_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ_
УДК 159.9+316.3/.4
Доева Лейла Измаиловна
Старший преподаватель кафедры специальной психологии Северо-Осетинского педагогического института, [email protected], Владикавказ.
представления о будущем супруге и семейно-брачные
установки современной молодежи: гендерный аспект
Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме гендера. Представлены тенденции маскулинизации женщин и феминизации мужчин в современном мире. Рассматривается влияние гендерных представлений на выбор будущего супруга, приведен анализ представлений о будущем супруге, его обусловленность психологическим полом и семей-но-брачные установки современной молодежи.
Ключевые слова: гендер, психологический пол, маскулинность, феминность, андрогин-ность, стереотип, образ, семейно-брачные установки, роль в семье.
Doeva Leila Izmailovna
Senior lecturer of the Department ofspecial psychology of the North-Ossetian state pedagogical Institute, [email protected], Vladikavkaz
presentation on the future of his and family and marriage installation of modern youth: gender aspect
Abstract. The article is devoted to the actual to date the issue of gender. Overview of trends virilization symptoms in women and feminization of men in the modern world. Examines the impact of gender representations in the choice of the future spouse, the analysis of views on the future of his wife, his conditionally psychological floor and the family and marriage installation of modern youth. .
Keywords: gender, psychological gender, masculinity, femininity, androgyny, the stereotype, image, family and marriage installation, the role of the family.
В культурно-обусловленной специфике человеческих взаимоотношений коренятся и многие современные проблемы гендера (социальных представлений о мужчине и женщине в современной семье). Содержание гендера обусловлено полоролевыми стереотипами - фундаментальными измерениями, которые состоят из представлений о ролях и нормах поведения мужчин и женщин, и психологических особенностях представителей того или другого пола, укорененных в родной культуре. Отсюда гендерные различия -система отличительных особенностей, возникающая у мужчин и женщин в результате их общения между собой и с внешним миром и проявляющиеся во всех сферах жизни человека и общества [2].
Понимание жизни человеческого общества невозможно без дифференциации понятий маскулинности и феминности, отражающих различия в предназначении и психике
мужчин и женщин. Изучение вопросов, связанных с психологическим полом личности, имеет как теоретическое, так и практическое значение. Достаточно назвать лишь две сферы: семейные отношения и воспитание детей разного пола.
В последнее время наблюдается тенденция маскулинизации женщин (С. Бэм, И. С. Кон, Е. П. Ильин). Маскулинные женщины осваивают новые виды деятельности, которые ранее считались традиционно мужскими. С одной стороны, это дает возможность женщинам продвигаться по карьерной лестнице, участвовать в различных сферах общественной деятельности, т. е. способствует всестороннему развитию личности, с другой - человек, живущий в той или иной культуре, соотносит свое поведение с присущими этой культуре стереотипами. Он может стремиться, как можно полнее соответствовать им, или, наоборот, не соответ-
ствовать, но в любом случае они служат для него точкой отсчета, а в условиях нашего традиционно-патриархального уклада семейной жизни маскулинизация женщин влечет за собой ряд серьезных проблем.
Нельзя оставить без внимания тот факт, что за последнее время количество разводов увеличилось в несколько раз. По мнению многих психологов (Е. П. Ильин, М. Е. Ба-скова, Т. А. Гурко) основным фактором, вызывающим рост числа разводов, является возросшая независимость женщин. Во многих случаях женщины и вовсе отказываются вступать в брак. Результат очевиден - кризис демографической ситуации в России.
Наблюдается и другая тенденция - феминизация мужчин, формирование пассивного фемининного типа личности. Все это приводит к тому, что, приобретая некоторые свойства, присущие от природы противоположному полу, теряются или плохо используются свои, данные природой возможности. Тем самым нарушается один из основных принципов развития природы - специализация разных особей в выполнении определенных функций [2; 3]. Следовательно, гендерные представления отдельного человека неразрывно связаны с проблемами взаимоотношений в его семье, а проблемы семьи отражают проблемы общества в целом.
