10.Эриксон Э. Детство и общество — СПб.: Изд-во «Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996.
11. Maccoby Е.Е. Role taking in childhood and its consequences for social learning It Child develop.
1959.V.30.
12.Frydenberg, E. Adolescent Coping. Theoretical and Research Perspectives. Routhledge. London andN.Y. 1997.
E.B. КУФТЯК ИССЛЕДОВАНИЕ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В СЕМЕЙНОЙ ГРУППЕ
Семья как малая социальная группа выступает одним из специфических типов малой группы. Анализируя проблемы и перспективы социально-психологических исследований семьи ряд авторов [3; 4; 11] выделили следующие принципиальные отличия семьи от других малых групп: закрытость; гетерогенность состава; наличие супружеской пары, взаимоотношения в которой в значительной мере определяют характер взаимодействия в ссмьс; многосторонность и значимость семейных отношений, их взаимосвязь; наличие не одной, а ряда общесемейных целей, которые могут изменяться в процессе развития семьи; включенность в нее представителей разных поколений и гораздо больший срок близкого знакомства между ее членами, чем в других группах; отсутствие в семье связи совместной деятельностью, как в других группах; особая открытость, уязвимость членов семьи. Именно эти отличия определяют специфичность семьи как социальной системы.
Высокая значимость внутрисемейных отношений для членов семьи обусловливает и высокую степень готовности сохранения целостности семейной системы. Целостность как таковая является одним из наиболее специфических признаков социальной группы как системы. Целостность есть такая характеристика группы, которая одновременно означает порождение собственно групповой реальности. Следовательно, можно предположить наличие в группе определенных механизмов, направленных на поддержание и сохранение ее целостности. К формам групповой защитной активное™ относится групповая психологическая защита и совместный копинг (communal coping).
В семейной группе к групповой защитной активности относи гея семейное совладание. Се-
мейное совладание - это выбор стратегий действий более чем одного члена семьи в ответ на переживаемое внутреннее напряжение одного или нескольких членов семьи либо семейную дис-функциональноеть (стрессовые нарушения гомеостаза семьи), способствующих сохранению, восстановлению и / или контролю семейной целостности [1; 8; 9]. Семейное совладание мы определяем как усилия, определенные действия членов семьи в поиске сохранения целостности семьи.
Учитывая значимость проблемы групповой защитной активности, ее недостаточную теоретическую разработанность, мы попытались осуществить свой подход к этой проблеме. Нами проведено исследование, направленное на изучение структуры семейного совладания в семейной группе. Эмпирическую базу исследования составили 294 человека (147 супружеских пар), которые были разделены на 4 группы в соответствии с этапами жизненного цикла семьи: формирующаяся семья, без детей (п — 54); молодая семья на этапе принятия факта появления в семье ребенка (п = 92); семья с дошкольником (п = 36); семья с подростком (п = 100). В исследовании нами использовались методики: методика многомерного измерения копинга «Хопинг-поведение в стрессовых ситуациях» Н. С. Эндлера, Дж. А. Паркера (CISS, Coping Inventory for Stressful Situations, 1990), надежно измеряющая три основных стиля совладающего поведения (проблемно-ориентированный копит; направлен на разрешение проблем и трудностей; эмоцио-нально-ориентированный копинг, ориентирован на эмоции; копинг, ориентированный на избегание, включающий отвлечение и социальное отвлечение), адаптация Т. Л. Крюковой [6]; опросник «Супружеский копинг» М, Боуман {MCI,
158
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, том 14
© Е.В. Куфтяк, 2008
Marial Coping Inventory, 1990), измеряющий пять стратегий совладения в супружеских отношениях (конфликтный стиль, самообвинение, позитивный стиль, этистический стиль, избегание), адаптация Е. В. Куфтяк [7; 10].
Достоверность полученных данных обеспечивалась соответствующим выбором методов статистической обработки данных (пакет SPSS). Статистические процедуры обработки данных осуществлялись с участием канд. психол. наук, доцента факультета психологии СПбГУ А.Д. -Наследова.
