УДК 316.62
Л. Ф. Тихомирова, Т. В. Макеева, В. Н. Гурьянчик
Исследование социальных стереотипов феминности у обучающихся военных и гражданских вузов
В статье представлены результаты исследований, проведенных авторами, по проблеме формирования стереотипов феминности у студенток и курсантов-девушек. На основе анализа научной литературы рассмотрен механизм формирования представлений о семейных ценностях у современной молодежи. Отношение к семье и сами семейные отношения имеют особое значение в социализации девушек и могут приводить к разнообразным, как конструктивным, так и негативным, проявлениям в поведении, отражаясь на результатах профессиональной деятельности, общении, психическом здоровье. Результаты социологических и психологических исследований студенток педагогического вуза и курсантов-девушек позволяют сделать выводы о необходимости внедрения в учебный процесс вузов различного профиля специально организованных мероприятий (тематических занятий, тренингов, дискуссий, творческих конкурсов, научно-исследовательских работ и т. д.), направленных на преодоление гендерной схематизации и формирование позитивных семейных ценностей и демографического (репродуктивного) поведения современной молодежи.
Ключевые слова: демографическое поведение, семейные ценности, стереотипы маскулинности, стереотипы феминности (фемининности), смысложизненные ориентации.
L. F. Tikhomirova, T. V. Makeeva, V. N. Guryanchik
Research of Social Stereotypes of Femininity of Military and Civil Higher Education Iinstitutions Students
Results of the researches conducted by authors on the problem of formation of femininity stereotypes of woman-students and woman-cadets are presented in the article. On the basis of the analysis of scientific literature the mechanism of ideas formation of family values in modern youth is considered. The attitude towards the family and the family relations are of particular importance in socialization of girls and may bring to various, both constructive, and negative manifestations in behaviour, affecting results of professional activity, communication, mental health. Results of sociological and psychological researches of pedagogical higher education institution woman-students and woman-cadets allow us to draw conclusions that it is necessary to introduce specially organized actions (thematic lessons, trainings, discussions, creative competitions, research works, etc.) into the educational process of higher education institutions of various profile, which are directed to overcome gender schematization and formation of positive family values and demographic (reproductive) behaviour of modern youth.
Keywords: demographic behaviour, family values, masculinity stereotypes, femininity stereotypes (femaleness), life-purpose orientations.
Проблема отношения к семейным ценностям в настоящее время приобрела особую актуальность. Она непосредственно связана с задачей укрепления семьи, воспитания подрастающего поколения, решением важнейшей для российского государства демографической проблемы. Произошедшие в последние десятилетия коренные социальные изменения существенно сказались на отношении к семье как духовной ценности. По мнению ряда исследователей (А. И. Антонов, В. А. Борисов, В. М. Медков, Н. Г. Марковская и др.), эти изменения являются выражением кризиса семейного образа жизни, в структуре личности доминантными становятся внесемейные ценности. Показательными в этом отношении является увеличившееся число распадающихся семей. Достаточно четко намечается тенденция
уменьшения потребности семьи в детях, что сказывается на демографической ситуации, сложившейся в ряде стран.
Феномен ценностно-смыслового отношения к семье непосредственно связан с проблемой смысла жизни и смысложизненных ориентаций. Сфера семейной жизни является важной проблемой психолого-педагогических и социологических исследований. Семейная сфера служит значительным фактором развития других сфер жизни общества и вместе с тем одним из важнейших индикаторов ситуации в обществе. Существенным аспектом развития данной сферы в настоящее время является формирование ценностного отношения к семье у нынешнего поколения российской молодежи.
© Тихомирова Л. Ф., Макеева Т. В., Гурьянчик В. Н., 2017
Сформированность представлений о семейных ценностях и демографических установках связана с тендерными предпочтениями и стереотипами. На сегодняшний день недостаточно исследована проблема влияния тендерных стереотипов на семейные, супружеские отношения. Гендерные особенности обуславливают различия в ролевых установках, отношении к различным сторонам семейной жизни. Для женщин главными социально-половыми ролями в соответствии со стереотипом являются роли семейные (мать, воспитательница, домохозяйка), для мужчин -профессиональные. Успешность мужчины, согласно стереотипному восприятию, оценивается по его профессиональным достижениям, женщины - по наличию семьи и детей. Маскуллиность и феминность - генетически заданные свойства психики, которые формируются под влиянием социальных факторов. «Феминная гендерная роль предписывает женщинам быть заботливыми, эмоциональными, чувствительными к интересам и проблемам других людей. Маскулинная гендерная роль требует от мужчин активности, агрессивности, доминирования, амбициозности» [11].