В связи с существенными изменениями, происходящими в социальной жизни людей разных стран, сегодня особую актуальность приобретает изучение гендерных стереотипов. Целью данного исследования является выявление представлений о будущем супруге и семейно-брачных установок современной молодежи. В качестве объекта исследования выступали юноши и девушки в возрасте 18-25 лет, учащиеся ВУЗов РСО-Алании. Общий объем выборки - 200 человек, из них 100 девушек и 100 юношей.
В качестве гипотезы исследования выступало предположение о том, что существуют гендерные различия в представлении будущего супруга и его роли в семейно-брачных отношениях: образ будущего супруга и его роль в семье в представлении девушек более универсальны и менее полярны, а представления юношей о будущей супруге и ее роли в семье традиционны (патриархальны) и в
большей степени соответствует существующим в нашем обществе полоролевым стереотипам. Кроме того, было предположено, что чем выше уровень маскулинности у юноши, тем более феминен образ будущей супруги в его представлении; и чем более феминна девушка, тем более маскулинен образ будущего супруга в ее представлении.
В настоящей работе использовались методы сбора эмпирической информации (анкета, разработанная с целью исследования представлений о будущем супруге и выявления брачных установок; методика «Маскулинность - фемининность», предназначенная для определения психологического пола личности, разработанная С. Бэм ), методы адекватной статистики (контент - анализ; меры центральной тенденции).
По результатам использования методики «Маскулинность - фемининность» С. Бэм были получены следующие данные.
80 % исследованных юношей - являются маскулинными, 13,3 % - андрогинными и 6,7 % - феминными; 63,3 % исследованных девушек - феминными, 30 % - андрогинными и 6,7% - маскулинными. Таким образом, оказалось, что большинство юношей - ярко выраженно маскулинны, а большинство девушек - фемининны, но число андрогин-ных девушек значительно превышает число андрогинных юношей, следовательно, мы пришли к выводу, что у девушек наблюдается тенденция к мускулинности.
Известно, что психологический пол формируется в процессе социализаций личности, на которую влияет ряд факторов. Можно предположить, что особо важное значение здесь занимает семья и та культура, в которой происходит социализация личности, а также требования, которые эта культура предъявляет маскулинности мальчиков и феминности девочек. Однако, опираясь на работы многих авторов (С. Бэм, Е. П. Ильин, И. С. Кон), можно сделать вывод о том, что модель четкого разделения маскулинности -феминности оказывается неэффективной в условиях социального прогресса и меняющейся психосексуальной культуры. Возможность лучшей адаптации в условиях нашего развивающегося общества дает андрогинная личность, чем и обуславливается увеличение ее процента в настоящее время [7].
В результате исследования мы получили интересные данные: выявленные нами маскулинные девочки и 50 % феминных юношей -молодые люди русской национальности. Что также может быть подтверждением особого влияния семьи и культуры на формирование психологического пола, а также о значимости этнического компонента.
В результате исследования образа будущего супруга, оказалось, что вне зависимости от психологического пола, 93,3 % юношей (предпочитают) выбирают образ феминной девушки, 6,7 % - андрогинной; 76,7 % девушек - выбирают образ маскулинного мужчины, 23,3 % - андрогинного, 0 % - феминного.
Использовав меры центральной тенденции, нами были выявлены средние показатели психологического пола и образа будущего супруга исследуемых юношей и девушек. Таким образом, средний показатель психологического пола юношей (Ш=-2,47±2,28) свидетельствует об ярко выраженной маскулинности юношей; показатель психологического пола будущей супруги в представлении юношей (Ш=4,69±2,52) свидетельствует о выборе ярко выраженного феминного образа. Средний показатель психологического пола девушек (Ш=1,73±1,92) свидетельствует о феминности девушек, а показатель психологического пола будущего супруга в представлении девушек (Ш=-1,57±1,32) о выборе маскулинного образа.
Обобщая полученные данные, можно заключить, что юноши характеризуют образ будущей супруги как нежной, ласковой, преданной девушки, любящей детей, с ярко выраженными феминными чертами характера, при этом для большинства мужчин на одном из первых мест стоит эстетический подход -особое внимание мужчины уделяют внешности девушки. В представлении же девушек, образ будущего супруга описывается, как надежный, мужественный, сильный, властный, имеющий собственную позицию, способный помочь, склонный вести за собой, сильная личность.
