Исследование социально-экономического потенциала территориального развития с использованием маркетингового подхода
Н.Т. Обоймова, Г.П. Довлатян
ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС, ШИ Ф ФГБОУ ВПО ЮРГТУ (НПИ), г. Шахты
В современных условиях для видения полной маркетинговой картины и определения дальнейшего стратегического развития территорий целесообразно применять в качестве маркетингового инструмента SWOT-анализ городской среды, включая анализ внешних и внутренних факторов и имеющихся возможностей.
Формирование стратегии сводится к анализу нескольких концептуальных узлов, составляющих точки возможного экономического и социального роста территории и представляющих место территории в действующей системе общественного разделения труда и мировой экономики. Данные узлы выявляются в ходе скрупулёзного анализа документации, в результате которого подбирается группа контрольных показателей, отображающих социально-экономический потенциал территорий в лице её ведущих функциональных подразделений. Концептуальные узлы имеют некоторое типовое распределение, соответствующее определенному набору категорий, в рамках которых возможен максимально полный и взвешенный анализ состояния городской территории. К числу этих категорий следует отнести:
- геополитическое положение территории;
- место территории в системе общественного разделения труда;
- экономический потенциал территории (региона, города);
- инфраструктуру территории;
- инвестиционную привлекательность территории;
- культурно-историческую миссию территории.
Целью нашего исследования является анализ внутренней и внешней среды города (выявление сильных и слабых сторон возможностей и угроз) применив маркетинговый подход.
По статистическим данным г. Шахты - третий по размерам город в Ростовской области. Численность населения составляет 249,1 тысяча человек. На сегодняшний день площадь территории города составляет 158,3 км2. На протяжении многих лет город Шахты развивался как крупный промышленный центр юга России. Его развитию способствовали близость к Ростову-на-Дону, а также потребление страной большого количества высококачественного каменного угля, запасы которого в этом городе исчисляются миллионами тонн. Долгое время Шахты оставались неофициальной столицей российского Донбасса. После реструктуризации угольной отрасли город утратил это звание. В настоящее время лидирующие позиции в городе занимают предприятия строительной индустрии, легкой промышленности, машиностроения. Экономика города успешно развивается за счет развития малого и среднего бизнеса. Город является лидером среди бывших шахтерских территорий Ростовской области по показателям индекса промышленного производства. По темпам роста объемов инвестиционных вложений Шахты занимают первое место среди городов и районов области. Доходы населения увеличиваются, что способствует активному развитию розничной торговли. На сегодняшний день в Шахтах сформирована торговая сеть, одна из самых крупных в области.
Оценим перспективы развития города с использованием маркетингового инструмента SWOT - анализ.
направления развития*
Сильные стороны Слабые стороны
Географическое положение
- близость к областному центру; - близость и транспортная связь с экономически развитыми регионами России и Украины - Краснодарским краем и Украиной; - г. Шахты занимает в Ростовской области третье место по численности населения, второе - по площади - нахождение в зоне рискованного земледелия с полузасушливым климатом; - высокий износ транзитных водоводов, требующий частых земляных работ при проведении ремонтов
Д ,емография
- один из самых крупных по численности населения районов области; - сохраняется устойчивая тенденция к увеличению рождаемости и снижению уровня смертности населения - увеличение умерших за первое полугодие 2011г; - увеличилась демографическая нагрузка на трудоспособное население
Уровень жизни населения
- значительный ежегодный рост бюджетных расходов социальной направленности - на образование, медицину, физкультуру и спорт; - возможность получения и направления сверхплановых доходов районного бюджета на развитие социальной сферы - недостаточный уровень бюджетного финансирования здравоохранения, культуры, спорта; - низкая обеспеченность медицинских учреждений коечным фондом, врачами, средним медицинским персоналом
Рынок труда
- рост промышленного труда; - повышение величины прожиточного минимума по сравнению с 2010г - напряженность на рынке труда - 0,4 чел. На 1 вакансию