На первом этапе нами оценивался выбор супругами стратегий и их согласованность при столкновении с трудностями, Согласованные или компенсирующие действия супругов играют особую роль в совладающем поведении семьи, выступая и копинг-ресурсом в преодолении трудных жизненных ситуаций., и показателем успешности функционирования всей системы семьи. Семья, в нашем понимании, выступает в качестве взаимосвязанной организации, в которой все структурные единицы взаимосвязаны и согласованны между собой, что помогает сохранять и поддерживать целостность. Супружеская диада, выступая центральным ядром семейной организации, через объединение и согласованность целей, действий и результатов активности супругов осуществляет социально-поддержива-ющий процесс целостности.
Исследователями выделено два типа отношений в любой организации, которой в свою очередь является и семья [13]. Это симметричные отношения - обшение на равных, на одном уровне иерархической лестницы. И это комплементарные, иерархические отношения, по типу начальник - подчиненный.
Совместную активность супругов на этапе формирующейся семьи мы обозначили как симметрическое копинг-поведение пары, выражающееся в согласованности использования стратегий совладания. Так, мы обнаружили, что выбор позитивною стиля, самообвинения и эгоизма в совладании с трудностями супругами соотносится друг с другом (р < 0.01). В семьях, находящихся на других этапах развития, совпадающее с трудностями поведение супругов характеризуется возмещением недостающей активности в одним из супругов или уравновешиванием непродуктивной активности одного супруга активностью другого, что свидетельствует о камтемен-
тарном копинг-поведении супружеской пары. При этом типе поведения один из партнеров находится в более «успешной / адаптивной» позиции, чем другой. Позитивность мужа (р< 0.05) компенсирует или конфликтность супруги (на этапе появления ребенка) или ее эгоистичный настрой (на этапах семьи с дошкольником и подростком) или уход женщины от трудностей (на этапе семьи с подростком), что в целом отражает картину социально-поддерживающей активности в супружеской парс.
На втором этапе для выявления структурных компонентов стилей семейного совладания применялся факторный анализ по методу главных компонент с последующим Уаптах-вращением. Критерий адекватности выборки Кайзера-Мей-ера-Олкина равен 0.603, что соответствует степени удовлетворительной адекватности применимости факторного анализа. В указанной выборке факторизовалась корреляционная матрица взаимосвязей 16 показателей: основных стилей совпадающего поведения и стратегий совладания в супружеских отношениях. В итоге было извлечено три наиболее значимых факгора (см. табл.). Статистическая значимость процедуры на уровне р < 0.0001 указывает, что выделено достаточное количество факторов.
Первый фактор (14,3 % обшей дисперсии переменных) наиболее представителен по числу показателей, присущих мужу, а также включает в себя только показатели супружескою юо-пинга. Среди них доминируют характеристики конфликтного и эгоистического поведения, избегание. С тем же знаком в составе этого однополярного факгора - самообвиняющая стратегия мужа и эгоизм жены. Стиль, связанный с выделенной структурой и данными испытуемыми, может быть охарактеризован как стиль семейного совладания с высокой эмоционалъно-эксп-рессивной активностью с преобладанием мужского реагирования.
Структура данного стиля семейного совладания согласуется с большим массивом данных, свидетельствующих о том, что стиль, ориенти-рованный на эмоции, связан с фактором пола. Так, эмоционально-ориентированный копинг значительно чаще выбирается женщинами, нежели мужчинами. В мире взаимоотношений людей существует «запрет» на выражение мужчинами ряда эмоций и чувств. Дж. Грей описал этот факт следующими словами: «Когда марси-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювепология. Социокинстика, № 4, 2008
159
анин расстроен, он никогда не скажет, что его беспокоит. Он ни за что не станет обременять другого марсианина своими проблемам...» [2, с. 483]. Па наш взгляд, выявленный стиль семейного совладания связан как с полоролевыми аспектами, так и социальными [5].
Второй фактор (12,3 %) по своей структуре биполярен. В него входят показатели самооб-виняющего и конфликтного поведения, стратегия избегания жены и ориентированного на избегание копинга мужа. В оппозиции этой группе признаков - проблемно-разрешающий стиль совладания мужа и жены. В целом данный фактор можно охарактеризовать, на наш взгляд, как пробл&мно-преобразовывающий етшъ семейно-IX) совладания обусловленный проблемно-ориентированным разрешением супругами трудностей и невыраженной эмоционально-избегающей активностью супружеской пары, Выявленный нами стиль указывает на согласованность супругов в ориентации на разрешение проблем. Проблемно-преобразовывающий стиль выступает как групповой процесс совладания в семье.