Объектом исследования являются социальные стереотипы феминности (представления о семейной жизни) у студенток педагогического вуза и курсантов-девушек высшего военно-учебного заведения.
Цель исследования - изучить представления студенток педагогического вуза и курсантов-девушек высшего военно-учебного заведения о семейных ценностях.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
1. Рассмотреть механизм формирования социальных стереотипов феминности и представлений о семейных ценностях у обучающихся вузов.
2. С помощью социально-психологических методик изучить представления студенток и курсантов-девушек о семейной жизни.
3. Проанализировать результаты исследований, провести сравнительный анализ.
Современная российская молодежь как социальная группа неоднородна по своему составу. Особое положение в структуре молодежи занимает студенчество, которое, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, социальным поведением и психологией, системой ценностных ори-ентаций.
Социологические исследования ценностного отношения к семейной жизни студенческой молодежи в возрасте от 17 до 23 лет, проведенные А. А. Левиной, показали, что «значение семьи в системе ценностей современной молодежи недостаточно высоко. Так как для молодежи на первое место выходит создание успешной карьеры. Большая часть респондентов считает подходящим возрастом для вступления в брак 24-29 лет (49,3 % опрошенных), на втором месте 18-23 (39,3 %)» [4].
Студенческая молодежь не торопится зарегистрировать свои отношения. Большинство опрошенных считают, что гражданский брак - это неплохо, если устраивает обоих (32,7 %); 20,7 % респондентов отмечают, что не хотели бы состоять в таких отношениях. Рождение ребенка почти не является обязательным условием регистрации брака (48 %), все зависит от конкретной ситуации (46 %). Данные факты позволяют судить о том, что студенческая молодежь не стремится создать семью, продолжить род - для нее главным в данном возрасте остается учеба, карьера.
Распределение ролей в семье остается традиционным. Функции главы семьи, по мнению большинства респондентов, должен исполнять мужчина (58,7 %), муж должен зарабатывать больше, чем жена (55,3 %). Следует отметить, что мужчины, отвечая на вопрос о том, кто должен быть главой семьи, в большинстве случаев выбирали ответ «муж» или «вместе» и ни разу ответ «жена», а женщины - «муж», «жена» и «вместе».
Исследование показало, что основными причинами вступления в брак являются желание иметь рядом человека, который поддержит в любой жизненной ситуации (7,58 %), иметь детей, чтобы продолжить род (7,35 %), и желание не расставаться с любимым человеком (7,16 %). На последнем месте стоит такая причина, как престижность брака (2,83 %). Основными негативными сторонами семейной жизни, по мнению студентов, является неизбежность ссор и конфликтов (0,57 %), быт (0,37 %) и однообразие (0,37 %).
Современная молодежь превыше всего ставит независимость и карьеру, достижение высокого статуса. Семья же планируется после создания успешной карьеры в далекой перспективе.
Приведем результаты исследования демографического поведения у студенток педагогического вуза, проведенного Л. Ф. Тихомировой и Т. В. Макеевой в 2014 г. в Ярославском государ-
ственном педагогическом университете им. К. Д. Ушинского на дефектологическом факультете [9, с. 147-154].
В опросе приняли участие 30 девушек - студентки первого курса (средний возраст 18,5 лет) и выпускного курса (средний возраст 22 года), входящие в категорию репродуктивного возраста. Учитывая демографическую ситуацию в России, следовало бы ожидать, что большинство из них стремится вступить в брак, иметь детей. Были получены следующие результаты: на первом курсе в браке не состоит ни одна из студенток. На пятом курсе 50 % опрошенных студенток состоят в браке, соответственно, 50 % не замужем (различия показателей у студенток первого и пятого курсов достоверны (Р < 0,05). Из студенток первого и пятого курсов, которые в браке не состоят, все 100 % планируют создать семью. Студентки первого курса планируют это сделать к последнему курсу или через 5 лет, а студентки пятого курса распределились следующим образом: 20 % хотят это сделать через год, 30 % - через 2-3 года, остальные - как получится.
