Научная статья на тему 'Проблемы развития регионального промышленного комплекса: сценарные подходы к развитию Кубани'

Проблемы развития регионального промышленного комплекса: сценарные подходы к развитию Кубани Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИЗИС / АНТИКРИЗИСНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ / ЭКОНОМИКА СТРАНЫ / ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко И.В., Семин В.В.

Рассмотрены социально-экономическая ситуация, складывающаяся в Российской Федерации, антикризисные приоритеты функционирования экономики страны в условиях влияния глобального кризиса, а также задачи формирования инвестиционной базы посткризисного развития. Обоснована необходимость анализа инвестиционных проблем развития промышленных комплексов России. Отмечено, что выработка и реализация инвестиционной стратегии развития промышленных комплексов вышли на передний план.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития регионального промышленного комплекса: сценарные подходы к развитию Кубани»

■СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

33 (126) - 2011

УДК 332.1:658(470.62)

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА: СЦЕНАРНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ КУБАНИ

И. В. ШЕВЧЕНКО,

доктор экономических наук, профессор, декан кафедры мировой экономики E-mail: decan@econ. kubsu. ru В. В. СЕМИН,

аспирант кафедры мировой экономики

E-mail: x1x4@rambler. ru

Кубанский государственный университет

Рассмотрены социально-экономическая ситуация, складывающаяся в Российской Федерации, антикризисные приоритеты функционирования экономики страны в условиях влияния глобального кризиса, а также задачи формирования инвестиционной базы посткризисного развития. Обоснована необходимость анализа инвестиционных проблем развития промышленных комплексов России. Отмечено, что выработка и реализация инвестиционной стратегии развития промышленных комплексов вышли на передний план.

Ключевые слова: глобальный кризис, антикризисные приоритеты, экономика страны, промышленный комплекс, стратегия развития.

Наличие системных кризисных явлений в российской экономике, проявляющееся в неэффективности инвестиционных вложений в промышленность, и деструктивное влияние этих факторов на экономическое развитие России вызывают пристальное внимание органов государственного управления. Это обстоятельство нашло свое проявление в том, что проблема совершенствования управления инвестиционными процессами неоднократно рассматривалась Правительством РФ, министерствами и ведомствами, а также органами управления субъектов Федерации [1].

Все это свидетельствует о том, что в докризисный период накопившихся проблем в развитии

инвестиционных процессов в промышленности России преодолеть не удалось [4]. В этой связи весьма актуальной задачей становится анализ закономерностей происходящих явлений. Успешность деятельности промышленных предприятий в значительной степени будет зависеть от полноты и глубины изучения закономерностей и проблем совершенствования управления инвестиционными процессами в промышленных комплексах и возможности формирования на этой теоретической базе эффективной инвестиционной политики в промышленности России [2].

Инвестиционная обеспеченность хозяйственного образования может рассматриваться в качестве своего рода компенсационного механизма, позволяющего предприятию адаптироваться к дестабилизирующему влиянию кризисных факторов в условиях глобального финансового кризиса [3].

По мнению авторов, целесообразно сгруппировать инвестиционные факторы в интегрированный кластер инвестиционных факторов, структури-зированный по направлениям антикризисного управления на уровне отдельного хозяйственного образования (рис. 1).

Можно сформулировать группы задач стратегического развития инвестиционной сферы промышленных комплексов с последующей детализацией.

1. Необходимо достижение плановых парамет-

Антикризисные направления управления Инвестиционные факторы

1. Разработка стратегической антикризисной программы и планирование ее реализации 1. Размер инвестиций, затраты на осуществление проекта

2. Формирование эффективной организационно-управленческой структуры 2. Потенциальный размер прибыли вследствие осуществления инвестиционного проекта

3. Снижение затрат, улучшение управления финансовыми ресурсами и рисками 3. Внутренняя норма дохода, удовлетворяющая инвестора

4. Повышение эффективности использования активов 4. Стабильность поступления доходов от осуществления инвестиционного проекта

5. Оценка ситуации на рынке вероятного объема продаж по годам вследствие осуществления инвестиционного проекта

6. Прогноз повышения конкурентоспособности хозяйственного образования вследствие осуществления инвестиционного проекта