Третий фактор (11,65 %) является биполярным. С положительным знаком и высокой на-фузкой в его составе представлены показатели позитивной стратегии в супружеских отношениях и стиля фокусирующего на эмоциях обоих супругов. В оппозиции этой группе признаков -показатели копинга, ориентированного на избегание жены. Таким образом, данная структура основана на выборе супругами эмоциональности и позитивности в разрешении трудностей. Данный стиль семейного совладания можно охарактеризовать как стиль сочетания эмоционально-позитивной включенности. Более ранние данные проводимого нами исследования позволяют говорить об особой роли эмоционально-ориентированного совладания в семье. Обнаруженная согласованность копинг-усилий супругов в ориентации на эмоции подчеркивает специфичность именно семейного совладания.
На следующем этапе исследования мы провели однофакторный дисперсионный анализ (А1УОУЛ) для изучения влияния этапа жизненного цикла семьи на выраженность выделенных нами стилей семейного совладания. Характер выявленных различий представлен на диаграмме.
Из полученных данных можно сделать вывод, что только эмоционально-позитивный стть
совладания статистически различается на этапах жизненного цикла ссмьи. Данный стиль семейного совладания более выражен в формирующейся семьи, чем у супругов на этапе появления нового члена семьи (р < 0.000), семьи с дошкольником (р < 0.000) и семьи с подростком (р < 0.000). Наименее выражен эмоционально-позитивный стиль семейного совладания в семьях с подростком, по сравнению с семьями на этапах семьи с дошкольником (р < 0.001) и семьи с подростком (р < 0.04). Так, использование позитивности и ориентация на эмоции супругами при совладании имеет разные уровни. Наши данные созвучны с результатами автора методики М. Боуман, которая в своем исследовании приходит к выводу, что на ранних этапах функционирования семьи, в отличие от средних лет брака, характерно частое использование именно позитивного подхода [12],
Проанализировав выделенные с помощью факторного анализа стили семейного совладания и их структуру, согласованность совладания в супружеской диаде, мы пришли к следующим выводам: в семейной группе муж и жена совладают с трудностями как единое цеюе\ согласованность совладания супружеской пары при столкновении с трудностями находится в континууме сходство — комплементарностъ; ориентация супругов на эмоции при совладании выступает в качестве специфической особенности семейной реальности. Таким образом, семейное совладание выступает тем феноменом, который позволяет семье функционировать как единому целому, обладающему определенной структурой.
Библиографический список
1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии.
- СПб. : Речь, 2004.
2. Грей Д. Мужчины - с Марса, женщины -с Венеры // Межличностное общение: Хрестоматия. — СПб. ; Питер, 2001.
3. Варга А.Я., Будинайте Г.Л. Теоретические основы системной семейной терапии // Системная семейная терапия: классика и современность / сост, и науч. ред. A.B. Черников. - М., 2005. - С. 11-60.
4. Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е. Социальнопсихологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Вестник Моск. ун-та: Сер. 14. Психология. — 1985. — № 4. - С. 10-20.
ЕЖ Вестник КГУ им. H.A. Некрасова ♦ 2008, том 14
Таблица 1
Факторная структура показателей основного и супружеского стилей совладающего поведения в выборке 147 супружеских пар (294 испытуемых)
№ Диагностический показатель Факторы после вращения
1 2 3
1 Проблемно-ориентированный копинг мужа -0.556
2 Проблемно-ориентированный копинг жены - 0.462
3 Эмоционально-ориентированный копинг мужа 0.518
4 Эмоционально-ориентированный копинг жены 0.404
5 Копинг, ориентированный на избегание мужа 0.476
6 Копинг, ориентированный на избегание жены - 0.305
7 Конфликтный стиль мужа 0.727
8 Конфликтный стиль жены 0.552 .
9 Самообвинение мужа 0.556 ^ .
10 Самообвинение жены 0.627
11 Позитивный стиль мужа 0.650
12 Позитивный стиль жены 0.666
13 Эгоистический стиль мужа 0.683
14 Эгоистический стиль жены 0.406
15 Избегание мужа 0.699
16 Избегание жены 0.394
Диаграмма
Динамика стилей семейного совладания на разных этапах жизненного цикла семьи
-♦— Фактор 1
- Фактор 2 •А— Фактор 3
этап жизненного цикла семьи
5. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины — СПб. : Питер, 2002.
