and production, will lead to an increase in labor productivity, the emergence of products and services with new qualities and properties .

Keywords: innovations; innovation management; digitalization; digital services and technologies.

Современная цифровая среда активно проникает во все сферы жизнедеятельности общества [1; 2; 10]. Экспертное сообщество отмечает, что цифровые сервисы и технологии представляют собой один самых быстрорастущих секторов экономики как в мировом масштабе, так и в национальном [3; 4; 5].

Основными предпосылками для активной цифровизации экономического пространства в Российской Федерации являются: развитие Интернета; высокий уровень распространения Интернета вещей; активная трансформация участниками хозяйственной деятельности своих бизнес-моделей и стремление к созданию экосистем.

Ключевым фактором, обеспечивающим рост цифровизации экономического простран-

ства, является активное развитие Интернета. По официальным данным, на январь 2022 года в России насчитывается 129,8 млн интернет-пользователей. Интернетом пользуются от 89 % от общей численности населения, тогда как десять лет назад число пользователей составляло порядка четверти взрослого населения страны. Динамика внедрения Интернета в Российской Федерации имеет ежегодную положительную тенденцию. Среднестатистический житель России проводит в Интернете примерно 7 час. 50 мин. в сутки и 46,7 % этого времени с использованием мобильных устройств.

Темпы роста российского рынка интернет-торговли позволяют судить о достаточно высоком уровне потенциала цифровых технологий (рис. 1).

Рисунок 1 - Динамика российского рынка интернет-торговли, млрд руб.

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) в середине февраля 2022 года опубликовала данные, согласно которым объем российского рынка электронной коммерции в 2021 году достиг 3,6 трлн руб., увеличившись на 13 % в сравнении с предыдущим годом. Из указанной суммы 3,1 трлн руб. пришлось на внутренний рынок (+13 % по сравнению с 2020 годом), трансграничные онлайн-прода-

жи составили 478,6 млрд руб. (+9 % по сравнению с 2020 годом). Доля интернет-торговли в общем объеме розничных продаж по итогам года составила 9,2 %.

По данным ассоциации, в 2021 году россияне сделали 2,6 млрд онлайн-заказов с учетом возвратов. Наиболее популярные группы товаров представлены на рис. 2.

Рисунок 2 - Топ-5 популярных категорий товаров российского рынка электронной коммерции

Аудитория интернет-торговли составила 70 млн человек. При этом рост торговли зафиксировали не только в интернет-магазинах и маркетплейсах, но и на веб-сервисах, теле-грам-каналах, в других социальных сетях.

Бурный рост цифровизации подтверждается также тем, что Россия занимает 10-е место в Глобальном индексе кибербезопас-ности Международного союза электросвязи. Реализация национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» позволит закрепить и улучшить место России в этом рейтинге.

Запуск национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» утвердил актуальность ускоренного внедрения цифровых технологий, что нашло подтверждение в формулировке целей национального развития на высшем политическом уровне в стране. Нацпрограмма собрала в единую систему как существующие меры, так и новые. Более того, программа представляет собой один из первых примеров стратегических документов, реализуемых на основе принципов проектного управления и подкрепленных значительными дополнительными бюджетными средствами.

В национальный проект вошли следующие федеральные проекты: «Нормативное регулирование цифровой среды»; «Информационная инфраструктура»; «Кадры для цифровой экономики»; «Информационная безопасность»; «Цифровые технологии»; «Цифровое государственное управление». Данные проекты направлены на обеспечение прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России, повышение уровня жизни населения, создание комфортных условий для их проживания и самореализации.

24 января 2022 года Минцифры России сообщило о том, что три новых федеральных проекта были включены в нацпрограмму

«Цифровая экономика»: «Цифровые услуги и сервисы онлайн»; «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли»; «Обеспечение доступа в Интернет за счет развития спутниковой связи». Новые федеральные проекты включают пять инициатив социально-экономического развития России, актуализированных глобальной экономической повесткой:

- госуслуги онлайн;

- цифровой профиль гражданина;

- электронный документооборот;

- доступ в Интернет;

- подготовка кадров для ИТ-сферы.

