DOI 10.47576/2712-7559_2021_2_2_59 УДК 338.2
Колмыкова Татьяна Сергеевна,
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансов и кредита, Юго-Западный государственный университет, Россия, г. Курск, е-mail: [email protected]
Макаров Николай Юрьевич,
аспирант, Юго-Западный государственный университет, Россия, г. Курск, е-mail: [email protected]
СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОИЗВОДСТВ КАК ПРИОРИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ
Статья посвящена исследованию важной научной и практической проблемы, заключающейся в раскрытии факторов и условий, способствующих стимулированию развития высокотехнологичных компаний. Отмечается, что современные тренды цифровизации мирового и национального экономического пространства актуализируют задачи по развитию высокотехнологичных и наукоемких производств, составляющих основу нового технологического уклада. Именно сфера высоких технологий способствует внедрению и интеграции в производственные процессы различных информационных, цифровых и операционных технологий, таких как киберфизические системы, промышленные датчики и контроллеры, автоматизированные управляемые устройства, дополненная и виртуальная реальность, аналитика больших данных, облачные вычисления, Интернет вещей, автоматизированное проектирование и производство на основе высокопроизводительных вычислений, искусственный интеллект. Делается акцент на важной роли государства в поддержании и развитии высокотехнологичных производств.
Ключевые слова: инновации; управление инновациями; технологические инновации; высокотехнологичные производства; наукоемкие производства; инновационная активность.
UDC 338.2
Kolmykova Tatiana Sergeevna,
Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Finance and Credit, South-West State University, Russia, Kursk, e-mail: [email protected]
Makarov Nikolay Yurievich,
post-graduate student, Southwestern State University, Russia, Kursk, e-mail: [email protected]
STIMULATING THE DEVELOPMENT OF HIGH-TECH INDUSTRIES AS A PRIORITY OF STATE POLICY IN THE FIELD OF SCIENCE AND TECHNOLOGY
The article is devoted to the study of an important scientific and practical problem, which consists in disclosing the factors and conditions that contribute to stimulating the development of high-tech companies. It is noted that modern trends in digitalization of the global and national economic space actualize the tasks for the development of high-tech and science-intensive industries, which form the basis of a new technological order. It is the high technology sphere that contributes to the implementation and integration into production processes of various information, digital and operational technologies, such as cyber-physical systems, industrial sensors and controllers, automated controlled devices, augmented and virtual reality, big data analytics, cloud computing, Internet of Things, computer-aided design and manufacturing based on
high performance computing, artificial intelligence. Emphasis is placed on the important role of the state in maintaining and developing high-tech industries.
Keywords: innovation; innovation management; technological innovation; high-tech production; hightech production; innovative activity.
Технологические инновации представляют собой фундаментальную движущую силу научно-технического прогресса. Именно инновации являются драйверами активного распространения цифровых сервисов и технологий, которые получили широкое применение во всех сферах жизнедеятельности современного общества. Динамика цифровизации, по мнению специалистов, открывает перед обществом новую эпоху цифрового будущего, где господствуют киберфизические системы, делается упор на совместимости, децентрализации и полной виртуализации цепочки создания стоимости [1; 4; 6]. Цифровая трансформация основана на внедрении и интеграции различных информационных, цифровых и операционных технологий, таких как промышленные датчики и контроллеры, автоматизированные управляемые устройства, роботы,
дополненная и виртуальная реальность, аналитика больших данных, облачные вычисления, Интернет вещей, автоматизированное проектирование и производство на основе высокопроизводительных вычислений, искусственный интеллект. При этом решающим фактором цифровизации выступает развитие нового качества человеческого капитала с ориентацией на цифровые компетенции, возможности реализации творческого и креативного потенциала [2; 3; 5].
Россия в своем стремлении не отставать от мировых технологических лидеров демонстрирует следующие тенденции в динамике инновационной активности. Объем произведенной инновационной продукции вырос в 2019 г. по сравнению с 2015 г. на 1,02 трлн руб. и составил 4,86 трлн руб. (табл. 1).
Таблица 1 - Динамика производства инновационной продукции в Российской Федерации (составлено авторами по материалам сайта: https://gks.ru)
Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Всего, млрд руб. 3843,4 4364,3 4167,0 4516,3 4863,8
в % к предыдущему году 107,4 113,6 95,5 108,4 107,7
% от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг 7,50 8,20 7,06 6,49 6,67
% от ВВП 5,26 5,07 4,53 4,33 4,45
Анализ показывает, что доля инновационной продукции в общем объеме производства в 2019 г. сократилась на 0,8 п.п. по сравнению с 2015 г., составив 6,67 %. В структуре ВВП инновационная продукция составляет 4,45 % в 2019 г. против 5,26 % в 2015 г., что также является негативной тенденцией.