Рис. 1. Типовая структура антикризисного кластера инвестиционных факторов

ров деятельности на ближайший календарный — кризисный год, — которые позволят обеспечить антикризисную стабилизацию развития в промышленных комплексах, укрепление устойчивости, повышение конкурентоспособности, оптимизацию структуры привлеченных инвестиционных ресурсов. Предстоит решить следующие задачи: ^ расширение операций промышленных предприятий во всех основных секторах инвестиционного рынка путем использования возможностей новых инвестиционных технологий, разработка и внедрение комбинированных инвестиционных продуктов; ^ проведение сбалансированной инвестиционной политики, направленной на увеличение объемов и качества диверсифицированного инвестиционного портфеля; ^ обеспечение поиска и привлечения инвестиционных ресурсов; ^ содействие развитию вторичного инвестиционного рынка за счет расширения круга операций с использованием инвестиционных инструментов. 2. Необходима оптимизация расходов с одновременным повышением уровня доходов по всем видам инвестиционных операций. Предстоит решить следующие задачи:

> увеличение доходности инвестиционных операций путем экстенсивного увеличения их типов при планомерном снижении себестоимости и операционных затрат, сокращение доли нерациональных затрат, увеличение доходов за счет оптимизации инвестиционной политики в промышленных комплексах;

> снижение текущих операционных издержек, обеспечение роста операционных доходов при стабилизации операционных расходов, что приведет к росту операционной прибыли;

> повышение доходности работающих активов, диверсификация источников получения дохода. Необходимость инноваций в промышленных

комплексах и внедрение новых технологий вынуждают к изменению структуры расходов в хозяйственных образованиях.

3. Повышение эффективности систем управления, аудиторского контроля и системы управления рисками. Предстоит решить следующие задачи: ^ совершенствование форм и методов управления, поиск нестандартных и индивидуальных подходов к выполнению поставленных задач;

> снижение инвестиционных и операционных рисков, совершенствование инвестиционной политики и структуры управления, совершенствование политики управления рисками, внедрение прогрессивных методов и современных подходов оценки рисков;

> повышение эффективности системы аудиторского контроля, приведение численности подразделений, осуществляющих функции внутреннего контроля, в соответствие масштабам операций. Обеспечение максимального уровня и качества аудиторского контроля деятельности подразделений хозяйственных образований. Ключевыми преимуществами Краснодарского

края в конкуренции с другими регионами России за приток прямых инвестиций могут стать: • близость к черноморскому побережью как к главному центру общенациональной зоны рек-реационно-развлекательных услуг. В частности, попадание значительной части территории Краснодарского края в Азово-Черноморскую зону, прилегающую к Большому Сочи и являющуюся одной из наиболее благоприятных для инвестиций. Коммуникационная доступность территории — включение Кубани в конти-

- 19

нентальные и национальные транспортные коридоры через черноморские порты и аэропорты, наличие развитой системы железных и автомобильных дорог. В сравнении с другими регионами Кубань немного уступает другим регионам по удаленности от Москвы, однако это компенсируется высокой доступностью транспорта;

• наличие относительно дешевых ресурсов (основные фонды и технологические возможности традиционной сферы сельского хозяйства и пищевой промышленности, рекреационные ресурсы, квалифицированная рабочая сила и пр.);

• благоприятная для реализации новых проектов инвестиционная среда, а также позитивное отношение к инвесторам со стороны властей и представителей политических и деловых элит на территории Кубани.

Результаты SWOT-анализа конкурентоспособности экономики Краснодарского края представлены на рис. 2.

В результате SWOT-анализа конкурентоспособности экономики Краснодарского края выделено пять стратегических целей.

1. Повышение экономического потенциала Краснодарского края:

• обеспечение повышения платежеспособного спроса населения и производственного сектора на товары и услуги производства;

• увеличение производства продукции для и муниципальных нужд;

• развитие потенциала производства за счет привлечения инвестиций;

• обеспечение превышения вывоза над ввозом товаров и услуг;

• обеспечение повышения доли собственных финансовых ресурсов и инвестиционных вложений предприятий Кубани.

