Научная статья на тему 'Роль органов муниципальной власти и бизнеса в процессе повышения конкурентоспособности города (на примере г. Казани)'

Роль органов муниципальной власти и бизнеса в процессе повышения конкурентоспособности города (на примере г. Казани) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
510
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ГОРОДА / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ФАЗА РАЗВИТИЯ ГОРОДА / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДА / ИНТЕРЕСЫ ГОРОДСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ / ИНТЕРЕСЫ БИЗНЕСА / CITY COMPETITIVENESS / COMPETITIVE ADVANTAGE / PHASE OF CITY DEVELOPMENT / CITY DEVELOPMENT TRENDS / LOCAL ADMINISTRATION INTERESTS / BUSINESS INTERESTS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Глебова Ирина Станиславовна

В условиях усиления конкуренции между городами возрастает роль органов муниципальной власти в процессе социально-экономического управления городом, разработки маркетинговых стратегий развития, интересных социальных инвестиционных проектов, а также в проведении грамотной политики по созданию условий, удовлетворяющих требованиям инвесторов и способствующих переливу финансов в проблемные зоны муниципального образования. В статье проводится анализ конкурентоспособности города Казани, определяются основные современные тенденции и фаза его развития, даются рекомендации по повышению конкурентоспособности города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

As inter-city competition is increasing, the role of local administration is growing in the process of social and economic territorial development. City administration must create marketing development strategies, elaborate social investment projects and provide good policy for attracting finance into the city. It is very important for development of cooperation and collaboration between local administration and business in Russia. The current article analyzed the competitiveness of Kazan and its competitive advantages. Also, phases of Russian city development are determined and possibilities of city competitiveness increasing are described. The article includes some measures to solve problems of social and economic development in Kazan.

Текст научной работы на тему «Роль органов муниципальной власти и бизнеса в процессе повышения конкурентоспособности города (на примере г. Казани)»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 151, кн. 4 Гуманитарные науки 2009

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

УДК 338(075.8)

РОЛЬ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГОРОДА (на примере г. Казани)

И.С. Глебова

Аннотация

В условиях усиления конкуренции между городами возрастает роль органов муниципальной власти в процессе социально-экономического управления городом, разработки маркетинговых стратегий развития, интересных социальных инвестиционных проектов, а также в проведении грамотной политики по созданию условий, удовлетворяющих требованиям инвесторов и способствующих переливу финансов в проблемные зоны муниципального образования. В статье проводится анализ конкурентоспособности города Казани, определяются основные современные тенденции и фаза его развития, даются рекомендации по повышению конкурентоспособности города.

Ключевые слова: конкурентоспособность города, конкурентные преимущества, фаза развития города, тенденции развития города, интересы городской администрации, интересы бизнеса.

В условиях мирового процесса урбанизации возрастает роль и значение крупных городов. Развитие крупных городов обеспечивает стабильное функционирование экономики отдельных регионов страны. К крупным городам обычно относят населенный пункт, в котором проживают более 500 тыс. человек. Они отличаются не только высокой концентрацией населения, но и сосредоточением капитала, емким рынком, развитой инфраструктурой, наличием квалифицированных кадров, в том числе и управленческих, значительным образовательным, культурным, научным потенциалом. Кроме того, в России на сегодняшний день становится очевидной такая тенденция, когда крупные города приобретают важное политическое, культурное, экономическое значение, являются опорными узлами территориальной организации общества и приносят основной доход в бюджеты своих регионов. Поэтому интерес к развитию городов усиливается как с научной, так и с практической точек зрения.

Конечно, в России не существует пока конкуренции между российскими городами в том смысле, что на Западе. Но в настоящее время происходит посте-

пенное уменьшение административных и экономических препятствий перемещению населения, поэтому по мере возрастания экономических возможностей людей для перемены мест проживания (для этого необходимы средства на переезд и приобретение или наем жилья) регионы и крупные города все больше сталкиваются с проблемой конкуренции за жителей, особенно молодых и экономически активных. В России во многих отдаленных регионах и небольших городах уже сегодня остро стоит проблема массового оттока молодых людей, которые перемещаются в те регионы и города, где имеются большие возможности для получения образования, перспективы выбора профессии, получения более высокой заработной платы, жизни в более комфортных благоприятных условиях и т. д.