В 2019 г. в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг удельный вес инновационной продукции составил для предприятий обрабатывающих производств 7,7 % (в стоимостном выражении 2986,6 млрд руб.), в организациях, действующих в области научных исследований и разработок, 37,8 % (525, 3 млрд руб.), рекламы и исследованиях конъюнктуры рынка 14,9 % (68,9 млрд руб.), разработки компьютерного программного обеспечения 11,5 % (107 млрд руб.), в сфере телекоммуникаций 4,6 % (84,1 млрд руб.).
В национальной экономике действуют более четырех тысяч организаций, выполняющих исследования и разработки, что составляет менее одного процента от общей численности организаций в целом по стране (табл. 2).
Патентная активность остается на довольно высоком уровне: за пятилетний период подано более 178 тысяч патентных заявок, только в 2019 г. - более 33 тыс. заявок, из которых 23,3 тыс. составляют заявки на изобретения и 9,7 тыс. - на полезные модели. Среди приоритетных направлений - фармацевтика, биотехнологии, программное обеспечение. Наибольшее число патентов, которые до 20-25 лет поддерживаются в силе, относятся к фармацевтике.
Таблица 2 - Динамика показателей инновационной активности в Российской Федерации (составлено авторами по материалам сайта: https://gks.ru)
Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Количество организаций, выполняющих научные исследования и разработки: всего в % от общей численности 4175 0,083 4032 0,085 3944 0,086 3950 0,094 4051 0,106
Количество поданных патентных заявок, из них: на изобретения на полезные модели 40672 29269 11403 37438 26795 10643 32908 22765 10143 34188 24926 9262 33054 23337 9717
Количество полученных патентов, из них: 30950 29494 29413 29917 28483
на изобретения на полезные модели 22560 8390 21020 8474 21037 8376 20526 9391 20113 8370
Количество разработанных передовых технологий 1398 1534 1402 1565 1620
Количество используемых передовых технологий 218018 232388 240054 254927 262645
Уровень инновационной активности организаций 9,3 8,4 8,5 12,8 9,1
Особого внимания заслуживает исследование динамики финансирования инновационной деятельности. Затраты по всем источ-
никам финансирования составили в 2019 г. 1134,8 млрд руб., что на 220,1 млрд руб. боль -ше, чем в 2015 г., или в 1,24 раза (рис. 1).
Рисунок 1 - Динамика финансирования затрат на исследования и разработки по наиболее крупным источникам, млрд руб.
Основным источником финансирования затрат на научные исследования и разработки являются средства бюджета: в 2019 г. их объем составил 730,8 млрд руб., что на 113,5 млрд руб. больше, чем в 2015 г., или в 1,18 раза.
Собственные средства коммерческих организаций до 2018 г. выступали вторым по значимости источником финансирования инновационной деятельности. В 2019 г. на эти
цели частным бизнесом было направлено 169,1 млрд руб. За период с 2015 г. по 2019 г. объем финансирования НИОКР за счет собственных средств коммерческих организаций увеличился на 18,2 млрд руб., или на 12 %.
Интересна тенденция прироста объема собственных средств научных организаций на 83,5 млрд руб., или на 76 %, в 2019 г. по сравнению с 2015 г. Затраты научных ор-
ганизаций на исследования и разработки выросли с 78,5 млрд руб. в 2012 г. до 193,4 млрд руб. в 2019 г. Полуторакратный прирост свидетельствует о повышении роли научных организаций в финансировании инновационной сферы России.
Практически неизменными остаются объемы финансирования инновационной деятельности с привлечением средств иностран-
ных инвесторов: 24,2 млрд руб. в 2015 г., 27,2 млрд руб. в 2019 г. Отсутствие позитивной динамики, скорее всего, можно объяснить санкционными мероприятиями со стороны ряда западных стран в отношении России.
Выявленные тенденции в динамике объемов финансирования инновационной деятельности в России отразились на их структуре (рис. 2).
Рисунок 2 - Структура источников финансирования инновационной деятельности, % (внутренний радиус - 2015 г, внешний - 2019 г.)
Удельный вес бюджетных источников составил в 2019 г. 64,4 %, тогда как снизилась доля собственных источников коммерческих организаций до 14,9 %. Что существенно ниже аналогичного показателя в экономике развитых стран. Например, доля частного капитала в финансировании инновационных проектов в КНР или Южной Корее находится на уровне 75 %.
В целом объемы финансирования инновационной деятельности в России выросли с 699,9 млрд руб. в 2012 г. до 1,1 трлн руб. в 2019 г., или на 62,1 %, что положительно характеризует инновационную политику государства. Вместе с тем по суммарным расходам на науку и инновации Россия находится на одном из последних мест в рейтинге развитых стран мира.
