Научная статья на тему 'Исследование процессов стратегического планирования развития городов (на примере городского округа Тольятти)'

Исследование процессов стратегического планирования развития городов (на примере городского округа Тольятти) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
691
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ГОРОДА / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДА ТОЛЬЯТТИ / CITY STRATEGY / THE STRATEGIC PLAN FOR DEVELOPMENT / DIRECTIONS OF A DEVELOPMENT OF THE CITY OF TOLYATTI

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афоничкин Александр Иванович, Иглин В. Б., Орлова М.

Целью работы является исследование и оценка подходов стратегического планирования городов и совершенствование существующего стратегического плана Тольятти. В статье определены подходы к формированию стратегий развития городов, исследованы мировые процессы стратегического развития городов, дана оценка стратегического плана развития Тольятти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Афоничкин Александр Иванович, Иглин В. Б., Орлова М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work purpose is research and an estimation of approaches of strategic planning of cities and perfection of the existing strategic plan of Tolyatti. In article approaches to formation of strategy of development of cities are defined, world processes of strategic development of cities are investigated, the estimation of the strategic plan for development of Tolyatti is given.

Текст научной работы на тему «Исследование процессов стратегического планирования развития городов (на примере городского округа Тольятти)»

Афоничкин А.И., Иглин В.Б., Орлова М.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ)

Afonichkin A.I., Iglin V.B., Orlova M.

RESEARCH OF PROCESSES OF STRATEGIC PLANNING OF DEVELOPMENT OF CITIES (ON THE EXAMPLE OF CITY DISTRICT TOLYATTI)

Ключевые слова: стратегия города, стратегический план развития, направления развития города Тольятти.

Keywords: city strategy, the strategic plan for development, directions of a development of the city of Tolyatti.

Аннотация

Целью работы является исследование и оценка подходов стратегического планирования городов и совершенствование существующего стратегического плана Тольятти. В статье определены подходы к формированию стратегий развития городов, исследованы мировые процессы стратегического развития городов, дана оценка стратегического плана развития Тольятти.

Abstract

The work purpose is research and an estimation of approaches of strategic planning of cities and perfection of the existing strategic plan of Tolyatti. In article approaches to formation of strategy of development of cities are defined, world processes of strategic development of cities are investigated, the estimation of the strategic plan for development of Tolyatti is given.

В последнее десятилетие в России необходимым и модным стало стратегическое планирование территорий. Наличие стратегического плана развития придает особый статус городу, позволяя себя позиционировать на фоне других городов страны и обозначая приоритеты своего движения в будущее. Отсутствие стратегии, с одной стороны, автоматически понижает рейтинг муниципального образования, со стороны и государственных, и частных инвесторов, с другой стороны, невозможно выделить системные приоритетные направления развития.

Необходимость в такой стратегии, в виде некоторого программного документа, продиктована требованиями государственной власти и, как правило, инвестиционным вакуумом, следствием чего является закрытый процесс разработки и ориентация всего лишь на частное видение представителей органов местного самоуправления.

Во многих городах, особенно в развивающихся странах, более половины населения приходится на обитателей трущоб, которые имеют ограниченный доступ к жилищу, воде, канализации, образованию и услугам здравоохранения или вообще не имеют такового. Поэтому, в настоящее время, существуют Программа развития городов Организации Объединенных Наций, целью которых является:

1. искоренение крайней нищеты и голода;

2. обеспечение всеобщего начального образования;

3. содействие равенству полов и расширению прав и возможностей женщин;

4. снижение уровня детской смертности;

5. улучшение положения в области охраны материнства;

6. борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими болезнями;

7. обеспечение экологической устойчивости.

В табл. 1 приведены программы ООН и виды деятельности, которую они осуществляют.

Таблица 1 - Программы Организации Объединенных Наций по развитию

Наименование Организации Объединенных Наций Какую помощь предоставляет

Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) Крупнейший механизм Организации Объединенных Наций по предоставлению субсидий на цели устойчивого развития человеческого потенциала активно участвует в реализации целей в области развития.

Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) Занимается решением в долгосрочной перспективе задач по обеспечению выживания, защиты и развития детей. Активно действуя почти в 160 странах, он в рамках своих программ уделяет основное внимание вопросам иммунизации, первичного медикосанитарного обслуживания, питания и начального образования.

Мировая продовольственная программа (МПП) Является крупнейшей в мире международной организацией по предоставлению продовольственной помощи в контексте как программ чрезвычайной помощи, так и программ развития.

Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА) Является крупнейшим международным учреждением, оказывающим помощь в области народонаселения.

Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) Способствует повсеместному внедрению рациональных методов природопользования.

Программа Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН-Хабитат) Оказывает помощь людям, жилищные условия которых угрожают их здоровью.

Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) Способствует развитию международной торговли, добиваясь повышения роли развивающихся стран в мировой экономике.

Всемирная торговой организация (ВТО) Является самостоятельным учреждением, в содействии обеспечению экспортных поставок из развивающихся стран через Центр по международной торговле.

Организация Объединенных Наций по СПИДу (ЮНЭЙДС) Преследует цели борьбы против эпидемии, от которой в настоящее время страдает около 40 миллионов человек во всем мире, участвуют специалисты из восьми учреждений и программ Организации Объединенных Наций. Только в 2004 году от СПИДа скончались около 3 миллионов человек, а количество ВИЧ-инфицированных лиц увеличилось еще на 5 миллионов.