2. Повышение благосостояния и социального благополучия жителей Кубани:

• сохранение и укрепление здоровья жителей, рост населения;

• высокая занятость и повышение доходов населения;

• дальнейшие темпы роста удовлетворения потребностей населения в жилье, продуктах питания, товарах и услугах;

• повышение устойчивости национальных, религиозных и социальных процессов.

3. Повышение образовательного, научного, культурного и духовного потенциала:

• поддержка современного уровня и развитие системы образования;

• развитие фундаментальной и прикладной науки;

• развитие городов Кубани как центров культуры;

• интегрирование Кубани в информационное общество;

• развитие международных связей в сфере науки, культуры, образования.

4. Обеспечение безопасной жизнедеятельности:

• обеспечение общественной безопасности и правопорядка, снижение уровня коррупции и теневой экономики;

• обеспечение охраны физического и нравственного здоровья населения;

• продовольственная безопасность Кубани;

• обеспечение энергетической безопасности Кубани;

• обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды, в особенности в рекреационной зоне.

5. Улучшение качества среды жизни населения:

• развитие территории Кубани;

• поддержание современного уровня и улучшение жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры;

• развитие территориальной сети социальных услуг и защищенности населения. Базовыми условиями социально-экономического

развития Кубани является интеграция ее экономики в мировую экономику, в том числе встраивание в новую региональную иерархию в условиях близкого соседства с главным «полюсом роста» — Олимпиадой Сочи-2014. Базовые условия являются рамочным по отношению ко всем другим возможным (частным по отношению к нему) вариантам развития Кубани в средне- и долгосрочной перспективе.

Если рассматривать данные сценарии с точки зрения того, какой ресурс преимущественно используется, можно выделить три наиболее вероятных сценария:

1) усиление эксплуатации имеющихся ресурсов (в первую очередь входящих в «старый портфель» — дешевая рабочая сила, благоприятные климатические условия, сельское хозяйство, сырьевые и рекреационные ресурсы и т. д.);

2) встраивание в чужие конкурентоспособные технологические комплексы в качестве сегментив-

Сильные стороны Слабые стороны

1. Близость к Черному морю. 2. Оптимальное географическое положение на Северном Кавказе, выгодное для оптовой торговли. 3. Центральное положение региона в обширной сельскохозяйственной зоне. 4. Удачное положение на пересечении всех других путей сообщения. 5. Наличие международных аэропортов. 6. Высокий градостроительный потенциал. 7. Наличие всероссийских рекреационных зон. 8. Наличие достаточного количества водных ресурсов высокого качества. 9. Здоровый климат. 10. Высокий образовательно-квалификационный уровень населения. 11. Развитые культурные потребности жителей региона. 12. Развитая образовательная база, постоянно обогащаемая интеллектуальной средой. 13. Наличие хорошо развитой транспортно-логистичес-кой инфраструктуры. 14. Хорошо развитая и обновляемая система телекоммуникаций. 15. Наличие и рост высококвалифицированных кадров по сельскому хозяйству и другим отраслям. 16. Наличие ряда современных (на мировом уровне) пищевых и иных технологий. 17. Успешно работающая система управления 1. Удаленное положение относительно центра России. 2. Отсутствие высокотехнологического научно-производственного комплекса. 3. Неконкурентоспособность многих отраслей производства как на внешнем, так и на внутреннем рынках. 4. Высокая степень открытости региона для ввоза наркотиков. 5. Сложная национально-демографическая ситуация. 6. Большая имущественная дифференциация населения. 7. Высокий уровень скрытой безработицы. 8. Большое число горожан, остро нуждающихся в улучшении жилищных условий. 9. Большая доля жилья низкого стандарта, изношенного и ветхого. 10. Высокая степень износа инженерной инфраструктуры региона. 11. Ресурсоемкие и устаревшие технологии получения тепла и электроэнергии, высокие потери тепла в сетях. 12. Неадекватность дорожно-транспортной сети грузовым и пассажирским потокам, в особенности отставание пассажир-ско- и грузотранспортных узлов (приморские порты, аэропорты, вокзалы) от потребностей развития края. 13. Образование и накопление на территории региона неработающих производств и брошенных неосвоенных площадок. 14. Отсутствие инновационного кластера. 15. Отсутствие условий для инновационного роста на собственной основе