Из состоящих в браке студенток пятого курса 60 % имеют 1 ребенка, еще 40 % беременны. О втором ребенке опрошенные студентки задумываются, но лишь через 5-10 лет. Считают, что необходимо все-таки работать по выбранной ими специальности и делать карьеру. Большинство незамужних студенток и первого и пятого курсов в перспективе хотели бы иметь детей, но речь идет лишь об 1-2 детях. Большую семью не хочет иметь никто. Среди демотиваторов рождаемости респондентами названы низкая заработная плата, жилищные проблемы, конфликты поколений, а также состояние здоровья. Соответственно, усилить мотивацию могут увеличение, в первую очередь, пособия по беременности и родам; затем - единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также возможность своевременно получить высококвалифицированную медицинскую помощь. Кстати, одним из мотивирующих факторов, который указывают студентки, желающие иметь более одного ребенка, является федеральная государственная программа «Материнский капитал», позволяющая молодым семьям, в первую очередь, улучшить жилищные условия.
Студенткам первого и пятого курсов были заданы вопросы, касающиеся демографических показателей. На первом курсе только 30 % сту-
денток осведомлены о сложившейся в России демографической ситуации, на пятом курсе этот показатель составил 70 % (Р < 0,05). Оценивают ситуацию как нормальную только 10 %, а 90 % -как тяжелую (в основном отмечают низкую рождаемость). 70 % опрошенных студенток первого курса и 30 % студенток пятого курса не осведомлены о сложившейся демографической ситуации, поэтому и не могут дать ей какой-либо оценки. Не смогли дать какой-либо оценки демографической политике государства 90 % опрошенных студенток первого курса. Среди опрошенных студенток пятого курса демографическую политику государства никак не смогли оценить 10 % (Р < 0,05), отрицательную оценку дали 80 %, удовлетворительную - только 10 %. Основными пожеланиями стали следующие: для повышения рождаемости государство должно увеличить размер пособий по уходу за ребенком, размер пособий по беременности и родам, оказывать помощь в получении жилья для семей с детьми.
Практически все опрошенные студентки среди важнейших демографических тенденций на современном этапе назвали дестабилизацию семейных отношений, рост числа разводов, высокий уровень конфликтности. Указаны следующие добрачные факторы риска: как ранний, так и слишком поздний возраст вступления в брак; разница в возрасте супругов более 10 лет; более высокий уровень образования жены; неравный социальный статус супругов; воспитание в неполной семье; отсутствие опыта общения с братьями и сестрами; добрачная беременность; отрицательное отношение родителей к браку; слишком короткий или слишком длительный период знакомства; наличие друзей противоположного пола у одного из будущих супругов.
Для сравнения в январе 2017 г. было проведено психологическое исследование в Ярославском высшем военном училище противовоздушной обороны Министерства обороны РФ. Выборку составили курсанты-девушки третьего курса в возрасте 19-21 года (количество опрошенных -20 человек). Данный возраст мы выбрали потому, что при исследовании девушек, находящихся на этапе планирования семьи, можно говорить о достаточно сформированной личности респондента со сложившимися системой ценностей и представлениями о семейной жизни, что позволяет получить более подробную информацию.
В соответствии с целью и задачами исследования был выбран комплекс методик:
1. Опросник «Жизненные ценности курсанта-девушки».
2. Методика самоотчета «Семья и профессия».
3. Вопросник Сандры Бэм по изучению маскулинности - фемининности.
В процессе разработки методов исследования мы также опирались на комплекс методик для измерения ориентиров внутренней позиции курсанта, разработанных С. Д. Некрасовым и Ф. В. Мальчинским [6].
Особенности представлений о будущей семье на понятийном уровне определялись с помощью опросника «Жизненные ценности курсанта-девушки». Из представленного списка ценностей курсант должна выбрать по иерархии наиболее важные и значимые для нее ценности: обучение в военном вузе, физическая подготовка, соблюдение воинской дисциплины, создание собственной семьи, материальная независимость, будущая профессия, здоровье, отношение с противоположным полом и др.
Разработанная нами методика самоотчета «Семья и профессия» проводится по актуальным вопросам профессионального самоопределения в письменной форме индивидуально с каждым курсантом-девушкой. Данная методика позволяет выявить степень осознания ответственности девушкой в выборе будущей профессии и возможных рисков и барьеров в создании собственной семьи. На основе полученных данных нами был проведен анализ понятийных представлений о данной проблеме, что позволило выявить наиболее и наименее значимые факторы, влияющие на представления о будущей семье.
Произошедшие в последнее время изменения в институте брака влияют и на сознание военнослужащих, их процесс семейного самоопределения.