6. Крюкова Т.Л. О методологии адаптации опросника диагностики совладающего (копинг) поведения // Психология и практика: Сб. науч. тр. Вып. 1. / отв. ред, Соловьева В.А. - Костро-
ма : КГУ им. Н.Д. Некрасова, 2001. - С. 66-72.
7. Куфтяк Е. В. Совладающее поведение в контексте семейных трудностей // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социо-кинетика. -2007. — Том 13. — № 2. - С. 144-149.
8. Куфтяк Е. В. Совладающее поведение се-
Педагогика Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 4, 2008
161
мьи как групповой феномен // Материалы IV Всероссийского съезда РПО. 18 — 21 сентября 2007 года: В 3-х т. - М.; Ростов н/Д.: Изд-во «Кредо», 2007.-Т. 2.-С. 171
9. Куфтяк Е. В. Совладающее поведение супругов на разных этапах жизненною цикла семьи // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2008. - № 6.
10. Куфтяк Е, В. Супружеский коггинг: подходы, методы измерения, исследования // Материалы третьей Международной научной конференции «Психологические проблемы современ-
ной семьи». В 2-х частях. Часть 1 / под общ. ред. канд. психол. наук А. Г. Лидерса. - М., 2007. -С. 517-523.
11. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И. М. Семейиый диагноз и семейная психотерапия. - СПб. : Речь, 2003.
12. Bowman M.L. Coping efforts and marital satisfaction measuring marital coping and its correlates //J. of Marriage and the Family. - 1990. -Vol. 52.-P.463 -473.
13. Haley J. Problem Solving Therapy. - San Francisco, California: Jossey-Bass Publishers, 1987.
С. А. ХАЗОВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ И СОВЛАДАНИЕ С ТРУДНОСТЯМИ
Современная социальная действительность делает трудные ситуации важными элементами взаимодействия человека с окружающим миром. Однако субъективным, индивидуальным является как понятие «трудная ситуация», так и наиболее типичный для каждой конкретной личности способ взаимодействия с трудной ситуацией.
Анализ своеобразия личности, когнитивной и потребностно-мотивационной сфер одаренных людей, их высокий интеллект и хорошо развитые творческие способности, умение переносить опыт из одной области знаний в другую, стремление к философскому осмыслению и анализу разнообразных точек зрения, самостоятельность и независимость оценок, внутренний локус контроля» высокая интеллектуальная активность и т.д. позволяют нам выдвинуть предположение о том, что совладающее поведение одаренных также будет отличаться своеобразием. Это своеобразие может выражаться как в выборе стратегий, так и в использовании отличных от других групп ресурсов для преодоления трудностей. Здесь уместно вспомнить о том, что «одарен не ум человека, одарена личность».
Таким образом, целью нашего исследования являлось изучение специфики совл а дающего поведения одаренных старшеклассников и тех специфических ресурсов, которые делают их совл адание достаточно эффективным.
Любому исследователю, занимающемуся
изучением детей, обладающих незаурядными способностями, приходится прежде всего решать вопрос об идентификации одаренности, что само по себе представляет сложную и многоаспектную проблему и является следствием принятия той или иной концептуальной модели одаренности. Опираясь на теоретические положения “Рабочей концепции одаренности” (1998), мы будем считать одаренным старшеклассника, который отличается прежде всего качественным своеобразием когнитивных процессов, особенностями потребностно-мотивационной сферы, демонстрирует высокие интеллектуальные достижения, а также имеет уровень развития интеллекта и креативности выше возрастной нормы. Под интеллектуальными достижениями мы имеем в виду участие в олимпиадах, днях пауки и научно-практических конференциях разного уровня от школьных до всероссийских.
Поэтому принятие решения о наличии или отсутствии одаренности требует учета наряду с психометрическими показателями экологически валидных качественных критериев. В связи с этим напомним, что:
-во-первых, результаты психометрических тестов не могут быть использованы в качестве критерия для принятия решения об одаренности,
- во-вторых, результаты тестирования сильно зависят от ситуации тестирования, эмоцио-
162
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, том 14
©С.А. Хазова, 2008