Структура финансовой поддержки развития инновационной деятельности в России, где преобладают бюджетные средства, имеет национальные особенности, которые важно сравнить с аналогичными трендами в
странах - технологических лидерах. Встает вопрос о роли государства в стимулировании инновационной активности.
С одной стороны, трудно переоценить роль государства в финансировании НИ-ОКР, поскольку оно обладает несомненно большими финансовым возможностями по сравнению с частным бизнесом и выстраивает стратегические приоритеты развития страны. С другой стороны, процесс создания и внедрения инноваций подвержен влиянию огромного числа рисков и зачастую не позволяет получить ожидаемые результаты. Эмпирические исследования подтверждают, что лишь небольшая часть инновационной деятельности результативна [7-9].
Интересен в этом отношении опыт КНР Правительство Китая рассматривает технологические инновации в высокотехнологичных отраслях как новую движущую силу национальной экономики. В стране реализуется целый комплекс крупных научно-технических программ, направленных на создание
и упрочнение позиций высокотехнологичных производств. В их числе Национальная программа исследований и разработок в области высоких технологий (Программа 863), «Факел» (China Torch), «Сделано в Китае 2025» (Made in China 2025). Благодаря реали -зации стратегических инициатив, восприятие Китая как сборочного производства должно быть смещено в сторону мирового лидера в области инноваций. Такую расстановку приоритетов можно увидеть в директиве правительства страны об изменении идентификатора «сделано в Китае» (made in China) на «создано (разработано, придумано) в Китае» (created in China).
Первой из крупных научно-технических программ, нацеленных на развитие высокотехнологичных отраслей, была «Программа 863», инициированная в марте 1986 г. и сосредоточенная на развитии инновационного потенциала в высокотехнологичных отраслях. Два года спустя, в 1988 г., была запущена программа Torch, которую специалисты называют самой важной программой для развития высокотехнологичных отраслей Китая [12]. Ее реализация сопряжена с привлечением иностранных инвесторов путем создания совместных высокотехнологичных предприятий. Программой предлагались финансовые стимулы для иностранных компаний, размещающих свои производства в стране, такие как минимизация административного вмешательства, налоговые каникулы, доступ к современной инновационной инфраструктуре. В свою очередь, китайская сторона ожидала, что иностранные инвесторы передадут свои запатентованные технологии местным партнерам. К 2009 г. в 54 промышленных парках науки и техники Китая работало 53 692 технологических компании [11].
План «Сделано в Китае 2025» представляет собой десятилетний план промышленного развития, воплощающий переход от трудоемкого к наукоемкому производству. Мероприятия направлены на повышение качества продукции, производимой в Китае, создание собственных торговых марок, производственных мощностей за счет разработки передовых технологий, исследования новых материалов и производства ключевых деталей и компонентов основных продуктов. Статус приоритетных получили следующие
производства: информационные технологии, высокотехнологичное оборудование с ЧПУ, аэрокосмическое и авиационное оборудование, морское инженерное оборудование и производство высокотехнологичных судов, железнодорожное оборудование, энергосбережение, транспортные средства, электрооборудование, новые материалы, биомедицина и высокопроизводительное медицинское оборудование, а также сельскохозяйственное оборудование.
Реализация данных программ позволила получить рост выручки в высокотехнологичных отраслях с 1511 млрд юаней в 2002 г. до 5709 млрд юаней в 2008 г., а количество занятых выросло с 4,2 до 9,45 млн чел. Эти достижения улучшили качество жизни китайцев и заложили прочную основу для индустриализации и экономического развития следующего уровня. Наряду с быстрым ростом экспорта высоких технологий местные компании получили возможность развить собственный технологический опыт и добиться международного успеха. Более того, китайские компании начали перемещать сборочные производства в другие менее развитые страны, сохранив свои технологические и исследова -тельские центры в Китае [10].
Опыт Китая свидетельствует о важности государственных стратегических инициатив в достижении поставленных целей инновационного развития страны. При этом следует отметить, что наряду с финансовыми вливаниями важна планомерность и согласованность действий по достижению результатов всеми участниками процесса.
Умное будущее - это желанная цель для большинства людей и общества. Однако это не воображаемое будущее, это будущее в пределах досягаемости наших возможностей, особенно в эпоху цифровых технологий. Чтобы создать умное будущее, люди должны ставить перед собой амбициозные цели, мыслить за пределами очевидного и сообща работать на благо всего общества.
Список литературы
1. Галахов, Д. И. Проблемы инновационного развития высокотехнологичного сектора экономики России / Д. И. Галахов, Т. С. Колмыкова // Микроэкономика. -2012. - № 3. - С. 91-93.