По итогам опроса нами получены следующие результаты: на третьем курсе ни одна из курсанток не состоит в браке. Из опрошенных 80 % (16 человек) планируют создать семью к последнему курсу или не ранее чем через 5 лет, у остальных пока нет четкой позиции.
О ребенке опрошенные курсанты-девушки задумываются, но лишь через 5-10 лет. Считают, что необходимо все-таки работать по выбранной ими специальности и делать карьеру. Большинство из курсантов-девушек в перспективе хотели бы иметь детей, 70 % опрошенных (14 человек) -1-2 детей, большую семью хотят иметь всего 30 % опрошенных (6 человек). Курсанты-
девушки хорошо осведомлены о сложившейся в России демографической ситуации, оценивают ее как нормальную только 20 %, а 80 % - как тяжелую (в основном, отмечают низкую рождаемость). Среди демотиваторов рождаемости респондентами названы низкая заработная плата, жилищные проблемы, конфликты поколений, а также состояние здоровья. Соответственно, усилить мотивацию может увеличение пособия по беременности и родам; единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также возможность своевременно получить высококвалифицированную медицинскую помощь.
По результатам методики самоотчет «Семья и профессия» были получены следующие ответы:
«Почему Вы выбрали профессию военнослужащего?»
— престиж профессии, перспективы в будущем, нравится военная служба - 15 человек;
— случайное стечение обстоятельств - 5 человек.
«Чем статус женщины-военнослужащей отличается от гражданского статуса?»
— высокий статус, уважение в обществе, социальная защита - 18 человек;
— затруднились ответить на вопрос - 2 человека.
«Когда планируете создать свою семью? Что для этого необходимо?»
— хотелось бы сейчас - 1 человек;
— планирую только после 2-3 лет службы - 3 человека;
— после окончания вуза - 16 человек.
«Какие препятствия, связанные с будущей профессией, могут помешать в создании семьи?»
— ничто не может помешать, главное любовь и взаимопонимание - 2 человека;
— трудности военной службы, тяжелый график работы у женщин-военнослужащих, дистантные семьи (имеют в виду разные места службы супругов, то есть предполагают, что супруг - также военнослужащий) - 18 человек;
«Знаете ли Вы примеры семей военнослужащих среди знакомых и родственников? Охарактеризуйте взаимоотношения в этих семьях. Что, по вашему мнению, повлияло на успешность/неуспешность их семейной жизни?»
— не знают примеров из жизни семей военнослужащих - 14 человек;
— знают положительные примеры - 2 человека;
— как положительные, так и отрицательные -1 человек;
— примеры неуспешных семей, трагедий - 2 человека.
В целях определения гендерной идентичности, гендерных стереотипов нами было проведено исследование среди курсантов-девушек по методике «Фемининность - маскулинность» Сандры Бэм.
По результатам тестирования выявлено следующее:
— признаки маскулинности - 3 человека;
— андрогинности - 3 человека;
— фемининности - 14 человек.
Результаты методики С. Бэм показали, что
курсанты-девушки высоко оценивают свои женские качества - фемининность. Вместе с тем методом наблюдения выявлено, что за период обучения от первого к третьему курсу у девушек формируются черты поведения, противопоказанные в семейной жизни и наносящие вред репродуктивному здоровью. Это стремление к лидерству, доминированию в отношениях с юношами, напористость, иногда грубость, нередко проявление агрессивных интонаций в общении.
Таким образом, выявлены явные противоречия в ориентациях на семью, карьеру и готовность к реализации своих стремлений. Анализируя мнение курсантов-девушек о предназначении женщины, отметим, что доминируют гендерные стереотипы о важной роли материнства. В целом следует акцентировать внимание на явных противоречиях в представлениях курсантов-девушек о своем предназначении, бедность ролевых функций, а также преобладание гендерных стереотипов, которые, как показывают многочисленные исследования по семейной психологии, служат основой семейных конфликтов и разводов.
Таким образом, нами установлена необходимость осуществления гендерного воспитания курсантов, особенно усиленная в отношении девушек.
Также в период обучения в вузе на сознание курсантов влияет установка о том, что при вхождении в систему ВС РФ им не избежать в своей жизни реализации традиционной схемы «муж -добытчик, а жена сидит дома и воспитывает детей». Исходя из такой логики, получается, что в случае брака с военнослужащим вероятность са-
мореализации женщины (ее личностного и профессионального роста) падает в прямой пропорциональной зависимости от удаленности военной части от крупных населенных пунктов. В связи с этим возникает проблема психологической поддержки курсантов, повышения их психологической грамотности в вопросах построения межличностных отношений, подготовки к созданию семьи.