Городские власти начинают осознавать, что процветание территории зависит от проводимой политики социально-экономического развития города. Важно создавать условия для усиления «конкурентного преимущества» города, то есть поддерживать постоянно растущий уровень жизни города за счет повышения производительности использования труда и капитала как действующими, так и новыми предприятиями.

Конкуренция городов может проявляться в следующих направлениях:

- сохранение и привлечение трудоспособного населения, доведение уровня его профессиональной подготовки до соответствия мировым стандартам качества персонала;

- развитие науки, размещение и сохранение предприятий, привлечение новых фирм, особенно формирующих наукоемкие современные кластеры, имеющих устойчивый сбыт своей продукции, работающих на принципах благожелательного отношения к окружающей среде;

- привлечение новых инвестиций в развитие действующих или создание новых предприятий, а также в коммунальную инфраструктуру, в жилье и социальный комплекс;

- осуществление и развитие транспортно-транзитных функций;

- развитие системы профессионального образования и здравоохранения как отраслей специализации, университетов, медицинских центров и клиник;

- привлечение и развитие информационных центров, средств массовой информации, кино- теле- и радиостудий и т. д.;

- привлечение туристических потоков всех типов;

- проведение в городе крупных культурных, политических, научных, спортивных и других событий и мероприятий, на которые приезжает много людей, которые усиливают позитивный имидж города;

- приращение регионального культурного и исторического потенциала, который повышает привлекательность города;

- размещение в городе административных и общественных учреждений, органов, фондов государственного, международного, мирового значения;

- перемещение в город федеральных или региональных управленческих структур;

- привлечение банковского капитала;

- создание центров компетенции в различных областях знаний;

- наличие условий для раскрытия созидательных творческих возможностей личности;

- чистота окружающей среды и высокое качество жизни.

Конкурентоспособность города заметно шире, чем конкурентоспособность

расположенных на его территории предприятий, так как она включает в себя экономические ресурсы, экономическую инфраструктуру и управление экономическими процессами, а также структуры, осуществляющие такое управление. В этой связи важно подчеркнуть, что реальные потребности города и инвесторов не совпадают. Органы муниципальной власти преследуют цели эффективного перераспределения инвестиционных потоков, направляемых в город, и создания условий, удовлетворяющих требованиям инвесторов и способствующих переливу финансов в проблемные зоны. Инвестор же при вынашивании идеи о вложении средств в социально значимый для города проект в первую очередь стремится получить полную и объективную информацию об объекте инвестирования, заручиться поддержкой администрации города, при этом получив от нее гарантии и льготы или заключив договор с администрацией о долевом участии в реализуемом проекте.

Основная цель властей города при формировании его конкурентоспособности заключается прежде всего в создании условий для максимально эффективного использования имеющихся и потенциальных факторов производства -труда, капитала, природных ресурсов. Поэтому адекватная роль городской администрации заключается именно в том, чтобы выступать в роли инноватора. Городские власти должны не просто стимулировать, но и подталкивать местные компании к постоянному повышению качества, внедрению новых ресурсосберегающих технологий, новых методов управления и созданию долговременного конкурентного преимущества на этой основе.

Администрация города не должна конкурировать с бизнесом в создании новых продуктов и отраслей. Интересы бизнеса и власти должны быть направлены на установление взаимовыгодных устойчивых связей. Городские власти «продают» «производителям» общественные блага, инфраструктуру и обеспечивают социальную стабильность в городе, в то время как «производители» платят за это местные налоги. Исходя из средне- и долгосрочной перспективы роль администрации в управлении экономикой города с позиций конкурентоспособности сводится к следующим параметрам:

- развитие прогрессивных механизмов управления городом, ориентированных на создание устойчивых конкурентных преимуществ и взаимовыгодное сотрудничество с бизнесом, на стратегические цели и направления развития города;

- создание специализированных факторов производства: развитие системы профильного образования, научно-исследовательских центров, интеграции образования, науки и производства;

- строгий контроль за соблюдением стандартов безопасности и качества на предприятиях, стимулирование внедрения на предприятиях международных стандартов производства и управления;

- развитие инвестиционного климата в городе: разработка программы стимулирования долгосрочных инвестиций; введение налоговых стимулов для новых компаний, открывающих в городе свои подразделения; способствование перебазированию в город финансовых организаций;

- развитие инженерной и экономической инфраструктуры: строительство инженерных сетей для промышленных площадок, подводка транспортных сетей, стимулирование развития кредитного сектора, содействие профессиональным организациям инвестиционной и инновационной инфраструктуры.

