СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ГЕНДЕРНЫЕ ИДЕАЛЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Канаева Л.П.1, Павликова Т.Е.2 Email: Kanaeva644@scientifictext.ru
'Канаева Лидия Петровна — кандидат филологических наук;
2Павликова Татьяна Евгеньевна — студент, кафедра социологии, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, г. Саранск
Аннотация: в статье анализируются особенности гендерных идеалов современной студенческой молодежи. В результате анализа исследованы факторы, оказывающие влияние на формирование представлений о поведении мужчины и женщины в современном социуме. Обосновывается мысль о том, что наиболее влиятельным фактором формирования гендерных идеалов является семья. В статье предпринята попытка проанализировать изменение ярко-выраженных идеалов феминности и маскулинности. Выявлено, что трансформация гендерных идеалов выражается в преобладании андрогинности.
Ключевые слова: гендерные идеалы, студенческая молодежь, семья, феминность, маскуллиность, андрогинность.
GENDER IDEALS OF MODERN YOUTH Kanaeva L.P.1, Pavlikova Т.Е.2
'Kanaeva Lidiya Petrovna - Candidate of Philology;
2Pavlikova Tatyana Evgenievna - Student, DEPARTMENT OF SOCIOLOGY, MORDOVIAN STATE UNIVERSITY NAMED AFTER N.P. OGARYOV, SARANSK
Abstract: in the article the features of gender ideals of modern student youth are analyzed. As a result of the analysis, factors influencing the formation of ideas about the behavior of men and women in modern society were investigated. The author substantiates the idea that the family is the most influential factor in the formation of gender ideals. The article attempts to analyze the change in the brightly expressed ideals of femininity and masculinity. It was revealed that the transformation of gender ideals is expressed in the predominance of androgyny. Keywords: gender ideals, student youth, family, femininity, masculinity, androgyny.
УДК 316.014
Система ценностей современной молодежи как особой социально-демографической группы во многом определяет будущее российской общества. Мир жизненных ценностей мужчин и женщин различен [4]. В условиях постоянных социальных перемен анализ специфики гендерных представлений молодежи и студенчества как особой социальной категории представляет особенный интерес. Выступая фактором стратификации, гендер является существенным барьером на пути достижения личностных целей, что связано с широкой распространенностью традиционных гендерных стереотипов в современном общественном сознании. Ученые активно исследуют проблемы пола, гендера, гендерных стереотипов, но вопрос этот продолжает оставаться дискуссионным [1, 2, 3].
Выяснить, какими должны быть идеальная женщина и идеальный мужчина в понимании современной студенческой молодежи, задача достаточно сложная. Сегодня возникают новые, отличающиеся от общепризнанных веками, особенности стереотипного образа мужчины и женщины. Трансформация гендерных идеалов выражается в преобладании андрогинности и изменении ярко-выраженных идеалов фемининности и маскулинности. И особенно ярко эти новые тенденции проявляются в молодежной среде, где несоблюдение определенных правил поведения может отнести женщину к категории социально неуспешных, ведь именно к женщине общество предъявляет высокие требования.
С целью выявления гендерных идеалов современной студенческой молодежи нами проведено эмпирическое исследование, объектом которого стали студенты очной формы обучения НИ МГУ им. Н. П. Огарева (148 человек). Большинство опрошенных русской
национальности (80,4%); мордва (эрзя/мокша) составляют 13,5% респондентов; в категорию «другое» (6,1%) вошли такие национальности, как татары, армяне, башкиры и белорусы. Составляя портрет респондентов, следует отметить, что большинство из них не связаны узами брака (95,9%). До поступления в университет 71,6% опрошенных проживали в городе, а 28,4% соответственно в сельской местности. Наши респонденты в людях ценят интеллект (84,5%), уважение к окружающим и воспитанность (81,8%), чувство юмора (68,2%) и наличие принципов, волевой характер (52,7%). Наиболее важными ценностями в жизни современного студента является: семья (48%); карьера (17,6%); здоровье (12,2%); друзья (5,4%); деньги (4,7%); образование (2,7%). При этом выявилось различие в ответах половозрастных групп. Если семья имеет важное значение для 33,3 процента юношей, то среди девушек этот процент составил 70,4, а выбор карьеры как важной ценности для мужчин и женщин составил 23,8% и 15,5% соответственно. Очевидно, что для женщин более важно реализовать себя в семье в роли матери и жены, что обусловлено традициями, укоренившимися в нашем обществе.
Одной из задач проведенного нами эмпирического исследования являлось исследование факторов, оказывающих влияние на формирование гендерных идеалов. Выявлено несколько групп факторов, влияющих на формирование представлений о поведении мужчины и женщины в современном социуме. Для наших респондентов наиболее влиятельными факторами оказались семья (74%), друзья и знакомые (59,6%), СМИ (23,3%), литература (24,0%), кинематограф (18,5%). Семья в данном случае выступает ведущим фактором, поскольку является институтом первичной социализации в любом обществе. Очевидно, что первичная социализация является наиболее важна для индивида, а семья выступает самым первичным его проводником, первой ступенью социализации, источником развития личности. Из институтов социализации именно семья была и остается самым важным и влиятельным институтом.