2. Ершова, И. Г Оценка финансирования человеческого капитала регионов в условиях цифровизации / И. Г Ершова, О. В. Беляева, А. С. Обухова // Вестник
Северо-Кавказского федерального университета. -2020. - № 3 (78). - С. 14-24.
3. Зеленов, А. В. Человеческий капитал в цифровой экономике: тенденции развития, особенности измерения, возможности управления : монография / А. В. Зеленов, Е. А. Мерзлякова, Т. С. Колмыкова ; под ред. Т. С. Колмыковой. - Курск, 2021.
4. Колмыкова, Т. С. Инновационные аспекты формирования и развития высокотехнологичного сектора национальной экономики / Т. С. Колмыкова, О. Г Артемьев // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2017. - № 1 (58). - С. 44-47.
5. Колмыкова, Т. С. Новое качество человеческого капитала в контексте цифровой трансформации экономического пространства / Т. С. Колмыкова, А. В. Зеленов // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2020. - Т. 1. - № 4. - С. 4-8.
6. Колмыкова, Т. С. Исследование тенденций развития цифровой экономики в России на основе междуна -родных рейтингов / Т. С. Колмыкова, К. Ю. Халамеева, А. В. Зеленов // Инновации и инвестиции. - 2019. -№ 3. - С. 29-31.
7. Мерзлякова, Е. А. Циркулярное воспроизводство и экологические инновации в обеспечении устойчивого роста региональной экономики / Е. А. Мерзлякова, Т. С. Колмыкова // Регион: системы, экономика, управление. - 2019. - № 3 (46). - С. 104-111.
8. Обухова, А. С. Особенности управления инновационным процессом / А. С. Обухова, Э. В. Ситникова // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2019. - № 2 (71). - С. 57-61.
9. Устаев, Р. М. О механизме стратегического партнерства государства и бизнес-структур в рамках развития цифровой экономики / Р. М. Устаев, М. Н. Устаева, О. В. Бережная // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2020. - № 5 (80). - С. 110-116.
10. Athukorala P-C. The rise of China and East Asian export performance: is the crowding-out fear warranted? // World Economy, 2009, vol. 32, no. 2, pp. 234-226.
11. Hu A.G. Technology parks and regional economic growth in China // Research Policy, 2007, vol. 36, no. 1, pp.76-87.
12. Liu C.Y. Governments role in developing a high-tech industry: the case of Taiwan's semiconductor industry // Technovation, 2003, vol. 13, no. 11, pp. 299-309.
References
1. Galakhov D.I., Kolmykova T.S. Problems of innovative development of the high-tech sector of the Russian economy, Microeconomics, 2012, no. 3, pp. 91-93.
2. Ershova I.G., Belyaeva O.V., Obukhova A.S. Assessment of financing the human capital of regions in the context of digitalization, Bulletin of the North Caucasus Federal University, 2020, no. 3 (78), pp. 14-24.
3. Zelenov A.V., Merzlyakova E.A., Kolmykova T.S. Human capital in the digital economy: development trends, measurement features, management capabilities: monograph / ed. T.S. Kolmykova. Kursk, 2021.
4. Kolmykova T.S., Artemiev O.G. Innovative aspects of the formation and development of the high-tech sector of the national economy, Bulletin of the North Caucasus Federal University. 2017. No. 1 (58). P. 44-47.
5. Kolmykova T.S., Zelenov A.V. New quality of human capital in the context of digital transformation of the economic space, Economics and Management: Problems, Solutions. 2020, vol. 1, no. 4, pp. 4-8.
6. Kolmykova TS, Halameeva K.Yu., Zelenov A.V. Research of trends in the development of the digital economy in Russia based on international ratings, Innovations and investments, 2019, no. 3, pp. 29-31.
7. Merzlyakova E.A., Kolmykova T.S. Circular reproduction and environmental innovations in ensuring sustainable growth of the regional economy, Region: systems, economics, management, 2019, no. 3 (46), pp. 104-111.
8. Obukhova A.S., Sitnikova E.V. Features of management of the innovation process, Bulletin of the North Caucasus Federal University, 2019, no. 2 (71), pp. 57-61.
9. Ustaev R.M., Ustaeva M.N., Berezhnaya O.V. On the mechanism of strategic partnership between the state and business structures in the framework of the development of the digital economy, Bulletin of the North Caucasus Federal University, 2020, no. 5 (80), pp. 110-116.
10. Athukorala P-C. The rise of China and East Asian export performance: is the crowding-out fear warranted? World Economy, 2009, vol. 32, no. 2, pp. 234-226.
11. Hu A.G. Technology parks and regional economic growth in China, Research Policy, 2007, vol. 36, no. 1, pp.76-87.
12. Liu C.Y. Governments role in developing a hightech industry: the case of Taiwan's semiconductor industry, Technovation, 2003, vol. 13, no. 11, pp. 299-309.