За время обучения курсантов в вузе происходит один из этапов их личностного становления, интенсивного развития сознания, рефлексии, самосознания (Я-концепции), построения картины мира, поиска себя в нем. На этом этапе осуществляется планирование, прогнозирование будущей жизнедеятельности, решение ряда экзи-стенциональных проблем (в том числе, связанных с построением собственной семьи), планирование профессионального роста, реализуются притязания личности, а также происходит преобразование мотивации, системы ценностных ори-ентаций, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией. Поступление в военный вуз влечет за собой смену социальной роли личности, социального окружения, требует преодоления прежних стереотипов и усиления внутренней мотивации учебной деятельности, перестройки функциональных систем, ответственных за ее выполнение, развития волевых качеств, ответственности. В этот период курсанты переживают и осознают ряд противоречий социального и психологического характера, в процессе разрешения которых происходит в том числе формирование готовности к браку. Особое значение в этом аспекте приобретает проблема готовности курсанта-девушки ко вступлению в брак.
Если сравнить результаты анкетирования студенток и курсантов-девушек, то общими проблемами можно назвать недостаточно высокую оценку своих юридических и экономических знаний. Примерно на таком же уровне психофизиологические знания. У студенток педагогического вуза выше психолого-педагогические знания, в отличие от курсантов-девушек.
В целом желание вступить в брак выше у курсантов-девушек, студентки не торопятся регистрировать брак, рожать детей, карьера на первом плане. Таким образом, у курсантов-девушек в большей степени сформирована классическая модель брака, что связано, вероятно, с ранним отрывом от родительской семьи, принятием ответственности в соответствии с новым профес-
39
сиональным статусом. Этот факт влияет на содержание и динамику семейного самоопределения курсантов-девушек. Несмотря на сложность профессии военнослужащего, карьера и самореализация в представлении курсантов-девушек предполагает наличие семьи и детей, их не останавливают трудности, связанные с бытом и материнством.
Таким образом, особое звучание приобретают вопросы социальной защиты военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, особенно, женщин-военнослужащих. Общеизвестно, что чем выше степень социальной защиты данной категории граждан, тем крепче, надежнее и безопаснее любая армия. Эта истина не требует доказательств. «Сегодня для дальнейших шагов вперед в деле социальной защиты военнослужащих, как и в большинстве других вопросов, необходим ретроспективный взгляд на зарождение и развитие» [8, с. 3]. Анализируя проблему семейных ценностей у молодого поколения военнослужащих, мы затрагиваем еще более глобальный вопрос, касающийся социальной политики современного государства.
Результаты проведенного исследования доказывают важность специально организованной работы в педагогическом и военном вузах со студентками и курсантами-девушками по формированию семейных ценностей.
В процессе учебно-воспитательной работы необходимо использовать элементы ролевых игр и дискуссий, осуществлять просмотр и обсуждение художественных и документальных фильмов, посвященных созданию семьи, построению отношений; проводить тренинги и дискуссии, направленные на преодоление гендерной схематизации, на которых можно анализировать поступки и поведение юношей и девушек; осуществлять обсуждение произведений искусства, литературы, фильмов; проводить творческие конкурсы, выставки работ курсантов, посещать музеи и театры; творческие вечера, творческие задания; участвовать в научно-исследовательской работе по данной проблеме.
Библиографический список
1. Вопросник Сандры Бэм по изучению маскулинности - фемининности [Текст] // Практикум по гендерной психологии под ред. И. С. Клециной. - СПб., 2003. - С. 277-280.
2. Гейжан, Н. Ф., Браженская, Н. Е. Гендерное воспитание девушек в ведомственных вузах [Текст] / Н. Ф. Гейжан, Н. Е. Браженская // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 5. - С. 193-199.
3. Исследование готовности к браку у военнослужащих (курсантов и офицеров) [Текст] // Вестник МГОУ Серия «Психологические науки». - № 2. Том 1. - 2008. - М. : Изд-во МГОУ - 154 с.
4. Левина, А. А. Семья в системе ценностей современной молодежи: социологический анализ [Электронный ресурс] / А. А. Левина // Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации», 2016. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/28016 (дата обращения 20.01.2017).