Рассмотрим существующие тенденции развития города Казани в условиях активно проявляющихся урбанизационных процессов.

1. Наблюдается подвижность социально-экономических границ города и тесная его взаимосвязь с другими крупномасштабными системами и окружающей средой. Так, в рамках программы территориально-экономического деления РТ г. Казань должен войти в состав одного из семи районов, а именно Столичного экономического района (СЭР), куда планируется включить еще шесть административных муниципальных районов: Верхнеуслонский, Лаишевский, Пе-стречинский, Высокогорский, Атнинский и Зеленодольский. Территория планируемого экономического района составит 9.34 тыс. кв. км с численностью населения 1423 тыс. человек. Таким образом, планируется процесс формирования Казанской агломерации, которая будет включать в себя группу близко расположенных городов и поселков и других населенных пунктов с их тесными трудовыми, культурно-бытовыми и производственными связями. Кроме того, запланирован проект строительства малоэтажного города-спутника между Казанью и Зеленодольском, в котором будут проживать 100 тыс. человек.

2. Для г. Казани характерна и такая тенденция, как постепенное вытеснение плотной жилой застройки в центре города зданиями правительственного или делового значения, а также бурное развитие культурно-зрелищных, торгово-развлекательных учреждений, отелей и музеев.

3. Очевидна тенденция непрерывного снижения численности постоянного населения исторического центра города Казани. Численность постоянного населения Вахитовского района в 2002 г. составляла 90.2 тыс. человек, а в 2007 г. -83 тыс.

4. Дневное население исторического центра города резко превышает ночное, это связано с маятниковой миграцией.

5. Наблюдается тенденция сокращения занятых в промышленности города (всего 23%) и увеличение доли занятых в секторе услуг (финансы, торговля, управление, обслуживание, наука, образование, международные связи) до 75%.

6. К сожалению, в г. Казани пока незначительно развита туристическо-досуговая сфера, которая является важным источником пополнения муниципальной казны во всех столицах мира. Для Казани данная тенденция не характерна в полной мере, так как в городе только начинают предприниматься попытки обстоятельно развивать туризм. В апреле 2008 года была представлена Стратегия развития туризма в Казани на 2008-2011 гг. За разработку этой стратегии взялась английская маркетинговая компания ТМ1. На основе новой стратегии к 2011 году планируется довести число туристов до 900 тыс., в 2006 г. это количество было 600 тыс., в 2007 г. - 1 млн. человек. Ожидается также, что туристы, приезжающие в Казань, будут проводить в городе не один день, а останутся ночевать. Прогнозируется, что это увеличит доход на 45% [1].

7. Начала проявляться в городе Казани тенденция классовой стратификации населения и территориальной сегрегации. Так, в окрестностях города заявлено

строительство 16 загородных поселков (из них 12 уже строятся), в которых застройщики изначально стремятся разработать проекты для разных категорий покупателей: эконом-, бизнес- и премиум-классов. Данные проекты предусматривают развитие социально-бытовой инфраструктуры внутри загородных поселков. На сегодняшний день в построенных поселках ежемесячное обслуживание домов стоит порядка 7-12 тыс. руб.

8. Наблюдаются очень высокие цены на жилье в Казани. Множество готовых зданий в Казани пустуют, органы власти же устраивают аукционы на квартиры по соципотеке. Видимо, ситуация в Казани «подтягивается» к московским тенденциям. К этому еще добавляется то, что многие банки и инвестиционные компании скупают целые дома, чтобы потом продать их подороже.

9. Очевидно ухудшение экологической обстановки в городе. Идет перегрузка территории высотными зданиями, строящимися в конкретной близости друг от друга, наблюдается недостаток лесопосадочных зон, парков, озелененных территорий внутри городской зоны.

Проанализировав показатели численности постоянного населения г. Казани, ввод в действие общей площади жилых домов и уровень безработицы, можно определить фазу развития города Казани в соответствии с подходом Дж. Форрестера (табл. 1, 2).