На рис. 3 представлены основные результаты, которые должны быть достигнуты к 2024 году.

Рисунок 3 - Основные целевые показатели национальной программы «Цифровая экономика РФ»

Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» разработана с учетом таких основных подходов, как:

- планирование значений целевых показателей, определенных в Указе, а в случае отсутствия целевых показателей, их определение;

- по необходимости дополнение национального проекта задачами, обеспечивающими достижение его целей и целевых показателей;

- определение контрольных точек, подтверждающих получение результатов национального проекта;

- планирование мероприятий, направленных на достижение контрольных точек и в совокупности обеспечивающих получение результатов национального проекта;

- финансовое обеспечение реализации национальных проектов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом разграничения полномочий между различными уровнями власти в

Российской Федерации, а также за счет внебюджетных источников;

- определение персональной ответственности за достижение целей, целевых показателей, решение задач, достижение результатов и контрольных точек, выполнение мероприятий национальных и федеральных проектов [9].

Планировалось, что общие расходы в цифровую пятилетку 2019-2024 годов составят 1634,9 млрд руб. (рис. 4).

1 Информационная инфраструктура

| Цифровые технологии

Нормативное регулирование цифровой среды

Цифровое государственное управление

1 Информационная безопасность 1 Кадры дтя цифровой экономики

Рисунок 4 - Бюджет национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации», млрд руб.

Основными источниками финансирования данного проекта являются средства федерального бюджета в размере 1099,6 млрд руб., а также внебюджетные средства - 535,3 млрд руб. Согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» на

трехлетний период финансирование по проекту должно было составить 591,255 млрд руб. [11]. Однако в законопроекте «О федеральном бюджете на 2022 г. и на плановый период 2023 г. и 2024 г.» бюджетное финансирование на реализацию национального проекта запланировано в 2022 г. в объеме

Разв итая пиве ст иционно-инновац ионная инфраструктура

Квалифицированные и креативные кадры, генерирующие новые решения

Лояльность пользователей к новым цифровым сервисам и услугам

Мотивация инвесторов к реализации проектов в сфере ц и фр ов и з а ц и и

Государственная поддержка проектов цифрового развития

О т су т ств и е р азв ит о й цифровой п финансовой цифр астру ктуры

Низкий уровень технологической и ф инансовой грамотно сти населения

С клонно сть пользователей к традиционным форматам обслуживания

Рост ки б еру гроз

Непрозрачность рынков, вследствие чего высокие риски для локальных и зарубежных инвесторов

о*

Рисунок 5 - Основные драйверы и барьеры роста цифровизации

210,6 млрд руб., в 2023 г. - 190,5 млрд руб., в 2024 г. - 188,8 млрд руб. Таким образом, предусмотрено снижение бюджетных ассигнований на 1,225 млрд руб.

С позиции исследования потенциала развития процессов цифровизации, а также опираясь на многочисленные исследования в данной области [6; 7; 8], обозначим следующие драйверы и барьеры цифрового развития (рис. 5).

Преодоление барьеров цифрового развития позволит получить ряд значимых эконо-

мических эффектов, выражающихся в сокращении временных затрат на проектирование и производство, приведет к росту производительности труда, появлению продуктов и услуг с новыми качествами и свойствами. Для субъектов процесса цифровизации встраивание в новую систему отношений будет сопряжено с необходимостью повышения гибкости и скорости в принятии управленческих решений, а также в необходимости использования сетевых форм сотрудничества в формате экосистем.

Список литературы_

1. Астапенко Е.О., Колмыкова Т.С., Остимук О.В. Национальная инновационная система: учеб. пособие. Курск: Университетская книга, 2022. 117 с.

2. Зеленов А.В., Мерзлякова Е.А., Колмыкова Т.С. Человеческий капитал в цифровой экономике: тенденции развития, особенности измерения, возможности управления: моногр. / под ред. Т.С. Колмыковой. Курск, 2021.