Новым партнерством в интересах развития Африки (НЕПАД) Инициативой Африканского союза, которая служит основой для международной поддержки развития Африки.

Рассмотрим более подробно программы ООН по населенным пунктам (ООН-Хабитат). В качестве центральных моментов этой программы в области городов является реагирование на нужды городов и их жителей. ООН-Хабитат работает с сотнями городов и общин по всему миру в целях достижения ощутимых улучшений условий жизни и средств существования городской бедноты.

В России, в программу ООН-Хабитат включены 3 города: Москва, Казань, Тольятти, которые используют зарубежные методологии в развитии города. В свою очередь, у российских городов существует также собственная программа и направления деятельности по развитию городов, то следует рассмотреть программы развития и выделить базовые факторы и направления их развития.

Проведем сравнительный анализ базовых направлений развития некоторых Российских городов, в частности, Санкт-Петербурга и Перми.

Стратегическое развитие Санкт-Петербурга приведено в табл. 2. Таблица 2 - Перспективы развития Санкт-Петербурга в 2007-2011 годах

Проект Программы

Рост городского бюджета В соответствии с проектом закона «О бюджете Санкт-Петербурга на 2008 год и на период 2009 и 2010 годов», доходы бюджета на 2008 год планируются в размере 293,8 млрд. рублей, а расходы - 327 млрд. рублей. В бюджете-2008 расходы на адресные инвестиционные программы, включающие в том числе строительство объектов дорожнотранспортной и инженерной инфраструктуры, метрополитена, социальных и других нужных городу объектов составят рекордную сумму -102 миллиарда рублей. Каждый третий бюджетный рубль будет направлен на развитие города. Наиболее значительный рост расходов консолидированного бюджета в 2008 году будет в следующих сферах: жилищно-коммунальное хозяйство - на 18,8 млрд. рублей (или на 21,5 %); здравоохранение и спорт - на 13,5 млрд. рублей (или на 30,3 %); образование - на 6,5 млрд. рублей (или на 15,9 %) социальная политика - на 6,2 млрд. рублей (или на 23,8 %). - национальная экономика - на 5,9 млрд. рублей (или на 17,4 %).

Перспективы развития экономики в 2007-2011гг. Положительное влияние на развитие машиностроения окажет ввод в эксплуатацию четырех заводов по производству легковых автомобилей - Тоуота, General Motors, Nissan, Сузуки, а также создание отрасли поставщиков автокомплектующих. По прогнозу социальноэкономического развития Санкт-Петербурга на период до 2011 года объем валового регионального продукта ежегодно будет увеличиваться на 8 - 9% и достигнет в 2010 году 1 триллиона 766 миллиардов рублей, а в 2011 году превысит 2 триллиона рублей. К 2010 году объем иностранных инвестиций прогнозируется на уровне 8,6 миллиардов долларов США (в шесть раз больше, чем в 2005 году), а в 2011 году достигнет 10 млрд. долларов США. Сегодня Правительство Санкт-Петербурга рассматривает новые заявки на создание производств на промышленных территориях.

Развитие энергетического комплекса Санкт-Петербурга Подписано соглашение между Санкт-Петербургом и РАО ЕЭС. Инвестиционная программа с беспрецедентным объемом финансирования -почти 300 миллиардов рублей - будет выполнена до 2011-го года. Расходы Бюджета Санкт-Петербурга на развитие инженерноэнергетического комплекса Санкт-Петербурга (Рисунок 1.1 в Приложении Б)

Основные проекты в сфере инженерно-энергетического комплекса в 2007-2011 годах Будет построена Юго-Западная ТЭЦ. В 2011 году ЮЗ ТЭЦ заработает на полную мощность. Стоимость проекта 20 млрд. рублей. Будут построены Василеостровская ТЭЦ и ТЭЦ в промзоне Парнас. Продолжится строительство Главного коллектора северной части города. Ввод его в строй обеспечит полную очистку сточных вод Петербурга. Реконструкция Южной и Северной водопроводных станций со строительством новых блоков очистки воды. Реконструкция Главной водопроводной станции, со строительством новых блоков очистных сооружений и реконструкцией водоводов. Строительство тоннельного коллектора от территории «Северная Долина» до шахты 335 коллектора «Комендантский аэродром»; Строительство системы подачи воды в западную часть Васильевского острова (16 километров). Будет построено 230 километров тепловых сетей и 142 километра газопрово-

дов. В рамках программ «Светлый город» и внутриквартального освещения, будет установлено 23,2 тысяч светильников художественной подсветки и 27,4 тысяч светильников наружного освещения на улицах города.

Расселение коммунальных квартир На реализацию целевой программы «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге» в 2008-2010 годах предусмотрено финансирование в объеме 15,4 млрд. руб. (в 2008 году будет выделено 1 500 млн. руб., в 2009 - 5 108 млн. руб., в 2010 - 8 756 млн. руб.).

Решение жилищных проблем граждан, проживающих в общежитиях. В 2003 году в Петербурге было около тысячи общежитий. По состоянию на 1 января 2007 года в государственной собственности Санкт-Петербурга находилось 360 общежитий. За счет проделанной работы на 1 сентября 2007 в целях защиты прав граждан, проживающих в общежитиях, изменен правовой статус 26 общежитий. До 2009 года планируется изменить правовой статус 222 общежитий.