Мы также пришли к выводу, что в общении с противоположным полом, а в дальнейшем и в семейной жизни, юноши придерживаются традиционных (патриархальных) взглядов, в то время, как девушки настроены более палитарно. Среди юношей рас-
пространена идея предпочтения различий между мужчинами и женщинами, а у девушек наблюдается тенденция, стремление к равенству полов. Такая картина может повлечь за собой ряд серьезных проблем, в числе которых семейные конфликты, невозможность для женщин самоактуализации, и как следствие, неудовлетворенность браком, жизнью и как результат - распад брака.
В своей работе, нам удалось выявить значительную разницу в семейно-брачных установках юношей и девушек, расхождение во взглядах на распределение ролей в семье. Наша гипотеза о том, что существуют гендерные различия в представлении будущего супруга и его роли в семейно-брачных отношениях: представления мужчин о будущей супруге и ее роли в семье традиционно (патриархально), соответствует существующим в нашем обществе полоролевым стереотипам, а образ будущего супруга и его роль в семье в представлении девушек более универсальны и менее полярны, подтвердилась.
По результатам своего исследования мы заключили, что большинство девушек стремится к личностному росту, достижению успехов в карьере, в то время, как традиционные взгляды юношей препятствуют реализации этих стремлений. Мужчинами не учитывается стремление девушек к самоактуализации, а предъявляются жесткие требования к женщине, как к хранительнице домашнего очага, матери.
В результате исследования представлений молодежи о будущем супруге, мы пришли к следующим выводам.
Большинство юношей хотели бы видеть свою жену нежной, ласковой, преданной, любящей детей девушкой, с ярко выраженными феминными чертами. Для большинства мужчин на одном из первых мест стоит эстетический подход, внешности девушки мужчины уделяют особое внимание.
Девушки же считают, что будущий супруг должен в первую очередь быть надежным, мужественным, сильным, властным, имеющим собственную позицию, способным помочь, склонным вести за собой.
Наши предположения о том, что чем выше уровень маскулинности у мужчин, тем более феминен образ будущей супруги в его представлении, и чем более феминна девушка,
тем более маскулинным она представляет будущего супруга, подтвердилось частично. Такая тенденция характерна для девушек, но не прослеживается у юношей, которые, независимо от своего психологического пола, выбирают ярко выраженный феминный образ будущей супруги.
Выявленные нами различия семейно-брачных установок мужчин и женщин, на наш взгляд, могут привести к снижению самооценки женщины, неудовлетворенности своим социальным статусом, положению среди более успешных в карьерном росте женщин, снижению уровня притязаний, депрессивным состояниям и невротическим расстройствам, и повлечь за собой непонимание между супругами, конфликты, неудовлетворенность браком и жизнью в целом, и как следствию - распаду семейно-брачных отношений.
Мы считаем, что при дальнейшем развитии ситуации подобным образом, женщинам все чаще придется делать выбор между семьей и карьерой, а интенсивная эмансипация женщин может привести к меньшей ориентированности женщины на семью, нежеланию иметь детей.
Библиографический список
1. Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. - 1991. - № 4. - С. 74-82.
2. Бендас Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие, СПб.: Питер, 2005. - С. 200 - 336.
3. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.; М., 2001. - С 64-151.
4. Каган В. Е. Семейные и полоролевые установки у подростков // Вопросы психологии. -1987. - № 2. - С. 54-61.
5. Каган В. Е. Стереотипы мужественности -женственности и образ «Я» у подростков // Вопросы психологии. - 1989. - № 3. - С. 39-62.
6. Кон и. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального. - М., 1975. -С 763-776.
7. Нартова-Бочавер С. К. Дифференциальная психология: Учебное пособие. - М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2003. - С. 21-37.
8. Синельников а. Поощрение и наказание. Мужчина и патриархатная власть // Преображение (Русский феминистский журнал). - 1995. -№ 3. - С. 5-15.
9. Янкова З. А., Ачильдиева Е. Ф., Лосева О. К. Мужчина и женщина в семье. - М., 1983. -С. 82-86.