Табл. 1

Основные социально-экономические показатели развития г. Казани

Показатели / Годы 2005 2006 2007 2008

Численность постоянного населения (на конец года), тыс. чел. 1112.7 1116 1120.2 1130.7

Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс. кв. м. 632 730 742.3 901.5

Уровень безработицы на конец года, % 1 0.95 0.98 1

Табл. 2

Темпы роста заданных показателей

Темпы роста Численность постоянного населения, % Ввод в действие общей площади жилых домов, %

Т1 = 2006/2005 100 115

Т2 = 2007/2006 100 101

Т3 = 2008/2007 101 121

По темпам роста ввода в действие общей площади жилых домов и численности постоянного населения можно сделать вывод, что г. Казань по показателям последних четырех лет находится в фазе развития, так как количество единиц жилья и его общая площадь увеличиваются быстрее, чем количество жителей. Комфортность проживания в г. Казани высокая, и он остается пока притягательным для новых жителей. К сожалению, потенциал роста численности города за счет миграции (к главному ее источнику относят переезд татарского населения из Средней Азии) уже исчерпан.

Можно сравнить с точки зрения конкурентных преимуществ г. Казань с другими городами (табл. 3).

Табл. 3

Сравнительные характеристики г. Казани и других городов-миллионников России по основным показателям социально-экономического развития (2007 г.)

Г орода Доходы консолидированного бюджета города, млн. руб. Общая площадь жилищного фонда, тыс. кв. м. Индекс промышленного производства, % Инвестиции в основной капитал - всего, млн. руб. Численность постоянного населения Численность официально зарегистрированных безработных, человек Среднемесячная начисленная заработная плата, руб.

Волгоград 10329.4 21608.9 100 23475.1 1018.7 3863 12259

Екатерин- бург 19615.5 28948.0 108.8 51390.9 1354.4 4212 17938

Казань 11423.9 24034.7 115.7 68416.6 1120.2 5623 12579

Нижний Новгород 15184.9 26993.4 104.6 41577.9 1282.7 3318 13086

Новоси- бирск 16435.7 28671.8 115.3 48313.7 1390.5 5426 15197

Омск 13016.2 23996.9 106.5 37203.7 1131.1 1470 13204

Ростов-на- Дону 12945.1 22111.1 100.2 33043.7 1048.7 4241 13536

Самара 11408.5 24782.5 106.0 42980.8 1135.5 3725 14225

Челябинск 11413.2 23891.6 114.5 26018.5 1092.5 3373 13900

Пермь 14452.7 20328.4 100.2 53129.4 987.2 2020 15580

Уфа 11413.2 20509.8 105.0 51620.3 1028.7 7063 15373

Город Казань относится к городам со средним уровнем социально-экономического развития по сравнению с другими городами-миллионниками России, уступает Екатеринбургу и Новосибирску и занимает третье место. К городам с низким уровнем социально-экономического развития по итогам 2007 года можно отнести Уфу, Волгоград, Ростов-на-Дону.

Если сравнить конкурентные преимущества г. Казани с городами Поволжья, то картина для Казани складывается привлекательнее. Казань занимает лидирующее положение по сравнению с Нижним Новгородом и г.о. Самарой. Департаментом экономического развития Администрации городского округа Самара был проведен анализ социально-экономического развития за 2007 год городов, входящих в Ассоциацию городов Поволжья (АГП) [2].

В 2007 г. с точки зрения уровня социально-экономического развития по семи основным индикаторам (отгруженность товаров собственного производства, инвестиции в основной капитал, ввод в действие жилых домов, среднемесячная заработная плата, оборот розничной торговли на душу населения, уровень официально зарегистрированной безработицы, естественный прирост населения на 1 тыс. жителей) лидируют г. Казань, г. Нижний Новгород и г.о. Самара.

По итогам 2007 года 1-е место по объему инвестиций в основной капитал среди городов АГП занимал г. Казань (62.8 млрд. руб.), 2-е место- г.о. Самара (42.9 млрд. руб.), 3-е - г. Нижний Новгород (38.8 млрд. руб.). Лидирующее положение по вводу в эксплуатацию жилья в 2007 г. также занимал г. Казань (742.3 тыс. кв. м), 2-е место - г. Нижний Новгород (614.2 тыс. кв. м), 3-е - г.о. Самара (611.8 тыс. кв. м общей площади жилых домов).

На ситуацию на рынке труда территорий в 2007 г., как и ранее, оказывал влияние рост объёмов производства и инвестиций в экономику. Среди городов Поволжья наименьший уровень безработицы относительно трудоспособного населения отмечен в Нижнем Новгороде (0.44%), в Самаре и Астрахани (0.5%). Это более чем в 4 раза ниже по сравнению с данным показателем в целом по Российской Федерации (2.2%).