Решение жилищных проблем городских очередников В Санкт-Петербурге на учете нуждающихся в жилых помещениях состоят 272,4 тысяч семей (645,2 тыс. человек). В результате реализации всех принятых городским Правительством целевых программ будут улучшены жилищные условия более 163 тысяч семей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, в том числе: 43,9 тыс. семей льготных категорий - инвалидов Великой Отечественной войны и боевых действий, семей погибших воинов, участников Великой Отечественной войны, лиц, награжденных медалью «За оборону Ленинграда» и знаком «Жителю блокадного Ленинграда», узников концлагерей, ветеранов боевых действий; 7,6 тысяч многодетных семей (81 процент всех многодетных семей).

Доступное жилье -бюджетникам и молодежи В период с 2008 по 2010 годы на реализацию целевых программ Санкт-Петербурга «Молодежи - доступное жилье», «Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения», «Санкт-Петербургские жилищные сертификаты», «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге на 2002-2012 годы» предусмотрено 16,8 млрд. рублей. Из них на программу «Молодежи - доступное жилье» в 2008-2009 годах предусмотрено 2, 6 млрд. (в 2008 году будет выделено более 1 млрд. руб., что в 2,9 раза больше, чем в 2007 году). На реализацию целевой программы «Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения» в 2008-2010 годах предусмотрено 4, 6 млрд. руб. (в 2008 году будет выделено 954,0 млн. руб., что в 2,1 раза превышает ассигнования 2007 года).

Программа благоустройства дворовых территорий Санкт-Петербурга. В проекте городского бюджета на 2009 год предусмотрено 3 миллиарда 570 миллионов рублей на комплексное благоустройство дворов.

Программа внутриквартального освещения В Петербурге стартовала программа развития внутриквартального освещения на 2007-2013 гг. Так, в 2008 году освещены 75 кварталов; в 2009 году - 75 кварталов; в 2010 году - 68 кварталов; в 2011 году - 69 кварталов; в 2012 году - 50 кварталов; в 2013 году - 52 квартала. На реализацию этой программы из бюджета Санкт-Петербурга планируется направить 4,2 миллиарда рублей.

Развитие до-рожно- Продолжаются работы по завершению строительства важнейшей магистрали - кольцевой автомобильной дороги. В 2007 году сдан в экс-

транспортной инфраструктуры. Строительство крупных дорожных объектов плуатацию второй вантовый мост и участок от Московского до Таллиннского шоссе. Плановый срок сдачи всей КАД - 2012 год. С учетом ускоренного темпа работ, который набран сегодня, вся трасса может быть сдана раньше запланированного срока (2009-2010 гг.).

Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений Два года назад было, наконец, реально реанимировано строительство КЗС. По настоянию Губернатора Правительство РФ утвердило Программу завершения строительства КЗС с общим объёмом финансирования более 60 млрд. рублей. В 2008 году будут завершены работы по обеспечению защиты города от наводнений, в 2010 году - завершено строительство тоннеля и дороги на дамбе.

Западный скоростной диаметр и Орловский тоннель Западный скоростной диаметр соединит южный участок КАДа с северными районами города. Его общая протяженность - 46,6 км. Планируемый срок сдачи всего объекта - 2010 год. В октябре 2005 года город уже начал строительство 1 очереди южного участка ЗСД. Орловский тоннель соединит круглосуточной переправой правый и левый берега Невы. Учитывая важность проектов Западного скоростного диаметра и Орловского тоннеля для транспортной системы России, их финансирование будет осуществляться за счет средств Инвестиционного фонда РФ, бюджета Санкт-Петербурга и частного инвестора.

Ремонт городских улиц, мостов В ближайшие годы будут капитально отремонтированы свыше 100 важнейших улиц и магистралей, более 130 мостов, набережных и путепроводов, приведены в порядок свыше 40 городских парков, садов и скверов. Будет построены новый мост через Малую Неву в створе острова Серный для связи Васильевского острова с Петроградским районом. Будут реконструированы важнейшие въездные магистрали, обслуживающие международные и междугородние связи города - Московское, Киевское, Таллиннское шоссе и другие.

Развитие городского пассажирского транспорта в 20082010 годах В 2008-2010 годах на развитие транспорта направлено 43,1 млрд. руб. (15,5 млрд. руб. в 2008 году, 13,7 млрд. руб. в 2009, 13,9 млрд. руб. в 2010 году).

Метро В проекте бюджета Санкт-Петербурга на 20010 год и в перспективе на 2011 и 2012 годы на строительство новых линий и станций метрополитена предусмотрено более 37 млрд. рублей.

Наземный транспорт В проекте бюджета предусмотрены средства на закупку подвижного состава для наземного городского пассажирского транспорта. В 20082011 годах будет закуплено 115 трамваев, на что из бюджета выделяется 2 млрд. 261,5 млн. рублей. На приобретение троллейбусов предусматривается израсходовать 1 млрд. 44 млн. рублей. Планируется закупить 115 троллейбусов. К 2011 году в Петербурге появится совершенно новый вид транспорта - надземный экспресс.

Рост заработной платы и пенсий К 2012 году среднемесячная номинальная заработная плата достигнет не менее 28 тысяч рублей. Средний размер пенсий к 2010 году планируется обеспечить на уровне не менее 6700 рублей. Темпы прироста

размера назначенных пенсий будут составлять от 11 до 18 процентов ежегодно.