5. Медков, В. М. Демография [Текст] : учебник /
B. М. Медков. - М. : ИНФРА-М, 2005. - 576 с.
6. Некрасов, С. Д., Мальчинский, Ф. В. Самолет. Офицер. Семья: комплекс методик для измерения ориентиров внутренней позиции курсанта [Текст] /
C. Д. Некрасов, Ф. В. Мальчинский. - Краснодар : ВУНЦ ВВС «ВВА», 2015. - 46 с.
7. Никитина, С. А. Воспитание девушек-курсантов в системе военного образования [Текст] / С. А. Никитина // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова 2016. - Том 22. - С. 160-163.
8. Современная российская семья: психологические проблемы и пути их решения [Текст] : монография / коллектив авторов. - М. : КНОРУС; Астрахань : АГУ, ИД «Астраханский университет», 2016. - 110 с.
9. Тихомирова, Л. Ф., Макеева, Т. В. Социологическое исследование демографического поведения студенток педагогического вуза [Текст] / Л. Ф. Тихомирова, Т. В. Макеева // Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития сборник научных статей : в 2 ч. Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева ; ответственный редактор И. П. Иванова, Т. В. Горбунова, Н. Н. Корочкова. -Чебоксары, 2015. - С. 147-154.
10. Хасанова, С. А. Стереотипы маскулинности и феминности в современном обществе [Электронный ресурс] / С. А. Хасанова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 20. -С. 1411-1415. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/54546.htm. (дата обращения 25.05.2017)
Bibliograficheskij spisok
1. Voprosnik Sandry Bjem po izucheniju maskulinnosti - femininnosti [Tekst] // Praktikum po gendernoj psihologii pod red. I. S. Klecinoj. - SPb., 2003. - S. 277-280.
2. Gejzhan, N. F., Brazhenskaja, N. E. Gendernoe vospitanie devushek v vedomstvennyh vuzah [Tekst] / N. F. Gejzhan, N. E. Brazhenskaja // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2011. - № 5. - S. 193-199.
3. Issledovanie gotovnosti k braku u voennosluzhash-hih (kursantov i oficerov) [Tekst] // Vestnik MGOU. Serija «Psihologicheskie nauki». - № 2. Tom 1. - 2008. - M. : Izd-vo MGOU. - 154 s.
4. Levina, A. A. Sem'ja v sisteme cennostej sov-remennoj molodezhi: sociologicheskij analiz [Jel-
ektronnyj resurs] / A. A. Levina // Jelektronnyj nauchno-prakticheskij zhurnal «Sovremennye nauchnye issledo-vanija i innovacii», 2016. - Rezhim dostupa: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/28016 (data obrash-henija 20.01.2017).
5. Medkov, V. M. Demografija [Tekst] : uchebnik / V M. Medkov. - M. : INFRA-M, 2005. - 576 s.
6. Nekrasov, S. D., Mal'chinskij, F. V Samolet. Oficer. Sem'ja: kompleks metodik dlja izmerenija orientirov vnu-trennej pozicii kursanta [Tekst] / S. D. Nekrasov, F. V. Mal'chinskij. - Krasnodar : VUNC VVS «VVA», 2015. - 46 s.
7. Nikitina, S. A. Vospitanie devushek-kursantov v sisteme voennogo obrazovanija [Tekst] / S. A. Nikitina // Vestnik KGU im. N. A. Nekrasova 2016. - Tom 22. -S. 160-163.
8. Sovremennaja rossijskaja sem'ja: psihologicheskie problemy i puti ih reshenija [Tekst] : monografija /
kollektiv avtorov. - M. : KNORUS; Astrahan' : AGU, ID «Astrahanskij universitet», 2016. - 110 c.
9. Tihomirova, L. F., Makeeva, T. V. Sociologicheskoe issledovanie demograficheskogo povedenija studentok pedagogicheskogo vuza [Tekst] / L. F. Tihomirova, T. V Makeeva // Psihologija i social'na-ja pedagogika: sovremennoe sostojanie i perspektivy razvitija sbornik nauchnyh statej : v 2 ch. Chuvashskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. I. Ja. Jakovleva ; otvetstvennyj redaktor I. P. Ivanova, T. V. Gorbunova, N. N. Korochkova. - Cheboksary, 2015. - S. 147-154.
10. Hasanova, S. A. Stereotipy maskulinnosti i feminnosti v sovremennom obshhestve [Jelektronnyj resurs] / S. A. Hasanova // Nauchno-metodicheskij jel-ektronnyj zhurnal «Koncept». - 2014. - T. 20. - S. 14111415. - Rezhim dostupa: http://e-koncept.ru/2014/54546.htm. (data obrashhenija 25.05.2017)