Физкультура и спорт
- создание новых спортивных площадок; -многофункциональный игровой зал с бассейном; - искусственный лед - недостаточная обеспеченность объектами культуры и спорта
Возможности Угрозы
Д ,емография
- один из самых крупных по численности населения районов области - ежегодное сокращение численности населения
Уровень жизни населения
- один из самых высоких в области уровней заработной платы и темпов ее роста; - ежегодное сокращение числа жителей с доходами ниже прожиточного минимума -высокая стоимость жизни, особенно плата за жилье и услуги ЖКХ в связи с изношенностью и затратностью его инженерной инфраструктуры
Рынок труда
- возможность для обеспечения трудовой занятости значительной части населения района, в том числе в сельской местности - незначительное число малых предприятий, ориентированных на оказание бытовых и других услуг населению
Продолжение таблицы 1
Образование
- достаточно высокий образовательный уровень населения; - высокая обеспеченность средних школ компьютерной техникой; - введение преподавания в школах дисциплин по духовно-нравственному воспитанию детей - недостаточная обеспеченность школьными учреждениями. 22% школьников занимаются во вторую смену; - профессиональное образование не в полной мере отвечает потребностям рынка труда
*Составлено автором по материалам Администрации г. Шахты [2]
Таблица 2 - SWOT - анализ инфраструктурного блока муниципального образования г. Шахты
Инфраструктурный блок
Энергетика и жилищно - коммунальное хозяйство, жилье
Сильные стороны Слабые стороны
- переселение граждан из аварийного жилого фонда (348 человек из 27 аварийных домов - ветхое жилье; - низкая обеспеченность жильем, а также низкий уровень благоустройства жилья; - наличие семей, не имеющих собственного жилья
Возможности Угрозы
- разработан график проведения межевания и постановки на кадастровый учет земельных участков под многоквартирными домами; -капитальный ремонт зданий ЛПУ; - реконструкция силикозного диспансера; - капитальный ремонт спортивных сооружений - малые объемы строительства жилья; - прекращение строительства жилья для своих работников предприятиями и хозяйствами; - отсутствие инвестиционных площадок для комплексной застройки территорий
Транспорт
Сильные стороны Слабые стороны
- привлечение современных технических средств для фиксирования нарушителей правил дорожного движения и парковки - сокращения количества нелегальных такси; - отсутствие крупных автотранспортных предприятий; - отсутствие воздушного транспорта
Возможности Угрозы
- Госавтоинспекция настаивает на введении спецзнака для "чайников - с наступлением зимы дорожные службы не справляются с возложенными на них обязанностями по надлежащему содержанию дорог и улиц
Экология
Сильные стороны Слабые стороны
- по инициативе мэра в целях оздоровления экологической обстановки и восполнения зелёного фонда города с 1 октября 2011г. по 1 ноября 20011г. проводилась общегородская акция по осенней посадке зелёных насаждений под девизом 'Вырасти дерево'; -Технологии переработки и промышленного использования вторичных ресурсов - при муниципальном водоканале очистные канализационные сооружение Гуково оказались в запущенном состоянии и бездействовало десять лет; - Экологические проблемы, связанные с работой Новочеркасской ГРЭС, ОАО «Стройфарфор», других объектов города -экологические проблемы в связи с закрытием шахт
Сильные стороны Слабые стороны
Промышленный блок
- наличие больших площадей плодородных земель, пригодных для сельскохозяйственного производства; - наличие пригодных для промышленных разработок месторождений золота; - возможность создания в районе туристско-рекреационных зон и развития индустрии туризма - исторически сложившаяся сельскохозяйственная направленность э к о номики района; - отсутствие крупных промышленных предприятий; - отсутствие градостроительных планов и планов застройки территорий в районе и в поселениях
Возможности Угрозы
- формирование инвестиционного имиджа города в области и за её пределами; - содействие в привлечении инвестиций; - снижение тарифов на энергоресурсы - нахождение в зоне рискованного земледелия с полузасушливым климатом; - высокий износ транзитных водоводов, требующий частых земляных работ при проведении ремонтов
Внешнеэкономическая деятельность
Сильные стороны Слабые стороны