В 2007 г. среднемесячная заработная плата в г.о. Самара составляла 14219 руб. Это самый высокий показатель среди городов - членов Ассоциации. Второе место по уровню заработной платы занимает г. Нижний Новгород (13085 руб.) и 3-е место - г. Казань (12880 руб.). Самая низкая заработная плата в 2007 г. наблюдалась в г. Саранск - 9787 руб.

Рост материального благосостояния населения способствует повышению покупательной способности населения, измеряемой количеством бюджетов прожиточного минимума. В 2007 г. по уровню покупательной способности среднемесячной заработной платы первое место среди городов Ассоциации занимал г. Казань - 3.7 величины прожиточного минимума, второе место поделили г.о. Самара и г. Чебоксары (3.3), и третье место - г. Пенза и г. Волгоград (3.2). Самый низкий уровень покупательной способности в г. Саратов (2.8), г. Саранск (2.7) и г. Ульяновск (2.6).

По абсолютному показателю оборота розничной торговли на душу населения среди городов АГП 1-е место занимает г. Казань (140.5 тыс. руб.), 2-е место - г. Нижний Новгород (123.9 тыс. руб.), 3-е место - г.о. Самара (118.5 тыс. руб.), 4-е место - г. Волгоград (99.4 тыс. руб.), 5-е - г. Астрахань (82 тыс. руб.). Самый низкий объем оборота розничной торговли - в г. Ульяновск (32 тыс. руб. на душу населения).

По итогам 2007 г. по показателю «общий объем доходов бюджета» г. Нижний Новгород занимает 1-е место (14.4 млрд. рублей), 2-е место занимает г. Казань (14.2 млрд. рублей), г.о. Самара находится на 3-м месте с общим объемом доходов 11.4 млрд. рублей. На 4-м месте по уровню доходов, поступающих в бюджет города, находится Волгоград (10.3 млрд. рублей), а на 5-м месте - Астрахань (7.8 млрд. рублей).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Казань является конкурентоспособным городом по основным показателям социально-экономического развития города и занимает лидирующие позиции.

Для повышения конкурентоспособности города Казани осуществляются значительные затраты ресурсов и времени на проектирование системы управления развитием города. Это можно проследить по организации и проведению следующих мероприятий за последнее время:

а) организация крупной международной конференции в мае 2007 года - собрания Совета управляющих Европейского банка реконструкции и развития;

б) проведение IX Конгресса Организации Городов Всемирного Наследия в июне 2007 года;

в) участие г. Казани в крупных международных выставках.

В марте 2007 года в г. Канны (Франция) проходила ХУШ Международная выставка коммерческой недвижимости MIPIM-2007 [3]. На площади 223 кв. м Казань презентовала 15 инвестиционных проектов, три из которых являются проектами администрации г. Казани. В 2008 году администрация г. Казани снова приняла участие в выставке MIPIM в г. Канны. В мероприятии приняло участие 85 стран-участников и более 28000 делегатов. Казанская делегация во главе с мэром города Казани представила крупные инвестиционные проекты на общую сумму более 8.5 млрд. долларов.

Позитивное влияние на формирование благоприятного имиджа города оказывает организация крупных спортивных мероприятий. Ожидается, что проведение Универсиады 2013 года в г. Казани не только привлечет огромные средства для строительства объектов спортивной инфраструктуры, но и повысит инвестиционную привлекательность и имидж города на международной арене.

Ярким примером влияния имиджа города на величину инвестиций может служить мероприятие, связанное с празднованием 1000-летия г. Казани, в рамках которого город привлек достаточно большой объем инвестиционных ресурсов как из федерального бюджета, так и из средств международных финансовых организаций. В результате инвестиции в экономику г. Казани превысили более чем в два раза объем инвестиций в такие крупные города, как Екатеринбург, Нижний Новгород, Уфа, Челябинск и Новосибирск. В настоящее время г. Казань удерживает лидерство среди российских городов-миллионников по привлечению инвестиций и занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга.

Город находится в статусе исторических городов России и по ценности архитектурно-планировочного наследия относится к классу «А» (наряду с Москвой, Санкт-Петербургом и Н. Новгородом, в которых сохранились самобытные черты древней планировки, оригинальные ансамбли и комплексы старины).