Развитие здравоохра- нения На ближайшие годы в Петербурге запланировано строительство: 2-х инфекционных больниц; нового корпуса на 400 коек Центра восстановительного лечения «Детская психиатрия»; 5-ти поликлиник для взрослых детей в Приморском, Фрунзенском, Красногвардейском, Колпинском районах Санкт-Петербурга; современного блока лучевой терапии новой онкологической больницы в п. Песочный и дополнительного корпуса лучевой терапии в клиническом онкологическом диспансере; за счет средств федерального бюджета - родильного дома в Красногвардейском районе; 20-ти подстанций и отделений скорой медицинской помощи во всех районах города. Запланировано проведение капитальных или текущих ремонтов всех стационаров Санкт-Петербурга, 36-ти станций и отделений скорой медицинской помощи. В 2007 году для стационаров Санкт-Петербурга будет закуплено 4 современных компьютерных томографа и 3 магнитно-резонансных томографа (такое оборудование в Санкт-Петербурге не закупалось более 10 лет). Предполагается закупить 80 машин скорой помощи. В рамках национального проекта «Здоровье» будет поставлено еще 89 автомобилей скорой помощи.

Образование Объем бюджетного финансирования сферы образования в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличится более чем на 17 процентов и составит 47 миллиардов рублей.

Строительство образовательных учреждений К началу 2007/2008 учебного года были открыты 3 новых школы (в Пушкинском, Колпинском и Приморском районах) и 4 детских сада (в Приморском, Калининском и Василеостровском районах). Новые помещения получили три музыкальных школы (в Калининском и Выборгском районах). До конца 2007 года будут введены в строй еще 3 детских сада. В 2007/2008 учебном году в программу комплексного капитального ремонта образовательных учреждений включено 13 учреждений, а в 2008/2009 учебном году -19.

Строительство дошкольных учреждений В последние годы в городе выросла рождаемость, а детских садов не хватает. На 1 сентября 2006 года очередь составляла 5197 детей. Сегодня ситуация улучшается. Во всех районах прекращена аренда зданий детских садов коммерческими организациями. Очередь сократилась до 1600 мест. В некоторых районах ее нет вообще. В городской системе дошкольного образования сегодня 1024 учреждений, которые посещают 143 тысячи детей. В 2008 году будет введено в строй 6 новых дошкольных учреждений, в 2009 - 11, в 2010 - 24. До 2012 года откроются 67 новых дошкольных учреждения на 13 тысяч 490 мест.

Реставрация памятников архитектуры и сохранение культурного наследия В 2005 году Правительством Петербурга принят уникальный документ - «Петербургская стратегия сохранения культурного наследия». Стратегия успешно работает. По сравнению с 2000 годом в 2007 году финансирование реставрации из городского бюджета увеличилось в 25 раз и составило 2,5 миллиарда рублей. На реставрационные работы в 2008 - 2010 гг. только по линии Комитета по охране памятников предполагается направить более 11 миллиардов рублей.

Программа «Фасады Санкт- Петербурга» Беспрецедентная программа «Фасады Санкт-Петербурга» направлена на возвращение столичного блеска. Она предусматривает возрождение целых улиц. Результатом этой работы стал не только эстетический, но и экономический эффект. Привлекательность городской сре-

ды сказалась на опережающем росте цены недвижимости именно в зданиях, фасады которых прошли реставрацию.

Развитие физкультуры и спорта Крупнейший спортивный объект - новый футбольный стадион - строится на Крестовском острове по проекту японского архитектора Кисе Курокава. Полностью реконструируется стадион «Динамо» на Крестовском острове. Принята программа строительства спортивнооздоровительных бассейнов в каждом административном районе города. Программа рассчитана на 5 лет. Проектируется конькобежный стадион с искусственным льдом. Планируется, что в 2010 году он будет введен в строй. К 2011 году планируется построить стрельбище для биатлона. Будут построены два загородных центра подготовки сборных команд Санкт-Петербурга. По губернаторской Программе «Мой первый школьный стадион» уже построено 100 межшкольных, внутриквартальных стадионов со всепогодным покрытием. До конца 2011 года будет построено ещё как минимум 200 стадионов.

Забота о семье. Демографическая политика Правительством города одобрен проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге». С 1 января 2008 года размер единовременной компенсационной выплаты при рождении ребенка увеличится до 15 тысяч рублей при рождении первого ребенка, 20 тысяч рублей при рождении второго ребенка, 25 тысяч рублей при рождении третьего и последующих детей. Планируется повысить на 50% размер ежемесячного пособия на детей школьного возраста. В числе этих мер - ежемесячная социальная выплата в размере 1,5 тысяч рублей матерям, родившим (усыновившим) 5 и более детей и получающим пенсию, ежемесячная выплата в размере 2 тысяч рублей детям из многодетных семей, получающим пенсию по случаю потери кормильца. Многодетным семьям, состоящим на учете по улучшению жилищных условий, при рождении 3 и более детей одновременно, предусмотрено предоставление жилья вне очереди в соответствии с санитарной нормой по договорам социального найма.

Анализ показывает, что стратегическое планирование развития Санкт-Петербурга в основном направлено на улучшение привлекательности города, сохранение культурного наследия, так же на улучшение качества жилья и образования. Бюджет расходов по направлению развития энергетического комплекса приведен на рис. 1.

Расходы бюджета Санкт-Петербурга на развитие инженерно-энергетического комплекса Санкт-Петербурга

23,63 26,55

17,96 ^

9,98

5,26

і ,66 2,35

2003 2004 2005 2006 год 2007 план 2008 план 2009

Рисунок 1 - Расходы бюджета Санкт-Петербурга на развитие инженерно-энергетического

комплекса Санкт-Петербурга

Программа стратегического планирования Перми приведена, в основном, в табл. 3. Анализ показывает, что планирование развития Перми направлено на социальную сферу, в частности, на улучшение качества образования в школах и вузах. Так же значительное внимание уделено проблеме доступности услуг дошкольного образования.