В исследовании кроме прочего была поставлена задача определения отношения студентов к распределению семейных и профессиональных ролей. В представлении студентов о главе семьи половина опрошенных считают, что обязанности должны распределяться равномерно между мужчиной и женщиной, а 49,3% опрошенных ответили, что главой семьи должен быть мужчина. Среди студентов - мужчин преобладает мнение, что женщина, в первую очередь, хранительница домашнего очага (33,8%) и мать (35,2%). Студентки - девушки, не отрицая основной роли женщины в материнстве и воспитании детей (37,7%), активно отстаивают позицию, что в современном мире женщина может быть и карьеристкой (28,6%), желая реализовывать себя в профессиональной сфере и добиваться успеха на этом поприще.
Наши респонденты не выделяют категории типично «мужской» работы, и считают, что элементарные работы способны сделать как мужчина, так и женщина (52,7%). И девушки, и мужчины подтверждают, что мужчины могут успешно справиться с воспитанием детей, готовкой и хозяйством наравне с женщинами. Мужчины в отличие от женщин все же чаще выделяют деятельность, которая является исключительно «мужской», отвечая, что отремонтировать трубы поменять лампочку или забить гвоздь - не женское дело, так как с физической работой лучше справятся мужчины (36,6%). Девушки принимают аналогичную позицию только в 20,8% случаев.
Наряду с другими задачами, нам предстояло выяснить модель гендерных идеалов мужчин и женщин в структуре феминности и маскулинности. Один из вопросов анкеты был построен на основе методики и вопросника американского психолога Сандры Бэм, которая выделяет характеристики маскулинности (мужественности), фемининности (женственности) и андрогинности (проявление и мужских и женских качеств). Взяв за основу качества личности, среди которых есть «чисто мужские» и «чисто женские», мы попросили студентов выбрать, какому гендеру данные качества свойственны в большей степени. Спроецировав данные характеристики на собственную личность, респонденты осуществляли выбор, с помощью которого и был определен тип гендерного идеала. Мужчины чаще характеризуют себя как сильных (73,2%), надежных (39,4%) и властных (45,1%) личностей, отличающимися увлечением точными науками (43,7%). Женщинам мужчины приписывают следующие качества: нежность (74,6%), сострадание (42,3%), повышенное внимание к своей внешности (73,2%) и чувствительность (62,0%). Среди андрогинных качеств мужчины отметили: доверчивость (60,6%), надежность (50,7%), тактичность (47,9%), способность к лидерству (49,3%), сострадание (56,3%), властность (46,5 %), спокойствие (50,7%), амбициозность (60,6%), любовь к точным наукам (47,9%), любовь к гуманитарным наукам (56,3%), уверенность в себе (64,8 %) и независимость (63,4%). Женщины обычно описывают себя такими качествами, как доверчивость (57,1 %), нежность (67,5%), сострадание (59,7%) и чувствительность (59,7%). Мужчин женщины считают прежде всего сильными (61,0%) и
властными (41,6%). Среди андрогинных качеств женщины выделяют: надежность (51,9%), тактичность (54,5%), способность к лидерству (63,6%), властность (49,4%), повышенное внимание к своей внешности (73,2%), спокойствие (53,2%), амбициозность (70,1%), любовь к точным наукам (47,9%), любовь к гуманитарным наукам (61,8%), уверенность в себе (74,0%) и независимость (66,2%).
Таким образом, выявлено, что трансформация гендерных идеалов выражается в преобладании андрогинности, обеспечивающей большую адаптацию и гибкость к изменяющимся социальным условиям, и у девушек-студенток она выражена наиболее ярко.
В целом следует отметить, что гендерные идеалы студенческой молодежи трансформируются и отличаются от общепринятых стандартов традиционного общества; главным фактором формирования гендерного идеала, по мнению респондентов, является непосредственно семья и родители; современной молодежи свойственно некоторое перераспределение семейных и профессиональных норм, женщина наравне с мужчиной желает обеспечивать семью материально, развиваться, строить карьеру; гендерная мобильность сегодня больше свойственна представителям женского пола, среди которых было выявлено значительное число андрогинов.
Список литературы / References
1. Бем С. Линзы гендера: трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С. Бэм. // Пер. с англ. М: «Российская политическая энциклопедия», 2004. 336 с.
2. Дадаева Т.М. Гендерная структура современного российского общества: реальность и тенденции развития / Т. М. Дадаева. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2005. 272 с.
3. Лежнина Ю.П. Трансформация гендерных ролей в современной России / Ю.П. Лежнина // Общественные науки и современность, 2013. № 14. С. 165-176.
4. Шевченко Я.Ю. Гендерные особенности ценностных ориентаций студентов вуза / Я.Ю. Шевченко // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2013. № 7 (июль). С. 46-50. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://e-koncept.ru/2013/13146/ (дата обращения: 19.07.20018).