3. Колмыкова Т.С., Зеленов А.В. Новое качество человеческого капитала в контексте цифровой трансформации экономического пространства // Экономика и управление: проблемы, решения. 2020. Т. 1. № 4. С. 4-8.

4. Колмыкова Т.С., Зеленов А.В. Цифровая компетентность человеческого капитала в условиях развития инновационных экосистем // Инновации и инвестиции. 2020. № 3. С. 13-15.

5. Колмыкова Т.С., Макаров Н.Ю. Стимулирование развития высокотехнологичных производств как приоритет государственной политики в области науки и технологий // Индустриальная экономика. 2021. Т. 2. № 2. С. 59-64.

6. Колмыкова Т.С., Садоян Д.С., Грибов Р.В. Цифровые технологии в трансформации архитектуры экономического пространства: перспективы и угрозы // Управленческий учет. 2021. № 8-2. С. 266-272.

7. Колмыкова Т.С., Халамеева К.Ю., Зеленов А.В. Исследование тенденций развития цифровой экономики в России на основе международных рейтингов // Инновации и инвестиции. 2019. № 3. С. 29-31.

8. Колмыкова Т.С., Щербаков В.Н., Третьякова И.Н., Сергеева В.Ю. Аналитический инструментарий оценки готовности национальной экономики к цифровизации // Регион: системы, экономика, управление. 2020. № 3 (50). С. 120-128.

9. Методические указания по разработке национальных проектов (программ) // Правительство России. URL: http://static.government.ru/media/flles/Pxh1N8ADDbq7ZvMMWcafvEd3McQVTRj5.pdf (дата обращения: 18.05.2022).

10. Обухова А.С., Ситникова Э.В. Особенности управления инновационным процессом // Вестник СевероКавказского федерального университета. 2019. № 2 (71). С. 57-61.

11. О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов: Федеральный закон от 08.12.2020 № 385-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.04.2022).

References_

1.Astapenko E.O., Kolmykova T.S., Ostimuk O.V. National innovation system: textbook. allowance. Kursk: CJSC "Universitetskaya kniga", 2022, 117 p.

2.Zelenov A.V., Merzlyakova E.A., Kolmykova T.S. Human capital in the digital economy: development trends, measurement features, management options: monograph / ed. T.S. Kolmykova. Kursk, 2021.

3.Kolmykova T.S., Zelenov A.V. New quality of human capital in the context of digital transformation of the economic space. Economics and Management: Problems, Solutions, 2020, vol. 1, No. 4, рр. 4-8.

4.Kolmykova T.S., Zelenov A.V. Digital Competence of Human Capital in the Conditions of Development of Innovative Ecosystems. Innovations and Investments, 2020, No 3, рр. 13-15.

5.Kolmykova T.S., Makarov N.Yu. Stimulating the development of high-tech industries as a priority of state policy in the field of science and technology. Industrial Economics, 2021, vol. 2, No 2, рр. 59-64.

6.Kolmykova T.S., Sadoyan D.S., Gribov R.V. Digital Technologies in the Transformation of Economic Space Architecture: Prospects and Threats. Management Accounting, 2021, No 8-2, pp. 266-272.

7. Kolmykova T.S., Khalameeva K.Yu., Zelenov A.V. Study of trends in the development of the digital economy in Russia based on international ratings. Innovations and investments, 2019, No 3, рр. 29-31.

8.Kolmykova T.S., Shcherbakov V.N., Tretyakova I.N., Sergeeva V.Yu. Analytical tools for assessing the readiness of the national economy for digitalization. Region: systems, economics, management, 2020, No 3 (50), pp. 120-128.

9.Guidelines for the development of national projects (programs). Government of Russia. URL: http://static.government. ru/media/flles/Pxh1N8ADDbq7ZvMMWcafvEd3McQVTRj5.pdf (дата обращения: 18.05.2022).

10. Obukhova A.S., Sitnikova E.V. Features of innovation process management. Bulletin of the North Caucasian Federal University, 2019, No 2 (71), pp. 57-61.

11. On the federal budget for 2021 and for the planned period of 2022 and 2023: Federal Law No 385-FZ of 08.12.2020. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.04.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.