Таблица 3 - Стратегический план развития г. Перми

Проект Программы

Сокращение очередности в дошкольные образовательные учреждения города Перми Создание условий для развития сети учреждений, предоставляющих услуги дошкольного образования; развитие вариативных форм дошкольного образования: центры поддержки семейного воспитания, группы кратковременного пребывания, частные ДОУ; восстановление ранее перепрофилированных групп в муниципальных ДОУ (за счет средств бюджета города Перми). Софинансиро-вание части затрат родителей на приобретение услуг дошкольного образования (реализация пилотного проекта правительства Пермского края «Предоставление пособий семьям, имеющим детей от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные учреждения», «закупка» услуг для детей от 3 до 7 лет в частном секторе).

«Создание образовательных учреждений нового типа» Данный проект работает по двум направлениям: в его рамках реализуются программы международного бакалавриата и билингваль-ного образования. По окончании обучения школьники будут иметь право сдать международный экзамен на Сертификат Посольства Франции. Он, в частности, дает право поступления в высшие учебные заведения Франции и франкоговорящих стран. Всего в программе принимают участие более 1000 школьников. Средства, выделенные на реализацию программы, идут на оснащение школ современным учебным оборудованием в соответствии с международными стандартами, формирование библиотечного фонда, стажировку педагогов и детей за рубежом, а также на открытие структурных подразделений школ в отдаленных районах города.

«Лицензирование образовательных учреждений г. Перми» Проект реализуется с июля 2008 года. В результате проведенной работы получены лицензии 112 образовательными учреждениями. Из них 91 школ получили долгосрочную лицензию сроком на 5 лет, 21 - краткосрочную. Кроме того, получены лицензии 24 дошкольными учреждениями и 6 учреждениями дополнительного образования.

«Развитие сети автономных учреждений» Переход муниципальных образовательных учреждений в статус автономных дает больше самостоятельности в решении внутренних хозяйственных и финансовых вопросов. Таким образом, руководители получают возможность привлекать более высококвалифицированный персонал, увеличивать стимулирующие выплаты педагогическим работникам, улучшать техническое состояние учреждения, приобретать более современное оборудование, предоставлять образовательные услуги, не входящие в государственный стандарт, за отдельную плату.

«Новые образовательные центры» Новый образовательный центр (НОЦ) - это школа для старшеклассников, реализующая программы профильного обучения. НОЦ предоставляет широкие возможности для личностного роста и профессионального самоопределения школьникам, а также вос-

полняет потребности Пермского края в кадрах с высоким интеллектуальным потенциалом. Лицей тесно сотрудничает с Пермским государственным университетом и Пермским институтом культуры, что позволяет выстраивать учебно-исследовательскую и проектную работу старшеклассников на очень высоком профессиональном уровне.

«Телекоммуникационная образовательная сеть Пермского края «Образование web-2.0» Предоставление новых форм информационных услуг участникам образовательного процесса общеобразовательных учреждений: учащимся, родителям, педагогам; а также автоматизация процессов контроля в сфере образования со стороны министерства образования Пермского края, управлений образования территорий края. Информационные услуги, предоставляемые участникам образовательного процесса: «Электронный дневник учащегося»; «Электронный журнал школы»; «Совместная подготовка педагогов к урокам»; «Безопасная социальная образовательная сеть; «Электронное сопровождение самостоятельной подготовки учащихся».

«Строительство спортивных площадок в МОУ города Перми» Создать условия для полноценной организации образовательного процесса в образовательных учреждениях в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». В рамках проекта будут построены спортивные площадки в 3-х школах города, на их строительство выделено 42 миллиона рублей.

«Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних» Для отрасли «Образование» определены следующие основные мероприятия: обеспечение индивидуального сопровождения и трудовой занятости учащихся «группы риска» и находящихся в социально опасном положении. В целях обеспечения индивидуального сопровождения и снижения количества учащихся, совершивших преступления, организован ряд услуг социальной направленности для учащихся приоритетных категорий: досуговая занятость подростков в режиме «второго расписания», трудовая занятость учащихся, летний отдых и оздоровление в различных малозатратных формах, социально-психологическое сопровождение и кураторство, проведение примирительных процедур в конфликтных ситуациях между учащимися.

Системный анализ возможностей, условий и тенденций развития г.о. Тольятти показал, что при формировании стратегического плана, основной упор сделан следующие факторах, влияющих на развитие Тольятти: - экологические, - социально-демографические, - экономические, - технологические. В качестве механизмов влияния данных факторов на Тольятти следует отметить:

1. Загрязнение реки Волга другими регионами и возможные экономические выгоды в виде торговли квотами на выбросы парниковых газов и участия округа в различных программах и проектах, в т. ч. международного уровня;

2. Активные миграционные потоки, без которых сегодня не удастся сдержать падение численности населения; необходимо понимать, что миграция позволяет восполнить недостаток «умов» и «рабочих рук», увеличить численность экономически активного населения;

3. Слабая диверсификация экономики, низкий уровень конкурентоспособности, прежде всего, за счет отсутствия интенсивного развития инновационных отраслей экономики в России, (продукция автомобилестроения и производства автокомпонентов в основном идет на экспорт в другие регионы и за рубеж), острейшие социально-экономические последствия кризиса в Тольятти.