- наличие ресурсов для производства тепловой и электроэнергии ; - избыток трудовых ресурсов; - избыток кредитных ресурсов; - отсутствие жесткой конкуренции; поддержке инвестиционной деятельности; - разрабатывается схема организации промышленной зоны - необходимость перевода земель сельскохозяйственного назначения в другие категории земель; - отсутствие практики привлечения иностранных инвесторов
Поддержка малого и среднего предпринимательства
Сильные стороны Слабые стороны
- оказывается помощь в реализации программ развития; - формирование новых подходов к развитию малого и среднего предпринимательства - отсутствие залогового фонда для субъектов малого бизнеса; - отсутствие кооперации среди предпринимателей и малых предприятий для развития своего бизнеса
Развитие города
Сильные стороны Слабые стороны
- лидирующие позиции в городе занимают предприятия строительной индустрии, легкой промышленности, машиностроения; - экономика успешно развивается; - большой кадровый потенциал; - развитая транспортная и инженерная инфраструктура - значительное количество свободных площадей; -отсутствие инвестиционных площадок с подготовленной инженерной инфраструктурой; - недостаток квалифицированных кадров для промышленного комплекса и стройиндустрии
Инвестиции
Сильные стороны Слабые стороны
- предприятия города постоянно работают над совершенствованием выпускаемой продукции; - необходимость перевода земель сельскохозяйственного назначения в другие категории земель;
Продолжение таблицы 3
- создано муниципального учреждение «Агентство инвестиционного развития», которое займется каталогизацией инвестиционных площадок в городе - отсутствие полностью сформированных инвестиционных площадок для предложения потенциальным инвесторам; - необходимость прокладки дополнительных коммуникаций к промышленной зоне; - отсутствие практики привлечения иностранных инвесторов
По результатам проведенного исследования внутренней среды ( таблицы 1,2,3) мы можем смело утверждать, что у нашего города есть большой потенциал во всех сферах его жизнедеятельности. Он имеет большие возможности для развития инновационно -инвестиционной привлекательности и дальнейшего экономического роста. Есть кадровый потенциал - учебные заведения города, выпускающие специалистов широкого профиля. Такое разнообразие специалистов различных специальностей позволит удовлетворить потребности бизнес - среды. Развитая транспортная и инженерная инфраструктура, возможность выхода на рынки Украины и соседних регионов России, значительное количество свободных площадей, способствует успешной хозяйственной деятельности на территории города. Единственно целесообразно отметить, что необходимо всем нам сконцентрироваться и приложить все усилия на процветание нашей территории, но, к сожалению ни все это понимают.
Одним из направлений увеличения инвестиционной привлекательности является повышение эффективности, устойчивости и надёжности функционирования жилищно -коммунального хозяйства города.
В таблице 4, использован данный маркетинговый инструмент на примере SWOT-анализа жизнеобеспечения территории.
Таблица 4 - SWOT-анализ жизнеобеспечения территории*.
Сильные стороны Слабые стороны
1. Наличие единого реестра по многоэтажным домам 1. Недостаточная надёжность систем жизнеобеспечения 2. Высокая доля населения, нуждающегося в улучшении жилищных условий 3. Неудовлетворительное состояние уличнодорожной сети 4. Высокая степень физического износа основных фондов теплоснабжения, канализационных сетей, водоотведения 5. Отсутствие единой информационной системы жизнеобеспечения
Возможности Угрозы
1. Создание условий для внедрения инновационных технологий 2. Развитие эффективной системы местного самоуправления 3. Устойчивое функционирование городского энергообеспечения 4. Увеличение водопотребления в результате снижения потерь воды 5. Создание условий для управления многоквартирными домами на территории города Шахты 1. Повышение числа сбоев системы жизнеобеспечения 2. Увеличения числа дорожно-транспортных происшествий 3. Снижение пожарной безопасности 4. Опасность обрушения, обветшания ветхого жилья
Продолжение таблицы 4
6. Улучшения качества предоставления коммунальных услуг
* Составлено авторами по материалам Администрации г. Шахты [2]
Как видно из анализа сильных и слабых сторон, на территории города сложилась сложная кризисная ситуация в коммунальной сфере, непринятие мер по исправлению слабых сторон может привести к сбою системы жизнеобеспечения города.