Возможности Угрозы

1. Использование статуса подготовки к Олимпиаде Сочи-2014 для привлечения инвесторов. 2. Эффективное использование геополитического и географического положения региона на Северном Кавказе. 3. Расширение рынка продукции местных производителей, предназначенной для общероссийских нужд. 4. Наличие платежеспособных рынков сбыта для местных производителей. 5. Эффективное использование территориальных ресурсов в муниципальной собственности (земли, недвижимости и т. п.). 6. Освоение для специализированной торговли сложившихся логистическо-транспортных узлов в приморской и центральной зонах края. 7. Наличие в крае перспективных площадок, имеющих высокую градостроительную ценность. 8. Реализация крупных градостроительных проектов. 9. Формирование на территории региона эффективной развлекательно-оздоровительной инфраструктуры. 10. Улучшение качества оздоровительно-рекреационного обслуживания. 11. Создание имиджа передового по своему потенциалу развития региона 1. Обострение национально-религиозной ситуации, накопление протестного контингента. 2. Неэффективное управление процессами инновационного развития. 3. Возрастание доли низкотехнологичных производств. 4. Снижение рождаемости и старение населения. 5. Отток из региона стратегических инвесторов. 6. Рост социальных болезней (наркомании, алкоголизма, венерических заболеваний и т. п.). 7. Значительная доля жителей с низкими доходами. 8. Недостаточная востребованность собственного интеллектуального и технологического потенциала. 9. Старение преподавателей в школах и вузах. 10. Криминализация общества и рост теневой экономики. 11. Рост доли импортной продукции в структуре продаж и свертывание соответствующих отечественных производств на территории края. 12. Усиление давления федерального центра по выводу из краевого подчинения наиболее конкурентоспособных предприятий (создание «супер-холдингов» и т. п.). 13. Техническое и технологическое отставание от науки и промышленности развитых стран. 14. Опасность техногенных катастроф в связи с износом оборудования и инженерной инфраструктуры. 15. Нарушение отдельных уникальных природных ансамблей. 16. Медленные темпы обновления основных фондов предприятий

Рис. 2. SWOT-анализ конкурентоспособности экономики Краснодарского края

_ 21

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

ных участников. Данный сценарий представляет собой ограниченное освоение нового «портфеля ресурсов», когда кубанские предприятия вычленяют факторы, которыми они не владеют — передовыми технологическими разработками, оборудованием мирового уровня, уникальными работниками, а преимущественно обслуживают инвестиционные процессы предприятий с головными компаниями из других регионов;

3) модернизация растущих отраслей — рост производительности на основе прямого импорта технологий. Сценарий подразумевает полную сборку на территории Краснодарского края ресурсов, обеспечивающих самостоятельность и конкурентоспособность производственных комплексов.

В долгосрочной перспективе сценарий модернизации растущих отраслей экономики является наиболее оптимальным с точки зрения обеспечения конкурентоспособности экономики Кубани. Одним из методов реализации этого сценария является формирование на территории Кубани полноценных промышленных кластеров. Группа предприятий и производств, составляющая кластер, должна иметь

собственное инновационное ядро — технологическую базу и быть сориентирована на рост интеллектуального капитала в регионе — уникальных компетенций, знаний, способностей. Тем самым на территории Краснодарского края должна быть осуществлена полная сборка «нового портфеля ресурсов», обеспечивающего самостоятельность и конкурентоспособность промышленных комплексов.

Список литературы

1. Аганбегян А. Г. Финансы для модернизации // Деньги и кредит. 2009. № 3. С. 3—11.

2. Логинов Е. Л., Логинов А. Е. Глобальный кризис как новый формат борьбы за мировое экономическое лидерство // Финансы и кредит. 2010. № 18.

3. Рогова О. Финансовое дерегулирование несовместимо с неоиндустриальной модернизацией // Экономист. 2010. № 7.

4. Шевченко И. В., Логинов Е. Л., Логинов А. Е. Электронно-финансовая гиперматрица как среда банковских операций в условиях глобализации // Финансы и кредит. 2010. № 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.