4. В свою очередь, данное развитие предполагает формирование новой технологической базы экономического развития, основанной на использовании новейших достижений в области информатики, био- и нанотехнологий, и их применение в различных сферах.

Анализ внутренних факторов позволил выявить и подтвердить проблемы и сложности в развитии Тольятти. Так в качестве основных тенденций следует отметить:

- в сфере социально-демографического развития - рост численности населения при стабильной численности экономически активного населения; «старение» населения;

- в сфере образования - уменьшение числа ДОУ, низкий охват детей, снижение числа дневных общеобразовательных учреждений, отток молодежи, дефицит квалифицированных кадров, низкая заработная плата;

- в сфере здравоохранения - высокий уровень общей заболеваемости, укомплектованность врачебными кадрами составляет от 24 до 59%, низкая заработная плата, низкий уровень материально-технического оснащение стационаров и поликлиник;

- в сфере культуры, спорта и туризма - сокращение количества учреждений культуры, увеличение количества жителей, занимающихся спортом; рост числа спортивных сооружений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- в сфере экологии - рост количества отходов, зеленые насаждения находятся в неудовлетворительном состоянии;

- криминогенная обстановка - общий уровень преступности соответствует общероссийским показателям и тенденциям, существенная часть преступлений имеет социальные корни (наркомания, алкоголизм, беспризорность и т. д.);

- в сфере экономики - две отрасли - более 90% промышленной продукции; 2008-2009 гг. спад промышленного производства на 48,6 %; 17 предприятий инновационного профиля.

Фактически все перечисленные факторы являются барьерами, сдерживающими развитие города. Динамика населения Тольятти приведена в табл.4-6.

Таблица 4 - Численность постоянного населения г. о. Тольятти (тыс. чел.)

2004 2005 2006 2007 2008

г. о. Тольятти, в том числе: 717,2 717,5 718 718,4 719,5

Автозаводской район 434,1 435,2 436,6 473,9 -

Комсомольский район 111,2 110,8 110,4 110,1 -

Центральный район 159,5 158,9 158,3 157,5 -

п.г.т. Поволжский 9,2 9,3 9,4 9,6 -

п.г.т. Федоровка 3,1 3,1 3,2 3,2 -

Таблица 5 - Динамика рождаемости г. о. Тольятти (чел.)

2004 2005 2006 2007 2008

г. о. Тольятти, в том числе: 7820 7424 7792 8008 9093

Автозаводский район 4785 4603 4827 5086 5774

Комсомольский район 1132 1037 1082 1051 1204

Центральный район 1804 1683 1765 1771 2006

П.г.т. Поволжский 75 78 89 71 81

П.г.т. Федоровка 23 22 25 27 28

Таблица 6 - Динамика смертности г. о. Тольятти (чел.)

2004 2005 2006 2007 2008

г. о. Тольятти, в том числе: 7919 8141 8011 7628 7388

Автозаводский район 3918 3988 3873 3702 3874

Комсомольский район 1451 1462 1463 1337 1381

Центральный район 2404 2548 2578 2490 2048

п.г.т. Поволжский 75 86 49 50 85

п.г.т. Федоровка 66 56 39 43 н/д

Уровень жизни показывают данные по размеру прожиточного уровня и строительству жилья (табл. 7-8)

Таблица 7 - Уровень заработной платы, пенсий и прожиточного минимума в Тольятти (руб.)__________________________________________________________________________

Показатель 2004 2005 2006 2007 2008

Среднемесячная номинальная заработная плата в Тольятти 8553 10225 12173 14215 17241

Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения в месяц) 2554 3062 3734 4129 -

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума 25,00% 16,70% 19,20% 14,60% -

Средний размер пенсии 2060 2581 2901 3728 4663

Соотношение между размером пенсии и прожиточным минимумом 0,8 0,84 0,78 0,9 -

Таблица 8 - Объем жилищного строительства и спрос на жилье в Тольятти

Показатель 2006 2007 2008

Ввод в действие жилых домов, тыс. м2 169,3 200,6 170,8

Число семей, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия, ед. 71 208 210

Число семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ед. 5824 5757 12706

Проведенный SWOT-анализ в разрезе 2-х основных векторов развития г. о. Тольятти -экономика и качество жизни населения, в рамках которых были приведены факторы развития дал возможность построить матрицу факторов уровня производственного потенциала (табл. 9,10) и СВОТ-матрицу по направлениям развития (табл. 11, 12).

Таблица 9 - Показатели производственного потенциала г. о. Тольятти

Показатели 2006 2007 2008

Объем отгрузки товаров собственного производства, млрд. руб. 249,3 287,6 287,2

Индекс промышленного производства, % 102,6 102,6 103,2

Объем промышленного производства на душу населения, тыс. руб. 347,2 399,9 399,2

Объем инвестиций (в основной капитал) за счет всех источников финансирования, млрд. руб. 12,2 13,6 16,8

Объем инвестиций в основной капитал на душу населения, тыс. руб. 17 18,9 23,4

Таблица 10 - Продуктивность основных отраслей производства г.о. Тольятти ( л) е /ч б/ у р

2005 2006 2007 2008

Обрабатывающие производства: 1,27 1,57 1,75 1,79

Химическое производство 1,95 2,37 2,92 2,97

Производство транспортных средств и оборудования 1,25 1,58 1,68 1,73

№ Слабые стороны

1 зависимость основных отраслей (химия, автомобилестроение) от конъюнктуры мирового рынка