2 апреля 2009 г. было объявлено, что администрация Казани зарегистрировала за столицей Татарстана в Роспатенте товарные знаки «Третья столица России», «Третий город России», а также «Russia’s third capital». На звание третьей столицы России претендовало множество городов-миллионников, однако основная борьба развернулась между Казанью и Нижним Новгородом. Последний получил другой статус, зарегистрировав товарный знак «Столица Поволжья». Неофициально г. Казань нередко именуется также «столицей российского федерализма», «джазовой столицей России», «столицей всех татар мира».

Несмотря на активную деятельность администрации города, на наш взгляд, задействованы не все рычаги управления для повышения узнаваемости города и его конкурентоспособности. Отсутствует целостный системный подход к пониманию имиджа города и управлению им. Не создан пока еще специальный городской комитет, занимающийся брендингом города и формированием его имиджа и репутации.

Для повышения конкурентоспособности города Казани необходимо:

• содействие созданию благоприятных финансово-кредитных и налоговых условий развития экономики;

• привлечение займов международных финансовых организаций;

• дальнейшее совершенствование правовой базы, регулирующей привлечение инвестиций;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• повышение инвестиционной привлекательности города за счет формирования благоприятного имиджа города;

• создание новых рабочих мест с высоким уровнем оплаты труда;

• размещение на предприятиях Казани федеральных, республиканских и муниципальных заказов;

• техническое перевооружение промышленных предприятий, использование новых видов оборудования, освоение выпуска новых видов продукции, рост производительности труда;

• стимулирование использования энергосберегающих технологий, применение новых видов материалов;

• внедрение научных прикладных разработок для создания новых технологий и производств, максимальное использование потенциала научных организаций Казани;

• повышение эффективности государственной тарифной политики в отношении субъектов, оказание государственной поддержки предприятиям, выходящим на внешний рынок;

• стимулирование и внедрение новых технологий по международным стандартам организации производственной деятельности и качества выпускаемой продукции;

• более эффективное использование транспортно-транзитного и туристического потенциалов Казани, развитие объектов авиационного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта, расширение гостиничного комплекса естественных монополий, работающих в городском хозяйстве;

• более широкое привлечение частных инвесторов к финансированию проектов развития городской инженерно-транспортной инфраструктуры, городских территорий;

• создание структур и механизмов поддержки и сопровождения инвесторов по принципу «одного окна», позволяющему повысить уровень прозрачности и открытости инвестиционного процесса;

• получение городом кредитного рейтинга;

• развитие прогрессивных форм государственно-частного партнерства.

Таким образом, можно сделать вывод, что оценка уровня конкурентоспособности города представляет собой важную исходную базу для органов местного управления, которые призваны постоянно и активно действовать в направлении обеспечения, поддержания и наращивания конкурентных преимуществ своей территории, а также их позиционирования и продвижения. Именно организационный потенциал, или способность городских властей соединить всех заинтересованных участников процессов городского развития в целях устойчивого и сбалансированного движения вперед, создает основу для модернизации системы управления, внедрения необходимых и наиболее инновационных организационных методов, действующих как катализаторы, ускоряющие развитие и приращение городского потенциала.

Summary

I.S. Glebova. Role of Local Administration and Business in the Process of City Competitiveness Increasing (on the Example of Kazan).

As inter-city competition is increasing, the role of local administration is growing in the process of social and economic territorial development. City administration must create marketing development strategies, elaborate social investment projects and provide good policy for attracting finance into the city. It is very important for development of cooperation and collaboration between local administration and business in Russia. The current article analyzed the competitiveness of Kazan and its competitive advantages. Also, phases of Russian city development are determined and possibilities of city competitiveness increasing are described. The article includes some measures to solve problems of social and economic development in Kazan.

Key words: city competitiveness, competitive advantage, phase of city development, city development trends, local administration interests, business interests.

Литература

1. Электронная газета РТ [Сайт]. - Режим доступа: www.intertat.ru, свободный.

2. Сравнительный анализ социально-экономического развития городов - членов Ассоциации городов Поволжья за 2007 год и оценка 2008 года [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.city.samara.ru/important/9354/?printable=1, свободный.

3. Отчет об участии Исполнительного комитета г. Казани в международных выставках в 2007 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.kzn.ru, официальный сайт Мэрии г. Казани, свободный.

Поступила в редакцию

11.05.09

Глебова Ирина Станиславовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Казанского государственного университета.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.