В рамках реализации жилищно-коммунальной реформы первоочередными вопросами являются проведение работ по формированию и постановке на государственный кадастровый учёт земельных участков, расположенных под многоквартирными домами и реализации мероприятий по энергоэффективности, предусмотренных новой разработанной программой «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории города».
Важнейшими внутренними движущими силами развития являются: экономическая база города, её рост и диверсификация; высокая концентрация научно-технологического, образовательного и культурного потенциала (наличие учебных заведений всех уровней); нарастающая динамика изменений в городской среде.
Извне на город влияют как региональная политика государства на областном и федеральном уровнях, так и глобальные изменения, происходящие в мире. Влияние этих изменений связано с преобразованиями на мировых рынках и вступлением в ВТО. Происходит объективный процесс интеграции города в мировую экономику, науку, культуру, что вынуждает его конкурировать с другими городами в борьбе за инвестиции, квалифицированную рабочую силу, обеспечение более высокого уровня жизни для населения. Чтобы выдержать конкуренцию, городу необходимо в правильном направлении использовать свои внутренние движущие силы и наилучшим образом позиционироваться на российском и мировом рынках, не ошибиться при выборе перспективной специализации и в стратегическом плане правильно спрогнозировать новые потребности. Для укрепления конкурентоспособности территории необходимы:
- организация финансирования для ключевых объектов инфраструктуры (канализация, ЖКХ, водоснабжение) со стороны международных организаций;
- развитие человеческих ресурсов: программы занятости, обучающие курсы и тренинги, подготовка персонала для новых производств;
- восстановление территорий: создание промышленных и технологических
парков, кластеров; поддержка, создание предприятий и т.д.;
- стратегия и мониторинг реализации: подготовка стратегического плана и мониторинг реализации стратегии, исследования - анализ тенденций, рынков и выбор целевых инвесторов;
- власть и бизнес: интерфейс взаимодействия между бизнесом и властью, обеспечение диалога;
- совершенствование инвестиционного законодательства.
Рассматривая внешнеэкономическую деятельность города, необходимо отметить, что развитие связей осуществляется недостаточно и происходит только в рамках ближнего зарубежья. Для дальнейшего развития международной деятельности, основными направлениями деятельности Администрации г. Шахты должны стать:
- укрепление экономических и гуманитарных связей в рамках приграничного сотрудничества и расширение партнёрских отношений со странами СНГ;
- сотрудничество со странами дальнего зарубежья;
- внешнеэкономическая деятельность и работа по привлечению иностранных инвестиций в экономику города.
Как видно из проведённого маркетингового анализа территории, необходимо отметить:
- угрозы развития монопрофильности территории;
- недостаточную работу по привлечению инвестиций на территорию г. Шахты;
- уменьшение финансовых показателей местного бюджета (снижение бюджетного потенциала);
- наличие скрытой безработицы;
- снижение уровня реального дохода на территории города.
Ростовская область избирает либеральную модель инвестиционной политики и предлагает максимальный пакет побудительных механизмов для инвестора, который будет закреплён в соответствующих нормах регионального законодательства [1]:
- налоговые каникулы и льготы в период окупаемости проектов, отнесённых к приоритетным, в соответствии со стратегией привлечения инвестиций, льготное налогообложение инвесторов и организаций инвестиционной инфраструктуры, участвующих в привлечении инвестиций;
- прямое финансирование из областного и местного бюджета или софинансирование проектов через специально созданные акционерные инвестиционные фонды, частичное страхование некоммерческих рисков, субсидии по процентным ставкам;
- совершенствование условий для инвесторов, включая организацию финансирования объектов инфраструктуры за счёт средств федерального бюджета и международных организаций, финансирование образовательных программ для местного персонала в рамках новых инвестиционных проектов, т.е. развитие института частногосударственного партнёрства.
Литература:
1.Довлатян Г.П., Неровня Т.Н., Обоймова Н.Т., Региональный аспект оценки конкурентоспособности муниципальных образований (концептуальный подход): монография/ Шахтинский ин-т (филиал) ЮРГТУ (НПИ). -Новочеркасск: Лик, 2010.-120 с.
2. Материалы официального сайта Администрации г. Шахты /[Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://shakhty-gorod.ru/