2 незначительная доля малого и среднего бизнеса

3 недостаток финансовых и инвестиционных ресурсов. Бюджетные возможности сильно ограничены. Основные инвесторы - сами предприятия (химической промышленности и автомобилестроения) дисбаланс собственных и привлеченных средств для инвестиций (привлеченные - 25% в Тольятти, 57% по РФ)

4 отсутствие инновационной инфраструктуры

5 отсутствует отраслевая диверсификация - две отрасли автомобилестроение и химическая производят более 90% промышленной продукции округа

6 дисбаланс на рынке труда, в том числе на этапе профессиональной подготовки

Угрозы

1 неопределенность развития мировой экономической системы

2 Рост тарифов на услуги естественных монополий и на доступ к ним

3 рост доли промышленной сборки и продаж иномарок в России

4 усугубление ситуации «Г ород для завода, а не завод для города»

5 нестабильное финансирование федеральных и областных программ

6 перевод непрофильных активов предприятий (как правило социально значимых) в муниципальную собственность, сочетающийся с неопределенными перспективами их финансирования из бюджетов всех уровней

Сильные стороны

1 выгодное экономико-географическое положение

2 предприятия города формируют почти 50% бюджета и почти 60% экспорта Самарской области

3 высокий удельный вес товаров и услуг инновационного характера в общем объеме отгруженных товаров собственного производства (92%в 2008г).

4 развитая транспортная инфраструктура

5 химическая промышленность и машиностроение находятся в сфере национальных и региональных интересов.

Возможности

1 интенсивная поддержка автопрома на федеральном уровне, в особенности «АвтоВАЗа»

2 участие в международном и межрегиональном разделении труда (химическая и машиностроительная продукция)

3 поддержка развития транспортной инфраструктуры на федеральном уровне (проект транспортно-логистического кластера Самарской области)

4 потенциал развития автомобильного рынка РФ в сегменте легковых автомобилей

5 рост непроизводственного сектора - доли услуг, в том числе инновационного характера

"аблица 12 - SWOT-АНАЛИЗ раздела «Качество жизни населения»

№ Сильные стороны

1 высокий трудовой потенциал

2 экологическая обстановка имеет тенденцию к стабилизации

3 наличие развитой сети учреждений здравоохранения

4 развитая система «массового» спорта

5 развитая инфраструктура образовательных учреждений

6 высокая социально-политическая активность населения

7 выгодное экономико-географическое положение

8 наличие рекреационных ресурсов

Возможности

1 системное повышение качества медицинских и образовательных услуг

2 развитие системы дошкольного образования (в том числе частной) в сочетании с компенсирующими мероприятиями

3 пропаганда здорового образа жизни, поддержка «массового» спорта

4 комплексные мероприятия по профилактике социально опасных явлений: алкоголизма, наркомании и токсикомании

5 введение системы профилактических (в т.ч. профессиональных) обследований населения

6 активное участие в федеральных и областных целевых программах по экологии и правопорядку

7 введение жестких требований по экологии и их контроль по отношению к основным источникам загрязнения

8 развитие рынка туристических услуг

9 создание прозрачной схемы в области земельных отношений (введение правил землепользования и застройки)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 развитие инфраструктуры в целях увеличения современного жилого фонда

Слабые стороны

1 снижение продолжительности жизни населения, высокий уровень смертности, мужская сверхсмертность

2 высокий уровень расслоения общества: доходы 10% наиболее обеспеченных тольят-тинцев превышают доходы наименее обеспеченных в 21 раз (2007 г.)

3 экологическая обстановка в Тольятти является напряженной: Тольятти является одним из городов - лидеров по выбросам в атмосферу от стационарных источников - в 1,5-2,5 раза выше поселений - аналогов

4 высокий уровень заболеваемости населения (особенно детей), в т.ч. социально опасными заболеваниями

5 недостаточная обеспеченность медицинскими и педагогическими кадрами

6 низкий охват детей дошкольным образованием, очередь в детские сады

7 обеспеченность жильем в Тольятти ниже, чем в среднем по Самарской области, низкие темпы жилищного строительства

8 невысокий уровень качества услуг социального (образование, медобслуживание) и культурного характера

9 нехватка мощностей по переработке промышленных и бытовых отходов - переработка и использование составляет не более 30%

10 рост преступности (особенно тяжких и особо тяжких) и негативная динамика их раскрытия

11 отсутствие инфраструктуры свободных энергомощностей для вновь возводимого жилого фонда

Угрозы

1 снижение доходов бюджетов всех уровней и, как следствие, свертывание финансирования объектов культуры и спорта

2 рост безработицы и снижение доходов населения

3 рост социальной напряженности

4 нестабильное финансирование программ и проектов федерального и областного уровня, общее снижение финансирования социальной сферы

5 усиление диспропорций рынка труда

6 возможность подтопления части территории округа

7 ухудшение криминогенной обстановки

Возможности Угрозы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Сильные стороны

выгодное эко-географическое положение + + +2

предприятия города формируют почти 50% бюджета и почти 60% экспорта Самарской обл. + - - - -2

высокий удельный вес товаров и услуг инновационного характера + + + - +2

развитая транспортная инфраструктура + + - +1

химическая промышленность и машиностроение находятся в сфере национальных и региональных интересов. + + + + +4

Слабые стороны

зависимость основных отраслей от конъюнктуры мирового рынка - -1

недостаток финансовых и инвестиционных ресурсов. + + - - - -1

отсутствует отраслевая диверсификация - + - - -2

дисбаланс на рынке труд + - 0

ИТОГО (внешняя среда) +2 + 4 + 4 + 5 -6 -2 -2 -1 -1 +3/ +3

1- интенсивная поддержка автопрома на федеральном уровне; 2 - участие в международном и межрегиональном разделении труда; 3 - поддержка развития транспортной инфраструктуры на федеральном уровне; 4 - потенциал развития автомобильного рынка РФ; 5 - неопределенность развития мировой экономической системы; 6 - рост тарифов; 7 -рост доли промышленной сборки иномарок в России; 8 - усугубление ситуации «Город для завода, а не завод для города»; 9 - нестабильное финансирование федеральных и областных программ; 10 - ИТОГО (внутр.среда)

Таблица 14 - Матрица SWOT-анализа раздела «Качество жизни населения»

Возможности Угрозы 12

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Сильные стороны

высокий трудовой потенциал + - - - -2

наличие развитой сети учреждений здравоохранения, образования, физкультуры и спорта + + + + + - +4

высокая социально-политическая активность населения + + + - - - 0

Слабые стороны

снижение продолжительности жизни населения + + + + - - - +1

высокий уровень расслоения общества - - -2

экологическая обстановка остается напряженной + - - -1

высокий уровень заболеваемости населения + + + + - - +2

недостаточная обеспеченность медицинскими и педагогическими кадрами + - - - -2

низкий охват детей дошкольным образованием - -1

низкая обеспеченность жильем + - - -1

ИТОГО (внешняя среда) + 3 + 4 + 4 + 2 + 5 + 1 -5 -5 -2 -6 -3 -4/- 2

1- системное повышение качества медицинских и образовательных услуг; 2- пропаганда здорового образа жизни; 3- введение жестких требований по экологии; 4- развитие рынка туристических услуг; 5- активное участие в федеральных и областных целевых программах; 6- развитие инфраструктуры; 7- снижение доходов бюджетов всех уровней; 8- рост безработицы и снижение доходов населения; 9- усиление диспропорций рынка труда; 10-рост социальной напряженности; 11- ухудшение криминогенной обстановки; - ИТОГО (внутр.среда)

По результатам анализа SWOT-матрицы был обозначен основной потенциал, ограничения и барьеры развития городского округа Тольятти. Потенциал развития Тольятти определен в пяти плоскостях.

Во-первых, наличие трудового потенциала как такового - в Тольятти сосредоточен 1% экономически активного населения страны, городской округ остается миграционной привлекательной территорией.

Во-вторых, наличие производственного потенциала, выражающегося в высокой концентрации квалифицированного производственно-технического потенциала и соответствующей научной базы, что благоприятно для развития инновационного бизнеса и открывает перспективы создания сильной инновационной экономики.

В-третьих, огромные возможности для развития Тольятти дает географический потенциал - возможность создания Жигулевской агломерации с целью объединения усилий; развитие транспортно-логистической системы Тольятти как крупного «узла» автомобильного, водного и воздушного транспорта.

Четвертой опорой для развития Тольятти является природно-ресурсный потенциал (река Волга, городские леса, Жигулевские горы, Самарская Лука), дающий уникальные условия и возможности для создания туристического центра. В-пятых, градостроительный потенциал, суть которого заключается в следующем: Тольятти имеет возможность дальнейшего роста, как за счет многоэтажного строительства, так и за счет перехода к альтернативной урбанизации на основе малоэтажного домостроения.

К основным причинам, сдерживающим социально-экономическое развитие Тольятти, относятся следующие.

Во-первых, мононаправленность экономики (более 90% горожан заняты в автомобилестроении и химической промышленности), что обеспечивает слишком высокую зависимость качества жизни населения, прежде всего, от ситуации на ВАЗе.

Во-вторых, анализ ситуации показал, что развитие социальной инфраструктуры (образование, здравоохранение, культура и другие) практически не ориентировано на запросы рынка, не имеет ясных приоритетов и слабо связано с обеспечением развития базовых отраслей.

В-третьих, отсутствие в городе развития «интеллектуальных» отраслей экономики, а, следовательно, и модернизации традиционных отраслей, отсутствие формирования комплекса высокотехнологичных направлений - все это может повлечь за собой снижение конкурентоспособности продукции и «отбросить» экономику округа на периферийное положение.

В-четвертых, слабое развитие малого и среднего предпринимательства наряду с отсутствием инфраструктуры, которое является основой развития новых производств и обеспечения дополнительной занятости. Кроме того, серьезными барьерами развития г.о. Тольятти являются неблагоприятная экологическая обстановка.

Недостаточное развитие, прежде всего, транспортной-логистической и туристическо-рекреационной инфраструктуры городского округа, отсутствие ясной стратегии и сбалансированной системы развития города.

Библиографический список

1. Бандурин А.В., Чуб Б.А. Стратегический маркетинг организации. - М.: Издательство Михайлова В.А. 2007.

2. Агафонов В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. - М.: Прогресс, 2000.

3. Кныш М.И. Конкурентные стратегии. - СПб.: Питер, 2007.

4. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. 2002.

5. Котлер Ф., Келлер К. Л.. Маркетинг, менеджмент. 12-е издание. - СПб.: Питер, 2007.

6. Куделя А.Д. Стратегический корпоративный менеджмент. - М.: ПРИОР, 2007.

7. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. - СПб.: Питер, 2000.

8. Прокопьев В.В. Стратегическое планирование и управление. - М.: ИНФРА, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.